Краснофлотец. 1946 год. Декабрь.

К ОЧ Е Р Е ДНЫМ П О Л И Т И Ч Е С К ИМ З АНЯТИЯМ Сержанты и старшины—ближайшие и непосредственные начальники и воспитатели солдат и матросов В Советской Армии военно­ служащие но своему слу­ жебном? положению и во­ инскому званию, как и во всех армиях мира, делятся на начальников и подчинен­ ных, младших и старших. Но отношения между начальниками и подчиненными э Вооруженных Санах СССР принципиально иные, чем в армиях капитали" стшескнх стран. В оонове капи­ талистического общества лежит частная собственность на средст­ ва производства, эгашлоатация человека человеком. В капитали­ стическом обществе эксллоататор" ские классы господствуют над трудящимися — рабочими и крестьянами. Непримиримые классовые противоречия между эксгалоататорам-и и трудящимися раздирают капиталистическое об­ щество. Совсем иной является армия нашего социалистического госу­ дарства. И начальники и подчи­ ненные в нашей армия — прел" ставители трудящихся масс. Со­ ветские Вооруженные Силы — любимое детище советского наро­ да. В наших Вооруженных Силах находит яркое воплощение, не­ сокрушимое морально-политиче­ ское единство советского общест­ ва, братская дружба народов ССОР, пламенный советский пат­ риотизм. Все советские военнослу­ жащие, от маршала до рядового солдата, имеют одни и* те же ин­ тересы — защищать от покуше­ ния врагов свою свободную Роди­ ну, свою роднуюсоветскуювласть, свой парод. Поэтому и .взаимоот" ношения начальника и подчинен­ ного в Вооруженных Силах СССР носят совсем другой харак­ тер, чем в армиях буржуазных стран. Ближайшими начальниками солдат, матросов наших Воору­ женных Сил являются младшие командиры — сержанты и стар­ шины. Их роль в армии и Фло" тс исключительно велика. День и ночь они находядся среди сол­ дат и матросов, делят с ними все трудности и радости военной службы, оказывают на них ог­ ромное воспитательное влияние. Наши младшие командиры бле­ стяще справились со своими за 1 дачами в годы Великой Отечест­ венной войны и сейчас, в мир- пых условиях, они прииваны обучать и воспитывать солдат и матросов в духе беспредельной преданности своей социалистиче­ ской Родине, партии Ленина — Сталина и Советскому правитель" ству, в духе требований военной присяги, уставов и приказов товарища Сталина. Товарищ Сталин назвал сер* жантсв п старшин ближайшими и непосредственными начальниками и воспитателями красноармейцев. Для успешното выполнения сво­ ей почетной обязанности сержан­ ты и старшины должны настой­ чиво изучать боевой опыт Вели" кой Отечественной войны, новые достижения военной науки и техники и умело применять их в обучении и воспитании солдат и матросов, привить подчинен­ ным боевой советский дух, чувст­ во воинского долга, любовь к военному делу, всемерно укреп­ лять воинскую дисциплину и организованность. Для того, что* бы быть достойным защитником своей социалистической Родины, каждый солдат и матрас совет­ ских Вооруженных Chi, прежде всего, должен стать мастером своей военной специальности. «Великая Отечественная вой­ на, — говорил товарищ Сталин, — внесла в военное дело много нового. Боевой опыт, добытый на полях сражений, представляет богатую сокровищницу для обу чения и воспитания войск. Поэ­ тому всю подготовку армии надо проводить на основе умелого ос­ воения опыта минувшей войны». Это сталинское указание имеет прямое отношение не только^ к старшим, но и к младшимкоман­ дирам. Известно, что исход сра­ жения решается в огромной мере ближним боем, в котором весьма велика роль младшего командира, непосредственного руководителя солдат. Он ведет их в атаку, ру­ ководит боем в траншеях и т. д. Воспитывать мастеров своей военной специальности можно только при том условии, если сам сержант или старшина будет отлично гнать военное деле. Но и этого для комавдира мало. Бы­ вает так, что командир знает свое дело, но подчиненные у него подготовлены слабо. Оказывается, что он плохо владеет методикой обучения, то-есть не умеет пе­ редать своих знаний другим. Товарищ Сталин требует, чтобы наши командиры теперь, в период «ирной учебы, овладели мастер­ ством обучения я воспитание солдат и матросов. Учить надо показом. Основа всей методики младшего коман­ дира заключена в словах: «де­ лай, как я». Одним рассказом ие научишь. Сначала нужно пока­ зать подчиненным прием и сей­ час же тренировать их. Показать тот или иной прием нужно в строгом соответствии с уставами и наставлениями. Ни в коем случав нельзя допускать, чтобы подчиненные усвоили какой-як" будь прием в искаженном виде. Переучивать куда труднее, чем учить. Всякое дело усваивается, если проходить его в строгой последовательности. Существуют такие правила: вди пастепеиво от простота к сложному, не пере­ прыгивай через разделы, не пе­ реходи к другому, пока не до* кончишь одного. Приступаешь к очередному занятию, повтори прошлый урок, напомни из него основные положения. Обучение требует терпеливой работы и выдержки. Иной прием или действие солдаты долго не могут усвоить. Неопытный командир в этом случае начинает нервничать, а грубый окрик или резкое слово в такой момент очень вредны, потому что они подрывают у солдата веру в свои силы. Командиру легче обу­ чать своих солдат, если он бу­ дет знать их способности. Тогда, готовясь к занятою, он заранее может решать, на кого из подчи­ ненных надо обратил особое внимание при изучении данной темы. Для того, чтобы ванятая про* ходили организованно и с наи­ большей пользой, старшины и сержанты должны к ям тща­ тельно готовиться. Следует течи» Майор М. СБ0ЙЧАК0В. • инструктивных занятиях. Обязан­ ность младшего командира перед занятиями с соадатами — про" читать и усвоить соответствую­ щие разделы уставов и наставле- шины. Непременным условием воспитания подчиненных является строгая требовательность коман­ дира. Только постоянной требова­ тельностью сержанты и старши­ ны смогут приучить подчиненных к безупречному выполнению ими своих обязанностей. Быть требо­ вательным к подчиненным обя- яий, необходимую учебную ли - 1 зывмт т кщ (т до т л и и а р- тературу. В подготовку к заня тию входит и забота об учебных пособиях, мишенях, приборах н т. д. Для воина очень важно обла­ дать твердой волей и выносли­ востью. В Боевом уставе пехоты говорится: «Бой — самое боль­ шое испытание моральных, физв." ческих качеств и выдержки бой­ ца. Часто в бой приходится всту­ пать после утомительного марша и вести его беспрерывно несколь* ко суток днем и ночью». Ясность цели, твердость ха­ рактера, решительность и храб­ рость приносили нашим воинам победу, честь и славу. На войне закалка воина пронс" ходила гораздо быстрее. Боевая обстановка, полная опасностей и трудностей на каждом шагу, спо­ собствовала моральной и физиче­ ской закаже. Другое дело теперь, в мирное время. Опасностям воин не подвергается, таких больших тягот, как в бою, не переносит. Поэтому на занятиях нужно, прежде всего, создавать такие условия, которые были бы близ­ ки к боевой обстановке, воспиты* вать в бойцах и матросах бод­ рость, веру в свои силы, готов­ ность стой» преодолеть всяче­ ские трудности и препятствия. Сержанты и старшины наделе" ны большой властью в отноше­ нии соддат и матросов, могут на­ лагать на них дисциплинарные взыскания. Младшим командирам дано тайке право поощрять сол­ дат и матросов, проявивших усердие, подвиги и отличие в не­ сении службы, - в выполнении своего войлокоао долга. Сержан­ ты и старшины могут об’являть подчиненным благодарность перед строем, а также снимать ранее наложенные ими дисциплинарные взыскания. Для таю, чтобы успешно обу­ чать и воспитывать солдат и матросов, младшие командиры должны твердо знать свои права и обяваиности, которые преду­ смотрены уставами Вооруженных Сил ССОР, «Опорой дисциплины и поряд­ ка, — говорит товарищ Сталин, — должны быть, в первую оче­ редь, наши тмаздные кадры, в том числе старшины и сержан­ ты — ближайшие и непосредст­ венные начальники и воспитате- ли красноармейцев». Основу нашей советской воин­ ской дисциплины составляет по­ литическая сознательность вои­ нов. «Воинская дисциплина, — го" верится в Дисциплинарном уста­ ве, — основывается на сознании каждым военнослужащим воин­ ского долга и личной ответствен­ ности за защиту своей Родины— Союза Советских Оогщалистиче- ских Республик». Сознательную воинскую дис­ циплину воспитывают у подчи- усваивать указания офицеров на |пенных наши сержанты и стар- ный устав Вооруженных Сил СССР. «Интересы защиты Родины,— записано в уставе, — требуют от начальника яе оставлять без воздействия ни одного проступка подчиненных, строго взыскивать с нерадивых и поощрять достой" ных за проявленное усердие, подвиги и отличия цо службе». Справедливая требовательность командира укрепляет его авто­ ритет, а авторитет командира — залог дисциплины. Этот автори­ тет надо уметь заслужить. Глав­ ную роль здесь играет личный пример. Старшина или сержант должен быть образцом для своих подчиненных, всегда и во вся­ ком деле. Для укрепления дис­ циплины очень важен порядок £ подразделении. Тут первое место принадлежит старшине. 4% дружнее, чем спаянное подразделение, тем крепче в нем дисциплина. Поэтому сержанты и старшины должны постоянно вое* питывать у подчиненных чувства воинского товарищества и друж­ бы. Большое значение в воинском воспитании солдат и матросов имеет забота комавдира о подчи­ ненных. Требовательность н за­ бота должны быть неразрывными чертами каждого командира. Be* ликие полководцы старой русской армии — Суворов и Кутузов всегда сочетали требовательность ё неусыпной заботой о солдатах. В нашей Советской Армии забо­ та о подчиненных поднята на небывалую высоту. Этой заботе, чуткости к людям учит нас наша Коммунистическая партия, товарищ Сталин. По-сталински заботиться о подчиненных — долг каждого комавдира, большо­ го и малого. Младшие командиры обязаны заботиться о сохранении жизни воинов. Усилия командира в бою должны быть направлены в тому, чтобы решить поставленную за­ дачу с наименьшими потерями. Забота о жизни солдата начи­ нается с боевой учебы. Нужно, чтобы люди понимали, что в бою побеждают умением, что неуме­ лый, неподготовленный воин — первая жертва боя. Но только тот командир проявляет настоя­ щую заботу о подчиненных, кото" рый суров и требователен в уче­ бе. Разумеется, забота о подчи­ ненных не ограничивается толь­ ко этим. Устав внутренней служ­ бы говорит о том, что начальник должен заботиться о сохранении здоровья своих подчиненных, вникать в их быт и нужды, кон­ тролировать полноту выдачи по­ ложенного и* от государства до­ вольствия и качество получаемо­ го. Следует помогать подчинен­ ным советом. Внимательный и чуткий сержант или старшина всегда будет знать не только службу и поведение своих солдат и матросов, но и как обстоят их личные дела, как часто оли пол^] чают письма из дому, какое по*, ложение их семей. Заботливый командир ежечасно, ежеминушд проявляет внимание к подчинен-»! пым. Великие идеи партии Ления*. — Сталина — основа воспитаний советских воинов. Командный кадры Вооруженных Сил СССР; призваны воспитывать нодчж-» пенных в коммунистическом ду­ хе. Весьма ответственны в это* отношении задачи сержантов ж старшин. Будучи ближайшим! начальниками и воспитателям* солдат н матросов, наши crapJ | шины и сержанты каждодневна" оказывают на них свое влияние. Многие младшие командиры про* водят с солдатами громкие читки газет, журналов, книг, беседую» с подчиненными на самые раз-< личные политические темы. Ясно, что сержант не сможет провеет^ беседу с солдатами, если он. catf не будет хорошо политически под* готовлен. Со всеми вопросами солдаты 1 чатросы, прежде всего, обращают* if'jiH к сержантам и старшинам, ка* сближайшим своим начальникам.. Само служебное положение обязы. вает младших командиров быть й политическом отношении на голо-- ву выше своих подчиненных я постоянно совершенствовать своя политические знания. Поэтому для сержантов н старшин мало знать боевую технику, тактику и дру­ гие области военного дела, ик нужны глубокие политические знания, чтобы правильно ориеи» тироваться в вопросах енутрен-’ ней жизни страны и международ­ ной обстановки. Сержанты и старшины зани­ маются политической учебой в отдельных грушах. Б этим заня­ тиям они обязаны относиться как к особо важному делу, ибо без марксистско-ленинской закалки невозможно стать настоящим вос­ питателем подчиненных. Требует­ ся упорная самостоятельная par бота надкнигой, газетой, над тру. дами Ленина и Сталина. Старши ны и сержанты обязаны показы вать подчиненным пример того как надо относиться к политиче ским занятиям. Их долг также помогать солдатам и матросам в политической учебе. Политическая грамотность способствует успехам воинов в боевой подготовке. Поли­ тические занятия поднимают соз­ нание воина, укрепляют его веру в правоту нашего дела. Свои политические знания мы черпаем из великой сокровищни­ цы марксизма-ленинизма — само­ го передового учения в мире. Убежденные в правоте великого дела Ленина — Сталина, совет­ ские люди уже не раз доказыва­ ли свою готовность бороться за него до последней капли крови. Долг сержантов и старшин — воспитывать в солдатах и матро­ сах чувство пламенного советско­ го патриотизма, отваги и бесстра­ шия перед трудностями, воспиты­ вать их идейно стойкими н умелыми защитниками Советского государства. Успешно справиться с такими почетными задачами младшие командиры смогут при условии, если они неустанно бу* дут повышать свои военные и политические знания. (Из «Красной звезды»).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz