Краснофлотец.1946 год. Июнь.
2 КРАСНОФЛОТЕЦ 13 июня 1946 г., № 136 (2522) На артиллерийских стрельбах ) , ■! с к»ррек'Нфевочя»го | Стреляли отлично Новый компас для катеров На-днях мы выполняли очеред ную стрельбу. К^ней мы готови лись упорно и всесторонне. Были проведены теоретические конферен ции по изучению материальной части оружия и боезапаса, а в орудийных расчетах командиры я опытные' старослужащие разобра ли, от чего возникают задержки и . как их устранить. Особенно много работал расчет •аряжания. Отрабатывая слажен ность в действиях, он тренировал ся на зарядном станке. Все номе ра стремились добиться, чтобы во время стрельбы не допускать ни одного лишнего движения, а рабо тать быстро и ’ четко. Перед стрельбой каждый краснофлотец и старшина еще раз проверили готовность материальной части. В назначенный день по сигналу боевой тревоги личный состав за нял места у орудий. Пристрелку стало вести орудие младшего сер жанта Пищальникова. Управляющий огнем старший лейтенант Литвинов передает батарее противника... поставить на залп! — голос командира ору- поста передают по- снарад ло- команда поста. — По снаряд.... слыишся дня. Расчет заряжания быстро 1 без суеты выполняет приказан». За рядный дешадаваег. — Товсь! . Младщий сержант Пжщальяг ков подает следующую команду: — Угломер... Квадрант... Наводчик быстро выполняет вомавду. Следует залп. С коррек тировочного правку. Следую: жятся в районе цели. Еще неболь шая поправка, и вое орудия друж но открывают огонь. Снаряды поднимают огромные столбы земли и дыма, лбжатся по цели. «Бата рея противника уничтожена». Поступает команда: — Дробь! Проведенным стрельбам комис сия дала высокую оценку. Старший краснофлотец А. КОТЛОВ. пгт. Гре з ля треСует тренировки ПГ.1; В нашем соединении проводи - Иись шлюпочные гонки/ Шлюпы, где старшиной был главный стар- а Крючок, получила на этих гонках самую низкую оценку. Загребной на шлюпке — видная фигура, а на этой шлюпке загребной старший краснофлотец Лобанов, когда дали старт, вес лом «ловил треску», отчего вся команда сразу сбилась с темпа, стала грести неправильно. Сам старшина сидел на шлюпке без всякого движения, не помогая гребцам. Шлюпочное дело требует к се бе повседневного внимания. Надо чаще устраивать учения и тре нировки. Этими учениями надо охватить всех краснофлотцев, чтобы потом из них отобрать сильную коман ду, которая могла бы постоять за честь соединения на общефлот ских соревнованиях. В. КАЛИНИЧЕНКО. На поле вышли футболисты На стадионе главной базы сос тоялась товарищеская встреча футбольной команды соединения где физруком лейтенант Морозов, с футбольной командой ПВО. Спортивную честь зенитчиков защищали: вратарь — красно флотец Якушев, защита — сержант Ильюхин, старший краснофлотец Чапулин и младший сержант Лы* гый, полузащита — старший сер жант Бескин (капитан команды) и краснофлотец Антрушин, нападе ние — лейтенант Плотников, краснофлотец Саладин, сержант Кирпанев, старший краснофлотец Снарский и краснофлотец Исха ков. В составе команды моряков иг рали: вратарь — старший красно флотец Ященко, защита — стар- шипа 2 статьи Опарин и старшин краснофлотец Макеев, полузащи та — старший краснофлотец Ба- латаев, старшина 1 статьи Павлю_ ков и лейтенант Морозов (капитан команды), .нападение — старшина 2 статьи Татаринов, старшие кра снофлотцы Крохмалев, Круглов, Шиллер и Хрулев. Зенитчики сразу же переходят в атаку, и вратарь сборной моря ков вынужден был с первой же минуты вступить в игру. Игра шла в переменных атаках, мяч то и дело переходил с одного конца поля на другой. У команды моря ков чувствуется большая несыг- ранность, игроки еще не умеют бить по воротам. Инициативу в игре взяли зенитчики. Следует одна за одной атака ворот моря ков. Левый коай — « краснофлотец (По данным зарубежной печати) Г.ЧЧЧ\Ч* <ЛЛ>- Аягяяне <т суао ^ сстм — Ус/иштць Сшнилл а Я тосн * ГГнгр а гор частоты 975 НЗ ТрАНСфорЛ1А ГОА Г//////// - Линия ЯОСГ. ТОЛА ятрвлв гола -------------- -- -------------- ж- 4/7/Л? Я75ЛГ 1ООН1 а ______ В^Лр^нитгЛ ■ Г1 и/рвтог ЧЯГТОТЫ 9975П С '. «А**/.* Яре л '•••(< Обычный магнитный компас, установленный на корабле, под вергается действию сил, наруша ющих его нормальную работу вследствие качки, ударов волн о корпус корабля, вибрации от ра боты машин, сотрясений при ар тиллерийской стрельбе и т. д. Все эти явления особенно сильно ска зываются на торпедных да и вооб ще на всех быстроходных кате рах. С увеличением скорости хода магнитная система (картушка) ком паса начинает все сильнее ко лебаться. Горизонтальность кар тушки нарушается и на нее на чинают действовать добавочные магнитные силы, которые ранее не сказывались. В результате у маг нитного компаса, установленного на быстроходном катере, возникает весьма значительная механическая девиация, делающая пользование компасом практически невозмож- для уничтожения не присущих магнитному установленному на Исхаков вырваяеХ вперед. Вра тарь бросился навстречу Исхако ву. Последовал удар, и мяч вкатился в незащищенные воро та. Окрыленные первым успехом, зенитчики переходят в наступле ния. Краснофлотец Саладин обво дит защитников Опарина м Маке ева м е хода бьет не воротам. Счет 2:0. За несколько минут до конца мерного тайма краснофлотец Исхаков увеличивает счет игры до 3,:0 в пользу зенитчиков. Почти кв вторую половину игры мяч находился на половине поля зенитчиков. Но защита зе нитчиков наглухо закрыла свои ворота. Молодой вратарь Якушев хорошо берет все мячи. Наконец, сержант Ильпхкн сильным ударом посылает мяч на вторую половину поля, его принимает Саладин и устремляется вперед. Удар — я но вый мяч в воротах моряков. Так со счетом 4:0 и закончилась игра. Следует отметить, что команда зенитчиков вступает в сезон в хорошей спортивной форме, сыг ранным и волевым коллективом. Ее нападение неутомимо. Футболь ная команда, моряков, безусловно, слабее зенитчиков, но она в этом составе выступает первый раз. Хорошо играли краснофлотец Крохмалев, лейтенант Морозов и старшина 2 статьи Опарин. При систематической тренировке и при той напористости, какую показали футболисты команды моряков в < первой игре, команда будет непло хо играть в последующих ипрах. А. АЛЕКСАНДРОВ. I, вым. Поэтому достатков, 1 компасу, быстроходном катере, американ ской приборостроительной фир мой «Пионер* в 1943 — 44 гг. был разработан новый тип компаса — индукционно-магнитный компас с гироскопической стабилизацией в горизонтальной плоскости чувст вительного элемента, восприни мающего к («чувствующего*) маг нитное поле земли. Известно, что • земля представ ляет собой магнит громадных раз меров, магнитное поле которого может быть обнаружено с по мощью подвешивания какой-либо намагниченной стрелки на нити за центр ее тяжести. Под действием магнитного поля земли эта стрел ка расположится в плоскости маг нитного меридиана. Угол между ■ плоскостью истинного (географи ческого) меридиана и плоскостью магнитного меридиана называется склонением. Склонение может быть восточным и западным и должно строго учитываться при кораблевождении. В общем случае стрелка будет располагаться в магнитном поле земли не горизон тально, а под некоторым углом к плоскости горизонта. Полная сила земного магнетизма может быть разложена на две составля ющих — горизонтальную и верти кальную. Горизонтальная состав ляющая направляет стрелку ком паса в магнитный меридиан; чем больше ее величина, тем лучше ра ботает компас. Для того; чтобы избежать ко лебаний чувствительного элемента компаса (например, картушки), не обходимо удерживать его в гори зонтальной плоскости так, чтобы качка и удары не влияли на него.; В индукционно-магнитном компа се эта задача и решена при помо щи гироскопа, представляющего собой быстро вращающееся тело, одним из свойств которого являет ся сохранение направления вращения в пространстве. Индукционно-магнитный пас — сложный электрический бор, состоит из следующих глав ных узлов: 1. Основной прибор. Он содер жит ’ чувствительный элемент, ко торый воспринимает магнитное поле земли н с помощью верти- ' кального гироскопа удерживается в горизонтальной плоскости. 2. Главный указатель. Он при нимает и преобразует с помощью специального устройства «авто- сина» — сигнал, возникающий в чувствительном элементе основ ного прибора при изменении кур са катера. Кроме того, в главном указателе находится рабочий ре версивный моторчик, поворачива ющий стрелку указателя на угол, соответствующий величине изме нения курса. Имеется также элек трический датчик, механически связанный с оеверсивным мотор чиком и передающий показания главного указателя на репитер. В главном указателе имеется и устройство для чисто механиче ского уничтожения девиации. 3. Пятиламповый усилитель — служит распределительно-сило вым узлом для всей электрической системы прибора. 4. Умформер — перерабатывает постоянный судовой ток напряже нием 24 вольта в переменный ток напряжением 115 вольт и частотой 400 пер/сек. 5. Репитер — служит для пока зания курса катера. Благодаря репитеру основной прибор может быть установлен в таком месте, где влияние кооа- бельного железа (корпус, воору жение, механизмы) будет наимень шим и неизменным. Например, на катерах основной прибор устанавливается в трюме с деревянным корпусом ОСИ ком- прн- под палубой носового кубрика. Главный указатель мож но устанавливать в каком-либо закрытом помещении, например, в рубке. Репитер ставится непосред ственно у поста управления рулем. Чувствительный элемент основ ного прибора не имеет никаких движущихся частей и подвешен в кардановом подвесе вместе с вер тикальным гироскопом так, что он может только раскачиваться около продольной и поперечной осей ка тера. Поворачиваться в горизон тальной плоскости он может лишь вместе с катером при изменении курса. Чувствительный . элемент имеет форму равнобедренного треуголь ника, специального намотаны обмотки из тонкой изолированной проволоки. Первичные обмотки питаются переменным током малого напря жения от специального лампового генератора частоты 487,5 пер/сек в усилителе. Через определенные промежутки времени магнитное поле земли (горизонтальная сос тавляющая) будет действовать на пластины чувствительного элемен та и индуктировать во вторичных его обмотках весьма малые элек тродвижущие силы, в общем слу чае неравные между собой. Соот ношение их будет всегда зави сеть от положения сторон тре угольника чувствительного эле мента относительно магнитного меридиана, т. е., иначе говоря, от курса катера. При изменении кур са это соотношение изменится, и в «авросине* (преобразователе) главного указателя, связанном электрически с обмотками чув ствительного элемента, возникнет некоторый «сигнал». Этот «сигнал* усиливается в усилителе и нос ту - составленного из пластин сплава, на которые первичные и вторичные пает на одну из обмоток рабочего реверсивного моторчика, другая обмотка которого всегда питается переменным током, получаемым от лампового генератора 975 *пер/сек в усилителе. Моторчик зарабо тает и будет поворачивать стрелку на курсовой шкале главного ум- ’ зателя, одновременно поворачивая через шестерни ротор «автосмна>, пока «сигнал* не пропадет. Мотор чик остановится, и стрелка ока жется на отсчете, соответствую щем новому курсу катера. Во вре : Т мя работы моторчик будет также' вращать электрический датчик, передающий показания главного указателя на репитер. Механическое приспособление автоматически вводит в показа ния главного указателя поправку на величину девяашп на даннол курсе, благодаря чего по шкале можно брать непосредственный от счет магнитного курса, т. к. оста точная девиация будет равна ну лю. Можно и вручную ввести по правку на склонение в районе пла вания и получить на приборе ис тинный курс. У индукционно-магнитного ком паса специальный прибор дает воз можность скомпенсировать девши цию до 0° на 24-х курсах (через каждые 15 градусов) на шварто вых, что значительно экономит время, горючее и моторесурсы, не говоря уже о значительно больших удобствах работы. . Следует отметить, что при втор жении союзных войск в Норман дию в 1944 году малые десантные группы высаживались на берег с катеров, оборудованных именно та кими индукционно-магнитными ком пасами, и это обеспечило в усло виях плохой видимости точный вы ход к намеченным пунктам. Источником питания компаса ’ служит катерная 24-вольтовая батарея. Полная потребляемая мощность — 90 ватт. Крены до 65- градусов на работу компаса нйи влияют, что дает возможность иметь устойчивые показания в лю бую погоду. Цена деления шкал: у г<*?ного указателя 1 градус, у репитера 2 градуса. На циферблате репите ра имеется курсовой индекс, кото рый ставится вручную на требуе мый отсчет, после чего катер раз ворачивается до стрелки репитера с Точность отсчета указателю^ 0,25 градусов; по ре питеру 4.0.5 градуса. Деления и стрелки приборов покрыты светя щейся массой. Время приготовле ния компаса к действию непродол жительно. Пуск компаса в ход про изводится за 25 — 30 минут до поль зования им. Правила эксплоатацин компаса несложны, но требуют неуклонно го их выполнения, ибо приборы ин дукционно-магнитного компаса яв ляются сложными по устройству. Незначительная на первый взгляд причина, например, небольшое по-, вышение сопротивления в одной из жил соединительных кабелей, мо жет вывести компас из строя. Раз борка, сборка и регулировка при боров компаса требует наличия до вольно сложных регулировочные устройств и может производиться^ только высококвалифицированны ми рабочими в базовых мастерских. Инженер-майор Л. ПЕВЗНЕР. * совмещения индексом, по главному
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz