Краснофлотец. 1946 год. Декабрь.

t — ■ К Р А С Н ОФ Л О Т Е Ц ■■■■■- ■ В Ставропольское суворовское |учиишце пришло новое пополитение1 Среди вновь постуетивШия имеются1 участники) Отечественной войны, в чаете -их одшшацщагшлетаий гвардии ефрейтор Михаищ Беш-ьский. Его груда украшают четыре боетаы'х медали. Ои побывал по(д Белином и на сопках; Манъоджуши. НА С НИМ КЕ: груша вос^гитаинйкоо учшгшда. Второй» ctnpatea — отличник учебы, суворовец Михаил Вельский. Фото Г . Аракелъяш (Фотохроника ТАОС). Т Письма с тральщика Н. В КРУЖКЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ ВКП(б) III. Два старшины одного корабля После тридцатимияушиой тре­ нировки на боевых постах рас­ сыльный по пограблю дал дудку: — Начать занятия по специ альности! В кубриках установилась ти­ шина. Старшины и матросы при­ ступили к занятиям. У комендоров-эрлиюоищшив за­ нятие должен был проводить старшина 2 статьи Дьячков. Соб­ рав комендоров, он об’явил: — Занятие будет самостоя­ тельное, — изучение материаль­ ной части пушки. Старшина ушел, а молодые матросы Воробьев и Бухтияров развернули описания, чертежи я стали разбирать взаимодействие частей орудия. Всшре у них воз­ ник вопрос, ответить на который никто не маг. С интересом нача­ тое занятие префвалось из-за мел­ кой неясности, которую некому было растолковать. Матросы Бухтияров и Воробьев увлеклись посторонними разговорами, Тара­ сов, взяв журнал, лег на койку. О занятии по специальности за­ были. Старшина 2 статьи Дьячков, который должен был руководить учебой молодых матросов, конт­ ролировать их знания, помотать в затруднительных вопросах. — самоустранился от работы. Нель­ зя об’виншть Дьягакова в незна­ нии методов воспитания. Раньше его отделение было одним из пе­ редовых. Но успехи вскружили ему голову. Оя решил, что те­ перь уже все знает, что больше ему изучать нечего. Все чаще и чаще стал заносчиво говорить: — Пусть молодежь занимает­ ся, а я все этона практике знаю. Воспитание подчиненных Дьячков пустил на самоток. В результате боевая подготовка матросов снизилась. В этом стар­ шина убедился сам на" учебных стрельбах. мов. Все это отразилось на дис­ циплине подчиненных. Матрос Тарасов стал систематически на­ рушать распорядок, форму одеж­ ды, ПЛОХО исполнять свои обязан­ ности. На-днях Тарасов получил строгое взыскание. Нарушения дисциплины матросом Тарасовым следуют одно за другим, но командир отделения на это смот­ рит сквозь пальцы. — Неисправимый матрос! — говорит Дьячков. Это неверно. Тарасов стал та­ ким потому, что увидел попусти­ тельство командира отделения. Отсутствие надлежащей требова­ тельности со стороны старшины Дьячкова привело к ослаблению дисциплины в отделении, к сни­ жению уровня боевой подготовки. Прямой противоположностью старшине Дьячкову является командир другого отделения эр- ликонщиков этого корабля став­ ший матрос Смирнов. На долж­ ности командира отделения ои всего несколько месяцев. До это­ го служил на тральщике рядовым матр-осом. Отличное знание опс- циальпости, трудолюбие, высокая дисциплинированность и исполни­ тельность помогли ему стать командиром отделения. — Трудно было вначале спе­ циальность изучать, — вспоми­ нает Смирнов, — техника была для меня новая, незнакомая, чег- тежей и описаний не было, а времени маю — тоща надо было воевать! Дни и ночи проводил Смирнов у орудия. Разбирал и собирал его, рисовал эскизы, писал кон­ спекты. И не зря! Быстрее ос­ тальных матросов он сумел ос- воить оружие, а немного време­ ни спустя, будучи еще рядовым комендором, обучая уже других. Кропотливо и настойчиво обу- Дьячков стал нарушать дис-1 чает он подчиненных. На одном циплину сам и понизил требона- п,плттп _ ‘ г, занятии и.ипрнов терпеливо об- тельяость к подчиненным. Он ча­ сто не присутствовал яа об’екте приборки, иногда пе выходил да­ же на проворачивание механиз- ясиил устройство и взаимодеист- вие частей пушки молодому матросу Воробьеву. — Ну как, поняли? — спро­ сил Смирнов. — Вот здесь мне немного ие ясно, — ответил Воробьев. — Идем к орудию! Смирнов повел все отделение на верхнюю палубу к пушке. Здесь часто так бывает — начи­ нается занятие в кубрике, а за­ канчивается — на боевом посту. — Когда растолкуешь все на мосте, больше пользы полу­ чается, — говорит старшина. Много расстрелянных плава­ ющих мин имеет отделение на своем счету. Эрликоны старшего матроса Смирнова ни разу не от­ казывали в действии. Старший матрос Смирнов — на­ стоящий хозяин (ущелеяия. Он за­ ботится цо только об обучении бойцов специальности и укрепле- пия дисциплины в отделении. Смирнов строго следит за тем, чтобы каждый матрос был опря­ тен, занимался повышением культурного уровня. Он умело может посоветовать прочитать ту или иную книгу или статью в газете, побеседовать о личной жизни. Смирнов хороший- агита­ тор. Его* можно часто видеть ок­ руженного плотны^ кольцом слу­ шателей. Так Смирнов завоевал заслу­ женный авторитет и уважение старшин и матросов своего кораб­ ля. Его отделение язляепся пере­ довым и по боевой подготовке и по состоянию воинской дисцип­ лины. * * * ■Командиры двух отделений, о которых здесь рассказано, живут в одном кубрике, служат на од­ ном и том же корабле, учатся в одних и тех же условиях. Но какая между ними разница! Ус­ пех отделения прежде всего за­ висит от самого командира. И там, ще нет требовательности, яет личной примерности команди­ ра, нет у командира отделения чувства хозяина, — не будет дисциплины и порядка. Такой вывод напрашивается сам ло се­ бе. Б. НАУМОВ. Два месяца назад началась учеба по изучению «Краткого курса истории ВКЩб)» в круж­ ке, которым руководит капитан Михайлов. Проведено уже восемь занятий. Заканчивается изучение третьей главы Краткого курса. Вначале были неполадки с по­ сещаемостью. Члены кружка ма­ ло уделяли времени для самостоя­ тельной 'работы над книгой. Но последние занятия показали, что коммунисты серьезно, по-деловому приступили к изучению истории большевистской партии. Ло первой и второй главе были прочитаны лекции, а после лек­ ций проводились классно-пруп- повые собеседования. Но собесе­ дования по этим темам не удо­ влетворили аи руководителя, ни самих слушателей: занятия про­ ходили скучновато. Тоша от- каводигель кружка решил изме­ нить метод ошганизации учебы. Он об’явил слушателям, что лек­ ции по третьей главе не будет, и предложил им самостоятельно изучить эту тему и приттп иа классяо-грушовое занятие хоро­ шо подготовленными, с обстоя­ тельно составленными конспек­ тами. 1 2 декабря состоялось собесе­ дование по первым трем разделам третьей главы. Занятие прошло неплохо: коммунисты выступали более активно, чем на прошлых занятиях. Было видно, что к со­ беседованию они готовились тща­ тельно. В своих выступлениях члены кружка наказали довольно хорошее знание фактического материала. Но в то же время обнаружи­ лось, что некоторые вопросыте­ мы усвоены слабо, поверхностью. Например, тт. Дерноэ и Шапова­ лов, рассказывая о русско-япон­ ской войне 1904 — 1905 гг, не дали ясного н глубокого изложе­ ния вопроса об отношении боль­ шевиков и меньшевиков к этой войне, не показали сущности разногласий в социал-демокра­ тической партии в тот период. Слабо усвоены были также вопросы теории и тактики боль­ шевиков в революции 1905 го­ да. Большинство членов кружка не усвоило некоторые положения таги Ленина «Две тактики со­ циал-демократии в демократиче­ ской революции», изложенные в Кратком курсе. Все это свидетельствует о том, что в процессе самостоятельной, работы над книгой коммунисты встречают непонятные им поло­ жения, для уяснепия которых нужна посторонняя помощь. Та­ кую помощь может и должен оказывать прежде всего руково­ дитель кружка. Каким путем? Лучше всего в форме лекций и консультаций. Вводные лекции по теме должны давать популяр­ ное изложение важнейших мо­ ментов истории партии и глубо­ ких теоретических положений. Такая лекция значительно облег­ чит коммунистам самостоятель­ ную работу над книгой. Центральный Комитет нашей партии в своем постановлении «О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском «Краткого курса истории ВКП(б)» указал, что главным методом работы кружшв должен быть метод живой беседы и товарищеской дискуссии. Вместе с тем, в поста­ новлении ЦК партии сказано: «Ввести в практику лекции, являющиеся важным методом пропаганды марксизма-лениниз­ ма». Значит, для правильной по­ становки учебы в кружке надо умело сочетать лекционный ме­ тод сметодом живой беседы и то­ варищеской дискуссии. Неболь­ шой, скромный опыт работы кружка тов. Михайлова полно­ стью подтверждает это положе­ ние. х Большим недостатком в учебе многих слушателей кружка яв­ ляется то, что они еще не на­ учились составлять конспекты и пользоваться ими во время своих выступлений на занятиях. Кон­ спекты некоторых членов кружка представляют собой почти дослов­ ную запись текста Краткого кур­ са. Язык выступлений на собе­ седованиях — книжный. Глав- старшина Манзатей активно участвует в собеседовании. Он неплохо усвоил материал темы. Но выступления т. Маизадей — это копия с книжного текста. Изучение истории и теории нашей партии не является са­ моцелью. Изучая прошлое, мы должны научиться правильно оценивать события наших дней, научиться правильно строить свое отношенйе к явленьям со­ временности. Именно такую цель и преследует создание кружков по изучению «Краткого курса истории ВКП(б)». Поэтому на занятиях надо учить членов кружка видеть преемственность и диалектическую связь явлений прошлого с настоящим моментом. Этого пока еще нет на занятиях кружка тов. Михайлова. Комму­ нисты 'весьма детально расска­ зывают о ходе русско-японской войны, но, как только они дохо­ дят до Портсмутского договора, на этом в их изложении сразу же обрывается история взаимоотно­ шений нашей страны с Японией. А ведь известно, что империали­ стические притязания Японии к нашей стране не кончились вой­ ной 1905 года. Известно также, что всего лишь год тому назад Вооруженными Силами СССР и других демократических . стран была разгромлена империалисти­ ческая Япония. Это событие имеет исключительно важное значение для нашей Родины и народов Дальнего Востока. Более того, разгром Японии имеет все­ мирно-историческое зпачеппе. Об этом большом событии современ­ ности имеется замечательпое вы­ ступление товарища Сталина. Вполне понятно, что при изуче­ нии третьей главы Краткого курса следует вспомнить собы­ тия осени 1945 года на Дальнем Востоке и должпым образом оце­ нить современное положение Со­ ветского Союза на Тихом океане. Следует особо подчеркнуть вели­ кую роль Всесоюзной Коммуни­ стической партии (большевиков) в деле восстановления историче­ ской справедливости, нарушен­ ной японскими захватчиками 40 лет тому назад. Занятия в кружках призваиы научить коммунистов видеть свой народ и свою партию в ве-' лпкой борьбе за свободу и неза­ висимость нашего социалистиче­ ского Отечества. В кружках должны воспитываться активные строители коммунизма, созна­ тельные борцы за дело партии Ленина — Сталина Капитан В. МУКУСЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz