Краснофлотец.1946 год. Март.

К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 26 марга 1946 г., № 7! (2457) Первые ша ги Своевреивиная поддержка толь­ ко что выдвинутому из красно­ флотцев старшине, внимательная, постоянная помощь ему — перво­ степенная задача каждого офице­ ра. Флот растет, растут и люди. Вчерашний старшина стал мич­ маном, краснофлотец — старши­ ной. На смену ветеранам, бывалым морякам приходят на корабль мо­ лодые. среди которых бывалый моряк выделяется сразу и пове­ дением, и выправкой, и отноше­ нием к службе. И вот он, сам вче­ рашний краснофлотец, сегодня по­ ставлен командовать отделением ИЛИ ГРУППОЙ. Он ПРИВЫК быть ПС' полнителем, а тут перед ним — подчиненные; среди них есть и проплававшие вместе с ним не один год друзья-товарищи и моло­ дежь, не знающая, что такое на­ стоящий бой. К ним иужен разный подход. Сколько дум, сомнений возни­ кает у нового старшины в первые дни? Как остро реагирует он на собственные ошибки и ждет одо­ брения своим первым успехам. Поистине неоценима дружеская поддержка какому командиру со стороны внимательного офицера. Причем, поддержка не формаль­ ная. Одному нужно помогать вначале на каждом шагу, друго­ му достаточно выразить только одобрение, чтобы он действовал увереннее. С этой точки зрения интересен опыт двух молодых старшин с эс­ кадренного миноносца «Карл. Либ- киехт». Г. Старший краснофлотец М. Ф. Трофимов, машинист-турбинист, служит на флоте по шестому году. На корабле с 1942 года. Исполни­ тельный и серьезный, он твердо знал свои обязанности, задачи от­ деления; был во всех боевых по­ ходах эсминца. Он привык за эти годы к товарищам, к сложившим­ ся с ними отношениям. Конечно, его радовали успехи отделения, огорчали недостатки, но все же он был только рядовой. И вот в декабре прошлого года бывший командир отделения ушел с ко­ рабля. На его место поставили Трофимова. Командир БЧ-У вы­ звал Трофимова к себе, долто бе­ седовал с ним, советовал, как ве- гтп себя, обещал постоянно помо­ гать. Трофимов вышел от коман­ дира уверенный в себе и доволь­ ный оказанным ему доверием. А пришел в отделение, посмот­ рел на своих товарищей уже по- новому, как старшина, и немного растерялся. Как же ему теиерь подходить к ним, как заботиться о них, учить? Смолянинов, Кова­ лев, Махленков — старые друзья, такие же. как он, любители пошу­ тить. поспорить, иногда поругать ДРУГ друга. А теперь как? Споров м;-жду собой и подчиненными до­ пускать нельзя, пререканий — тем более. Долго не спал в эту ночь но­ вый командир отделения, вспоми­ нал советы командира боевой ча­ сти, вдумывался в характеры и особенности подчиненных, рас­ считывал, с чего начать завтра день, как сразу и твердо поставить все на деловую ногу. Первыйдень своего командования Трофимов запомнил надолго. Утром поднялся раньше всех в отделении. Решил сразу же показать, товарищам, что | дружба — дружбой, а служба — службе*. Первое его приказание встрети­ ли, особенно Махленков, улыбоч­ ками, дружелюбными шутками и не спевши выполнить распоря­ жения. Трофимов строже повто­ рил приказание. Тогда к нему по­ дошел Махленков и, похлопав по плечу, с легкой иронией одобрил: — Хорошо действуешь, коман­ дир. Так нас и надо учить. Трофимов, не торопясь, снял ру­ ку Махленкова с плеча. — Разве к командиру так об­ ращаются, товарищ Махленков?— сурово спросил он. Махленков резко отошел от командира. «Значит, обиделся. Может быть, я не прав?— подумал Трофимов.— Теперь будет сердиться». Но прак­ тика показала, что он был прав. Махленков понял, что тут не до пгуток, и приказания уже стая вы­ полнить немедленно, а замечания выслушивать молча, без возраже­ ний. Вскоре произошла стычка с другим подчиненный— с красно­ флотцем Ковалевым. Неплохой специалист, Ковалев излишне са­ моуверен, иногда зазнается, не желает заниматься черновой ра­ ботой, не любит замечаний. — Что вы меня учите, я по­ нимав дело не хуже вашего. — Вы обязаны слушать мои замечания и выполнять их. Требовательность в подчинен­ ным со стороны Трофимова, его стремление бороться за дисципли­ ну н порядок в отделении были поддержаны коммунистами. Снова беспокойная ночь. Про­ верка первого опыта, продумыва­ ние своих действий. Вот бы когда нужно поговорить с командиром БЧ. Но тот его не вызывал, а сам Трофимов итти не решился. Трофииову помогла принципи­ альная настойчивость. В борьбе с вкоренившимся панибратством он одержал победу. Постепенно при­ выкли к его командирскому топу, к тому, что он не уступает св<ук прав, не меняет своих распоря­ жений. Он нашел свою линию в работе и строго следует ей. До­ бившись образцового состояния в заведыванни своих подчиненных, он поставил перед каждым из них на конкретных примерах задачу еще более успешного освоения специальностей. Таким образом, участник бое­ вых действий корабля, воспитан­ ный на флотских традициях, во­ левой и решительный, Трофимов нашел свое место в отделении. П. Месяц тому назад произведен­ ный в командиры отделения сиг­ нальщиков на этом же корабле старший краснофлотец В. А. Ру­ лев резко отличается от Трофимо­ ва. Он недавно пришел на корабль, в боевых походах не участвовал. Он. конечно, слабее Трофи­ мова как моряк. В отделе­ нии, командиром которого он вы­ двинут. как лучший сигнальщик, находятся два его друга еще по училищу — краснофлотцы Шиш­ кин и Оыдряков. Все трое ирн- выкли называть друг друга за­ просто, в одном строю стоять, оди­ наковую работу делать. И вдруг— рулев стал командиром. Если Трофимову удалось спра­ виться с панибратством в отде­ лении, так это об'ясняется глав­ ным образом закаленностью, при­ вычкой к дисциплине как у само­ го Трофимова, так и у большин­ ства его подчиненных. У Рулева же все подчиненные — молодежь, да и сам он не старше их годами и опытом. Именно такому младше­ му командиру и нужна повседнев­ ная помощь офицера, вплоть до со­ ставления вместе с ним конспекта ванятий, до обсуждения каждого его поступка. Рулеву командовать тяжело. «Дружки», особенно краснофло­ тец Шишкин, подчиняются «со скрипом», нехотя, с пререкания­ ми. А у Рулева пока еще нехва- тает силы воли одернуть подчи­ ненных, призвать их к порядку решительно и строго. В спорах с подчиненными Рулев чаще смол­ кает сам. Правда, однажды его вы­ вели из терпения. Было это так. Шишкин не встал по дудке. Ру- лев разбудил его. — Ну, чего? — недовольно поднял голову Шишкин. — Вставать пора. — Ну, и вставай, — буркнул Шишкин. После нескольких бесплодных попыток поднять Шишкина Ру­ лев покраснел и резко, властно гриказал: — Встать! ^го было так неожиданно, что Шишкин сразу вскочил с постели. — За нарушение внутреннего расиорядка н неподчинение мне, как командиру, получите... наряд вне очереди. Но порыв прошел, и Рулеву да­ же немного совестно стало, он да­ же пытался сам первый заговари­ вать с «обиженным» Шишкиным. Молодой старшина не может сам определить свои отношения с подчиненными и никто ему в этом не помогает. — Не хочется портить взаимо­ отношений, — говорит он. И... «не портит». Зачастую мо­ жно видеть, как он разговаривает с подчиненным, стоя перед ним. а подчиненный в это время сидит. Рулев чувствует, что у него что- то не получается, что не так надо руководить отделением, а как — найти не может. Специальность свою Рулев знает безупречно и мог бы быть отлич­ ным командиром, если бы не стес­ нялся 'быть таким же принципи­ ально требовательным, как Трофи­ мов, если бы решительно отказал­ ся от панибратства, от боязни «испортить» отношения с подчи­ ненными. Но для этого Рулеву со­ вершенно необходима на первых порах помощь со стороны офице­ ров. А он ее не получает. Два младших командира на од­ ном корабле — Рулев и Трофи­ мов, — а как различны у них ме­ тоды работы! Помощь нужна обоим, но может ли быть эта помощь одинаковой? Нет, конечно. Если требуется вдуичивый подход к краснофлотцу, то в отношении иолодых коман­ диров этот подход должен быть во много раз вдумчивее, вниматель­ нее. Следует понять, что там, где нет внимания и помощи со сторо­ ны офицеров новым, выдвигаемым из краснофлотцев, молодым коман­ дирам отделений, там трудно ожи­ дать успехов в наведении дисцип­ лины и порядка, в боевой подго­ товке. Старший лейтенант И, КУВШИНОВ. М Л.Л --- И"!СыСо Декада, посвященная 10-летию театра Северного флота ЛЮБИМЫЕ РОЛИ — Итак, ты направляешься к новому »эсту службы — в театр Северного флота! Там должна быть интересная работа! Так напутствовали меня това­ рищи ровно девять лет назад, ранней весной 1936 годе. В это вдемя шел уже четвертый год моей работы на сцене, и я по­ ехал на Север о полным созна­ нием, что в только что создан­ ном театре придется много и упорно трудиться над тем, что­ бы сделать его достойным са­ мого молодого флота страны. В театральном коллективе, ко­ торый готовил уже третий спек­ такль («Слава» В. Гусева), я по­ знакомился с талантливой ак­ терской молодежью, у которой было многм юношеского задора и кипучей энергии, но подчас нехватало настоящей цеатзаль- ной культуры, актерами театра были вчерашние представители краснофлотской самодеятель­ ности. Не блестяще выглядел я сам театр — сценическая площадка была не оборудована, костюмов, париков, о ’квизита нехватало ня то, чтобы должным образом обеспечить участников того или иного спектакля. Но молодые актеры не унывали и не падали духом. Не было декораций — ях делали свайки руками сами актеры,- нахватало костюмов — актеры отправлялись по квар­ тирам товарищей-моряков ис­ кать подходящее одеяние. Вспо­ минаются и текло случая: вы­ ходишь на сцену по ходу пьесы и вдруг слышишь реплику из зрительного зала: «Оботри, Берсенев-то играет в моем ки­ теле!» Признаюсь тэперь. что в день спектакля мы оставляли без сапог и кителей, вероятно, полтарнизона. Но. конечно, ни зрителям, ни актерам и в голову не прихо­ дило обижаться на это обстоя­ тельство. Моряки сразу по­ любили свой театр, а мы, работ­ ники сцены, были только благо­ дарны столь отзывчивым и чут­ ким зритрдем за тот теплый прием. которым встречался кеж- спектакль молодого северо- > аго театра. ролей того времени, кото­ рые мне пришлось играть на сцене, мне кажется особенно близкой и дорогой роль Вайно­ нена в пьесе «Оптимистическая тратедия». Этот спектакль был переломным в жизни нашего театрй. Постановщик С. А. Мор- щихнн поставил задачей соз­ дать из «Оптимистической тра­ гедии» монументальный, стро­ гийи эмоциональный спектакль о героических моряках. И с этой палачей, надо признать, кг •'лектив театра успешно справился. Спектакль «Оптими­ стическая трагедия» у вас счи­ тается лучшим по своей худо­ жественной ценности я идейно- политической насыщенности. В исполнении роли Вайшшвнама» во многом помог, как актеру, режиссер С. А. Морщихин. В дни Великой Отечественной войны наш театр поставил пьесу К. Симонова «Русские люди». В ней мне была пору­ чена роль Сафонова. Эта роль, прежде всего, была ответствен­ ной, потому что в образе Сафо­ нова была заложена большая моральная сила, высокий Па­ триотизм русского человека. Вс,е это я отчетливо сознавал, когда приступал к работ; на* ролью. Мне хотелось выразить в образе Сафонова собиратель­ ный тип героя Отечественной войны, воина славной Красной Армии и Военно-Морского Фло­ та. и выразить это так, чтобы каждый яз наших зрителей за­ хотел стать похожим на Сафо­ нова. Как это удалось — судить ко мне, но я на всю жизнь запом­ нил один из спектаклей, кото­ рый мы давали для моряков, едущих под Сталинград. После этого спектакля ко мне подошел один боен и спрашивает: — Как это в пьесеты говорил про немцев? До тех пор, пока последний из них не будет вот здесь, под ногами у меня! Я утвердительно кивнул го­ ловой. Он сказал, что он будет поступать так же на фронте. И. крепко пожав мне руку, по­ спешил догнать товарищей. За десять лет моей работы театре Северного флота ми? до­ велось сыграть 35 больших и малых ролей. И сейчас, подводя итоги десятилетв’то пути, ра­ достно сознавать, что наше лю­ бимое детище —театр по праву занимает почетно? место в ря/г боевых частей н кораблей фле та. Артист театра Севвонога флата М. ИСАЕВ. Куосы легких водолазов На крейсере «Мурманск» созданы курсы по подготовке легких водолазов. В двух груп­ пах обучается много молодых краснофлотцев. Под руководством опытного водолаза старшего краснофлот­ ца Бориса Шадеегва и старгтгипы 1 статьи Петра Саввича курсан­ ты изучают историю водолаз­ ного дела и устройство догко- Еододазиых аппаратов. Фино- логию н патологию леткочодс- лазного дела ’датает старший лейтенант медицинской служим Бушуев. Уже проведено несколько за­ нятий. Сейчас слушатели прак­ тически учатся собирать и раз­ бирать водолазные аппараты, тренируются самостоятельна заряжать аппараты кислородом и хтаяюглотителем. Особое старание и любозна­ тельность проявляют на заня­ тиях краснофлотцы Фищук. Гусев, Осипов. М. ЮЩЕНКО. На инспекторских стрельбах В подразделении старшего лей­ тенанта Коряк на-днях состоялись инспекторские стрельбы. Прово­ дил их представитель штаба сое­ динения майор Мокеев. Лучших результатов на стрельбах доби­ лись артиллеристы тт. Молов, Смирнов П . Дубинин, Смирнов Вокуе* и Комаров. Все упражне­ ния они сдали на «отлично*. Вы­ сокие знания показали они и,.пря опросе. Материальную часть ору­ дий эти бойцы знают безупречна Младший сержант Ф. ИСТОМИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz