Краснофлотец. 1946 год. Декабрь.
г К Р А С Н ОФ Л О Т Е Ц 8 декабря 1946 г., № 285 (35. Г ~ - - - - - - - - - - - - - - - - - - — Все вижу— обо всем докладываю 1. НА 41ЕРВОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВАХ ТЙ ...Крутая скала вависла над валивом. .На домой вершине ее приютился маленький домик сиг. , налыюго поста с мечтой на кры ше. Э/>сь продолжалась моя дальнейшая служба. Меня пост?- [вили на подаахту к старшему '^матросу Ермакову — спитому сигнальщику. Мне пришлось ’простоять с ним всего три вахты, а затем Ермаков стал меня оставлять одного. Первое время я путанно «докладывал о прохошде. ишх © районе поста корабляк в пролетавших оамояетах. > — Квадрал* «Н>. Курвом на базу вдет сторожевой корабль!— Игокладывал я дежурному СНиС. — Не сторожевик, а лидер, — поправлял дежурный и> строго требовал: — Лучше веста наб людение! Каждая самостоятельная вакта обогащала мой опыт, вНрабаты. вала умение вести наблюдение, видать вюе даюедуг. Часы, свобод ные огг вак-т, мы использовали для повышения своих знаний. 2 . П РО ВЕРКА 'Вскоре с этого поста в был списан иа лидер «Баку*. На ко рабле наша учеба пошла; иначе. Командир отделения старшина 2 статьи Кузьмины/* "давал нам для -передачи и щмема оемафо. ры, светограммы « флажные сиг налы. В дневное время он регу лярно проводил плановые заня. тия по сигяалопроиэаэдству, а в конце каждой недели опрашивал лас. • Однажды я стоял па вахте вместе со старшим мат.росом» Спи рн;ДОНО'ВШЛМ1. — Малъгшенко, вдамательню наблюдайте,' а я пойду, — сказал Спиридонов. В это время с рейдового поста Передала: «Залютигте семафор*. • Я быстро приготовил карандаш & начал прием овеадраммы. ®се' преданное было пошито без еди ной ошибки. Как выяснилось после, эта сложная. светОгра!м- ма< была умышленно пере дана на .пост флаятманекш связи, етом, чтобы (проверить woe уме ние. ч фашистского вддводэапо пирата. Немецкая лодоа была потоплена благодаря бдюгедыяоегги сиг* налыцик-а Сорскияа* сумевшего во-время: обнаружить ее w пре дупредить конвой об опасности, лей. Однажды соединение мгою - 1 В этом же большом походе ЗАПИСКИ КОРАБЕЛЬНОГО СИГНАЛЬЩИКА носцев во главе с лидером «Ба ку» полным ходом следовало в базу. Встречный тральщик стал что-то писать по световой сигна лизация. ^Несший вахту на костя ке сигнальщик Суворов доложил трефожиым гол) 6 сом: — Тральщик дает сигнал — «ку*рс' ведет к опасности!». Ладер застопорил ход. ш> в силу инерции продолжал двигать ся вперед. Следовавшие в киль ватер (миноносцы также ие смогли резко уменьшить скорость, я это едва не правело к столкновению кораблей. Позднее* выяснилось, чгго ни о какой опасности траль щик ие «писал», а просто давал свои позывные. сигнальщик Авдркяпгин однаж ды доложил, что в кормовом сек торе появились два самолета. Это были немецкие разведчику кото рые, повидимому, расоч.итыаали, застать нас враошюк, но мы во время встретила их зенитным огнем. 7. КАК МЫ УЧИМСЯ 3. ГЛА ВНО Е flA ВА Х ТЕ — ВНИМ АНИ Е BcKOjpe у нас ка корабле терюга. шлет случат показавший, на сколько внимательным должен быть сигнальщик на шхте. Ко. рабль стоял на якоре, «Находив шийся ш лвдере флагман при казал передать по кораблям сиг. иа л: «Не готовиться к походу». *дри передаче приказания сиг нальщик Матузай олуггал сигдал и передал: «Готовиться к похо ду». Корабли стали разводить Нагая и, пока была обнаружена, ошибка, понапрасну была кэоркже. лы десятки тонн мазута. Так „нев* нимателшость одного человека шьгла в заблуждение личный со став целопо соединения кораблей. К чему может привести невни. Етателыность сигнальщика в похом 1 де, показывает следующий слу чай. Наш корабль шел в откры том море, выполнял курсовую за- |да.чу . В этот момент с мостика l,trocлишался «голос сигнальщика ,Висяча: — Справа, 25 — человек! Командир корабля мгновенно Ьеревел стрелки маашщного те леграфа на сстоп». Но тот час Же Ь:ляснилось, что никого ва бор! «том 1 нет. Оказалось, что наблю датель с кормового мостика за- I^етил силуэт корабля по право- лгу борту и д о л о ж и л по телефону мостик: у — Справа, 26 — силуэт! А матрос Внсич не расслышал р исказил доклад. Результатом ^ввился, ерьпв зада™, по боевой ^юдготовке кораблейи 4. В СОВМЕСТНОМ ПЛАВАНИИ Особенно тяжелые последст вия от невнимательной работы ©и:*нллыциков могут получиться Особенно бдительным должно быть наблюдение за водной по верхностью. Сигнальщик должен видеть асе и еряреввя доклады вать. Не следует оставлять без внимания ии одного плавающего предаете, пусть самого незначи тельного. 5. НАБЛЮДАЯ Н ЕП РЕРЫ ВНО Наблюдение должно быггь непрерывным в любое время и при любьвх условиях. Что бы ни делалось вокруг, сигтаалыцик или наблюдатель должен следить строго за свойм секторов . Во время Отечественной войны налги эсмишцъи эеюорггирова- т транспорты. Над как. воем барражировали истреби тели. «Из-за сопок иа бреющем полете вьсныриули три истребите ля «Фокке-Вульф» и устремились к кораблям. Наблюдатели во время заметили их и доложили об опасности. Завязался воздуш ный бой. Наблюдатели 1 увлек лись боем, ослабили наблюдение в своих секторах и не заметили, как еще пятерка «Фокке-Вуль- фоезо незаметно подошла и кон вою и атаковала транспорты. Оказывается, первая группа истребителей противника была выслана специально для оковыва ния боем наших самолетов в от влечения внимания наблюдателей кораблей и лишь вторая группа предназначалась для нанесения удара по кораблям. Прежде, чем передавать любой сигнал, необходимо убедиться, что сигнал этот хорошо виден кораблям, на которые он пере, дается. Во время одной * набего вой операции в моменгг торпед ной атаки флагмаи, находивший ся на нашем корабле, приказал передать на эемшцы свое прика зание о начале атаки. Сигналь щик Меяузоэ укрепил фонарь ка штыре правого крыла мостика и начал передачу сигнала. Но так как фонарь быт «прочно закреп-? лени, а корабль качало, то одир э с м и н е ц Сигналов не принял и в атаку не вышел. Вот почему, приступая) к передаче семафора, сигнальщику надо точно навести луч света на принимающий ко. рабль и убедиться в видимости передачи. Фонарь при качке сле дует держать в рукаос. 6 . В ДАЛЬНЕМ ЛОХОДЕ Практический опыт и знания, полученные на посту ОНюС и на лвдере «Баку», оказали мн'е нес- ценимую услугу в дальнейшей службе. В 1944 году в качеств*? старшины сигнальщиков я попал на эскадреиный миноносец «Дер зкий». Полученный за войну опыт Наше отделение сигнальщиков на хорошем счету в деле боевой подготовки н обучения личного состава. Прежде всего, яеггрого эконом лю учебное время. Ни одной ми нуты плановьпх занятий1, учений и трегадро'вох мы не тратим} впу стую. Занятий, тренировки и уче- нш я старааосъ построить так, чтобы действия маггросапроходили как в боекх Это лучший метод обу чения. Если я провожу занятия по изучению семафора, то обыгано всех ситальщаков разбиваю по* парно, вручаю им текст*, рас ставляю на большом расстоянии и черев каждые пвлъ минут пе реставляю пары, чтобы сигналь щики прищ/ыкиш к различная* «почеркам» семафора. В конце занятия собираю всех вместе для проверки,на которой сигнальщи ки должны читать сметанйшй текст со скоростгью 130—140 зна ков (в минуту. Учебу по световой сигнализа ции мы. тайже прододиы на ме стности. Тренировки постепенно усложняются путем применения затемневдого фонаря направлен ного действия». Для оигаалъщиюа важно на учиться непрерьвзяо наблюдать за морем и воздухом. Эта качества мы стараемся (вираблтъгваггь при каждом выходе в море и при стоянке на рейде. Как показы вает опыт, при стоянке на яко ре вполне можно треяиро^ваться в быстром определении курсовых углов, силуэтов кораблей и са молетов. Однажды командир соедшеяися поинтересовался: — Как вы тренируете сигналь щиков? — /В передаче семафора треки, рую на верхней палубе, а осталь ные виды связи отрабатываю на занятиях в кубрике. — Вот поэтому .ваши сигналь щики плохо работают на фалах,— сказал контр-адивирал. — Занятия следуегг проводить ве в кубриюе, а на боеввм посту. С фон поры это указание стар шего начальника мы стараемся неуклонно проводить в практиче ской учебе. 8 . МОИ СОВЕТ МОЛОДЫМ Молодым сигнальщикам, {кото рые сейчас овладевают своей спе циальностью, следует твердо знать — что является главным в работе сигнальщиков. Это, ко нечно, бдительность и поггояадюе внимание. Чем, хак не отсутст вием должного внимании* являют ся ошибки молодого матроса Ди- кова, который, неся самостоя тельную сигнальную вахту, пе-. репутал текст при- приеме сема>- фора 1 В результате многие офи церы соединения кораблей яви лись в офицерский клуб, где их, в этот день не собирали. Чтобы подобных промахов и ошибок у МОЛОДЫХ ^игнальщикоз не получалось, нужно одно каче ство — внимание, вшмание и внимание Сигнальщику на кора(ь. Североморские корабли в учебном походе. Фото Н. Надеждина. ----------------* ФХФ С ----------------- Будущие моряки Q и знания сигнальщика я старал- ; де довер€(Н один из наиболее от. ся передатъ моим новым подчи- в^хственных боевых постов. Дело ненньвл. |че<гги каждого сигнальщика — Особенно преуспевал сигналь- нести службу на этом посту так, щик Аркадий Сорокин. На боль шом океанском переходе корабля Сорокин обнаружил перископ подводной лодки. Прозвучал сигнал боевой тревоги. Эоминец вышел в атаку. За борт полетели глубинные бомбы. Назьш заход— новая серия глубинных бомб ле т и т за борт. Hti ffiopjcpxHOCTH мо ря растеклось огромное пятно со- Ц>рл совместном плавании кораб- л яра, стали всал-ьазать облоьки чтобы каждый член экипажа гор дился мастерством своих сиг- налыциков. 'Период мйриого вре мени является наиболее благо. пр 1 ьяшньш для боевой учебы сиг- нальщ-иков. Эти благоприятные условия молодые специалисты должны использовать полностью. Старшина 2 статья А. МАЛЫШ ЕНКО . Дежурвьгй приложил к гуйаас дуйцьу, и проогкле рушады напол нили помещеяие. С коек поспешно вскакивали еще розовые ото сна кис ти , быстр» сдавали брезен товые брюки, рубахи, синие во ротнички и выстраивались на физзарядку. Так начался обычный учет ный день в школе юнг. Море ^подчиняется лишь стой ким, волевым, напористым лю дям. Эти качества вырабаты ваются в стонах школы юнг. Здесь они живут единой семьей. Все они молоды, но у каждого из них есть своя, хотя корот кая, но богатая событиями, биография. Взять вот, к примеру, юнгу Алексея Петрушина. Когда нем цы вторглись в Брянскую об ласть, его семья не успела эва куироваться. Алексей Петрушин вместе со своим дядей ушел в брянские леса к партизанам. Велика была народная месть за поруганную русскую землю. Тысячи народных мстителей дни я ночи не давали немцампокоя. В числе их был молодой юноша Алексей Петрушин. Он принимал активное участие во многих бое- выд операциях своего отряда. За мужество и отвагу молодой партизан бььл награжден орде ном Красного Знамени. Не менее интересна история жизни другого юнги __ Володи Вавилова. Он уже закаленный матрос, в боевых походах н схватках с врагом познавший любовь к морю. Володе было еще только 13 лет, когда его врат Евгений, штурман иодаолвв! лодки, шхмог ему стать подвд- ником-радистом. Подводная лодка участвовала в дерзких атаках на вражеские конвои, потопила 8 немецких кораблей, стала гвардейской в была награждена орденом Кра сного Знамени. Много раз ев бомбплп самолеты п корабля противника, но неизменно ста выходила победительницей. Во лодя Вавилов принимал участие в большинстве боевы^ походва. — Люблю море и с ним ни когда не расстанусь, — реши тельно заявляет юнга Вавилов. Петр Шершне® стал также после того, как ему ори^р шлось понюхать пороха в боевых схватках с врагом и получить ранение. С волнением он тяво- рнт: — Исполнилась мок меэта, я стану моряком! Не только в боевых дейтах о г личалисъ наши юнги. Многие i s них до поступления в школу славно поработали- в& трудовом фронте. Борис Колядко — сш инженера, работал электриком па металлургическом завода в Си бири, Аркадий Чурин — сче* товод сельпо, награжден медаль» «За доблестный труд а Великой Отечественной войне». Школа юных мораков поль зуется большой любовью у «ло- дежи нашей страны. Будущие моряки окружены здесь заботой и вниманием, юноши стараются учиться так, чтобы оправдать на деле высокое звание моряка. И. ПОПОВ. о Заведывание сдано в надежные руки Восемь лет прослужил на к г рабле старшина 2 статьи тов. Виляя. Сейчас он готовится к демобилизации. За время служ бы он в совершенстве овладел специальностью котельного ма шиниста, всегда содержал тех нику в боевой готовности, слю бовью ухаживал за ней. Перед демобилизацией тов. Внлях с утроенным старанием обучал молодых матросов, гото вил себе смепу. Он внимательно следил за действием it молодых . попраатял их, давал практик с-кие советы. Тов. Вилях сдал котельное отделение старшему матросу тов. Шмелеву, который заверил де мобилизующегося воина в там, что техника будет и впредь ра ботать безотказно, что епсащаг листы котельного отделения бу дут непрерывно совершенствовал свои знания и с честью выпол нят свой долг перед Родиной. а . соекин.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz