Краснофлотец.1946 год. Март.

10 марта 1946 г ., 16 58 <2444) КРАСНОФЛОТЕЦ ГМ' ------- - - 1■ --------- КУЛЬТУРНЫЙ МОРЯК, ОТЛИЧНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ 11а переборке висел большой транспарант, посвященный подго­ товке к выборам. Проходя мимо, перед плакатом остановился стар­ шина 2 статьи Петр Станкевич. — Кто делал этот плакат? — сцросил он. — Краснофлотец Киселев. — Талой красивый плакат и с ошибкой, — заметил старшина. Кто же пишет слово «готовьтесь» без мягкого знака? В эту минуту подошел красно­ флотец Киселев и начал отстаи­ вать свою ошибку. У него на­ шлись и сторонники: — Правильно сделано, мягкого злака не должно быть! Тогда Станкевич принес учеб­ ник русского языка и без труда доказал свою правоту. Если бы потребовалось, он мог бы достать «з своего рундука учебник не только по русскому языку, ПО ц по алгебре, геометрии, географии. Станкевич— постоянный читатель базовой библиотеки. В его абоне­ ментной карточке записано нема­ ло таких книг ряют его кругозор. Старшина 2 статьи Станкевич занят по службе не менее других старшин п краснофлотцев, по от «его не услышишь жалобы на то, что ему некогда заниматься само­ образованием, читать книги. — Была бы охота, время всег­ да можно найти, — говорит он. Однажды на занятиях красно­ флотского кружка по изучению нашей Родины, которым руково­ дил Станкевич, краснофлотец Ми- гунов спросил: — Кто был князь Игорь, про которого поется в опере? Станкевич подробно рассказал о времени и делах древнерусского князя Игоря, о замечательном па­ мятнике русской литературы которые расши- общеобразовательный с. Слове о полку Игоревен. Его увлекательным рассказом заинте­ ресовались все краснофлотцы. В другой раз в кубрике возник спор о том, что такое монополия в капиталистическом обществе. Старшина помог и здесь. Он до­ стал словарь и прочел: «Монополия — это исключи­ тельное право (производства, тор­ говли, промысла), принадлежащее одному лицу, группе лиц или го­ сударству». Так был разрешен спор, м неясный вопряе стал яс­ ным. т Можно подумать, что старшина 2 статьи Станкевич иного заня­ тия, кроме литературы, и не знает, и только у него и дела, что ко­ паться в книгах. Отнюдь нет! Станкевич — хороший лыжник, шахматист. Все это ему не мешает хорошо знать свое слож­ ное дело корабельного специалис­ та, быть по-настоящему культур­ ным*и воспитанным моряком. Вместе со Станкевичем служит краснофлотец Мякичев. Ему дове­ рили важный участок культурной работы: Мякичев — киномеханик плавбазы. Но странное дело! Мя­ кичев отстает в культурном рос­ те, газет и книг не читает, от­ стает и в дисциплине. Да и к ра­ боте у Мякичева самое прохлад­ ное отношение. И Мякичев и Станкевич нахо­ дятся в одинаковых условиях на корабле. Оба они, как и все ах товарищи по службе, — воины славного Военно-Морского Флота, но разница между ниш большая. Старшина 2 статьи Станкевич являет пример настоящего моряка, культурного ■ передового во всех вопросах. Мякичев не следит за своим культурным ростом и по­ этому так отстает от жизни. Л. НЕПОГОДИН. Великий поэт украинского народа (К 85-летию со дня смерти Т. Г. Шевченко) ПОВЕРХНОСТНЫЙ ПОДХОД К ВАЖНОЙ ТЕМЕ Почему плохо прошло политзанятие у групповода т. Яскевич В группе политзанятий, кото­ рой руководит т. Яскевич, состоя­ лось очередное занятие на тему: «Происхождение и характер вто­ рой мировой войны». Тема важ­ ная. Однако занятие прошло не на высоком уровне. Это получилось прежде всего потому, что групповод поверх­ ностно вскрыл причины возник­ новения империалистических войн. Руководитель не сумел пол­ но раз'яснигь смысл речи товарища Сталина по этому во- иросу: «Марксисты не раз заявляли, что капиталистическая система мирового хозяйства тапт в себе элементы общего кризиса п воен­ ныхстолкновений, что ввиду это­ го развитие мирового капитализ­ ма в наше время происходит ие в виде плавпого и равномерного продвижения вперед, а через кри­ зисы и военные катастрофы» (Сталин). Об этом следовало бы подробно я боле глубоко рассказать слу­ шателям. Поверхностное п петочпое ихчо- женяе материала политгруппово- нпй, которые к тому же не были исправлены т. Яскевичем. В обсуждении вопросов, по­ ставленных групповодом, приняло участие всего лишь несколько че­ ловек. Выступления слушателей были краткие, несодержательные н подчас неточные. Краснофлотец Образцов, например, на вопрос, что такое конкуренция, ответил: — Конкуренция это совместная работа капиталистов. Они со­ вместно торгуют... Пе лучше рассказал об отличии империализма от капитализма и краснофлотец Куликов. Каковы же причины, что заня­ тия прошли на низком идейном уровне? Они состоят в том, что групповод т. Яскевич не был под­ готовлен к занятиям. Чувствова­ лось, что сам оп не совсем полно освоил материал, глубоко не про­ думал происхождение и характер второй мировой войны — и по­ этому в его изложении материала па занятиях было допущено мпого неточностей н искажений. Пе бы­ ли совершенно готовы к занятиям и слушатели группы. Этот пример наглядно иоказы- ра] Св< дом приз ло к низкой активиости ; вает-как яе паД° относиться к слушателей п неправильным опре- I политзанятиям, делениям тех пли иных подоже- I к АЛЕКСА НДРОЗСКИЙ \ Бессмертие гениального ху­ дожника в том, насколько он связывает свою творческую судьбу с судьбой своего народа. По тому, для кого пишет худой;- ник, кому он адресует свое творчество и чьи интере­ сы в нем выражает, опре­ деляется социальная сущ­ ность его искусства, а с ней и его жизненность. 85 лет тому назад умолк великий «кобзарь» — пе­ вец свободолюбивых чая­ ний бесправного, угнетен­ ного царизмом и польской шляхтой украинского на­ рода. «Он вышел из народы, жил с народом, и не толь­ ко мыслью, но и обстоя тельствами жизни был с ним крепко и кровно свя­ зан» (Добролюбов). И это определило его бессмертие. Он жил стрем­ лениями народа, он выра­ жал их в искусстве, он пробивал им дорогу в бу­ дущее, закладывал основы этого будущего, он вел за собой свой народ. Т. Г. Шевченко — убеж­ денный художник-реалисл революционер _ демокра основоположник новой йнской литературы, они «■мужицким» словом поэт разрушает романти­ ческую идеализацию ис­ торического прошлого ге­ тманской Украины, воспе­ ваемую помещичьей украинской литературой (Костомаров, Ку­ лиш, Гулак и др.). История Украины для Шев­ ченко — это борьба украинского крестьянства за свою социаль­ ную н национальную свободу. Его взгляды на окружающую действительность и на свое прошлое отражали взгляды на­ рода. В своих исторических балладах и поэмах («Гайдама­ ки», «Тарасова ночь», «Гамал­ ея», «Невольники») Шевченко не прикрашивает старину. Он раскрывает ее во всех ее про­ тиворечиях, как непрерывную борьбу народа за свои права. Ужасной казалась поэту эта кровавая борьба («Гайдамаки», «Невольники»). Но в самом фак­ те борьбы, возникающей пусть и стихийно, поэт видел подлин­ ную революционную активность масс и предпочитал прошлое настоящему — эпохе, когда «на всех языках все молчат». В статье «Роль сословий и классов в освободительном дви­ жении» В. И. Ленин, говоря о демократизации освободитель­ ного движения в России, харак­ теризовал «эпоху крепостную», как период, где революционной силой является ничтожное мель, шинство дворян. «Крепостная Россия забита и неподвижна. Протестует ни­ чтожное меньшинство дворян, бессильных без поддержки на­ рода. Но лучшие люди из дво­ рян помогли разбудить наоод». Выходец из крепостных, Т. Г. Шевгченко поднялся до уровня лучших его современников (Бе­ линского, Чернышевского. Не­ красова, Добролюбова). Он был культурнейшим человеком свое­ го времени, осознавшим задачи и пели освободительной борьбы. Обличительные «вирши» поэта раскрывали ужасы крепостни­ чества. Он будил народные массы, призывал их. к борьбе. Шевченко верил в силу и могу­ щество слова, он по примеру лучших людей русского народа рассматривал литературу, как средство пробуждения масс к революционной борвбо. Эта ве­ ра воодушевляла поэта. А. может быть, когда-нибудь Найдут прямой в Украйну путь Те песни, писанные кровью, Тоской, слезами и любовью; Они над родиной падут Незримой утренней росой И сердце юнное зажгут Тоской и етратыо огневой. («Считаю дни своей неволи» 1847 г.). Свободолюбивые призывы Шевченко не нравились «панам и царям». В 1861 году, т. е. че­ рез двадцать лет после выхода Тарас Григорьевич Шмчаима Автопортрет. поэмы «Гайдамаки», напуган­ ные каневские помещики писа­ ли губернским властям: «Сочи­ нения Шевченко сГайдамаки» и «Тарасова ночь» дышат не­ умолимой ненавистью к дворян, ству нашему и притом резко изображают картину гайдамак. ской резни, что в наших сторо­ нах, где народ вс сам но сю по­ ру сохраняет предания этих кровавых событий, крайне опас­ но для дворянства и всех дру­ гих сословий*. Жестоко расправилось с по­ этом правительство Николая I. За «противоправительственные стихи» («Сон», «Кавказ» н др.) и зажигательные революционные речи Шевченко был сослан в Оренбург с зачислением рядо­ вым в отдельный корпус сро­ ком на десять лет. В целях «предупреждения его бунтар­ ской деятельности» Шевченко запрещено было писать и рисо­ вать. Все же, вопреки царскому за­ прету, Шевгченко и в ссылке не прекращал сво*й литературной деятельности. Здесь им были неписаны поэмы «Княжна», «Москалева криниця», «Цари», «Марина» я множество лириче­ ских стихотворений. Ссылка подорвала здоровье поэта, сломила его физическую силу, не никакие преграды и испытания не в состоянии были сломить его воли, веры в силы народа, ого социального опти­ мизма, что позволяло Шевченко видеть перспективу нового строя «без попа и без царя». Революционная энергия и сила ненависти к угнетателям, кота> рыми проникнута была поэзия Шевченко, вызывали паниче­ ский страх у представителей господствующих классов и пос­ ле смерти поэта. Шевченко был слитком попу­ лярен и его нужно было обез­ вредить. Буржуазно-дворянская «наука» пыталась выхолостить политическое звучание поэзии Шевченко путем фальсифика­ ции его прочзтвопений, введени­ ем «смягченных» вариантов, из’ятием отдельных строк и це­ лых отрывков. Украинские националисты, торгующие своей родиной, пы­ тались превратить Шевченко в апостола «самостийности», утверждая независимость Шев­ ченко от «каких бы то ни было внешних влияний» и прежде всего ог влияний русской куль­ туры. В сущпостн, это была 1 » же попытка фальсификация тгорческого облика великого на­ родного поэта, чье искусств» разрушало ограниченность уз­ ко-националистскою мышления. Дневники Шевченко сведс- тельствуют о пристальном вни­ мании поэта к выдающим­ ся явлениям русской ли­ тературы. Могучее влия­ ние прогрессивной рус­ ской литературы Шевчен­ ко испытывал па протя­ жении всей своей поэти­ ческой деятельности. Многие произведения Шевченко были написаны на русском языке («Му­ зыкант», «Художник» * др.). Близкие отношеж?* поэта с Герценом, Черны­ шевским, Добролюбовым ■ Некрасовым укреплял* эту священную дружбу передовых мыслителей двух братских народов. Значение творчеств» Шевченко — в его народ­ ности, в его революцион­ ной страстности. С твор­ чеством Шевченко связан процесс борьбы украин­ ской литературы за реа­ лизм, за сближение ее с фольклором. Его мировоз­ зрение материалистична Он ненавидит господст­ вовавший в 40-х годах прошлого столетия идеа­ лизм, всяческую экзоти­ ку — всей здоровой силой своего таланта. Все утон­ ченное и бесплотное в ис­ кусстве, с религиозной тема­ тикой он называл «немец­ ким», равно как все чист* формальное, декоративное — «японским», т. е. чуждым, экзо­ тическим. Основная заповедь эстетики Шевченко сводилась к тому, что искусство должно быть правди­ вым и понятным народу. В центре внимания искусства — человек-борец. Судьба челове­ ка — судьба борца. Шевченко терпеть не мот1 сонного равно­ душия к судьбам народным Пусть «злая судьба» (поэт имел в виду свою жизнь), только бы не равнодушие, которое страш­ нее самых тяжких страданий невольника. оле де ты? Доле де ты? ема ниякой! Колы доброй жаль, боже. То дай злой, злой! Не дай слаты ходячому, Сердцем замыраты... А дай жыты, сердцем жыты, И людей любыты. Шевченко вобрал в себя лучшие духовные качества украинского народа — его мощь, силу, муже­ ство, энергию, волю, светлый ум :и его доброе сердце. Его по­ эзия — выразительница духов­ нойжизни народа, и она небыла только украинской. Тема Шев­ ченко — тема многих угнетен­ ных народов. Это прекрасно понимали фа­ шистские мракобесы, пытавшие­ ся на временно оккупированной территории Украины «уничто­ жить» Шевченко, очертеть жи­ вущую в народе светлую па­ мять о нем. В припадке бес­ сильной ярости фашисты могла лишь осквернить могилу поэта цинично и нагло, но пламенное слово «старого Тараса» не под­ давалось уничтожению. Оно жи­ ло в народе, оно попрожнему призывало народ к борьбе за свою свободу, за свою независи­ мость. И «Тарас» победил. Ибо «Та­ рас» — сам народ, «плоть ст плоти, кровь от крови народной». Майор Д- КОВАЛЬСКИЙ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz