Краснофлотец.1946 год. Июнь.
16 июня 1946 г., № 139 (2525) КРАСНОФЛОТЕЦ 3 ЪАСИОфЖМСКИБ ЧТЕНИЯ происхождении языка связан с вопросом естест- Вопрос о неразрывно происхождения человека и челове ческого общества. Обратимся к то му времени, когда человек только вышел из тропических лесов и стал «на ноги» в буквальном смысле этого слова. Тысячелетия «предшествова. ’ ц этому поворотному пункту в раз витии человека. Тысячелетия, на протяжении которых одни формы живых существ переходили в дру гие, подчиняясь закону венного отбора. Природа выиски вала и оставляла все, что могло пригодиться для данного этапа, все, что обеспечивало выживание. Был период, когда некоторые виды рыб из-за высыхания морей и озер перешли границу, отделяю щую море от суши. И они стали другими, так как выжили те из них, которые были больше при способлены к новым условиям ды хания. Плавательный пузырь по немногу превращался в легкие. I' Из парных плавников развива лись ноги. Так, из рыб произошли земноводные, земноводные дали начало ящерам. А от ящеров по шли звери и птицы, в том числе и такие, которые совеем, оторва лись от моря. Переход из воды на сушу, переход, в течение которого рыба перестала быть рыбой, со вершился в течение 50 миллио нов лет. Таких «переходов», таких из менений живых существ было много. Трудно животному выйти из своего мирка, порвать цепи, которые связывают его с приро дой. Меняется природа, условия жизни, меняются и животные. Меняются медленно, гибнут менее приспособленные, жизнь отбирает все целесообразное для каждого этапа. Рабски связано животное с условиями жизни, с природой, его окружающей. О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЯЗЫКА учившаяся схватывать камень или палку, заставила ноги ходить, а ноги освободили руку для рабо ты. Наш предок, взявши в руки орудие!- и «передвигающийся на задних лапах, стал резко отли чаться от животных. ЧЕЛОВЕК СТРОИТ СВОЮ ВТОРУЮ ПРИРОДУ У вашего предка не было нм клюва-долота, ни лапы-лопаты, ни резцов острых, как нож, ни других природных . средств защи ты и нападения. Но у него было то, что лучше всяких резцов и клыков. У него было то, что дало ему решающее преимущество в со стязаниях с другими живот ными, — у него была рука, кото рой можно было сначала подо брать с земли, а затем сделать и резцы из камня и когти из дере ва. Камень в руке или палка —это та же рука, но только ставшая длиннее и сильнее. Человек приобрел то, что резко отличает его от животных. Чело век научился пользоваться ору дием... Он (научился пользоваться огнем, и это сделало его сильнее всех животных. Естественное, са мородное человек заменил искус ственным, сделанным по его за мыслу. Вот что было совершенно невозможно для животного. Не человек-одиночка, а люди I Кандидат педагогических наук 3. С. БЕЙН без лба «хватает участков моз га, которые есть у теперешнего человека. А нижняя челюсть с косо срезанным подбородком еще не приспособлена для человече ской Портрет неандертальского че ловека, сделанный через десят ки тысяч лет после его смерти. и пока Человек с таким лбом и такой челюстью не мог думать и гово рить так, как думаем и говорим мы. ' | В то же время общий труд тре бовал разговора до того, пока ра зовьется подбородок и расширится челюсть. Человек стал обгонять ся, как умел, — всем телом. Вместо того, чтобы сказать «руби», человек взмахивал рука ми, вместо того, чтобы сказать «дай», протягивал ладонь и т. д. При этом он еще помогал рукам , голосом: ревел, мычал, кричал, общими усилиями научились де • | чтобы привлечь внимание собе- лать орудия, охотиться, строить дома, обрабатывать землю. Не че ловек, а человеческое общество создало трудом миллионов культу ру и науку. В одиночестве чело век так и остался бы зверем. КАК ВОЗНИК ЯЗЫК БЕЗ ЯЗЫКА В первобытном человеческом обществе труд становился все ’ сложнее и сложнее. Возникла не- • • • '\озг 1 человека гораздо больше _ по об ’ ему, чеЯ МОЯ* шимпанзе. сединка и заставить его следить за своими жестами. . Язык жестов, ручной кинетиче ский язык — это самый простой язык в мире. Также прост и при- митивея был ум человека, поль зующегося этим языком. В нем нет склонений ^.спряжений, со слагательных наклонений, при частия и деепричастий. У некоторых индейских наро дов в Америке еще и сейчас сохра нился этот «ручной» язык на ряду со звуковым. «Язык без языка», язык же стов сохранился и у нас (вырази тельные жесты, зрительные сиг налы и т. д.). Примеры нз индейцев: Лук. Одна видимый лук, тетиву. Вот. Рука вытянутыми вперед, как два уха. Звезда. Два пальца, которые то смыкаются, то размыкаются вы- соко над головой, изображая мер цание звезды. Мы видим, что каждый такой знак, каждое такое слово есть картинка, которая рисуется рука ми в воздухе. Первый язык чело века был картинный, образный язык. КАК ЯЗЫК И РУКА ПОМЕНЯЛИСЬ МЕСТАМИ Пока орудий было немного они не были так сложны, опыт человека был невелик, для передачи опыта довольно было простых жестов — картинок. Но чем сложнее делался труд, тем сложнее делались и жесты. На известном этапе развития ручная речь оказалась недоста точной. Язык-картинка, ярко рисующий целые комплексы, не мог удовлетворить человека на стадии более расчлененного труда, когда появилась потребность в обозначении отдельного предмета и более общего понятия. Язык жестов был одновременно беден и богат. Вместо фразы: «Я пью во* ду» человек подносит к своему рту ладонь и с жадностью лакает языком невидимую воду. Воспри нимающий чувствует, что вода вкусна, холодна, что она хорошо утоляет жажду. Но гораздо труд нее было показать жестом просто понятие вода. Жестом можно было показать и левое ухо и правое, но сказать просто ухо было очень трудно. Жестом можно обрисовать действие, труднее — вещь, но сов сем нельзя выразить отвлеченное понятие. Были у ручной речи и другие недостатки: ни ночью, ни в лесу, когда разделяла стена деревьев, нельзя было . разго варивать жестами. Звуковая речь возникла из криков, которыми по могал себе человек во время рабо ты, из тех звуков, провождал которыми со- человек свою речь — люди, «зо ляа нив»- — ходите ЖМ ленькимя шажками ■ т. д. Каждое такое выражение — звуковая картинка, точно иэобра-, жающая походку различных лю дей во всех деталях, но оно но есть понятие «походка». Выраже ний столько, сколько разных по ходок. Одно и то же слово могло обозначать и действие, и орудие, и руку, и результат действия. Сло во не имело четкого значения. Так, вначале слово-картинка заменило жест-картинку. Лишь в дальнейшем под влия нием все усложняющегося процесса труда и общественных отноше-, ннй «слово-картинка» развилось в «слово-понятие», четко обо значающее тот или другой пред- I мет, то или другое явление с ин дивидуальным, ему лишь ирису-- щим, значением. Так появплась*| возможность выразить понятий «походка» вне связи с определен-; ным действием. Слово и вместе е* ним ум человека приобрели опре- • деленную свободу. КАК ЧЕЛОВЕК РАЗВИЛ СВОЙ УМ Каждый шорох, запах, след в траве, каждый крик в лесу яв- ’ ляется сигналом как для живот-, кого, так и для первобытного че-. ловека. Но, кроме этих сигналов, человек скоро научился понимать и другие сигналы, которые носы-, кали ему люди его орды. Каждый | раз, когда кто-нибудь нз охотни ков находил след на земле или слышал шорох крадущегося зве ря, он посылал сигнал об этом сигнале другим людям орды. Чем больше становилось жестов, чем чаще приходили в мозг «сигналы сигналов» («приготовиться»,-' «опасность» и т. д.), тем боль ше было работы в мозгу человека, а от этого мозг должен был вое больше и больше расширяться,* развиваться я усложняться. К действительно, мозг человека раз вивался, человек учился думать^ словаря жестов рука держит не- друтая натягивает с двумя пальцами, землю с на двух КАК ПРЕДОК ЧЕЛОВЕКА СТАЛ ЧЕЛОВЕКОМ Путц человека и его ближай шего родственника — шимпанзе ра зошлись давным давно. Предки человека спустились на деревьев, стали ходить ногах и работать руками, а пред ки обезьян — шимпанзе остались жить на деревьях и еще больше приспособились к такой жизни. Оттого-то и устроен шимпанзе совсем не так, как человек. У него и руки не такие и мозг не такой, как у человека. С разделения работы между руками и ногами начинается ис тория нашего предка. Рука, иа- I обходимость разделения труда. Пока мужчины выслеживали я гнали зверя, женщины не сидели без раьоты. Они строили шалаши, кроили одежду, собирали коренья, заготовляли запасы. В общем тру де возникла потребность в языке. Человек к эпохе возннкнове. ния языка проделал громадный путь развития. Человек менял ок ружающую природу, создавал ис кусственную, в то же время менял ся и сам. Века и труд изменили всего человека, а особенно его го лову и руки. Ведь рукам при ходилось работать, а командовать. Но как этот человек еще на обезьяну! В его черепе голове похож почти Индеец, говорящий руками. Каменные орудия первобытн ого человека. г ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- жесты. Вначале язык и глотка плохо слушались человека. Один звук было трудно отличить от другого. Отдельные звуки слива- ! лись в рев, крик, визг. Но с тече- ’ ием времени человек заставил язык говорить членораздельно. 1 Раньше язык только помогал рукам, а звуковая речь была очень похожа на язык жестов. Она так же картинно и живо, в тесной связи с действием, изображала 1 каждую вещь, каждое движение. На языке племени эве не гово рят просто «ходить», а говорят: ! «зо дэе дзе» — ходить уверенной поступью, «зо бохо бохо» — ХОДИТЬ, тяжело ступая, как ходят толстые Когда он видел или слышал сигнал, который обозначает «ночь», он думал о нэчя, хотя был ясный день. Когда ему пока зывали, что надо пойти и принес, ти копье, он думал о копье, хотя его п не было под рукой. > Производя орудия,- совершен ствуя их, борясь и побеждая при-* роду, человек научился устанав ливать связь между явлениями, предвидеть их, управлять имь В труде он развивал свой ум. Об щий труд научил человека и го ворить н думать. Общий труд шлифовал его речь и вместе с ней его уч. «Труд создал человека» (Энгельс).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz