Краснофлотец. 1946 год, февраль.

ч 21 февраля 1946 г., 16 43 (2429)' К Р АСНОФЛО Т Е Ц Щ Дудка вызвала очередную сме­ ну наверх. — По местам стоять. Тралы ставить! Краснофлотцы бегом бросились * свонм постам и замерли, ожи­ дая дальнейшей команды. По­ крывая шум ветра, к ним донес­ ся все тот же голос гллветарпш- ны: — Начать постановку! Пришли в движение механиз­ мы. Кабель, скрипя, тихо пополз ?л корму. Вот он уже почти весь «■крылся в пенистых волнах и по команде надежно закреплен. 6 трал подали питание. Вспых­ нули сигнальные огни, заработа­ ла автоматика. Человек, подававший коман­ ды, отбросил капюшон. Это был парторг корабля Николай Цикало. — Трал прставлен! — доло­ вил он вахтенному командиру. Тот что-то крикнул в ответ, но слова потонули в вое ветра, и командир, показав в улыбке бе­ лые зубы, указал рукой па вол­ ны. Это означало: «Держись, старшина. Погодка-то сегодня разгулялась». В долголетней службе люди на р фабле привыкли понимать друг друга с полуслова, с одного же­ ста, взгляда. Цикало понял, тоже улыбнулся и, повернувшись, '■тал наблюдать за работой трала. Соленые брызги били в лицо, (икало снова набросил капюшон, крепко держась за леер, сделал •'''•сколько шагов по. палубе. Вол­ ны росли, обрушивались на низ­ кие борта тральщика. И люди тогда хватались за выступы, леп- ьл. кольца, чтобы пе смыло за борт. - После таких набегов морской стихии взсры краснофлотцев тра­ ловой команды невольно обраща­ лись к своему командиру, другу и парторгу. Но тот оставался пе- возмутимым, и даже близко сто­ ившие к нему матросы могли ус­ лышать слова знаменитой песен­ ки «Ветер-ветрило», которую тихо напевал старшина. ‘ Никто па родине Цикало те­ перь не узнал бы в этом широко­ плечем моряке колхозного па­ инька-учетчика, мерившего вы­ работку плугарей. В 1936 году мать Ефросинья Евдокимовна ла­ сково проводила своего Пиколку на неведомое студеное море... Шли (Г2 годы... Сначала минная партия, затем служба на тральщиках. В войну тральщик, на котором слу­ жил Цикало,. очищал дорогу эс­ минцам и транспортам в Барен­ цевом, Барском и Белом морях. Лишь в одном 1943 году его трал подорвал 10 мин. Командование высоко оценило боевой труд моря­ ка, наградило его орденом Отече­ ственной войны 2 степени. В начале войны Цикало всту­ пил в партию. Это наложило свой отпечаток на его отношение к службе. Он стал более серьезным и требовательным к себе и подчи­ ненным. Достаточно сказать, что на его тралах все механизмы ра­ ботают безотказно и ни разу не было аварий. Да это и не удиви­ тельно. В группе минеро»-собра­ лись самые лучшие моряки, бы­ стрые в работе, хладнокровные в опасности. Более половины из них — коммунисты. — С таким народом пе пропа­ дешь, — говорит Цикало. Па корабль пришло молодое пополнение. Несколько молодых попало в группу Цикало. Он ча­ сто беседует с ними, прививает любовь к морскому делу, при всяком удобпом случае дает сове­ ты, внимательно следит за их ра­ ботой. - Вот и сейчас он время от вре­ мени посматривает на красно­ флотца Семенова. Молодой морях впервые попал в такую передел­ ку. Цикало сам когда-то пережи­ вал первый шторм на корабле и знает, что творится на душе у новичка. Выдержав очередной налет волны, Цикало не спеша подошел к молодому краснофлотцу. Сейчас в нем говорило чувство бывалого моряка. — Пу, как, держишься? Большая волна заставила пх прижаться крепко один к друго­ му. Цикало посмотрел в глаза мо­ лодого краснофлотца, но в них не было страха. — Молодец, хорошим моряком будешь, — сказал парторг. Сигнальный звонок прервал их разговор. Па вахту вышла новая смена. Продрогшие моряки ушли отдыхать в кубрик. Но Цпкало простоял еще вахту, считая, что в такую погоду его присутствие у трала необходимо. Лишь когда выбрали трал. Цикало осмотрел механизмы и. убедившись, что все в порядке, пошел отдыхать. По пути в кубрик он завернул в радиорубку. Радист протянул ему листок с записью «последних известий» и на словах рассказал о том, что не удалось записать. Парторг, внимательно просмот­ рев телеграммы, сказал: — Время у тебя сейчас сво­ бодное. Пойдешь в носовой кубрик и расскажешь народу о речи товарища Сталина на предвыбор­ ном собрании избирателей Сталин­ ского избирательного округа. А я пойду на корму. В кормовом кубрике парторг ознакомил отдыхавших моряков с историческим выступлением товарища Сталина, в котором яр­ ко показано величие побед со­ ветского общественного и госу­ дарственного строя, подведены итоги работы коммунистической партии и намечены величест­ венные перспективы построения полного коммунизма в пашей стране. Между краснофлотцами и парторгом завязалась непринуж­ денная беседа. Как всегда, посы­ палось много вопросов. Затем парторг побеседовал с агитаторами. Горевым и Рыбки­ ным, дал им задания подготовить­ ся к беседе на тему: «Речь товарища Сталина на предвыбор­ ном собрании избирателей Сталинского избирательного ок­ руга г. Москвы — боевая про­ грамма советского народа». По­ мог составить план беседы, посо­ ветовал, какие взять факты. После ужина предстояло поч- пое траление, и парторг ушел к командиру посоветоваться о ра­ боте. щж. щщмщшшшяяш :::V -Г: *>:>>'5Л Из картин, экспонированных на первой общефлотской вы­ ставке изобразительного творчества. «Проводы тихоокеанцев на фронт» — картина старшины 2 статьи Е. Ноздрина (Тихо­ океанский флот)._________________________ МАСТЕРА ВИСТИ Первая выставка творчества художников Военно-Морского Флота В Домо военно-морского фло­ та главной тазы открыта 1-я Несколько месяцев тральщик сП», но заходя в базу, вел круг­ лосуточную работу очищению от мин морских путей. Экипаж в походе еще более закалился. Дис­ циплина и порядок были крепкие. Никто не жаловался на трудно­ сти. Траление было выполнено отличио. И во всем этом — и в крепкой слаженпости экипажа, и п выполнении боевого задания — большая заслуга коммунистов ко­ рабля. К. ЗАХАРОЗ. «с. Будем вместе трудиться на благо Родины Письмо демобилизованного моряка Комсомольцы подразделения, где комсор- гом т. Гусев, провожая своих боевых друзей, в долгосрочный о тпуск по демобилизации, да. ли им наказ, чтобы они, приехав в свои род. ные края, высоко держали честь советскогв моряна и честно трудились на благо нашей Родикьк На-днях комсорг Гусев получил на имя комсомольской организации несколько писем от бывших сослуживцев. Прислал письмо и краснофлотец Волыхии. Он прошел суровую школу Великой Отечественной войны. Тов. Во- лыхин два года героически сражался з парти­ занском отряде на Карельском перешейке, а после освобождения его отстаивал честь, свободу и независимость советакого народа на передовых позициях Крайнего Севера За проявленное мужество и отвагу в боях Волы, хин отмечен несколькими правительственны­ ми наградами. В своем письме к комсомольцам части Вд- лыхин пишет: «Здравствуйте, дорогие това­ рища! Шлю вам, боевым друзьям, самый горячий привет. Спешу сообщить, что доехали мы хо­ рошо. В Архангельске встрети­ ли нас, как победителей. Такие волнующие, радостные встречи запоминаются надолго. После короткого мптппга поджидав­ шие пас автомашины развезли по квартирам. Отдохнув несколько дней, я, помпя ваш наказ честно тру­ диться в тылу, поступил рабо­ тать на прежнее место— лоцма- I ном Архангельского порта. Жизнь здесь мне очень нра­ вится. Советские люди само­ отверженно трудятся, успешно выполняя задачи, поставленные в четвертом пятилетием плане перед трудящимися области. В театрах и кпно идут новые картины и спектакли. У меня в материальном отношении дела обстоят хорошо. Честно выполняя свой долг на трудовом фронте, я призы­ ваю вас зорко нести службу на северных морских нросторах. Берегите вверенную вам техни­ ку — все это наше с вами, друзья. Свято выполняйте при­ каз нашего любимого вождя товарища Сталина об изучении опыта войны, о дальнейшем неустанном совершенствовании техники и укреплении воин­ ской дисциплины. Будем же вместе трудиться на благо Родпны, на благо на­ шего народа! Передайте привет командиру части офицеру Еушкову и веем краснофлотцам. До свидания. Пишите письма. Буду очень рад. Мой адрес: г. Архангельск, П. Виноградова, дом 4. М. Я. волыхин». общефлотская выставка изобра­ зительного творчества. Карти- ,ны, представленные на выстав­ ке, дают возможность северо­ морцам впервые познакомиться с работами художников флота. Здесь произведения тихоокеан­ цев, балтийце*в, североморцев, черноморцев, амурцев и худож­ ников других флотилий. Широко и разнообразно пред­ ставлены все жанры изобрази­ тельного творчества. Здесь портрет и пейзаж, эскизные на­ броски и большие полотна с интересным композиционным решением. Несмотря на различия жан­ ра, на степень овладения ма­ стерством, на художественную зрелость и силы таланта, все работы пленят жизнерадост­ ностью мироощущения, глуби­ ной переживаний, искренностью и теплотой. Всматриваешься в эти мужественные лица отваж­ ных моряков, отправляющихся на фронт («Проводы тихоокеан­ цев»—Ноздрина), в энергичные, дышащие силой лица бойцов и пфицероз Флота (портреты Д. Смирнова, И. Пашинина, В. Ка­ люжного, Н. Крюкова) и про­ никаешься гордостью за непре­ клонную волю и внутреннюю красоту простого советского че­ ловека. Есть еще одна черта, харак­ терная для творчества боль­ шинства художников Флота. Это — любовь к морю . Всюду оно широкое. бескрайнее, суро­ вое, но любимое. Дыхание мо­ ря ощущаешь но только в кар­ тинах, где оао присутствует зримо, но и на муязественных липах моряков . воспитанных в борьбе с его каттритюй стихией. И это вполне понятно. Любовь к морю у нятттгх хулоягтга'гт» рождается любовью к трудной моетсой профессии. которая и определяет их творчество. Мно­ гие полотна сЬз’ЧЯ'валнсь в пе­ рерывы между жаркими боями с противником на морских птто- сторах Балтики. Черного и Ба­ ренцева морей. Творческая культура худож­ ника определяется умением втг петь в окружающей жизни- ос­ новное. хапактерное и типич­ ное. Отображение решающих жизненных явлений составляет основу пеалистического искус­ ства. Пусть иногда небрежен рисунок и не сор*сем уверенна кисть, — это придот со зрело­ стью! — но то, что все каотп- ны штисаны под влиянием русокой реалистической тра­ диции. дает полную уверенность в поавильном пути творческого роста молодых художнике® Флота. Всмотритесь в работу Ноздрина «Провочн тихотеан. цев на фронт». Тема этой кап- тины решается смело и ориги­ налыно. У Ноздрина нет раб­ ского подражания большим ма­ стерам кисти. Он самостояте­ лен и в выбопе темы и в мане­ ре письма,. г)то полнокровно ^ реалистическое произведение вполне зрелого художника. Ко­ лоритно и сочно написан его этюд «По родному полю», отра­ жающий подлинную радость бьгтия. Пейзажи другого тихоокеан­ ца—М. Таболкина—Справедливо отмечены второй премией. М. Таболкин — один из лучших маринистов флота. Однако море у Таболкина—не самоцель. Лю-, бовь к морю у него сочетается с любовью к флоту. Это ярко выражено в работах «Сейноры». «Сейнеры в бухте», «Бухта «Зо­ лотой Р о г ». Пейзажи Д. Двоокина и Шлы­ кова, отражающие виды Сева­ стополя, Балаклавы, интересны я по композиции и по настрое­ нию, проникнутому лирической теплотой. Мы вправе гордитьей лучшим портретистом — североморцем Д. Смирновым. Его «Портрет краснофлотца» и «ПортрсТ де­ вушки в шубе» — произведения большой психологической глу­ бины. Они не только интереса* по колориту. Главное в них —' это умение художника найти наиболее характерные черты во внутреннем, духовном мире личности. Менее удачна на выставке историческая тема. «Поярков на Амуре» А. Яковлева — при­ митивная раскрашенная фото­ графия. «Поединок Богуна» — типичнейший лубок, ен елчш* ком кричащ своей пестротой. Многим художникам еще на­ хватает профессионального умения и вкуса. Тем более ве­ лико значение йервой обше- флотслсой выставки, которая за­ ставит слабых учиться и тя­ нуться к тем, кто уже вправе занять место рядом с лучшими мастерами Союза. На этот раз лучшие произве­ дения представили тихоокеан­ цы, и не потому, что Тихий океан более бо^чт талантами. Очевидно., на ТОФ’е больше уде­ лялось внимания творчеству начинающих художников со стороны тех, кому надлежит руководить деятельностью изо ­ студий . На Северном флоте немало талантливых художников. Д. Смирнов. Евдокимов, Гри­ горьян, Баранов и другие в со­ стоянии решать большие и бла­ городные задачи популятгза- ции Северного флота, отобра­ жения его боевых действий. Но у нас даже существующая един­ ственная стуяня ВВС работает от случая к случаю. При Доме - Флота главной базы студии нет. А кому, кшк не Дому флота, быть организатором не только дея'- тельности, но и базой методи­ ческих консультаций' для ней чинающих художников. В сущности, тема Севера еще по-настоящему не отражена в изобразительном искусстве. Тем более, велика наша ответ­ ственность за образную пропа­ ганду будущего могучего Го­ ворного флота, флота океанских просторов. Майор Д. КОВАЛЬСКИЙ .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz