Краснофлотец. 1946 год. Декабрь.
ЛУЧШИЙ ОРУДИЙНЫЙ РАСЧЕТ i Восьмой гад служит та флоте старшина 1-ft статьи Митацл Иванович Бригинец. За это время он из рядового специалиста вырос до старшины подразделения и по праву считается од ним ив лучших совцаалистов на корабле. Бригинец — атлитаик боевой и политической подго- товк'И. Он подготовил много квалифицированных, аншмцих с®ое дело, артиллерийских электпикав.- НА СНИМКЕ (слева ваораво): старшина 1 стапъв Бригинец, матросы Бушуй я Халэтин. ~ ' Фото Ц, Монина. ПОСТАНОВКА КОРАБЛЯ НА ЯКОРЬ Зимний период на Северном морском театре характерен ус ложненными метеорологическими условиями: свежая погода, шквальный ветер большой силы, снегопады, частые снежные за ряды п продолжительные тума- ны. Нельзя также не учитывать значительно прбобладатё^цего тем ного времени суток вал светлым. В такой обстановке личному со ставу кораблей приходится пла вать и производить различные маневры, выполнение которых зависит от натренированности, слаженности действий к вы носливости всего экипажа. Одним из ответственных ма- нбБров является постановка ко рабля на якорь. В свежую пого ду не всегда возможно, а иногда нецелесообразно швартоваться к стенке. И поэтому кораблю при ходится вставать ва якорь. Для этого необходимо предваритель но выбрать якорное место, со образуясь со всеми особенностя ми данного района морского театра. Но в каждом отдельном случае необходимо учитывать следующее: 1) Стоянка на якоре должна быть безопасной, исклю чающей всякую возможность но сари корабля на мель иди кам ни. 2) При стоянке вужно взбе жать сваливания с другими ко раблями, стоящими на якорях, так как при усилении ветра может возникнуть необходимость потравить якорцепь как на данном корабле-так и на других. 0 _т этого увеличится радиус вра щения н уменьшится простран ство чистой воды между кораб лями. Грунт должен обеспечи вать надежное удержание ко рабля на месте, не допускать дрейфа. По надежности держания якоря грунты располагаются в следующем порядке: ил, мелкий песок, крупный песок, мелкий камень, крупный камень и плита. ^ Пренебрежение хотя бы одним из условий, допускающих поста новку на якорь, может повлечь' нежелательные последствия. В ка честве примера приведу случай из практики. Корабль «Н », нахо дясь в море, получил извещение об ооЕидажшдакся штофме. Какая» |ир принял решение итти в ба зу. По пути корабль был на стигнут шквальным ветром си» лою в 9 баллов и вынужден был укрыться. в ближайшую бухту. Там стоял даугвй корабль, При постановке на якорь командир ве рассчитал расстояние. Ветер крепчал. Пришлось потравить якорцшь. В результате* при вращении кораблей расстояние между тпгутт осталось настолько мало, что грозило столкновением. Пришлось сняться с якоря и переменить место стоянки. V -*- . При входе в базу или порт кораблю нередко приходится пройти узкости. В свежую погс* ду они представляют, если не опасность, то, по крайней мере, трудное место. При подходе к узкости ход сбавляется я оба якоря готовятся к отдаче, ибо нельзя предатадать, какой якорь придется отдавать. Когда узкости пройдены и корабль подходит к якорному месту, надо пригото вить шпиль, к отдаче якоря, снять походные крепления с якорей, освободить якорные цепи от стопоров. Всю нагрузку надо перенести ва палгеды шпилей. Со спасательной шлюшки в это же время снимаются найтовы и грунтовы, а с остальных шлю пок — походные крепления. Перед постановкой на якорь следует учесть силу и направле ние ветра и течения, чтобы пра вильно подойти к якорному ме сту. Если позволяют условия, ко рабль должен развернуться с та ким расчетом, чтобы править против ветра, течения или про тив доминирующей силы. / Какой же следует отдать якорь? Если корабль ведут точно против наиболее сильного ветра 'или течения, то от**ется любой якорь. Но так как в на ших условиях итти точно прс- тив течения или ветра не всегда возможно, то надо отдавать на ветренный ккорь или смотря щий ва течение. Такой выбор якаря обязателен, потому что в противном случае якорц-епь ущет под корабль. Однако всегда надо помнить о'необходи мости равномерного износа якорцепей. я по возможности чередовать отдачу правого и ле вого якоря. С какого хода следует етдать якорь — с переднего, заднего или когда корабль без хода? На этот вопрос ответ дается в за висимости от системы якоря. Па наших кораблях преимуществен ное распространение имеют яко ря системы Холла или Мартина, их лучше отдавать с заднего хо да. Тогда якорь сразу ляжет на грунт и лапами начнет хороню забирать: Кораблю будет обес печена надежная стоянка. Если же отдать якорь с переднего хода, то он перекантуется, спу тается с я шрпепью, и корабль будет дрейфовать. Если отдавать якорь когда корабль не имеет хода, якорцепь может лечь на него, запутаться в лапах и якорь не сможет забрать. В та* ком случае кораблю надо дать задний ход и тогда отдавать якорь. 1 С большого хода якорь можно отдавать только в исключитель ных случаях потому, что якор- цепь испытывает большое на пряжение ва излом и может оборваться. При больших глубинах (50 метров и более) сразу отдавать якорь не рекомендуется. Лучше предварительно стравить якор- цепь на 70 процентов глубины и затем до конца травить через шпиль. В противном случае, под влиянием увеличивающейся' си лы тяжести, якорцепь будет так быстро высучиваться, что ее нельзя будет остановить шпи лем. Если на больших глубинах сразу отдавать якорь, то воз можна его потеря со всей якор- цепью и жвака-галсом. На особо больших глубинах якорь пола гается стравливать до грунта пошлем и после этого отдавать диски. Соблюдение правил и порядка постановки корабля на якорь обязательно, несмотря на свежую погоду и усложненные условия. Как бы ни были сложны условия постановки на якорь, усилия всего экипажа должны быть на правлены на четкое и надежное выполнение этого маневра. Капитан-лейтенант В. ТАРАНОВ. На рубке эскадренного мино носца «Карл Либкнехт» по блескивает золотом пятиконечная звезда. Этой звездой гордятся и бывалые и молодые матросы. Рва всегда напоминает им об отваге и мастерству артиллеристов ко рабля, несколькими метками зал пами потопивших немецкую под водную лодку в Варангер- фиорде. Немного осталось на ко рабле свидетелей этого короткого, но стремительного боя. Среди них старшина 2 статьи Сергей Яр- мош. Только теперь он не на водчик, как в том памятном бою, а уже командир орудия, — того самого первого орудия, из которого в 1944 году стрелял по вражеской подводной лодке. На несколько секунд появилась тогда ва поверхности моря фа шистская субмарина, но этих се* кущ первому наводчику матросу Ярмош хватило, чтобы развернуть орудие и выпустить три снаряда прямой наводкой. Один из тя желых снарядов угодил в левый борт подводному пирату и на всегда решил его участь. С'Кре ном на левый борт и дифереитом нй нос лодка погрузилась в пу чину Баренцева моря. С тех пор первое орудие эемпнца и era расчет стали зна менитыми на корабле. Первый наводчик Сергей Ярмош, веселый украинец, с живыми, задорными, немного лукавыми глазами стал заслуженным человеком, знато ком своего дела. Окончилась война, позади остались утомительные много дневные боевые походы по со провождению конвоев, тревожные штормовые ночи, араркие схватки с врагом. Ярмош часто вспоми нает о них. Разве можно забыть, как в одном из походов комендо ры семь* суток по|ряд стояли в готовности, отдыхали на кранцах и даже обедали, не отходя от своих орудий. На живых* ярких примерах из боевой жизни учит свой расчет бывалый стар шина переносить трудности матросской службы, прививает подчиненным те качества, без которых не может обойтись мат рос, — выносливость, сметку, любовь к своему делу, непре клонную волю в достижении по ставленной цели. Результат такой учебы налицо. Старший матрос Ярмош после знаменательного боя еще упорнее взялся за учебу. Годы войны научили его расчетливо подхо дить к каждому делу, не пре небрегать совершенствованием своих знаний. Лучший наводчик лучшего орудия Ярмош теперь является командиром самого дружного и обученного расчета на корабле. - Прежний состав расчета про славленного первого орудия, расстрелявшего немецкую под лодку, значительно обновился. Его командир старшина Валлну- лцн демобилизовался, второй на водчик матрос Тишцп учится на младшего командира, матрос Со* лодага стал яервым наводчи ком на другом орудии. Но это лишь внешне отличает прежний расчет от настоящего. Внутренне ничего не изменилось. Орудие, как было первым, так и осталось таким же. Наводчики Фролов я Козин, обученные Ярмошем, по казывают на учениях и трени ровках отличные результаты. Патронные не отстают от них. Командир орудия сумел передать своему расчету любовь к кораб лю, боевой технике, воспитал в них те качества, которые в нем самом когда-то воспитывалп офи церы и старшины. Готовит ли Ярмош расчет к учениям и тренировкам или к стрельбам, он одинаково вдумчи во и расчетливо подходит к ре шению предстоящей задачи. Не случайно всепроведенные стрель бы в минувшую летнюю'кампа нию, — а их было немало, — л получили высокую оценку. Стар^ шина свято бережет славу свое го орудия, хранит традиции его старого расчета, воспитывает па этих традициях молодых артил леристов. Любимыми стрельбами Сергеи Ярмоша являются стрельбы ньг ряющими снарядами по подвод ным кораблям. В них он искус ный мастер. Былые схватюг е подводными пиратами выра ботали л его внешне спокой ном и неторопливом характере неуловимую быстроту, глазомер, проворность. Свое умение стар шина заботливо передавал под* чиненным. Передави разным! путями и способами, но целя достиг. На проводившихся стрель бах орудийный расчет Яр* моша отстрелял на отлич-* но. Это результат* которого до бились лишь немногие расчеты кораблей. Старшина Сергей Ярмош на стойчиво внушает подчиненным, что успех любой стрельбы, преж де всего, еависит от умения и заботливого ухода за материаль ной частью. В этом он убедился иа собственном боевом опыте. Подчиненные переняли у коман дира опыт подготовки орудия с стрельбе. Не случайно поэтому на недавно проходившей инспек торской проверке содержание в уход за техникой в расчете стар шины Ярмош были признаны отличными. Немалую помощь б этом старшине оказал командир боевой части офицер Липкин. Старший лейтенант Б. ЕФРЕМОВ. Кадры молодых специалистов С интересом изучают сложную корабельную технику молодые матросы тт. Рубан, Акимов и Курзинцев. Несмотря на корот кий срок они уже успешно освоили свою специальность и допущены к самостоятельному несению вахт. В свободное время матросы собираются вместе и по схемам изучают устройство аг регатов, закрепляют теоретиче ские знания па практике. Большую помощь молодым оказывает старшина котельной группы старшина 2 статьн т. Ващенко, который систематиче ски проводит занятия по специ альности. Недавно т. Ващенко провел занятие на тему: «Пра вила обслуживания котлов». В конце занятий руководитель за дал специалистам несколько вопросов. — Расскажите обязанности вахтенного у горения, — спро сил он матроса т- Акимова. Молодой специалист паследо вательпо и точно изложил поря* док несения ответственной вах ты. Так же спокойно и уве ренно отвечали па вопросы т т Рубан и Курзинцев. Б. flVbOB.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz