Краснофлотец.1946 год. Март.
4 Н Р А С Н О Ф Л О ! Е Ц 17 марта 1946 г., И* 64 (2450) Первая Сессия Верховного Совета СССР Пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946—1950 гг. Доклад Председателя Госплана СССР Н. А . Вознесенского ( П р о д о л ж е н и е ) V _ станавливаемых (предприятиях, где мы еще не достигли в сред- яш по всей промышленности довоенного уроиня выработки на одного трудящегося. На о с нове механизации производства, улучшения организации труда и повышения квалификации рабо чих на восстанавливаемых пред приятиях пострадавших районов при «наличной численности тру дящихся уже в ближайший пе риод можно увеличить произ водств ее менее, чем (в 1,5 ре(за. Это — наши резервы, и (мыдол жны их исйоль&овать. Осно1вой дальнейшего повы шения технического уро!вня раз вития народного хозяйства к механизации труда является развитое машиностроение, ос нащенное достаточным количе ством высокопроизводительных станков. Пятилетний план пред усматривает увеличение в СССР количества- металло-ре- жущих станков до 1 миллиона 300 тысяч, что, 'примерно, на 80 процентов превышает станоч ный парк Соединенных Штатов Америки в 1940 году. В этом — величайшая основа технико экономической независимосто СССР и дальнейшего техниче- ского прогресса во всех отрас лях народно'по хозяйства. Наряду с широкой механиза цией и электрификацией про изводства нам необходимо обес печить -работы но развитию новых отраслей техники и про- изводетва. К ним относятся: газификация и энерто-химиче- ское использование твердого топлива, заменяющие перевоз ки огромного количества топли ва передачей га^а по трубам и электроэнергии но проводам; применение «электротехнологии в производстве легких и цвет ных металлов, легированных сталей, химических продуктов и в металлообработке; производ ство синтетических продуктов— искусственного жидкого топля ка, синтетического каучука и пластических масс, искусствен ного ©олокна и кожи и синтети ческого спирта; .внедрение кис лорода в различные технологи ческие процессы производства, в первую очередь в металлур гической и химической «промыш ленности; передача постоянного электрического тока высокого напряжения ш большие рас стояния, в области которой на мечается проведение научно- экспериментальных работ и на чало практического осуществ ления отой задачи; производ ство современных «приборов, в частности в области радиолока ции, и использование их ,в на родном хозяйстве; работы по развитию реактивной техники, применение нового тшпа двига телей, создающих новые скоро сти и мощности; работы по ис следованию в интересах про мышленности и транспорта во просов внутриатомной энергии. Для обеспечения дальнейшего технического прогресса необхо димо расширить и создать новыю э к с периментальные предприя- тия, конструкторские бюро и научно-исслеловательс'кие ин ституты, всемерно материально поощрять научную и сгзобрета- тельскую работу^ ученых, инже- неров и техников. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО В области сельского хозяй ства пятилетний план предус матривает восстановление п обеспечение дальнейшего раз вития земледелия и животно водства с тем. чтобы превысить довоенный уровень сельскохо зяйственного производства в целом по СССР. В долях бы- гтрейшого восстановления .и дальнейшего развития сель- ского хозяйства обеспечивается укрепление общественного хо зяйства колхозов и организа -1 тицетие 720 тывяч тракторов ционно-хозяйственное укрепле-1 против ‘512 тысяч тракторов во ние машинно-тракторных стан ций и совхозов. Вели принять за сто уровень производства валовой продукции сельского хозяйства в 1932 году Рпервая пятилетка), то в 1937 году (вто рая пятил.етка) он составит 153 процента, в 1940 году (третья пятилетка) — 177 процентов, а в 1950 году, т. е. в последнем го ду послевоенной пятилегки, со ставит 225 процентов. По зерновым культурам к кон цу (пятилетки (валовый сбор зер на увеличивается до 127 мил лионов тонн с превышением уровня 1940 года на 7 процентов, что обеспечивает улучшение снабжения насеЖшия продо вольствием и необходимые ре зервы хлеба в стране. По -техническим культурам увеличивается валовый сбор са харной свеклы до 26 миллионов тонн, или на 22 процента выше довоенного уровня, сбор хлопка- сырца — до 3,1 миллиона тонн, или на 25 (процентов выше до военного уровня, сбор льна-во локна — 0,8 миллиона тонн, или на 39 процентов выше 1940 года, и сбор подсолнечника увеличи вается до 3,7 миллиона тонн, или на 11 процентов выше до военного уровня. Пятилетним «планом предусматривается на ряду с расширением посевных площадей восстановление и дальнейшее освоенное травиль ных севооборотов с применением в них травосеяния и широким использованием посевов траво смесей, бобовых (особенно кле вера .и люцерны) и злаковых многолетних трав, а также обес печение своевременного под’ема и» хорошей обработки паров. Значительно улучшаемся селек ционная и семеноводческая ра бота по ;многолетним травам с тем, чтобы каждый колхоз и совхоз могли обеспечить свои потребности в семенах в соот ветствии с принятыми севообо ротами; посевы зерновых, зер- нрбобавых, масличных и других культур обеспечиваются семе нами высокосортных селекци онных и улучшенных отборных местных сортов; по зерновым культурам предусматривается завершение перехода к сплош ным сортовым посевам в соот ветствии с планом сортового районирования. В области животноводства пятилетиий (план предусматри вает восстановление и превы шение поголовья крупного ро гатого скота, озец, коз и свиней и обеспечивает за пятилетие увеличение поголовья лошадей на 46 процентов, крупного ро гатого скота на 39 процентов, овец и коз на 75 'процентов и свиней в три раза по сравнению с 1945 годом. В «колхозах пого ловье крупного рогатого скота возрастает до 25,9 миллиона голов, или на 29 процентов вы ше уровня 1940 года, овец и коз до 68,1 миллиона голов, или на 62 процента выше, и «свиней до 11,1 миллиона, или на 35 процен тов выше уровня 1940 года. Предусматривается (повышение продуктивности скота, ‘прежде всего, оа счет создания прочной кормовой базы в каждом колхо зе и совхозе щ улучшения по родности скота, посредством его метизации высокопродуктив ными племенными производи телями. Намечено также •даль не игаее совершенствование по род скота путем отбора наибо лее продуктивных животных. Для обеспечения восстанов ления и дальнейшего развития сельского хозяйства пятилетний план предусматривает значи тельное увеличение поставок сельскому хозяйству тракторов, сельскохозяйственных машин и минеральных удобрений. По ставка тракторов для сельского хозяйства (в условных 15-силь- ных тракторах) составе* за пя- второй пятилетке. Поставка сельскохозяйственных машин для сельского хозяйства со ставит за пятилетие (в неиз менных ценах 1926—27 -гг.) 4,5 миллиарда рублей против 1,9 миллиарда рублей во второй пятилетке, в период которой был достигнут наиболее высо кий уровень производства сель скохозяйственных машин и тракторов. Организуется «произ водство сельскохозяйственных малшн улучшенных конструк- дийи новых сельскохозяйствен ных машин для механизации работ по производству техни ческих, кормовых, овощных культур я картофеля, а такжЪ производство машин для меха низации работ на животновод ческих фермах. Производство и поставка ми неральных удобрений (азоти стых, фосфорных и калийных) для сельского хозяйства соста вит за* пятилетие около 17 мил лионов тонн против 8,7 миллио на тонн во второй пятилетке. мощь крестьянским хозяйствам Литовской, Латвийской, Эстон ской, Молдавской союзных рес публик и западных областей Украинской и Белорусской ССР путем укрепления сель скохозяйственной кооперации- расширения сети МТС, прокат ных пунктов, предоставления кредита, увеличения завоза и продажи сельскохозяйственных машин и минеральных удобре ний. ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ В целях обеспечения наме ченной программы «материально го производства и строитель ства пятилетний план предус матривает увеличение грузо оборота железнодорожного, вод ного и автомобильного транс порта с 215 миллиардов тонно- километров в 1932 г., 430 мил лиардов тонно-километров в 1937 т. л 483 миллиардов тонно- километров в 1940 г. до 657,5 миллиарда тонно-километров в 1950 г., что на 36 процентовпре вышает довоенный уровень. В области железнодорожного Пятил/гний «план полностью \ транспорта пятилетний план I предусматривает увеличение обеспечивает потребность в ми неральных удобрениях техни ческих культур, а также значи тельное ‘увеличение удобрений под другие культуры, особенно под овощи и картофель. Пяти летний план предусматривает прирост орошаемых площадей на 656 тысяч гектаров и осуша емых площадей на 615 тысяч га. Наряду с проведением даль нейшеймеханизации сельскохо зяйственного производства в бо- лС^е широких масштабах полу чает развитие дело электрифи кации колхозов. МТС и совхо зов. Пятилетиий план предус матривает строительство в се лах малых гидроэлектростан цийна мощность 1 миллион ки ловатт, что обеспечивает элек трификацию не только МТС и совхозов, но и многих тысяч колхозов. Восстановление и рост ма шинного парка в сельском хо зяйстве, увеличение поставки минеральных удоб[<ннй. а так же широкое развитие травосея ния, предусмотренные пятилет ним планом, обеспечивают зна чительное повышение урожай ности и увеличение валового сбора сельскохозяйственных продуктов, что явля#тся важ нейшей «задачей сельского хо зяйства в предстоящем пяти летии. Восстановление и дальнейпп: е быстрое . развитие оельского хозяйства возможно только на основе социалистического про изводства, доказавшего свою жизнеспособность как в мирный Лфиод. так и в годы Отече ственной войны. Для быстрого восстановления и нового иод’е- ма сельского хозяйства необхо димо: во-первых. всем*?рно укре пить и умножить обществ иное богатство колхозов, быстро вос становить и ршвйть животно водчески# фермы и увеличить общественные фонды; во-вторых, «повысить роль и значение трудодня в организа ции производства и распреде ления доходов колхозов; тру додень снова должен быть обильным; в-третьих, широко проводить дополнительную оплату труда колхоз-ников за повышение уро жайности сельскохозяйственных культур, вырагщйвание пого ловья скота и поднятие его про дуктивности; ®-гчетвертык. создать в сов хозах постоянны^ кадры семей ных рабочих путем наделения их усадьбами и оказания госу дарственной помощи в приоб рел тгии ими сг^ст*вонных жи лых домов и домашнего скота. Наряду с ®гим Ейообхо.тимо оказать производственную по-' среднесуточной погрузки до 115 тысяч вагонов и грузообо рота до 532 миллиардов тонно- километров, или на 28 процен тов выгаЬ довоенноТо уровня. В целях обеспечения потреб ностей народного хозяйства в перевозках грузов, прежде все го в районах Юга, Урала и Си бири, «пятил>зтний план предус матривает капитальное восста новление железнодорожного транспорта в (районах, подвер гавшихся оккупации, строитель ство новых железнодорожных магистралей, созданий резерва пропускной способности на важнейших направлениях и тех ническое перевооружение же лезнодорожного транспорта, обеспечивающее устойчивую ра боту. его, особенно в зимних условиях, прежде всего путем внедрения на ряде дорог элек трической и тепловозной тяти. В соответствии с этими зада чами гпятилетйнй план предус матривает увеличение за счет отеч*.ствеиного производетва парка локомотивов железных •дорог »на 6.165 паровозов, 655 электровозов и 865 тепловозов, а также увеличение парка ваго нов на 472 тысячи грузовых ва гонов (з двухосном исчислении). Производство и поставка локо мотивов для железнодорожного транспорта увеличивается с 5.960 локомотивов во второйпя тилетке до 7.585 локомотивов в пятилетке 1946—1950 гг., а по ставка товарных вагонов увели чивается с 255 тысяч вагонов во второй пятилетке до 472 тысяч вагонов в «п риод послевоенной пятилетки. Наряду с капитальным вос становлением сети) железных дорог в пострадавших районах, за пятилетие вводятся в дей ствие новые железнодорожные линии общим протяжением 7.230 километров, в том числе 3.550 километров в Сибири. Восста навливаются и строятся новые вторые пути протяжен!* м 12.500 километров. Электрифицируется 5.325 километров железных до рог, в том числе на налгравле- иии Кузбасс—Урал. Для об<?с- печения этих работ Пятилетний план предусматривает произ водство и поставку для желез нодорожного транспорта 4,5 миллионов тонн рельсов и 185 миллионов шпал. Важнейшим условием выпол ниния пятилетнего плана в об ласти увеличения перевозок на железнодорожном транспорте является ускорение оборота ва гонов с 10,9 суток в 1945 г. до О -ми суток в 1950 г. за счет со кращения дальности железно дорожных перевозок, ус-трат - шгя 1 \?пационадглшх перевозок и ликвидации чрезмерных про стоев (подвижного состава на железных дорогах и под'ездных путях промышленности. Ускоре ние обороту вагона только на один день обес*печива<зт воз можность увеличения суточной «погрузки грузов, примерно, на 6 тысяч вагонов. Для восстановления и разви тия железнодорожного транс порта шятилетний план предус матривает капиталовложения в размере 40,1 миллиардов руб лей. Эта программа должна быть безусловно выполнена для соз дания самых насущных и необ ходимых условий восстановле ния и развития велго народного хозяйства СССР. По водному транспорту з 1950 г. пятилетним планом пред усматривается увеличение гру зооборота речного транспорта на 38 процентов и грузооборота морского транспорта в 2,2 раза по сравнению с довоенным пе-* риодом. Продолжаются работы 11о превращению Северного мор ского пути в нормально дей ствующую судоходную маги страль. Пятилетний план предусмат ривает быстрс1 развитие оте чественного судостроения. В 1950 г. программа морского су достроения увеличивается в 2,5 раза, а речного судостроения в 4 раза по сравнению с 1940 го дом. Пятилетним планом обес печивается строительство силь ного советского флота, а также восстановление и строительство новых морских и речных пор тов. За пятилетие мощность речного и морского флота СССР увеличивается на 3,6 -миллионов тонн и самоходного речного (т.г’ота на 300 тысяч лошадиных сил. Продолжается дальнейшее развитие автомобильного транс порта и автодорожного хозяй ства. Автомобильный парк страны увеличивается вдвое по сравнению с довоенным време нем; быстро развивается воз душный транспорт. На основе генеральной схе мы электросвязи в СССР пяти летний план предусматриваем развитие радиосвязи и завер шение организации надежной телефонно-телеграфной связи между Москвой и ве^ми респуб ликанскими, краевыми и област ными центрами, а также между столицами союзных республик и свои’ми областными центрами; полностью телефонизируются районные центры, сельские со веты, машинно-тракторные стан ции и совхозы. Быстрыми темпами восста новления^ дальнейшего разви тия транспорт и связь должны дать простор развитию произ водительных сил Советского Союза. • * * Послевоенная перестройка на родного хозяйства требует ук репления роли экономических рычагов в организации прс!из- водства и распределения, каки ми являются: цена, деньги, кре дит, прибыль, премия. Государ ственное планирование народ ного хозяйства СССР пополь зует в ‘интересах укрепления и развития социалистического производства закон стоимости с тойособенностью, что в совет ской экономик >исключена воз можность превращения стоимо сти в капитал, экюплоанирую- щий труд. Законом социалистического производства является 'система тическое снижение издержек производства товаров — в этом источник роста накопления и потребления. Пятилетний план предусматривает снижение за пятилет’нп уровня себестоимо сти промышленной продукции ил 17 процентов, тракгорных работ МТС на 16 процентов и (Продолжение см. на 5-й стр.'.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz