Краснофлотец. 1946 год. Декабрь.

г К Р А С Н ОФ Л О Т Е Ц 8 декабря 1946 г., № 285 (35. Г ~ - - - - - - - - - - - - - - - - - - — Все вижу— обо всем докладываю 1. НА 41ЕРВОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВАХ ТЙ ...Крутая скала вависла над валивом. .На домой вершине ее приютился маленький домик сиг. , налыюго поста с мечтой на кры­ ше. Э/>сь продолжалась моя дальнейшая служба. Меня пост?- [вили на подаахту к старшему '^матросу Ермакову — спитому сигнальщику. Мне пришлось ’простоять с ним всего три вахты, а затем Ермаков стал меня оставлять одного. Первое время я путанно «докладывал о прохошде. ишх © районе поста корабляк в пролетавших оамояетах. > — Квадрал* «Н>. Курвом на базу вдет сторожевой корабль!— Игокладывал я дежурному СНиС. — Не сторожевик, а лидер, — поправлял дежурный и> строго требовал: — Лучше веста наб­ людение! Каждая самостоятельная вакта обогащала мой опыт, вНрабаты. вала умение вести наблюдение, видать вюе даюедуг. Часы, свобод­ ные огг вак-т, мы использовали для повышения своих знаний. 2 . П РО ВЕРКА 'Вскоре с этого поста в был списан иа лидер «Баку*. На ко­ рабле наша учеба пошла; иначе. Командир отделения старшина 2 статьи Кузьмины/* "давал нам для -передачи и щмема оемафо. ры, светограммы « флажные сиг­ налы. В дневное время он регу­ лярно проводил плановые заня. тия по сигяалопроиэаэдству, а в конце каждой недели опрашивал лас. • Однажды я стоял па вахте вместе со старшим мат.росом» Спи рн;ДОНО'ВШЛМ1. — Малъгшенко, вдамательню наблюдайте,' а я пойду, — сказал Спиридонов. В это время с рейдового поста Передала: «Залютигте семафор*. • Я быстро приготовил карандаш & начал прием овеадраммы. ®се' преданное было пошито без еди­ ной ошибки. Как выяснилось после, эта сложная. светОгра!м- ма< была умышленно пере­ дана на .пост флаятманекш связи, етом, чтобы (проверить woe уме­ ние. ч фашистского вддводэапо пирата. Немецкая лодоа была потоплена благодаря бдюгедыяоегги сиг* налыцик-а Сорскияа* сумевшего во-время: обнаружить ее w пре­ дупредить конвой об опасности, лей. Однажды соединение мгою - 1 В этом же большом походе ЗАПИСКИ КОРАБЕЛЬНОГО СИГНАЛЬЩИКА носцев во главе с лидером «Ба­ ку» полным ходом следовало в базу. Встречный тральщик стал что-то писать по световой сигна­ лизация. ^Несший вахту на костя­ ке сигнальщик Суворов доложил трефожиым гол) 6 сом: — Тральщик дает сигнал — «ку*рс' ведет к опасности!». Ладер застопорил ход. ш> в силу инерции продолжал двигать­ ся вперед. Следовавшие в киль­ ватер (миноносцы также ие смогли резко уменьшить скорость, я это едва не правело к столкновению кораблей. Позднее* выяснилось, чгго ни о какой опасности траль­ щик ие «писал», а просто давал свои позывные. сигнальщик Авдркяпгин однаж­ ды доложил, что в кормовом сек­ торе появились два самолета. Это были немецкие разведчику кото­ рые, повидимому, расоч.итыаали, застать нас враошюк, но мы во­ время встретила их зенитным огнем. 7. КАК МЫ УЧИМСЯ 3. ГЛА ВНО Е flA ВА Х ТЕ — ВНИМ АНИ Е BcKOjpe у нас ка корабле терюга. шлет случат показавший, на­ сколько внимательным должен быть сигнальщик на шхте. Ко. рабль стоял на якоре, «Находив­ шийся ш лвдере флагман при­ казал передать по кораблям сиг. иа л: «Не готовиться к походу». *дри передаче приказания сиг­ нальщик Матузай олуггал сигдал и передал: «Готовиться к похо­ ду». Корабли стали разводить Нагая и, пока была обнаружена, ошибка, понапрасну была кэоркже. лы десятки тонн мазута. Так „нев* нимателшость одного человека шьгла в заблуждение личный со­ став целопо соединения кораблей. К чему может привести невни. Етателыность сигнальщика в похом 1 де, показывает следующий слу­ чай. Наш корабль шел в откры­ том море, выполнял курсовую за- |да.чу . В этот момент с мостика l,trocлишался «голос сигнальщика ,Висяча: — Справа, 25 — человек! Командир корабля мгновенно Ьеревел стрелки маашщного те­ леграфа на сстоп». Но тот час Же Ь:ляснилось, что никого ва бор! «том 1 нет. Оказалось, что наблю­ датель с кормового мостика за- I^етил силуэт корабля по право- лгу борту и д о л о ж и л по телефону мостик: у — Справа, 26 — силуэт! А матрос Внсич не расслышал р исказил доклад. Результатом ^ввился, ерьпв зада™, по боевой ^юдготовке кораблейи 4. В СОВМЕСТНОМ ПЛАВАНИИ Особенно тяжелые последст­ вия от невнимательной работы ©и:*нллыциков могут получиться Особенно бдительным должно быть наблюдение за водной по­ верхностью. Сигнальщик должен видеть асе и еряреввя доклады­ вать. Не следует оставлять без внимания ии одного плавающего предаете, пусть самого незначи­ тельного. 5. НАБЛЮДАЯ Н ЕП РЕРЫ ВНО Наблюдение должно быггь непрерывным в любое время и при любьвх условиях. Что бы ни делалось вокруг, сигтаалыцик или наблюдатель должен следить строго за свойм секторов . Во время Отечественной войны налги эсмишцъи эеюорггирова- т транспорты. Над как. воем барражировали истреби­ тели. «Из-за сопок иа бреющем полете вьсныриули три истребите­ ля «Фокке-Вульф» и устремились к кораблям. Наблюдатели во­ время заметили их и доложили об опасности. Завязался воздуш­ ный бой. Наблюдатели 1 увлек­ лись боем, ослабили наблюдение в своих секторах и не заметили, как еще пятерка «Фокке-Вуль- фоезо незаметно подошла и кон­ вою и атаковала транспорты. Оказывается, первая группа истребителей противника была выслана специально для оковыва­ ния боем наших самолетов в от­ влечения внимания наблюдателей кораблей и лишь вторая группа предназначалась для нанесения удара по кораблям. Прежде, чем передавать любой сигнал, необходимо убедиться, что сигнал этот хорошо виден кораблям, на которые он пере, дается. Во время одной * набего­ вой операции в моменгг торпед­ ной атаки флагмаи, находивший­ ся на нашем корабле, приказал передать на эемшцы свое прика­ зание о начале атаки. Сигналь­ щик Меяузоэ укрепил фонарь ка штыре правого крыла мостика и начал передачу сигнала. Но так как фонарь быт «прочно закреп-? лени, а корабль качало, то одир э с м и н е ц Сигналов не принял и в атаку не вышел. Вот почему, приступая) к передаче семафора, сигнальщику надо точно навести луч света на принимающий ко. рабль и убедиться в видимости передачи. Фонарь при качке сле­ дует держать в рукаос. 6 . В ДАЛЬНЕМ ЛОХОДЕ Практический опыт и знания, полученные на посту ОНюС и на лвдере «Баку», оказали мн'е нес- ценимую услугу в дальнейшей службе. В 1944 году в качеств*? старшины сигнальщиков я попал на эскадреиный миноносец «Дер­ зкий». Полученный за войну опыт Наше отделение сигнальщиков на хорошем счету в деле боевой подготовки н обучения личного состава. Прежде всего, яеггрого эконом­ лю учебное время. Ни одной ми­ нуты плановьпх занятий1, учений и трегадро'вох мы не тратим} впу­ стую. Занятий, тренировки и уче- нш я старааосъ построить так, чтобы действия маггросапроходили как в боекх Это лучший метод обу­ чения. Если я провожу занятия по изучению семафора, то обыгано всех ситальщаков разбиваю по* парно, вручаю им текст*, рас­ ставляю на большом расстоянии и черев каждые пвлъ минут пе­ реставляю пары, чтобы сигналь­ щики прищ/ыкиш к различная* «почеркам» семафора. В конце занятия собираю всех вместе для проверки,на которой сигнальщи­ ки должны читать сметанйшй текст со скоростгью 130—140 зна­ ков (в минуту. Учебу по световой сигнализа­ ции мы. тайже прододиы на ме­ стности. Тренировки постепенно усложняются путем применения затемневдого фонаря направлен­ ного действия». Для оигаалъщиюа важно на­ учиться непрерьвзяо наблюдать за морем и воздухом. Эта качества мы стараемся (вираблтъгваггь при каждом выходе в море и при стоянке на рейде. Как показы­ вает опыт, при стоянке на яко­ ре вполне можно треяиро^ваться в быстром определении курсовых углов, силуэтов кораблей и са­ молетов. Однажды командир соедшеяися поинтересовался: — Как вы тренируете сигналь­ щиков? — /В передаче семафора треки, рую на верхней палубе, а осталь­ ные виды связи отрабатываю на занятиях в кубрике. — Вот поэтому .ваши сигналь­ щики плохо работают на фалах,— сказал контр-адивирал. — Занятия следуегг проводить ве в кубриюе, а на боеввм посту. С фон поры это указание стар­ шего начальника мы стараемся неуклонно проводить в практиче­ ской учебе. 8 . МОИ СОВЕТ МОЛОДЫМ Молодым сигнальщикам, {кото­ рые сейчас овладевают своей спе­ циальностью, следует твердо знать — что является главным в работе сигнальщиков. Это, ко­ нечно, бдительность и поггояадюе внимание. Чем, хак не отсутст­ вием должного внимании* являют­ ся ошибки молодого матроса Ди- кова, который, неся самостоя­ тельную сигнальную вахту, пе-. репутал текст при- приеме сема>- фора 1 В результате многие офи­ церы соединения кораблей яви­ лись в офицерский клуб, где их, в этот день не собирали. Чтобы подобных промахов и ошибок у МОЛОДЫХ ^игнальщикоз не получалось, нужно одно каче­ ство — внимание, вшмание и внимание Сигнальщику на кора(ь. Североморские корабли в учебном походе. Фото Н. Надеждина. ----------------* ФХФ С ----------------- Будущие моряки Q и знания сигнальщика я старал- ; де довер€(Н один из наиболее от. ся передатъ моим новым подчи- в^хственных боевых постов. Дело ненньвл. |че<гги каждого сигнальщика — Особенно преуспевал сигналь- нести службу на этом посту так, щик Аркадий Сорокин. На боль­ шом океанском переходе корабля Сорокин обнаружил перископ подводной лодки. Прозвучал сигнал боевой тревоги. Эоминец вышел в атаку. За борт полетели глубинные бомбы. Назьш заход— новая серия глубинных бомб ле­ т и т за борт. Hti ffiopjcpxHOCTH мо­ ря растеклось огромное пятно со- Ц>рл совместном плавании кораб- л яра, стали всал-ьазать облоьки чтобы каждый член экипажа гор­ дился мастерством своих сиг- налыциков. 'Период мйриого вре­ мени является наиболее благо. пр 1 ьяшньш для боевой учебы сиг- нальщ-иков. Эти благоприятные условия молодые специалисты должны использовать полностью. Старшина 2 статья А. МАЛЫШ ЕНКО . Дежурвьгй приложил к гуйаас дуйцьу, и проогкле рушады напол­ нили помещеяие. С коек поспешно вскакивали еще розовые ото сна кис­ ти , быстр» сдавали брезен­ товые брюки, рубахи, синие во­ ротнички и выстраивались на физзарядку. Так начался обычный учет­ ный день в школе юнг. Море ^подчиняется лишь стой­ ким, волевым, напористым лю­ дям. Эти качества вырабаты­ ваются в стонах школы юнг. Здесь они живут единой семьей. Все они молоды, но у каждого из них есть своя, хотя корот­ кая, но богатая событиями, биография. Взять вот, к примеру, юнгу Алексея Петрушина. Когда нем­ цы вторглись в Брянскую об­ ласть, его семья не успела эва­ куироваться. Алексей Петрушин вместе со своим дядей ушел в брянские леса к партизанам. Велика была народная месть за поруганную русскую землю. Тысячи народных мстителей дни я ночи не давали немцампокоя. В числе их был молодой юноша Алексей Петрушин. Он принимал активное участие во многих бое- выд операциях своего отряда. За мужество и отвагу молодой партизан бььл награжден орде­ ном Красного Знамени. Не менее интересна история жизни другого юнги __ Володи Вавилова. Он уже закаленный матрос, в боевых походах н схватках с врагом познавший любовь к морю. Володе было еще только 13 лет, когда его врат Евгений, штурман иодаолвв! лодки, шхмог ему стать подвд- ником-радистом. Подводная лодка участвовала в дерзких атаках на вражеские конвои, потопила 8 немецких кораблей, стала гвардейской в была награждена орденом Кра­ сного Знамени. Много раз ев бомбплп самолеты п корабля противника, но неизменно ста выходила победительницей. Во­ лодя Вавилов принимал участие в большинстве боевы^ походва. — Люблю море и с ним ни­ когда не расстанусь, — реши­ тельно заявляет юнга Вавилов. Петр Шершне® стал также после того, как ему ори^р шлось понюхать пороха в боевых схватках с врагом и получить ранение. С волнением он тяво- рнт: — Исполнилась мок меэта, я стану моряком! Не только в боевых дейтах о г личалисъ наши юнги. Многие i s них до поступления в школу славно поработали- в& трудовом фронте. Борис Колядко — сш инженера, работал электриком па металлургическом завода в Си­ бири, Аркадий Чурин — сче* товод сельпо, награжден медаль» «За доблестный труд а Великой Отечественной войне». Школа юных мораков поль­ зуется большой любовью у «ло- дежи нашей страны. Будущие моряки окружены здесь заботой и вниманием, юноши стараются учиться так, чтобы оправдать на деле высокое звание моряка. И. ПОПОВ. о Заведывание сдано в надежные руки Восемь лет прослужил на к г рабле старшина 2 статьи тов. Виляя. Сейчас он готовится к демобилизации. За время служ­ бы он в совершенстве овладел специальностью котельного ма­ шиниста, всегда содержал тех­ нику в боевой готовности, слю­ бовью ухаживал за ней. Перед демобилизацией тов. Внлях с утроенным старанием обучал молодых матросов, гото­ вил себе смепу. Он внимательно следил за действием it молодых . попраатял их, давал практик с-кие советы. Тов. Вилях сдал котельное отделение старшему матросу тов. Шмелеву, который заверил де­ мобилизующегося воина в там, что техника будет и впредь ра­ ботать безотказно, что епсащаг листы котельного отделения бу­ дут непрерывно совершенствовал свои знания и с честью выпол нят свой долг перед Родиной. а . соекин.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz