Краснофлотец. 1946 год, февраль.

К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 21 февраля 1946 г.. К 43 (2429| Округе обязанностей старшины комендоров Старшие» комендоров являет­ ся не только начальником всей грушш орудийного расчета, но ■ заместителем командира огне­ вого взвода. Однако никакими до­ кументам его обязанности не предусмотрены. Правда, функ­ ции старшины комендоров, как заместителя командира огневого взвода в бою, кратко изложены в справочнике офицера-зенитчика. Но что он должен делать и за что отвечает в период повсе­ дневной мирной службы и уче­ бы, — этого нигде не сказано, иоэтому и получается, что в от­ дельных частях старшина комен­ доров выполняет различные функции, которые часто не соот­ ветствуют его должности. Хотелось бы поделиться неко­ торыми мыслями по поводу дея­ тельности старшин комендоров. Я считаю, что старшина комендоров -в первую очередь должен безукоризненно знать материальную часть и боезапас, устранять неисправность и со­ гласовывать все механизмы, уметь производить разборку и сборку орудия к механизмов, разборка которых разрешена внутри части. Старшина обязан хорошо знать измерительные приборы и приборы наблюдения, уметь работать на них, знать ла­ бораторные работы, которые разрешено проводить в частях: приведение патронов в оконча­ тельно снаряженный вид, замену дистанционных взрывателей и трубок, капсюльных трубок и т. д. Для того, чтобы руковог днть. устранением неисправно­ стей, важно, чтобы каждый стар­ шина комендоров обладал хотя бы элементарными знаниями по слесарному делу. На обязанностях старшины комендсро-в лежит аккуратное ве­ дение формуляров орудий и при­ боров, учет, когда и какой меха­ низм подвергался ремонту и за­ мене, сколько выпущено каждым орудием снарядов и каковы рас* стрел и потеря начальной скоро­ сти каждого орудия. Помимо всего этого. старшина должен уметь самостоятельно подгото­ вить батарею для стрельбы по воздушным и наземным целям, уметь придать батарее направле­ ние на цель, определить дистан­ цию, наименьший прицел и пра­ вильно корректировать стрельбу. В артиллерийски! частях ста­ рой русской армии, если артил­ лерист назначался орудийным фейерверкером (по-нашему — сержант, командир орудия), он перед заступлением на эту долж­ ность, как правило, отправлялся на несколько дней в артиллерий­ ские мастерские, знакомился там с ремонтом орудий, а главное — учился слесарному делу. Фейер­ веркер-разведчик сразу же после назначения на эту должность откомандировывался на практику в мастерскую приборов. Это по­ вышало его знания, давало воз­ можность накопить необходимые практические навыки, которые в дальнейшей службе оказывали большую помощь. Есть ли возможность у нас на флоте практиковать подобные командировки младших команди­ ров в артиллерийские мастер­ ские? Безусловно, есть и я счи­ таю, что »то настоятельно необ­ ходимо для командиров орудий и особенно Для старшин комен­ доров. Во время таких команди­ ровок старшина сможет значи­ тельно повысить свои знания по специальности, глубже вникнет в технику порученного дела. Требования, которые здесь из­ ложены, прямо соответствуют должности старшин комендоров. Эти требования вполне им по- сильны, ибо наши старшины и сержанты по сравнению с фейер­ веркерами старой русской армии по своему общеобразовательно­ му уровню и культуре стоят не-^ измерило выше. Это даёт им воз­ можность быстрее и лучше овла­ деть специальностью, отлично выполнять свои обязанности, быть подлинными мастерами- ар­ тиллеристами. Полковник Н. УШАКОВ. - Молодой краснофлотец Н. Веселов с иервоич) дня своей службы на краснознаменном эсминце «В. Куйбышев» энер­ гично взялся за изучение специальности радиста. Теперь он самостоятельно несет вахту. Фото Л. Огурцова. Кчему привело незнание техники Краснофлотец Дьячков заведует одним из главных котлов мино­ носца «Жаркий». Во время пере­ хода. Дьячков едва не допустил аварии в своем заведывании: он не сумел во-время напитать ко­ тел водой. Когда командир отделения ко­ тельных машинистов стал искать причину такого грубого недо­ смотра со стороны подчиненного, выяснилось, что Дьячков невеже­ ственен в технике, не знает, как расположены клапана и маги­ страли в его заведывании. Дьячков служит на флоте 5 лет. За этот срок он мог, конеч­ но, стать умелым специалистом и дисциплинированным моряком. Но Дьячков предпочел пойти по дру­ гому пути. Оп систематически на­ рушал дисциплину на корабле. Несколько раз Дьячков был заме­ чен спящнм на вахте. Т.акое поведение и привело к тему, что Дьячков, прослужив­ ший на флоте пять лет, допустил ошибку при обслуживании котла, которую легко исправил молодой >краснофлотец Проничев. Но неверным будет винить в разболтанности одного красно­ флотца Дьячкова. Если бы коман­ дир отделения и старшина груп­ пы во-время обратили на него должте внимание и с достаточ­ ной' строю^тые призвали его к порядку — им не пришлось бы сейчас краснеть за него. Нельзя поверить, что Дьячков не под­ дается никаким воспитательным мерам. Вероятнее всего, что, не подучив по заслугам за мелкие нарушения и за пренебрежение Соевой подготовкой, Дьячков ре­ шил, что можно 'безнаказанно творить и другие, безобразия. ' Пора призвать Дьячкова к по­ рядку, принять строгие и реши­ тельные меры, чтобы покончить с разгильдяйством и недисципли­ нированностью. Дать крепко по­ чувствовать Дьячкову, что на флоте нетерпима нерадивая служба Старшина 1 статьи И. ИВАНЕНКОВ. Ценная помощь В коде подготовки к экзаме­ нам на звание шофера первого класса мне понадобилась тех­ ническая консультация. Я об­ ратился за помощью к старшему техник-лейтенанту Антипову. Антипов порекомен­ довал мне техническую литера­ туру и, когда я вторично обра­ тился за раз’яснением непонят­ ных вопросов, подробно расска­ зал о реставрации запасных ча­ стей. о правилах этаплоатации машины и об основных прин­ ципах технологии металлов. Благодаря помощи тов. Анти­ пова я успешно сдал экзамен и стал шофером первого класса. Старшина 1 статьи * Н. ЕРОФЕЕВ. * БДИТЕЛЬНОСТЬ РАЗВЕДЧИКА НИКОЛАЯ МАМОНОВА Разведчик одного из нанок отдаленных постов ВНОС стар­ ший краснофлотец Николай Мал монов, сдав свою вахту. 10 фев­ раля днем отправился на изби­ рательный участок, расположен­ ный в нескольких километрах о» поста. Николай Мамонов — бывиды! воин, отличный специалист. Ом никогда не расстается со своим личным оружием — грозным ав­ томатом. И на этот раз старший крас­ нофлотец, проверив и смази автомат, повесил его за спину ■ пошел исполнить свой долг со­ ветского гражданина и воина. Проголосовав за кандидатов ■ депутаты Верховного Совета СССР, он отправился обратно. Вечерело. Мамонов не спеша шел по дороге, осматривая привыч­ ным и зорким взглядом вопна- разведчика лежавшую вокруг местность. Вдруг он заметил в 50 метрах от дороги двух неизвестных лиц с лыжами. Мамонову показались подозрительными эти два человека Вскинув быстро свой верный ав­ томат, он предложил незнаком­ цам следовать за ним. Те подчи­ нились. Задержанные Мамоновым неиз­ вестные лица оказались наруши­ телями порядка. За проявленную бдительность старшему краснофлотцу Мамоно­ ву об’явлена благодарность. Это— 14-я благодарность, полученная Мамоновым ва время службы е 1941 года. Николай Мамонов — Член ВЛКСМ с 1943 года, отличный, дисциплинированный воин, на имеющий за время службы ни одного взыскания. Бдительный комсомолец, ох выполнил свой долг перед Роди­ ной — проявил высокую револю­ ционную бдительность. Л. ШАХНОВСКИЙ. | Заметки о воинском воспитании | 1. ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР СТАРШИНЫ Школу Учебного отряда я окончил три года назад и до енх пор храню о пей самые лучшие воспоминания. Особен­ но часто я вспоминаю старши­ ну 1 статыи Григория Радчико- ва — своего первого учителя. Не знаю, за что мы больше всего полюбили своего старши­ ну: за его широкую, отоывчи- вую душу и спокойный уровне вешенный характер или за глу­ бокие и разносторонние знания и сноровку. Все мы стремились подражать ему во всем. Мы хо­ тели в совершенстве знать свою специальность и быть такими же опытными моряками, как и наш командир. — Многие из вас будут кгичандипа'ми, — говорил Рад- чияоз.— Если хотите, чтобы вас угажали и ценили, будьте стро­ гими, но заботливыми началь­ никами. Особонно смотрите за собой. Личный пример коман­ дира воздействует на подчи­ ненных лучше, чем сотня са­ мых громких и красивых слов. Если старшина требует от под­ чиненного опрятности И куль­ туры, а сам ходит небритым или в грязной тельняшке, то ясно, что его требования ни к чему яе приведут. Вспомните начало своей службы. Если бы я требовал от вас знать техни­ ку или быть аккуратными, дис­ циплинированными моряками, а сам не показывал в этом при­ мера, то разве вы имели бы та­ кие успехи? Конечно, нет. Глав­ ное в воспитании — личный пример. Эти советы я запомнил твер­ до. На корабль я прибыл рядо­ вым краснофлотцем, а затем был назначен командиром от­ деления. Вначале растерялся. Ведь в этом отделении я служил ря­ довым, а сейчас на меня возло­ жили ответственность за вос­ питание и обучение красно­ флотцев. Некоторые из них бы­ ли старше меня по возрасту и по годам службы. Будут ли они уважать меня и подчиняться? Удастся ли мне сразу взять нужный тон и завоевать авто­ ритет, без которого немыслима успешная работа? Все это очень волновало, ибо по наблю­ дениям я знал, что иной раз проходит немало времени, пока младший командир войдет в свою роль. А за это вдемя он может неосторожными дей­ ствиями или оторваться от краснофлотцев, или допустить панибратство, которое пагубно сказывается и на авторитете командира и на успехах всего отделения. Поэтому я решил сразу тве определить свое ме­ сто. Собрав подчиненных, я за­ явил: — Меня назначили команди­ ром отделения. Командование оказало мне высокое доверие и возложило большую ответ­ ственность. Я буду требовать беспрекословного и точного вы­ полнения устава. Наше отделе­ ние, которое обслулсивает серд­ це корабля — двигатели — должно стать передовым и об­ разцовым отделением. Преду­ преждаю, что за малейшее на­ рушение установленного поряд­ ка буду взыскивать строго. С первых же дней я с радо­ стью заметил, что краснофлот- цы отделения заметно подтяну­ лись. Правда, иной раз отдель­ ные из них по старой привычке пытались запросто обращаться ео мне, говорить «ты». Тогда я тактично, но властно пресекал подобное панибратство. На , службе я всегда говорил спо­ койно, внятно, внушительно. Иной раз действительно нужны были большое терпение и вы­ держка, чтобы не показать и тени раздражения, а говорить с подчиненными спокойно и властно, как это требуется от командира. Никогда красно­ флотцы не слыхали, чтобы я повысил гойос или нагрубил им. Но когда я появляюсь сре­ ди краснофлотцев, они сразу жо подтягиваются, ибо каждый из нт<т знает, что их старшина не потерпит ни малейшего не­ порядка. Чтобы показать, насколько воздействует личный пример командира на краснофлотцев, расскажу о таком случае. У ме­ ня есть товарищ — старшина 2 статьи Николай Бубнов. Однажды подводная лодка, на которой он служил командиром отделения, выполняла ответ­ ственное задание и находилась вблизи вражеских берегов. Не­ ожиданно из строя вьппел кла­ пан газоотвода. На длительное погружение лодка итти не мог­ ла: в дизельный отсек стала бы поступать забортная вода. Со­ здалось опасное положение, и командир корабля обратился к личному составу: — Необходимо- немедленно исправить повреждение. Кто пойдет добровольно? — Я! — сразу же ответил командир отделения Бубнов. — Вы знаете об опасности?— опросил командир. — Могут появиться самолеты или вра­ жеские корабли, и тогда лодка уйдет на глубину, а вы остане­ тесь за бортом. — Ясно, товарищ командир. Я иду исправить поврежде* ние, — твердо ответил старши­ на. Командир разрешил, и Буб­ нов с необходимыми инстру­ ментами поднялся на пплуб^ Всо знали, что как только по* требует обстановка, логгка, уйдет на глубину, и тогда Буб­ нов погибнет в ледяной воде. Подводники восхищались муже­ ством старшины, его пламенной любовью к своему кораблю, ра­ ди которого он готов был по­ жертвовать своей жизнью. Естественно, что этот эпизод оказал очень сильное влияние на краснофлотцев. Николай Бубнов' мог говорить им, что следует быть смелыми и от* важными моряками, любить свой корабль и если нужно, то пожертвовать ради него своей жизнью. Но все это не имело бы такого эффекта, если б сам он не показал личный пример мужества, отвага я любви к ко­ раблю. Из всего вышесказанного я хочу сделать вывод, что личный пример старшины играет ос­ новную, если яе решающую, роль в воспитании отважных, инициативных, умелых и расто* репных военных моряков. Старшина 2 статьи Г. САДОВСКИЙ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz