Краснофлотец. 1946 год, февраль.

К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 20 фираая 1946 г.. № 42 (2428) К а м е н ь п р е т к н о в е н и я т“ Молодой краснофлотец сиг­ нальщик Александр Назаров при первой встрече на «боль­ шом охотнике» со своим буду­ щим командиром старшиной 2 статьи Сергеем Корсаковым произвел на последнего, если не удручающее, то далеко не от­ радное впечатление. Старшина прежде всего ценил в людях свойства, которыми обладал сам — энергичную деловитость, жизнерадостность, непосред­ ственность. Назаров не такой. У него бы­ ло скучное выражение лица, медлительность в движениях, мешковатость. Даже своеобраз­ ная манера говорить: он растя­ гивал слова, делал большие па­ узы. Впечатление о Назарове создалось еще более плохое, аогда старшина узнал, что но­ вый его подчиненный не был в ппсоле Учебного отряда, а пере­ веден из строевых в сигналь­ щики. «Ясно почему его па наш ка­ тер списали... Придется попо­ теть, чтобы сделать из него стоющего мсряка, сносного спе­ циалиста», — с горечью думал старшина и невольно забеспо­ коился, сумеет ли о« справить­ ся с такой задачей. Однако после того, как Кор- са-ков ро'дробнее изучил моло­ дого краснофлотца и начал ис­ подволь прощупывать его гша- ния по специальности, чувство .опасения сменились недоуме­ нием. Ответы Назарова были # твердыми, точными, хотя и не всегда полными. Но эти пробе­ лы в боевой подготовке устра­ нить легчо, чем начинать все «с азов». «Как можно ошибить­ ся с первого взгляда». — поду­ мал старшина. Вскоре после прихода Наза­ рова на корабль «большой охот­ ник» вышел в море. Отстояв вахту, Корсаков не ушел с сиг­ нального мостика, несмотря на то. что натруженное, пронизы­ ваемое ледяным ветром тело тпебовало отдыха. Он не изме­ нил своего твердого решения добиться исного представления о всех положительных и отри­ цательных чертах Назарова, как специалиста, чтобы правильно поставить свою воспитательную работу с ним. Критически при­ сматриваясь к каждому движе­ нию и слову Назарова, старпгк-, на делал замечания. Тот охотна соглашался и старался не пов­ торять ошибок. От зорких глаз молодого сиг­ нальщика не ускользало ничто. Он коротко, обстоятельно до­ кладывал обо всем замеченном на море и в воздухе. Из переговорной трубы про­ звучал голос рулевого, переда­ ющего приказание командира катера: _ — Передайте на пост семафор! Назаров обернулся к стар­ шине с вопросительным взгля­ дом: «Вы передадите?...» Дело коснулось главного в специал: - ности. — Что же вы медлите? Застучала ручка прозректоря. и сумерки прорезали вспышки света. Точка-тире, тиречочтса... Почерк безукоризненный. Чув­ ство недоумения, которое не оставляло до сих пор Кор­ сакова, сменилось радостным: он слишком поспешил в своих умозаключениях три первом знакомстве. Теперь можно спо­ койно спуститься в теплый уют­ ный кубрик. Но отдохнуть Сергею не при­ шлось. Его вдруг вызвали на мостик. Назаров принял только половину того, что семафорили флагманского корабля, а в принятое внес столько путани­ цы, что нельзя было доискаться до смысла светограммы. Корса­ кову пришлось просить повто­ рить семафор и принять его са-» мому. Что случилось с молодым специалистом, старшина вряд ли мог сразу ответить. Только по­ вторившийся случай дал ему возможность узнать, в чем же дело. А причина плохого приема светограммы была в том, что Назаров имел слабую зри­ тельную память, замедленное восприятие световых знаков Морзе. Как бороться с таким из’яном.2 На этот счет не-было ни специальных инструкций, ни рецептов. Положившись на свой опыт и опыт боевых друзейг моряков, Корсаков выработал оригинальную систему трени­ ровки подчиненного по зритель­ ному восприятию. Это был камень преткновения, который требовалось преодо­ леть. Добрая половина времени занятий уходила теперь в рабо­ те на клотиковом ключе. Поло- жиз на колени газету, старшина с определенными интервалами выстукивал знаки, передавая текст статьи. А Назаров, глядя на вспыхивающую лампочку, громко читал. Старшина уско­ рял темп подачи знаков до нор­ мального. Желаемого результа­ та не получалось — краснофло­ тец сбивался. Перед старшиной снова вста­ вал вопрос: что же делать? Од­ нажды он расчленил знаки по группам по сходству. Подал первую группу раз, другой, тре­ тий. Затем другую группу... Раз ’яснив необходимость созна­ тельного самоконтроля при за­ учивании, Корсаков заострял внимание Назарова на отдель­ ных ошибках, принуждая ого осмысливать их. ч Так, от занятия к занятию, старшина приучал молодого сигнальщика к осмыслеиноЬу запоминанию знаков. Ему уда­ лось добиться, что Назаров чи­ тал ‘знаки без ошибок. Но на этом не ограничивалась тренировка зрительной памяти. Вечерами Корсаков подробно рассказывал Назарову о форме, окраске посторонних предметов, которые находились на катере. Это было надежным вспомога­ тельным средством к достиже­ нию цели. ^ Наступил момент проверить, есть ли толк от таких трениро­ вок. Замигала электрическая лампрчка: тире-точка-точта. Скачала с продолжительными промежутками между буквами, потом все с меньшими и мень­ шими. Александр ровным голо­ сом произносил написанные ключом слова- 7'элос его вдруг оборвался. Это повторилось еще раз. Но остальную светограмму он принял хорошо. Несколько ошибок в таком длинном и слож­ ном тексте! Старшина внутрен­ не был очень доволен успехом новичка. Это была, если не победа, та® предзнаменование ео. Корсаков, не стесняясь выра­ жать свое удовольствие в гром­ ких восклицаниях, нечаянно обратил внимание на внешность Назарова и поразился. Не было на лице новичка прежнего вы­ ражения медлительности, меш­ коватости. Это был результат его огромной кропотливой вос­ питательной работы. Н. ГЕРМОГЕНТОВ. Боевая подготовка на эсминце «Доблестный». НА СНИМКЕ: командир отделения машинистоъ-турбшгастов старший крас­ нофлотец М. Козлов проводит занятие с молодыми красно­ флотцами. , Фото Л. Огурцова М Е Т О Д С Т А Р Ш И Н Ы Т А Р А Н О В А Как воспитываются полноценные кадры моряк)» Маленький фельетон МАРАФОНСКИЙ БЕГ ПО ЭТАЖАМ Для части понадобилось 500 ••рамм шурупов, килограмм п.оздей и два килограмма эбо­ нита. В один из «отпускных дней» представитель части младший лейтенант Нестеров пришел в 9 часов утра к про­ ходной тыла о требованием, доверенностью я отношением, адресованными в один из от­ делов Управления тыла Север­ ного флота. Здесь-то и.был дан старт бега с искусственными препятствиями. Первое препятствие — оче­ редь за пропуском. Оно отни­ мает не менее двадцати минут. Затем нужно бежать на 4-й этаж в 5 отделение отдела, чтобы первым притти ко второ­ му препятствию — очереди к начальнику — инженер-капита­ ну 3 ранга Евлашину, который ставит визу на требовании. Тут бегун имеет возможность отдохнуть, потому что, пока Ев­ лашин разглядывает и ви'зи- Г*|>т требование, и пока много- ч <ленные девушки, роясь в толстых книгах, проставляют на требовании номенклатурные номера и выписывают распоря­ жения на отпуск, — времени проходит немало. Распоряжение выписано, под­ писано и печать приложена. На­ чинается бег на дистанцию 1 километр — до бухгалтерии склада, где выписывают на­ ряды. Нестеров здесь основа­ тельно отдыхает — его бумаги п р о х о д я т через много рук: ми­ мо нескольких картотек, где проставляются номера скла - } дов, — к де&ушке, которая вы­ писывает наряды, пропуска и открытый лист. Но отдых уже отравлен — Нестеров внезапно вспоминает, глядя на часы, что до обеденного перерыва оста­ лись считанные минуты, а впе­ реди еще много этапов бега с препятствиями. Поэтому, когда после бухгалтерии, где выпи­ сывают расценки, требование, наконец, попадает к нему, он уже переминается с ноги на ногу, как бегун, ожидающий эстафету. Снова бег на 1 километр от склада к зданию Управления тыла. Но гудок, возвещающий начало перерыва, застает стра­ дальца в очереди за пропуском. Перед этим — четвертым по счету — препятствием он па­ сует и пасмурно бродит по го­ роду с наполовину оформлен­ ными документами. Ровно в 14 часов мытарства продолжаются. На шестом эта­ же в помещении главной бух­ галтерии Управления тыла — очередной барьер. Здесь выпи­ сывают счета. После этого — в финансовую часть — оплатить счет, снова на шестой этаж в бухгалтерию за визой главного бухгалтера и, наконец, послед­ ний этап — обратно на склад поставить на оформленный на­ ряд подпись и печать. Теперь можно итти на скла­ ды за требуемыми материала­ ми. Но тут возникает новая бе­ да — близится конец рабочего дня, а склады расположены так далеко друг от друга, что даже • ковер-самолет не поможет облетать их до 18 часов. Эбо­ нит можно получить в городе, за шурупами надо ехать в дру­ гое место, а за гвоздями—еще дальше—на Кильдинстрой. При всем желании за один день не обегать. В итоге для того, чтобы по­ лучить один килограмм гвоз­ дей, полкило шурупов и два килограмма эбонита, младшему лейтенанту Нестерову при­ шлось затратить несколько дией и преодолеть двойную марафонскую дистанцию — около 70 километров и три де­ сятка этажей. Хуже всего, что подобные порядки настолько вошли в обычай, что никого уже не удивляют. Не волнуют они и тех, кто отвечает за органи­ зацию и порядок в учрежде­ ниях, в данном случае — инже­ нер-капитана 3 ранга Евлаши­ на. Нужно быть совершенно рав­ нодушным к своей работе и не уважать дорогое время . лю­ дей, чтобы установить и под­ держивать в учреждении такие порядки. Разве нельзя сокра­ тить маршрут «бега с препят­ ствиями» или организовать один расходный склад, в кото­ ром имелось бы все необходи­ мое для реализации таких мел­ ких требований? Или лучше за­ ставлять представителей ко­ раблей ч частей бегать, высу­ нув языки, по Мурманску и его окрестностям ради килограмма гвоздей? Г, ЕВГЕНЬЕВ. Заведывавле старшины 1 статьи Таранова— артиллерийского элек­ трика одного из миноносцев — большое и сложное, требующее хороших теоретических знаний, практических навыков. Тара­ нов— отличный специалист. Он отдает себе отчет в том, что пра­ вильно воспитывать подчинен­ ных может лишь такой старши­ на, который находится на уровне современных требований. Свои знания Таранов умею передает подчиненным, стремясь воспитать из них знающих свое дело специалистов, волевых и дисциплинированных моряков. Идет приборка по заведыва- ниям. Краснофлотцы чистят, про­ веряют приборы. Старшина вме­ сте с ними. Он наблюдает за ра­ ботой, спрашивает, рассказывает устройство отдельных механиз­ мов, показывает на практике» как работают те илв иные приборы. Бывает, что выйдет из строя какой-либо прибор или механизм. Таранов "не спешит его исправ­ лять, если обстановка это позво­ ляет. Он соберет отделение, за­ ставит вскрыть испортившийся механизм, осмотреть. Когда под­ чиненные ознакомятся е харак­ тером неисправности, старшина попросит, чтобы каждый выска­ зал свои соображения. Выслушав мнение краснофлотцев, он ука­ жет, кто правильно определил по­ вреждение, кто ошибся, расска­ жет, как нужно исправить меха­ низм. Во время тренировок на бое­ вых постах Таранов добивается, чтобы действия краснофлотцев были осмысленными и быстрыми. Часто бывает так : возьмет старшина секундомер я скоман­ дует отделению боевую тревогу. Моряки стремглав бегут на бое­ вые посты и докладывают о го­ товности. А старшина тем време­ нем внимательно наблюдает: кто замешкался, неправильно подго­ товил к действию оружие, неточ­ но доложил. После каждой тре­ нировки он проводит разбор, ука­ зывает подчиненным на ошибки, дает совет, как их устранить. Такая практика дает хорошие результаты. Краснофлотцы при­ учаются делать все хорошо, от­ рабатывают организацию, стано­ вятся расторопными и инициа­ тивными. Во время учений под­ чиненные Таранова работают у приборов уверенно и быстро. Большое внимание уделяет Таранов дисциплине. Дудка п« приборкам. Старшина проверя‘:т7 все ли вышли по сигналу, ка к они справляются с делом. Стоит его подчиненный па вах­ те — старшина и туда пойдет, проверит, хорошо ли краснофло­ тец правит службу. Однажды на корабле проходи­ ла проверка механизмов. Старо­ служащий Никитин решил, что у него все в порядке и не вышел по сигналу. Старшина сам про­ верил заведывание Никитина ж обнаружил на телефоне налет ржавчины. Поступок старшего краснофлотца Никитина явился предметом обсуждения всего от­ деления. За нерадивое содержа­ ние заведыванпя он получил строгое дисциплинарное взыска­ ние. Постоянная и неослабная тре­ бовательность старшины содей­ ствует успешному ходу боевой учебы, приучает краснофлотцев г исполнительности и аккуратно­ сти. Таранов не подменяет требо­ вательность, заботу о подчинен­ ных мелочной опекой. Он всяче­ ски поощряет инициативу. Е а > то молодой краснофлотец Сиси- кин, доложив, что один из при­ боров его заведывания вышел и» строя, попросил разрешения ис­ править его. Старшина разрешил. Сисикин исправил поврежден» и доложил об этом старшине. Таранов проверил работу прибо­ ра и, убедившись, что ремонт произведен хорошо, об’явил кра­ снофлотцу благодарность. Так- бывалый воин старшина 1 статьи Таранов воспитывает кадры моряков. Ему удалось вы­ вести свое отделение на одно и* первых мест на корабле. Настойчиво и кропотливо обу­ чает краснофлотцев и командир отделения дальномерщиков стар­ шина 1 статьи Буров. Его под­ чиненные на протяжении года не имели ни одного дисциплинарно­ го взыскания. Отделение завоева­ ло на корабле славу передового. миноносце много таких старшин, как Таранов и Буров. Много труда вкладывают они, чтебы воспитать полноценные Еядры моряков. Результаты их работы исключительно благотвор­ ны. Пх система обучения и вос­ питания подчиненных заслужи* вает того, чтобы ее перенял старшины других кораблей ш и шего флота. А. ГРИГОРЬЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz