Краснофлотец. 1946 год, февраль.
К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 20 фираая 1946 г.. № 42 (2428) К а м е н ь п р е т к н о в е н и я т“ Молодой краснофлотец сиг нальщик Александр Назаров при первой встрече на «боль шом охотнике» со своим буду щим командиром старшиной 2 статьи Сергеем Корсаковым произвел на последнего, если не удручающее, то далеко не от радное впечатление. Старшина прежде всего ценил в людях свойства, которыми обладал сам — энергичную деловитость, жизнерадостность, непосред ственность. Назаров не такой. У него бы ло скучное выражение лица, медлительность в движениях, мешковатость. Даже своеобраз ная манера говорить: он растя гивал слова, делал большие па узы. Впечатление о Назарове создалось еще более плохое, аогда старшина узнал, что но вый его подчиненный не был в ппсоле Учебного отряда, а пере веден из строевых в сигналь щики. «Ясно почему его па наш ка тер списали... Придется попо теть, чтобы сделать из него стоющего мсряка, сносного спе циалиста», — с горечью думал старшина и невольно забеспо коился, сумеет ли о« справить ся с такой задачей. Однако после того, как Кор- са-ков ро'дробнее изучил моло дого краснофлотца и начал ис подволь прощупывать его гша- ния по специальности, чувство .опасения сменились недоуме нием. Ответы Назарова были # твердыми, точными, хотя и не всегда полными. Но эти пробе лы в боевой подготовке устра нить легчо, чем начинать все «с азов». «Как можно ошибить ся с первого взгляда». — поду мал старшина. Вскоре после прихода Наза рова на корабль «большой охот ник» вышел в море. Отстояв вахту, Корсаков не ушел с сиг нального мостика, несмотря на то. что натруженное, пронизы ваемое ледяным ветром тело тпебовало отдыха. Он не изме нил своего твердого решения добиться исного представления о всех положительных и отри цательных чертах Назарова, как специалиста, чтобы правильно поставить свою воспитательную работу с ним. Критически при сматриваясь к каждому движе нию и слову Назарова, старпгк-, на делал замечания. Тот охотна соглашался и старался не пов торять ошибок. От зорких глаз молодого сиг нальщика не ускользало ничто. Он коротко, обстоятельно до кладывал обо всем замеченном на море и в воздухе. Из переговорной трубы про звучал голос рулевого, переда ющего приказание командира катера: _ — Передайте на пост семафор! Назаров обернулся к стар шине с вопросительным взгля дом: «Вы передадите?...» Дело коснулось главного в специал: - ности. — Что же вы медлите? Застучала ручка прозректоря. и сумерки прорезали вспышки света. Точка-тире, тиречочтса... Почерк безукоризненный. Чув ство недоумения, которое не оставляло до сих пор Кор сакова, сменилось радостным: он слишком поспешил в своих умозаключениях три первом знакомстве. Теперь можно спо койно спуститься в теплый уют ный кубрик. Но отдохнуть Сергею не при шлось. Его вдруг вызвали на мостик. Назаров принял только половину того, что семафорили флагманского корабля, а в принятое внес столько путани цы, что нельзя было доискаться до смысла светограммы. Корса кову пришлось просить повто рить семафор и принять его са-» мому. Что случилось с молодым специалистом, старшина вряд ли мог сразу ответить. Только по вторившийся случай дал ему возможность узнать, в чем же дело. А причина плохого приема светограммы была в том, что Назаров имел слабую зри тельную память, замедленное восприятие световых знаков Морзе. Как бороться с таким из’яном.2 На этот счет не-было ни специальных инструкций, ни рецептов. Положившись на свой опыт и опыт боевых друзейг моряков, Корсаков выработал оригинальную систему трени ровки подчиненного по зритель ному восприятию. Это был камень преткновения, который требовалось преодо леть. Добрая половина времени занятий уходила теперь в рабо те на клотиковом ключе. Поло- жиз на колени газету, старшина с определенными интервалами выстукивал знаки, передавая текст статьи. А Назаров, глядя на вспыхивающую лампочку, громко читал. Старшина уско рял темп подачи знаков до нор мального. Желаемого результа та не получалось — краснофло тец сбивался. Перед старшиной снова вста вал вопрос: что же делать? Од нажды он расчленил знаки по группам по сходству. Подал первую группу раз, другой, тре тий. Затем другую группу... Раз ’яснив необходимость созна тельного самоконтроля при за учивании, Корсаков заострял внимание Назарова на отдель ных ошибках, принуждая ого осмысливать их. ч Так, от занятия к занятию, старшина приучал молодого сигнальщика к осмыслеиноЬу запоминанию знаков. Ему уда лось добиться, что Назаров чи тал ‘знаки без ошибок. Но на этом не ограничивалась тренировка зрительной памяти. Вечерами Корсаков подробно рассказывал Назарову о форме, окраске посторонних предметов, которые находились на катере. Это было надежным вспомога тельным средством к достиже нию цели. ^ Наступил момент проверить, есть ли толк от таких трениро вок. Замигала электрическая лампрчка: тире-точка-точта. Скачала с продолжительными промежутками между буквами, потом все с меньшими и мень шими. Александр ровным голо сом произносил написанные ключом слова- 7'элос его вдруг оборвался. Это повторилось еще раз. Но остальную светограмму он принял хорошо. Несколько ошибок в таком длинном и слож ном тексте! Старшина внутрен не был очень доволен успехом новичка. Это была, если не победа, та® предзнаменование ео. Корсаков, не стесняясь выра жать свое удовольствие в гром ких восклицаниях, нечаянно обратил внимание на внешность Назарова и поразился. Не было на лице новичка прежнего вы ражения медлительности, меш коватости. Это был результат его огромной кропотливой вос питательной работы. Н. ГЕРМОГЕНТОВ. Боевая подготовка на эсминце «Доблестный». НА СНИМКЕ: командир отделения машинистоъ-турбшгастов старший крас нофлотец М. Козлов проводит занятие с молодыми красно флотцами. , Фото Л. Огурцова М Е Т О Д С Т А Р Ш И Н Ы Т А Р А Н О В А Как воспитываются полноценные кадры моряк)» Маленький фельетон МАРАФОНСКИЙ БЕГ ПО ЭТАЖАМ Для части понадобилось 500 ••рамм шурупов, килограмм п.оздей и два килограмма эбо нита. В один из «отпускных дней» представитель части младший лейтенант Нестеров пришел в 9 часов утра к про ходной тыла о требованием, доверенностью я отношением, адресованными в один из от делов Управления тыла Север ного флота. Здесь-то и.был дан старт бега с искусственными препятствиями. Первое препятствие — оче редь за пропуском. Оно отни мает не менее двадцати минут. Затем нужно бежать на 4-й этаж в 5 отделение отдела, чтобы первым притти ко второ му препятствию — очереди к начальнику — инженер-капита ну 3 ранга Евлашину, который ставит визу на требовании. Тут бегун имеет возможность отдохнуть, потому что, пока Ев лашин разглядывает и ви'зи- Г*|>т требование, и пока много- ч <ленные девушки, роясь в толстых книгах, проставляют на требовании номенклатурные номера и выписывают распоря жения на отпуск, — времени проходит немало. Распоряжение выписано, под писано и печать приложена. На чинается бег на дистанцию 1 километр — до бухгалтерии склада, где выписывают на ряды. Нестеров здесь основа тельно отдыхает — его бумаги п р о х о д я т через много рук: ми мо нескольких картотек, где проставляются номера скла - } дов, — к де&ушке, которая вы писывает наряды, пропуска и открытый лист. Но отдых уже отравлен — Нестеров внезапно вспоминает, глядя на часы, что до обеденного перерыва оста лись считанные минуты, а впе реди еще много этапов бега с препятствиями. Поэтому, когда после бухгалтерии, где выпи сывают расценки, требование, наконец, попадает к нему, он уже переминается с ноги на ногу, как бегун, ожидающий эстафету. Снова бег на 1 километр от склада к зданию Управления тыла. Но гудок, возвещающий начало перерыва, застает стра дальца в очереди за пропуском. Перед этим — четвертым по счету — препятствием он па сует и пасмурно бродит по го роду с наполовину оформлен ными документами. Ровно в 14 часов мытарства продолжаются. На шестом эта же в помещении главной бух галтерии Управления тыла — очередной барьер. Здесь выпи сывают счета. После этого — в финансовую часть — оплатить счет, снова на шестой этаж в бухгалтерию за визой главного бухгалтера и, наконец, послед ний этап — обратно на склад поставить на оформленный на ряд подпись и печать. Теперь можно итти на скла ды за требуемыми материала ми. Но тут возникает новая бе да — близится конец рабочего дня, а склады расположены так далеко друг от друга, что даже • ковер-самолет не поможет облетать их до 18 часов. Эбо нит можно получить в городе, за шурупами надо ехать в дру гое место, а за гвоздями—еще дальше—на Кильдинстрой. При всем желании за один день не обегать. В итоге для того, чтобы по лучить один килограмм гвоз дей, полкило шурупов и два килограмма эбонита, младшему лейтенанту Нестерову при шлось затратить несколько дией и преодолеть двойную марафонскую дистанцию — около 70 километров и три де сятка этажей. Хуже всего, что подобные порядки настолько вошли в обычай, что никого уже не удивляют. Не волнуют они и тех, кто отвечает за органи зацию и порядок в учрежде ниях, в данном случае — инже нер-капитана 3 ранга Евлаши на. Нужно быть совершенно рав нодушным к своей работе и не уважать дорогое время . лю дей, чтобы установить и под держивать в учреждении такие порядки. Разве нельзя сокра тить маршрут «бега с препят ствиями» или организовать один расходный склад, в кото ром имелось бы все необходи мое для реализации таких мел ких требований? Или лучше за ставлять представителей ко раблей ч частей бегать, высу нув языки, по Мурманску и его окрестностям ради килограмма гвоздей? Г, ЕВГЕНЬЕВ. Заведывавле старшины 1 статьи Таранова— артиллерийского элек трика одного из миноносцев — большое и сложное, требующее хороших теоретических знаний, практических навыков. Тара нов— отличный специалист. Он отдает себе отчет в том, что пра вильно воспитывать подчинен ных может лишь такой старши на, который находится на уровне современных требований. Свои знания Таранов умею передает подчиненным, стремясь воспитать из них знающих свое дело специалистов, волевых и дисциплинированных моряков. Идет приборка по заведыва- ниям. Краснофлотцы чистят, про веряют приборы. Старшина вме сте с ними. Он наблюдает за ра ботой, спрашивает, рассказывает устройство отдельных механиз мов, показывает на практике» как работают те илв иные приборы. Бывает, что выйдет из строя какой-либо прибор или механизм. Таранов "не спешит его исправ лять, если обстановка это позво ляет. Он соберет отделение, за ставит вскрыть испортившийся механизм, осмотреть. Когда под чиненные ознакомятся е харак тером неисправности, старшина попросит, чтобы каждый выска зал свои соображения. Выслушав мнение краснофлотцев, он ука жет, кто правильно определил по вреждение, кто ошибся, расска жет, как нужно исправить меха низм. Во время тренировок на бое вых постах Таранов добивается, чтобы действия краснофлотцев были осмысленными и быстрыми. Часто бывает так : возьмет старшина секундомер я скоман дует отделению боевую тревогу. Моряки стремглав бегут на бое вые посты и докладывают о го товности. А старшина тем време нем внимательно наблюдает: кто замешкался, неправильно подго товил к действию оружие, неточ но доложил. После каждой тре нировки он проводит разбор, ука зывает подчиненным на ошибки, дает совет, как их устранить. Такая практика дает хорошие результаты. Краснофлотцы при учаются делать все хорошо, от рабатывают организацию, стано вятся расторопными и инициа тивными. Во время учений под чиненные Таранова работают у приборов уверенно и быстро. Большое внимание уделяет Таранов дисциплине. Дудка п« приборкам. Старшина проверя‘:т7 все ли вышли по сигналу, ка к они справляются с делом. Стоит его подчиненный па вах те — старшина и туда пойдет, проверит, хорошо ли краснофло тец правит службу. Однажды на корабле проходи ла проверка механизмов. Старо служащий Никитин решил, что у него все в порядке и не вышел по сигналу. Старшина сам про верил заведывание Никитина ж обнаружил на телефоне налет ржавчины. Поступок старшего краснофлотца Никитина явился предметом обсуждения всего от деления. За нерадивое содержа ние заведыванпя он получил строгое дисциплинарное взыска ние. Постоянная и неослабная тре бовательность старшины содей ствует успешному ходу боевой учебы, приучает краснофлотцев г исполнительности и аккуратно сти. Таранов не подменяет требо вательность, заботу о подчинен ных мелочной опекой. Он всяче ски поощряет инициативу. Е а > то молодой краснофлотец Сиси- кин, доложив, что один из при боров его заведывания вышел и» строя, попросил разрешения ис править его. Старшина разрешил. Сисикин исправил поврежден» и доложил об этом старшине. Таранов проверил работу прибо ра и, убедившись, что ремонт произведен хорошо, об’явил кра снофлотцу благодарность. Так- бывалый воин старшина 1 статьи Таранов воспитывает кадры моряков. Ему удалось вы вести свое отделение на одно и* первых мест на корабле. Настойчиво и кропотливо обу чает краснофлотцев и командир отделения дальномерщиков стар шина 1 статьи Буров. Его под чиненные на протяжении года не имели ни одного дисциплинарно го взыскания. Отделение завоева ло на корабле славу передового. миноносце много таких старшин, как Таранов и Буров. Много труда вкладывают они, чтебы воспитать полноценные Еядры моряков. Результаты их работы исключительно благотвор ны. Пх система обучения и вос питания подчиненных заслужи* вает того, чтобы ее перенял старшины других кораблей ш и шего флота. А. ГРИГОРЬЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz