Краснофлотец.1946 год. Июнь.

2 КРАСНОФЛОТЕЦ 1 июня 1946 г., № 126 (2512) О чем говорят факты Старшины торпедных катеров отстают в учебе Недавно' в одном из подразделе- I ний торпедных катеров произошел случай, который заставил насто ­ рожиться как краснофлотцев и старшин, так и офицеров. Катер, выходивший в море, по вине эрли- конщика краснофлотца Барадули ­ на и пулеметчика Крупина не смог сдать огневую задачу. Почему так произошло? В чем ошибка Барадулина и Крупина? Ответ на эти вопросы дает раз ­ бор произведенных стрельб. В са ­ мый горячий момент учения <Эрликон» и пулемет отказали в работе. Барадулин и Кру пин ие смогли поправить дело. Кате ­ ру пришлось возвращаться ни с чем. Первым вел огонь из «Эрлико- на» Барадулин. Для выполнения задачи ему нехватило двух сна ­ ряженных магазинов, требовался третий. Его не оказалось. Готовясь к выходу в море, Барадулин пре- йебрег боевой инструкцией и вме ­ сто четырех снаряженных магази ­ нов подготовил только два. Когда же он попробовал стрелять несма ­ занными снарядами, «Эрликон» отказал в работе. Пулеметчик Крупин наспех ■ скрепил стреляющий кронштейн заряжания с коробом пулемета. Во время стрельбы вырвало винт крепления и кронштейн заряжания отвалился от короба. Эти факты говорят о том, что ^рликонщик Барадулин и пулемет ­ чик Крупин не удосужились перед походом основательно подготовить |материальную часть оружия к .стрельбе, нарушили боевые инст ­ рукции. А старшина 2 статьи Сре- . дницкий не проверил перед похо ­ дом, готово ли у них оружие. Если краснофлотец Барадулин в каче ­ стве оправдания сослался на вне- . запность выхода в море, то это во ­ все не оправдывает Средницкого, ■участника боев на море. Учебные выходы катерников в .море вскрыли серьезные промахи в | подготовке не только артиллери ­ стов, но и мотористов. Па катере, о котором шла речь выше, в походе скис один из моторов. Когда ко ­ мандир катера стал выяснять при ­ чину, командир отделения мотори ­ стов Лаптев невозмутимо об ’ яснил: — В кингстон попала медуза... Но дело было не в медузе. И Лап ­ тев, и краснофлотцы Бурмистров и Б усов но сумели обнаружить ис ­ тинную причину, вызвавшую ски ­ сание мотора. А она заключалась в том, что мотористы невниматель ­ но обслуживали технику, наруша ­ ли режим работа моторов. На другом торпедном катере: стал перегреваться мотор, так что его пришлось заглушить. Однако найти причину перегревания мото ­ ра ни старшина группы мотори ­ стов Чернышев, ни его подчинен ­ ные не могли. На вопрос коман ­ дира, в чем дело, Чернышев давал противоречивые ответы. Когда катер возвратился в базу, мотор осмотрел механик старший лейтенант Харников. Выяснилось, что в магистрали забортной воды образовалась воздушная подушка, Она преграждала доступ воды к мотору. Ликвидировать эту подуш ­ ку — СУЩИЙ пустяк. Стоило толь ­ ко отвернуть пробку, стравить воз ­ дух, и вода снова начала бы нор ­ мально поступать к мотору. Но Чернышев и его подчиненные до этого не додумались. Из приведенных фактов сам по себе напрашивается вывод: стар ­ шины мало работают над совер- шенствованиер своих зна ний . Между тем, от уровня технической подготовки старшин, их общего кругозора зависит не только пра ­ вильное использование оружья и механизмов, но и воспитание под ­ чиненных. Краснофлотцы лишь тогда признают в своем старшине начальника, когда он своим зна ­ нием будет стоять на голову вы ­ ше каждого из них. Об этом убе ­ дительно говорят факты. * . ‘ Г Г». 1 ТТ7М Старшина 2 статьи Чернышев стал терять среди подчиненных авторитет начальника и воспита ­ теля, когда перестал учиться, совершенствовать свои анания. В то же время некоторые его подчиненные, такие, как краснофлотец Белых, серьезно по­ вышали свои знания и добились в этом значительных успехов. Чер ­ нышев вместо того, чтобы вернуть утраченный авторитет упорным трудом, стал приспосабливаться к подчиненным, искать с ними «об ­ щий язык». Это привело к тому, что в отде ­ лении свило себе гнездо панибрат ­ ство, ослабла воинская дисципли ­ на. Старшина стал «своим чело ­ веком» даже для юнги Максимова, который уже начинает задумы ­ ваться: стоит ли ему выполнять приказания старшины. Подчинен ­ ные равняются по начальнику. А раз начальник не знает техники — значит и с подчиненного трудно спрашивать. Чернышев не смог найти с тех ­ никой «общего языка». То же можно сказать и о стар ­ шине первой статьи Кодык. Он не руководит подчиненными повсе ­ дневно, не учит их и не воспиты ­ вает. А технику передоверил мало ­ опытному командиру отделения Скитеву. > Низкий уровень знаний стар ­ шин, ослабление ими воспитатель ­ ной работы с подчиненными мож ­ но об ’ яснить тем, что в некоторых подразделениях торпедных катеров слабо занимаются боевой подго ­ товкой и воспитанием старшин ­ ского состава. Некоторые офицеры не направляют работу ста редко их контролируют и еще ре ­ же помогают. А ведь на торпедном катере у офицера гораздо больше возможности для работы со стар ­ шинами, чем на любом другом кораблей * ;« I I К. МИХАЙЛОВ. Линкор «Архангельск». Старшина 1 статьи В. Волков объя сняет молодым краснофлотцам А. Бурову, М. Выдрину ■ Г. Прокопову способ регулировки маневрового клапана. Фото Л. Огурцова.: Огнем управляют командиры орудий На комендорских стрельбах Вечером перед походом офицер тов. Палыга провел с командира ­ ми орудий последние тренировки по управлению артиллерийским огнем на тренировочном приборе. Корабль снялся с якоря. Про ­ звучал сигнал учебно-боевой трево ­ ги. На батарею с командного пункта подана команда: — Открыть огонь по щиту! Первым стреляет старшина первой статьи Кудрявцев. Он уве ­ ренно подает команды. Личный состав, обслуживающий орудие, быстро и точно исполняет их. Че ­ рез несколько секунд после прика ­ зания «открыть огонь» орудие дает первый залп. Кудрявцев корректирует падение снаряда. С четвертого залпа орудие пора ­ жает цель. За Кудрявцевым стреляет стар ­ шина второй статьи Быстров, он управляет огнем впервые. Ему трудно запоминать поданные уже ранее команды. Из-за этого он действует медленнее Кудрявцева, но все же стрельбою управляет хладнокровно: снаряды ложатся вблизи цели. Быстров переходит на поражение, но снаряды идут с пе ­ релетным накрытием. Затем ведет огонь расчет стар ­ шины второй статьи Борисова. Первые снаряды ложатся с боль ­ шим недолетом. Борисов не учел, что это произошло по вине навод ­ чиков, и скомандовал увеличить прицел. Следующие снаряды пош ­ ли с большим перелетом. Но Бори ­ сов на ходу поправляет свои ошяб* ки. Ему удается взять цель вилку». Однако разрывы снаря-Ч дов отклоняются по целику, не ­ много влево. Борисов не подает команды, которая бы исправила положение,- а переходит на пора ­ жение. Всплески от разрыва сна ­ рядов встают перед левой кром ­ кой щита: два недолетных, одно перелетное накрытие. Следующие снаряды ложатся точно в щит. — Црицел постоянный! — командует Борисов. _____ Последние три снаряда попа ­ дают в основание щита. Щит кре ­ нится на левую сторону. Стрельба проведена успешно. На обратном курсе стреляет стар ппта второй статьи Войтен- ко. — Справлюсь! — сказал м . командиру перед стрельбой. Свое обещание Войтенко вы*Мк полнил на деле: стрелял хорошо. Я. ЮРЬЕВ. М орской транспорт занимает видное место в экономиче ­ ской жизни советской стра ­ ны. Быстро восстанавливаются международные транспортные свя ­ зи. прерванные войной. Наши тор ­ говые суда плавают по всем мо ­ рям и океанам земного шара, осу ­ ществляя экспортно - импортные перевозки. Непрерывно возрастает внутренний грузооборот страны. Перевозки морем значительно выгоднее, чем по рекам и желез ­ ным дорогам. Один тонно-кило ­ метр транспортной продукция на море обходится в 2,1 раза дешев ­ ле, чем на реке и в 2,5 раза де ­ шевле перевозок по железным дорогам. За время войны советский тор ­ говый флот понес большие потери. В результате немецко-фашистской оккупации и налетов вражеской авиации были разрушены перво ­ классные морские порты. По су ­ ществу приходится заново воз ­ рождать хозяйство Черноморского, Балтийского и Азовского бассей ­ нов. Серьезный ущерб понесли Мурманское и Дальневосточное пароходства. В целом ущерб, на ­ несенный морскому торговому флоту врагом, превышает четыре миллиарда рублей. Еще во время войны широко развернулись работы по восста ­ новлению хозяйства флота. Работ ­ ники морского транспорта неустан ­ но трудятся над восстановлением родных портов и судоремонтных заводов. Передовые люди морского тран ­ спорта стахановским трудом стре ­ мятся скорее вернуть флоту его' Пятилетка расцвета торгового флота былую мощь. В крупнейших тах зародились новые методы вы­ сокой производительности — ско ­ ростная выгрузка судов. Портови ­ ки Владивостока добились ми ­ ровых рекордов по разгрузке океанских транспортов. Суда разгружались в 7 — 8 раз быстрее установленного времени. Таких темпов не могли добиться лучшие порты Америки. Благодаря ско ­ ростным методам, владивостокцы только за три месяца сэкономили 250 судосуток. Эта цифра эконог мни равноценна перемещению с берегов Японского моря к бере ­ гам Черного моря такого количе ­ ства груза, для которого потребо ­ валось бы 1.800 железнодорожных вагонов. Стахановская бригада сборщиков Масленникова, применяя скорост ­ ные методы, выполнила сменное задание по ремонту судов более чем на тысячу процентов. После ­ дователи Масленникова выполня ­ ют задания по 1.500 и 2.000 про ­ центов. Бригада Левина на уклад ­ ке валов добилась 2.613 проц, выработки. Морской флот имеет все воз ­ можности для быстрого роста. Страна получила крупные незамер ­ зающие Кенигсбергский и Клай ­ педский порты. Блестящие пер ­ спективы увеличения морских пе ­ ревозок в бассейне Дальнего Во ­ стока. Вооруженные Силы нашей Родины, разгромив японских им ­ периалистов, вернули советской стране Южный Сахалин и острова пор-1 Курильской ’ Курильские гряды. Много лет острова являлись барьером для свободного плавания советских судов; они запирали вы­ ход в океан, не давали постоянно поддерживать транспортную связь страны с жизненно важными районами на Севере. Суда Нико- лаевского-иэ-Амуре пароходства могли плавать только 120 дней в году. Теперь советский флот вышел на свободные тихоокеанские про ­ сторы. Создано новое Сахалинское пароходство. Открываются новые грузовые линии. Из Южного Са ­ халина пойдут на Курильские острова, во Владивосток, в райо ­ ны Приморья н Камчатки уголь, лес, бумага, рыба. Здесь возмож ­ но круглогодовое плавание. Возобновилось регулярное дви ­ жение товаро-пассажирских судов по линии Владивосток — Шанхай. Покинув дальневосточные воды, танкеры «Сахалин», «Азербайд ­ жан» направились в Черное море. Они пересекли весь Тихий океан, спустились вдоль берегов Южной Америки. Теплоход «Вильнюс» провел первый послевоенный рейс Ленинград — НыоПорк — Фила ­ дельфия — НьюгИорк — Таллин. Закон о пятилетием плане вос ­ становления и развития народного хозяйства СССР на 1946 — 1950 гг. предусматривает значительный рост морского транспорта. В по ­ следний год новой сталинской пятилетки грузооборот на море увеличится в 2,2 раза по сравне ­ нию с 1940 годом. Таких темпов роста морской флот не имел за всю свою историю. Морской флот освободит желез ­ нодорожный транспорт от многих дорогостоящих и нерациональных перевозок. В конце пятилетки морской транспорт перевезет хлоп ­ ка в три с половиной раза больше, угля — в 2,2 раза, рыбы — в три раза и цемента — вдвое больше по сравнению с 1940 годом. В новой сталинской пятилетке значительно вырастут грузопотоки на морских бассейнах. Большие каботажные перевозки флота Дальневосточного пароходства увеличиваются на 500 процентов, а Черноморского — на иять тысяч процентов. Рост грузооборота в Балтийском бассейне в 1950 году составит 2..250 проц, в сравнении с 1940 годом, а Северного — 200. Для транспортировки морем такого огромного количества гру ­ зов потребуется значительное по ­ полнение флота. В Законе о пяти ­ летием плане, принятом Верховным Советом, сказано: «Пополнить мор. ской флот на 600 тыс. тонн, в том числе самоходными транспортны ­ ми судами на 400 тыс. тонн и не ­ самоходными транспортными суда ­ ми на 90 тыс. тонн». Расширяется база отечественного торгового судостроения. Законом намечено строительство двух судострои ­ тельных заводов на Черном и Бал. тийском морях. В 1950 г. судо ­ строение увеличится вдвое по сравнению с 1940 г. Полностью, восстанавливаются судоремонтные заводы в Балтийском и Черномор ­ ском бассейнах. Будут построены .три новых судоремонтных завода. Успех работы флота будут решать порты. В течение шпиле-*- тия будут восстановлены все пор — у ты, разрушенные немецкими вар ­ варами. Восстановление портов бу ­ дет осуществлено с учетом до ­ стижений современной портовой техники. Такие порты, оснащенное мощными н разнообразными меха ­ низмами — > новейшими кранами, автотягачами, лифтракамн, авто ­ лесовозами — могут загружать ■ разгружать торговые корабли са ­ мыми быстрыми темпами. Строятся глубоководные прича ­ лы, которые позволят основным морским портам принимать круп ­ нейшие океанские суда. Заново создаются новые порты на Даль ­ нем Востоке. Особый интерес представляет задача установления судоходства в районах Северного морского пу ­ ти. Закон обязывает: «Завершить в 1950 году работы по превраще ­ нию Северного морского пути в нормально действующую судоход ­ ную магистраль». Расширяются границы плавания советских судов. Смелая мечта мореходов станет действительностью. Это будет од ­ на из великих побед новой сталинской пятилетки. Грандиозны и сложны задачи, поставленные советским народом перед моряками, но они по плечу)» им. Преодолимы все трудности, если народом владеет трудовое вдохновение, пафос великих сталинских работ. Н.НИКОЛАЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz