Краснофлотец.1946 год. Июнь.

2 КРАСНОФЛОТЕЦ 13 июня 1946 г., № 136 (2522) На артиллерийских стрельбах ) , ■! с к»ррек'Нфевочя»го | Стреляли отлично Новый компас для катеров На-днях мы выполняли очеред ­ ную стрельбу. К^ней мы готови ­ лись упорно и всесторонне. Были проведены теоретические конферен ции по изучению материальной части оружия и боезапаса, а в орудийных расчетах командиры я опытные' старослужащие разобра ­ ли, от чего возникают задержки и . как их устранить. Особенно много работал расчет •аряжания. Отрабатывая слажен ­ ность в действиях, он тренировал ­ ся на зарядном станке. Все номе ­ ра стремились добиться, чтобы во время стрельбы не допускать ни одного лишнего движения, а рабо ­ тать быстро и ’ четко. Перед стрельбой каждый краснофлотец и старшина еще раз проверили готовность материальной части. В назначенный день по сигналу боевой тревоги личный состав за ­ нял места у орудий. Пристрелку стало вести орудие младшего сер ­ жанта Пищальникова. Управляющий огнем старший лейтенант Литвинов передает батарее противника... поставить на залп! — голос командира ору- поста передают по- снарад ло- команда поста. — По снаряд.... слыишся дня. Расчет заряжания быстро 1 без суеты выполняет приказан». За ­ рядный дешадаваег. — Товсь! . Младщий сержант Пжщальяг ков подает следующую команду: — Угломер... Квадрант... Наводчик быстро выполняет вомавду. Следует залп. С коррек тировочного правку. Следую: жятся в районе цели. Еще неболь ­ шая поправка, и вое орудия друж ­ но открывают огонь. Снаряды поднимают огромные столбы земли и дыма, лбжатся по цели. «Бата ­ рея противника уничтожена». Поступает команда: — Дробь! Проведенным стрельбам комис ­ сия дала высокую оценку. Старший краснофлотец А. КОТЛОВ. пгт. Гре з ля треСует тренировки ПГ.1; В нашем соединении проводи - Иись шлюпочные гонки/ Шлюпы, где старшиной был главный стар- а Крючок, получила на этих гонках самую низкую оценку. Загребной на шлюпке — видная фигура, а на этой шлюпке загребной старший краснофлотец Лобанов, когда дали старт, вес ­ лом «ловил треску», отчего вся команда сразу сбилась с темпа, стала грести неправильно. Сам старшина сидел на шлюпке без всякого движения, не помогая гребцам. Шлюпочное дело требует к се ­ бе повседневного внимания. Надо чаще устраивать учения и тре ­ нировки. Этими учениями надо охватить всех краснофлотцев, чтобы потом из них отобрать сильную коман ­ ду, которая могла бы постоять за честь соединения на общефлот ­ ских соревнованиях. В. КАЛИНИЧЕНКО. На поле вышли футболисты На стадионе главной базы сос ­ тоялась товарищеская встреча футбольной команды соединения где физруком лейтенант Морозов, с футбольной командой ПВО. Спортивную честь зенитчиков защищали: вратарь — красно ­ флотец Якушев, защита — сержант Ильюхин, старший краснофлотец Чапулин и младший сержант Лы* гый, полузащита — старший сер ­ жант Бескин (капитан команды) и краснофлотец Антрушин, нападе ­ ние — лейтенант Плотников, краснофлотец Саладин, сержант Кирпанев, старший краснофлотец Снарский и краснофлотец Исха ­ ков. В составе команды моряков иг ­ рали: вратарь — старший красно ­ флотец Ященко, защита — стар- шипа 2 статьи Опарин и старшин краснофлотец Макеев, полузащи ­ та — старший краснофлотец Ба- латаев, старшина 1 статьи Павлю_ ков и лейтенант Морозов (капитан команды), .нападение — старшина 2 статьи Татаринов, старшие кра ­ снофлотцы Крохмалев, Круглов, Шиллер и Хрулев. Зенитчики сразу же переходят в атаку, и вратарь сборной моря ­ ков вынужден был с первой же минуты вступить в игру. Игра шла в переменных атаках, мяч то и дело переходил с одного конца поля на другой. У команды моря ­ ков чувствуется большая несыг- ранность, игроки еще не умеют бить по воротам. Инициативу в игре взяли зенитчики. Следует одна за одной атака ворот моря ­ ков. Левый коай — « краснофлотец (По данным зарубежной печати) Г.ЧЧЧ\Ч* <ЛЛ>- Аягяяне <т суао ^ сстм — Ус/иштць Сшнилл а Я тосн * ГГнгр а гор частоты 975 НЗ ТрАНСфорЛ1А ГОА Г//////// - Линия ЯОСГ. ТОЛА ятрвлв гола -------------- -- -------------- ж- 4/7/Л? Я75ЛГ 1ООН1 а ______ В^Лр^нитгЛ ■ Г1 и/рвтог ЧЯГТОТЫ 9975П С '. «А**/.* Яре л '•••(< Обычный магнитный компас, установленный на корабле, под ­ вергается действию сил, наруша ­ ющих его нормальную работу вследствие качки, ударов волн о корпус корабля, вибрации от ра ­ боты машин, сотрясений при ар ­ тиллерийской стрельбе и т. д. Все эти явления особенно сильно ска ­ зываются на торпедных да и вооб ­ ще на всех быстроходных кате ­ рах. С увеличением скорости хода магнитная система (картушка) ком ­ паса начинает все сильнее ко ­ лебаться. Горизонтальность кар ­ тушки нарушается и на нее на ­ чинают действовать добавочные магнитные силы, которые ранее не сказывались. В результате у маг ­ нитного компаса, установленного на быстроходном катере, возникает весьма значительная механическая девиация, делающая пользование компасом практически невозмож- для уничтожения не ­ присущих магнитному установленному на Исхаков вырваяеХ вперед. Вра ­ тарь бросился навстречу Исхако ­ ву. Последовал удар, и мяч вкатился в незащищенные воро ­ та. Окрыленные первым успехом, зенитчики переходят в наступле ­ ния. Краснофлотец Саладин обво ­ дит защитников Опарина м Маке ­ ева м е хода бьет не воротам. Счет 2:0. За несколько минут до конца мерного тайма краснофлотец Исхаков увеличивает счет игры до 3,:0 в пользу зенитчиков. Почти кв вторую половину игры мяч находился на половине поля зенитчиков. Но защита зе ­ нитчиков наглухо закрыла свои ворота. Молодой вратарь Якушев хорошо берет все мячи. Наконец, сержант Ильпхкн сильным ударом посылает мяч на вторую половину поля, его принимает Саладин и устремляется вперед. Удар — я но­ вый мяч в воротах моряков. Так со счетом 4:0 и закончилась игра. Следует отметить, что команда зенитчиков вступает в сезон в хорошей спортивной форме, сыг ­ ранным и волевым коллективом. Ее нападение неутомимо. Футболь ­ ная команда, моряков, безусловно, слабее зенитчиков, но она в этом составе выступает первый раз. Хорошо играли краснофлотец Крохмалев, лейтенант Морозов и старшина 2 статьи Опарин. При систематической тренировке и при той напористости, какую показали футболисты команды моряков в < первой игре, команда будет непло ­ хо играть в последующих ипрах. А. АЛЕКСАНДРОВ. I, вым. Поэтому достатков, 1 компасу, быстроходном катере, американ ­ ской приборостроительной фир ­ мой «Пионер* в 1943 — 44 гг. был разработан новый тип компаса — индукционно-магнитный компас с гироскопической стабилизацией в горизонтальной плоскости чувст ­ вительного элемента, восприни ­ мающего к («чувствующего*) маг ­ нитное поле земли. Известно, что • земля представ ­ ляет собой магнит громадных раз ­ меров, магнитное поле которого может быть обнаружено с по ­ мощью подвешивания какой-либо намагниченной стрелки на нити за центр ее тяжести. Под действием магнитного поля земли эта стрел ­ ка расположится в плоскости маг ­ нитного меридиана. Угол между ■ плоскостью истинного (географи ­ ческого) меридиана и плоскостью магнитного меридиана называется склонением. Склонение может быть восточным и западным и должно строго учитываться при кораблевождении. В общем случае стрелка будет располагаться в магнитном поле земли не горизон ­ тально, а под некоторым углом к плоскости горизонта. Полная сила земного магнетизма может быть разложена на две составля ­ ющих — горизонтальную и верти ­ кальную. Горизонтальная состав ­ ляющая направляет стрелку ком ­ паса в магнитный меридиан; чем больше ее величина, тем лучше ра ­ ботает компас. Для того; чтобы избежать ко ­ лебаний чувствительного элемента компаса (например, картушки), не ­ обходимо удерживать его в гори ­ зонтальной плоскости так, чтобы качка и удары не влияли на него.; В индукционно-магнитном компа ­ се эта задача и решена при помо ­ щи гироскопа, представляющего собой быстро вращающееся тело, одним из свойств которого являет ­ ся сохранение направления вращения в пространстве. Индукционно-магнитный пас — сложный электрический бор, состоит из следующих глав ­ ных узлов: 1. Основной прибор. Он содер ­ жит ’ чувствительный элемент, ко ­ торый воспринимает магнитное поле земли н с помощью верти- ' кального гироскопа удерживается в горизонтальной плоскости. 2. Главный указатель. Он при ­ нимает и преобразует с помощью специального устройства «авто- сина» — сигнал, возникающий в чувствительном элементе основ ­ ного прибора при изменении кур ­ са катера. Кроме того, в главном указателе находится рабочий ре ­ версивный моторчик, поворачива ­ ющий стрелку указателя на угол, соответствующий величине изме ­ нения курса. Имеется также элек ­ трический датчик, механически связанный с оеверсивным мотор ­ чиком и передающий показания главного указателя на репитер. В главном указателе имеется и устройство для чисто механиче ­ ского уничтожения девиации. 3. Пятиламповый усилитель — служит распределительно-сило ­ вым узлом для всей электрической системы прибора. 4. Умформер — перерабатывает постоянный судовой ток напряже ­ нием 24 вольта в переменный ток напряжением 115 вольт и частотой 400 пер/сек. 5. Репитер — служит для пока ­ зания курса катера. Благодаря репитеру основной прибор может быть установлен в таком месте, где влияние кооа- бельного железа (корпус, воору ­ жение, механизмы) будет наимень­ шим и неизменным. Например, на катерах основной прибор устанавливается в трюме с деревянным корпусом ОСИ ком- прн- под палубой носового кубрика. Главный указатель мож ­ но устанавливать в каком-либо закрытом помещении, например, в рубке. Репитер ставится непосред ­ ственно у поста управления рулем. Чувствительный элемент основ ­ ного прибора не имеет никаких движущихся частей и подвешен в кардановом подвесе вместе с вер ­ тикальным гироскопом так, что он может только раскачиваться около продольной и поперечной осей ка ­ тера. Поворачиваться в горизон ­ тальной плоскости он может лишь вместе с катером при изменении курса. Чувствительный . элемент имеет форму равнобедренного треуголь ­ ника, специального намотаны обмотки из тонкой изолированной проволоки. Первичные обмотки питаются переменным током малого напря ­ жения от специального лампового генератора частоты 487,5 пер/сек в усилителе. Через определенные промежутки времени магнитное поле земли (горизонтальная сос ­ тавляющая) будет действовать на пластины чувствительного элемен ­ та и индуктировать во вторичных его обмотках весьма малые элек ­ тродвижущие силы, в общем слу ­ чае неравные между собой. Соот ­ ношение их будет всегда зави ­ сеть от положения сторон тре ­ угольника чувствительного эле ­ мента относительно магнитного меридиана, т. е., иначе говоря, от курса катера. При изменении кур ­ са это соотношение изменится, и в «авросине* (преобразователе) главного указателя, связанном электрически с обмотками чув ­ ствительного элемента, возникнет некоторый «сигнал». Этот «сигнал* усиливается в усилителе и нос ту - составленного из пластин сплава, на которые первичные и вторичные пает на одну из обмоток рабочего реверсивного моторчика, другая обмотка которого всегда питается переменным током, получаемым от лампового генератора 975 *пер/сек в усилителе. Моторчик зарабо ­ тает и будет поворачивать стрелку на курсовой шкале главного ум- ’ зателя, одновременно поворачивая через шестерни ротор «автосмна>, пока «сигнал* не пропадет. Мотор ­ чик остановится, и стрелка ока ­ жется на отсчете, соответствую ­ щем новому курсу катера. Во вре : Т мя работы моторчик будет также' вращать электрический датчик, передающий показания главного указателя на репитер. Механическое приспособление автоматически вводит в показа ­ ния главного указателя поправку на величину девяашп на даннол курсе, благодаря чего по шкале можно брать непосредственный от ­ счет магнитного курса, т. к. оста ­ точная девиация будет равна ну ­ лю. Можно и вручную ввести по ­ правку на склонение в районе пла ­ вания и получить на приборе ис ­ тинный курс. У индукционно-магнитного ком ­ паса специальный прибор дает воз ­ можность скомпенсировать девши цию до 0° на 24-х курсах (через каждые 15 градусов) на шварто ­ вых, что значительно экономит время, горючее и моторесурсы, не говоря уже о значительно больших удобствах работы. . Следует отметить, что при втор­ жении союзных войск в Норман ­ дию в 1944 году малые десантные группы высаживались на берег с катеров, оборудованных именно та ­ кими индукционно-магнитными ком ­ пасами, и это обеспечило в усло ­ виях плохой видимости точный вы ­ ход к намеченным пунктам. Источником питания компаса ’ служит катерная 24-вольтовая батарея. Полная потребляемая мощность — 90 ватт. Крены до 65- градусов на работу компаса нйи влияют, что дает возможность иметь устойчивые показания в лю ­ бую погоду. Цена деления шкал: у г<*?ного указателя 1 градус, у репитера 2 градуса. На циферблате репите ­ ра имеется курсовой индекс, кото ­ рый ставится вручную на требуе ­ мый отсчет, после чего катер раз ­ ворачивается до стрелки репитера с Точность отсчета указателю^ 0,25 градусов; по ре ­ питеру 4.0.5 градуса. Деления и стрелки приборов покрыты светя ­ щейся массой. Время приготовле ­ ния компаса к действию непродол ­ жительно. Пуск компаса в ход про ­ изводится за 25 — 30 минут до поль ­ зования им. Правила эксплоатацин компаса несложны, но требуют неуклонно ­ го их выполнения, ибо приборы ин­ дукционно-магнитного компаса яв ­ ляются сложными по устройству. Незначительная на первый взгляд причина, например, небольшое по-, вышение сопротивления в одной из жил соединительных кабелей, мо ­ жет вывести компас из строя. Раз ­ борка, сборка и регулировка при ­ боров компаса требует наличия до ­ вольно сложных регулировочные устройств и может производиться^ только высококвалифицированны ­ ми рабочими в базовых мастерских. Инженер-майор Л. ПЕВЗНЕР. * совмещения индексом, по главному

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz