Краснофлотец. 1946 год. Декабрь.
НАДЕЖНАЯ ВАХТА • БЕЗУПРЕЧНО НЕСУТ СЛУЖБУ МОРЯКИ ПЯТОЙ БОЕВОЙ ЧАСТИ КОРАБЛЯ Н. 'Корабль шел открытым морем, когда сильная струя горячего масла хлынула в машинный от сек. Масло заливало вспомога тельные механизмы и растекалось но палуба. Первым это вадютм молодой матрос моторист Миро нов. - __ Товарищ старшина! Лопнул дюрит масляной магистрали! — Готовить шланга! — при казал старшина группы моторис тов Четверртюв. • # С момента обнаружения неис правности яе прошло я минуты, а машинная команда уже пред приняла необходимые меры щ ее лиБвацаащи. Миронов |ал ава рийный «стой» и прекратил дос туп воздуха в огня мотор. Был1 ро взялись за дело командир от* деления мотористов Заревин я моторист Неиилин. Заревин под лез под машину и начал исправ лять повреждение. Ненилвн, сог ласно расписания по аварийной тревоге, достал запасные шланге, бугеля, инструмент. Неисправ ность была умело и быстро лик видирована. Масло снова пошло по магистрали. Старшина группы Четвериков тщательно проверил работу мото ристов, убедится, что шланговое соединение поставлено прочно и точно. После разрешения коман дира мотор был снова за пущен. Корабль продолжал итти заданным курсом, набирая поте рянную скорость. Позднее старшина об’яшил, отчего лошнуло шланговое соеди нение. Корабль сильно раскачи вало, его корма часто ©казываг яась над водой. Винты корабля в эти мгновения проворачивались вхолостую, создавая напряжен ный режим работы одного мото ра. Давление масла в магистра ли резко повысилось, и, наконец, оно хлынули струей, в машинный отсек. Не прояви моторист Миро нов бдительности — мотор вы шел бы из строя. Расторопность, четкие деистам командира отделения Заревина я уголодых мотористов показали, что личный состав машинной коман ды этого корабля готов ко вся ким неожиданностям в море. ^ Так была сдана . мотористами яа практике задача но борьбе за живучесть корабля. Успешные действия молодых мотористов не случайны. Наряду с изучением наставлений и ин струкций. старшины корабля уде ляют большое внимание практике, показу, как надо ухаживать за боевой техникой. С большим ува жением на корабле вспоминают ушедших по демобилизадин стар шин Белопотапова и Девяткина, которые отдали много своих сил и знаний, чтобы Хорошо подгото вить себе смену. Нынешний стар шина группы мотористов—стар шина 2 статьи Четвериков при Белопотапове, а затем при Девят- кине был командиром отделения мотористов. Когда проходил ремонт главных машин, Белолотаиов п Четвериков использовали его для практиче ского закрепления теоретических знаний молодых специалистов. Когда были вскрыты моторы, молодым матросам показали все срявошяпа в частя шатуна я собранном виде. — Как превращается прямо линейное даижеше во враща тельное? — задал вопрос Четве риков. Вопрос обсуждался всеми anno* ристали. Потом молоды* специа листам было разрешено самим вручную провернуть мотор. В процессе ремонта у молодых спе циалистов возник рад вопросов: — Как происходит смазка дви гателя? Как он охлаждается? Ни один вопрос не бш остав лен без ответа. Командир отделе ния рассказах о масляных кана лах, по который подается содо ка, об устройстве сменены охлаж дения двигателя. Старшина Четвериков старается почаще проводить тренировки по борьбе за живучесть корабля. Они бывают различными по своему назначению: заделка пробони, устранение течи в магистралях, тушение пожаров, замена отдель ных частей двигателя. Эта ежедневная кропотливая работа уже дает свои полезные результаты. Мотористы стали лучше обслуживать машину, изу чили ее капризы, бдительней не сут службу. Однажды на пере* ходе матрос Долгов обнаружил течь охлаждающей воды из вых лопного коллектора, он немедлен но доложил об этом своему коман диру Заревину и, получив от не го разрешение, самостоятельно наложил пластырь. Моторист Не- нилин, веся вахту, вдруг услы шал в двигателе посторонний стук. Он показался ему подозри тельным. Машина была останов лена. Ненилия осмотрел ее и обнаружил задир поршня. Немед ленно машинная команда смени ла поршень и цилиндр, перекрыв намного установленные нормативы времени. В пятой боевой час ти этого корабля за время войны по ви т мотористов не было ни одной аварии иля невыходу ко рабля в море. Так несут службу люди БЧ У. Эта боевая часть корабля ста* ла настоящей школой подготовки квалифицированных кадров. Слу жили здесь рядовыми моториста ми матросы Макаров, Мясов, Ми хайлов. Теперь они плавают на других кораблях в качестве командиров отделений. Старший моторист Кипгневский назначен на должность старшины группы мотористов. Рассказ о людях пятой боевой части будет неполным, если не упомянуть об электрике корабля старшине 2 статьи Степанове. Он слывет отличным, знающим спе циалистом, никогда недопустив шим ни одной даже незначитель ной поломки или неисправности. Честньм и добросовестным огао- шением к выташвению своего воинского долга старшина сщгс- кал себе среди всей команды fiff* рабля подлинное уважение и По чет. Все мотористы и электрики пятой боевой части—комсомоль цы или члены болыгожютской партии. Своейобразцовойслужбой они являют собой пример пар* тийаото отношения к непрестан ному росту своей воинской спе циальности. Лейтенант Л. ШАХНОВСКИЙ. Как определить продолжительность полярной ночи 27 ноября § пвЬшх широтах наступила пехл^риая ночь. Это.— явление щдароды, подда. нениое определенным, закона»*, поэтому можно заранее рассчи тать «ачало я конец полярной «очи в полярного даю Известно, что праздны эггого явлеетня зак лючаются в изменении положения солнца по отношению к плоско- ста экватора Земля в течение го да я что изменение это происхо дит вследствие «вменения склоне ния солнца. Скловеинем содица вавывается дуга меродвава от экватора до центра солнца, отсчитываема» как к северу, так и к югу. Склоне ние нордовое, когда» солнце от клонен в сторову Северного но- лкжа, в зюйдовое — когда ото отхловево в сторону Южного полюса. Максмальвая величина склоненвя солнца равна округ ленно 23,5 градусам. > Когда солнце откланяется иг 23*5 градуса От экватора к се веру, у вас вастувает п о л яр н ы й день, когда, наоборот, солнце от клоняется от экватора аа 23,5 градуса ж югу. у вас наступает полярная ночь. Црвнем, так как нордовое _ ежловенве достегает максмиальвой величин» 23,5 гра дуса*, в вфяод 2 1 — 23 наояяц а зюйдовое 2 1 — 23 декабря, то, очевидно, самый длинный полетр- выб день и самая длинная шчъ будет имеано в это время. Но возникает вопрос: почему явления, полярной ночи и поляр, ного дня одеют место лишь в пределах каких-то определенных границ; почему-, наш*имер, не бит вает полярной вочи в Москве? Для об’ясяеняя этого вопроса обратимся к глобусу. Обратите •внимание Да то, что жарки» по яс Земли, ограниченный) тропи ками Рака- и.- Козерога», лежит в> ш>еделак широты 23,5 градуса от экватора к северу и к югу. Да лее идет область умеренных по ясов и за пределами шнрот 66,5 градусов северной а южной ле жат области Заполярья!. Здесь мы снова встре*чае*ся с величиной 23,5 градуса, ибо, если отнять от 90 градусов, на кото рые разбит» оба полушария., 23,5 градуса мы получим как раз 66,5 градусов. Таким образом, мы можем установить взаимосвязь деления эелного шара на пояса с склонением солнца. (В пределах - жаркого пояса солнце может находиться в зе ните, т. е. пряМо над головой, в продолжительность дш там ш ло Отличается от продолжительяоств вочи. В умеренном поясе солнце никогда ве бывает в зените, и вродолжительаость ноин силгас отличается от продолжительности дня в эмние и летние месяц». Однако, солнце всходят там каждый день. И только удаляв шись к северу от северного по лярного круга, мы встретился с полярной ночью. Об’ясннгь это явление можно при помощи тоН> же глобуса». Если поставить свечу или какой- либо другой источите освещения на. линию, изображающую эква тор, то легко заметить, «гго ос вещена будет лишь одна полови на. шара; т е. точно 180 граду сов дуги,, как по мервднану, так » по экватору. Освещение будет доходить ка>к раз до точек по люсов глобуса. Передвигал те перь свечу по мерндиа«у от эква тора к югу, мы заметим, что, чем дальше мьв будем: ее отодвигать, тем большая площадь северного полушария оказывается- затемнен ной. В юждеоч же полушарии!, на» оборот, площадь освещенности будет увеличиваться. I Установив затем свечу да»парал лели 23,5 градуса- южной, т. е. как раз на тропике Коверога, мы увидим, что граница освещен ности достигает в северном полу шарии только параллели 66,5 градусов. Вращая глобус вокруг его ося й удерживая свечу* по параллели 23,5 градуса» южной, Mfcr увидим, что вся часть север ного полушапэдя, лежащая за пределами 66,5 градусов, будет все время* затемненной. Мьи по лучим полную аналогию полярной чачи. «Мы уже экзем, что солнце из меняет свое склонение а течение года-, а зная законы его измене ния к даты летнего и зимнего солнцестояний, и осеннего и ве сеннего рашводевствий, мы мо жем расхищать велипиму скло нения аа> любой день. А это, в свою очередь, поможет нам оп ределить момент наступления по лярной ночи и дня, ибо, как до* оказала, -величина склонения по кажет, насколько удалено солв це от экватора. Зная величину склонения» и паг мятуя, что солнце может осве щать лишь 180 градусов земной поверхности (по 90 градусов к югу и к северу от точки, над которой расположено соднце), можно легко вычислить, когда наступит полярная ноть а нашей широте. •Примем' широту Мурманска ок ругленно До 90 градусов, которые й%еет ваше полушарие нехватает 21°00\ Эта величина* в астрономии» называете^ дополне нием до широты. Сра»внлва<я»- 0 ту величину 21 градус с максималь ной величиной склонения) солонца (23,5 градуса) мы видим, что до полнение до широты меньше склонения на 2,5 градуса. Это энагсиг, что как только склоне ние солнца достигает величины 21 градус зюйдового яаимеяова»- нивь у наю наступит полярная ночь и продолжаться она) будет в течение времени, необходимого для того, чтобы солнце, достиг нув 23,5 градуса зюйдового скло нении, снова! уменьшило его до 21 градуса. Таким образом, пока/ солнце изменяет склонение на» 5 граду сов (2,5 градуса от 21 до 23,5 градуса* я 2,5 градуса от 23,5 дог 21 граауса), у нас будет продола жаться полярная ночь. * Точные расочеты времен» ну менения склонение производятся по Морскому Астрономическо*дГ ежегоднику, но для приближеи.. яых расочетов, не требующая большой точности, можно при нять, что от точки зимнего солЯг цестояйия, ксч'да солнце буд4#- иметь 23,5 градуса зюйдового склонения, оно изменяется в те чение месяца (22 декабря- — 2$ января) по 0,1 градуса в сутки> т. е. за месяц солнце изменит склонение ш 3 градуса. Такова же скорость изменения склонения я в месяцы ноябрь — декабрь, когда ссшгае подходит к точке зимнего солнцестояния. Зная это, мы легко определим, сколько потребуете» времен* чтобы солнце изменило склонение на указанные 5 градусов Если в сутки склонение . изменяется ва 0,1 градус*, то ва 5 градусов оно- изменится за 50 суток, пря чем 25 суток окловеяие будет увеличиваться, и пока не достиг нет величины 23,5 градуса и 25 суток — уменьшаться. Отсчитав от дня зимнего солн цестояния (22 декабря) 25 суток на-зад, мы получим дату начала и конца полярной ночи: 22.12—25= = 27 ноября; 22.12+25 суток = = 17 янааго*. Так путем одних» только рас суждений мы определили, что продолжительность полярной но чи в Мурманске приблизительно ■аавна 50 суткам, «ачинается она 27 ноября я оканчивается 17 яв« заря. Исходя из тех же соображе ний, \сы получим те ж« данные в для полярного дня. Необходи мо только помнить, что величины 23,5 градуса нордового склоне ния солнце достигнет 22 июня. Проделав подобные же вычисле- • »ия, мы оореаелш», что продол жительность полярного дня рав на также 50 суткам, наяало его 28 мая, конец 18 июля. Таким же образом, можно оаре-** делить элементы полярной нояи в дня любой широты. Здесь, од нако, надо помнить, ч т о склоне, ние меняется неравномерно, по этому для определения элементов полярной ночи и де» в более высоких широтах надлежит поль зоваться следующей таблицей: Даты Величина склонения Величина изменения склонения В сутки В месяц 22 декабря . . 2105 S 0.1 градуса 3,0 градуса 22 января . . . 20,05 S 22 февраля . . 11.05 S 0.3 9,0 21 марта . . . 0,00 — 0,4 12,0 22 апреля . 11.05 N 0.4 12,0 • 22 мая . . . . '.0,05 N 0,3 9,0 22 июня . . . . 23.05 N 0.1 3,0 22 июля . . . . 20,05 N 0,1 ■ 3.0 • 22 августа . . 11,05 N 0,3 9,0 23 сентября . . 0,00 -- 0,4 * 12,0 22 октября . . 11,00 S 0.4 12,0 22 ноября . . . 20,05 S 0.3 9.0 22 декабря . . 23,05 S 0,1 * 3,0 Если мы слигрим > дастные таб лицы с данными, указанными в Морском ежегоднике, то увидим расхождение э ©елия-инах скло нения!, однако, расхождение этЪ не столь велико и для ваших расочетов им можно пренебречь. Оперируя величинами дополне ния до шфоггы и склояенкод ¥ы можем определить приближенную высоту солнца! в полдень для любого пункта». Для. этого надо сложить величину дополнения до широты и величину склонения* на данный день. К а ц т и 3 ранга I j ЧУРИНО В. С ПОМОЩЬЮ БЫВАЛЫХ МОРЯКОВ Недавно на вашу подводную лодку пришли молодые матросы Кузнецов, Лшкота, Римский и Пичурин. Как это часто бывает, на первых порах боевой корабль показался им очень сложным по устройству. Но Прошло немного времени, и молодые энергично взялись за босдаую учебу с с помощью старших товарищей. Они часто обращаются за советами к бывалым вошам — тлашому старшине то®. Хяевавому, стар шине I статья Дубинину, стар шему матросу Назаркину. По инициативе командира пя той боевой части инжеиерглей- тенанта Ананьева организованы вечерние занятия для молодых матросов. В [результате плано мерной и широко рапверпутой учебы молодые показывают успе хи в изучении устройства коккг ля и в освоении 'специальности подводника. Так, например, мат росы Кузйецов, Римский и Л»ь“ ков допущены к песению са* мостоятельной вахты. Молодые матросы торят жела нием добиться новых успехов ® повседневной боевой учебо ко дню выборов в Верховный Совет РСФСР. Старший матрос И. П0ДДУВМЫЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz