Краснофлотец.1946 год. Июнь.
2 9 июня 1948 г., № 133 (211*) Школа боевого опыта и других бывалых мо- Горнвст корабля <Н> играет за хождение проходящему эсминцу. Фото Л. Огурцова. сделали свои доклады командиры отделении Технические конференции в соединении торпедных катеров Недавно в нашем подразделении проходили технические конферен ции мотористов и пулеметчиков по устройству и эксплоатации боевой техники. Подобные конференции у нас проводятся не впервые. Нэ ранее большинство участников составляли молодые краснофлот цы, только что пришедшие слу жить на торпедные катера. Они имели слабое представление о тех нике, не обладали опытом ее эк сплоатации. Поэтому они почти не принимали участия в выступ лениях, а были только слушате лями. Все же конференции сыгра ли свою роль — они вызвали у новичков большой интерес к тех нике. В напряженной боевой учебе и частых выходах в море красно флотцы практически закрепляли свои познания и накапливали опыт использования техники. И вот снова по инициативе партийной и комсомольской орга низаций решено было провести техконференции. Руководство под готовкой и проведением техкон ференции мотористов взял на себя старший лейтенант Харников, я техконференции пулеметчиков — старшина 1 статьи Порошков. Активную помощь им оказали коммунисты и комсомольцы мото ристы Балицкий, Пепеляев, Турковский, Позднячкии и пу леметчики Морозов и Ннзовцев. Они подготовили наглядные и тех нические пособия, проводили за нятия и технические консульта ции, помогали готовиться доклад чикам и выступающим. Тщательная и вдумчивая под готовка дала положительные ре зультаты как у мотористов, так ля. и у пулеметчиков. Конференция прошли оживленно, интересно и принесли большую пользу. Почти ' показали, что они являются хоро вое доклады и содоклады были сделаны глубоко, содержательно. Очень интересно построил и сделал свой доклад командир от деления Балицкий. Он говорил на тему — «Неисправности двигате- Как-то в воскресенье на-баке между молодыми краснофлотцами разгорелся спор о сообразительно сти. Многие отстаивали мнение, что изобретательность, находчи вость — качества врожденные и лишь немногие ими обладают. К спору прислушался бывалый ко мендор старшина 1 статьи Григо рий Горынин. — Нет, — сказал он. — Если ты хорошо знаешь свое дело, лю бишь его, то и смекалистым бу- дешь. Краснофлотцы притихли, рас селись на бахе вокруг старшины, зная, что он зря слов не тратит... — Есть у меня друг Василий Лосев, недавно демобилизовался по ранению. Вместе призывались в Мончегорске, вместе служили на миноносце: он — вестовым, а я — артиллеристоя. Коща немцы стали рваться к Мурманску, ля, способы их устранения и пре дупреждения». Докладчик и сам имел большой опыт в эксплоата ции мотора, но он этим не огра ничился, а позаимствовал и обоб щил опыт тористов. Удачно молодые Урицкий на тему — «Общее уст ройство' и тактико - технические данные двигателя» и Смыслов — «Устройство реверс-муфты». На техконференции пулеметчи ков с докладом «Назначение и об щее устройство пулемета» высту пил участник многих боев стар шина 2 статьи Ннзовцев. Стар шина 2 статьи Морозов сделал содержательный доклад «Задерж ки, способы их устранения и пре дупреждения». Эти два доклада, построенные целиком на опыте войны, вызвали живейший интерес у слушателей. Выступили с докладами моло дые пулеметчики Егорычев, Кру пин, Токарев и Кузовков. Крас нофлотцу Егорычеву после того, как он рассказал о назначении, устройстве и взаимодействии ча стей затвора пулемета, было пред ложено рассказать о правилах стрельбы по зениту. На этот воп рос он дал исчерпывающий ответ. Но были на конференции и не достатки. Некоторые докладчики слабо подготовились к своим вы ступлениям. Так, старшина 2 статьи Келешеико был но подго товлен и сделал свой доклад вяло, сухо, бессодержательно. Красно флотец Шелепов после своего док лада не смог ответить даже на са мые простые вопросы руководнте- Все же, несмотря на эти недо статки, технические конференция I шим средством пропаганды боево го опыта и содействуют повыпп- нию военных знаний специали стов. Старшина 1 статьи И. КУЗНЕЦОВ. мы вместе подали рапорты. И вместе оказались на зенитной ба тарее. — Летят фашистские стервят ники — мы их огоньком встреча ем, свинцом потчуем. Все шло, как положено на войне. Василий спер, ва был подносчиком снарядов, а г. после стал наводчиком, потому что был серьезным и пытливым ма лым. — Прожили три месяца. С Ва силием что-то непонятнее стало твориться. Шутит, анекдотами сыплет, о себе небылицы плетет, одна другой забавнее и героичнее. Как-то раз начал рассказывать о том, как его волной с юта слиз нуло, как на него напали каша лоты, а он от них бритвенным но жичком защищался: чик! — и дух воя из кашалота! От хохота стопки землянки тряслись. Терпе жу моего больше ие стало — вы зываю его наружу. Нпг,». Готовив ; кадры для теодолитны! меток Успех траления во многом за висит от организации работы на береговых теодолитных точках, которые призваны в любое время суток давать точные определения для тралящих кораблей. У нас была создала специ альная группа для подготовки наблюдателей. В нее были отоб раны лучшие, наиболее под готовленные краснофлотцы и старшины. Не теряя времени, эта группа сразу же приступила к изучению новой специальности. Краснофлотцы и старшины чув ствовали, что успех траления во многом будет зависеть от того, на сколько тверды и глубоки будут их познания, и поэтому учились старательно и с большой охотой. За короткий срок они полностью усвоили программу я едали ев с отличными оценками. Особенно своими знаниями выделились старшина 2 статьи Еременко, старшие краснофлотцы Перов и Саломатин,- краснофлотец Камаев. Е. УРВДНИКОВ. 1ШЕ — Брось, говорю, эти глупые шутки! — А кто тебя неволит слу шать? — смеется Василий. — Матросская честь, — гово рю, — зазорно перед батареей. Какой наказ нам дали корабель ные друзья? Забыл? Гляжу, Лосев помрачнел, рукой показывает вокруг — ва скалы в снежных вихрях и говорит: — Я, может быть, от тоски. Тес но. Душе негде разбежаться. Ду мал, на штыки с немцем схвачусь. А тут?... Только трех летучих фа шистов сбили. Нет — отвеча ет Василий, — с шуткой сподруч ней. — Тогда на себя пеняй, — го ворю я, — на миноносец напишу. Только успел это я вымолвить, вдруг — ры-р-р-р... Выглянул из-за сопки — самолет, на плос костях — кресты черные. Над самыми нашими шапками промель кнул, на высоте нескольких мет ров, и скрылся за горой. На бата рее и тревоги не успели сыграть. На другой день была сыграна бое вая тревога. Ко как п стреляли наши орудия — немецкий развед' чик остался ненаказанным. Да и как сшибешь его? Мелькнет чер ной молнией в «мертвом простран СИГНАЛЬЩИКАМ ТЕПЛО И УЮТНО... Когда сигнальщику корабля, стоящего у второго причала, тре буется передать семафор на ко рабль, находящийся у третьего причала, он никак не может сде лать это, минуя сигнальный пост, обслуживающий рейд. Однако краснофлотцы поста слишком пло хо исполняют свои служебные обязанности. На вызов сигналь щика корабля пост обычно отве чает быстро. Но, как только пере даешь слово «по линии», пост прекращает прием и любезно от вечает: — Друг, передай семафор по телефону. Я третьего причала не вижу. Сигнальщик корабля, получив такой ответ с поста, прекращает передачу и начинает искать дру гие пути и средства для того, что бы выполнить приказ начальника. Но в самом ли деле не виден причал и для сигнальщиков по ста? Оказывается, виден и очень даже хорошо, потому что пост стве» — и нет его, уже за сопкой. И так каждый день над одними и теми же местами стал летать стер вятник. Однажды, наклонив ма шину, летчик показал кулак — рожа з рыжей щетине нахальная. А в другой раз пулеметной оче редью задело ногу одному батарей цу. Для нашего артиллерийского самолюбия это было в высшей сте пени оскорбительно. К тому же, у нас с Лосевым еще было матрос ское самолюбие. То и дело по те лефону к .нам приказы — сбить разведчика. Да мы и сами всей душой желали этого. Но как? Ду маем, изощряемся в сметливости, пробуем придуманное в поединке с фрицем — 'ничего не получает ся! Опять думаем... — По совести признаться, я чуть-чуть растерялся от сложив шихся обстоятельств. А Васи лий — не тут-то было! Еще хле ще остроумничает. Надо сказать, что я после этого разговора не подходил к Василию. Но замечал, с каким вниманием он изучал артиллерийские книги, по собия, взбирался но сугр-нам на сопку, что то прикидывал. «11аи-| расположен как раз на вершине возвышенности, разделяющей при чалы. Да и как рейдовому посту не видать рейда! Для того он . и существует, чтобы обслуживать связью корабли, стоящие на рейде. К тому же, помимо семафора и све то-сигнальных фонарей, в распо ряжении сигнальщиков поста име ются и другие средства связи. Дело, оказывается, не в том, что сигнальщикам поста невозможно связаться с третьим причалом, а в другом — нежелании обслужи вать боевые корабли. Вахтенные* сигнальщики поста обычно сидят в застекленной рубке и оттуда вершат все дела. Тепло и уютно, никакие непогоды им пе страшны. Сигнальщики рейдового поста нерадиво относятся к порученному им делу. Хуже того, они вовсе не используют для связи имеющиеся у них в распоряжении техниче ские средства, потому что плохо як изучили. Старшина 2 статьи А. МАЛЫШЕННО. расно малый тужится», — дума лось мне. — Ходил я и на сопку, над ко торой пролетал самолет, и также рассчитывал. На пятый день я придумал. А вое началось с того, ~ что вспомнились мне ’ аэростатные ’ тросики... Прихожу к командиру батареи, выкладываю.... — Да, это мы испробуем, — говорит он. Утром были установлены два телеграфных столба на сопке, а между ли. 4. протянута тонкая проволока в три ряда. А поеле обе да полыхнула черная молния. Не этот раз загремел гром. Увлекая за собой столбы, самолет ткнулся в скалистую расщелипу и взо рвался. — Товарищ лейтенант, моя идея оправдалась! — кричу я. А лейтенант хлопает по плочу Лосева: — Да, но первым ее подал ен. ... Разумеется, письмо о Васи лии я написал друзьям на миноно сец, но только без всяких жалоб па его шутки. Моряку без весело го словца трудно прожить, — за кончил свой рассказ ГригервД Горынин. Н. ТИХОНОВИЧ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz