Краснофлотец.1946 год. Июнь.
2 КРАСНОФЛОТЕЦ 18 июня 1946 г., № 140 (2526) — - ------------- --------- 10 лет со дня смерти А. М. ГОРЬКОГО ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ I. есять лет тому назад фа шистские выродки, выпол няя- волю своих хозяев, готовившихся развязать величай шую и кровопролитнейшую нз войн, убпли Максима Горького, великого русского писателя, борца за правду и справедливость, певца воинствующего гуманизма. История литературы знает мно го ярких имен, много ве ликих та лантов. Но не каждому большому писателю удавалось открыть но вую страницу в развитии худо жественного слова, в победном шествии своего народа по пути политического и социального ос вобождения. К числу этих немногих относит ся Алексей Максимович Гор ький Максим Горький родился в 1868 году, в Нижнем Новгороде. Ребенок рано лишился родителей. Нужда и обстоятельства заставили его служить мальчиком в магазине обуви, мыть посуду в пароходном ресторане, выступать в роли ста тиста в ярмарочном театре, ловить и продавать певчих птиц. Буду щий писатель перепробовал де сятки профессий, чтобы отстоять I свою жизнь, чтобы не умереть с голоду. Повар Смурый, у которого Горь кий был подручным, познакомил его с книгами. У Горького прос нулась страстная ненасытная жажда к познанию мира и людей. Горький на всю жизнь остался неутомимым читателем; настой чиво работая, он превратился в одного из самых образованных лю дей своего века. Воздействие книг соединилось у Горького с воздействием поэти- . ческого мира русского народного творчества. Бабушка Алеши, вме сте с которой он в поисках про- -питания скитался по живописным берегам великой русской реки - Волги, была неутомимая рассказ чица сказок, былей, легевд. Она знала множество пословиц и при бауток. Волгари любят петь — и песня, уводящая из тесных пре делов окружающего быта в маня щие дали красоты и счастья, трогала Горького до глубины ду ши, до слез. Юношей Горький много скитал ся по Руси, ходил пешком, служил на железных дорогах, на рыболов ных промыслах, вновь снимался с места в поисках и заработка и новых впечатлений, к которым так жадно тянулась его душа. Горький рано познакомился с произведениями Чернышевского, Добролюбова, Писарева. В молодо сти, в казанский период своей деятельности, Горький был участ ником одного из самых ранних социал - демократических кружков в России — кружка Федосеева, заслуги которого были отмечены Лениным. С тех пор Горький ста новится беззаветным другом тру дящихся, борцом за права рабоче го класса, за социализм. II. Книги, народная поэзия, бога тый жизненный опыт, пламенное желанно послужить своей родине разбудили в Горьком художника. В 1892 году в Тифлисе в газете «Кавказ» он. напечатал свой пер вый рассказ «Макзр Чудра». С I этого времени и начинается бле- Т стящая, имеющая громадное зна- II . чешю и для России и для всего мира литературная деятельность ' Максима Горького. Уже в первых своих романти ческих произведениях Горький выступил, как певец вое расши рявшейся народной революцион ной борьбы, возглавленной рабо чим классом. Города и села, рабо чие подвалы и квартиры передо вых интеллигентов облетела его «Песня о Соколе». Все несломлен ные, несогнувшиеся люди тверди ли ее наизусть, как клятву вер ности, как выражение решимости умереть, но победить ненавистного врага: «Безумству храбрых поем мы славу! Безумство храбрых — вот муд рость жизни! О смелый сокол! В бою с врага ми истек ты кровью... Но будет время — и капли кро ви твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и ■ много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, све та! Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь призывом — ----- --- > «е ■ - В. КИРПОТИН Безумству живым гордым к примером, свободе, к свету! поем мы песню!» своих произведениях храбрых Горький создает монументальные произведения: «Дело Артамоно- 1 вых», «Жизнь Клима Самгина» одну из прекраснейших пьес во всем русском классическом репер туаре «Егор Булычев и другие». Во всех этих произведениях Горький рисует жадность, эгоизм, культурное вырождение и беспло дие буржуазии и тех кругов свое корыстной интеллигенции, которые продались буржуазии* Произведения эти имеют гро мадное поучительное значение для всего современного человечества. Они показывают, что творцами но вой справедливой жизни, устрои телями подлинной демократии мо гут быть только сами народные массы, что империалистические претенденты на господство над на. родами осуждены историей, что победа в борьбе за будущее уст ройство мира принадлежит трудя щимся. Но Горький в то же время гово рил народам, что победа сама со бой не приходит, что победа дает ся только смелым и сильным, только людям и народам, самоот верженно защищающим передовые идеалы. Горький — певец человеческой активности. Великий русский пи сатель презирал людей, покорно » I со всей силой своей великой души, любил Россию, русский народ, ро дину нашу. Горький «о закрывал глаз на темные стороны действи тельности. Его «Детство», «В лю дях», «Мон университеты» явля ются по богатству своего содержа ния подлинной энциклопедией предреволюционной русской жиз ни. Горький показал все злое и не справедливое, что было в старой России. Но в то же время он по казал, как всюду в России «побед, но прорастает яркое, здоровое я творческое, растет доброе — чело вечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к ж изни светлой, человеческой». В русский народ, в его исполин ские силы Горький верил креп ко, нерушимо. «И скажу тебе от сердца слово — хорош есть на земле русский народ!.. Доброт ный, доровитый народ», — гово рит Тиунов из «Городка Окурова», а устами Тиунова и сам Горький. «Я вижу русский народ, — писал Горький в другом месте, — исклю чительно фантастически талант ливым, своеобразным». Такой на род «будет жить сказочно герои ческой жизнью и многому научит этот и уставший и обезумевший от I склоняющих свою шею под ярмо, преступлений мир». Горький пред-1 попустительствующих злу ничего, сказал в романе «Мать», что I неделаньем. Его любимые герои «Россия будет самой яркой демон-1 всегда видоизменяют жизнь к луч- ратией земли». тему. Советская власть явилась для Писатель — трибун, писатель Горького осуществлением его са-1 — возбудитель общественной ак- мых ярких, самых радостных тивности, Горький первый из мас писателя в трудов, вечный кассам, разгаре его Но образ призыв, об* слово Горь- Горький в отразил новых людей, новую дей ствительность, созданную выступ лением рабочего класса в качестве гегемона революционной борьбы в России. Горький дал целую гал-I предвидений. В статье «Дв© пяти-1 теров культуры с мировым именем лерею невиданных раньше в лите- ■ летки» Максим Горький рассказал,-1 поднял свой голос против нарас- ратуре типов — рабочих револю- ; ционеров. Начиная с повести «Трое», почти в каждом новом произведении великого писателя действуют и борются, увлекая за собой всех, кто имеет «душу жи ву». рабочие, большевики. Маши нист Нил из пьесы «Милане» говорит: «Я знаю, что жизнь тяже ла, что порой она омерзительно жестока, что разнузданная, грубая сила жмет и давит человека, я знаю это, — и это мне не нравит ся, возмущает меня. Я этого по рядка — не хочу! Я знаю, что - жизнь — дело серьезное, но не устроенное... что она потребует для своего устройства все силы и способности мои. Я знаю и то, что я — не богатырь, а просто чест ный, здоровый человек, и все-таки говорю: ничего! Наша возьмет! И на все средства души своей удовлетворю мое желание вмеша ться в самую гущу жизни... ме сить ее и так, и этак: тому — помешать, этому — помочь... вот в чем радость жизни!». «Эти лю ди победят», — говорит о таких, как Пил, Татьяна из «Врагов». Творчество Горького с первых же его шагов па литературном попри ще было пророчеством победы. III. Когда /на /исходе революции 1905 года началась реакция с ее унынием, предательством, ликви даторством, Горький выступил с романом «Мать», готовившим -чи тателей к новой борьбе, воспиты вавшим их в духе верности партия Ленина — Сталина. Горький страстно и пламенно, 1 I гама. ках советский человек превратил I тавшей опасности фалл «отсталую страну свою в могучее! Еще многим недальнови дным и индустриальное государство. I беззаботным умам казалось, что Это почти чудо. Но чудес не I ф ашис ты — эта выродки и ублюд- бывает, и это — естественный и — никогда не смогут овладеть результат работы людей, которые, I властью в большом государстве, владея комплексным — всесторон* I таком, как Германия, где сущест- ним знанием прошлого, понимая I вовала долгая культурная жизнь, \ все явления настоящего, точно и I а Горький ухе забил тревогу и ясно определив целя будущего, I стал организовывать общественное смело принялись за работу, реали_ I мнение для решительного отпора зацню указаний истории. Это — I врагу. Горький взывал к бдитель- люди высочайшего напряжения I поста, он доказывал неопровержи. творческой энергии, ученики, со-1 фактами, что мировая реак- ратники и друзья Лепина. Они во I ция в фапшзма готовит главе с Иосифом Сталиным, чело- страшный поход против культуры веком могучей организаторской в свободы народов. силы, дружески воспитывают^ з Видя опасность, Горький не мог бывшей «варварской» и «нищей» I м< цр МТЬ Горький бил в набат. Он стране нового культурного хозяи на — социалиста». В советское время в социали стическом творчестве, руководи мом гением Ленина и Сталина, бы ли устранены препятствия, мешав шие проявлению исключительной одаренности русского народа. С юношеским восторгом, с никогда не остывающим энтузиазмом наблю дал Горький цветение новой со циалистической жизни в своей любимой родине; «Я повторяю не однажды сказанное, — писал он, — -нигде в прошлом, даже в эпохе величайших напряжений, как, на пример, в эпоху возрождения, количество талантов не росло с такой быстротой и в таком обилии, как растет оно у нас за время пос. до Октября». IV. После победы Великой Октябрь ской социалистической революции I предупреждал правительства и об- I шественное мнение, широкие кру. ги мастеров культуры Европы и Америки, что фашизм — это вой на. О чем бы ни писал Горьким, о чем бы он ни говорил, он всегда возвращался к этому самому глав, ному вопросу, от которого зависе ла судьба миллионов людей на многие десятилетия вперед. Горь кий писал, что «Гитлер и подоб ные ему мошенники» не могут жить, нс организуя массового ист ребления народов. Предупреждения Горького не потеряли своего значения и по осн день. И сейчас, после победы над фашизмом, мировая реакция но прекратила своих корней, и сейчас находятся злонамеренные люди, поддерживающие, например, режим Франко — этот очаг между народного беспокойства и новой военной опасности. л учят иас отдавать всю :ь своей социалнста- V. В неутомимой и бескемпрсмгс- сноя борьбе Горького с реакцией с наибольшей наглядностью выра зился гуманизм Горького. Горь кий — автор афоризма «человек — это звучит гордо». Но Горький знал, что есть много черных сил, готовых превратить человека в раба или вовсе уничтожить его. Ограждая права каждого челове-- * ка, Горький добавлял: «Я со вершенно уверен, что в числе' прав человека нет прав на пре ступление. а особенно на преступ ление против трудового народа». Во имя человека, во имя народа, во имя гуманизма Горький провозгласи: «Если враг не сдается, — его уничтожают». Враги человека и челозечества, агенты фашистов смотрели на дея тельность Горького, как на одно из важнейших препятствий для осуществления своих планов. Де сять лет тому назад они погубили великого неутомимых Горького — ращенный к кого живо. Слово Горького зовет к миру и мирному труду. Горький хотел превратить землю в цветущий сад, в благоустроенную мастерскую, - выражая тем самым задушевней ший идеал всех честных я благо мыслящих людей. В трудное и от ветственное время устроения но вой жизни в послевоенном мире этот завет Горького приобретает особо актуальное значение. Он учит давать самый решительный, самый беспощадный отпор врагам мира к согласия мелсду народами. Вдохновленный призывом товарища Сталина, весь советский народ взялся за выполнение плава новой сталинской пятилетки. Слово Горького вдохновляет нас и в этом великом творческом тру де 1 . И в то же время слово Горь кого учит нас бдительности, учит нас но закрывать глаза на опас ности, на козни и происки вра гов, учит мае беззаветно любить народ, свою ческой Родине. Горький был другом и соратни ком Ленина и Сталина. Знамя Тенина — Сталина является для Горького символом несокрушимо- ста, непобедимости нашей Родины. Горький писал о Ленине: «Владимир Ленин умер. Наслед ники разума и воли его — живы. Живы и работают так успешно, как никто, никогда, нигде в мире не работал». К Сталину Горький был так жё горячо привязан, как и к Левину. Сталина он называл «мощный вождем», «человеком огромного сердца и ума». Он был горд, что живет «в стране, освещённой ге нием Владимира Ильича Ленина, где неутомимо и чудодейственно работает железная воля Иосифа Сталина». Горький знал, что сво ими великими победами мы обяза ны «мудрости политики Иосифа Сталина, который руководит все ми пами». Горький навсегда останется на шим учителем, нашим воспитате-' лея, в творениях которого мы на ходим завет служения священ ным идеалам коммунизма. 'V
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz