Краснофлотец. 1946 год. Декабрь.

УМЕЛО ОБУЧАТЬ МОЛОДЫХ МАТРОСОВ ★ ★ ★ Почетное и ответственное дело Родинд доверила нам не только сложную, дорогостоящую техни­ ку, но н самое важное — вос­ питание воинов. Деао чести каждого офицера и старшины — оправдать это высокое доверие, научиться работать с иодьми, воспитывать их в духе предан­ ности партип Ленина ■ Сталина, умелыми и выносливыми моря­ ками. Для этого, прежде всего, необходимо, чтобы офицер и старшина серьезно осознали свою роль воспитателя — строгого учителя, заботливого наставника, требовательного начальника. В период летних плаваний личный состав нашей боевой час­ ти добился известных успехюв в боевой и политической подготов­ ке. Эти успехи объясняются пра­ вильной постановкой воспита­ тельной работы нашими стар­ шинами. ■ Молодые матросы тромпы^ машинисты тт. Христофоров, Беляев, Ильин, турбинные ма­ шинисты тт. Карамзан, Федосеев, Самсонов, Макаров, котельные машинисты тт. Ефимов, Зорин, Чудинов, которыми" сейчас гор­ дится вся боевая часть, пришли па корабль неопытными в техни­ ческих вопросах. На долю офи­ церов и старшин выпала кропот­ ливая и ответственная работа по воспитанию ив молодежи уме­ лых, закаленных моряков. Трюмный машинист т. Беляев имел низкий уровень общеобра­ зовательной подготовки, в первые ли держался на корабле замкну­ то и робко. Трудно было повет рить, что из такого человека можно воспитать энергичного •моряка, грамотного и развитого. Сомнения, однако, вскоре рассег ялись. Старшины тт. Калачев и Жаворонков часто беседовали с Беляевым, рассказывали ему о боевых делах корабля, о людях, полюбивших морскую службу. Благодаря правильному подходу, Беляев стал доверять старшинам свои мысли, начал иначе смот­ реть на службу. Жаворонков чи­ тал ему газеты, книги, раз’ясиял содержание просмотренных кино­ фильмов. вводил его в круг това­ рищей. Ему поручали специаль­ ные работы по ремонту механиз­ мов, переходя постепенно от прос­ тых к сложным. Беляев ожил. Сейчас он — энергичный матрос, отличный специалист, уважаемый всем личным составом боевой части. Следовательно, задушевные беседы старшин с матросами в Инженер-«аинтаи 3 ранга И. Хаки. сочетании с обычными формами воспитания (требовательность, правильно организованные заня­ тия и т. д.) всегда приносят пользу. Необходимо больше дове­ рять матросам, проверять выпол­ нение работ, развивать у них са­ мостоятельность и инициатив- ность. Матрос должен наглядно убеж­ даться в своих ошибках. Это полностью зависит от старшины. Матрос Свистунов уверял, что он глубоко изучил свои обязан­ ности на ходовой вакте у меха­ низма и настойчиво просил, что­ бы его перевели па обслужива­ ние другого,более сложного, ме­ ханизма. Но старшина Костаев знал, что Свистунов просто зазнался, а свое дело знает сла­ бо. Не унижая достоинства мат­ роса, Костаев однажды на вахте неожиданно задал Свистунову простой, но важный вопрос. Вахтенный замялся и не ответил. Старшина посоветовал! ему глуб­ же изучить свои обязанности. Свистунов сам убедился, что ему еще рано кичиться своими зна­ ниями. Формы и методы обучения и 'Воспитания матросов равнообраз­ ны. Старшина должен изыски­ вать в каждом отдельном случае особый, наиболее действенный из них. Матрос Фадичев севера шал грубые проступки, позорил боевую часть. F него не было хороших друзей, ему не было зна­ комо чувство товарищества, он не считался с коллективом. Фадичев предстал перед строем всей боевой части. Ему твердо заявили, что дальни терпеть такого поведения' не могут и потребовали от Фадичева примерности в дисциплине и учебе. Фадичев осознал свои ошибки и быстро стал исправ­ ляться. Отсюда видна действен­ ная сила коллективного порпи­ тания. Однажды матрос Салтанов совершил недостойный поступок, но сознаться в нем не хотел, обманывал офицера и старшину, которым были известны вое подробности проступка. После беседы о вреде лжи и не­ искренности, о том, что лживый человек не найдет в жизни пи почета, ни уважения, Салта­ нов признался. Старшины ис­ пользовали этот случай для бесед с матросами. Забота о подчиненных — неот’емлемое качество воспитате­ ля. Когда матрос т. Иванов серьезно заболел н был отправг лен в госпиталь, старшина т. Калачев отправил ему ценную посылку. Легко понять, как вы­ сок будет авторитет такого старшины, как будет благодарен ему матрос за чуткость и вни­ мание. Строгая требовательность в сочетании с отеческой заботой всегда были верным средством воспитания людей. Никогда нельзя пользоваться такими мег тодами. которые унижают дос­ тоинство советского человека, ос­ корбляют его чувства и честь, ибо такими методами можно усу­ губить положение, заставить человека замкнуться. Авторитет воспитателя будет подорван. Для того, чтобы старшина мог правильно воспитывать людей, он самдолжен быть культурным! примерным во всех отношениях, т. е. быть носителем тех качеств, которые он стремится привить матросам. Безусловно, одному старшине трудно найти правиль­ ный метод. На. помощь должен притти офицер, призванный обу­ чать старшину не только спер циальному делу, но и методам, и формам воспитания. Обучение и воспитание мат­ росов —дело трудное, но благо­ дарное. Это ие эпизод в дея­ тельности воспитателя, а — постоянный, настойчивый и кропотливый труд, в результате которого рождается армия высо­ коквалифицированных спецназ диотов, знатоков морского дела, столь необходимая для укрепле­ ния мощи Вооруженных Сил на­ шей великой Родины. Инженер-капитан 3 ранга И. ХАИН. — Развивать у матросов — самостоятельность Матросы тт. Корегии и Куликов пришли на корабль пять месяцев тому назад. Первое время они встречались с трудностя­ ми, но желание стать штатными специалистами, большой инте­ рес к морскому делу, настойчивость в учебе и сознание своего долга перед Родиной, помогли им в короткий срок освоить новую для них материальную часть, самостоятельно обслуживать сложные прибюры: гирокомпас, эхолот. Особенно настойчиво изучал технику матрос т. Корегид. Он часто обращался к товарищам с неясными вопросами, спра­ шивал меня. Но я раз’яснял интересующий матроса вопрос только тогда, когда был убежден, что самостоятельно он не разберется, а в остальных случаях давал наводящие вопросы, заставлял человека думать. Это помогало матросу тверже ус­ воить изучаемый нм материал, агрегат. — Товарищ старшина, — обратился однажды ко мне Ко­ регии. — к какому типу относится обслуживаемаянами дина­ момашина — шунтовая или сериес? Я посоветовал Корегину разобраться самостоятельно. Матрос со схемами в руках подошел к мотору. Я наблюдал заегодейст виями. Он внимательно осмотрел обмотки, подводы я отводы проводников и взглянул на меня. — Поняли? — спросил я его. — Понял, — динамо — типа сериес. Матрос т. Куликов, дублируя штурманского электрика, прилежно изучает эту специальность. Вначале он обращался ко мне с самыми пустяковыми вопросами, как говорят: и надо и не надо. Я знал, что т. Куликов достаточно грамотен, чтобы без посторонней помощи изучить вверенный ему механизм. Следуя моему совету, он стал глубже впикать в технику и вскоре убедился в пользе самостоятельной учебы. К такому методу обучения' я обращаюсь очень часто, ибо он дает неплохие результаты. Матросы Корегин и Куликов сейчас уверенно запускают и обслуживают гирокомпас, заботли­ во ухаживают за своими заведываниями, содержат материала нуто часть в отличном состоянии. Они — дисциплинированные воины, активные комсомольцы: оба избраны в состав бюро ком­ сомольской организации. Демобилизующиеся специалисты, пере­ давая механизмы тт. Корегину и Куликову, уверены, что боевая техника будет в надежных руках, она будет работать безотказно. Старшина 1 статьи А. АВЕРИН. I К каждому—свой подход Использовать влияние коллектива Когда на корабль пришли мо­ лодые матросы, я особо побеседо­ вал с каждым из них. Затем стал знакомить их с устройством корабля: провелпо заведываниям, ио кубрикам, рассказал некото­ рые тактические данные корабля. После этого начались занятия, которые я планировал так, чтобы первые 15 минут уделялись ноь* торепшо пройденной темы, а в конце — минут десять для опроса. Матросы почувствовали •постоянный и строгий контроль и поэтому готовились к занятиям серьезно. Особенно внимательно следил я за выполнением распорядка дня, за соблюдением формы одежды. Прп неправильных действиях под- чиненных я делал им замечания, предупреждения. Если наруши­ тель не исправлялся, его поступ­ ки обсуждались всем коллекть" вам. Товарищи требовали от пего исправления своих ошибок. При этом я опирался на лучших, дис­ циплинированных матросов. Таки­ ми были тг. Савченко, Коротков, Якушин. Тов. Савченко и сейчас помогает мне в воспитании под­ чиненных. После летних плаваний моло­ дые матросы приобрели опыт и закалку, чувствуют себя воз­ мужалыми. Многие из них допу­ щены к самостоятельному несе­ нию вахты, переведены на штат" иые долж/гости. Старшина 2 статьи И. ЛАРИН. Личный состав группы трюмных машинистов нашего корабля мо­ лод и разнороден по образованию. Для того, чтобы сплотить коллек­ тив, сделать его дружным, ото* собным выполнять задания командования, к каждому матросу нужен был свой подход, особый метод обучения. В 1945 году наш корабль на* ходился на ремонте. Перед стар­ шинами стояла трудная задача: отремонтировать механизмы, обу­ чить молодых матросов, т. е. под­ готовить технику и людей к зим­ ним плаваниям. Одним из моло­ дых (матросов был в то время трюмный машинист Пошивайлов. С ним приходилось особенно мно­ го заниматься. Он внимательно выслушивал все, что ему говори­ ли, но усваивал туго и медлен­ но. Я решил организовать для Пошивайлова дополнительные за­ нятия. В свободные от вахты ча­ сы мы проводили занятия в ма­ шинном отделении, матрос разби­ рал и собирал агрегаты, чертил схемы различных магистралей. Вскоре он подтянулся до уровня передовых товарищей. Матрос Беляев имел очень низ­ кий уровень общего образования. Он совершенно не зпал морской терминологии, no был стара­ тельным, усердным на службе. Я прикрепил к нему опытного спе­ циалиста, который следил за каждым шагом обучаемого, читал ему книги, газеты. Техника увлекла Беляева настолько, что он в сравнительно короткий срок стал отличным специалистом, й\*“ лучил зваиие старшего матроса. ' Старшина 1 стапъи И. Калачев- Иноща приходилось переме­ щать матросов с одного боевого номера на другой. Если матрос плохо ухаживал за техникой, на его место ставился другой, стара­ тельный, честный, который при­ водил материальную часть в по* рядок. Обычно у провинившегося такая мера задевала самолюбие, он сам просил, чтобы его сно­ ва перевели па прежнее место, начинал прилежно работать, зная, что его осудят товарищи, если он будет халатно относитьсяк служ­ бе. Сейчас личный состав группы трюмных машинистов готовится к новым походам. Матросы моей группы готовы выполнить любое задание командования. Старшина 1 статьи И. КАЛАЧЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz