Краснофлотец.1946 год. Июнь.
2 КРАСНОФЛОТЕЦ 20 июня 1946 г., № 142 (2528) ’ Аврал сделает Семен Степаныч К чему приводит панибратство Сержант Гаруеов. взглянув Ьа часы, сказал: — На сегодня заниматься хва тит. Распределим, кто что должен сделать до увольнения. Ты, Се мен Степаныч, произведешь аврал в этом кубрике, а Костя и Захар Нилыч - — в ленинской каюте. Им же принести дрова на камбуз. • Не успели краснофлотцы при ступить к выполнению задания,- как в кубрпке появился красно плотен в грязном, замасленном ЖомСннезоне и с небольшим сверт ком в руках. — А где Николай? — поинте ресовался командир отдел ения — Задержал комендантский об ход, — охотно начал рассказы вать краснофлотец Кудымов. — Он был не по форме одет, да к тому же и неделю не ^рит. — • Ай, ай,- Кузьма Петрович, как же ты не мог предупредить товарища! — начал журить крас нофлотца сержант Гаруеов. — Я и сам боялся, чтобы меня не задержали. — Ну ладно, ладно, что уж произошло, того не возвратишь. А впредь рты на улице не раскры вать, — наставительно окончил Гаруеов, направляясь к выходу. Вот отношения, которые суще ствуют в отделении между сержан том и подчиненными. Они прояв ляются и на занятиях и особенно на тренировках. Гаруеов говорит с краснофлотцами развязно, по-при ятельски, словно речь идет не о боевой учебе. Однажды на вечерней справке старшина подразделения старший сержант Коснев долго раз ’ яснял краснофлотцам, как следует •обра щаться к командиру и к товари щам. Оказывается, что в этот день комавдпр части сделал старшине замечание, что отдельные красно флотцы не приветствуют друг дру га, а иногда п младших команди ров, что в их взаимоотношениях не видно воинской вежливости. Эти краснофлотцы были как раз из отделения Гарусова. Вот старшина п решил об ’ яснить всем краснофлотцам п младшим коман дирам требования службы. Но вот окончилась справка. Здесь же сержант Гаруеов стал по- приятельски наставлять красно флотца ’ Г.фдеева: — Что же ты, братишка, не пришил подворотничка? Или ты хочешь, чтобы из-за тебя я полу чил взыскание? Все эти факты говорят о том, что сержант Гаруеов забыл основ ные правила Устава внутренней службы, не считает нужным раз говаривать с подчиненными на «вы»,- по-командирски отдавать приказания, строго требовать их быстрого и четкого выполнения. Вместо этого сержант Гаруеов ус тановил панибратские отношения, которые (подорвали его авторитет и отрицательно сказались па сос тоянии дисциплины в отделении. Как-то раз потребовалось вы полнить одно срочное задание. Командир отдаления поручил это краснофлотцу Земцеву. — Пусть лучше сделает Куды мов, ведь я только пришел с наря да. — Кудымов ещё на работе и 1 возвратится через два часа, — ответил сержант. Вместо того, что бы строго, по-командирски потре бовать от краснофлотца выпол нить приказание, он стал его уго варивать. Наконец, Земцев согласился и с неохотой стал собираться. — Быстрее надо двигаться, — почти умоляюще говорил коман дир отделения. — К чему такая скорость? — раздраженно отозвался краснофло тец, выходя из кубрика. В том, что в отделении низкая дисциплина, виновен прежде всего сержант Гаруеов. Если бы он не допускал панибратства, а уста новил повседневную и жесткую требовательность, тогда подчинен ные видели бы в нем настоящего боевого командира, уважали бы его за строгость и справедливость. Любое приказание выполнялось бы четко и в срок. Необходимо строго потребовать с сержанта Гарусова, чтобы он прекратил вредную практику сво их служебных взаимоотношений с подчиненными. Старший лейтенант И. ВЛАСОВ. Переписка с бывшими североморцами В суровых боевых походах и жарких схватках с врагом заро дилась и выросла крепкая флот ская дружба между краснофлот цами и ста снг.1: аки нашего ко рабля. Эта дружба не ослабевает и после того, как некоторые из них демобилизовались. Возвра тившись на фабрики и заводы, в колхозы и учреждения, бывшие краснофлотцы и старшины дер 1 - жат с кораблем непрерывную связь. Они делятся с нами своими успехами на трудовом фронте, интересуются боевыми успехами краснофлотцев и старшин, при нявших их эаведывания. Бывший машинисТ-турбинист Хромов работает заместителем главного инженера судоремонт ного завода. Он рассказывает об успехах своего завода, о его лучших людях. Старший красно флотец Николай Демин после де мобилизации стал работать на чальником транспортного отдела одного завода. Он отлично справ ляется со своими обязанностями, своевременно обеспечивает пере возки грузов. Бывший визирщик корабля старшипа 2-й статьи Вейцеховскпн находится на от ветственной партийной работе в городе Устюг. В ответных письмах красно флотцы и старшины корабля рас сказывают об успехах в боевой и политической подготовке. Н. БОРИСОВ. Своими силами У дизель-генераторов корабля потребовалось заменить вклады ши подшипников. Но запаспых вкладышей данного образца не было. Начальник слесарного цеха П - свой судорсмоптпой мастерской Г. Ф. Спиридонов ре шил освоить изготовление этих вкладышей. Он подобрал подходя щий металл, произвел необходи мые расчеты, сделал чертежи, по которым были изготовлены пер вые вкладыши. Опыт оказался удачным. Мас терская уже выпустила несколь ко комплектов, которые полно стью удовлетворяют высоким техническим требованиям. А. ФЕДОРОВ. Яркое солнце щедро расточает теплые лучи. Спокоен и сказочно красив залив. Слабый прохлад ный ветерок приносит бодрящий солоповатый запах моря и весе ло треплет вымпел, поднятый на гротмачте. Корабль в строю. Вое моряки эсминца, от видавших ви ды ветеранов Отечественной войны до молодых краснофлот цев, радостно поднимают головы вверх, смотрят на алую лепту вымпела. Опа напоминает о том, что скоро в море, в походы. К этому часу моряки упорно и кропотливо готовились. Эсминец может хоть завтра выйти в по ход. Об этом прежде всего поза ботились сами морякп экипажа, проделавшие в предельно корот кий срок огромные по об ’ ему ре монтные работы. Не считаясь ни с отдыхом, ни со временем, труди лись краснофлотцы, старшины и офицеры. Особенно много порабо тали котельные машинисты, турбинисты и трюмные машини сты. Успешному и быстрому завер шению ремонта способствовало единое стремление всего экипажа своевременно подготовить корабль к летним плаваниям, чтобы в море совершенствовать свое бое вое мастерство. В ходе ремонта молодые крас нофлотцы много и упорно учи лись, перенимая у старослужа щих их опыт, сноровку в обслу живании техники. Молодому краснофлотцу Звереву раньше не приходилось сталкиваться с техникой. Его зачислили в ремонт ную бригаду опытных моряков. Новпчок обладал пытливым умом. Он быстро схватывал методы ра боты старших товарищей, при сматривался, как они организу ют рабочее место, как распреда- ляют время, и старался так же делать все сам. Вскоре он на учился ремонтировать механизмы и стал выполнять задания, кото рые уже требовали высокой ква лификации. Не отставали от Зверева и остальные молодые краснофлотцы. В ходе ремонта они приобретали ПОДНЯТ навыки практической ра?оМ< глубже изучали специальность, становились полноценными спе циалистами. Многие из них на и>| столько изучили и освоили своя заведыванад. что по поручению старшин самостоятельно провели занятия у вскрытых механизмов, на которых толково об ’ яснилн своим товарищам устройство, принцип действия. > Старшины и старослужащие краснофлотцы, используя свой опыт, помогли командирам боевых частей в организации ремонтных работ, внесли ряд ценных пред ложений, которые были направ лены на улучшение качества ра боты, устранение потерь рабочего времени, экономное использование ремонтного материала. Когда в ходе ремонта ощутился недоста ток в некоторых запасных ча стях, старшие краснофлотцы Спи ридонов, Круглов и другие ма стерски изготовили их своими силами на корабле. Каждая задержка или промед ление ремонтных работ глубоко волновали в^сь личный состав. • Как-то потребовалось срочно проточить шейку ротора цирку- ляциопного насоса. Тогда крас- нофлотцы в нерабочее время сами выполнили эту работу и на сле^ дующий день приступили к сбор ке насоса. В дни ремонта непосредствен но у разобранных механизмов стар шины и старослужащие обучали молодых специалистов, рассказы вали наиболее яркие, характер ные случаи к 1 боевой практики. Это помогало быстрейшему обу чению молодых специалистов. Многие из них, как Коповалсв, Спецов, Смирнов, были допущены к самостоятельному несению вахты. Ремонт для них явился хорошей практической школой,- где они расширили и закрепили свои теоретические знания, при обрели навыки в использовании вооружения и механизмов. Б. НАУМОВ. Беседы о Севере Кольский полуостров Кольский полуостров имеет вид I мягче, чем климат многих других Прямоугольника, втянутого с за- ’ частей нашей страны, находящих- пада на восток и расположенного почти полностью севернее Поляр ного круга. Он омывается с севе ра южной частью Варенцова мо ря, с востока — горлом Белого моря и с юга — Белым морем и ^вго Кандалакшской губой. Бере говая его линия, без учета изре_ занности берегов, составляет око- ;ЛО 1.200 километров. „ Общая площадь полуострова — свыше 120 тысяч кв. км. — боль ше, чем площадь Бельгии, Гол ландии и Дании вместе взятых. К юго-востоку от небольшого •скалистого Рыбачьего полуострова ‘ Кольский полуостров изрезан не сколькими длинными узкими зали вами — фиордами, представляющи ми собой удобные стоянки для ко раблей. Самый большой из зали вов — Кольский, в глубине кото рого находится незамерзающий порт, -имеющий открытый выход в Атлантический океан — город Мурманск. Характерным для Кольского полуострова является то обстоя тельство, что, хотя он полностью расположен за Полярным кругом, климат его, особенно северное по- , бзрежье, значительно теплее и ся на одной с ним широте и даже южнее. Этим преимуществом он обязан теплому течению — Гольфстриму, одна из ветвей которого проходит вблизи берегов полуострова. Поверхность полуострова — пла то со средней высотой в 250 мет ров, с несколькими горными мас сивами в центральной части полу острова. Кольский полуостров является одним из интереснейших уголков нашей необъятной страны. Когда вы ходите по улицам Полярного, собираете ягоды у какого-нибудь Четвертого озера, высаживаетесь на берег в Дроздовке, Иоканьгё или Териберке, взбираетесь на гору Кукисвумчор к апатитовому руд нику, то помните — вы ступаете по самой древнейшей, первоздан ной суше земного шара. Эти сопки и скалы гораздо стар ше пустцни Гоби и равнин Фран ции, старше древнего Уральского хребта, а тем более старше Альп, Кавказских гор, Гималаев и хреб тов Тянь-Шаня и Памира. Кольский полуостров является восточной частью так называемой Фенно-Скандии. Эта часть суши возникла еще при остывании на шей * планеты из расплавленного состояния. Возникла тогда, когда огненная бурлящая масса земного шара стала покрываться каменной пленкой — корой, подобно тому» как шлак покрывает расплавленный чугун. Эта огненно-жидкая масса кипела, бурлила, вздымалась вала ми, сминала каменную кору склад- - ками, прорывала ее, изливалась на поверхность и застывала. Но Фен- но-Скандия выдержала эти испы тания. Возраст Фенно-Скандии, а сле довательно и нашего Кольского полуострова, никак не меньше по лутора миллиардов лет и относит ся к самому началу архейской эры, т. е. эры самого начала существо вания суши земного шара. Таких участков суши очень не много на земле. Это — Гренлан дия, часть Канады, небольшой ку сок Южной Америки и немногие другие. Подавляющая часть перво начальной земной коры оказалась глубоко погребенной под мощны ми отложениями позднейших эпох в результате того, что их не раз покрывали океаны и моря. Над по давляющей частью Кольского по луострова ни разу за все его су ществование не гуляла морская волна, не катились широкие валы. Только однажды за всю его исто рию небольшой участок полуос трова был покрыт так называемым Иольдиевым морем, соединявшим древнее Балтийское море с древ ним Ледовитым океаном, да иног да небольшие береговые его части заливались мовем. В течение архейской и эозойской эры в Фенно-Скандии неоднократ но происходили горообразователь ные процессы, сменявшиеся перио дами размыва и разрушения воз никших гор. Образование гор со провождалось вулканическими из вержениями и излияниями на по верхность расплавленной массы — магмы. В последнюю геологическую эпоху, четвертичную, как ее назы вают ученые, около времени появ ления человека (приблизительно около миллиона лет тому назад) Кольский полуостров, как и вся Фенно-Скандия и большая часть Восточно - Европейской равнины, подверглась оледенению, т. е. по крылась льдом настолько, что ее горные складки, достигавшие зна чительной высоты, большей частью скрылись под мощными, до двух километров высотой, тол щами льда, как это происходит сейчас в Гренландии. По склонам гор ледяные массы растекались во все стороны. Это был огромный Скандинаво-Русский ледник. Льдоразделом является Сканди навский хребет. Отсюда ледники, с одной стороны, спускались на запад, в норвежскую сторону, в Атлантический оксан, превращаясь в массы пловучих ледяных гор — айсбергов, и, с другой стороны, на 1 восток и юго-восток, где массы льда медленно двигались по суше, покрывая собой Швецию, Финлян дию, Кольский полуостров, Каре лию, Данию, Северную Германию и большую часть Восточно-Евро пейской равнины. Климат земли время от времени менялся. Периоды суровых холо дов сменялись потеплениями. Лед ники то сокращались и отступали на север, то снова наступали, пока окончательно не отступили и не замкнулись на Скандинавских го рах. Движущиеся льды истерли и понизили горные складки и унесли с собой далеко к югу обломки скал. Эти обломки гор и скал Кольского полуострова, обтертые и отшлифованные льдом валуны можно обнаружить и на новгород ских и псковских полях, и под Москвой, и даже в Донбассе. А на Кольском полуострове остались от высоких горных хребтов толь ко небольшие гранитные сопки, отшлифованные льдом. Посмотри те на скалы вокруг Полярного, как лед сгладил и отшлифовал их, испещрив их поверхность бо роздами, шрамами. Гигантские ледники выпахали узкие долины фиордов, чаши мнол гочисленных озер. Такой частой и причудливой сети озер, как на Кольском полуострове и во всей Фенно-Скандии, нет нигде.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz