Краснофлотец.1946 год. Март.
К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 26 марга 1946 г., № 7! (2457) Первые ша ги Своевреивиная поддержка толь ко что выдвинутому из красно флотцев старшине, внимательная, постоянная помощь ему — перво степенная задача каждого офице ра. Флот растет, растут и люди. Вчерашний старшина стал мич маном, краснофлотец — старши ной. На смену ветеранам, бывалым морякам приходят на корабль мо лодые. среди которых бывалый моряк выделяется сразу и пове дением, и выправкой, и отноше нием к службе. И вот он, сам вче рашний краснофлотец, сегодня по ставлен командовать отделением ИЛИ ГРУППОЙ. Он ПРИВЫК быть ПС' полнителем, а тут перед ним — подчиненные; среди них есть и проплававшие вместе с ним не один год друзья-товарищи и моло дежь, не знающая, что такое на стоящий бой. К ним иужен разный подход. Сколько дум, сомнений возни кает у нового старшины в первые дни? Как остро реагирует он на собственные ошибки и ждет одо брения своим первым успехам. Поистине неоценима дружеская поддержка какому командиру со стороны внимательного офицера. Причем, поддержка не формаль ная. Одному нужно помогать вначале на каждом шагу, друго му достаточно выразить только одобрение, чтобы он действовал увереннее. С этой точки зрения интересен опыт двух молодых старшин с эс кадренного миноносца «Карл. Либ- киехт». Г. Старший краснофлотец М. Ф. Трофимов, машинист-турбинист, служит на флоте по шестому году. На корабле с 1942 года. Исполни тельный и серьезный, он твердо знал свои обязанности, задачи от деления; был во всех боевых по ходах эсминца. Он привык за эти годы к товарищам, к сложившим ся с ними отношениям. Конечно, его радовали успехи отделения, огорчали недостатки, но все же он был только рядовой. И вот в декабре прошлого года бывший командир отделения ушел с ко рабля. На его место поставили Трофимова. Командир БЧ-У вы звал Трофимова к себе, долто бе седовал с ним, советовал, как ве- гтп себя, обещал постоянно помо гать. Трофимов вышел от коман дира уверенный в себе и доволь ный оказанным ему доверием. А пришел в отделение, посмот рел на своих товарищей уже по- новому, как старшина, и немного растерялся. Как же ему теиерь подходить к ним, как заботиться о них, учить? Смолянинов, Кова лев, Махленков — старые друзья, такие же. как он, любители пошу тить. поспорить, иногда поругать ДРУГ друга. А теперь как? Споров м;-жду собой и подчиненными до пускать нельзя, пререканий — тем более. Долго не спал в эту ночь но вый командир отделения, вспоми нал советы командира боевой ча сти, вдумывался в характеры и особенности подчиненных, рас считывал, с чего начать завтра день, как сразу и твердо поставить все на деловую ногу. Первыйдень своего командования Трофимов запомнил надолго. Утром поднялся раньше всех в отделении. Решил сразу же показать, товарищам, что | дружба — дружбой, а служба — службе*. Первое его приказание встрети ли, особенно Махленков, улыбоч ками, дружелюбными шутками и не спевши выполнить распоря жения. Трофимов строже повто рил приказание. Тогда к нему по дошел Махленков и, похлопав по плечу, с легкой иронией одобрил: — Хорошо действуешь, коман дир. Так нас и надо учить. Трофимов, не торопясь, снял ру ку Махленкова с плеча. — Разве к командиру так об ращаются, товарищ Махленков?— сурово спросил он. Махленков резко отошел от командира. «Значит, обиделся. Может быть, я не прав?— подумал Трофимов.— Теперь будет сердиться». Но прак тика показала, что он был прав. Махленков понял, что тут не до пгуток, и приказания уже стая вы полнить немедленно, а замечания выслушивать молча, без возраже ний. Вскоре произошла стычка с другим подчиненный— с красно флотцем Ковалевым. Неплохой специалист, Ковалев излишне са моуверен, иногда зазнается, не желает заниматься черновой ра ботой, не любит замечаний. — Что вы меня учите, я по нимав дело не хуже вашего. — Вы обязаны слушать мои замечания и выполнять их. Требовательность в подчинен ным со стороны Трофимова, его стремление бороться за дисципли ну н порядок в отделении были поддержаны коммунистами. Снова беспокойная ночь. Про верка первого опыта, продумыва ние своих действий. Вот бы когда нужно поговорить с командиром БЧ. Но тот его не вызывал, а сам Трофимов итти не решился. Трофииову помогла принципи альная настойчивость. В борьбе с вкоренившимся панибратством он одержал победу. Постепенно при выкли к его командирскому топу, к тому, что он не уступает св<ук прав, не меняет своих распоря жений. Он нашел свою линию в работе и строго следует ей. До бившись образцового состояния в заведыванни своих подчиненных, он поставил перед каждым из них на конкретных примерах задачу еще более успешного освоения специальностей. Таким образом, участник бое вых действий корабля, воспитан ный на флотских традициях, во левой и решительный, Трофимов нашел свое место в отделении. П. Месяц тому назад произведен ный в командиры отделения сиг нальщиков на этом же корабле старший краснофлотец В. А. Ру лев резко отличается от Трофимо ва. Он недавно пришел на корабль, в боевых походах не участвовал. Он. конечно, слабее Трофи мова как моряк. В отделе нии, командиром которого он вы двинут. как лучший сигнальщик, находятся два его друга еще по училищу — краснофлотцы Шиш кин и Оыдряков. Все трое ирн- выкли называть друг друга за просто, в одном строю стоять, оди наковую работу делать. И вдруг— рулев стал командиром. Если Трофимову удалось спра виться с панибратством в отде лении, так это об'ясняется глав ным образом закаленностью, при вычкой к дисциплине как у само го Трофимова, так и у большин ства его подчиненных. У Рулева же все подчиненные — молодежь, да и сам он не старше их годами и опытом. Именно такому младше му командиру и нужна повседнев ная помощь офицера, вплоть до со ставления вместе с ним конспекта ванятий, до обсуждения каждого его поступка. Рулеву командовать тяжело. «Дружки», особенно краснофло тец Шишкин, подчиняются «со скрипом», нехотя, с пререкания ми. А у Рулева пока еще нехва- тает силы воли одернуть подчи ненных, призвать их к порядку решительно и строго. В спорах с подчиненными Рулев чаще смол кает сам. Правда, однажды его вы вели из терпения. Было это так. Шишкин не встал по дудке. Ру- лев разбудил его. — Ну, чего? — недовольно поднял голову Шишкин. — Вставать пора. — Ну, и вставай, — буркнул Шишкин. После нескольких бесплодных попыток поднять Шишкина Ру лев покраснел и резко, властно гриказал: — Встать! ^го было так неожиданно, что Шишкин сразу вскочил с постели. — За нарушение внутреннего расиорядка н неподчинение мне, как командиру, получите... наряд вне очереди. Но порыв прошел, и Рулеву да же немного совестно стало, он да же пытался сам первый заговари вать с «обиженным» Шишкиным. Молодой старшина не может сам определить свои отношения с подчиненными и никто ему в этом не помогает. — Не хочется портить взаимо отношений, — говорит он. И... «не портит». Зачастую мо жно видеть, как он разговаривает с подчиненным, стоя перед ним. а подчиненный в это время сидит. Рулев чувствует, что у него что- то не получается, что не так надо руководить отделением, а как — найти не может. Специальность свою Рулев знает безупречно и мог бы быть отлич ным командиром, если бы не стес нялся 'быть таким же принципи ально требовательным, как Трофи мов, если бы решительно отказал ся от панибратства, от боязни «испортить» отношения с подчи ненными. Но для этого Рулеву со вершенно необходима на первых порах помощь со стороны офице ров. А он ее не получает. Два младших командира на од ном корабле — Рулев и Трофи мов, — а как различны у них ме тоды работы! Помощь нужна обоим, но может ли быть эта помощь одинаковой? Нет, конечно. Если требуется вдуичивый подход к краснофлотцу, то в отношении иолодых коман диров этот подход должен быть во много раз вдумчивее, вниматель нее. Следует понять, что там, где нет внимания и помощи со сторо ны офицеров новым, выдвигаемым из краснофлотцев, молодым коман дирам отделений, там трудно ожи дать успехов в наведении дисцип лины и порядка, в боевой подго товке. Старший лейтенант И, КУВШИНОВ. М Л.Л --- И"!СыСо Декада, посвященная 10-летию театра Северного флота ЛЮБИМЫЕ РОЛИ — Итак, ты направляешься к новому »эсту службы — в театр Северного флота! Там должна быть интересная работа! Так напутствовали меня това рищи ровно девять лет назад, ранней весной 1936 годе. В это вдемя шел уже четвертый год моей работы на сцене, и я по ехал на Север о полным созна нием, что в только что создан ном театре придется много и упорно трудиться над тем, что бы сделать его достойным са мого молодого флота страны. В театральном коллективе, ко торый готовил уже третий спек такль («Слава» В. Гусева), я по знакомился с талантливой ак терской молодежью, у которой было многм юношеского задора и кипучей энергии, но подчас нехватало настоящей цеатзаль- ной культуры, актерами театра были вчерашние представители краснофлотской самодеятель ности. Не блестяще выглядел я сам театр — сценическая площадка была не оборудована, костюмов, париков, о ’квизита нехватало ня то, чтобы должным образом обеспечить участников того или иного спектакля. Но молодые актеры не унывали и не падали духом. Не было декораций — ях делали свайки руками сами актеры,- нахватало костюмов — актеры отправлялись по квар тирам товарищей-моряков ис кать подходящее одеяние. Вспо минаются и текло случая: вы ходишь на сцену по ходу пьесы и вдруг слышишь реплику из зрительного зала: «Оботри, Берсенев-то играет в моем ки теле!» Признаюсь тэперь. что в день спектакля мы оставляли без сапог и кителей, вероятно, полтарнизона. Но. конечно, ни зрителям, ни актерам и в голову не прихо дило обижаться на это обстоя тельство. Моряки сразу по любили свой театр, а мы, работ ники сцены, были только благо дарны столь отзывчивым и чут ким зритрдем за тот теплый прием. которым встречался кеж- спектакль молодого северо- > аго театра. ролей того времени, кото рые мне пришлось играть на сцене, мне кажется особенно близкой и дорогой роль Вайно нена в пьесе «Оптимистическая тратедия». Этот спектакль был переломным в жизни нашего театрй. Постановщик С. А. Мор- щихнн поставил задачей соз дать из «Оптимистической тра гедии» монументальный, стро гийи эмоциональный спектакль о героических моряках. И с этой палачей, надо признать, кг •'лектив театра успешно справился. Спектакль «Оптими стическая трагедия» у вас счи тается лучшим по своей худо жественной ценности я идейно- политической насыщенности. В исполнении роли Вайшшвнама» во многом помог, как актеру, режиссер С. А. Морщихин. В дни Великой Отечественной войны наш театр поставил пьесу К. Симонова «Русские люди». В ней мне была пору чена роль Сафонова. Эта роль, прежде всего, была ответствен ной, потому что в образе Сафо нова была заложена большая моральная сила, высокий Па триотизм русского человека. Вс,е это я отчетливо сознавал, когда приступал к работ; на* ролью. Мне хотелось выразить в образе Сафонова собиратель ный тип героя Отечественной войны, воина славной Красной Армии и Военно-Морского Фло та. и выразить это так, чтобы каждый яз наших зрителей за хотел стать похожим на Сафо нова. Как это удалось — судить ко мне, но я на всю жизнь запом нил один из спектаклей, кото рый мы давали для моряков, едущих под Сталинград. После этого спектакля ко мне подошел один боен и спрашивает: — Как это в пьесеты говорил про немцев? До тех пор, пока последний из них не будет вот здесь, под ногами у меня! Я утвердительно кивнул го ловой. Он сказал, что он будет поступать так же на фронте. И. крепко пожав мне руку, по спешил догнать товарищей. За десять лет моей работы театре Северного флота ми? до велось сыграть 35 больших и малых ролей. И сейчас, подводя итоги десятилетв’то пути, ра достно сознавать, что наше лю бимое детище —театр по праву занимает почетно? место в ря/г боевых частей н кораблей фле та. Артист театра Севвонога флата М. ИСАЕВ. Куосы легких водолазов На крейсере «Мурманск» созданы курсы по подготовке легких водолазов. В двух груп пах обучается много молодых краснофлотцев. Под руководством опытного водолаза старшего краснофлот ца Бориса Шадеегва и старгтгипы 1 статьи Петра Саввича курсан ты изучают историю водолаз ного дела и устройство догко- Еододазиых аппаратов. Фино- логию н патологию леткочодс- лазного дела ’датает старший лейтенант медицинской служим Бушуев. Уже проведено несколько за нятий. Сейчас слушатели прак тически учатся собирать и раз бирать водолазные аппараты, тренируются самостоятельна заряжать аппараты кислородом и хтаяюглотителем. Особое старание и любозна тельность проявляют на заня тиях краснофлотцы Фищук. Гусев, Осипов. М. ЮЩЕНКО. На инспекторских стрельбах В подразделении старшего лей тенанта Коряк на-днях состоялись инспекторские стрельбы. Прово дил их представитель штаба сое динения майор Мокеев. Лучших результатов на стрельбах доби лись артиллеристы тт. Молов, Смирнов П . Дубинин, Смирнов Вокуе* и Комаров. Все упражне ния они сдали на «отлично*. Вы сокие знания показали они и,.пря опросе. Материальную часть ору дий эти бойцы знают безупречна Младший сержант Ф. ИСТОМИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz