Краснофлотец.1946 год. Июнь.
2 КРАСНОФЛОТЕЦ 23 июня '1946 г., № 145 (2531) МОРСКОЕ КРЕЩЕНИЕ До призыва на флот мне не приходилось видеть море. И пред ставления о нем- я имеоц лишь по книгам Жюль-Верна, Джека Лон дона. Море рисовалось загадочным и окутанным романтикой. Но каково же было мое разоча рование, когда в 1939 году я впервые увидел.море. Оно было спокойным и молчаливым, словно дремало. Небольшие волны лени во прохаживались взад и вперед около берега. Нет, это было не мэре! Фантастическое представ ление о море, нарисованное юно шеским воображением, перед действительностью уходило в прошлое. Я был разочарован. И дрифтер «Ейна», на который определили служить, потерял для меня всякий интерес. Но день 26 января 1940 года на всю жизнь врезался в мою память. Я уридел настоящее море — пре красное и величественное, могу чее и грозное. Дрифтер «Ейна» стоял на рейде на двух якорях. Уставшая за ночь команда отдыхал1й. Я нес вахту на полубаке. , И обязанно сти мои были довольно простые: следить, чтобы не протравлива лись якорные цепи, на своем ме сте находилась шлюпка. Погля дывая то на якорцепи, то на . шлюпку, я спокойно и неторопли во прохаживался по палубе. Но вдруг откуда-то сверху повеяло холодком, по палубе рез вясь пробежал свежий ветерок. На моих глазах природа сказочно быстро изменила свой облик. Вскоре вегер окреп и вспенил во ду. На море появились гребешки. Изменившейся обстановке я не придал никакого значения и спо койно продолжал ходить-по палу бе. А ветер все усиливался. Вско ре он уже неистовствовал. Дриф тер повернулся кормой к берегу и, как упрямый конь, потянул свои удила — якорцепи. Опытный мо ряк сразу бы доложил командиру, но я думал иначе. Подниму лож ный аврал — от насмешек друзей не оберешься. Однако мои размышления бы ли неожиданно прерваны. Нале тевшая волна сбила меня с ног и потащила по палубе. Напрягая все силы, я ухватился за мачту и дождался,- пока ушла волна. ч не стала экипажа. Моя ошибка роковой для А ветер все пятился под Находчивость моряков Якорные цепи натягивались, дро жали, брашпиль скрипел. Я на тянул на пушку чехол,, смытый волной, и закрепил кошку якор цепи. Мороз - стягивал на ногах кожу и леденил все тело. Можно было бы разбудить смену, но чув ство уважения корабельных по рядков удерживало меня от этого шага, хотя опытный моряк давно сыграл бы аврал, чуть всего крепчал. Дрифтер напором вол|п. В любую минуту его могло сорвать с якорей. Я опрометью бросился к командир ской каюте. — Товарищ капитан-лейте нант... в море неспокойно... вол ны большие, — сообщил я коман диру. Командир припал к иллюмина тору. Потом резко обернулся ко мне и сердито проговорил: — Передайте пусть заводят машину и об ’ являйте тревогу. По сигналу тревоги первым выбежал на палубу боцман Па шин, за ним краснофлотцы Ве- личковский и Поляков. Затем и остальные. — Выбирать якоря! — при казал командир. Десяток сильных рук взялись за ручки брашпиля. Но не тут-то было. Якорцепи не подда вались. На помощь прибежали мотористы Звягин, Костырев, кок Ечкалов. Старшина Кундозеров запустил моторы и дал малый ход. Мы налегли на брашпиль, и дело пошло. Все повеселели, на чали подзадарнвать друг друга. Это длилось недолго. Мощная волна хлынула на палубу и раз метала всех в стороны. Не успе ли мы собраться с духом, как навалился новый водяной вал. Я не успел лечь и за что-нибудь уцепиться. Волна сбила, меня с ног и потащила к корме. Я ухватился за кранец. Но и он поплыл вместе со мной Положе ние было критическим У коман дирской каюты, где палуба сужа лась, . мне удалось за что-то зацепиться и встать на ноги. * Под ’ ем якорей шел быстро. А подводная скала становилась все ближе и ближе. Еще рывок и яко ря оторвались от грунта. Лица у всех посветлели. Однако радова- ться было рано. Дать полного хода мотористы но могли — якоря еще не были выбраны, а на малом дрифтер не мог противостоять вол нам и встречному ветру, которые теснили его к скале. — Нажшай!... — кричал что есть силы боцман. Поднимались сразу оба, якоря. Моряков был» недостаточно. ’ Но ручки брашпилей мелькали бы стро. Решалась жизнь каждого из нас и жизнь корабля. Наконец, якоря вытащены. Машина зара ботала на полный. Дрифтер кач нулся и медленно пошел навстре чу волнам, в открытое море. Закрепив все почптормовому, краснофлотцы разошлись по кубрикаи. И только в теплых помещениях каждый • почувство вал неииоверную усталость. Не успели краснофлотцы реодеться, боцмана. — Все наверх! Корабль обмерзая. Мачта, над стройки, палуба покрылись тол стый слоен льда. С каждой ми нутой этот слой становился все толще и толще, ибо встречная в'<лна, обрушиваясь на корабль, оставляла свой след. Теперь дрифтер походил скорее на приз рак, чем на корабль. Чтобы но быть выброшенными за борт, лед мы рубили стоя на коленях. Это было трудным де- лом. Норд-остовый ветер обжигал лицо, раскачивал корабль, как семячную скорлупу, и мы поми нутно скатывались то назад, то вперед, то вправо, то влево. Ко рабль кренило до предела. — Все на правый борт! — кричал командир. Мы стремглав бросились правый борт. Дрифтер вздрагивал и медленно приходил в нормаль ное положение, когда можно было снова льда. На лица не бросали. Сутки продолжалась эта упорная борьба с морской стихией и со льдом. Мы победили. < Корабль, словно фантастический призрак, возвращался в базу. Вечером я записал в свею па мятную книжку «Мое первое морское крещение». П. ТРИБУНСКИЙ. Небольшой катер каботажного плавания вышел в очередной рейс. На борту было много пассажиров и груз. В открытом море неожи данно поднялся сильный ветер. Большие штормовые волны стали бить в борта суденышка. Одним из ударов волны сломало руль ж унесло его в море. Не имея руля, катер стал дрей фовать. Ударами волн и ветром его все дальше и дальше стало отпФ* сить в открытое море. Положений становилось серьезным. Команда отважных мсряксв н(? потеряла самообладания. Старши на 1 статьи Снцков и краснофло тец Галамбовский своими силами сделали руль из досок. С и> мощью его катер своим хэдой дошел до места назначения. В. КАЛИНИЧЕНКО Шефство комсомольцев письмо от девушек пере- комсомольско-молодежной Общефлотский смотр художественны* драмколлентивов „НЕ БЫЛО НИ ГРОША, ДА ВДРУГ АЛТЫН" (Спектакль драмколлектива Дома Военно-Морского Флота Учебного отряда) Мелкий чиновник «крючко твор» Михей Крутицкий свою жизнь посвятил единой цели и страсти. — накопить побольше денег, чтобы потом посмеяться «над всей Москвой», что вот де «чиновник в худой шинели... из огной полы пять домов каменных выстроит; из другой — пять де ревень купит». Изведав горе и бесправие своего зависимого поло жения, он понял, что в обществе, где он живет, все достоинства че ловека измеряются только «чисто ганом». На все: любовь, висимость. Желание за исковерканную жизнь превра щает Крутицкого в маниака. Он копит деньги, пренебрегая поня тиями законности и честности. Много денег накопил стряпчий деньги можно купить честь, славу и неза- отомстить обществу пе- как раздался голос На имя комсомольской органи зации эсминца, где комсоргом старшина 2 статьи Шкурупий, пришло довой бригады Н-ского судостроитель ного завода. В своем письме де вушки рассказывают о производ ственных успехах бригады, сооб щают о достижениях отдельных стахановцев, которые досрочно выполнили план первого полуго дия. В заключение девушки про сят комсомольскую организацию принять их шефство над ьораблсм^ На общем собрании личные' состава корабля предложение бы- 2 ло встречено единодушным адоб-- рением. * Моряки в ответном письме со общили шефам о своих успехах ■ боевой и политической подготов ке и выразил надежду, что эта дружба будет способствовать еще более успешному выполнению стоящих задач, поможет укреп лению оборонной мощи Совете», ог'» Союза. А. НАЛИМОВ. На политзанятиях младших комаидиров на приступить с скалыванию ладонях появились мозоли, позеленели, но работу мы В Н-ской авиачасти наиболее активно проходят политзанятия в группе сержантского состава, ко торой руководит офицер Абайтов. Здесь младшие командиры изуча ют «Закон о пятилетием -плане восстановления и развития народ ного хозяйства СССР на 1946 — 1950 гг.». Они приходят на за нятия хорошо подготовленными и активно выступают по вопросам изучаемой темы. Проводя очередное занятие по программе, младший сержант Рез чиков рассказывает о новострой ках в союзных республиках, де лает сравнение, приводит нагляд ные цифры экономического и культурного роста нашей страны. Краснофлотец сверхсрочник Лим- барский говорит о производитель ных силах Кольского полуострова, о строительстве электростанций, комбинатов цветной металлургии, Каждый дань работы на ремонте боевых кораблей краснофлотец Си нельников отмечает новыми трудо выми подвигами. Не было еще -дня, чтобы он не перевыполнил на 200 — 300 . процентов дневную , и росте выпуска рыбной продук ции в Заполярье. Младший сер жант Панов освещает вопрос о? основных видах промышленности и сельского хозяйства РСФСР. Оа рассказывает о том, как в неда леком будущем уголь Воркуты руда Курской аномалии дадут чу-^^ гун и сталь заводам Ленинграда. Политгрупповод подводит итог выступлениям. На занятиях всег да используются географически» карты и другие пособия. Сейчас комсомольская органи зация готовит в общежитии сер жантов специальные папки со всеми материалами о великом пятилетием плане восстановления и развития народного хозяйства нашей Родины. Эти материалы будут использованы младшими командирами для их самостоятель ной подготовки к занятиям. А. ТИ ПАНОВ. Отличник судоремонта ’ норму. Высокая производитель- несть в труде нисколько не отра-Яш жается на качество ремонта. Все;*^ что сделано его руками, выглядит прочно и добротно. Н. НИКИШИН. 1 го, чтобы «промотать эти деньги, чем беречь так, как дядя берег». Современная Островскому критика упрекала его часто в случайности и так называемой «неразумности» развязок его пьес. Но еще великий критик Н. А. Добролюбов писал по этому поводу: «Но где же взять ра- I зумности, когда ее нет в самой жизмн, изображаемой автором». Драматический коллектив Дома Военно-Морского Флота Учебного отрада постановкой этой пьесы взял на себя очень сложную и от ветственную задачу. Трудно сов ременному молодому человеку, не имеющему театральной школы и сценического опыта, изображать персонажей «томного царства», знакомых ему только по литерату ре и по старинным иллюстрациям. Однако нигде на протяжении всего спектакля не был извращен А. Н. Островский, и в этом главное до стоинство спектакля. Коллектив, руководимый опыт ным режиссером И. С. Поповым, вдумчиво подошел к решению серьезной темы. Крутицкий в ис полнении А. И. Щербакова — ти пичный скопидом, до безумия ; стью. Он может пропустить мимо жизнь, но всегда заметит обро ненный кем-лнбо гривенник. Это чувствуется и в согбенной фигуре его и в блуждающем взгляде. Не нужно только А. И. Щербакову в сильной сцене поисков утерянных денег мельчить образ какими-то ненормальными всхлипываниями. С неподдельным юмором и в то же время очень просто, без всякого нажима показывает своего Елесю М. А. Карякин. Елеся Карякина н» просто дурачок. Оп видит перед собой самодура Епишкина, «который ничего не делает, пьет, ест и прохлаждается в свое удо вольствие». О такой жизни меч тает и он. Епишкил его идеал, н потому нужно пока «действо вать, с ’ ежпваться и выгибаться», терпеть «гобои, но только скорее завладеть приданным Ларисы и самому стать таким же самодуром. Также прост, но глубоко чело вечен Петрович в цеполпении Г. А. Рыбалко. Режиссер сумел уберечь исполнителей от попыток восполь зоваться дешевыми приемами лю- бнтельщппы. И Щербаков, и Каря кин, и Рыбалко ищут хар1кгер- Крутицкий. Но какой ценой? Це ной лишений, ценою потерн чело веческого достоинства. Он не толь ко сам голодал и отказывал себе во всем, но и морил голодом семью. Своя богатства он скрывает и пря чет даже от близких ему людей. Случайно утеряв часть денег, он не может оплошности, что он должен нашедшему деньги Елесе Мигачеву заплатить треть утерянной суммы, Крутицкий ме чется в припадке звериной ярости и решает уйти ив этой опостылев шей ему земной жизни. Развязка пьесы благополучна. Повесился скряга Крутицкий, по- срамлепа чванливость Епишки- ных. бесприданница Настя стано вится богатой невестой и выходит замуж за любимого ею Модеста Григорьевича Баклушина для то • одержимый поглотившей его стра-цое в своих персонажах, не псль- простить себе такой При мысли о том, зуясь готовыми штампами, п в этом убедительность их игры п». сцене. Настя в исполнении В. В. Бар- карь меньше всего облажает сво..^- чувства к Баклашину и больше всего несет тяжесть непосильного «горя». Следует сказать, что Нас тя ведет свою роль в излишне плаксивом топе, что но придает искренности ее игре. Баклушин — В. А. Бубнове, кий в стремлении играть человека благородного, из «высшего света» превращается в манекена, скован ного желанием казаться аристо кратичным. Ему необходимо на сцепе все делать проще и, главное^ любить Настю. Другого занятия ему Островский не дал. Можно говорить об актерских удачах и.тя неудачах. И то и дру гое в спектакле есть. Но глав ное — т. е. А. Н. Островский сох ранен — - зритель видит выписан- пую им жизнь, среду и нравы. Это хорошо дополняется вещест венным оформлением спектакля, декарациямц и костюмами, где все продумано и все помогает по казу «темного царства». . Майор Д. КОЗ АЛЬ СК ИЙ. >
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz