Краснофлотец. 1946 год, февраль.
К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 21 февраля 1946 г.. К 43 (2429| Округе обязанностей старшины комендоров Старшие» комендоров являет ся не только начальником всей грушш орудийного расчета, но ■ заместителем командира огне вого взвода. Однако никакими до кументам его обязанности не предусмотрены. Правда, функ ции старшины комендоров, как заместителя командира огневого взвода в бою, кратко изложены в справочнике офицера-зенитчика. Но что он должен делать и за что отвечает в период повсе дневной мирной службы и уче бы, — этого нигде не сказано, иоэтому и получается, что в от дельных частях старшина комен доров выполняет различные функции, которые часто не соот ветствуют его должности. Хотелось бы поделиться неко торыми мыслями по поводу дея тельности старшин комендоров. Я считаю, что старшина комендоров -в первую очередь должен безукоризненно знать материальную часть и боезапас, устранять неисправность и со гласовывать все механизмы, уметь производить разборку и сборку орудия к механизмов, разборка которых разрешена внутри части. Старшина обязан хорошо знать измерительные приборы и приборы наблюдения, уметь работать на них, знать ла бораторные работы, которые разрешено проводить в частях: приведение патронов в оконча тельно снаряженный вид, замену дистанционных взрывателей и трубок, капсюльных трубок и т. д. Для того, чтобы руковог днть. устранением неисправно стей, важно, чтобы каждый стар шина комендоров обладал хотя бы элементарными знаниями по слесарному делу. На обязанностях старшины комендсро-в лежит аккуратное ве дение формуляров орудий и при боров, учет, когда и какой меха низм подвергался ремонту и за мене, сколько выпущено каждым орудием снарядов и каковы рас* стрел и потеря начальной скоро сти каждого орудия. Помимо всего этого. старшина должен уметь самостоятельно подгото вить батарею для стрельбы по воздушным и наземным целям, уметь придать батарее направле ние на цель, определить дистан цию, наименьший прицел и пра вильно корректировать стрельбу. В артиллерийски! частях ста рой русской армии, если артил лерист назначался орудийным фейерверкером (по-нашему — сержант, командир орудия), он перед заступлением на эту долж ность, как правило, отправлялся на несколько дней в артиллерий ские мастерские, знакомился там с ремонтом орудий, а главное — учился слесарному делу. Фейер веркер-разведчик сразу же после назначения на эту должность откомандировывался на практику в мастерскую приборов. Это по вышало его знания, давало воз можность накопить необходимые практические навыки, которые в дальнейшей службе оказывали большую помощь. Есть ли возможность у нас на флоте практиковать подобные командировки младших команди ров в артиллерийские мастер ские? Безусловно, есть и я счи таю, что »то настоятельно необ ходимо для командиров орудий и особенно Для старшин комен доров. Во время таких команди ровок старшина сможет значи тельно повысить свои знания по специальности, глубже вникнет в технику порученного дела. Требования, которые здесь из ложены, прямо соответствуют должности старшин комендоров. Эти требования вполне им по- сильны, ибо наши старшины и сержанты по сравнению с фейер веркерами старой русской армии по своему общеобразовательно му уровню и культуре стоят не-^ измерило выше. Это даёт им воз можность быстрее и лучше овла деть специальностью, отлично выполнять свои обязанности, быть подлинными мастерами- ар тиллеристами. Полковник Н. УШАКОВ. - Молодой краснофлотец Н. Веселов с иервоич) дня своей службы на краснознаменном эсминце «В. Куйбышев» энер гично взялся за изучение специальности радиста. Теперь он самостоятельно несет вахту. Фото Л. Огурцова. Кчему привело незнание техники Краснофлотец Дьячков заведует одним из главных котлов мино носца «Жаркий». Во время пере хода. Дьячков едва не допустил аварии в своем заведывании: он не сумел во-время напитать ко тел водой. Когда командир отделения ко тельных машинистов стал искать причину такого грубого недо смотра со стороны подчиненного, выяснилось, что Дьячков невеже ственен в технике, не знает, как расположены клапана и маги страли в его заведывании. Дьячков служит на флоте 5 лет. За этот срок он мог, конеч но, стать умелым специалистом и дисциплинированным моряком. Но Дьячков предпочел пойти по дру гому пути. Оп систематически на рушал дисциплину на корабле. Несколько раз Дьячков был заме чен спящнм на вахте. Т.акое поведение и привело к тему, что Дьячков, прослужив ший на флоте пять лет, допустил ошибку при обслуживании котла, которую легко исправил молодой >краснофлотец Проничев. Но неверным будет винить в разболтанности одного красно флотца Дьячкова. Если бы коман дир отделения и старшина груп пы во-время обратили на него должте внимание и с достаточ ной' строю^тые призвали его к порядку — им не пришлось бы сейчас краснеть за него. Нельзя поверить, что Дьячков не под дается никаким воспитательным мерам. Вероятнее всего, что, не подучив по заслугам за мелкие нарушения и за пренебрежение Соевой подготовкой, Дьячков ре шил, что можно 'безнаказанно творить и другие, безобразия. ' Пора призвать Дьячкова к по рядку, принять строгие и реши тельные меры, чтобы покончить с разгильдяйством и недисципли нированностью. Дать крепко по чувствовать Дьячкову, что на флоте нетерпима нерадивая служба Старшина 1 статьи И. ИВАНЕНКОВ. Ценная помощь В коде подготовки к экзаме нам на звание шофера первого класса мне понадобилась тех ническая консультация. Я об ратился за помощью к старшему техник-лейтенанту Антипову. Антипов порекомен довал мне техническую литера туру и, когда я вторично обра тился за раз’яснением непонят ных вопросов, подробно расска зал о реставрации запасных ча стей. о правилах этаплоатации машины и об основных прин ципах технологии металлов. Благодаря помощи тов. Анти пова я успешно сдал экзамен и стал шофером первого класса. Старшина 1 статьи * Н. ЕРОФЕЕВ. * БДИТЕЛЬНОСТЬ РАЗВЕДЧИКА НИКОЛАЯ МАМОНОВА Разведчик одного из нанок отдаленных постов ВНОС стар ший краснофлотец Николай Мал монов, сдав свою вахту. 10 фев раля днем отправился на изби рательный участок, расположен ный в нескольких километрах о» поста. Николай Мамонов — бывиды! воин, отличный специалист. Ом никогда не расстается со своим личным оружием — грозным ав томатом. И на этот раз старший крас нофлотец, проверив и смази автомат, повесил его за спину ■ пошел исполнить свой долг со ветского гражданина и воина. Проголосовав за кандидатов ■ депутаты Верховного Совета СССР, он отправился обратно. Вечерело. Мамонов не спеша шел по дороге, осматривая привыч ным и зорким взглядом вопна- разведчика лежавшую вокруг местность. Вдруг он заметил в 50 метрах от дороги двух неизвестных лиц с лыжами. Мамонову показались подозрительными эти два человека Вскинув быстро свой верный ав томат, он предложил незнаком цам следовать за ним. Те подчи нились. Задержанные Мамоновым неиз вестные лица оказались наруши телями порядка. За проявленную бдительность старшему краснофлотцу Мамоно ву об’явлена благодарность. Это— 14-я благодарность, полученная Мамоновым ва время службы е 1941 года. Николай Мамонов — Член ВЛКСМ с 1943 года, отличный, дисциплинированный воин, на имеющий за время службы ни одного взыскания. Бдительный комсомолец, ох выполнил свой долг перед Роди ной — проявил высокую револю ционную бдительность. Л. ШАХНОВСКИЙ. | Заметки о воинском воспитании | 1. ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР СТАРШИНЫ Школу Учебного отряда я окончил три года назад и до енх пор храню о пей самые лучшие воспоминания. Особен но часто я вспоминаю старши ну 1 статыи Григория Радчико- ва — своего первого учителя. Не знаю, за что мы больше всего полюбили своего старши ну: за его широкую, отоывчи- вую душу и спокойный уровне вешенный характер или за глу бокие и разносторонние знания и сноровку. Все мы стремились подражать ему во всем. Мы хо тели в совершенстве знать свою специальность и быть такими же опытными моряками, как и наш командир. — Многие из вас будут кгичандипа'ми, — говорил Рад- чияоз.— Если хотите, чтобы вас угажали и ценили, будьте стро гими, но заботливыми началь никами. Особонно смотрите за собой. Личный пример коман дира воздействует на подчи ненных лучше, чем сотня са мых громких и красивых слов. Если старшина требует от под чиненного опрятности И куль туры, а сам ходит небритым или в грязной тельняшке, то ясно, что его требования ни к чему яе приведут. Вспомните начало своей службы. Если бы я требовал от вас знать техни ку или быть аккуратными, дис циплинированными моряками, а сам не показывал в этом при мера, то разве вы имели бы та кие успехи? Конечно, нет. Глав ное в воспитании — личный пример. Эти советы я запомнил твер до. На корабль я прибыл рядо вым краснофлотцем, а затем был назначен командиром от деления. Вначале растерялся. Ведь в этом отделении я служил ря довым, а сейчас на меня возло жили ответственность за вос питание и обучение красно флотцев. Некоторые из них бы ли старше меня по возрасту и по годам службы. Будут ли они уважать меня и подчиняться? Удастся ли мне сразу взять нужный тон и завоевать авто ритет, без которого немыслима успешная работа? Все это очень волновало, ибо по наблю дениям я знал, что иной раз проходит немало времени, пока младший командир войдет в свою роль. А за это вдемя он может неосторожными дей ствиями или оторваться от краснофлотцев, или допустить панибратство, которое пагубно сказывается и на авторитете командира и на успехах всего отделения. Поэтому я решил сразу тве определить свое ме сто. Собрав подчиненных, я за явил: — Меня назначили команди ром отделения. Командование оказало мне высокое доверие и возложило большую ответ ственность. Я буду требовать беспрекословного и точного вы полнения устава. Наше отделе ние, которое обслулсивает серд це корабля — двигатели — должно стать передовым и об разцовым отделением. Преду преждаю, что за малейшее на рушение установленного поряд ка буду взыскивать строго. С первых же дней я с радо стью заметил, что краснофлот- цы отделения заметно подтяну лись. Правда, иной раз отдель ные из них по старой привычке пытались запросто обращаться ео мне, говорить «ты». Тогда я тактично, но властно пресекал подобное панибратство. На , службе я всегда говорил спо койно, внятно, внушительно. Иной раз действительно нужны были большое терпение и вы держка, чтобы не показать и тени раздражения, а говорить с подчиненными спокойно и властно, как это требуется от командира. Никогда красно флотцы не слыхали, чтобы я повысил гойос или нагрубил им. Но когда я появляюсь сре ди краснофлотцев, они сразу жо подтягиваются, ибо каждый из нт<т знает, что их старшина не потерпит ни малейшего не порядка. Чтобы показать, насколько воздействует личный пример командира на краснофлотцев, расскажу о таком случае. У ме ня есть товарищ — старшина 2 статьи Николай Бубнов. Однажды подводная лодка, на которой он служил командиром отделения, выполняла ответ ственное задание и находилась вблизи вражеских берегов. Не ожиданно из строя вьппел кла пан газоотвода. На длительное погружение лодка итти не мог ла: в дизельный отсек стала бы поступать забортная вода. Со здалось опасное положение, и командир корабля обратился к личному составу: — Необходимо- немедленно исправить повреждение. Кто пойдет добровольно? — Я! — сразу же ответил командир отделения Бубнов. — Вы знаете об опасности?— опросил командир. — Могут появиться самолеты или вра жеские корабли, и тогда лодка уйдет на глубину, а вы остане тесь за бортом. — Ясно, товарищ командир. Я иду исправить поврежде* ние, — твердо ответил старши на. Командир разрешил, и Буб нов с необходимыми инстру ментами поднялся на пплуб^ Всо знали, что как только по* требует обстановка, логгка, уйдет на глубину, и тогда Буб нов погибнет в ледяной воде. Подводники восхищались муже ством старшины, его пламенной любовью к своему кораблю, ра ди которого он готов был по жертвовать своей жизнью. Естественно, что этот эпизод оказал очень сильное влияние на краснофлотцев. Николай Бубнов' мог говорить им, что следует быть смелыми и от* важными моряками, любить свой корабль и если нужно, то пожертвовать ради него своей жизнью. Но все это не имело бы такого эффекта, если б сам он не показал личный пример мужества, отвага я любви к ко раблю. Из всего вышесказанного я хочу сделать вывод, что личный пример старшины играет ос новную, если яе решающую, роль в воспитании отважных, инициативных, умелых и расто* репных военных моряков. Старшина 2 статьи Г. САДОВСКИЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz