Краснофлотец. 1946 год, февраль.
ч 21 февраля 1946 г., 16 43 (2429)' К Р АСНОФЛО Т Е Ц Щ Дудка вызвала очередную сме ну наверх. — По местам стоять. Тралы ставить! Краснофлотцы бегом бросились * свонм постам и замерли, ожи дая дальнейшей команды. По крывая шум ветра, к ним донес ся все тот же голос гллветарпш- ны: — Начать постановку! Пришли в движение механиз мы. Кабель, скрипя, тихо пополз ?л корму. Вот он уже почти весь «■крылся в пенистых волнах и по команде надежно закреплен. 6 трал подали питание. Вспых нули сигнальные огни, заработа ла автоматика. Человек, подававший коман ды, отбросил капюшон. Это был парторг корабля Николай Цикало. — Трал прставлен! — доло вил он вахтенному командиру. Тот что-то крикнул в ответ, но слова потонули в вое ветра, и командир, показав в улыбке бе лые зубы, указал рукой па вол ны. Это означало: «Держись, старшина. Погодка-то сегодня разгулялась». В долголетней службе люди на р фабле привыкли понимать друг друга с полуслова, с одного же ста, взгляда. Цикало понял, тоже улыбнулся и, повернувшись, '■тал наблюдать за работой трала. Соленые брызги били в лицо, (икало снова набросил капюшон, крепко держась за леер, сделал •'''•сколько шагов по. палубе. Вол ны росли, обрушивались на низ кие борта тральщика. И люди тогда хватались за выступы, леп- ьл. кольца, чтобы пе смыло за борт. - После таких набегов морской стихии взсры краснофлотцев тра ловой команды невольно обраща лись к своему командиру, другу и парторгу. Но тот оставался пе- возмутимым, и даже близко сто ившие к нему матросы могли ус лышать слова знаменитой песен ки «Ветер-ветрило», которую тихо напевал старшина. ‘ Никто па родине Цикало те перь не узнал бы в этом широко плечем моряке колхозного па инька-учетчика, мерившего вы работку плугарей. В 1936 году мать Ефросинья Евдокимовна ла сково проводила своего Пиколку на неведомое студеное море... Шли (Г2 годы... Сначала минная партия, затем служба на тральщиках. В войну тральщик, на котором слу жил Цикало,. очищал дорогу эс минцам и транспортам в Барен цевом, Барском и Белом морях. Лишь в одном 1943 году его трал подорвал 10 мин. Командование высоко оценило боевой труд моря ка, наградило его орденом Отече ственной войны 2 степени. В начале войны Цикало всту пил в партию. Это наложило свой отпечаток на его отношение к службе. Он стал более серьезным и требовательным к себе и подчи ненным. Достаточно сказать, что на его тралах все механизмы ра ботают безотказно и ни разу не было аварий. Да это и не удиви тельно. В группе минеро»-собра лись самые лучшие моряки, бы стрые в работе, хладнокровные в опасности. Более половины из них — коммунисты. — С таким народом пе пропа дешь, — говорит Цикало. Па корабль пришло молодое пополнение. Несколько молодых попало в группу Цикало. Он ча сто беседует с ними, прививает любовь к морскому делу, при всяком удобпом случае дает сове ты, внимательно следит за их ра ботой. - Вот и сейчас он время от вре мени посматривает на красно флотца Семенова. Молодой морях впервые попал в такую передел ку. Цикало сам когда-то пережи вал первый шторм на корабле и знает, что творится на душе у новичка. Выдержав очередной налет волны, Цикало не спеша подошел к молодому краснофлотцу. Сейчас в нем говорило чувство бывалого моряка. — Пу, как, держишься? Большая волна заставила пх прижаться крепко один к друго му. Цикало посмотрел в глаза мо лодого краснофлотца, но в них не было страха. — Молодец, хорошим моряком будешь, — сказал парторг. Сигнальный звонок прервал их разговор. Па вахту вышла новая смена. Продрогшие моряки ушли отдыхать в кубрик. Но Цпкало простоял еще вахту, считая, что в такую погоду его присутствие у трала необходимо. Лишь когда выбрали трал. Цикало осмотрел механизмы и. убедившись, что все в порядке, пошел отдыхать. По пути в кубрик он завернул в радиорубку. Радист протянул ему листок с записью «последних известий» и на словах рассказал о том, что не удалось записать. Парторг, внимательно просмот рев телеграммы, сказал: — Время у тебя сейчас сво бодное. Пойдешь в носовой кубрик и расскажешь народу о речи товарища Сталина на предвыбор ном собрании избирателей Сталин ского избирательного округа. А я пойду на корму. В кормовом кубрике парторг ознакомил отдыхавших моряков с историческим выступлением товарища Сталина, в котором яр ко показано величие побед со ветского общественного и госу дарственного строя, подведены итоги работы коммунистической партии и намечены величест венные перспективы построения полного коммунизма в пашей стране. Между краснофлотцами и парторгом завязалась непринуж денная беседа. Как всегда, посы палось много вопросов. Затем парторг побеседовал с агитаторами. Горевым и Рыбки ным, дал им задания подготовить ся к беседе на тему: «Речь товарища Сталина на предвыбор ном собрании избирателей Сталинского избирательного ок руга г. Москвы — боевая про грамма советского народа». По мог составить план беседы, посо ветовал, какие взять факты. После ужина предстояло поч- пое траление, и парторг ушел к командиру посоветоваться о ра боте. щж. щщмщшшшяяш :::V -Г: *>:>>'5Л Из картин, экспонированных на первой общефлотской вы ставке изобразительного творчества. «Проводы тихоокеанцев на фронт» — картина старшины 2 статьи Е. Ноздрина (Тихо океанский флот)._________________________ МАСТЕРА ВИСТИ Первая выставка творчества художников Военно-Морского Флота В Домо военно-морского фло та главной тазы открыта 1-я Несколько месяцев тральщик сП», но заходя в базу, вел круг лосуточную работу очищению от мин морских путей. Экипаж в походе еще более закалился. Дис циплина и порядок были крепкие. Никто не жаловался на трудно сти. Траление было выполнено отличио. И во всем этом — и в крепкой слаженпости экипажа, и п выполнении боевого задания — большая заслуга коммунистов ко рабля. К. ЗАХАРОЗ. «с. Будем вместе трудиться на благо Родины Письмо демобилизованного моряка Комсомольцы подразделения, где комсор- гом т. Гусев, провожая своих боевых друзей, в долгосрочный о тпуск по демобилизации, да. ли им наказ, чтобы они, приехав в свои род. ные края, высоко держали честь советскогв моряна и честно трудились на благо нашей Родикьк На-днях комсорг Гусев получил на имя комсомольской организации несколько писем от бывших сослуживцев. Прислал письмо и краснофлотец Волыхии. Он прошел суровую школу Великой Отечественной войны. Тов. Во- лыхин два года героически сражался з парти занском отряде на Карельском перешейке, а после освобождения его отстаивал честь, свободу и независимость советакого народа на передовых позициях Крайнего Севера За проявленное мужество и отвагу в боях Волы, хин отмечен несколькими правительственны ми наградами. В своем письме к комсомольцам части Вд- лыхин пишет: «Здравствуйте, дорогие това рища! Шлю вам, боевым друзьям, самый горячий привет. Спешу сообщить, что доехали мы хо рошо. В Архангельске встрети ли нас, как победителей. Такие волнующие, радостные встречи запоминаются надолго. После короткого мптппга поджидав шие пас автомашины развезли по квартирам. Отдохнув несколько дней, я, помпя ваш наказ честно тру диться в тылу, поступил рабо тать на прежнее место— лоцма- I ном Архангельского порта. Жизнь здесь мне очень нра вится. Советские люди само отверженно трудятся, успешно выполняя задачи, поставленные в четвертом пятилетием плане перед трудящимися области. В театрах и кпно идут новые картины и спектакли. У меня в материальном отношении дела обстоят хорошо. Честно выполняя свой долг на трудовом фронте, я призы ваю вас зорко нести службу на северных морских нросторах. Берегите вверенную вам техни ку — все это наше с вами, друзья. Свято выполняйте при каз нашего любимого вождя товарища Сталина об изучении опыта войны, о дальнейшем неустанном совершенствовании техники и укреплении воин ской дисциплины. Будем же вместе трудиться на благо Родпны, на благо на шего народа! Передайте привет командиру части офицеру Еушкову и веем краснофлотцам. До свидания. Пишите письма. Буду очень рад. Мой адрес: г. Архангельск, П. Виноградова, дом 4. М. Я. волыхин». общефлотская выставка изобра зительного творчества. Карти- ,ны, представленные на выстав ке, дают возможность северо морцам впервые познакомиться с работами художников флота. Здесь произведения тихоокеан цев, балтийце*в, североморцев, черноморцев, амурцев и худож ников других флотилий. Широко и разнообразно пред ставлены все жанры изобрази тельного творчества. Здесь портрет и пейзаж, эскизные на броски и большие полотна с интересным композиционным решением. Несмотря на различия жан ра, на степень овладения ма стерством, на художественную зрелость и силы таланта, все работы пленят жизнерадост ностью мироощущения, глуби ной переживаний, искренностью и теплотой. Всматриваешься в эти мужественные лица отваж ных моряков, отправляющихся на фронт («Проводы тихоокеан цев»—Ноздрина), в энергичные, дышащие силой лица бойцов и пфицероз Флота (портреты Д. Смирнова, И. Пашинина, В. Ка люжного, Н. Крюкова) и про никаешься гордостью за непре клонную волю и внутреннюю красоту простого советского че ловека. Есть еще одна черта, харак терная для творчества боль шинства художников Флота. Это — любовь к морю . Всюду оно широкое. бескрайнее, суро вое, но любимое. Дыхание мо ря ощущаешь но только в кар тинах, где оао присутствует зримо, но и на муязественных липах моряков . воспитанных в борьбе с его каттритюй стихией. И это вполне понятно. Любовь к морю у нятттгх хулоягтга'гт» рождается любовью к трудной моетсой профессии. которая и определяет их творчество. Мно гие полотна сЬз’ЧЯ'валнсь в пе рерывы между жаркими боями с противником на морских птто- сторах Балтики. Черного и Ба ренцева морей. Творческая культура худож ника определяется умением втг петь в окружающей жизни- ос новное. хапактерное и типич ное. Отображение решающих жизненных явлений составляет основу пеалистического искус ства. Пусть иногда небрежен рисунок и не сор*сем уверенна кисть, — это придот со зрело стью! — но то, что все каотп- ны штисаны под влиянием русокой реалистической тра диции. дает полную уверенность в поавильном пути творческого роста молодых художнике® Флота. Всмотритесь в работу Ноздрина «Провочн тихотеан. цев на фронт». Тема этой кап- тины решается смело и ориги налыно. У Ноздрина нет раб ского подражания большим ма стерам кисти. Он самостояте лен и в выбопе темы и в мане ре письма,. г)то полнокровно ^ реалистическое произведение вполне зрелого художника. Ко лоритно и сочно написан его этюд «По родному полю», отра жающий подлинную радость бьгтия. Пейзажи другого тихоокеан ца—М. Таболкина—Справедливо отмечены второй премией. М. Таболкин — один из лучших маринистов флота. Однако море у Таболкина—не самоцель. Лю-, бовь к морю у него сочетается с любовью к флоту. Это ярко выражено в работах «Сейноры». «Сейнеры в бухте», «Бухта «Зо лотой Р о г ». Пейзажи Д. Двоокина и Шлы кова, отражающие виды Сева стополя, Балаклавы, интересны я по композиции и по настрое нию, проникнутому лирической теплотой. Мы вправе гордитьей лучшим портретистом — североморцем Д. Смирновым. Его «Портрет краснофлотца» и «ПортрсТ де вушки в шубе» — произведения большой психологической глу бины. Они не только интереса* по колориту. Главное в них —' это умение художника найти наиболее характерные черты во внутреннем, духовном мире личности. Менее удачна на выставке историческая тема. «Поярков на Амуре» А. Яковлева — при митивная раскрашенная фото графия. «Поединок Богуна» — типичнейший лубок, ен елчш* ком кричащ своей пестротой. Многим художникам еще на хватает профессионального умения и вкуса. Тем более ве лико значение йервой обше- флотслсой выставки, которая за ставит слабых учиться и тя нуться к тем, кто уже вправе занять место рядом с лучшими мастерами Союза. На этот раз лучшие произве дения представили тихоокеан цы, и не потому, что Тихий океан более бо^чт талантами. Очевидно., на ТОФ’е больше уде лялось внимания творчеству начинающих художников со стороны тех, кому надлежит руководить деятельностью изо студий . На Северном флоте немало талантливых художников. Д. Смирнов. Евдокимов, Гри горьян, Баранов и другие в со стоянии решать большие и бла городные задачи популятгза- ции Северного флота, отобра жения его боевых действий. Но у нас даже существующая един ственная стуяня ВВС работает от случая к случаю. При Доме - Флота главной базы студии нет. А кому, кшк не Дому флота, быть организатором не только дея'- тельности, но и базой методи ческих консультаций' для ней чинающих художников. В сущности, тема Севера еще по-настоящему не отражена в изобразительном искусстве. Тем более, велика наша ответ ственность за образную пропа ганду будущего могучего Го ворного флота, флота океанских просторов. Майор Д. КОВАЛЬСКИЙ .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz