Краснофлотец. 1946 год. Декабрь.
t — ■ К Р А С Н ОФ Л О Т Е Ц ■■■■■- ■ В Ставропольское суворовское |учиишце пришло новое пополитение1 Среди вновь постуетивШия имеются1 участники) Отечественной войны, в чаете -их одшшацщагшлетаий гвардии ефрейтор Михаищ Беш-ьский. Его груда украшают четыре боетаы'х медали. Ои побывал по(д Белином и на сопках; Манъоджуши. НА С НИМ КЕ: груша вос^гитаинйкоо учшгшда. Второй» ctnpatea — отличник учебы, суворовец Михаил Вельский. Фото Г . Аракелъяш (Фотохроника ТАОС). Т Письма с тральщика Н. В КРУЖКЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ ВКП(б) III. Два старшины одного корабля После тридцатимияушиой тре нировки на боевых постах рас сыльный по пограблю дал дудку: — Начать занятия по специ альности! В кубриках установилась ти шина. Старшины и матросы при ступили к занятиям. У комендоров-эрлиюоищшив за нятие должен был проводить старшина 2 статьи Дьячков. Соб рав комендоров, он об’явил: — Занятие будет самостоя тельное, — изучение материаль ной части пушки. Старшина ушел, а молодые матросы Воробьев и Бухтияров развернули описания, чертежи я стали разбирать взаимодействие частей орудия. Всшре у них воз ник вопрос, ответить на который никто не маг. С интересом нача тое занятие префвалось из-за мел кой неясности, которую некому было растолковать. Матросы Бухтияров и Воробьев увлеклись посторонними разговорами, Тара сов, взяв журнал, лег на койку. О занятии по специальности за были. Старшина 2 статьи Дьячков, который должен был руководить учебой молодых матросов, конт ролировать их знания, помотать в затруднительных вопросах. — самоустранился от работы. Нель зя об’виншть Дьягакова в незна нии методов воспитания. Раньше его отделение было одним из пе редовых. Но успехи вскружили ему голову. Оя решил, что те перь уже все знает, что больше ему изучать нечего. Все чаще и чаще стал заносчиво говорить: — Пусть молодежь занимает ся, а я все этона практике знаю. Воспитание подчиненных Дьячков пустил на самоток. В результате боевая подготовка матросов снизилась. В этом стар шина убедился сам на" учебных стрельбах. мов. Все это отразилось на дис циплине подчиненных. Матрос Тарасов стал систематически на рушать распорядок, форму одеж ды, ПЛОХО исполнять свои обязан ности. На-днях Тарасов получил строгое взыскание. Нарушения дисциплины матросом Тарасовым следуют одно за другим, но командир отделения на это смот рит сквозь пальцы. — Неисправимый матрос! — говорит Дьячков. Это неверно. Тарасов стал та ким потому, что увидел попусти тельство командира отделения. Отсутствие надлежащей требова тельности со стороны старшины Дьячкова привело к ослаблению дисциплины в отделении, к сни жению уровня боевой подготовки. Прямой противоположностью старшине Дьячкову является командир другого отделения эр- ликонщиков этого корабля став ший матрос Смирнов. На долж ности командира отделения ои всего несколько месяцев. До это го служил на тральщике рядовым матр-осом. Отличное знание опс- циальпости, трудолюбие, высокая дисциплинированность и исполни тельность помогли ему стать командиром отделения. — Трудно было вначале спе циальность изучать, — вспоми нает Смирнов, — техника была для меня новая, незнакомая, чег- тежей и описаний не было, а времени маю — тоща надо было воевать! Дни и ночи проводил Смирнов у орудия. Разбирал и собирал его, рисовал эскизы, писал кон спекты. И не зря! Быстрее ос тальных матросов он сумел ос- воить оружие, а немного време ни спустя, будучи еще рядовым комендором, обучая уже других. Кропотливо и настойчиво обу- Дьячков стал нарушать дис-1 чает он подчиненных. На одном циплину сам и понизил требона- п,плттп _ ‘ г, занятии и.ипрнов терпеливо об- тельяость к подчиненным. Он ча сто не присутствовал яа об’екте приборки, иногда пе выходил да же на проворачивание механиз- ясиил устройство и взаимодеист- вие частей пушки молодому матросу Воробьеву. — Ну как, поняли? — спро сил Смирнов. — Вот здесь мне немного ие ясно, — ответил Воробьев. — Идем к орудию! Смирнов повел все отделение на верхнюю палубу к пушке. Здесь часто так бывает — начи нается занятие в кубрике, а за канчивается — на боевом посту. — Когда растолкуешь все на мосте, больше пользы полу чается, — говорит старшина. Много расстрелянных плава ющих мин имеет отделение на своем счету. Эрликоны старшего матроса Смирнова ни разу не от казывали в действии. Старший матрос Смирнов — на стоящий хозяин (ущелеяия. Он за ботится цо только об обучении бойцов специальности и укрепле- пия дисциплины в отделении. Смирнов строго следит за тем, чтобы каждый матрос был опря тен, занимался повышением культурного уровня. Он умело может посоветовать прочитать ту или иную книгу или статью в газете, побеседовать о личной жизни. Смирнов хороший- агита тор. Его* можно часто видеть ок руженного плотны^ кольцом слу шателей. Так Смирнов завоевал заслу женный авторитет и уважение старшин и матросов своего кораб ля. Его отделение язляепся пере довым и по боевой подготовке и по состоянию воинской дисцип лины. * * * ■Командиры двух отделений, о которых здесь рассказано, живут в одном кубрике, служат на од ном и том же корабле, учатся в одних и тех же условиях. Но какая между ними разница! Ус пех отделения прежде всего за висит от самого командира. И там, ще нет требовательности, яет личной примерности команди ра, нет у командира отделения чувства хозяина, — не будет дисциплины и порядка. Такой вывод напрашивается сам ло се бе. Б. НАУМОВ. Два месяца назад началась учеба по изучению «Краткого курса истории ВКЩб)» в круж ке, которым руководит капитан Михайлов. Проведено уже восемь занятий. Заканчивается изучение третьей главы Краткого курса. Вначале были неполадки с по сещаемостью. Члены кружка ма ло уделяли времени для самостоя тельной 'работы над книгой. Но последние занятия показали, что коммунисты серьезно, по-деловому приступили к изучению истории большевистской партии. Ло первой и второй главе были прочитаны лекции, а после лек ций проводились классно-пруп- повые собеседования. Но собесе дования по этим темам не удо влетворили аи руководителя, ни самих слушателей: занятия про ходили скучновато. Тоша от- каводигель кружка решил изме нить метод ошганизации учебы. Он об’явил слушателям, что лек ции по третьей главе не будет, и предложил им самостоятельно изучить эту тему и приттп иа классяо-грушовое занятие хоро шо подготовленными, с обстоя тельно составленными конспек тами. 1 2 декабря состоялось собесе дование по первым трем разделам третьей главы. Занятие прошло неплохо: коммунисты выступали более активно, чем на прошлых занятиях. Было видно, что к со беседованию они готовились тща тельно. В своих выступлениях члены кружка наказали довольно хорошее знание фактического материала. Но в то же время обнаружи лось, что некоторые вопросыте мы усвоены слабо, поверхностью. Например, тт. Дерноэ и Шапова лов, рассказывая о русско-япон ской войне 1904 — 1905 гг, не дали ясного н глубокого изложе ния вопроса об отношении боль шевиков и меньшевиков к этой войне, не показали сущности разногласий в социал-демокра тической партии в тот период. Слабо усвоены были также вопросы теории и тактики боль шевиков в революции 1905 го да. Большинство членов кружка не усвоило некоторые положения таги Ленина «Две тактики со циал-демократии в демократиче ской революции», изложенные в Кратком курсе. Все это свидетельствует о том, что в процессе самостоятельной, работы над книгой коммунисты встречают непонятные им поло жения, для уяснепия которых нужна посторонняя помощь. Та кую помощь может и должен оказывать прежде всего руково дитель кружка. Каким путем? Лучше всего в форме лекций и консультаций. Вводные лекции по теме должны давать популяр ное изложение важнейших мо ментов истории партии и глубо ких теоретических положений. Такая лекция значительно облег чит коммунистам самостоятель ную работу над книгой. Центральный Комитет нашей партии в своем постановлении «О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском «Краткого курса истории ВКП(б)» указал, что главным методом работы кружшв должен быть метод живой беседы и товарищеской дискуссии. Вместе с тем, в поста новлении ЦК партии сказано: «Ввести в практику лекции, являющиеся важным методом пропаганды марксизма-лениниз ма». Значит, для правильной по становки учебы в кружке надо умело сочетать лекционный ме тод сметодом живой беседы и то варищеской дискуссии. Неболь шой, скромный опыт работы кружка тов. Михайлова полно стью подтверждает это положе ние. х Большим недостатком в учебе многих слушателей кружка яв ляется то, что они еще не на учились составлять конспекты и пользоваться ими во время своих выступлений на занятиях. Кон спекты некоторых членов кружка представляют собой почти дослов ную запись текста Краткого кур са. Язык выступлений на собе седованиях — книжный. Глав- старшина Манзатей активно участвует в собеседовании. Он неплохо усвоил материал темы. Но выступления т. Маизадей — это копия с книжного текста. Изучение истории и теории нашей партии не является са моцелью. Изучая прошлое, мы должны научиться правильно оценивать события наших дней, научиться правильно строить свое отношенйе к явленьям со временности. Именно такую цель и преследует создание кружков по изучению «Краткого курса истории ВКП(б)». Поэтому на занятиях надо учить членов кружка видеть преемственность и диалектическую связь явлений прошлого с настоящим моментом. Этого пока еще нет на занятиях кружка тов. Михайлова. Комму нисты 'весьма детально расска зывают о ходе русско-японской войны, но, как только они дохо дят до Портсмутского договора, на этом в их изложении сразу же обрывается история взаимоотно шений нашей страны с Японией. А ведь известно, что империали стические притязания Японии к нашей стране не кончились вой ной 1905 года. Известно также, что всего лишь год тому назад Вооруженными Силами СССР и других демократических . стран была разгромлена империалисти ческая Япония. Это событие имеет исключительно важное значение для нашей Родины и народов Дальнего Востока. Более того, разгром Японии имеет все мирно-историческое зпачеппе. Об этом большом событии современ ности имеется замечательпое вы ступление товарища Сталина. Вполне понятно, что при изуче нии третьей главы Краткого курса следует вспомнить собы тия осени 1945 года на Дальнем Востоке и должпым образом оце нить современное положение Со ветского Союза на Тихом океане. Следует особо подчеркнуть вели кую роль Всесоюзной Коммуни стической партии (большевиков) в деле восстановления историче ской справедливости, нарушен ной японскими захватчиками 40 лет тому назад. Занятия в кружках призваиы научить коммунистов видеть свой народ и свою партию в ве-' лпкой борьбе за свободу и неза висимость нашего социалистиче ского Отечества. В кружках должны воспитываться активные строители коммунизма, созна тельные борцы за дело партии Ленина — Сталина Капитан В. МУКУСЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz