Краснофлотец.1946 год. Июнь.
9 июня 1946 г., № 13? (25191 КРАСНОФЛОТЕЦ т ! Беседы о Севере я Краснофлотцы-подводники в часы досуга. Старший краснофлотец М. Богатырь читает друзьям книгу А. Степанова «Порт-Артур». ; _______ Фото Л. Огурцова. ~ — - ■■ — ■ ■' - . .. „ 1 ПРОПАГАНДА ПЯТИЛЕТКИ В ДЕЙСТВИИ 9 В Н-ском подразделении недавно | поручила коммунисту Мореву про- состоялась беседа о развитии сель* ского хозяйства. Было зачитано письмо из колхоза, присланное краснофлотцу Касаткину. В пись ме рассказывалось о том, как включился колхоз в новую ста линскую пятилетку. Изучение пятнлетнего плана партийная организация сочетает с непосредственным выполнением чтобы усовершенствовать их • и достигнуть экономии горючего. Спустя некоторое время эта зада ча была решена успешно. Выросли в подразделении и но вые отличники. Значком «Отлич ник Военно-Морского Флота» наг раждено более 20 человек. Старший лейтенант А. ГРИГОРЬЕВ. вести среди них разъяснительную работу. Морев рассказал шоферам о значении экономии горючего в народном хозяйстве и дал ряд дельных советов шоферам в их ра боте. После беседы коммуниста Мо- | рева шоферы Прозоров и Сатулин ли отремонтировать машины Иг III; задач подразделения. Коммунисты воспитывают у краснофлотцев чувства ответственности за сбере жение военного имущества, при учают к правильному использо ванию техники и материалов. Например, когда выяснилось, что шоферы Прозоров и Сатулин ежемесячно допускали перерасход бензина,* партийная организация АДМИРАЛ СЕНЯВ1 Л* Недавно вышел роман Льва Ру бинштейна «Адмирал Сенявин», посвященный жизни и боевой дея тельности выдающегося русского флотородца и замечательного вос питателя матросов и офицеров. Ав тор осветил наиболее интересный период деятельности Сенявина -77 пребывание его эскадры в Среди земном море в 1806 — 1807 гг. во время войны с Наполеоном и Тур цией. Русские не раз приходили и ра нее в Средиземное море. Они ока зывали братскую помощь южно - славянским народам в их освобо дительной борьбе против инозем ного ига. Балтийские моряки под флагом Спиридова разбили турок при Чесме; Черноморская эскадра Ушакова освободила от французов Ионические острова. В этих же во дах пришлось действовать и эс кадре Сенявина. «До России тыся ча верст, — говорит Сенявин. — Мы на глазах всего мира. Сотни тысяч людей смотрят на нас». В романе рассказывается, как в лице Сенявина и его сподвижни ков черногорцы, сербы и греки на шли бескорыстных друзей и защит ников, представителей великой братской России. Жители Ионических островов с восторгом встречали русских вои нов. Когда эскадра прибыла в Ка- тарро, все улицы города были за полнены толпами народа. — Живела Руссия! Живела Мо сква! — раздавалось повсюду. Островитяне хорошо помнили адмирала Ушакова. С приходом эскадры Сенявина, они вновь взя лись за оружие и вместе с русски ми выступили на борьбу с неприя телем. Славянское население При морской области снарядило для Сенявина 30 небольших военных судов. Продолжатель боевых традиций Петра I и Ушакова, Сенявин был представителем тактики решитель ного наступления. «Наша цель, — говорил он на одном совещании офицеров, — не мимо врага прохо дя. трепать ему издали снасти, а напасть, ударить, разбить и до бить!» Высо?аа1 наступательным 1 ) I /духом была проникнута вся боевая подготовка эскадры. Сенявин был уверен в своих подчиненных. Го товясь к бою с турецким флотом, Сенявин отдал свой знаменитый приказ, в котором говорилось: «...Если неприятель под парусами, бить по мачтам, если же на якоре, то по корпусу... С кем начато сра жение, с тем и кончать или потоп лением или покорением неприя тельского корабля. Как по множе ству непредвиденных случайностей невозможно сделать на каждый положительных наставлений, я не распространяю оных более; на деюсь. что каждый сын отечества почтятся выполнить долг < вой славным образом». Образы офицеров Куборского и Денисьевского, боцмана Афанась- < ева, матроса «дяди Якова», юнги Горбачева я других русских -моря ков встают перед читателями, как живые герои славного прошлого русского флота. Когда лейтенант Денисьевский был тяжело ранен (ему оторвало левую ногу), он про должал руководить боем. «Не ро- I бейте, ребята, потрудитесь для русской славы!» матросов. Сражение закончилось полным поражением турецкого флота. Про тивник потерял 3 линейных кораб ля и 5 фрегатов. В боевую лето пись русского флота была вписана новая славная страница. Пребыва ние русских моряков в Средизем ном море оставило глубокий след. Об Ушакове и Сенявине склады вал народ песни и легенды. Они передавались из поколения в по коление. «Тысяча лет пройдет, все равно не забудут. Ходили мы за тридевять морей не за золотом, не за живым товаром, а за правдой», — говорит один из героев романа боцман Афанасьев. Новая книга о Дмитрие Нико лаевиче Сенявине в увлекательной художественной форме изображает едкого нз выдающихся военных деятелей России. Ее с интересом прочтут маши офицеры, старшины и краснофлотцы- И. МАЗУНИН. призывал он Первые На скалах, у подножья которых грохотом разбиваются воды су- с рового Полярного моря — большие деревянные знаки — кресты, по черневшие от времени. Такие зна ки-кресты, сооруженные из плав ника, можно встретить на Мур манском берегу и на Новой Земле, и на Колгуеве и Вайгаче, и на Пе чорском берегу и даже на Шпиц бергене. Одни из них были соору жены в качестве мореходных зна ков в те далекие времена, когда еще не было маяков; другие — память суровых зимовок, во время которых болезни, холод и голод собирали свою обильную жатву среди потерпевших бедствие и за зимовавших на чужой стороне мо реплавателей — русских поморов. Уже сотни лет тому назад иностранные мореплаватели, от важно пустившиеся в далекий путь в неизвестные края в неве домое море в поисках кратчайшей дороги в Индию, Китай, с удивле нием обнаруживали эти знаки на берегах Полярного моря. . В летописи Нестора под 1095 годом сообщается, что новгородцы ходили за данью в Печору и Югру (область Нижней Оби). В 1187 году Печора и Югра представляли собой уже новгородскую коло нию — «Волость». В одной из нов городских грамот, относящейся к 1137 году, упоминаются местности/ недалеко отстоящие от Холмогор. Новгородцы добирались до моря по рекам и волокам, разъезжали вдоль морских берегов на лод ках — «ушкуях». На Север шли наиболее отваж ные люди. Они создавали поселе ния на Мурманских берегах, на берегах Белого моря, занимались промыслами, ходили далеко в море на утлых ладьях ловить рыбу, от правлялись к Груманту (Шпиц берген) промышлять рыбу и бить морского зверя, шли торговать на восток к устью великих сибирских рек — Оби и Енисея. История не сохранила нам имена отважных сынов русского народа, героев-мореходцев, отважно про ложивших первые пути в Сту деном море. До нас дошли скуд ные сведения лишь о плаваниях более позднего времени. Но и эти скудные сведения — яркое свиде тельство того, что Баренцово море. Полярное море с большим правом может именоваться Русским морем. Когда Стефан Барроу в 1556 году в -поисках северного пути в Китай и Индию зашел в Кольский ^алив, то обнаружил здесь ^ного русских судов. Барроу записал в своем дневнике: «Наше судно по сетили русские со многих стоящих здесь судов и сообщили нам, что их целью был также Север, для боя моржей и ловли лосося... Во время нашей стоянки мы ежеднев но видели много людей, плыву щих вниз. Команда каждой со стояла по меньшей мере из 24 че ловек». А спустя некоторое время, достигнув первым из иностранцев берегов Новой Земли, он встретил здесь несколько русских промыс ловых судов, кормщики которых сообщили ему интересовавшие его сведения о пути в устье Оби. Баренц в своей экспедиции 1594 — 97 гг. не раз встречал у бе регов Новой Земли, у Тиманского берега, у Югорского шара русские суда и зимовки и знаки-кресты на этих берегах. Оказалось, что, как это значилось в одном доку менте, относящемся еще к 1584 году, «холмогорцы ездят на Но вую Землю ежегодно». Русский кормщик Лошаков говсрил УПОМЯ- ’ нутому выше Барроу, что на Новой Земле есть высокие горы. А италь янский писатель Мавро Урбино, живший в начале XVII века, пи сал: «Русские, плавающие по Се верному морю, открыли около 107 лет тому назад остров, дотоле не известный, обитаемый славянским народом и подверженный вечной стуже. Он превосходит величи ною остров Кипр и показывается на картах под названием Новая Земля». Задолго до того, как Баренц достиг самой северной оконечно сти Новой Земли, русские поморы посещали ее и дали свое назва ние этому месту, наименовав его мысом «Доходы» — «далее сего I носа, от которого начинаются во- ’ I < I сточные берега Новой Земли, про мышленники в Карское море за промыслом зверей не ездят по причине множества переносных льдов». Мыс, около которого зи мовал Баренц, был хорошо из вестен мезенским поморам, имено вавшим его «Спорый Наволок». Двести с лишним лет тому назад русский помор олончанин Савва Лошкин первым обошел на суденышке кругом всей Новой Земли, причем две зимы провел на ее восточном берегу. Его путем только ПО лет спустя прошел норвежец Иоганненсен. В 1619 году московское прави тельство запретило всякую мор скую торговлю Поморья с Обским краем. Но с прекращением торго вого мореплавания по Карскому морю чисто промысловые плавания не прекратились, а продолжались. Так, в одном историческом доку менте за 1647 год сообщается, что «с Новой Земли с кожею и салом моржовым и б костью рыбья зубу, на Колмогоры и Двинский уезд торговых и промышленных людей в приезде осенью было много». В 1690 году 15 поморов во главе с кормщиком Родионом Ивановым, отправившиеся на поиски морско го зверя, потерпели крушение у Шараповых кошек (западный берег полуострова Ямал). Налетевшим штормом судно было разбито. За зимовавшая на Ямале команда бы ла спасена в следующем году другим промысловым судном; из 15 человек оставалось только че тыре цынги. Федор Рахманов, из Мезе ни, во второй половине XVIII века' 26 раз зимовал на Новой Зем ле, 6 раз — на Шпицбергене и 5 лет «препроводил в Сибири для та мошнего мореплавания из реки Енисея». Свидетельством многочисленных плаваний наших моряков-поморов на Запад служит ряд русских на званий многих фиордов, мысов, в том числе Мурманский нос (ныне Нордкап), населенных тшктоя — становищ в Северной Норвегии и рек. Что морской путь из Белого моря в Западную Европу был русскими освоен уже давно, видно из того, что «государев дьяк» Истома, отправляясь в 1496 году в качестве посла в Данию, избрал путь вдоль Мурманского берега. Опасаясь русских удальцов-море ходов, норвежцы уже в 1307 году ца крайнем севере Норвегии вы строили крепость Вардехуз (те перешний Варде), называвшийся моряками-поморами Варгаевым. Но русские суда плавали в те далекие времена не только вдоль побережья. Они отважно шли в открытое море, на север — и это одна из самых блестящих страниц в истории русского мореплавания. Первые смутные сведения о Шпицбергене известны из старин ных скандинавских и сказаний о подвигах Случайно занесенные в высокие широты одной из мощных ветвей теплого Атлантического течения (Гольфстрима) и потом с трудом добравшиеся обратно домой, ви кинги доставили смутные, туман ные указания на существование к северу от Европы «Холодного края» — Свальбарда, что на древне-исландском языке и значит «холодный край». По мнению из вестного Полярного исследователя Фритьофа Нансена, Свальбард — это Шпицберген. Первые более достоверные сведения о нем до ставила голландская экспедиция Рийпа и ван-Гемскерка в 1596 году. Географы и мореплаватели того времени считали, что Шпиц берген соединяется на Севере с Гренландией, потому часто Шпиц берген и называли Гренландией. Под последним, несколько иска женным названием он и был изве стен русским поморам-морякам. «Грумант» — так они называли его: 4 «Грумант, батюшко, грозен, Кругом льдами окружен И горами обвышен...» Трудно установить точно, когда именно скрыли русские поморы- моряки путь на Грумант, но досто верно одно, что они хорошо зшли 1 остальные умерли от исландских викингов. в ими там из- станы, а также кресты и его еще тогда, когда ни один ев* ропейский моряк не знал туда дороги. Еще за 20 лет до голланд* ской экспедиции, в 1576 год>, дат* ский король Фридрих II писа4 некоему Людвигу Мунку в Варде, приказывая ему войти в сноздениР с русским кормщиком Павлом Ни*- шицем, проживающим в Коле ■ ежегодно плавающим на Грумант.* чтобы получить от него необходи мые сведения о пути на Шпицбер ген. О многократных пребываниях на Шпицбергене наших моряков по моров свидетельствуют многочис ленные оставленные бы могилы. Долг и тяжел быть путь на Грумант, тяжела была и жизнь на его суровых берегах, но смель* чаков не страшили Многие погибали здесь, это не останавливало Иван Старостин, один известных на Шпицбергене рус ских поморов, провел на нем 32 зимовки и умер в Гринхарбурге» где и похоронен. Его имя ноет южный входной мыс в Ансфиорде. В 1743 году из Мезени на Шпицберген вышло русское про мысловое судно. Неблагоприятные ветры прибили судно к острову Эдж (в юго-восточной частя Шпицбергена), где оно и было за- 1 терто льдами. Поморы решил зазимовать и отправили на бере^ четырех человек — кормщика Алек-» сея Химкова, его сына Ивана, 1 Степана Шарапова и Федора Ве ригина на поиски избы, находив шейся, по их данным, поблизости. Когда четыре помора, найдя избу, утром отправились на корабль, то «пришед на место, где они вышли на берег, они увидели только от верстое море и совсем не нашли льду, которым оно накануне по крыто было, но к самому бол» шо 4 му своему е несчастью, не увидели я судна. Думать можно, что стес нявшие льднны разломались н. с стремлением наперши, разрушили его, или умчали его в пространное море». У поморов было с собой только ружье, двенадцать пуль , немного пороха, топор, маленький котелок, ножик; 20 фунтов муки, огниво и трут. Оставшись, таким образом, без теплой одежды, без запасов пищи, без топлива, четы ре помора не пали духом. Они со- 1 орудили лук из принесенного мо рем елового корня, натянули на него тетиву из жил убитого имя белого медведя, сшили теплую одежду из шкур диких оленей я песцов, употребив вместо ниток жилы оленей и иглы, сделанные из гвоздей, найденных в плавнике. Чтобы предохранить себя от цып* ги, они пили теплую оленью кровь. Ведя жизнь настоящих арктиче ских робинэонов, они прожили на Шпицбергене 6 лет и 3 месяца, пока случайно зашедшее с$дно не захватило их с собой и не доста- трудностям однако поморов, нз самых вило на родину. Так на небольших гребных беспалубных ладьях, шняках, кочах, гационных приборов, ориентируясь только по звездам, без карт, е примитивным снаряжением, русские моряки сумели исходить Полярное море, вдоль и поперек освоить его еще в те отдаленные времена, ког* да западно-европейские страны, пробавлялись мифическими, сведениями о странах, где живут, ноцефалы» (люди с головами), где нет никакой расти тельности и господствует глубокий мрак, лед, ужасный холод, где вообще «край света». _ Смелые плавания русских по* - моров всеобщую дань уважения, хищения мужеством ших предков — мореходов. Это уважение запечатлено на геогра* фнческих картах в виде наимено ваний бухт, мысов, островов, зали вов. Это признание выражалось в том, что моряки-поморы приглаша лись иностранцами-корабельщика ми в качестве проводников н лоц манов при плаваниях в северных водах, в том, что поморы быта учителями иностранцев в промыс-1 ловом деле Севера. в. коа^ЛЕВ. парусно* судах — без нави- . только полу* фантастическнми «гиперборейских» якобы, «кн- собачьнмй вызывали я вызывают вое- ’ и удивления перед я искусством на*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz