Краснофлотец.1946 год. Июнь.

2 КРАСНОФЛОТЕЦ 20 июня 1946 г., № 142 (2528) ’ Аврал сделает Семен Степаныч К чему приводит панибратство Сержант Гаруеов. взглянув Ьа часы, сказал: — На сегодня заниматься хва ­ тит. Распределим, кто что должен сделать до увольнения. Ты, Се ­ мен Степаныч, произведешь аврал в этом кубрике, а Костя и Захар Нилыч - — в ленинской каюте. Им же принести дрова на камбуз. • Не успели краснофлотцы при ­ ступить к выполнению задания,- как в кубрпке появился красно ­ плотен в грязном, замасленном ЖомСннезоне и с небольшим сверт ­ ком в руках. — А где Николай? — поинте ­ ресовался командир отдел ения — Задержал комендантский об ­ ход, — охотно начал рассказы ­ вать краснофлотец Кудымов. — Он был не по форме одет, да к тому же и неделю не ^рит. — • Ай, ай,- Кузьма Петрович, как же ты не мог предупредить товарища! — начал журить крас ­ нофлотца сержант Гаруеов. — Я и сам боялся, чтобы меня не задержали. — Ну ладно, ладно, что уж произошло, того не возвратишь. А впредь рты на улице не раскры ­ вать, — наставительно окончил Гаруеов, направляясь к выходу. Вот отношения, которые суще ­ ствуют в отделении между сержан ­ том и подчиненными. Они прояв ­ ляются и на занятиях и особенно на тренировках. Гаруеов говорит с краснофлотцами развязно, по-при ­ ятельски, словно речь идет не о боевой учебе. Однажды на вечерней справке старшина подразделения старший сержант Коснев долго раз ’ яснял краснофлотцам, как следует •обра ­ щаться к командиру и к товари ­ щам. Оказывается, что в этот день комавдпр части сделал старшине замечание, что отдельные красно ­ флотцы не приветствуют друг дру ­ га, а иногда п младших команди ­ ров, что в их взаимоотношениях не видно воинской вежливости. Эти краснофлотцы были как раз из отделения Гарусова. Вот старшина п решил об ’ яснить всем краснофлотцам п младшим коман ­ дирам требования службы. Но вот окончилась справка. Здесь же сержант Гаруеов стал по- приятельски наставлять красно ­ флотца ’ Г.фдеева: — Что же ты, братишка, не пришил подворотничка? Или ты хочешь, чтобы из-за тебя я полу ­ чил взыскание? Все эти факты говорят о том, что сержант Гаруеов забыл основ ­ ные правила Устава внутренней службы, не считает нужным раз ­ говаривать с подчиненными на «вы»,- по-командирски отдавать приказания, строго требовать их быстрого и четкого выполнения. Вместо этого сержант Гаруеов ус ­ тановил панибратские отношения, которые (подорвали его авторитет и отрицательно сказались па сос ­ тоянии дисциплины в отделении. Как-то раз потребовалось вы ­ полнить одно срочное задание. Командир отдаления поручил это краснофлотцу Земцеву. — Пусть лучше сделает Куды ­ мов, ведь я только пришел с наря ­ да. — Кудымов ещё на работе и 1 возвратится через два часа, — ответил сержант. Вместо того, что ­ бы строго, по-командирски потре ­ бовать от краснофлотца выпол ­ нить приказание, он стал его уго ­ варивать. Наконец, Земцев согласился и с неохотой стал собираться. — Быстрее надо двигаться, — почти умоляюще говорил коман ­ дир отделения. — К чему такая скорость? — раздраженно отозвался краснофло ­ тец, выходя из кубрика. В том, что в отделении низкая дисциплина, виновен прежде всего сержант Гаруеов. Если бы он не допускал панибратства, а уста ­ новил повседневную и жесткую требовательность, тогда подчинен ­ ные видели бы в нем настоящего боевого командира, уважали бы его за строгость и справедливость. Любое приказание выполнялось бы четко и в срок. Необходимо строго потребовать с сержанта Гарусова, чтобы он прекратил вредную практику сво ­ их служебных взаимоотношений с подчиненными. Старший лейтенант И. ВЛАСОВ. Переписка с бывшими североморцами В суровых боевых походах и жарких схватках с врагом заро ­ дилась и выросла крепкая флот ­ ская дружба между краснофлот ­ цами и ста снг.1: аки нашего ко рабля. Эта дружба не ослабевает и после того, как некоторые из них демобилизовались. Возвра ­ тившись на фабрики и заводы, в колхозы и учреждения, бывшие краснофлотцы и старшины дер 1 - жат с кораблем непрерывную связь. Они делятся с нами своими успехами на трудовом фронте, интересуются боевыми успехами краснофлотцев и старшин, при ­ нявших их эаведывания. Бывший машинисТ-турбинист Хромов работает заместителем главного инженера судоремонт ­ ного завода. Он рассказывает об успехах своего завода, о его лучших людях. Старший красно ­ флотец Николай Демин после де ­ мобилизации стал работать на ­ чальником транспортного отдела одного завода. Он отлично справ ­ ляется со своими обязанностями, своевременно обеспечивает пере ­ возки грузов. Бывший визирщик корабля старшипа 2-й статьи Вейцеховскпн находится на от­ ветственной партийной работе в городе Устюг. В ответных письмах красно ­ флотцы и старшины корабля рас ­ сказывают об успехах в боевой и политической подготовке. Н. БОРИСОВ. Своими силами У дизель-генераторов корабля потребовалось заменить вклады ­ ши подшипников. Но запаспых вкладышей данного образца не было. Начальник слесарного цеха П - свой судорсмоптпой мастерской Г. Ф. Спиридонов ре ­ шил освоить изготовление этих вкладышей. Он подобрал подходя ­ щий металл, произвел необходи ­ мые расчеты, сделал чертежи, по которым были изготовлены пер ­ вые вкладыши. Опыт оказался удачным. Мас ­ терская уже выпустила несколь ­ ко комплектов, которые полно ­ стью удовлетворяют высоким техническим требованиям. А. ФЕДОРОВ. Яркое солнце щедро расточает теплые лучи. Спокоен и сказочно красив залив. Слабый прохлад ­ ный ветерок приносит бодрящий солоповатый запах моря и весе ­ ло треплет вымпел, поднятый на гротмачте. Корабль в строю. Вое моряки эсминца, от видавших ви ­ ды ветеранов Отечественной войны до молодых краснофлот ­ цев, радостно поднимают головы вверх, смотрят на алую лепту вымпела. Опа напоминает о том, что скоро в море, в походы. К этому часу моряки упорно и кропотливо готовились. Эсминец может хоть завтра выйти в по ­ ход. Об этом прежде всего поза ­ ботились сами морякп экипажа, проделавшие в предельно корот ­ кий срок огромные по об ’ ему ре ­ монтные работы. Не считаясь ни с отдыхом, ни со временем, труди ­ лись краснофлотцы, старшины и офицеры. Особенно много порабо ­ тали котельные машинисты, турбинисты и трюмные машини ­ сты. Успешному и быстрому завер ­ шению ремонта способствовало единое стремление всего экипажа своевременно подготовить корабль к летним плаваниям, чтобы в море совершенствовать свое бое ­ вое мастерство. В ходе ремонта молодые крас ­ нофлотцы много и упорно учи ­ лись, перенимая у старослужа ­ щих их опыт, сноровку в обслу ­ живании техники. Молодому краснофлотцу Звереву раньше не приходилось сталкиваться с техникой. Его зачислили в ремонт ­ ную бригаду опытных моряков. Новпчок обладал пытливым умом. Он быстро схватывал методы ра ­ боты старших товарищей, при ­ сматривался, как они организу ­ ют рабочее место, как распреда- ляют время, и старался так же делать все сам. Вскоре он на ­ учился ремонтировать механизмы и стал выполнять задания, кото­ рые уже требовали высокой ква ­ лификации. Не отставали от Зверева и остальные молодые краснофлотцы. В ходе ремонта они приобретали ПОДНЯТ навыки практической ра?оМ< глубже изучали специальность, становились полноценными спе ­ циалистами. Многие из них на ­ и>| столько изучили и освоили своя заведыванад. что по поручению старшин самостоятельно провели занятия у вскрытых механизмов, на которых толково об ’ яснилн своим товарищам устройство, принцип действия. > Старшины и старослужащие краснофлотцы, используя свой опыт, помогли командирам боевых частей в организации ремонтных работ, внесли ряд ценных пред ­ ложений, которые были направ ­ лены на улучшение качества ра ­ боты, устранение потерь рабочего времени, экономное использование ремонтного материала. Когда в ходе ремонта ощутился недоста ­ ток в некоторых запасных ча ­ стях, старшие краснофлотцы Спи ­ ридонов, Круглов и другие ма ­ стерски изготовили их своими силами на корабле. Каждая задержка или промед ­ ление ремонтных работ глубоко волновали в^сь личный состав. • Как-то потребовалось срочно проточить шейку ротора цирку- ляциопного насоса. Тогда крас- нофлотцы в нерабочее время сами выполнили эту работу и на сле^ дующий день приступили к сбор ­ ке насоса. В дни ремонта непосредствен ­ но у разобранных механизмов стар ­ шины и старослужащие обучали молодых специалистов, рассказы ­ вали наиболее яркие, характер ­ ные случаи к 1 боевой практики. Это помогало быстрейшему обу ­ чению молодых специалистов. Многие из них, как Коповалсв, Спецов, Смирнов, были допущены к самостоятельному несению вахты. Ремонт для них явился хорошей практической школой,- где они расширили и закрепили свои теоретические знания, при ­ обрели навыки в использовании вооружения и механизмов. Б. НАУМОВ. Беседы о Севере Кольский полуостров Кольский полуостров имеет вид I мягче, чем климат многих других Прямоугольника, втянутого с за- ’ частей нашей страны, находящих- пада на восток и расположенного почти полностью севернее Поляр ­ ного круга. Он омывается с севе ­ ра южной частью Варенцова мо ­ ря, с востока — горлом Белого моря и с юга — Белым морем и ^вго Кандалакшской губой. Бере ­ говая его линия, без учета изре_ занности берегов, составляет око- ;ЛО 1.200 километров. „ Общая площадь полуострова — свыше 120 тысяч кв. км. — боль ­ ше, чем площадь Бельгии, Гол ­ ландии и Дании вместе взятых. К юго-востоку от небольшого •скалистого Рыбачьего полуострова ‘ Кольский полуостров изрезан не ­ сколькими длинными узкими зали ­ вами — фиордами, представляющи ­ ми собой удобные стоянки для ко ­ раблей. Самый большой из зали ­ вов — Кольский, в глубине кото ­ рого находится незамерзающий порт, -имеющий открытый выход в Атлантический океан — город Мурманск. Характерным для Кольского полуострова является то обстоя ­ тельство, что, хотя он полностью расположен за Полярным кругом, климат его, особенно северное по- , бзрежье, значительно теплее и ся на одной с ним широте и даже южнее. Этим преимуществом он обязан теплому течению — Гольфстриму, одна из ветвей которого проходит вблизи берегов полуострова. Поверхность полуострова — пла ­ то со средней высотой в 250 мет ­ ров, с несколькими горными мас ­ сивами в центральной части полу ­ острова. Кольский полуостров является одним из интереснейших уголков нашей необъятной страны. Когда вы ходите по улицам Полярного, собираете ягоды у какого-нибудь Четвертого озера, высаживаетесь на берег в Дроздовке, Иоканьгё или Териберке, взбираетесь на гору Кукисвумчор к апатитовому руд ­ нику, то помните — вы ступаете по самой древнейшей, первоздан ­ ной суше земного шара. Эти сопки и скалы гораздо стар ­ ше пустцни Гоби и равнин Фран ­ ции, старше древнего Уральского хребта, а тем более старше Альп, Кавказских гор, Гималаев и хреб ­ тов Тянь-Шаня и Памира. Кольский полуостров является восточной частью так называемой Фенно-Скандии. Эта часть суши возникла еще при остывании на ­ шей * планеты из расплавленного состояния. Возникла тогда, когда огненная бурлящая масса земного шара стала покрываться каменной пленкой — корой, подобно тому» как шлак покрывает расплавленный чугун. Эта огненно-жидкая масса кипела, бурлила, вздымалась вала ­ ми, сминала каменную кору склад- - ками, прорывала ее, изливалась на поверхность и застывала. Но Фен- но-Скандия выдержала эти испы ­ тания. Возраст Фенно-Скандии, а сле ­ довательно и нашего Кольского полуострова, никак не меньше по­ лутора миллиардов лет и относит ­ ся к самому началу архейской эры, т. е. эры самого начала существо ­ вания суши земного шара. Таких участков суши очень не ­ много на земле. Это — Гренлан ­ дия, часть Канады, небольшой ку ­ сок Южной Америки и немногие другие. Подавляющая часть перво ­ начальной земной коры оказалась глубоко погребенной под мощны ­ ми отложениями позднейших эпох в результате того, что их не раз покрывали океаны и моря. Над по ­ давляющей частью Кольского по ­ луострова ни разу за все его су ­ ществование не гуляла морская волна, не катились широкие валы. Только однажды за всю его исто ­ рию небольшой участок полуос ­ трова был покрыт так называемым Иольдиевым морем, соединявшим древнее Балтийское море с древ ­ ним Ледовитым океаном, да иног ­ да небольшие береговые его части заливались мовем. В течение архейской и эозойской эры в Фенно-Скандии неоднократ ­ но происходили горообразователь ­ ные процессы, сменявшиеся перио ­ дами размыва и разрушения воз ­ никших гор. Образование гор со ­ провождалось вулканическими из ­ вержениями и излияниями на по ­ верхность расплавленной массы — магмы. В последнюю геологическую эпоху, четвертичную, как ее назы ­ вают ученые, около времени появ ­ ления человека (приблизительно около миллиона лет тому назад) Кольский полуостров, как и вся Фенно-Скандия и большая часть Восточно - Европейской равнины, подверглась оледенению, т. е. по ­ крылась льдом настолько, что ее горные складки, достигавшие зна ­ чительной высоты, большей частью скрылись под мощными, до двух километров высотой, тол ­ щами льда, как это происходит сейчас в Гренландии. По склонам гор ледяные массы растекались во все стороны. Это был огромный Скандинаво-Русский ледник. Льдоразделом является Сканди ­ навский хребет. Отсюда ледники, с одной стороны, спускались на запад, в норвежскую сторону, в Атлантический оксан, превращаясь в массы пловучих ледяных гор — айсбергов, и, с другой стороны, на 1 восток и юго-восток, где массы льда медленно двигались по суше, покрывая собой Швецию, Финлян ­ дию, Кольский полуостров, Каре ­ лию, Данию, Северную Германию и большую часть Восточно-Евро ­ пейской равнины. Климат земли время от времени менялся. Периоды суровых холо ­ дов сменялись потеплениями. Лед ­ ники то сокращались и отступали на север, то снова наступали, пока окончательно не отступили и не замкнулись на Скандинавских го ­ рах. Движущиеся льды истерли и понизили горные складки и унесли с собой далеко к югу обломки скал. Эти обломки гор и скал Кольского полуострова, обтертые и отшлифованные льдом валуны можно обнаружить и на новгород ­ ских и псковских полях, и под Москвой, и даже в Донбассе. А на Кольском полуострове остались от высоких горных хребтов толь ­ ко небольшие гранитные сопки, отшлифованные льдом. Посмотри ­ те на скалы вокруг Полярного, как лед сгладил и отшлифовал их, испещрив их поверхность бо ­ роздами, шрамами. Гигантские ледники выпахали узкие долины фиордов, чаши мнол гочисленных озер. Такой частой и причудливой сети озер, как на Кольском полуострове и во всей Фенно-Скандии, нет нигде.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz