Краснофлотец.1946 год. Май.
4 КРАСНОФЛОТЕЦ 5 мая 1946 г., № 104 (2490) Вокруг „конференции четырех" ПАРИЖ, 2 мая. (Спец. корр. ТАСС). Здешняя печать сообщает об американском проекте относи тельно Германни, который был поставлен на рассмотрение Совета Министров Иностранных Дел го сударственным секретарем США Бирнсом. После ааседання Совета Министров Бирнс сообщил пред ставителям печати содержание ггоекта и передал его текст, кото рый был затем опубликован в га зетах. Американский документ пред ставляет собой проект договора четырех держав — США, СССР, Англии и Франции—о разоружении Германии и контроле нлд этим разоружением. В проекте нет ни- *чего нового по сравнению с тем, что было зафиксировано ещ.з в де кларации ^ четырех держав от 5 июня 1945 года, обнародованной в связи с безоговорочной капиту ляцией Германии: о роспуске гер манских наземных, морских и воз душных вооруженных сил, о лик видации германского генерального штаба, о прекращении военных производств и т. д. Однако все эти меры, о необходимости безот лагательного осуществления ко торых страны - победительницы •заявили еще в прошлогодней де кларации, теперь вновь фигуриру ют в качестве проблемы, только еще ждущей своего разрешения, хотя пора' было бы говорить об их выполнении. Далее, в статье III американского проекта говорится, что безоговорочное принятие Гер манией условий разоружения явит ся предпосылкой прекращения ее оккупации союзными войсками. После окончания оккупации Гер мании американский проект пред усматривает создание межсоюз ной комиссии из представителей четырех держав, имеющей целью установление соответствующего контроля, который препятствовал *>ы Германии вновь вооружиться р течение 25 лет. Несмотря на то, что американ ский проект изложен в нарочито осторожной форме, более внима тельное ознакомление с ним неиз бежно вызывает ряд серьезных во просов. Поежде всего нельзя не обратить внимания на то, что здесь впервые официально поднимается вопрос о .фекращении оккупации Германии, причем эта мера ставится в зависи мость не от полного разрешения задач, которые союзники взялись осуществить путем этой оккупа ции, а только в зависимость от простой готовности немецких вла стей принять условия разоруже ния. Между тем ведь нельзя за быть о том, что уроки двух опу стошительнейших .войн, вызванных Германией в течение жизни одно- ' го поколения, привели союзников к единодушному решению о необ ходимости длительной оккупации Германии с целью эффективной ликвидации германского милита ризма, искоренения всех остатков гитлеризма и переустройства стра ны на демократических началах. Б особенности опыт послевероаль- ского периода, когда германский империализм сумел вновь воору житься, несмотря на установлен ный Версальским договором конт роль над ^демилитаризацией Гер мании, показывает, что оккупация этой страны союзными войсками является единственной прочной гарантией против возможного воз рождения агрессивных сил в Гер мании, пока не разрешены пол ностью задачи ее демилитариза ции и денацификации. Похоже на то, что американский проект оз начает подготовку отказа от основ ного обязательства, взятого на се бя союзниками в отношении Гер мании, а именно — от ее длитель ной оккупации с целью действи тельного уничтожения корней и без остатка германского милита ризма. В таком случае разве не ясно, что такой план далек от це-, леи действительного предупрежу дения нового возрождения мили таристской Германии. Далее бросается в глаза, что в американском документе опять выдвигаются в качестве какой-то новинки такие задачи в области разоружения Германии, которые уже были согласованы между со юзниками около года тому назади за истекший срок должны были быть в большей своей части раз решены практически. Понятно, что для действительного выполнения таких задач, как ликвидация гер манских вооруженных сил, прежде всего не требуется подписывать новые документы, поскольку со юзники, включая и США, уже взя ли на себя обязательства на этот счет, которые ничем не отменены и должны выполняться всеми, кто их подписал. Самый факт появле ния нового проекта договора по столь важному вопросу, относи тельно которого уже существуют совместные решения, обязательные для всех союзников, естественно, вызывает мысли о том, не являет ся ли новый документ своего рода бумажной завесой, имеющей целью прикрыть отступление от выпол нения ранее принятых обязательств или, во всяком случае, обойти эти решения полагать, что это предложение бу дет встречено с* сочувствием все ми. кто действительно хочет разо ружения Германии и заинтересован в практическом успехе этого дела, а не в том, чтобы сводить дело к новым бумажным декларациям. спасает положения и дли тельный 25-летний срок, предус мотренный в американском доку менте. Опыт дипломатических от ношений последнего времени гово рит о том, что иногда новые со глашения на более длительные сроки предлагаются как раз теми, кто в настоящее время на каждом шагу нарушает уже существующие договоры. Достаточно вспомнить предложение о новом 50-летнем договоре с Советским Союзом, выдвинутое не так давно англий скими политиками, которые дей ствуют отнюдь не в духе уже су ществующего между обеими стра нами союзного договора, заключен ного в 1942 году сроком на 20 лет. Характерна реакция французской печати на американский проект от носительно Германии. В откликах ряда газет проскальзывает опасе ние, не' является ли американский проект не столь проектом демили таризации Германии, сколько доку ментом, рассчитанным на создание После внесения американского дополнительных трудностей и но- проекта на рассмотрение С о в е т а о с л о ж н е н и й в^ деле выполне- Министров с советской стороны было сделано другое предложе ние: прежде всего обследовать, в каком состоянии находится в на стоящее время дело разоружения во всех зонах оккупации Германии. Естественно, что для успеха дела разоружения Германии проверка исполнения уже принятых реше ний имеет крупнейшее практиче ское значение, между тем, как без такой проверки каждое новое со глашение неизбежно окажется лишь чисто бумажным документом, который может облегчить задачу тем, кто на деле не хочет прове сти в жизнь уже принятые реше ния по разоружению Германии. Из вестны многочисленные факты, свидетельствующие о том, что да леко не повсюду осуществлены те мероприятия по разоружению Гер мании, которые были предусмот рены декларацией о капитуляции Германии. Достаточно вспомнить о многочисленных германских воин ских соединениях, которые еще в начале ньюешнего года существо вали в английской зоне оккупации Германии и должны были быть распущены, по заявлениям англий ских властей, в январе. Распущены ли они действительно? Известны многочисленные случаи, когда немцы в западных зонах сохрани ли в замаскированном виде ряд военных предприятий. Почему-то с, американской стороны не проявля лось и не проявляется заботы о проверке действительного положе ния вещей. Между тем ясно, что те, кто действительно стремится к разоружению Германии, должны бы заинтересоваться, проведено ли это разоружение во всех зонах ок купации Германии, как это было решено союзниками год тому на зад. У всех свежи в памяти недав ние сообщения о раскрытии широ ко разветвленной сети подпольных вооруженных гитлеровских орга низаций в трех западных зонах оккупации Германии. Число аре стованных • руководителей этих организаций составляет много со тен человек. Наконец, нельзя упускать из виду, что процесс де мократизации Германии все еще наталкивается во многих случаях на преграды, что, естественно, за трудняет дело искоренения фашиз ма и ликвидации его позиций в политической и общественной жиз ни. В свете всех этих фактов по нятно советское предложение об обследовании хода выполнения прежних решений союзных держав о разоружении Германии. Можно < иия этой задачи. Несмотря на то, что Бидо на заседании Совета Министров не возражал против проекта Бирнса, газета «Монд», являющаяся официозом Кэ д’Ор- сэй (Министерство иностранных дел), в передовой статье подчер кивает, что американский проект не вызывает восторга. Газета пи шет: «Поскольку он предусматри вает установление контроля над разоружением Германии в течение 25 лет после окончания оккупации, прежде всего возникает вопрос: не имеет ли он целью ускорить окончание оккупации?» Газета на поминает, что, хотя Эйзенхауэр и его преемник на посту командую щего американскими войсками в Германии — Макнерни — неодно кратно заявляли, что оккупация Германии продлится по меньшей мере 10 лет, оккупация не поль зуется популярностью ни среди определенных кругов в Америке, ни среди американских войск в Европе. Еще яснее выражаются другие газеты, например, «Пари- пресс», заявляющая, что Франция не поддержит американский про ект, поскольку он на деле сводит ся к отказу от оккупации Герма нии. Ряд парижских газет выска зывает опасение, что новый аме риканский проект имеет одной из задач отвлечь внимание от пробле мы Рура и Рейна, которую фран цузы считают столь существенной для безопасности своей страны. Отмечая, что наиболее действи тельной гарантией разоружения Германии является ее оккупация союзными войсками, газета «Монд», со своей стороны, предупреждает, что Германия сможет стать вновь опасной в том случае, если бы агрессивные силы Германии полу чили возможность использовать в своих целях расхождения между державами - победительницами. С этим выводом нельзя не согла ситься, особенно если иметь в ви ду многократные заявления реак ционных органов английской и американской печати, не оставля ющие сомнений в том, какие имен но круги заинтересованы в срыве сотрудничества между союзными державами. Позиции влиятельных реакционных кругов, вдохновляе мых Черчиллями и их американ скими друзьями, которые в своих близоруких расчетах готовы пол ностью пренебречь интересами обеспечения прочного' мира, явля ются ключом к пониманию ряда дополнительных трудностей, соз даваемых в ходе парижских пере говоров. Выступление Моргентау по радио НЬЮ - ИОРК, 2 мая. (ТАСС). Выступая по радио вечером 1 мая, бывший министр финансов США Моргентау заявил относительно предложенного Бирнсом договора четырех держав о 25-летнем кон троле над Германией, что намере ния Бирнса поад еще неясны, но со времени КвёбёЁской конферен ции в 1944 году он, Моргентау, серьезно подозревал, что влия тельные американские и англий ские официальные лица желали саботировать подлинную цель, ко торая была позже выражена в Потсдамском соглашении. Морген тау подчеркнул, что предложение Бирнса появляется после того, как союзники уже сформулировали по литику в отношении Германии. Моргентау напомнил меморандум Черчилля и Рузвельта в Квебеке, декларацию трех держав в Ялте и декларацию Трумэна, Сталина и Эттли на Потсдамской конферен ции. Отвечая на вопрос, в какой ме: ре союзники выполнили опреде ленные обязательства, которые они взяли на себя во время Потсдам ской конференции, Моргентау зая вил: «Мы все еще не закончили сос тавление полного списка оборудо вания, которое должно быть вы везено из Западной Германии в качестве репараций; этот список, согласно решению, принятому на Потсдамской конференции, должен был быть составлен к 2 февраля 1946 года. Я понимаю, почему Со ветский Союз в настоящее время решительно протестует против по добного нарушения Потсдамского соглашения английским и амери-* канским правительствами. Мы так же не выполнили нашего обяза тельства деиндустриализировать Германию. Это яснее всего чув ствуется в Руре, где у нас есть достаточные основания предпола гать, что англичане в действитель ности содёйствуют восстановлению тяжелой промышленности Герма нии вместо ликвидации ее. ! Мы не выполнили нашего обя зательства денацифицировать и перевоспитать народ- Западной Германии, которому еще должны быть привиты демократические взгляды. Об этом свидетельству ют тревожные сообщения печати, появившиеся в последние недели. Наконец, мы не предприняли определенных действий в отношен нии 7—8 тысяч членов германско го генерального штаба для того, чтобы помешать им когда - либо снова попытаться восстановить германскую армию. Со времени сформулирования в Квебеке в 1944 г. союзной поли тики по отношению к Германии мне было известно, что влиятель ные элементы в американском пра вительстве были против той поли тики в отношении Германии, кото рую разработал Рузвельт и к ко торой впоследствии присоединил ся Трумэн. Я сильно подозреваю, что невыполнение условий Потс дамского соглашения об’ясняется не только некомпетентностью ад министрации и свертыванием ок купационных войск, но также и желанием английских и влиятель ных американских официальных лиц саботировать действительную цель Потсдамского соглашения». Процесс главных немецких военных преступников в Нюрнберге Утреннее заседание 2 мая НЮРНБЕРГ, 2 мая. (ТАСС). Начало утреннего заседания Три бунала 2 мая было посвящено про цессуальным вопросам. Затем за щитник Шахта адвокат Дикс про должал допрос своего подзащит ного. Вечеонее заседание 2 мая НЮРНБЕРГ, 2 мая. (ТАСС). На вечернем заседании Трибунала обвинение приступило к допросу подсудимого Шахта. Перед нача лом допроса Шахт, неоднократно прерываемый представителями об винения и председательствующим, пытался утверждать, что он якобы чуть ли не с 1920 г. «боролся» против Гитлера и гитлеровской партии и т. п. Представитель американского обвинения Джексон, начавший до прос подсудимого, разоблачает прежде всего лживость только что сделанных Шахтом заявлений. До кументальными данными и свиде тельскими показаниями обвини тель доказывает, что Шахт моби лизовал на поддержку гитлеров ской партии все силы и средства германских крупных промышлен ников. . До прихода гитлеровцев к вла сти Шахт развил поистнне беше ную активность для того, чтобы посадить Гитлера в кресло рейхс канцлера. Шахт был тесно связан с гит леровской верхушкой не толь-^ ко после прихода гитлеровцев к власти. Обвинитель оглашает лич ное письмо подсудимого Гитлеру от 29 августа 1932 года, в кото ром Шахт обещал фашистскому главарю самую активную поддерж ку и предлагал себя в его распо ряжение. Более того, он подталки вал Гитлера к захвату власти. Цитируя собственные показа ния Шахта, а также выдержки из книжек Геббельса, бывшего аме риканского посла в Берлине Додда, обвинитель шаг за шагом показывает активность Шахта в деле установления и укрепления гитлеровского режима в Германии. Отвечая на вопросы обвинителя, подсудимый признает, что он б?тл инициатором гитлеровских антиеч- рейских законов, по которым ев реи были лишены их собственно сти. Обвинитель устанавливает пол ное сотрудничество между Шах том и Герингом в области эконо мики. Продолжение допроса Шахта переносится на утреннее заседание 3 мая. 6 МАЯ НАЧНЕТСЯ СУД НАД ГЛАВНЫМИ РУМЫНСКИМИ ВОЕННЫМИ ПРЕСТУПНИКАМИ ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ПАРИЖ , 4 мая. (ТАСС). Сегод ня утром состоялось очередное заседание Совета Министров Ино странных дел, окончившееся в 13 часов 40 минут по парижскому премени. В 17 часов началось ве чернее заседание Совета. СОЗДАНИЕ В США НОВОЙ АНТИФАШИСТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НЬЮ - ЙОРК, 4 мая. (ТАСС). «Конгресе борьбы за гражданские права» сообщил представителям печати, что на организационном митинге, состоявшемся на днях в Детройте, 372 делегата, представ ляющие 20 национальных рабочих, молодежных и религиозных групп, а также, организаций ветеранов и других, создали постоянную орга низацию для борьбы с фашизмом в США. Делегаты призвали лик видировать «Комиссию палаты представителей США по рассле дованию антиамериканской дея тельности». БУХАРЕСТ, 2 мая. (ТАСС). По сообщению газеты «Ромыниа Либера», 6 мая начнется процесс главных румынских военных пре ступников. Перед народным три буналом предстанут Ион Антоне- ску, Михай Антонеску, Хориа Си ма. Константин Пантази и др. Обвинительный акт содержит 200 страниц и начинается указа нием, что «Ион Антонеску и те, кто поддерживал его политику, виновны в катастрофе страны, з военных преступлениях. Они пре дали интересы румынского наро да, поставили страну на службу гитлеровцам. Румынская нация, представленная народными судья ми, должна рассмотреть их пре ступления и заслуженно покарать их». НАЧАЛСЯ СУД НАД ЯПОНСКИМИ ВОЕННЫМИ ПРЕСТУПНИКАМИ ТОКИО, 3 мая. (ТАСС). Быв- [предстали сегодня перед Между- ший премьер-министр Японии, за-: народным Трибуналом по обвине- . ‘ нию в «ведении агрессивных войн нимавшии этот пост во время . и соверШении массовых убийств». нападения на Пирл-Харбор, гене рал Хидеки Тодзио и 27 других высокопоставленных японских по литических и - ъ—_ воевных лидеров Ответственный редантор А. ДИВАВИН. ГМ 03704. Заказ № 289
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz