Краснофлотец.1946 год. Июнь.

2 КРАСНОФЛОТЕЦ 15 июня 1946 № 138 (2524) О методах воспитательной работы старшины Разговор на собрании На собрании мл аппих коман ­ диров нашего соединения старши ­ на второй статьи Мошков жало ­ вался, что у командира отделения слишком мио прав для воздей ­ ствия на подчиненных. — У меня в отдалении служит краснофлотец Иванов, — рас сказывал Мошков. — Ои система ­ тически нарушает дис циплин у Я уже перепробовал все меры, вплоть до даарадов зне очеродж. Но это на Иванова не действует. Старшина второй статьи Кула ­ гин реэомяо воиражи Мошкову: — Мошков ошибается. Прав у нас достаточно и большие, толь ­ ко надо умело их использовать. Можно поверить, что на красно ­ флотца Иванова наряды не дей ­ ствуют. Но кто в этом виноват? — продолжает Кулагин. — Ведь воспитательная работа показыва ­ ет, что не все краснофлотцы име ­ ют одинаковый характер, и не к каждому можно применять одну и ту же б - 'Олпа те литую меру. Под ­ ход должен быть разным. На од- ,;ого подчиненного можно подей ­ ствовать ласковым словом, на другого — нарядом, а на третьего гетрой заметкой в стенгазетё. Не оставлять ничего сяток благодарностей и думает.*! какое же у него от этого преиму ­ щество перед остальными красно ­ флотцами? Так именно обстоит дело у нас на корабле. Почему бы, помимо благодарно ­ стей, не использовать такие поощ ­ рения, как внеочередное увольне ­ ние на берег, почему бы не вру ­ чить хорошему бойцу билет в театр? Почему бы, наконец, отлич ­ нику боевой и политической под ­ готовки не предоставить вне оче ­ реди отпуск? Такая практика по ­ ощрения даст вкилучшие резуль ­ таты. Умей мтрввфмть Высокая требовательность обя ­ зательно должна сочетаться со всесторонней заботой о под чинен ­ ном. Старшнва обязан без промед ­ ления удовлетворять законные запросы подчиненных, разрешать их жалобы и претензии. Главное — личный пример ■ иемботатьса г не незамеченным «лв*»»»Ш»ИЮИМШШЮИИ1 ■■■■■■нип Некоторые старшины подчас ходят замечать мелких наруше- явй, проходят мимо них, не желая портить отношения с подчивен- г ими. Такая практика воспита ­ тельной работы приводит обычно . в расшатыванию воинской дис_ ПЕШЛины в отделении. Чтобы не быть голословным,' приведу при ­ ме?. В отделение старшины Спири- чева пришли молодые краснофлот ­ цы Кириков и Фролов. С первых же дней они начали нарушать ко ­ рабельный распорядок дня: в ра ­ бочее время бездельничали, а иногда и спали. Старшина на это ш*чти не реагировал. Дело дошло ГР того, что Кириков и Фролов от аодушений распорядка дня пе ­ решли к более пагубным проступ ­ кам, сказавшимся на дисциплине краснофлотцев всего отделения. Вывод из этого случая можно сделать такой — старшина дол ­ жен немедленно реагар»ать на ма ­ лейшее нарушение воинской дис ­ циплины своими подчиненными. Но этого мало. Нельзя проходить мимо проступков, совершенных краснофлотцами и не твоего отде ­ ления, а сразу же пресекать эти н? пушения и одновременно док ­ ладывать об этом непосредствен ­ ному начальнику. Поощрение должно быть различным I * Старшинам следует также свое ­ временно реагировать на хорошие стороны подчиненных, всемерно поощрять добросовестных, дис ­ циплинированных краснофлотцев, на их примерах воспитывать дру ­ гих. Но и поощрения надо при ­ менять умело. Как известно, видов поощрений много. Но некоторые «старшины, да и офицеры, знают :одни только благодарности. Я вот подчас получит краснофлотец де- Нужно сказать, что чув ст в о высокой воинской дисциплины у краснофлотца жажда воспитать л ишь тогда, когда одинаково тре ­ бовательны будут все старшины. Если же рядом с требователь ­ ным старшиной работает нетре ­ бовательный, высокой дисцип ­ лины у краснофлотцев не будет, некоторые из них начнут подра ­ жать краснофлотцам соседнего от ­ деления. Дурной пример, как говорится, заразителен. К тому же, некоторые краснофлотцы будут считать, что старшина, ко ­ торый требует мало, хороший, а который требует много — плохой, Ясно, что требовательность должна быть глубоко справедли ­ вой и постоянной. Если старшина требует формально, . чтобы по ­ казать, что он является началь ­ ником, — мало от этого толку. Своим несправедливым отношени ­ ем к подчиненным такой старши ­ на подчас добивается обратного результата. Так было у старшины 2 статьи Шорохова, с которым мне довелось служить. Шорохов был дисциплинирован ­ ным старшиной. Но порой требо ­ вал неосновательно. Однажды он приказал своему подчиненному краснофлотцу Чеснокову сделать три пары палочек для семафор ­ ных флажков. Время, когда крас ­ нофлотец должен был закончить работу, Шорохов не указал. Но Чесноков сразу же приступил к делу. Но вот дежурный дал дуд ­ ку пить чай. Подчиняясь кора ­ бельному распорядку, сигнальщик на время отложил работу. За сто ­ лом Шорохов, увидев Чеснокова, спросил его: — Вы палочки сделали? — Немного не закончил, по ­ пью чаю — доделаю, — ответил краснофлотец. Но такой ответ старшину по ­ чему-то пе удовлетворял. Он при ­ казал Чеснокову выйти из-за сто ­ ла и итти доделывать палочки. Чесноков вежливо попросил ко ­ мандира остаться допить чай. Но Шорох» был неумолим, повысил голос и с раздражением приказал бойцу немедленно бросить кружку с чаем и итти на работу. Чесно ­ ков тогда нагрубил старшине, за что получи взыскание. А ведь Шорохов мог поступить иначе: дать краснофлотцу воз ­ можность напиться чаю, а затем послать (доделывать палочки, тем более, что работа была не спеш ­ ней. Огромную роль в воспитатель ­ ной работе имеет личная пример ­ ность старшины. Мне вспомина ­ ются двое старшин, служивших на лидере «Баку» — Шумихин и Тарас». Оба ови были хорошими специалистами, но почему-то в от ­ делении радистов было больше по ­ рядка, командира там уважали. В отделении же силалыциков, у Шумихина, дело обстояло хуже. Почему так? Да потому, что Тарасов не только отлично знал свою специальность, но и был вы- сокоднсциплинированным, опрят ­ ным, примерным во всех отнотпе ниях. Шумихин же систематиче ­ ски нарушал дисциплину: всту ­ пал в пререкания со старшими, не соблюдал форму одежды, неопрятен. Идейно-полити ческое й :«: г . воспитание м; Линкор «Архангельск». Дежур ный по подразделению старший краснофлотец Костюхов инструк тирует краснофлотца Грешкова. Фото Л. Огурцова. Юбилей отряда гидрографических кораблей 15 июня отряд гидрография? ских кораблей Северного отмечает 11-ю годовщину флота своего был У меня в отделении четыре мо ­ лодых ' краснофлотца. Трое окон ­ чили пять классов, один — шесть. Из первой беседы с ними я убе ­ дился, что все они слаб» разбира ­ ются в простейших политиче ­ ских вопросах, а краснофлотец Мохов даже и газет не читал. А ведь практика показывает, что с бойцом, развитым идейно-полити ­ чески, работать гораздо легче. И поэтому я первым делом стал при ­ общать молодых к газетам и лите ­ ратуре. Прочитаю какую-нибудь статью сам, а потом передаю газету подчиненншу с указанием, что на ­ до прочесть. Па другой день про ­ веряю, прочитав лп он и как понял прочитанное. Если краснофлотец не понял, нб разобрался в статье, я об ’ яснял ему. Так же прививал вкус и к художественной литера ­ туре. А сейчас краснофлотцы сами частенько ко мне заходят и спра ­ шивают что-нибудь почитать. К успехи в учебе повысились. Жизненный опыт подсказы ­ вает, что без личной при ­ мерности, постоянной и высокой требовательности к себе и подчи ­ ненным, без умения всесторонне воспитывать подчиненных стар ­ шина не может быть хорошим, полноценным воспитателем. А чтобы старшина был на уровне современных требований, ему всегда должен оказывать помощь офицер. Но, к сожалению, такая помощь оказывается не на всех кораблях. На миноносце «Дерзкий» неко ­ торые командиры БЧ занятия со старшинами не проводят, их рос­ том не интересуются, помощь в воспитательной работе оказывают редко. На мой взглод, между старши ­ нами и офицерами должна суще ­ ствовать самая тесная связь. Без этого успехи в воспитании и обу ­ чения краснофлотцев немыслимы. Старшина 2 статьи А. МАЛЫШЕ-КО. существования. Моряки-гидрографы вложили много труда в дело исследования Белого и Варенцова морей. В се ­ верных широтах они осваивали малоизученные районы плавания, определяли морские течения, про ­ изводили описание берег», со ­ ставляли лоцию моря. Гидрографические корабли про ­ бирались в самые отдаленные бухты северного побережья, вы ­ полняя трудную и крайне важ ­ ную работу. В годы Великой Отечественной войны эти неболь ­ шие корабли-труженики решали боевые задачи. Гидрографическое судно «Масштаб» занималось проводкой транспортов и боевых кораблей, а в дни боев за Петсамо обеспечивало безопасность плава ­ ния нашим кораблям в этом райо ­ не. Особое усердие и самоотвер ­ женность в работе проявили мат ­ рос 1 класса И. Имнинскпй и старший кочегар А. Иванинский. Немало потрудились и механики Ааманов, Заварил к машинисты Сапегин, Кон». С большими успехами пришли к своему юбилею и экипажи дру ­ ги гидрографически кораблей. Когда североморцы штурмовали Муста-Тунтури, экипажи эти су ­ дов восстанавливали знаки и маячные огни, открывали путь боевым кораблям. Умело проводили и проводят гидро графические суда старший < лейтенант 1оза, лейтенант Вя ­ хирев. Высокое мастерство в по ­ ходах показали механик Дмит ­ риев, радист Гагарин, матросы Мамонтов, Сморгун, Кудрявцев я Кудин». Многие из моряков гидрографически суд» награж ­ дены орденами и медалями Со ­ ветского Союза. Впереди у моряков-гидрогра- ф» еще много неисхоженных морских дорог, неизведанных район». Большую и крайне от ­ ветственную работу предстоит выполнить в Баренцевом и Б'*лом мори. И экипажи кораблей ГОТО ­ ВЫ к нжым рейсам в морские просторы Заполярья. Капитан 3 ранга И. ИБРАГИМОВ. Инжонор-иапитан-майтаиант И. САМОФАЛОВ. /& лет в Заполярья й гидрографический ко носятся к те: е. умело ее иг рабль «Моров», участвовавший в 1918 г. в героическом лед»ом походе из Гельсингфорса в Кронштадт, уже 16 лет бороздит просторы заполярных морей. На ­ ходясь в строю более трех деся- тилетий, корабль успешпо выпол ­ няет свои задачи. Это об'ясняется тем, что опытные матросы — ма ­ шинисты и кочегары бережно от ­ пользуют. Бывшие кочегары Никон» и 1янун» беспрерывно плавают да „ гидрографическом судне «Мороз» V около 10 лет каждый. Хорошо освоив технику, они сейчас ра ­ ботают в качестве механиков. Одиннадцать лет служит на ка- рабле и коммунист Мамонт». И. СВЕРДЛОВ. Ветеран Севера Десять лет назад Сергей Ивано ­ вич Румянцев впервые приехал на Крайний Север. Грянула война. Сергей Ивано ­ вич в это время работал шофером на одном из крупных предприятий. | Его возраст и здоровье помешали I ему попасть на фронт и он посту ­ пил шофером в одну из воинских частей Северного флота. Сергею Ивановичу приходилось работать день и ночь на своем «газике»: он перевозил сотни тонн воинских грузов. Особенно тяже ­ ло ему пришлось летом 1942 года, когда фашистские бомбардировщи ­ ки делали частые налеты на го ­ род и бросали фугасные и зажи ­ гательные бомбы. Когда поступил приказ: за несколько ночей вы ­ везти за город весь ценный груз, Сергей Иванович вместе со стар ­ шиной 1 статьи Порожским на протяжении нескольких ечгток ра ­ ботали без отдыха. 5*ока не еы- по.сняли приказа коетаадоелх.я. Так самоотверженно работал т. Румянцев на протяжении всей войны. За это время Сергей Ива ­ нович изучил несколько новь.х автомашин, проехал десятки ты ­ сяч километров, перевез тысячи тонн различного груза. Война кончилась. Сергей Ива ­ нович продолжает работать на прежнем месте. Он со всей серьез ­ ностью и любовью относится к своему делу. Недавно командова ­ ние назначило его начальником гаража. С новыми обязанностями он справляется отлично. Все его машины находятся в хорошем со. стоянии. Недавно Сергей Иванович Ру ­ мянцев выразил согласие остаться в части по вольному найму на три года. — Пусть мой скромный тру4 поможет в укреплении военной щм нашего флота. — говорит э - е Ал. СОЧ ИМ I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz