Краснофлотец.1946 год. Март.

4 Н Р А С Н О Ф Л О ! Е Ц 17 марта 1946 г., И* 64 (2450) Первая Сессия Верховного Совета СССР Пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946—1950 гг. Доклад Председателя Госплана СССР Н. А . Вознесенского ( П р о д о л ж е н и е ) V _ станавливаемых (предприятиях, где мы еще не достигли в сред- яш по всей промышленности довоенного уроиня выработки на одного трудящегося. На о с ­ нове механизации производства, улучшения организации труда и повышения квалификации рабо­ чих на восстанавливаемых пред­ приятиях пострадавших районов при «наличной численности тру­ дящихся уже в ближайший пе­ риод можно увеличить произ­ водств ее менее, чем (в 1,5 ре(за. Это — наши резервы, и (мыдол­ жны их исйоль&овать. Осно1вой дальнейшего повы­ шения технического уро!вня раз­ вития народного хозяйства к механизации труда является развитое машиностроение, ос­ нащенное достаточным количе­ ством высокопроизводительных станков. Пятилетний план пред­ усматривает увеличение в СССР количества- металло-ре- жущих станков до 1 миллиона 300 тысяч, что, 'примерно, на 80 процентов превышает станоч­ ный парк Соединенных Штатов Америки в 1940 году. В этом — величайшая основа технико­ экономической независимосто СССР и дальнейшего техниче- ского прогресса во всех отрас­ лях народно'по хозяйства. Наряду с широкой механиза­ цией и электрификацией про­ изводства нам необходимо обес­ печить -работы но развитию новых отраслей техники и про- изводетва. К ним относятся: газификация и энерто-химиче- ское использование твердого топлива, заменяющие перевоз­ ки огромного количества топли­ ва передачей га^а по трубам и электроэнергии но проводам; применение «электротехнологии в производстве легких и цвет­ ных металлов, легированных сталей, химических продуктов и в металлообработке; производ­ ство синтетических продуктов— искусственного жидкого топля­ ка, синтетического каучука и пластических масс, искусствен­ ного ©олокна и кожи и синтети­ ческого спирта; .внедрение кис­ лорода в различные технологи­ ческие процессы производства, в первую очередь в металлур­ гической и химической «промыш­ ленности; передача постоянного электрического тока высокого напряжения ш большие рас­ стояния, в области которой на­ мечается проведение научно- экспериментальных работ и на­ чало практического осуществ­ ления отой задачи; производ­ ство современных «приборов, в частности в области радиолока­ ции, и использование их ,в на­ родном хозяйстве; работы по развитию реактивной техники, применение нового тшпа двига­ телей, создающих новые скоро­ сти и мощности; работы по ис­ следованию в интересах про­ мышленности и транспорта во­ просов внутриатомной энергии. Для обеспечения дальнейшего технического прогресса необхо­ димо расширить и создать новыю э к с периментальные предприя- тия, конструкторские бюро и научно-исслеловательс'кие ин­ ституты, всемерно материально поощрять научную и сгзобрета- тельскую работу^ ученых, инже- неров и техников. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО В области сельского хозяй­ ства пятилетний план предус­ матривает восстановление п обеспечение дальнейшего раз­ вития земледелия и животно­ водства с тем. чтобы превысить довоенный уровень сельскохо­ зяйственного производства в целом по СССР. В долях бы- гтрейшого восстановления .и дальнейшего развития сель- ского хозяйства обеспечивается укрепление общественного хо­ зяйства колхозов и организа -1 тицетие 720 тывяч тракторов ционно-хозяйственное укрепле-1 против ‘512 тысяч тракторов во ние машинно-тракторных стан­ ций и совхозов. Вели принять за сто уровень производства валовой продукции сельского хозяйства в 1932 году Рпервая пятилетка), то в 1937 году (вто­ рая пятил.етка) он составит 153 процента, в 1940 году (третья пятилетка) — 177 процентов, а в 1950 году, т. е. в последнем го­ ду послевоенной пятилегки, со­ ставит 225 процентов. По зерновым культурам к кон­ цу (пятилетки (валовый сбор зер­ на увеличивается до 127 мил­ лионов тонн с превышением уровня 1940 года на 7 процентов, что обеспечивает улучшение снабжения насеЖшия продо­ вольствием и необходимые ре­ зервы хлеба в стране. По -техническим культурам увеличивается валовый сбор са­ харной свеклы до 26 миллионов тонн, или на 22 процента выше довоенного уровня, сбор хлопка- сырца — до 3,1 миллиона тонн, или на 25 (процентов выше до­ военного уровня, сбор льна-во­ локна — 0,8 миллиона тонн, или на 39 процентов выше 1940 года, и сбор подсолнечника увеличи­ вается до 3,7 миллиона тонн, или на 11 процентов выше до­ военного уровня. Пятилетним «планом предусматривается на­ ряду с расширением посевных площадей восстановление и дальнейшее освоенное травиль­ ных севооборотов с применением в них травосеяния и широким использованием посевов траво­ смесей, бобовых (особенно кле­ вера .и люцерны) и злаковых многолетних трав, а также обес­ печение своевременного под’ема и» хорошей обработки паров. Значительно улучшаемся селек­ ционная и семеноводческая ра­ бота по ;многолетним травам с тем, чтобы каждый колхоз и совхоз могли обеспечить свои потребности в семенах в соот­ ветствии с принятыми севообо­ ротами; посевы зерновых, зер- нрбобавых, масличных и других культур обеспечиваются семе­ нами высокосортных селекци­ онных и улучшенных отборных местных сортов; по зерновым культурам предусматривается завершение перехода к сплош­ ным сортовым посевам в соот­ ветствии с планом сортового районирования. В области животноводства пятилетиий (план предусматри­ вает восстановление и превы­ шение поголовья крупного ро­ гатого скота, озец, коз и свиней и обеспечивает за пятилетие увеличение поголовья лошадей на 46 процентов, крупного ро­ гатого скота на 39 процентов, овец и коз на 75 'процентов и свиней в три раза по сравнению с 1945 годом. В «колхозах пого­ ловье крупного рогатого скота возрастает до 25,9 миллиона голов, или на 29 процентов вы­ ше уровня 1940 года, овец и коз до 68,1 миллиона голов, или на 62 процента выше, и «свиней до 11,1 миллиона, или на 35 процен­ тов выше уровня 1940 года. Предусматривается (повышение продуктивности скота, ‘прежде всего, оа счет создания прочной кормовой базы в каждом колхо­ зе и совхозе щ улучшения по­ родности скота, посредством его метизации высокопродуктив­ ными племенными производи­ телями. Намечено также •даль­ не игаее совершенствование по­ род скота путем отбора наибо­ лее продуктивных животных. Для обеспечения восстанов­ ления и дальнейшего развития сельского хозяйства пятилетний план предусматривает значи­ тельное увеличение поставок сельскому хозяйству тракторов, сельскохозяйственных машин и минеральных удобрений. По­ ставка тракторов для сельского хозяйства (в условных 15-силь- ных тракторах) составе* за пя- второй пятилетке. Поставка сельскохозяйственных машин для сельского хозяйства со­ ставит за пятилетие (в неиз­ менных ценах 1926—27 -гг.) 4,5 миллиарда рублей против 1,9 миллиарда рублей во второй пятилетке, в период которой был достигнут наиболее высо­ кий уровень производства сель­ скохозяйственных машин и тракторов. Организуется «произ­ водство сельскохозяйственных малшн улучшенных конструк- дийи новых сельскохозяйствен­ ных машин для механизации работ по производству техни­ ческих, кормовых, овощных культур я картофеля, а такжЪ производство машин для меха­ низации работ на животновод­ ческих фермах. Производство и поставка ми­ неральных удобрений (азоти­ стых, фосфорных и калийных) для сельского хозяйства соста­ вит за* пятилетие около 17 мил­ лионов тонн против 8,7 миллио­ на тонн во второй пятилетке. мощь крестьянским хозяйствам Литовской, Латвийской, Эстон­ ской, Молдавской союзных рес­ публик и западных областей Украинской и Белорусской ССР путем укрепления сель­ скохозяйственной кооперации- расширения сети МТС, прокат­ ных пунктов, предоставления кредита, увеличения завоза и продажи сельскохозяйственных машин и минеральных удобре­ ний. ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ В целях обеспечения наме­ ченной программы «материально­ го производства и строитель­ ства пятилетний план предус­ матривает увеличение грузо­ оборота железнодорожного, вод­ ного и автомобильного транс­ порта с 215 миллиардов тонно- километров в 1932 г., 430 мил­ лиардов тонно-километров в 1937 т. л 483 миллиардов тонно- километров в 1940 г. до 657,5 миллиарда тонно-километров в 1950 г., что на 36 процентовпре­ вышает довоенный уровень. В области железнодорожного Пятил/гний «план полностью \ транспорта пятилетний план I предусматривает увеличение обеспечивает потребность в ми­ неральных удобрениях техни­ ческих культур, а также значи­ тельное ‘увеличение удобрений под другие культуры, особенно под овощи и картофель. Пяти­ летний план предусматривает прирост орошаемых площадей на 656 тысяч гектаров и осуша­ емых площадей на 615 тысяч га. Наряду с проведением даль­ нейшеймеханизации сельскохо­ зяйственного производства в бо- лС^е широких масштабах полу­ чает развитие дело электрифи­ кации колхозов. МТС и совхо­ зов. Пятилетиий план предус­ матривает строительство в се­ лах малых гидроэлектростан­ цийна мощность 1 миллион ки­ ловатт, что обеспечивает элек­ трификацию не только МТС и совхозов, но и многих тысяч колхозов. Восстановление и рост ма­ шинного парка в сельском хо­ зяйстве, увеличение поставки минеральных удоб[<ннй. а так­ же широкое развитие травосея­ ния, предусмотренные пятилет­ ним планом, обеспечивают зна­ чительное повышение урожай­ ности и увеличение валового сбора сельскохозяйственных продуктов, что явля#тся важ­ нейшей «задачей сельского хо­ зяйства в предстоящем пяти­ летии. Восстановление и дальнейпп: е быстрое . развитие оельского хозяйства возможно только на основе социалистического про­ изводства, доказавшего свою жизнеспособность как в мирный Лфиод. так и в годы Отече­ ственной войны. Для быстрого восстановления и нового иод’е- ма сельского хозяйства необхо­ димо: во-первых. всем*?рно укре­ пить и умножить обществ иное богатство колхозов, быстро вос­ становить и ршвйть животно­ водчески# фермы и увеличить общественные фонды; во-вторых, «повысить роль и значение трудодня в организа­ ции производства и распреде­ ления доходов колхозов; тру­ додень снова должен быть обильным; в-третьих, широко проводить дополнительную оплату труда колхоз-ников за повышение уро­ жайности сельскохозяйственных культур, вырагщйвание пого­ ловья скота и поднятие его про­ дуктивности; ®-гчетвертык. создать в сов­ хозах постоянны^ кадры семей­ ных рабочих путем наделения их усадьбами и оказания госу­ дарственной помощи в приоб­ рел тгии ими сг^ст*вонных жи­ лых домов и домашнего скота. Наряду с ®гим Ейообхо.тимо оказать производственную по-' среднесуточной погрузки до 115 тысяч вагонов и грузообо­ рота до 532 миллиардов тонно- километров, или на 28 процен­ тов выгаЬ довоенноТо уровня. В целях обеспечения потреб­ ностей народного хозяйства в перевозках грузов, прежде все­ го в районах Юга, Урала и Си­ бири, «пятил>зтний план предус­ матривает капитальное восста­ новление железнодорожного транспорта в (районах, подвер­ гавшихся оккупации, строитель­ ство новых железнодорожных магистралей, созданий резерва пропускной способности на важнейших направлениях и тех­ ническое перевооружение же­ лезнодорожного транспорта, обеспечивающее устойчивую ра­ боту. его, особенно в зимних условиях, прежде всего путем внедрения на ряде дорог элек­ трической и тепловозной тяти. В соответствии с этими зада­ чами гпятилетйнй план предус­ матривает увеличение за счет отеч*.ствеиного производетва парка локомотивов железных •дорог »на 6.165 паровозов, 655 электровозов и 865 тепловозов, а также увеличение парка ваго­ нов на 472 тысячи грузовых ва­ гонов (з двухосном исчислении). Производство и поставка локо­ мотивов для железнодорожного транспорта увеличивается с 5.960 локомотивов во второйпя­ тилетке до 7.585 локомотивов в пятилетке 1946—1950 гг., а по­ ставка товарных вагонов увели­ чивается с 255 тысяч вагонов во второй пятилетке до 472 тысяч вагонов в «п риод послевоенной пятилетки. Наряду с капитальным вос­ становлением сети) железных дорог в пострадавших районах, за пятилетие вводятся в дей­ ствие новые железнодорожные линии общим протяжением 7.230 километров, в том числе 3.550 километров в Сибири. Восста­ навливаются и строятся новые вторые пути протяжен!* м 12.500 километров. Электрифицируется 5.325 километров железных до­ рог, в том числе на налгравле- иии Кузбасс—Урал. Для об<?с- печения этих работ Пятилетний план предусматривает произ­ водство и поставку для желез­ нодорожного транспорта 4,5 миллионов тонн рельсов и 185 миллионов шпал. Важнейшим условием выпол­ ниния пятилетнего плана в об­ ласти увеличения перевозок на железнодорожном транспорте является ускорение оборота ва­ гонов с 10,9 суток в 1945 г. до О -ми суток в 1950 г. за счет со­ кращения дальности железно­ дорожных перевозок, ус-трат - шгя 1 \?пационадглшх перевозок и ликвидации чрезмерных про­ стоев (подвижного состава на железных дорогах и под'ездных путях промышленности. Ускоре­ ние обороту вагона только на один день обес*печива<зт воз­ можность увеличения суточной «погрузки грузов, примерно, на 6 тысяч вагонов. Для восстановления и разви­ тия железнодорожного транс­ порта шятилетний план предус­ матривает капиталовложения в размере 40,1 миллиардов руб­ лей. Эта программа должна быть безусловно выполнена для соз­ дания самых насущных и необ­ ходимых условий восстановле­ ния и развития велго народного хозяйства СССР. По водному транспорту з 1950 г. пятилетним планом пред­ усматривается увеличение гру­ зооборота речного транспорта на 38 процентов и грузооборота морского транспорта в 2,2 раза по сравнению с довоенным пе-* риодом. Продолжаются работы 11о превращению Северного мор­ ского пути в нормально дей­ ствующую судоходную маги­ страль. Пятилетний план предусмат­ ривает быстрс1 развитие оте­ чественного судостроения. В 1950 г. программа морского су­ достроения увеличивается в 2,5 раза, а речного судостроения в 4 раза по сравнению с 1940 го­ дом. Пятилетним планом обес­ печивается строительство силь­ ного советского флота, а также восстановление и строительство новых морских и речных пор­ тов. За пятилетие мощность речного и морского флота СССР увеличивается на 3,6 -миллионов тонн и самоходного речного (т.г’ота на 300 тысяч лошадиных сил. Продолжается дальнейшее развитие автомобильного транс­ порта и автодорожного хозяй­ ства. Автомобильный парк страны увеличивается вдвое по сравнению с довоенным време­ нем; быстро развивается воз­ душный транспорт. На основе генеральной схе­ мы электросвязи в СССР пяти­ летний план предусматриваем развитие радиосвязи и завер­ шение организации надежной телефонно-телеграфной связи между Москвой и ве^ми респуб­ ликанскими, краевыми и област­ ными центрами, а также между столицами союзных республик и свои’ми областными центрами; полностью телефонизируются районные центры, сельские со­ веты, машинно-тракторные стан­ ции и совхозы. Быстрыми темпами восста­ новления^ дальнейшего разви­ тия транспорт и связь должны дать простор развитию произ­ водительных сил Советского Союза. • * * Послевоенная перестройка на­ родного хозяйства требует ук­ репления роли экономических рычагов в организации прс!из- водства и распределения, каки­ ми являются: цена, деньги, кре­ дит, прибыль, премия. Государ­ ственное планирование народ­ ного хозяйства СССР пополь­ зует в ‘интересах укрепления и развития социалистического производства закон стоимости с тойособенностью, что в совет­ ской экономик >исключена воз­ можность превращения стоимо­ сти в капитал, экюплоанирую- щий труд. Законом социалистического производства является 'система­ тическое снижение издержек производства товаров — в этом источник роста накопления и потребления. Пятилетний план предусматривает снижение за пятилет’нп уровня себестоимо­ сти промышленной продукции ил 17 процентов, тракгорных работ МТС на 16 процентов и (Продолжение см. на 5-й стр.'.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz