Краснофлотец. 1946 год. Декабрь.
К ОЧ Е Р Е ДНЫМ П О Л И Т И Ч Е С К ИМ З АНЯТИЯМ Сержанты и старшины—ближайшие и непосредственные начальники и воспитатели солдат и матросов В Советской Армии военно служащие но своему слу жебном? положению и во инскому званию, как и во всех армиях мира, делятся на начальников и подчинен ных, младших и старших. Но отношения между начальниками и подчиненными э Вооруженных Санах СССР принципиально иные, чем в армиях капитали" стшескнх стран. В оонове капи талистического общества лежит частная собственность на средст ва производства, эгашлоатация человека человеком. В капитали стическом обществе эксллоататор" ские классы господствуют над трудящимися — рабочими и крестьянами. Непримиримые классовые противоречия между эксгалоататорам-и и трудящимися раздирают капиталистическое об щество. Совсем иной является армия нашего социалистического госу дарства. И начальники и подчи ненные в нашей армия — прел" ставители трудящихся масс. Со ветские Вооруженные Силы — любимое детище советского наро да. В наших Вооруженных Силах находит яркое воплощение, не сокрушимое морально-политиче ское единство советского общест ва, братская дружба народов ССОР, пламенный советский пат риотизм. Все советские военнослу жащие, от маршала до рядового солдата, имеют одни и* те же ин тересы — защищать от покуше ния врагов свою свободную Роди ну, свою роднуюсоветскуювласть, свой парод. Поэтому и .взаимоот" ношения начальника и подчинен ного в Вооруженных Силах СССР носят совсем другой харак тер, чем в армиях буржуазных стран. Ближайшими начальниками солдат, матросов наших Воору женных Сил являются младшие командиры — сержанты и стар шины. Их роль в армии и Фло" тс исключительно велика. День и ночь они находядся среди сол дат и матросов, делят с ними все трудности и радости военной службы, оказывают на них ог ромное воспитательное влияние. Наши младшие командиры бле стяще справились со своими за 1 дачами в годы Великой Отечест венной войны и сейчас, в мир- пых условиях, они прииваны обучать и воспитывать солдат и матросов в духе беспредельной преданности своей социалистиче ской Родине, партии Ленина — Сталина и Советскому правитель" ству, в духе требований военной присяги, уставов и приказов товарища Сталина. Товарищ Сталин назвал сер* жантсв п старшин ближайшими и непосредственными начальниками и воспитателями красноармейцев. Для успешното выполнения сво ей почетной обязанности сержан ты и старшины должны настой чиво изучать боевой опыт Вели" кой Отечественной войны, новые достижения военной науки и техники и умело применять их в обучении и воспитании солдат и матросов, привить подчинен ным боевой советский дух, чувст во воинского долга, любовь к военному делу, всемерно укреп лять воинскую дисциплину и организованность. Для того, что* бы быть достойным защитником своей социалистической Родины, каждый солдат и матрас совет ских Вооруженных Chi, прежде всего, должен стать мастером своей военной специальности. «Великая Отечественная вой на, — говорил товарищ Сталин, — внесла в военное дело много нового. Боевой опыт, добытый на полях сражений, представляет богатую сокровищницу для обу чения и воспитания войск. Поэ тому всю подготовку армии надо проводить на основе умелого ос воения опыта минувшей войны». Это сталинское указание имеет прямое отношение не только^ к старшим, но и к младшимкоман дирам. Известно, что исход сра жения решается в огромной мере ближним боем, в котором весьма велика роль младшего командира, непосредственного руководителя солдат. Он ведет их в атаку, ру ководит боем в траншеях и т. д. Воспитывать мастеров своей военной специальности можно только при том условии, если сам сержант или старшина будет отлично гнать военное деле. Но и этого для комавдира мало. Бы вает так, что командир знает свое дело, но подчиненные у него подготовлены слабо. Оказывается, что он плохо владеет методикой обучения, то-есть не умеет пе редать своих знаний другим. Товарищ Сталин требует, чтобы наши командиры теперь, в период «ирной учебы, овладели мастер ством обучения я воспитание солдат и матросов. Учить надо показом. Основа всей методики младшего коман дира заключена в словах: «де лай, как я». Одним рассказом ие научишь. Сначала нужно пока зать подчиненным прием и сей час же тренировать их. Показать тот или иной прием нужно в строгом соответствии с уставами и наставлениями. Ни в коем случав нельзя допускать, чтобы подчиненные усвоили какой-як" будь прием в искаженном виде. Переучивать куда труднее, чем учить. Всякое дело усваивается, если проходить его в строгой последовательности. Существуют такие правила: вди пастепеиво от простота к сложному, не пере прыгивай через разделы, не пе реходи к другому, пока не до* кончишь одного. Приступаешь к очередному занятию, повтори прошлый урок, напомни из него основные положения. Обучение требует терпеливой работы и выдержки. Иной прием или действие солдаты долго не могут усвоить. Неопытный командир в этом случае начинает нервничать, а грубый окрик или резкое слово в такой момент очень вредны, потому что они подрывают у солдата веру в свои силы. Командиру легче обу чать своих солдат, если он бу дет знать их способности. Тогда, готовясь к занятою, он заранее может решать, на кого из подчи ненных надо обратил особое внимание при изучении данной темы. Для того, чтобы ванятая про* ходили организованно и с наи большей пользой, старшины и сержанты должны к ям тща тельно готовиться. Следует течи» Майор М. СБ0ЙЧАК0В. • инструктивных занятиях. Обязан ность младшего командира перед занятиями с соадатами — про" читать и усвоить соответствую щие разделы уставов и наставле- шины. Непременным условием воспитания подчиненных является строгая требовательность коман дира. Только постоянной требова тельностью сержанты и старши ны смогут приучить подчиненных к безупречному выполнению ими своих обязанностей. Быть требо вательным к подчиненным обя- яий, необходимую учебную ли - 1 зывмт т кщ (т до т л и и а р- тературу. В подготовку к заня тию входит и забота об учебных пособиях, мишенях, приборах н т. д. Для воина очень важно обла дать твердой волей и выносли востью. В Боевом уставе пехоты говорится: «Бой — самое боль шое испытание моральных, физв." ческих качеств и выдержки бой ца. Часто в бой приходится всту пать после утомительного марша и вести его беспрерывно несколь* ко суток днем и ночью». Ясность цели, твердость ха рактера, решительность и храб рость приносили нашим воинам победу, честь и славу. На войне закалка воина пронс" ходила гораздо быстрее. Боевая обстановка, полная опасностей и трудностей на каждом шагу, спо собствовала моральной и физиче ской закаже. Другое дело теперь, в мирное время. Опасностям воин не подвергается, таких больших тягот, как в бою, не переносит. Поэтому на занятиях нужно, прежде всего, создавать такие условия, которые были бы близ ки к боевой обстановке, воспиты* вать в бойцах и матросах бод рость, веру в свои силы, готов ность стой» преодолеть всяче ские трудности и препятствия. Сержанты и старшины наделе" ны большой властью в отноше нии соддат и матросов, могут на лагать на них дисциплинарные взыскания. Младшим командирам дано тайке право поощрять сол дат и матросов, проявивших усердие, подвиги и отличие в не сении службы, - в выполнении своего войлокоао долга. Сержан ты и старшины могут об’являть подчиненным благодарность перед строем, а также снимать ранее наложенные ими дисциплинарные взыскания. Для таю, чтобы успешно обу чать и воспитывать солдат и матросов, младшие командиры должны твердо знать свои права и обяваиности, которые преду смотрены уставами Вооруженных Сил ССОР, «Опорой дисциплины и поряд ка, — говорит товарищ Сталин, — должны быть, в первую оче редь, наши тмаздные кадры, в том числе старшины и сержан ты — ближайшие и непосредст венные начальники и воспитате- ли красноармейцев». Основу нашей советской воин ской дисциплины составляет по литическая сознательность вои нов. «Воинская дисциплина, — го" верится в Дисциплинарном уста ве, — основывается на сознании каждым военнослужащим воин ского долга и личной ответствен ности за защиту своей Родины— Союза Советских Оогщалистиче- ских Республик». Сознательную воинскую дис циплину воспитывают у подчи- усваивать указания офицеров на |пенных наши сержанты и стар- ный устав Вооруженных Сил СССР. «Интересы защиты Родины,— записано в уставе, — требуют от начальника яе оставлять без воздействия ни одного проступка подчиненных, строго взыскивать с нерадивых и поощрять достой" ных за проявленное усердие, подвиги и отличия цо службе». Справедливая требовательность командира укрепляет его авто ритет, а авторитет командира — залог дисциплины. Этот автори тет надо уметь заслужить. Глав ную роль здесь играет личный пример. Старшина или сержант должен быть образцом для своих подчиненных, всегда и во вся ком деле. Для укрепления дис циплины очень важен порядок £ подразделении. Тут первое место принадлежит старшине. 4% дружнее, чем спаянное подразделение, тем крепче в нем дисциплина. Поэтому сержанты и старшины должны постоянно вое* питывать у подчиненных чувства воинского товарищества и друж бы. Большое значение в воинском воспитании солдат и матросов имеет забота комавдира о подчи ненных. Требовательность н за бота должны быть неразрывными чертами каждого командира. Be* ликие полководцы старой русской армии — Суворов и Кутузов всегда сочетали требовательность ё неусыпной заботой о солдатах. В нашей Советской Армии забо та о подчиненных поднята на небывалую высоту. Этой заботе, чуткости к людям учит нас наша Коммунистическая партия, товарищ Сталин. По-сталински заботиться о подчиненных — долг каждого комавдира, большо го и малого. Младшие командиры обязаны заботиться о сохранении жизни воинов. Усилия командира в бою должны быть направлены в тому, чтобы решить поставленную за дачу с наименьшими потерями. Забота о жизни солдата начи нается с боевой учебы. Нужно, чтобы люди понимали, что в бою побеждают умением, что неуме лый, неподготовленный воин — первая жертва боя. Но только тот командир проявляет настоя щую заботу о подчиненных, кото" рый суров и требователен в уче бе. Разумеется, забота о подчи ненных не ограничивается толь ко этим. Устав внутренней служ бы говорит о том, что начальник должен заботиться о сохранении здоровья своих подчиненных, вникать в их быт и нужды, кон тролировать полноту выдачи по ложенного и* от государства до вольствия и качество получаемо го. Следует помогать подчинен ным советом. Внимательный и чуткий сержант или старшина всегда будет знать не только службу и поведение своих солдат и матросов, но и как обстоят их личные дела, как часто оли пол^] чают письма из дому, какое по*, ложение их семей. Заботливый командир ежечасно, ежеминушд проявляет внимание к подчинен-»! пым. Великие идеи партии Ления*. — Сталина — основа воспитаний советских воинов. Командный кадры Вооруженных Сил СССР; призваны воспитывать нодчж-» пенных в коммунистическом ду хе. Весьма ответственны в это* отношении задачи сержантов ж старшин. Будучи ближайшим! начальниками и воспитателям* солдат н матросов, наши crapJ | шины и сержанты каждодневна" оказывают на них свое влияние. Многие младшие командиры про* водят с солдатами громкие читки газет, журналов, книг, беседую» с подчиненными на самые раз-< личные политические темы. Ясно, что сержант не сможет провеет^ беседу с солдатами, если он. catf не будет хорошо политически под* готовлен. Со всеми вопросами солдаты 1 чатросы, прежде всего, обращают* if'jiH к сержантам и старшинам, ка* сближайшим своим начальникам.. Само служебное положение обязы. вает младших командиров быть й политическом отношении на голо-- ву выше своих подчиненных я постоянно совершенствовать своя политические знания. Поэтому для сержантов н старшин мало знать боевую технику, тактику и дру гие области военного дела, ик нужны глубокие политические знания, чтобы правильно ориеи» тироваться в вопросах енутрен-’ ней жизни страны и международ ной обстановки. Сержанты и старшины зани маются политической учебой в отдельных грушах. Б этим заня тиям они обязаны относиться как к особо важному делу, ибо без марксистско-ленинской закалки невозможно стать настоящим вос питателем подчиненных. Требует ся упорная самостоятельная par бота надкнигой, газетой, над тру. дами Ленина и Сталина. Старши ны и сержанты обязаны показы вать подчиненным пример того как надо относиться к политиче ским занятиям. Их долг также помогать солдатам и матросам в политической учебе. Политическая грамотность способствует успехам воинов в боевой подготовке. Поли тические занятия поднимают соз нание воина, укрепляют его веру в правоту нашего дела. Свои политические знания мы черпаем из великой сокровищни цы марксизма-ленинизма — само го передового учения в мире. Убежденные в правоте великого дела Ленина — Сталина, совет ские люди уже не раз доказыва ли свою готовность бороться за него до последней капли крови. Долг сержантов и старшин — воспитывать в солдатах и матро сах чувство пламенного советско го патриотизма, отваги и бесстра шия перед трудностями, воспиты вать их идейно стойкими н умелыми защитниками Советского государства. Успешно справиться с такими почетными задачами младшие командиры смогут при условии, если они неустанно бу* дут повышать свои военные и политические знания. (Из «Красной звезды»).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz