Краснофлотец.1946 год. Июнь.

16 июня 1946 г., № 139 (2525) КРАСНОФЛОТЕЦ 3 ЪАСИОфЖМСКИБ ЧТЕНИЯ происхождении языка связан с вопросом естест- Вопрос о неразрывно происхождения человека и челове ­ ческого общества. Обратимся к то ­ му времени, когда человек только вышел из тропических лесов и стал «на ноги» в буквальном смысле этого слова. Тысячелетия «предшествова. ’ ц этому поворотному пункту в раз ­ витии человека. Тысячелетия, на протяжении которых одни формы живых существ переходили в дру ­ гие, подчиняясь закону венного отбора. Природа выиски ­ вала и оставляла все, что могло пригодиться для данного этапа, все, что обеспечивало выживание. Был период, когда некоторые виды рыб из-за высыхания морей и озер перешли границу, отделяю ­ щую море от суши. И они стали другими, так как выжили те из них, которые были больше при ­ способлены к новым условиям ды ­ хания. Плавательный пузырь по ­ немногу превращался в легкие. I' Из парных плавников развива ­ лись ноги. Так, из рыб произошли земноводные, земноводные дали начало ящерам. А от ящеров по ­ шли звери и птицы, в том числе и такие, которые совеем, оторва ­ лись от моря. Переход из воды на сушу, переход, в течение которого рыба перестала быть рыбой, со ­ вершился в течение 50 миллио ­ нов лет. Таких «переходов», таких из ­ менений живых существ было много. Трудно животному выйти из своего мирка, порвать цепи, которые связывают его с приро ­ дой. Меняется природа, условия жизни, меняются и животные. Меняются медленно, гибнут менее приспособленные, жизнь отбирает все целесообразное для каждого этапа. Рабски связано животное с условиями жизни, с природой, его окружающей. О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЯЗЫКА учившаяся схватывать камень или палку, заставила ноги ходить, а ноги освободили руку для рабо ­ ты. Наш предок, взявши в руки орудие!- и «передвигающийся на задних лапах, стал резко отли ­ чаться от животных. ЧЕЛОВЕК СТРОИТ СВОЮ ВТОРУЮ ПРИРОДУ У вашего предка не было нм клюва-долота, ни лапы-лопаты, ни резцов острых, как нож, ни других природных . средств защи ­ ты и нападения. Но у него было то, что лучше всяких резцов и клыков. У него было то, что дало ему решающее преимущество в со ­ стязаниях с другими живот ­ ными, — у него была рука, кото ­ рой можно было сначала подо ­ брать с земли, а затем сделать и резцы из камня и когти из дере ­ ва. Камень в руке или палка —это та же рука, но только ставшая длиннее и сильнее. Человек приобрел то, что резко отличает его от животных. Чело ­ век научился пользоваться ору ­ дием... Он (научился пользоваться огнем, и это сделало его сильнее всех животных. Естественное, са ­ мородное человек заменил искус ­ ственным, сделанным по его за ­ мыслу. Вот что было совершенно невозможно для животного. Не человек-одиночка, а люди I Кандидат педагогических наук 3. С. БЕЙН без лба «хватает участков моз ­ га, которые есть у теперешнего человека. А нижняя челюсть с косо срезанным подбородком еще не приспособлена для человече ­ ской Портрет неандертальского че ­ ловека, сделанный через десят ­ ки тысяч лет после его смерти. и пока Человек с таким лбом и такой челюстью не мог думать и гово ­ рить так, как думаем и говорим мы. ' | В то же время общий труд тре ­ бовал разговора до того, пока ра ­ зовьется подбородок и расширится челюсть. Человек стал обгонять ­ ся, как умел, — всем телом. Вместо того, чтобы сказать «руби», человек взмахивал рука ­ ми, вместо того, чтобы сказать «дай», протягивал ладонь и т. д. При этом он еще помогал рукам , голосом: ревел, мычал, кричал, общими усилиями научились де • | чтобы привлечь внимание собе- лать орудия, охотиться, строить дома, обрабатывать землю. Не че ­ ловек, а человеческое общество создало трудом миллионов культу ­ ру и науку. В одиночестве чело ­ век так и остался бы зверем. КАК ВОЗНИК ЯЗЫК БЕЗ ЯЗЫКА В первобытном человеческом обществе труд становился все ’ сложнее и сложнее. Возникла не- • • • '\озг 1 человека гораздо больше _ по об ’ ему, чеЯ МОЯ* шимпанзе. сединка и заставить его следить за своими жестами. . Язык жестов, ручной кинетиче ­ ский язык — это самый простой язык в мире. Также прост и при- митивея был ум человека, поль ­ зующегося этим языком. В нем нет склонений ^.спряжений, со ­ слагательных наклонений, при ­ частия и деепричастий. У некоторых индейских наро ­ дов в Америке еще и сейчас сохра ­ нился этот «ручной» язык на ­ ряду со звуковым. «Язык без языка», язык же ­ стов сохранился и у нас (вырази ­ тельные жесты, зрительные сиг ­ налы и т. д.). Примеры нз индейцев: Лук. Одна видимый лук, тетиву. Вот. Рука вытянутыми вперед, как два уха. Звезда. Два пальца, которые то смыкаются, то размыкаются вы- соко над головой, изображая мер ­ цание звезды. Мы видим, что каждый такой знак, каждое такое слово есть картинка, которая рисуется рука ­ ми в воздухе. Первый язык чело ­ века был картинный, образный язык. КАК ЯЗЫК И РУКА ПОМЕНЯЛИСЬ МЕСТАМИ Пока орудий было немного они не были так сложны, опыт человека был невелик, для передачи опыта довольно было простых жестов — картинок. Но чем сложнее делался труд, тем сложнее делались и жесты. На известном этапе развития ручная речь оказалась недоста ­ точной. Язык-картинка, ярко рисующий целые комплексы, не мог удовлетворить человека на стадии более расчлененного труда, когда появилась потребность в обозначении отдельного предмета и более общего понятия. Язык жестов был одновременно беден и богат. Вместо фразы: «Я пью во* ду» человек подносит к своему рту ладонь и с жадностью лакает языком невидимую воду. Воспри ­ нимающий чувствует, что вода вкусна, холодна, что она хорошо утоляет жажду. Но гораздо труд ­ нее было показать жестом просто понятие вода. Жестом можно было показать и левое ухо и правое, но сказать просто ухо было очень трудно. Жестом можно обрисовать действие, труднее — вещь, но сов ­ сем нельзя выразить отвлеченное понятие. Были у ручной речи и другие недостатки: ни ночью, ни в лесу, когда разделяла стена деревьев, нельзя было . разго ­ варивать жестами. Звуковая речь возникла из криков, которыми по­ могал себе человек во время рабо ­ ты, из тех звуков, провождал которыми со- человек свою речь — люди, «зо ляа нив»- — ходите ЖМ ленькимя шажками ■ т. д. Каждое такое выражение — звуковая картинка, точно иэобра-, жающая походку различных лю ­ дей во всех деталях, но оно но есть понятие «походка». Выраже ­ ний столько, сколько разных по ­ ходок. Одно и то же слово могло обозначать и действие, и орудие, и руку, и результат действия. Сло ­ во не имело четкого значения. Так, вначале слово-картинка заменило жест-картинку. Лишь в дальнейшем под влия ­ нием все усложняющегося процесса труда и общественных отноше-, ннй «слово-картинка» развилось в «слово-понятие», четко обо ­ значающее тот или другой пред- I мет, то или другое явление с ин ­ дивидуальным, ему лишь ирису-- щим, значением. Так появплась*| возможность выразить понятий «походка» вне связи с определен-; ным действием. Слово и вместе е* ним ум человека приобрели опре- • деленную свободу. КАК ЧЕЛОВЕК РАЗВИЛ СВОЙ УМ Каждый шорох, запах, след в траве, каждый крик в лесу яв- ’ ляется сигналом как для живот-, кого, так и для первобытного че-. ловека. Но, кроме этих сигналов, человек скоро научился понимать и другие сигналы, которые носы-, кали ему люди его орды. Каждый | раз, когда кто-нибудь нз охотни ­ ков находил след на земле или слышал шорох крадущегося зве ­ ря, он посылал сигнал об этом сигнале другим людям орды. Чем больше становилось жестов, чем чаще приходили в мозг «сигналы сигналов» («приготовиться»,-' «опасность» и т. д.), тем боль ­ ше было работы в мозгу человека, а от этого мозг должен был вое больше и больше расширяться,* развиваться я усложняться. К действительно, мозг человека раз ­ вивался, человек учился думать^ словаря жестов рука держит не- друтая натягивает с двумя пальцами, землю с на двух КАК ПРЕДОК ЧЕЛОВЕКА СТАЛ ЧЕЛОВЕКОМ Путц человека и его ближай ­ шего родственника — шимпанзе ра ­ зошлись давным давно. Предки человека спустились на деревьев, стали ходить ногах и работать руками, а пред ­ ки обезьян — шимпанзе остались жить на деревьях и еще больше приспособились к такой жизни. Оттого-то и устроен шимпанзе совсем не так, как человек. У него и руки не такие и мозг не такой, как у человека. С разделения работы между руками и ногами начинается ис ­ тория нашего предка. Рука, иа- I обходимость разделения труда. Пока мужчины выслеживали я гнали зверя, женщины не сидели без раьоты. Они строили шалаши, кроили одежду, собирали коренья, заготовляли запасы. В общем тру ­ де возникла потребность в языке. Человек к эпохе возннкнове. ния языка проделал громадный путь развития. Человек менял ок ­ ружающую природу, создавал ис ­ кусственную, в то же время менял ­ ся и сам. Века и труд изменили всего человека, а особенно его го ­ лову и руки. Ведь рукам при ­ ходилось работать, а командовать. Но как этот человек еще на обезьяну! В его черепе голове похож почти Индеец, говорящий руками. Каменные орудия первобытн ого человека. г ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- жесты. Вначале язык и глотка плохо слушались человека. Один звук было трудно отличить от другого. Отдельные звуки слива- ! лись в рев, крик, визг. Но с тече- ’ ием времени человек заставил язык говорить членораздельно. 1 Раньше язык только помогал рукам, а звуковая речь была очень похожа на язык жестов. Она так ­ же картинно и живо, в тесной связи с действием, изображала 1 каждую вещь, каждое движение. На языке племени эве не гово ­ рят просто «ходить», а говорят: ! «зо дэе дзе» — ходить уверенной поступью, «зо бохо бохо» — ХОДИТЬ, тяжело ступая, как ходят толстые Когда он видел или слышал сигнал, который обозначает «ночь», он думал о нэчя, хотя был ясный день. Когда ему пока ­ зывали, что надо пойти и принес, ти копье, он думал о копье, хотя его п не было под рукой. > Производя орудия,- совершен ­ ствуя их, борясь и побеждая при-* роду, человек научился устанав ­ ливать связь между явлениями, предвидеть их, управлять имь В труде он развивал свой ум. Об ­ щий труд научил человека и го ­ ворить н думать. Общий труд шлифовал его речь и вместе с ней его уч. «Труд создал человека» (Энгельс).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz