Краснофлотец. 1946 год. Декабрь.

НАДЕЖНАЯ ВАХТА • БЕЗУПРЕЧНО НЕСУТ СЛУЖБУ МОРЯКИ ПЯТОЙ БОЕВОЙ ЧАСТИ КОРАБЛЯ Н. 'Корабль шел открытым морем, когда сильная струя горячего масла хлынула в машинный от­ сек. Масло заливало вспомога­ тельные механизмы и растекалось но палуба. Первым это вадютм молодой матрос моторист Миро­ нов. - __ Товарищ старшина! Лопнул дюрит масляной магистрали! — Готовить шланга! — при­ казал старшина группы моторис­ тов Четверртюв. • # С момента обнаружения неис­ правности яе прошло я минуты, а машинная команда уже пред­ приняла необходимые меры щ ее лиБвацаащи. Миронов |ал ава­ рийный «стой» и прекратил дос­ туп воздуха в огня мотор. Был1 ро взялись за дело командир от* деления мотористов Заревин я моторист Неиилин. Заревин под­ лез под машину и начал исправ­ лять повреждение. Ненилвн, сог­ ласно расписания по аварийной тревоге, достал запасные шланге, бугеля, инструмент. Неисправ­ ность была умело и быстро лик­ видирована. Масло снова пошло по магистрали. Старшина группы Четвериков тщательно проверил работу мото­ ристов, убедится, что шланговое соединение поставлено прочно и точно. После разрешения коман­ дира мотор был снова за­ пущен. Корабль продолжал итти заданным курсом, набирая поте­ рянную скорость. Позднее старшина об’яшил, отчего лошнуло шланговое соеди нение. Корабль сильно раскачи­ вало, его корма часто ©казываг яась над водой. Винты корабля в эти мгновения проворачивались вхолостую, создавая напряжен­ ный режим работы одного мото­ ра. Давление масла в магистра­ ли резко повысилось, и, наконец, оно хлынули струей, в машинный отсек. Не прояви моторист Миро­ нов бдительности — мотор вы­ шел бы из строя. Расторопность, четкие деистам командира отделения Заревина я уголодых мотористов показали, что личный состав машинной коман­ ды этого корабля готов ко вся­ ким неожиданностям в море. ^ Так была сдана . мотористами яа практике задача но борьбе за живучесть корабля. Успешные действия молодых мотористов не случайны. Наряду с изучением наставлений и ин­ струкций. старшины корабля уде­ ляют большое внимание практике, показу, как надо ухаживать за боевой техникой. С большим ува­ жением на корабле вспоминают ушедших по демобилизадин стар­ шин Белопотапова и Девяткина, которые отдали много своих сил и знаний, чтобы Хорошо подгото­ вить себе смену. Нынешний стар­ шина группы мотористов—стар­ шина 2 статьи Четвериков при Белопотапове, а затем при Девят- кине был командиром отделения мотористов. Когда проходил ремонт главных машин, Белолотаиов п Четвериков использовали его для практиче­ ского закрепления теоретических знаний молодых специалистов. Когда были вскрыты моторы, молодым матросам показали все срявошяпа в частя шатуна я собранном виде. — Как превращается прямо­ линейное даижеше во враща­ тельное? — задал вопрос Четве­ риков. Вопрос обсуждался всеми anno* ристали. Потом молоды* специа­ листам было разрешено самим вручную провернуть мотор. В процессе ремонта у молодых спе­ циалистов возник рад вопросов: — Как происходит смазка дви­ гателя? Как он охлаждается? Ни один вопрос не бш остав­ лен без ответа. Командир отделе­ ния рассказах о масляных кана­ лах, по который подается содо ка, об устройстве сменены охлаж­ дения двигателя. Старшина Четвериков старается почаще проводить тренировки по борьбе за живучесть корабля. Они бывают различными по своему назначению: заделка пробони, устранение течи в магистралях, тушение пожаров, замена отдель­ ных частей двигателя. Эта ежедневная кропотливая работа уже дает свои полезные результаты. Мотористы стали лучше обслуживать машину, изу­ чили ее капризы, бдительней не­ сут службу. Однажды на пере* ходе матрос Долгов обнаружил течь охлаждающей воды из вых­ лопного коллектора, он немедлен­ но доложил об этом своему коман­ диру Заревину и, получив от не­ го разрешение, самостоятельно наложил пластырь. Моторист Не- нилин, веся вахту, вдруг услы­ шал в двигателе посторонний стук. Он показался ему подозри­ тельным. Машина была останов­ лена. Ненилия осмотрел ее и обнаружил задир поршня. Немед­ ленно машинная команда смени­ ла поршень и цилиндр, перекрыв намного установленные нормативы времени. В пятой боевой час­ ти этого корабля за время войны по ви т мотористов не было ни одной аварии иля невыходу ко­ рабля в море. Так несут службу люди БЧ У. Эта боевая часть корабля ста* ла настоящей школой подготовки квалифицированных кадров. Слу­ жили здесь рядовыми моториста­ ми матросы Макаров, Мясов, Ми­ хайлов. Теперь они плавают на других кораблях в качестве командиров отделений. Старший моторист Кипгневский назначен на должность старшины группы мотористов. Рассказ о людях пятой боевой части будет неполным, если не упомянуть об электрике корабля старшине 2 статьи Степанове. Он слывет отличным, знающим спе­ циалистом, никогда недопустив­ шим ни одной даже незначитель­ ной поломки или неисправности. Честньм и добросовестным огао- шением к выташвению своего воинского долга старшина сщгс- кал себе среди всей команды fiff* рабля подлинное уважение и По­ чет. Все мотористы и электрики пятой боевой части—комсомоль­ цы или члены болыгожютской партии. Своейобразцовойслужбой они являют собой пример пар* тийаото отношения к непрестан­ ному росту своей воинской спе­ циальности. Лейтенант Л. ШАХНОВСКИЙ. Как определить продолжительность полярной ночи 27 ноября § пвЬшх широтах наступила пехл^риая ночь. Это.— явление щдароды, подда. нениое определенным, закона»*, поэтому можно заранее рассчи­ тать «ачало я конец полярной «очи в полярного даю Известно, что праздны эггого явлеетня зак­ лючаются в изменении положения солнца по отношению к плоско- ста экватора Земля в течение го­ да я что изменение это происхо­ дит вследствие «вменения склоне­ ния солнца. Скловеинем содица вавывается дуга меродвава от экватора до центра солнца, отсчитываема» как к северу, так и к югу. Склоне­ ние нордовое, когда» солнце от­ клонен в сторову Северного но- лкжа, в зюйдовое — когда ото отхловево в сторону Южного полюса. Максмальвая величина склоненвя солнца равна округ­ ленно 23,5 градусам. > Когда солнце откланяется иг 23*5 градуса От экватора к се­ веру, у вас вастувает п о л яр н ы й день, когда, наоборот, солнце от­ клоняется от экватора аа 23,5 градуса ж югу. у вас наступает полярная ночь. Црвнем, так как нордовое _ ежловенве достегает максмиальвой величин» 23,5 гра­ дуса*, в вфяод 2 1 — 23 наояяц а зюйдовое 2 1 — 23 декабря, то, очевидно, самый длинный полетр- выб день и самая длинная шчъ будет имеано в это время. Но возникает вопрос: почему явления, полярной ночи и поляр, ного дня одеют место лишь в пределах каких-то определенных границ; почему-, наш*имер, не бит вает полярной вочи в Москве? Для об’ясяеняя этого вопроса обратимся к глобусу. Обратите •внимание Да то, что жарки» по­ яс Земли, ограниченный) тропи­ ками Рака- и.- Козерога», лежит в> ш>еделак широты 23,5 градуса от экватора к северу и к югу. Да­ лее идет область умеренных по­ ясов и за пределами шнрот 66,5 градусов северной а южной ле­ жат области Заполярья!. Здесь мы снова встре*чае*ся с величиной 23,5 градуса, ибо, если отнять от 90 градусов, на кото­ рые разбит» оба полушария., 23,5 градуса мы получим как раз 66,5 градусов. Таким образом, мы можем установить взаимосвязь деления эелного шара на пояса с склонением солнца. (В пределах - жаркого пояса солнце может находиться в зе­ ните, т. е. пряМо над головой, в продолжительность дш там ш ло Отличается от продолжительяоств вочи. В умеренном поясе солнце никогда ве бывает в зените, и вродолжительаость ноин силгас отличается от продолжительности дня в эмние и летние месяц». Однако, солнце всходят там каждый день. И только удаляв­ шись к северу от северного по­ лярного круга, мы встретился с полярной ночью. Об’ясннгь это явление можно при помощи тоН> же глобуса». Если поставить свечу или какой- либо другой источите освещения на. линию, изображающую эква­ тор, то легко заметить, «гго ос­ вещена будет лишь одна полови­ на. шара; т е. точно 180 граду­ сов дуги,, как по мервднану, так » по экватору. Освещение будет доходить ка>к раз до точек по­ люсов глобуса. Передвигал те­ перь свечу по мерндиа«у от эква­ тора к югу, мы заметим, что, чем дальше мьв будем: ее отодвигать, тем большая площадь северного полушария оказывается- затемнен­ ной. В юждеоч же полушарии!, на» оборот, площадь освещенности будет увеличиваться. I Установив затем свечу да»парал­ лели 23,5 градуса- южной, т. е. как раз на тропике Коверога, мы увидим, что граница освещен­ ности достигает в северном полу­ шарии только параллели 66,5 градусов. Вращая глобус вокруг его ося й удерживая свечу* по параллели 23,5 градуса» южной, Mfcr увидим, что вся часть север ­ ного полушапэдя, лежащая за пределами 66,5 градусов, будет все время* затемненной. Мьи по­ лучим полную аналогию полярной чачи. «Мы уже экзем, что солнце из­ меняет свое склонение а течение года-, а зная законы его измене­ ния к даты летнего и зимнего солнцестояний, и осеннего и ве­ сеннего рашводевствий, мы мо­ жем расхищать велипиму скло­ нения аа> любой день. А это, в свою очередь, поможет нам оп­ ределить момент наступления по­ лярной ночи и дня, ибо, как до* оказала, -величина склонения по­ кажет, насколько удалено солв­ це от экватора. Зная величину склонения» и паг мятуя, что солнце может осве­ щать лишь 180 градусов земной поверхности (по 90 градусов к югу и к северу от точки, над которой расположено соднце), можно легко вычислить, когда наступит полярная ноть а нашей широте. •Примем' широту Мурманска ок­ ругленно До 90 градусов, которые й%еет ваше полушарие нехватает 21°00\ Эта величина* в астрономии» называете^ дополне­ нием до широты. Сра»внлва<я»- 0 ту величину 21 градус с максималь­ ной величиной склонения) солонца (23,5 градуса) мы видим, что до­ полнение до широты меньше склонения на 2,5 градуса. Это энагсиг, что как только склоне­ ние солнца достигает величины 21 градус зюйдового яаимеяова»- нивь у наю наступит полярная ночь и продолжаться она) будет в течение времени, необходимого для того, чтобы солнце, достиг­ нув 23,5 градуса зюйдового скло­ нении, снова! уменьшило его до 21 градуса. Таким образом, пока/ солнце изменяет склонение на» 5 граду­ сов (2,5 градуса от 21 до 23,5 градуса* я 2,5 градуса от 23,5 дог 21 граауса), у нас будет продола жаться полярная ночь. * Точные расочеты времен» ну менения склонение производятся по Морскому Астрономическо*дГ ежегоднику, но для приближеи.. яых расочетов, не требующая большой точности, можно при­ нять, что от точки зимнего солЯг цестояйия, ксч'да солнце буд4#- иметь 23,5 градуса зюйдового склонения, оно изменяется в те­ чение месяца (22 декабря- — 2$ января) по 0,1 градуса в сутки> т. е. за месяц солнце изменит склонение ш 3 градуса. Такова же скорость изменения склонения я в месяцы ноябрь — декабрь, когда ссшгае подходит к точке зимнего солнцестояния. Зная это, мы легко определим, сколько потребуете» времен* чтобы солнце изменило склонение на указанные 5 градусов Если в сутки склонение . изменяется ва 0,1 градус*, то ва 5 градусов оно- изменится за 50 суток, пря­ чем 25 суток окловеяие будет увеличиваться, и пока не достиг­ нет величины 23,5 градуса и 25 суток — уменьшаться. Отсчитав от дня зимнего солн­ цестояния (22 декабря) 25 суток на-зад, мы получим дату начала и конца полярной ночи: 22.12—25= = 27 ноября; 22.12+25 суток = = 17 янааго*. Так путем одних» только рас­ суждений мы определили, что продолжительность полярной но­ чи в Мурманске приблизительно ■аавна 50 суткам, «ачинается она 27 ноября я оканчивается 17 яв« заря. Исходя из тех же соображе­ ний, \сы получим те ж« данные в для полярного дня. Необходи­ мо только помнить, что величины 23,5 градуса нордового склоне­ ния солнце достигнет 22 июня. Проделав подобные же вычисле- • »ия, мы оореаелш», что продол­ жительность полярного дня рав­ на также 50 суткам, наяало его 28 мая, конец 18 июля. Таким же образом, можно оаре-** делить элементы полярной нояи в дня любой широты. Здесь, од­ нако, надо помнить, ч т о склоне, ние меняется неравномерно, по­ этому для определения элементов полярной ночи и де» в более высоких широтах надлежит поль­ зоваться следующей таблицей: Даты Величина склонения Величина изменения склонения В сутки В месяц 22 декабря . . 2105 S 0.1 градуса 3,0 градуса 22 января . . . 20,05 S 22 февраля . . 11.05 S 0.3 9,0 21 марта . . . 0,00 — 0,4 12,0 22 апреля . 11.05 N 0.4 12,0 • 22 мая . . . . '.0,05 N 0,3 9,0 22 июня . . . . 23.05 N 0.1 3,0 22 июля . . . . 20,05 N 0,1 ■ 3.0 • 22 августа . . 11,05 N 0,3 9,0 23 сентября . . 0,00 -- 0,4 * 12,0 22 октября . . 11,00 S 0.4 12,0 22 ноября . . . 20,05 S 0.3 9.0 22 декабря . . 23,05 S 0,1 * 3,0 Если мы слигрим > дастные таб­ лицы с данными, указанными в Морском ежегоднике, то увидим расхождение э ©елия-инах скло­ нения!, однако, расхождение этЪ не столь велико и для ваших расочетов им можно пренебречь. Оперируя величинами дополне­ ния до шфоггы и склояенкод ¥ы можем определить приближенную высоту солнца! в полдень для любого пункта». Для. этого надо сложить величину дополнения до широты и величину склонения* на данный день. К а ц т и 3 ранга I j ЧУРИНО В. С ПОМОЩЬЮ БЫВАЛЫХ МОРЯКОВ Недавно на вашу подводную лодку пришли молодые матросы Кузнецов, Лшкота, Римский и Пичурин. Как это часто бывает, на первых порах боевой корабль показался им очень сложным по устройству. Но Прошло немного времени, и молодые энергично взялись за босдаую учебу с с помощью старших товарищей. Они часто обращаются за советами к бывалым вошам — тлашому старшине то®. Хяевавому, стар­ шине I статья Дубинину, стар­ шему матросу Назаркину. По инициативе командира пя­ той боевой части инжеиерглей- тенанта Ананьева организованы вечерние занятия для молодых матросов. В [результате плано­ мерной и широко рапверпутой учебы молодые показывают успе­ хи в изучении устройства коккг ля и в освоении 'специальности подводника. Так, например, мат­ росы Кузйецов, Римский и Л»ь“ ков допущены к песению са* мостоятельной вахты. Молодые матросы торят жела­ нием добиться новых успехов ® повседневной боевой учебо ко дню выборов в Верховный Совет РСФСР. Старший матрос И. П0ДДУВМЫЙ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz