Краснофлотец.1946 год. Июнь.

2 КРАСНОФЛОТЕЦ 23 июня '1946 г., № 145 (2531) МОРСКОЕ КРЕЩЕНИЕ До призыва на флот мне не приходилось видеть море. И пред ­ ставления о нем- я имеоц лишь по книгам Жюль-Верна, Джека Лон ­ дона. Море рисовалось загадочным и окутанным романтикой. Но каково же было мое разоча ­ рование, когда в 1939 году я впервые увидел.море. Оно было спокойным и молчаливым, словно дремало. Небольшие волны лени ­ во прохаживались взад и вперед около берега. Нет, это было не мэре! Фантастическое представ ­ ление о море, нарисованное юно ­ шеским воображением, перед действительностью уходило в прошлое. Я был разочарован. И дрифтер «Ейна», на который определили служить, потерял для меня всякий интерес. Но день 26 января 1940 года на всю жизнь врезался в мою память. Я уридел настоящее море — пре ­ красное и величественное, могу ­ чее и грозное. Дрифтер «Ейна» стоял на рейде на двух якорях. Уставшая за ночь команда отдыхал1й. Я нес вахту на полубаке. , И обязанно ­ сти мои были довольно простые: следить, чтобы не протравлива ­ лись якорные цепи, на своем ме ­ сте находилась шлюпка. Погля ­ дывая то на якорцепи, то на . шлюпку, я спокойно и неторопли ­ во прохаживался по палубе. Но вдруг откуда-то сверху повеяло холодком, по палубе рез ­ вясь пробежал свежий ветерок. На моих глазах природа сказочно быстро изменила свой облик. Вскоре вегер окреп и вспенил во ­ ду. На море появились гребешки. Изменившейся обстановке я не придал никакого значения и спо ­ койно продолжал ходить-по палу ­ бе. А ветер все усиливался. Вско­ ре он уже неистовствовал. Дриф ­ тер повернулся кормой к берегу и, как упрямый конь, потянул свои удила — якорцепи. Опытный мо ­ ряк сразу бы доложил командиру, но я думал иначе. Подниму лож ­ ный аврал — от насмешек друзей не оберешься. Однако мои размышления бы ­ ли неожиданно прерваны. Нале ­ тевшая волна сбила меня с ног и потащила по палубе. Напрягая все силы, я ухватился за мачту и дождался,- пока ушла волна. ч не стала экипажа. Моя ошибка роковой для А ветер все пятился под Находчивость моряков Якорные цепи натягивались, дро ­ жали, брашпиль скрипел. Я на ­ тянул на пушку чехол,, смытый волной, и закрепил кошку якор ­ цепи. Мороз - стягивал на ногах кожу и леденил все тело. Можно было бы разбудить смену, но чув ­ ство уважения корабельных по ­ рядков удерживало меня от этого шага, хотя опытный моряк давно сыграл бы аврал, чуть всего крепчал. Дрифтер напором вол|п. В любую минуту его могло сорвать с якорей. Я опрометью бросился к командир ­ ской каюте. — Товарищ капитан-лейте ­ нант... в море неспокойно... вол ­ ны большие, — сообщил я коман ­ диру. Командир припал к иллюмина ­ тору. Потом резко обернулся ко мне и сердито проговорил: — Передайте пусть заводят машину и об ’ являйте тревогу. По сигналу тревоги первым выбежал на палубу боцман Па ­ шин, за ним краснофлотцы Ве- личковский и Поляков. Затем и остальные. — Выбирать якоря! — при ­ казал командир. Десяток сильных рук взялись за ручки брашпиля. Но не тут-то было. Якорцепи не подда ­ вались. На помощь прибежали мотористы Звягин, Костырев, кок Ечкалов. Старшина Кундозеров запустил моторы и дал малый ход. Мы налегли на брашпиль, и дело пошло. Все повеселели, на ­ чали подзадарнвать друг друга. Это длилось недолго. Мощная волна хлынула на палубу и раз ­ метала всех в стороны. Не успе ­ ли мы собраться с духом, как навалился новый водяной вал. Я не успел лечь и за что-нибудь уцепиться. Волна сбила, меня с ног и потащила к корме. Я ухватился за кранец. Но и он поплыл вместе со мной Положе ­ ние было критическим У коман ­ дирской каюты, где палуба сужа ­ лась, . мне удалось за что-то зацепиться и встать на ноги. * Под ’ ем якорей шел быстро. А подводная скала становилась все ближе и ближе. Еще рывок и яко ­ ря оторвались от грунта. Лица у всех посветлели. Однако радова- ться было рано. Дать полного хода мотористы но могли — якоря еще не были выбраны, а на малом дрифтер не мог противостоять вол ­ нам и встречному ветру, которые теснили его к скале. — Нажшай!... — кричал что есть силы боцман. Поднимались сразу оба, якоря. Моряков был» недостаточно. ’ Но ручки брашпилей мелькали бы ­ стро. Решалась жизнь каждого из нас и жизнь корабля. Наконец, якоря вытащены. Машина зара ­ ботала на полный. Дрифтер кач ­ нулся и медленно пошел навстре ­ чу волнам, в открытое море. Закрепив все почптормовому, краснофлотцы разошлись по кубрикаи. И только в теплых помещениях каждый • почувство ­ вал неииоверную усталость. Не успели краснофлотцы реодеться, боцмана. — Все наверх! Корабль обмерзая. Мачта, над ­ стройки, палуба покрылись тол ­ стый слоен льда. С каждой ми ­ нутой этот слой становился все толще и толще, ибо встречная в'<лна, обрушиваясь на корабль, оставляла свой след. Теперь дрифтер походил скорее на приз ­ рак, чем на корабль. Чтобы но быть выброшенными за борт, лед мы рубили стоя на коленях. Это было трудным де- лом. Норд-остовый ветер обжигал лицо, раскачивал корабль, как семячную скорлупу, и мы поми ­ нутно скатывались то назад, то вперед, то вправо, то влево. Ко ­ рабль кренило до предела. — Все на правый борт! — кричал командир. Мы стремглав бросились правый борт. Дрифтер вздрагивал и медленно приходил в нормаль ­ ное положение, когда можно было снова льда. На лица не бросали. Сутки продолжалась эта упорная борьба с морской стихией и со льдом. Мы победили. < Корабль, словно фантастический призрак, возвращался в базу. Вечером я записал в свею па ­ мятную книжку «Мое первое морское крещение». П. ТРИБУНСКИЙ. Небольшой катер каботажного плавания вышел в очередной рейс. На борту было много пассажиров и груз. В открытом море неожи ­ данно поднялся сильный ветер. Большие штормовые волны стали бить в борта суденышка. Одним из ударов волны сломало руль ж унесло его в море. Не имея руля, катер стал дрей ­ фовать. Ударами волн и ветром его все дальше и дальше стало отпФ* сить в открытое море. Положений становилось серьезным. Команда отважных мсряксв н(? потеряла самообладания. Старши ­ на 1 статьи Снцков и краснофло ­ тец Галамбовский своими силами сделали руль из досок. С и> мощью его катер своим хэдой дошел до места назначения. В. КАЛИНИЧЕНКО Шефство комсомольцев письмо от девушек пере- комсомольско-молодежной Общефлотский смотр художественны* драмколлентивов „НЕ БЫЛО НИ ГРОША, ДА ВДРУГ АЛТЫН" (Спектакль драмколлектива Дома Военно-Морского Флота Учебного отряда) Мелкий чиновник «крючко ­ твор» Михей Крутицкий свою жизнь посвятил единой цели и страсти. — накопить побольше денег, чтобы потом посмеяться «над всей Москвой», что вот де «чиновник в худой шинели... из огной полы пять домов каменных выстроит; из другой — пять де ­ ревень купит». Изведав горе и бесправие своего зависимого поло ­ жения, он понял, что в обществе, где он живет, все достоинства че ­ ловека измеряются только «чисто ­ ганом». На все: любовь, висимость. Желание за исковерканную жизнь превра ­ щает Крутицкого в маниака. Он копит деньги, пренебрегая поня ­ тиями законности и честности. Много денег накопил стряпчий деньги можно купить честь, славу и неза- отомстить обществу пе- как раздался голос На имя комсомольской органи ­ зации эсминца, где комсоргом старшина 2 статьи Шкурупий, пришло довой бригады Н-ского судостроитель ­ ного завода. В своем письме де ­ вушки рассказывают о производ ­ ственных успехах бригады, сооб ­ щают о достижениях отдельных стахановцев, которые досрочно выполнили план первого полуго ­ дия. В заключение девушки про ­ сят комсомольскую организацию принять их шефство над ьораблсм^ На общем собрании личные' состава корабля предложение бы- 2 ло встречено единодушным адоб-- рением. * Моряки в ответном письме со ­ общили шефам о своих успехах ■ боевой и политической подготов ­ ке и выразил надежду, что эта дружба будет способствовать еще более успешному выполнению стоящих задач, поможет укреп ­ лению оборонной мощи Совете», ог'» Союза. А. НАЛИМОВ. На политзанятиях младших комаидиров на приступить с скалыванию ладонях появились мозоли, позеленели, но работу мы В Н-ской авиачасти наиболее активно проходят политзанятия в группе сержантского состава, ко ­ торой руководит офицер Абайтов. Здесь младшие командиры изуча ­ ют «Закон о пятилетием -плане восстановления и развития народ ­ ного хозяйства СССР на 1946 — 1950 гг.». Они приходят на за ­ нятия хорошо подготовленными и активно выступают по вопросам изучаемой темы. Проводя очередное занятие по программе, младший сержант Рез ­ чиков рассказывает о новострой ­ ках в союзных республиках, де ­ лает сравнение, приводит нагляд ­ ные цифры экономического и культурного роста нашей страны. Краснофлотец сверхсрочник Лим- барский говорит о производитель ­ ных силах Кольского полуострова, о строительстве электростанций, комбинатов цветной металлургии, Каждый дань работы на ремонте боевых кораблей краснофлотец Си ­ нельников отмечает новыми трудо ­ выми подвигами. Не было еще -дня, чтобы он не перевыполнил на 200 — 300 . процентов дневную , и росте выпуска рыбной продук ­ ции в Заполярье. Младший сер ­ жант Панов освещает вопрос о? основных видах промышленности и сельского хозяйства РСФСР. Оа рассказывает о том, как в неда­ леком будущем уголь Воркуты руда Курской аномалии дадут чу-^^ гун и сталь заводам Ленинграда. Политгрупповод подводит итог выступлениям. На занятиях всег ­ да используются географически» карты и другие пособия. Сейчас комсомольская органи ­ зация готовит в общежитии сер ­ жантов специальные папки со всеми материалами о великом пятилетием плане восстановления и развития народного хозяйства нашей Родины. Эти материалы будут использованы младшими командирами для их самостоятель ­ ной подготовки к занятиям. А. ТИ ПАНОВ. Отличник судоремонта ’ норму. Высокая производитель- несть в труде нисколько не отра-Яш жается на качество ремонта. Все;*^ что сделано его руками, выглядит прочно и добротно. Н. НИКИШИН. 1 го, чтобы «промотать эти деньги, чем беречь так, как дядя берег». Современная Островскому критика упрекала его часто в случайности и так называемой «неразумности» развязок его пьес. Но еще великий критик Н. А. Добролюбов писал по этому поводу: «Но где же взять ра- I зумности, когда ее нет в самой жизмн, изображаемой автором». Драматический коллектив Дома Военно-Морского Флота Учебного отрада постановкой этой пьесы взял на себя очень сложную и от ­ ветственную задачу. Трудно сов ­ ременному молодому человеку, не имеющему театральной школы и сценического опыта, изображать персонажей «томного царства», знакомых ему только по литерату ­ ре и по старинным иллюстрациям. Однако нигде на протяжении всего спектакля не был извращен А. Н. Островский, и в этом главное до ­ стоинство спектакля. Коллектив, руководимый опыт ­ ным режиссером И. С. Поповым, вдумчиво подошел к решению серьезной темы. Крутицкий в ис ­ полнении А. И. Щербакова — ти ­ пичный скопидом, до безумия ; стью. Он может пропустить мимо жизнь, но всегда заметит обро ­ ненный кем-лнбо гривенник. Это чувствуется и в согбенной фигуре его и в блуждающем взгляде. Не нужно только А. И. Щербакову в сильной сцене поисков утерянных денег мельчить образ какими-то ненормальными всхлипываниями. С неподдельным юмором и в то же время очень просто, без всякого нажима показывает своего Елесю М. А. Карякин. Елеся Карякина н» просто дурачок. Оп видит перед собой самодура Епишкина, «который ничего не делает, пьет, ест и прохлаждается в свое удо ­ вольствие». О такой жизни меч ­ тает и он. Епишкил его идеал, н потому нужно пока «действо ­ вать, с ’ ежпваться и выгибаться», терпеть «гобои, но только скорее завладеть приданным Ларисы и самому стать таким же самодуром. Также прост, но глубоко чело ­ вечен Петрович в цеполпении Г. А. Рыбалко. Режиссер сумел уберечь исполнителей от попыток восполь ­ зоваться дешевыми приемами лю- бнтельщппы. И Щербаков, и Каря ­ кин, и Рыбалко ищут хар1кгер- Крутицкий. Но какой ценой? Це ­ ной лишений, ценою потерн чело ­ веческого достоинства. Он не толь ­ ко сам голодал и отказывал себе во всем, но и морил голодом семью. Своя богатства он скрывает и пря ­ чет даже от близких ему людей. Случайно утеряв часть денег, он не может оплошности, что он должен нашедшему деньги Елесе Мигачеву заплатить треть утерянной суммы, Крутицкий ме ­ чется в припадке звериной ярости и решает уйти ив этой опостылев ­ шей ему земной жизни. Развязка пьесы благополучна. Повесился скряга Крутицкий, по- срамлепа чванливость Епишки- ных. бесприданница Настя стано ­ вится богатой невестой и выходит замуж за любимого ею Модеста Григорьевича Баклушина для то • одержимый поглотившей его стра-цое в своих персонажах, не псль- простить себе такой При мысли о том, зуясь готовыми штампами, п в этом убедительность их игры п». сцене. Настя в исполнении В. В. Бар- карь меньше всего облажает сво..^- чувства к Баклашину и больше всего несет тяжесть непосильного «горя». Следует сказать, что Нас ­ тя ведет свою роль в излишне плаксивом топе, что но придает искренности ее игре. Баклушин — В. А. Бубнове, кий в стремлении играть человека благородного, из «высшего света» превращается в манекена, скован ­ ного желанием казаться аристо ­ кратичным. Ему необходимо на сцепе все делать проще и, главное^ любить Настю. Другого занятия ему Островский не дал. Можно говорить об актерских удачах и.тя неудачах. И то и дру ­ гое в спектакле есть. Но глав ­ ное — т. е. А. Н. Островский сох­ ранен — - зритель видит выписан- пую им жизнь, среду и нравы. Это хорошо дополняется вещест ­ венным оформлением спектакля, декарациямц и костюмами, где все продумано и все помогает по­ казу «темного царства». . Майор Д. КОЗ АЛЬ СК ИЙ. >

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz