Краснофлотец. 1946 год. Декабрь.

ЛУЧШИЙ ОРУДИЙНЫЙ РАСЧЕТ i Восьмой гад служит та флоте старшина 1-ft статьи Митацл Иванович Бригинец. За это время он из рядового специалиста вырос до старшины подразделения и по праву считается од­ ним ив лучших совцаалистов на корабле. Бригинец — атлитаик боевой и политической подго- товк'И. Он подготовил много квалифицированных, аншмцих с®ое дело, артиллерийских электпикав.- НА СНИМКЕ (слева ваораво): старшина 1 стапъв Бригинец, матросы Бушуй я Халэтин. ~ ' Фото Ц, Монина. ПОСТАНОВКА КОРАБЛЯ НА ЯКОРЬ Зимний период на Северном морском театре характерен ус­ ложненными метеорологическими условиями: свежая погода, шквальный ветер большой силы, снегопады, частые снежные за­ ряды п продолжительные тума- ны. Нельзя также не учитывать значительно прбобладатё^цего тем­ ного времени суток вал светлым. В такой обстановке личному со­ ставу кораблей приходится пла­ вать и производить различные маневры, выполнение которых зависит от натренированности, слаженности действий к вы­ носливости всего экипажа. Одним из ответственных ма- нбБров является постановка ко­ рабля на якорь. В свежую пого­ ду не всегда возможно, а иногда нецелесообразно швартоваться к стенке. И поэтому кораблю при­ ходится вставать ва якорь. Для этого необходимо предваритель­ но выбрать якорное место, со­ образуясь со всеми особенностя­ ми данного района морского театра. Но в каждом отдельном случае необходимо учитывать следующее: 1) Стоянка на якоре должна быть безопасной, исклю­ чающей всякую возможность но­ сари корабля на мель иди кам­ ни. 2) При стоянке вужно взбе­ жать сваливания с другими ко­ раблями, стоящими на якорях, так как при усилении ветра может возникнуть необходимость потравить якорцепь как на данном корабле-так и на других. 0 _т этого увеличится радиус вра­ щения н уменьшится простран­ ство чистой воды между кораб­ лями. Грунт должен обеспечи­ вать надежное удержание ко­ рабля на месте, не допускать дрейфа. По надежности держания якоря грунты располагаются в следующем порядке: ил, мелкий песок, крупный песок, мелкий камень, крупный камень и плита. ^ Пренебрежение хотя бы одним из условий, допускающих поста­ новку на якорь, может повлечь' нежелательные последствия. В ка­ честве примера приведу случай из практики. Корабль «Н », нахо­ дясь в море, получил извещение об ооЕидажшдакся штофме. Какая» |ир принял решение итти в ба­ зу. По пути корабль был на­ стигнут шквальным ветром си» лою в 9 баллов и вынужден был укрыться. в ближайшую бухту. Там стоял даугвй корабль, При постановке на якорь командир ве рассчитал расстояние. Ветер крепчал. Пришлось потравить якорцшь. В результате* при вращении кораблей расстояние между тпгутт осталось настолько мало, что грозило столкновением. Пришлось сняться с якоря и переменить место стоянки. V -*- . При входе в базу или порт кораблю нередко приходится пройти узкости. В свежую погс* ду они представляют, если не опасность, то, по крайней мере, трудное место. При подходе к узкости ход сбавляется я оба якоря готовятся к отдаче, ибо нельзя предатадать, какой якорь придется отдавать. Когда узкости пройдены и корабль подходит к якорному месту, надо пригото­ вить шпиль, к отдаче якоря, снять походные крепления с якорей, освободить якорные цепи от стопоров. Всю нагрузку надо перенести ва палгеды шпилей. Со спасательной шлюшки в это же время снимаются найтовы и грунтовы, а с остальных шлю­ пок — походные крепления. Перед постановкой на якорь следует учесть силу и направле­ ние ветра и течения, чтобы пра­ вильно подойти к якорному ме­ сту. Если позволяют условия, ко­ рабль должен развернуться с та­ ким расчетом, чтобы править против ветра, течения или про­ тив доминирующей силы. / Какой же следует отдать якорь? Если корабль ведут точно против наиболее сильного ветра 'или течения, то от**ется любой якорь. Но так как в на­ ших условиях итти точно прс- тив течения или ветра не всегда возможно, то надо отдавать на­ ветренный ккорь или смотря­ щий ва течение. Такой выбор якаря обязателен, потому что в противном случае якорц-епь ущет под корабль. Однако всегда надо помнить о'необходи­ мости равномерного износа якорцепей. я по возможности чередовать отдачу правого и ле­ вого якоря. С какого хода следует етдать якорь — с переднего, заднего или когда корабль без хода? На этот вопрос ответ дается в за­ висимости от системы якоря. Па наших кораблях преимуществен­ ное распространение имеют яко­ ря системы Холла или Мартина, их лучше отдавать с заднего хо­ да. Тогда якорь сразу ляжет на грунт и лапами начнет хороню забирать: Кораблю будет обес­ печена надежная стоянка. Если же отдать якорь с переднего хода, то он перекантуется, спу­ тается с я шрпепью, и корабль будет дрейфовать. Если отдавать якорь когда корабль не имеет хода, якорцепь может лечь на него, запутаться в лапах и якорь не сможет забрать. В та* ком случае кораблю надо дать задний ход и тогда отдавать якорь. 1 С большого хода якорь можно отдавать только в исключитель­ ных случаях потому, что якор- цепь испытывает большое на­ пряжение ва излом и может оборваться. При больших глубинах (50 метров и более) сразу отдавать якорь не рекомендуется. Лучше предварительно стравить якор- цепь на 70 процентов глубины и затем до конца травить через шпиль. В противном случае, под влиянием увеличивающейся' си­ лы тяжести, якорцепь будет так быстро высучиваться, что ее нельзя будет остановить шпи­ лем. Если на больших глубинах сразу отдавать якорь, то воз­ можна его потеря со всей якор- цепью и жвака-галсом. На особо больших глубинах якорь пола­ гается стравливать до грунта пошлем и после этого отдавать диски. Соблюдение правил и порядка постановки корабля на якорь обязательно, несмотря на свежую погоду и усложненные условия. Как бы ни были сложны условия постановки на якорь, усилия всего экипажа должны быть на­ правлены на четкое и надежное выполнение этого маневра. Капитан-лейтенант В. ТАРАНОВ. На рубке эскадренного мино­ носца «Карл Либкнехт» по­ блескивает золотом пятиконечная звезда. Этой звездой гордятся и бывалые и молодые матросы. Рва всегда напоминает им об отваге и мастерству артиллеристов ко­ рабля, несколькими метками зал­ пами потопивших немецкую под­ водную лодку в Варангер- фиорде. Немного осталось на ко­ рабле свидетелей этого короткого, но стремительного боя. Среди них старшина 2 статьи Сергей Яр- мош. Только теперь он не на­ водчик, как в том памятном бою, а уже командир орудия, — того самого первого орудия, из которого в 1944 году стрелял по вражеской подводной лодке. На несколько секунд появилась тогда ва поверхности моря фа­ шистская субмарина, но этих се* кущ первому наводчику матросу Ярмош хватило, чтобы развернуть орудие и выпустить три снаряда прямой наводкой. Один из тя­ желых снарядов угодил в левый борт подводному пирату и на­ всегда решил его участь. С'Кре­ ном на левый борт и дифереитом нй нос лодка погрузилась в пу­ чину Баренцева моря. С тех пор первое орудие эемпнца и era расчет стали зна­ менитыми на корабле. Первый наводчик Сергей Ярмош, веселый украинец, с живыми, задорными, немного лукавыми глазами стал заслуженным человеком, знато­ ком своего дела. Окончилась война, позади остались утомительные много­ дневные боевые походы по со­ провождению конвоев, тревожные штормовые ночи, араркие схватки с врагом. Ярмош часто вспоми­ нает о них. Разве можно забыть, как в одном из походов комендо­ ры семь* суток по|ряд стояли в готовности, отдыхали на кранцах и даже обедали, не отходя от своих орудий. На живых* ярких примерах из боевой жизни учит свой расчет бывалый стар­ шина переносить трудности матросской службы, прививает подчиненным те качества, без которых не может обойтись мат­ рос, — выносливость, сметку, любовь к своему делу, непре­ клонную волю в достижении по­ ставленной цели. Результат такой учебы налицо. Старший матрос Ярмош после знаменательного боя еще упорнее взялся за учебу. Годы войны научили его расчетливо подхо­ дить к каждому делу, не пре­ небрегать совершенствованием своих знаний. Лучший наводчик лучшего орудия Ярмош теперь является командиром самого дружного и обученного расчета на корабле. - Прежний состав расчета про­ славленного первого орудия, расстрелявшего немецкую под­ лодку, значительно обновился. Его командир старшина Валлну- лцн демобилизовался, второй на­ водчик матрос Тишцп учится на младшего командира, матрос Со* лодага стал яервым наводчи­ ком на другом орудии. Но это лишь внешне отличает прежний расчет от настоящего. Внутренне ничего не изменилось. Орудие, как было первым, так и осталось таким же. Наводчики Фролов я Козин, обученные Ярмошем, по­ казывают на учениях и трени­ ровках отличные результаты. Патронные не отстают от них. Командир орудия сумел передать своему расчету любовь к кораб­ лю, боевой технике, воспитал в них те качества, которые в нем самом когда-то воспитывалп офи­ церы и старшины. Готовит ли Ярмош расчет к учениям и тренировкам или к стрельбам, он одинаково вдумчи­ во и расчетливо подходит к ре­ шению предстоящей задачи. Не случайно всепроведенные стрель­ бы в минувшую летнюю'кампа­ нию, — а их было немало, — л получили высокую оценку. Стар^ шина свято бережет славу свое­ го орудия, хранит традиции его старого расчета, воспитывает па этих традициях молодых артил­ леристов. Любимыми стрельбами Сергеи Ярмоша являются стрельбы ньг ряющими снарядами по подвод­ ным кораблям. В них он искус­ ный мастер. Былые схватюг е подводными пиратами выра­ ботали л его внешне спокой­ ном и неторопливом характере неуловимую быстроту, глазомер, проворность. Свое умение стар­ шина заботливо передавал под* чиненным. Передави разным! путями и способами, но целя достиг. На проводившихся стрель­ бах орудийный расчет Яр* моша отстрелял на отлич-* но. Это результат* которого до­ бились лишь немногие расчеты кораблей. Старшина Сергей Ярмош на­ стойчиво внушает подчиненным, что успех любой стрельбы, преж­ де всего, еависит от умения и заботливого ухода за материаль­ ной частью. В этом он убедился иа собственном боевом опыте. Подчиненные переняли у коман­ дира опыт подготовки орудия с стрельбе. Не случайно поэтому на недавно проходившей инспек­ торской проверке содержание в уход за техникой в расчете стар­ шины Ярмош были признаны отличными. Немалую помощь б этом старшине оказал командир боевой части офицер Липкин. Старший лейтенант Б. ЕФРЕМОВ. Кадры молодых специалистов С интересом изучают сложную корабельную технику молодые матросы тт. Рубан, Акимов и Курзинцев. Несмотря на корот­ кий срок они уже успешно освоили свою специальность и допущены к самостоятельному несению вахт. В свободное время матросы собираются вместе и по схемам изучают устройство аг­ регатов, закрепляют теоретиче­ ские знания па практике. Большую помощь молодым оказывает старшина котельной группы старшина 2 статьн т. Ващенко, который систематиче­ ски проводит занятия по специ альности. Недавно т. Ващенко провел занятие на тему: «Пра­ вила обслуживания котлов». В конце занятий руководитель за­ дал специалистам несколько вопросов. — Расскажите обязанности вахтенного у горения, — спро сил он матроса т- Акимова. Молодой специалист паследо вательпо и точно изложил поря* док несения ответственной вах ты. Так же спокойно и уве ренно отвечали па вопросы т т Рубан и Курзинцев. Б. flVbOB.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz