Краснофлотец.1946 год. Март.
10 марта 1946 г ., 16 58 <2444) КРАСНОФЛОТЕЦ ГМ' ------- - - 1■ --------- КУЛЬТУРНЫЙ МОРЯК, ОТЛИЧНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ 11а переборке висел большой транспарант, посвященный подго товке к выборам. Проходя мимо, перед плакатом остановился стар шина 2 статьи Петр Станкевич. — Кто делал этот плакат? — сцросил он. — Краснофлотец Киселев. — Талой красивый плакат и с ошибкой, — заметил старшина. Кто же пишет слово «готовьтесь» без мягкого знака? В эту минуту подошел красно флотец Киселев и начал отстаи вать свою ошибку. У него на шлись и сторонники: — Правильно сделано, мягкого злака не должно быть! Тогда Станкевич принес учеб ник русского языка и без труда доказал свою правоту. Если бы потребовалось, он мог бы достать «з своего рундука учебник не только по русскому языку, ПО ц по алгебре, геометрии, географии. Станкевич— постоянный читатель базовой библиотеки. В его абоне ментной карточке записано нема ло таких книг ряют его кругозор. Старшина 2 статьи Станкевич занят по службе не менее других старшин п краснофлотцев, по от «его не услышишь жалобы на то, что ему некогда заниматься само образованием, читать книги. — Была бы охота, время всег да можно найти, — говорит он. Однажды на занятиях красно флотского кружка по изучению нашей Родины, которым руково дил Станкевич, краснофлотец Ми- гунов спросил: — Кто был князь Игорь, про которого поется в опере? Станкевич подробно рассказал о времени и делах древнерусского князя Игоря, о замечательном па мятнике русской литературы которые расши- общеобразовательный с. Слове о полку Игоревен. Его увлекательным рассказом заинте ресовались все краснофлотцы. В другой раз в кубрике возник спор о том, что такое монополия в капиталистическом обществе. Старшина помог и здесь. Он до стал словарь и прочел: «Монополия — это исключи тельное право (производства, тор говли, промысла), принадлежащее одному лицу, группе лиц или го сударству». Так был разрешен спор, м неясный вопряе стал яс ным. т Можно подумать, что старшина 2 статьи Станкевич иного заня тия, кроме литературы, и не знает, и только у него и дела, что ко паться в книгах. Отнюдь нет! Станкевич — хороший лыжник, шахматист. Все это ему не мешает хорошо знать свое слож ное дело корабельного специалис та, быть по-настоящему культур ным*и воспитанным моряком. Вместе со Станкевичем служит краснофлотец Мякичев. Ему дове рили важный участок культурной работы: Мякичев — киномеханик плавбазы. Но странное дело! Мя кичев отстает в культурном рос те, газет и книг не читает, от стает и в дисциплине. Да и к ра боте у Мякичева самое прохлад ное отношение. И Мякичев и Станкевич нахо дятся в одинаковых условиях на корабле. Оба они, как и все ах товарищи по службе, — воины славного Военно-Морского Флота, но разница между ниш большая. Старшина 2 статьи Станкевич являет пример настоящего моряка, культурного ■ передового во всех вопросах. Мякичев не следит за своим культурным ростом и по этому так отстает от жизни. Л. НЕПОГОДИН. Великий поэт украинского народа (К 85-летию со дня смерти Т. Г. Шевченко) ПОВЕРХНОСТНЫЙ ПОДХОД К ВАЖНОЙ ТЕМЕ Почему плохо прошло политзанятие у групповода т. Яскевич В группе политзанятий, кото рой руководит т. Яскевич, состоя лось очередное занятие на тему: «Происхождение и характер вто рой мировой войны». Тема важ ная. Однако занятие прошло не на высоком уровне. Это получилось прежде всего потому, что групповод поверх ностно вскрыл причины возник новения империалистических войн. Руководитель не сумел пол но раз'яснигь смысл речи товарища Сталина по этому во- иросу: «Марксисты не раз заявляли, что капиталистическая система мирового хозяйства тапт в себе элементы общего кризиса п воен ныхстолкновений, что ввиду это го развитие мирового капитализ ма в наше время происходит ие в виде плавпого и равномерного продвижения вперед, а через кри зисы и военные катастрофы» (Сталин). Об этом следовало бы подробно я боле глубоко рассказать слу шателям. Поверхностное п петочпое ихчо- женяе материала политгруппово- нпй, которые к тому же не были исправлены т. Яскевичем. В обсуждении вопросов, по ставленных групповодом, приняло участие всего лишь несколько че ловек. Выступления слушателей были краткие, несодержательные н подчас неточные. Краснофлотец Образцов, например, на вопрос, что такое конкуренция, ответил: — Конкуренция это совместная работа капиталистов. Они со вместно торгуют... Пе лучше рассказал об отличии империализма от капитализма и краснофлотец Куликов. Каковы же причины, что заня тия прошли на низком идейном уровне? Они состоят в том, что групповод т. Яскевич не был под готовлен к занятиям. Чувствова лось, что сам оп не совсем полно освоил материал, глубоко не про думал происхождение и характер второй мировой войны — и по этому в его изложении материала па занятиях было допущено мпого неточностей н искажений. Пе бы ли совершенно готовы к занятиям и слушатели группы. Этот пример наглядно иоказы- ра] Св< дом приз ло к низкой активиости ; вает-как яе паД° относиться к слушателей п неправильным опре- I политзанятиям, делениям тех пли иных подоже- I к АЛЕКСА НДРОЗСКИЙ \ Бессмертие гениального ху дожника в том, насколько он связывает свою творческую судьбу с судьбой своего народа. По тому, для кого пишет худой;- ник, кому он адресует свое творчество и чьи интере сы в нем выражает, опре деляется социальная сущ ность его искусства, а с ней и его жизненность. 85 лет тому назад умолк великий «кобзарь» — пе вец свободолюбивых чая ний бесправного, угнетен ного царизмом и польской шляхтой украинского на рода. «Он вышел из народы, жил с народом, и не толь ко мыслью, но и обстоя тельствами жизни был с ним крепко и кровно свя зан» (Добролюбов). И это определило его бессмертие. Он жил стрем лениями народа, он выра жал их в искусстве, он пробивал им дорогу в бу дущее, закладывал основы этого будущего, он вел за собой свой народ. Т. Г. Шевченко — убеж денный художник-реалисл революционер _ демокра основоположник новой йнской литературы, они «■мужицким» словом поэт разрушает романти ческую идеализацию ис торического прошлого ге тманской Украины, воспе ваемую помещичьей украинской литературой (Костомаров, Ку лиш, Гулак и др.). История Украины для Шев ченко — это борьба украинского крестьянства за свою социаль ную н национальную свободу. Его взгляды на окружающую действительность и на свое прошлое отражали взгляды на рода. В своих исторических балладах и поэмах («Гайдама ки», «Тарасова ночь», «Гамал ея», «Невольники») Шевченко не прикрашивает старину. Он раскрывает ее во всех ее про тиворечиях, как непрерывную борьбу народа за свои права. Ужасной казалась поэту эта кровавая борьба («Гайдамаки», «Невольники»). Но в самом фак те борьбы, возникающей пусть и стихийно, поэт видел подлин ную революционную активность масс и предпочитал прошлое настоящему — эпохе, когда «на всех языках все молчат». В статье «Роль сословий и классов в освободительном дви жении» В. И. Ленин, говоря о демократизации освободитель ного движения в России, харак теризовал «эпоху крепостную», как период, где революционной силой является ничтожное мель, шинство дворян. «Крепостная Россия забита и неподвижна. Протестует ни чтожное меньшинство дворян, бессильных без поддержки на рода. Но лучшие люди из дво рян помогли разбудить наоод». Выходец из крепостных, Т. Г. Шевгченко поднялся до уровня лучших его современников (Бе линского, Чернышевского. Не красова, Добролюбова). Он был культурнейшим человеком свое го времени, осознавшим задачи и пели освободительной борьбы. Обличительные «вирши» поэта раскрывали ужасы крепостни чества. Он будил народные массы, призывал их. к борьбе. Шевченко верил в силу и могу щество слова, он по примеру лучших людей русского народа рассматривал литературу, как средство пробуждения масс к революционной борвбо. Эта ве ра воодушевляла поэта. А. может быть, когда-нибудь Найдут прямой в Украйну путь Те песни, писанные кровью, Тоской, слезами и любовью; Они над родиной падут Незримой утренней росой И сердце юнное зажгут Тоской и етратыо огневой. («Считаю дни своей неволи» 1847 г.). Свободолюбивые призывы Шевченко не нравились «панам и царям». В 1861 году, т. е. че рез двадцать лет после выхода Тарас Григорьевич Шмчаима Автопортрет. поэмы «Гайдамаки», напуган ные каневские помещики писа ли губернским властям: «Сочи нения Шевченко сГайдамаки» и «Тарасова ночь» дышат не умолимой ненавистью к дворян, ству нашему и притом резко изображают картину гайдамак. ской резни, что в наших сторо нах, где народ вс сам но сю по ру сохраняет предания этих кровавых событий, крайне опас но для дворянства и всех дру гих сословий*. Жестоко расправилось с по этом правительство Николая I. За «противоправительственные стихи» («Сон», «Кавказ» н др.) и зажигательные революционные речи Шевченко был сослан в Оренбург с зачислением рядо вым в отдельный корпус сро ком на десять лет. В целях «предупреждения его бунтар ской деятельности» Шевченко запрещено было писать и рисо вать. Все же, вопреки царскому за прету, Шевгченко и в ссылке не прекращал сво*й литературной деятельности. Здесь им были неписаны поэмы «Княжна», «Москалева криниця», «Цари», «Марина» я множество лириче ских стихотворений. Ссылка подорвала здоровье поэта, сломила его физическую силу, не никакие преграды и испытания не в состоянии были сломить его воли, веры в силы народа, ого социального опти мизма, что позволяло Шевченко видеть перспективу нового строя «без попа и без царя». Революционная энергия и сила ненависти к угнетателям, кота> рыми проникнута была поэзия Шевченко, вызывали паниче ский страх у представителей господствующих классов и пос ле смерти поэта. Шевченко был слитком попу лярен и его нужно было обез вредить. Буржуазно-дворянская «наука» пыталась выхолостить политическое звучание поэзии Шевченко путем фальсифика ции его прочзтвопений, введени ем «смягченных» вариантов, из’ятием отдельных строк и це лых отрывков. Украинские националисты, торгующие своей родиной, пы тались превратить Шевченко в апостола «самостийности», утверждая независимость Шев ченко от «каких бы то ни было внешних влияний» и прежде всего ог влияний русской куль туры. В сущпостн, это была 1 » же попытка фальсификация тгорческого облика великого на родного поэта, чье искусств» разрушало ограниченность уз ко-националистскою мышления. Дневники Шевченко сведс- тельствуют о пристальном вни мании поэта к выдающим ся явлениям русской ли тературы. Могучее влия ние прогрессивной рус ской литературы Шевчен ко испытывал па протя жении всей своей поэти ческой деятельности. Многие произведения Шевченко были написаны на русском языке («Му зыкант», «Художник» * др.). Близкие отношеж?* поэта с Герценом, Черны шевским, Добролюбовым ■ Некрасовым укреплял* эту священную дружбу передовых мыслителей двух братских народов. Значение творчеств» Шевченко — в его народ ности, в его революцион ной страстности. С твор чеством Шевченко связан процесс борьбы украин ской литературы за реа лизм, за сближение ее с фольклором. Его мировоз зрение материалистична Он ненавидит господст вовавший в 40-х годах прошлого столетия идеа лизм, всяческую экзоти ку — всей здоровой силой своего таланта. Все утон ченное и бесплотное в ис кусстве, с религиозной тема тикой он называл «немец ким», равно как все чист* формальное, декоративное — «японским», т. е. чуждым, экзо тическим. Основная заповедь эстетики Шевченко сводилась к тому, что искусство должно быть правди вым и понятным народу. В центре внимания искусства — человек-борец. Судьба челове ка — судьба борца. Шевченко терпеть не мот1 сонного равно душия к судьбам народным Пусть «злая судьба» (поэт имел в виду свою жизнь), только бы не равнодушие, которое страш нее самых тяжких страданий невольника. оле де ты? Доле де ты? ема ниякой! Колы доброй жаль, боже. То дай злой, злой! Не дай слаты ходячому, Сердцем замыраты... А дай жыты, сердцем жыты, И людей любыты. Шевченко вобрал в себя лучшие духовные качества украинского народа — его мощь, силу, муже ство, энергию, волю, светлый ум :и его доброе сердце. Его по эзия — выразительница духов нойжизни народа, и она небыла только украинской. Тема Шев ченко — тема многих угнетен ных народов. Это прекрасно понимали фа шистские мракобесы, пытавшие ся на временно оккупированной территории Украины «уничто жить» Шевченко, очертеть жи вущую в народе светлую па мять о нем. В припадке бес сильной ярости фашисты могла лишь осквернить могилу поэта цинично и нагло, но пламенное слово «старого Тараса» не под давалось уничтожению. Оно жи ло в народе, оно попрожнему призывало народ к борьбе за свою свободу, за свою независи мость. И «Тарас» победил. Ибо «Та рас» — сам народ, «плоть ст плоти, кровь от крови народной». Майор Д- КОВАЛЬСКИЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz