Краснофлотец. 1946 год. Август.

Проверка состояния вооруже ння на краснознаменном эсминце Из боевого опыта сВ. Куйбышев*. Фото Р. Диамент. У х о д за т о р п е д о й и т о р п е д н ым а п п а р а т о м нею так же, как и за торпедным аппаратом, — чрезвычайно ответ­ ственное дело. Прежде всего о приеме и по­ грузке торпед ш подводную лод­ ку. О торпедой надо обращаться осторожно и умело. Малейшая оп­ лошность при погрузке может привести к серьезным послед­ ствиям, а в бою обязательно под­ ведет. На одну из подводных лодок производили погрузку торпед. Вопреки инструкции, торпедисты не соблюдал^ должной осторож­ ности и одну из торпед утопили. А другая от сильного удара вышла из строя. В другой раз при выгрузке торпеды неполностью поджали запирающий клапан и ие одели стопора на гребные винты. Когда торпеду подняли на отсечных та­ лях до уровня торпедной балки и дали ей движение на палубу, курок, который оказался выше оболочки торпеды, отошел в зад­ нее положение. Машина пришла в движение. Если бы кто-нибудь из краснофлотцев держался за хвостовую часть, как это часто бывает, не миновать несчастного случая. Приготовление торпеды для практической стрельбы ничем не отличается от подготовки ее к боевым стрельбам. Разница толь­ ко в том, что в первом случае присоединяется практическое за­ рядное отделение (ПЗО), а во втором случае — боевое зарядное отделение (БЗО). Поэтому непра­ вильное приготовление торпед одинаково сказывается как в учебных, так и в боевых стрель­ бах. Первое и непременное условие отличного приготовления торпе­ ды — внимательность и еще раз внимательность. Был у нас па лодке такой слу­ чай. Осматривая перед походом торпеду, краснофлотцы обнару­ жили, что в гидростатическом ап- j Главным оружием на подводной | пврате сломана пружинка Такая додке является торпеда. Уход за 5 торпеда не! могла итти ла глубине. Выйдя из аппарата, она сразу же выскочила бы на поверхность,- скорость и направление ее были бы произвольными. Спешка никогда к добру не приводит. Один из наших торпе­ дистов, готовя оружие к походу, обнаружил, что травит перепуск­ ной клапан щитикового вытесни­ теля. Торпедист вместо того, что­ бы притереть клапан, просто смазал Его. Такая «укупорка» оказалась, конечно, ненадежной, перепускной клапан стал травить раньше времени, практическое зарядное отделение постепенно на­ чало продуваться и получать по­ ложительную пловучесть. Прибор вытеснения сработан, и ПЗО окон­ чательно продулось. Торпеда вы­ скочила на поверхность. Вот еще один пример. Старшина группы поручил краснофлотцу проверить, залиты ли в торпеду керосин, масло и вода Краснофло­ тец заливку масла и воды прове­ рил, а о керосине забыл. Запас же керосина в торпеде оказался неполным. Командир боевой части, просматривавший, как подготов­ лена торпеда к выстрелу, со не­ внимательности этого не обнару­ жил. Что же получилось при стрельбе? Обычно после откиды­ вания курка курковым зацепом торпедного аппарата срабатывает зажигательнее приспособление. В подогревателыгом аппарате заго­ рается зажигательный патрон. Ой горит несколько секунд. В тече­ ние этого времени для образова­ ния ларо-газовой смеси должен подойти керосин, движений кото­ рого сопровождается вытеснением воды. Но, так как керосина в тор­ педе было недостаточно, оставше­ еся пространство в баллоне запол­ нялось водой. Керосин не вытес­ нялся в подогревательный аппа­ рат, и воспламенения не произо­ шло. Торпеда была «холодной», машина ее работала только на воздухе. Это сказалось .на ско­ рости движения торпеды и прой­ денном ею расстоянии. И хотя расчеты, произведенные коман­ диром лодки, были точны, торпеда к цели не пришла. Вот что значит невнимательно приготовить тор­ педу! Основное для подводной лодки во время атаки — это скрыт­ ность. Для этой цели торпедные аппараты снабжаются специаль­ ными приборами, которые при вы­ ходе торпеды из аппарата не дают возможности воздушному пузырю выскочить на поверхность и вы­ дать таким образом местонахожде­ ние погруженной лодки. Эти при­ боры бывают различных систем. Каждая система имеет свои кон­ структивные особенности в уст­ ройстве, которые необходимо учи­ тывать. Бывает, что прибор включен, а пузырь все же появляется. При­ поминается такой эпизод. Торпе­ дисты просмотрели регуляторы выдержки времени и нашли их в порядке. Однако, когда произвели торпедный залп, один из регуля­ торов торпедного аппарата сра­ ботал раньше времени, и получил­ ся залп с пузырем. Почему? Потому,' что торпедисты не знали глубоко техники, не освоили как следует сложные приборы. Техни­ ку надо не только знать, но, как говорится, чувствовать ее. А это дается лишь отличным специалистам. Был и такой случай, когда при выстреле торпеда утонула. Это го­ ворит о тем, что во время зарядки аппарата не были полностью соб­ людены требования инструкции, к о ^ а я требует сверять положе­ ние куркового зацепа с положе­ нием курка торпеды. Когда торпе­ ду выпустили, курок ие откинул­ ся, и главная машина с приборами не заработала. Дорогостоящая торпеда утонула. Вахта у торпедных аппаратов сложна и ответственна. Чтобы ее умело править, надо знать свое дело безупречно. Старшина 2 статьи В. ВЕСЕЛОВ. ОНЕДОСТАТКАХ В ПОДГОТОВКЕ МОЛОДЫХ ЭЛЕКТРИКОВ Мне, как командиру отделения окончившие Учебный отряд, не торпедных электриков, неодню- знают, как применить свои знания кратно приходилось руководить на практике, видимо, в школах молодыми специалистами, пршпед- отряда обучение ведется одностс пшмн из Учебного отряда иди шко- ранне,- без учета действительней рты юнг. И несколько раз я стал- обстановки, в которой краснофлот- живалея с такими случаями, когда цам придется работать, молодые специалисты, проучив- Есть и еще один серьезный ЯС: шиёся несколько месяцев, ие мог- достаток в подготовке молодых ли на практике применить свои I специалистов. Торпедному элек- зиаяия. I трику да и любому корабельному Знакомясь с теоретическими по-1 электрику часто приходится иметь знаниями таких матросов, я уста-1 дело с аккумуляторами. Казалось' навливал, что они прошли обшир -1 бы, при подготовке электриков ный материал, получили вполне I изучению аккумуляторов должно солидные знания по электротехни-1 уделяться большое внимание. Нол ке, по спецапааратуре и т. д. Но I к сожалению, это не так. Зарядка когда знания нужно было приме -1 аккумуляторов и их эксплоатация нить на практике, эти товарищи I в школах изучается вскользь, а терялись, становились беспомощ -1 на практике краснофлотцев почте ными. I не учат, как обращаться с акку- Был у меня такой случаи. Дал I муляторами. я матробу контрольную лампу и I это создает на кораблях приказал йраверить: не перегорели I 5олыпие трудности. Вместо того, ли предохранители. Вместо того, I чтобы совершенствовать знания чтобы подсоединить концы провод -1 молодых краснофлотцев, старпга- ника к противоположным концам I нам приходится переучивать их за- предохранителя, ои стал прикла-1 НОво. Это в известной степени тор- дывать к клеммам ие концы про -1 мознТ боевую учебу в отделении, водника, а... лампочку Естествен -1 ]^нв) например, почти заново при- но, она не загорелась. I шлось обучать торпедных электри - '^ Этот выпускник Учебного отря-1 Мотачева и Кулатина. да не имел элементарных практи-1 Хотелось бы высказать п ож е л ц ^ ^ ческих навыков. А по теории он I ние прекрасно знал, что в любой элек -1 ‘ тг „ трической цепи есть «плюс» и I Преподавателям школ Учеопого «минус», был знаком со сложными I 01^>^ а' яухн0 поддерживать се формулами. специалистами кораблей саму» Оказалось также, что молодой! тесную связь> бывать электрик не умеет читать простей -1 с<’1!',им на кораблях я детально зна- Обычно в каждой сое- К0МИТЬСя с работой тех специа* листов, которые ими подготовлены^ Только при таком условии можне правильно построить обучение ко* рабельных специалистов, способ­ ных сразу же по приходу на ко­ рабль приступить к исполнение служебных обязанностей. Старшина 2 статьи Я . Ш ВЫ Д К О В , шие схемы, дшштельной коробке есть схема, которая призвана помочь специа­ листу быстро разобраться в клем­ мах, установить, какой проводник куда идет. Для него же схема бы­ ла совершенно незнакомым делом. Можно было бы привести еще несколько фактов, показывающих, что некоторые краснофлотцы, Старшины ушли на совещание Как было сорвано расписание занятий • • • Когда будет оборудована кают-компания? В береговой базе подплава до сих пор нет кают-компании для мичманов и главных старшин. Устроить кают-компанию не так уж трудно, но никто не хочет каняться этим делом. Мнчмаяы и главные старшины питаются в общей столовой вместе со стар­ шинами. В связи с этим, во время обеда и ужина в столовой со­ здаются очереди, мест нехватает. Не лучше и жилищные условия мичманов и главстаршин. В пред. назначенные для них каюты все­ ляются также старшгны и матро- В каютах теснота. Они пре­ вращены в общие кубрики. Мичман П. КАРКОикИЯ. Наступили часы занятий по специальности. Ввиду того, что все командиры отделений и стар­ шины групп ушли на совещание, в этот день руководить занятиями было поручено опытным старо­ служащим. Котельные машинисты под ру­ ководством старшего краснофлот­ ца Жилинс&ого тщательно разби­ рали по чертежам устройство предохранительного клапана глав­ ной котельной установки. Жи- линский — знаток своего дела. Он обстоятельно рассказал моло­ дым матросам Абрамову, Савину, Бабкину об особенностях этого механизма, ответил па вопросы. Потом стал спрашивать. Опросу, наряду с молодыми, подвергались и старослужащие краснофлотцы Хоменжо, Ншштин-ский, Греблюк. Занятие шло строго по плану. Но так было только у котель­ ных машинистов. В других груп­ пах формально отнеслись к учёбе, и это привело к срыву занятпй во многих отделениях. Со специалистами БЧ-Н зани- мался старший краснофлотец Жу­ ков. Здесь не было ни чертежей, ни описаний орудия, оптических или электрических приборов. Чи­ тали вслух «Памятку краснофлот­ ца». Это, конечно, полезное и нужное дело, но не! в этом был смысл занятия. Еще хуже обстояло у электри­ ков. Из всего отделепия за сто­ лом сидел только матрос Кучеров^^ который с большим вниманием чи­ тал... художественную литературу.- Остальные — каждый занимался своим делом, но отнюдь ив учебой.- На занятиях рулевых молодые матросы Стариков и Гусев, забив­ шись в угол, сочиняли письмо. Время от времени Стариков, не­ давно вернувшийся из отпуска,- рассказывал забавные истории. У турбинистов вообще занятий не было, хотя в списках нарядов дежурной службы н на работах ни­ кто из тптт яе числился. В поме­ щении был один старший крас­ нофлотец Чумаченко, да и тот занимался починкой обмундиро­ вания. •— А почему вы не занимае­ тесь? — спросил в перерыве кто-то из группы котельных ма­ шинистов проходящего мимо трюм-- ного машиниста. — Мы сами себе хозяева,- — развязно ответил тот. Необходимо отмстить, что все это происходим) как раз в те время,- когда весь старшинский состав был в Ленинской комнате; где говорили об укреплении дисциплины. Сказано было мно­ го хороших слов. Но о том, что па корабле нередко срываются за­ нятия, никто не вспомнил. А надо было бы... П. ПЕТРУХИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz