Краснофлотец.1946 год. Март.

К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц б марта 3946 г., № 54 (2440) СТАРШИНА БАТАРЕИ— ПРАВАЯ РУКА КОМАНДИРА Организация службы, порядок в цодраздеденин, в боевой частя всегда будут на высоком уровне, если .старшина батареи или груп­ пы хорошо знает свои обязанности я обязанности подчиненных. Старшина — правая рука командира. При отсутствии офи­ церского состава он является пер­ вым человеком, который должен уметь решить вопрос, распоря­ диться, отдать приказание. В от­ ношении распорядка, воспитания краснофлотцев, сбережения ору­ жия и имущества он несет основ­ ную ответственность, требуя от сержантского и рядового состава неуклонного выполнения своих приказаний. Старшина обязан участвовать во всей системе ог­ невой подготовки и по указанию командира проводить обучение младших командиров и рядовых. Многообразны обязанности стар­ шины. Помимо этого, он должен знать жизнь каждого бойца и сер­ жанта, состояние батарейного хо­ зяйства, всегда должен быть в со­ стоянии дать командиру об’ек- тивную оценку положения на ба­ тарее. Наде сказать, что некоторые паши старшины еще ие занимают й живая своп подразделений та­ кого положения, которое им отве­ дено. Иногда спросишь старшину о жизни бойцов, а он знает об этом мало. Недостаточно осведом­ лены некоторые старшины и тем, каковы военные качества красно­ флотца, его способности, наклон­ ности. Авторитет любого* старшины должен быть непререкаем. Под­ нять этот авторитет— дело, преж­ де всего, самого старшины. Путь к этому один: обстоятельно знать свои обязанности и образцово их выполнять, повседневно заботиться о бойцах, справедливо требовать от них выполнения уставов и установленного распорядка, пока­ зывать во всем лпчпый пример, деловитость, хозяйственную ини­ циативу в работе. Но это отнюдь не значит, что командир подразделения может ос­ вободить себя от заботы об авто­ ритете старппшы. Командир дол­ жен оберегать этот авторитет, все­ мерно поддерживать старшину, учить, если он ошибается, а так­ же приблизить его к офицерскому составу: приглашать на совеща­ ния офицеров, почаще беседовать. Очень важно обеепечнгь стар­ шине возможность во всю полно­ ту пользоваться правами, кото­ рые ему предоставляет устав, создать для этого нормальные ус­ ловия. Надо дать старшине боль­ ше самостоятельности в планиро­ вании рабочего дни. У него есть работа и в ночное время: провер­ ка соблюдения распорядка дня, контроль дежурной службы, осмотр помещения. А через пол­ часа после под’ема краснофлотцев он уже обязан быть в казарме и следить, как младшими команди­ рами используется время. Он обя­ зан также периодически прихо­ дить в казарму, кубрк до над’е- ма. Все это нельзя ие учитывать. Если старшина подразделения или группы займет подобающее ему место, а требовательность командира в нему будет высокой, тогда дисциплина, порядок я организованность будут обеспе­ чены. В нашем соединено есть такие старшины, которые повели свои обязанности, встали на правиль­ ныйпун, в работе е подчиненны­ ми. Взять, к примеру, хоти бы старшину Шахназарова, который служит образцом дм всех стар­ шин подразделений. Значительных успехов добипеь я многие дру­ гие старшины. В недалеком бу­ дущем они могут стать подлинной опорой своих командиров. Надо только им помогать в работе, учить. Огромные и ответственные за­ дачи ставит перед старшинами приказ № 8 Генералиссимуса Советского Союза товарища Сталина. Народный Бомиссар Во­ оруженных Сил неизмеримо под­ нял роль младших командиров. Надо иного н серьезно поработать, чтобы с честью выполнить сталин­ ские требования. Нет сомнения, что наши старшины окажутся на высоте поставленных перед ними задач. Полковник Н. УШАКОВ. Заведывание комендора эсминца «Разумный» старшины 2-й статья Н. Комиссаром всегда в образцовом состоянии. Участник Отечественной войны, он теперь, в мирный период, заботливо ухаживает за вверенным ему боевым оружием. Фо*о Л. Огурцова. ОТЛИЧНОСОДЕРЖАТЬ БОЕВУЮТЕХНИКУ Смотр оружия на катерах Недавно на катерах подразде­ ления капитана 3 ранга Ефимова был осмотр состояния материаль­ ной части и оружия. Проводили осмотр флагманский инженер-не- ханик и специалисты. Они обна­ ружили, что личный состав неко­ торых кораблей недостаточно вни­ мательно следит за состоянием ма­ териальной части, в результате чего отдельные механизмы н ору­ жие загрязнены, имеют налеты ржавчины. Сразу же пооле осмотра состоя­ лось общее собрание личного со­ става. на котором выступили мно­ гие командиры катеров, механики и другие специалисты. Они ука­ зывали па недостатки по содер­ жанию материальной части. Командир подразделения, а так­ же и выступающие отметили, что на катерах, где старшины групп мотористов гг. Ревякня, Агеенко. Мелещенко, механизмы н во­ оружение содержатся в образцо­ вом порядке. Н6 наряду с этим есть факты пренебрежительного отношения к сохранению техники и оружия. Так, на кораблях, где старшинани груше иотористов тт. Попеляев я Турковекий, обна­ ружено много крупных недостат­ ков. За плохое содержание своих заведываний тт.' Турковекий и Попеляев получили строгое взы­ скание. ** **1; $' После осмотра многие наиболее отличившиеся старшины и кра­ снофлотцы получили благодар­ ность от своих конанднров за уме­ лое и любовное отношение к со­ держанию боевой техники Старший техник-яейтенант Н. ЛАПШЕНКОВ. Помощь бывалых моряков На корабль «Н» недавно при­ была грутша курсантов. Комсо­ мольская я партийная органи­ зации корабля репгили помочь молодым морякам в овладении практическими знаниями. Недавно старослужащие мо­ ряки комсомольцы Евсеев, Коб- зев и коммунист Лесных прове­ ли техническую конференцию на тему: «Устройство и обслу­ живание турбо-циркуляционно- го конденсаторного насоса». На этой конференции было разре­ шено много неясных вопросов, которые интересовали курсан­ тов. Краснофлотец Шметов, Кузьмин и другие задали ряд вопросов по интересующим их темам, на которые дал подроб­ ный ответ коммунист Лесных. Е. ФРОЛОВИЧ. ЗАСЛУЖЕННАЯ СЛАВА Па нашей батарее устанавлива­ ли материальную часть. Став­ ший краснофлотец Чижик» дней упорно трудился на ионтаж- рм х работах, а вечерами просижи­ вал над чертежами и описаниям материальной части, стремясь освоить ее как можно быст­ рее. В свободное время он собирал свой орудийный расчет и настой­ чиво занимался с людьми, изучая устройство «ушки. Опытный артиллерист Чижмкм отлично изучил свойства и ска- призы» своей пушки и научился предугадывать типичные задерж­ ки. ! ...Однажды «т * длительней стрельбы отказала защелка рами затвора, и замок перестал откры­ ваться. Чижиков заранее знал, чт» при длительной стрельбе чаек* ослабевает забелка рамы ь нбеп ее крепления к казеннику. Подго­ ну, когда затвор перестал откры­ ваться, он сразу нашел причип* заедания и быстро устранил ее. В другой раз перестали экстрах тироваться запальные трубки — гоже в результате длительном стрельбы. Чижиков предвидел к эту задержку, заблаговременно приготовил ручной экстрактор к проинструктировал трубочного краснофлотца Гуляева, как иужн» вручную вкетрактнровать раздув­ шиеся трубки. Его предусмотрительность ока­ залась своевременной. Орудие а» сделало ни одного пропуска. В ходе боевых стрельб выявля­ лись все новые и новые особенно­ сти в работе материальной ч; ети Сразу же после стрельбы Чижике» собирает своих артиллеристов, об­ суждает с нинн причины задер­ жек и заеданий, имевших место, и намечает меры предупреждения. Такое отношение к делу при­ несло Чижикову заслуженную славу опытного артиллериста я умелого воспитателя. Свой опыт старшин I краснофлотец Чижиков любовно передает молодым красно­ флотцам, готовя из них полноцен­ ных мастеров огня. Младший сормант И. ДУБИНА. Заметки о воинском воспитании 2. ДИСЦИПЛИНА В ОТДЕЛЕНИИ Чтобы приучить подчиненных к дисциплине, старшина должен не только являть собою пример, , но и постоянно следить за тем, •чтобы все краснофлотцы точно ■ я неуклонно выполняли уста- ■ новленный порядок. При этом •не следует забывать, что нель­ зя пропускать без воздействия ни малейшего нарушения, ибо мелочи могут «привести к важ- I ному. В дисциплине нет мело­ чей — все важно. С чего нужно старшине начи­ нать свою работу? Когда меня назначили коман­ дирам отделения, борьбу за дис­ циплину я начал с проверки побудки. По сигналу «Вставать, койки вязать!» у нас в кубрике не сразу все приходило в дви­ жение. Многие поднимались, не торопясь. Я потребовал быстро- : го выполнения сигнала, а сам ;поднимался быстрее всех и неотступно следил за действия­ ми своих подчиненных. Через некоторое время под’ем в на- I шем отделении стал произво­ диться значительно быстрее и организованней. Я старался работать с каж- .дым краснофлотцем в от­ дельности. Ве время заня­ тий по специальности красно­ флотец Колесников часто от­ влекался, не слушал об’яснений, занимался посторонним делом, нарушал порядок. На замечания командира он отвечал простран­ ными объяснениями, а иногда и грубил. После одной из попы­ ток Колесникова вступить в пререкания я наложил на него дисциплинарное взыскание. Но взысканием я не ограни­ чился, а обратился за помощью к комсомольской организации. На очередном комсомольском собрании этот вопрос был об­ сужден. Комсомольцы осудили поведение Колесникова и по­ требовали от него везде и всю­ ду показывать авангардную роль. Это подействовало на Ко­ лесникова. Он начал следить за собой, подтянулся, с большим рвением стал относиться к службе. Много труда было затрачено и на воспитание краснофлотца Гридина. Гридин зазнался, часто проявлял грубость и не­ тактичность в отношениях со старшинами. Я стал более вни­ мательно присматриваться к его работе и установил, что Гридин, наступая н§ вахту, не принимает ее от своего пред­ шественника, как этого требует инструкция, л иногда нарушает элементарные правила экеллое- тации материальной части. Я прежде всего раз’яснил ему, что повседневная служба это не пустое время препровождение, а подготовка к суровым походам и жестоким боям. Через не­ сколько дней решил основа­ тельно проверить знания Гри­ дина и на практике показать ему, что он обладает еще недо­ статочными знаниями мате­ риальной части. Когда во время опроса Гридин дал три непра­ вильных ответа, я сразу же его поправил и потребовал более глубокого изучения обслужи­ ваемой техники. Гридин и сам понял, что его мнение о своих знаниях было ошибочным. После этого он по-настоящему взялся эа учебу. Большов значение .в деле вос­ питания у подчиненных дис­ циплинированности и аккурат­ ности имеет повседневная тре­ бовательность старшины. Од­ нажды в начале моей командир­ ской деятельности был такой случай. После одного из похо- • лов я приказал краснофлотцу Шаятову сделать приборку на­ шего заведывания. Прошло ча­ са два, и я опустился прове­ рить, как выполнено приказа­ ние Здесь я увидел, что все было попрежнему. а красно­ флотца нигде не было видно. Шаятов, оказывается, находил­ ся в кубрике и мирно спал. Я разбудил его, но он поднимался с видимой неохотой и даже стал грубо отвечать мне. — Встаньте, когда с вами го­ ворит командир! — приказал я. — Почему вы не выполнили приказания а улеглись спать? — Я полагал, что заведывание достаточно чистое. Краснофлотец Шаятов уже не впервые проявляв свой «нрав» на службе. Я решил доложить командиру боевой части, так как считал, что моих прав недоста­ точно для наложения взыскания за такой грубый простуПок. В результате краснофлотец полу­ чил строгое наказание После этого Шаятов стал ис­ полнительным и уже не допу­ скал нарушений дисциплины. Он видел, что командир отде­ ления следит за каждым его шагом, и всеми силами старался отличиться своим прилежным отношением к работе и безуко­ ризненным поведением. Когда же при получении приказания он забывал повторить его или не докладывал об исполнении, я требовал, чтобы все это он де­ лал, как требует устав. Сейчас Шаятов стал одним из лучших краснофлотцев и за последние семь месяцев получил три бла­ годарности. Из своей службы я сделал вывод, что для воспитания под­ чиненных в духе исполнитель­ ности и дисциплины необходи­ ма повседневная и строгая тре­ бовательность. Если обраща­ ешься к своему подчиненному, тотчас же потребуй, чтобы стал «смирно», а без этого не начи­ най разговора. Следи, чтобы при встрече они точно по уставу отдавали приветствия, чтобы сразу же вставали при вход* старшего по званию и не сади­ лись без разрешения. Но ее злоупотребляй этим: вошел ты. люди встали и, если тебз ие на­ до говорить с ними, не держи их даром на ногах, разреши сесть. Когда я принял отделение я установил строгую повсоднов- ную требовательность, все кра­ снофлотцы подтянулись, стала наполнительными, аккуратными и сейчас не допускают наруше. ний установленного порядка. Правда, вначале они искоса п- сматривали на меня эа стро­ гость, но после втянулись в стали сами ревниво следить за тем, чтобы в отделения соблю­ дались все требования дисцип­ лины и установленного поряд­ ка. Старшина 2 статьи Г. САДОВСНИИ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz