Краснофлотец.1946 год. Июнь.
2 КРАСНОФЛОТЕЦ Из боевого опыта Зенитные пулеметы в бою I например, в боях пулемет- | «Юнкерсов». енитчикам взвода лейтенан- тика — укр ываться в на мгновение в «окна» и вновь Их воровская так- облач- выска. скры- 1. ПЕРВЫЕ БОИ — ПЕРВЫЙ ОПЫТ . В боевых условиях задачи пу леметчиков-зенитчиков заклю чались не только в том, чтобы отражать атаки авиации против ника. Они должны были также держать наземную оборону. Пуле метчикам неоднократно приходи лось вместе с пехотинцами отби вать яростные атаки врага. Но все же основную роль пулеметчики- зенитчики сыграли при отражении атак немецких самолетов. В начале войны, когда с нем цев еще не была сбита спесь, немецкие ассы старались атако вать наземные цели с малых вы сот. Вот тут-то и проявили свое умение моряки-зенитчики лейте нанта Хральцова. Как правило, зенитчики со своими пулеметами шли с первым броском десанта. Высадившись на берег, они сразу же занимали огневую позицию и прикрывали высадку и разверты вание основных сил десанта. Во время отвода десантов пуле метчики прикрывали посадку на катера, а затем уже садились са ми.-Так при снятии одного круп ного десанта в 1942 году немец кие самолеты непрерывно висели над местом посадки, пытаясь пре пятствовать организованному под ходу катеров к берегу. Но со средоточенный огонь пулеметов взвода мешал врагу осуществлять свои замыслы. А расчетом старшины 1 стаТьи Лахнова один самолет был сбит. Во время боев десантников в районе Западной Лицы немецкие самолеты, пользуясь отсутствием наших истребителей, пытались на. носить массированные удары по десантникам. Враг не предполагал встретить отпора. Но, встретив сильный пу леметный огонь, был вынужден сбросить бомбы куда попало. Одна ко вскоре немцы прибегли к своеоб разной тактике. В то время как основная группа бомбардировщи ков. готовилась нанести удар по десантникам, два - три самолета атаковали наши огневые точки. «Юнкерсы» набрасывались на пу леметы старшины 1 статьи Вахру шева и старшины 2 статьи Мала хова. Дорогу им преграждали ог невые трассы пуль соседних точек. Заметив опасное положение своих товарищей, пулеметчики соседнего взвода поддержали их. Атака с воздуха была сорвана. Один са молет подбит. А огневые точки остались целыми и невредимыми. 2. ВЫБОР ОГНЕВОЙ ПОЗИЦИИ Большую роль в успешном от ражении атак вражеских самоле тов, а также . в сохранении мате- , риальной части и расчетов играет Правильный выбор огневой пози- • ’ нии и оборудование ее. При вы боре позиции прежде всего надо учитывать естественный рельеф местности и использовать его в своих целях. Для установки пулеметов ис пользовали специально отрытые котлованы или же воронки от бомб и снарядов, окружая их не высоким каменным или земляным бруствером. В тех местах, где ка менистая почва не позволяла вы рыть котлованы, дывали из камней ; треногу рулемета и его замаскировывали. , траченный на оборудование проч- : ной позиции, как показала прак тика, сторицей окупался в бою. I Так однажды при налете «Ю-87» на наше расположение одна тяжелая бомба упала в 10 — Н12 метрах от котлована, но • причинила вреда ни оружию, ни ■ нашему расчету. А если бы было прочного укрытия — вряд *бы уцелел и расчет и матерналь- .ная часть. Кроме этого, такое ук рытие диктовалось еще и усло виями боя, так как точки всегда находились под вражеским об стрелом. > Строя И оборудуя надо добиваться, лемета был круговой обстрела, а также отсутствовало «мертвое пространство» при на- эёмюй «Фороне. Это важно пото. блиндаж скла- высотой с тщательно Труд, за- не не точки, чтобы у пу- сектор му, что. чикам-з та Хральцова приходилось вести и наземную оборону охраняемого об ’ екта. Однажды в десантной опера ции взвод охранял командный пункт бригады морской пехоты. Рядом шел упорный бой. Частые снежные заряды снизили види мость до предела. Воспользовав шись этим, рота немецких авто матчиков незаметно пробралась в наше расположение и атаковала командный пункт. Но путь немцам преградили своим огнем пуле меты старшины 2 статьи Чистяко ва и старшего краснофлотца Гро мова. Немецкие автоматчики несли значительный урон и ступили. 3. УХОД ЗА ОРУЖИЕМ Как показала практика, пра. вильный и тщательный уход, своевременная чистка, а также бе режное сохранение пулемета обеспечивают его готовность и боеспособность, в течение двух крытым небом лись в боевой каждого из них было выпущено по нескольку тысяч патронов, но задержек и заеданий не случа лось. Чтобы предотвратить замерза ние жидкости в кожухе, мы со ставляли специальную смесь из глицерина и воды в различных пропорциях. При сильных морозах кожух наполняли только глицери ном. Тщательный уход необходим и за подвижными частями пуле мета. Особенно это важно при низких температурах. Для смазки мы обычно использовали смесь ружейного и веретенного масел. Причем в морозы детали замка и остальные подвижные детали смазывали очень тонким слоем. У каждого нашего наводчика всегда имелся керосин, что бы в случае замерзания смазки быстро ее смыть. Для предохранения пулемета от непогоды _ мы прикрывали его плащпалаткой. По условиям го товности чехол одеть нельзя, а накинутая сверху плащпалатка хорошо предохраняла от непого ды. Когда нужно было, она мгно венно убиралась. За состоянием оружия следил лично лейтенант Хральцов. В короткие передышки между боями пулеметчики по очередно чистили 4. ОБНАРУЖЕНИЕ Немецкие самолеты старались нападать внезапно. Они подкрадывались к нам на бреющем полете. Обнаружить их визуаль ным способом порой не удава лось, поэтому мы старались вни мательно слушать, так как шум мотора слышен задолго до появ ления самолета. Звук мотора лю бого самолета имеет свой тон и особенности. Краснофлотцы Ко нев и Мельников безошибочно определяли типы вражеских са молетов только по шуму моторов. Наблюдая за воздухом невоору женным глазом, надо не забывать и о бинокле. Но к биноклю все же надо прибегать реже, так как он утомляет глаза. В тех слу чаях, когда обнаружишь отдален ный шум мотора, начинай поиск биноклем в этом направлении. По шуму определяй, быть истребитель. Если щик, то при сравнительно неболь шой скорости его надо искать прямо по направлению идущего звука. А если истребитель, то нужно просматривать горизонт по сторонам, от направления звука, так как за время, пока звук дошел до тебя, истребитель мог уйти на значительное расстояние. Кроме того, самолеты против ника в силу особых летно-такти ческих качеств можно обнаружи вать и определять по их «поход ке» и поведению в воздухе. Если внимательно присматриваться и изучать их «походку», то легко будешь различать «Мессершмит ты» и «Фокке-Вульфы», особенно на виражах и вертикалях. Также хорошо различимы повадки и по- от- Наши пулеметы лет были под от- и всегда находи- готовности. Из пулеметы. ВРАГА обычно что это может бомбардировщик или бомбардиров- ности, кивать ваться. 5. ВРАГА атакуй первым Гористый рельеф Заполярья дает самолетам возможность незаметно подкрадываться к охраняемым об ’ ектам на бреющем полете. В этих случаях наиболее действен ным и грозным оружием для борь бы со штурмующими самолетами являются зенитные пулеметы. По этому при охране высадившихся морских пехотинцев мы вели у пулеметов непрерывное дежурст во. Дежурный пулеметчик всегда был готов открыть огонь. Так однажды во время боев в районе Западной Лнцы из-за скал неожиданно появился «Ю-88» н сразу же устремился в атаку. У нашего пулемета в это время стоял на вахте старшин красно флотец Борисов. Он сразу опознал врага и открыл огонь. Трассы пуль прошили фюзеляж самолета. Одной длинной очереди было до статочно, чтобц «Юнкере» вре зался в скалы. В другой раз ' на вахте у пуле мета стоял краснофлотец * Алюхин. Из-за шума ветра он не сумел во-время услышать рокот мотора и обнаружил самолет, когда тот уже стремительно несся на об* - ект. Но и это было бы еще не поздно, если бы Алюхин открыл огонь. Однако краснофлотец не твердо знал силуэты вражеских самолетов. Идущий в атаку «Мес сершмитт- 11 0» он принял за наш бомбардировщик. Огня Алюхин не открыл. «Мессершмитт» сблизился объектом и обстрелял его. 6. РЕЖИМ ВЕДЕНИЯ ОГНЯ Обыкновенно немецкие ровщики старались атаковать со средних высот и, пикируя до 200 — 300 метров, сбрасывали бом бы и вели пулеметно-пушечный обстрел. Поэтому мы открывали огонь уже тогда, когда пикиров щики начинали входить в пике. Первоначальную стрельбу мы начинали очередями по 10 — 12 патронов, а если самолет начинал выходить из пике, — в наиболее уязвимый момент для самолета, — огонь вели непрерывной длинной очередью. Обыкновенно Считают, что по отходящему самолету бесцельно вести огонь. ЭтЬ не совсем вер но. Иногда огонь даже необходи мо вести, так как стрелок «Ю-88» на отходе из подвесной люльки всегда старается обстреливать огневые точки. Подавлять его огонь необходимо. Чтобы знать уязвимые места, [ мы знакомились с устройством сбитых неприятельских самолетов. Это не раз приносило нам успех в бою. За сравнительно небольшой период боев взвод пулеметчиков лейтенанта Хральцова сбил три самолета противника н два под бил. 7. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ — ОСНОВА Однажды при ^торпедоносцев 109» резаметно ним в хвост и пытался атаковать один из торпедоносцев. Маневр врага разгадали пулеметчики-зе нитчики старшины 2 статьи Кагар. лицкого. Они открыли пулеметный огонь трассирующими пулями и указали истребителям сопровожде ния, где находится враг. Наши лет чики за несколько минут раздела лись с «Мессершмиттом». Успешному отражению атак, а также активной борьбе . с самоле тами противника во многом помо гало повседневное совершенство вание пулеметчиками своего бое вого мастерства, изучение так тики врага, его слабых мест, а также постоянный анализ каждо го боя, выработка новых методов и приемов борьбы с самолетами противника. Старший краснофлотец Г Б. НАУМОВ. с пики- На утренней приборке. Зарисовка И. Чечурина. ПЕРВЫЙ РАЗ В МОРЕ Молодые краснофлотцы на походе — лучшая школа для | силуэт * военного корабля. «Инте- краснофлотцев. 'Когда ’ п/гп ** «лмЯжг» — ‘ длительное время нахо- красно- в море. УСПЕХА отходе наших «Мессершмитт- пристроился к Поход молодых корабль дится в море, каждый краснофло тец, а особенно молодой, познаёт много нового для себя. Болыпкство молодых флотцев впервые вышло На стоянке в базе, во время зим ней учебы, можно было нередко услышать такие рассуждения мо лодых краснофлотцев: «Я техни ку не хуже «стариков» знаю. По думаешь, они плавали, а я нет. На учениях все одинаково рабо таем». В первом же походе молодежь осознала всю ценаость опыта старослужащих. ...В котельном отделении пер вую походную вахту стоят крас нофлотцы Невлютов, Колпаков, Козурин и Гайдулин. Зимой они много и упорно учились тому, как устроены установки, доверенные им, как исправлять повреждения. На учениях они уже несли вахту у котлов. Но одно дело — короткая учебная вахта и совершен» другое — продолжительное время наблю дать за горением в топке, за без дымностью, бороться за экономию топлива. Приходится по-настоя щему оморячиваться. ...Па верхней палубе холодно. Море неспокойно. Над водой сте лется густой туман. Идущие ря дом в строю корабли еле заметны. Молодой краснофлотец сигналь щик Проворов на походной вахте впервые. Он хорошо натренирован в передаче сигналов, в наблюде нии за морам и воздухом, но сей час его сбивает сложная обста новка. Нужно одновременно за морем наблюдать и за соседними кораблями смотреть — может быть, они вызывают. Вот около строя миноносцев возник какой-то ресно, что это за корабль , подумал Проворов, но никому не доложил об этом. Велико же было его удивление, когда раздался го лос опытного сигнальщика красно флотца Минина: «Слева 50, ко-1 рабль (противника». < Характерный случай произо шел в группе трюмных машини стов с молодым краснофлотцем^^ Бараевым. На боевом учении с командно- го пункта поступила комавда «За топить кроновые отсеки!» Бараев начал выполнять приказание. Он знал, что перед открытием кинг стонов надо проверить штоковую проверку, не разобщена ли она Для проверки надо было опустить ся в кочегарку. Каждая минута была на учете. Бараев быстро спустился вниз, штоков много. Бараев проверил некоторые из них, как они скреп лены. Оказалось, все в порядке. Остальных штоков Бараев прове рять не стал, понадеявшись, что они тоже действуют исправно. Он хотел сэкономить несколько минут. Когда же начал затоплять отсек, то оказалось, что вода в пего н^- поступает. Почему? Бараев провЯ^Ь ппя не все штоки кингстонов как раз один из непроверенных и не действовал. В результате приказание из КП было выполнено с большим опоз данием. Бараев забыл одно прави ло, что приказание следует вы полнять быстро, но не в ущерб делу. В (похода каждый молодой крас нофлотец проверяет себя, свои знания техники, свои способности X обслуживать ее. Ошибки, которые были допущены на походе, научи ли многому молодых краснофлотцев. Ю. ЛИСИЦЫН. ♦ Кингстоновых - 4-рил тхпг» л * т»гт т ктОТГПППДПАППТЛТ — — — — — й Стреляют корабельные зенитчики На линкоре «Архангельск» (проводились зенитные артиллерий ские стрельбы. Они были инте ресны тем, что в них принимали участие молодые офицеры. впер вые управлявшие огнем. В день стрельбы стояла сухая, солнечная погода. Видимость бы ла хорошая. Наблюдателям была доставлена задача: обнаружить самолет на продельной дистанции. В 9 ч. 58 минут краснофлотец Быков доложил: — Вижу самолет, левый борт 50! • Первым открыл огонь лейтенант Ларионов. Затем стрелял лейте нант Кудиевский. Следует отме тить, что эта стрельба, начавшая ся хорошо, была затем ухудшена •вследстаиё лучей солнца, направ ленных в глаза зенитчиков. Управляю щи й огнем не использо вал имеющихся на прицеле свето фильтров. : Хороших успехов в стрельбе до бился лейтенант Якобсон, кото рый открыл огонь на предель ной дистанции. Первые же сна ряды разорвались у цели. Стрельба принесла большую пользу как офицерам-зенитчикам, так и личному составу, работав шему на установках. Молодые артиллеристы корабля наглядно убедились в точности огня своих орудий, в необходимо сти отличного владения боевой техникой. V ~ с. чижиков. Г
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz