Краснофлотец.1946 год. Июнь.
2 КРАСНОФЛОТЕЦ 1 июня 1946 г., № 126 (2512) О чем говорят факты Старшины торпедных катеров отстают в учебе Недавно' в одном из подразделе- I ний торпедных катеров произошел случай, который заставил насто рожиться как краснофлотцев и старшин, так и офицеров. Катер, выходивший в море, по вине эрли- конщика краснофлотца Барадули на и пулеметчика Крупина не смог сдать огневую задачу. Почему так произошло? В чем ошибка Барадулина и Крупина? Ответ на эти вопросы дает раз бор произведенных стрельб. В са мый горячий момент учения <Эрликон» и пулемет отказали в работе. Барадулин и Кру пин ие смогли поправить дело. Кате ру пришлось возвращаться ни с чем. Первым вел огонь из «Эрлико- на» Барадулин. Для выполнения задачи ему нехватило двух сна ряженных магазинов, требовался третий. Его не оказалось. Готовясь к выходу в море, Барадулин пре- йебрег боевой инструкцией и вме сто четырех снаряженных магази нов подготовил только два. Когда же он попробовал стрелять несма занными снарядами, «Эрликон» отказал в работе. Пулеметчик Крупин наспех ■ скрепил стреляющий кронштейн заряжания с коробом пулемета. Во время стрельбы вырвало винт крепления и кронштейн заряжания отвалился от короба. Эти факты говорят о том, что ^рликонщик Барадулин и пулемет чик Крупин не удосужились перед походом основательно подготовить |материальную часть оружия к .стрельбе, нарушили боевые инст рукции. А старшина 2 статьи Сре- . дницкий не проверил перед похо дом, готово ли у них оружие. Если краснофлотец Барадулин в каче стве оправдания сослался на вне- . запность выхода в море, то это во все не оправдывает Средницкого, ■участника боев на море. Учебные выходы катерников в .море вскрыли серьезные промахи в | подготовке не только артиллери стов, но и мотористов. Па катере, о котором шла речь выше, в походе скис один из моторов. Когда ко мандир катера стал выяснять при чину, командир отделения мотори стов Лаптев невозмутимо об ’ яснил: — В кингстон попала медуза... Но дело было не в медузе. И Лап тев, и краснофлотцы Бурмистров и Б усов но сумели обнаружить ис тинную причину, вызвавшую ски сание мотора. А она заключалась в том, что мотористы невниматель но обслуживали технику, наруша ли режим работа моторов. На другом торпедном катере: стал перегреваться мотор, так что его пришлось заглушить. Однако найти причину перегревания мото ра ни старшина группы мотори стов Чернышев, ни его подчинен ные не могли. На вопрос коман дира, в чем дело, Чернышев давал противоречивые ответы. Когда катер возвратился в базу, мотор осмотрел механик старший лейтенант Харников. Выяснилось, что в магистрали забортной воды образовалась воздушная подушка, Она преграждала доступ воды к мотору. Ликвидировать эту подуш ку — СУЩИЙ пустяк. Стоило толь ко отвернуть пробку, стравить воз дух, и вода снова начала бы нор мально поступать к мотору. Но Чернышев и его подчиненные до этого не додумались. Из приведенных фактов сам по себе напрашивается вывод: стар шины мало работают над совер- шенствованиер своих зна ний . Между тем, от уровня технической подготовки старшин, их общего кругозора зависит не только пра вильное использование оружья и механизмов, но и воспитание под чиненных. Краснофлотцы лишь тогда признают в своем старшине начальника, когда он своим зна нием будет стоять на голову вы ше каждого из них. Об этом убе дительно говорят факты. * . ‘ Г Г». 1 ТТ7М Старшина 2 статьи Чернышев стал терять среди подчиненных авторитет начальника и воспита теля, когда перестал учиться, совершенствовать свои анания. В то же время некоторые его подчиненные, такие, как краснофлотец Белых, серьезно по вышали свои знания и добились в этом значительных успехов. Чер нышев вместо того, чтобы вернуть утраченный авторитет упорным трудом, стал приспосабливаться к подчиненным, искать с ними «об щий язык». Это привело к тому, что в отде лении свило себе гнездо панибрат ство, ослабла воинская дисципли на. Старшина стал «своим чело веком» даже для юнги Максимова, который уже начинает задумы ваться: стоит ли ему выполнять приказания старшины. Подчинен ные равняются по начальнику. А раз начальник не знает техники — значит и с подчиненного трудно спрашивать. Чернышев не смог найти с тех никой «общего языка». То же можно сказать и о стар шине первой статьи Кодык. Он не руководит подчиненными повсе дневно, не учит их и не воспиты вает. А технику передоверил мало опытному командиру отделения Скитеву. > Низкий уровень знаний стар шин, ослабление ими воспитатель ной работы с подчиненными мож но об ’ яснить тем, что в некоторых подразделениях торпедных катеров слабо занимаются боевой подго товкой и воспитанием старшин ского состава. Некоторые офицеры не направляют работу ста редко их контролируют и еще ре же помогают. А ведь на торпедном катере у офицера гораздо больше возможности для работы со стар шинами, чем на любом другом кораблей * ;« I I К. МИХАЙЛОВ. Линкор «Архангельск». Старшина 1 статьи В. Волков объя сняет молодым краснофлотцам А. Бурову, М. Выдрину ■ Г. Прокопову способ регулировки маневрового клапана. Фото Л. Огурцова.: Огнем управляют командиры орудий На комендорских стрельбах Вечером перед походом офицер тов. Палыга провел с командира ми орудий последние тренировки по управлению артиллерийским огнем на тренировочном приборе. Корабль снялся с якоря. Про звучал сигнал учебно-боевой трево ги. На батарею с командного пункта подана команда: — Открыть огонь по щиту! Первым стреляет старшина первой статьи Кудрявцев. Он уве ренно подает команды. Личный состав, обслуживающий орудие, быстро и точно исполняет их. Че рез несколько секунд после прика зания «открыть огонь» орудие дает первый залп. Кудрявцев корректирует падение снаряда. С четвертого залпа орудие пора жает цель. За Кудрявцевым стреляет стар шина второй статьи Быстров, он управляет огнем впервые. Ему трудно запоминать поданные уже ранее команды. Из-за этого он действует медленнее Кудрявцева, но все же стрельбою управляет хладнокровно: снаряды ложатся вблизи цели. Быстров переходит на поражение, но снаряды идут с пе релетным накрытием. Затем ведет огонь расчет стар шины второй статьи Борисова. Первые снаряды ложатся с боль шим недолетом. Борисов не учел, что это произошло по вине навод чиков, и скомандовал увеличить прицел. Следующие снаряды пош ли с большим перелетом. Но Бори сов на ходу поправляет свои ошяб* ки. Ему удается взять цель вилку». Однако разрывы снаря-Ч дов отклоняются по целику, не много влево. Борисов не подает команды, которая бы исправила положение,- а переходит на пора жение. Всплески от разрыва сна рядов встают перед левой кром кой щита: два недолетных, одно перелетное накрытие. Следующие снаряды ложатся точно в щит. — Црицел постоянный! — командует Борисов. _____ Последние три снаряда попа дают в основание щита. Щит кре нится на левую сторону. Стрельба проведена успешно. На обратном курсе стреляет стар ппта второй статьи Войтен- ко. — Справлюсь! — сказал м . командиру перед стрельбой. Свое обещание Войтенко вы*Мк полнил на деле: стрелял хорошо. Я. ЮРЬЕВ. М орской транспорт занимает видное место в экономиче ской жизни советской стра ны. Быстро восстанавливаются международные транспортные свя зи. прерванные войной. Наши тор говые суда плавают по всем мо рям и океанам земного шара, осу ществляя экспортно - импортные перевозки. Непрерывно возрастает внутренний грузооборот страны. Перевозки морем значительно выгоднее, чем по рекам и желез ным дорогам. Один тонно-кило метр транспортной продукция на море обходится в 2,1 раза дешев ле, чем на реке и в 2,5 раза де шевле перевозок по железным дорогам. За время войны советский тор говый флот понес большие потери. В результате немецко-фашистской оккупации и налетов вражеской авиации были разрушены перво классные морские порты. По су ществу приходится заново воз рождать хозяйство Черноморского, Балтийского и Азовского бассей нов. Серьезный ущерб понесли Мурманское и Дальневосточное пароходства. В целом ущерб, на несенный морскому торговому флоту врагом, превышает четыре миллиарда рублей. Еще во время войны широко развернулись работы по восста новлению хозяйства флота. Работ ники морского транспорта неустан но трудятся над восстановлением родных портов и судоремонтных заводов. Передовые люди морского тран спорта стахановским трудом стре мятся скорее вернуть флоту его' Пятилетка расцвета торгового флота былую мощь. В крупнейших тах зародились новые методы вы сокой производительности — ско ростная выгрузка судов. Портови ки Владивостока добились ми ровых рекордов по разгрузке океанских транспортов. Суда разгружались в 7 — 8 раз быстрее установленного времени. Таких темпов не могли добиться лучшие порты Америки. Благодаря ско ростным методам, владивостокцы только за три месяца сэкономили 250 судосуток. Эта цифра эконог мни равноценна перемещению с берегов Японского моря к бере гам Черного моря такого количе ства груза, для которого потребо валось бы 1.800 железнодорожных вагонов. Стахановская бригада сборщиков Масленникова, применяя скорост ные методы, выполнила сменное задание по ремонту судов более чем на тысячу процентов. После дователи Масленникова выполня ют задания по 1.500 и 2.000 про центов. Бригада Левина на уклад ке валов добилась 2.613 проц, выработки. Морской флот имеет все воз можности для быстрого роста. Страна получила крупные незамер зающие Кенигсбергский и Клай педский порты. Блестящие пер спективы увеличения морских пе ревозок в бассейне Дальнего Во стока. Вооруженные Силы нашей Родины, разгромив японских им периалистов, вернули советской стране Южный Сахалин и острова пор-1 Курильской ’ Курильские гряды. Много лет острова являлись барьером для свободного плавания советских судов; они запирали вы ход в океан, не давали постоянно поддерживать транспортную связь страны с жизненно важными районами на Севере. Суда Нико- лаевского-иэ-Амуре пароходства могли плавать только 120 дней в году. Теперь советский флот вышел на свободные тихоокеанские про сторы. Создано новое Сахалинское пароходство. Открываются новые грузовые линии. Из Южного Са халина пойдут на Курильские острова, во Владивосток, в райо ны Приморья н Камчатки уголь, лес, бумага, рыба. Здесь возмож но круглогодовое плавание. Возобновилось регулярное дви жение товаро-пассажирских судов по линии Владивосток — Шанхай. Покинув дальневосточные воды, танкеры «Сахалин», «Азербайд жан» направились в Черное море. Они пересекли весь Тихий океан, спустились вдоль берегов Южной Америки. Теплоход «Вильнюс» провел первый послевоенный рейс Ленинград — НыоПорк — Фила дельфия — НьюгИорк — Таллин. Закон о пятилетием плане вос становления и развития народного хозяйства СССР на 1946 — 1950 гг. предусматривает значительный рост морского транспорта. В по следний год новой сталинской пятилетки грузооборот на море увеличится в 2,2 раза по сравне нию с 1940 годом. Таких темпов роста морской флот не имел за всю свою историю. Морской флот освободит желез нодорожный транспорт от многих дорогостоящих и нерациональных перевозок. В конце пятилетки морской транспорт перевезет хлоп ка в три с половиной раза больше, угля — в 2,2 раза, рыбы — в три раза и цемента — вдвое больше по сравнению с 1940 годом. В новой сталинской пятилетке значительно вырастут грузопотоки на морских бассейнах. Большие каботажные перевозки флота Дальневосточного пароходства увеличиваются на 500 процентов, а Черноморского — на иять тысяч процентов. Рост грузооборота в Балтийском бассейне в 1950 году составит 2..250 проц, в сравнении с 1940 годом, а Северного — 200. Для транспортировки морем такого огромного количества гру зов потребуется значительное по полнение флота. В Законе о пяти летием плане, принятом Верховным Советом, сказано: «Пополнить мор. ской флот на 600 тыс. тонн, в том числе самоходными транспортны ми судами на 400 тыс. тонн и не самоходными транспортными суда ми на 90 тыс. тонн». Расширяется база отечественного торгового судостроения. Законом намечено строительство двух судострои тельных заводов на Черном и Бал. тийском морях. В 1950 г. судо строение увеличится вдвое по сравнению с 1940 г. Полностью, восстанавливаются судоремонтные заводы в Балтийском и Черномор ском бассейнах. Будут построены .три новых судоремонтных завода. Успех работы флота будут решать порты. В течение шпиле-*- тия будут восстановлены все пор — у ты, разрушенные немецкими вар варами. Восстановление портов бу дет осуществлено с учетом до стижений современной портовой техники. Такие порты, оснащенное мощными н разнообразными меха низмами — > новейшими кранами, автотягачами, лифтракамн, авто лесовозами — могут загружать ■ разгружать торговые корабли са мыми быстрыми темпами. Строятся глубоководные прича лы, которые позволят основным морским портам принимать круп нейшие океанские суда. Заново создаются новые порты на Даль нем Востоке. Особый интерес представляет задача установления судоходства в районах Северного морского пу ти. Закон обязывает: «Завершить в 1950 году работы по превраще нию Северного морского пути в нормально действующую судоход ную магистраль». Расширяются границы плавания советских судов. Смелая мечта мореходов станет действительностью. Это будет од на из великих побед новой сталинской пятилетки. Грандиозны и сложны задачи, поставленные советским народом перед моряками, но они по плечу)» им. Преодолимы все трудности, если народом владеет трудовое вдохновение, пафос великих сталинских работ. Н.НИКОЛАЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz