Краснофлотец. 1946 год. Август.
Проверка состояния вооруже ння на краснознаменном эсминце Из боевого опыта сВ. Куйбышев*. Фото Р. Диамент. У х о д за т о р п е д о й и т о р п е д н ым а п п а р а т о м нею так же, как и за торпедным аппаратом, — чрезвычайно ответ ственное дело. Прежде всего о приеме и по грузке торпед ш подводную лод ку. О торпедой надо обращаться осторожно и умело. Малейшая оп лошность при погрузке может привести к серьезным послед ствиям, а в бою обязательно под ведет. На одну из подводных лодок производили погрузку торпед. Вопреки инструкции, торпедисты не соблюдал^ должной осторож ности и одну из торпед утопили. А другая от сильного удара вышла из строя. В другой раз при выгрузке торпеды неполностью поджали запирающий клапан и ие одели стопора на гребные винты. Когда торпеду подняли на отсечных та лях до уровня торпедной балки и дали ей движение на палубу, курок, который оказался выше оболочки торпеды, отошел в зад нее положение. Машина пришла в движение. Если бы кто-нибудь из краснофлотцев держался за хвостовую часть, как это часто бывает, не миновать несчастного случая. Приготовление торпеды для практической стрельбы ничем не отличается от подготовки ее к боевым стрельбам. Разница толь ко в том, что в первом случае присоединяется практическое за рядное отделение (ПЗО), а во втором случае — боевое зарядное отделение (БЗО). Поэтому непра вильное приготовление торпед одинаково сказывается как в учебных, так и в боевых стрель бах. Первое и непременное условие отличного приготовления торпе ды — внимательность и еще раз внимательность. Был у нас па лодке такой слу чай. Осматривая перед походом торпеду, краснофлотцы обнару жили, что в гидростатическом ап- j Главным оружием на подводной | пврате сломана пружинка Такая додке является торпеда. Уход за 5 торпеда не! могла итти ла глубине. Выйдя из аппарата, она сразу же выскочила бы на поверхность,- скорость и направление ее были бы произвольными. Спешка никогда к добру не приводит. Один из наших торпе дистов, готовя оружие к походу, обнаружил, что травит перепуск ной клапан щитикового вытесни теля. Торпедист вместо того, что бы притереть клапан, просто смазал Его. Такая «укупорка» оказалась, конечно, ненадежной, перепускной клапан стал травить раньше времени, практическое зарядное отделение постепенно на чало продуваться и получать по ложительную пловучесть. Прибор вытеснения сработан, и ПЗО окон чательно продулось. Торпеда вы скочила на поверхность. Вот еще один пример. Старшина группы поручил краснофлотцу проверить, залиты ли в торпеду керосин, масло и вода Краснофло тец заливку масла и воды прове рил, а о керосине забыл. Запас же керосина в торпеде оказался неполным. Командир боевой части, просматривавший, как подготов лена торпеда к выстрелу, со не внимательности этого не обнару жил. Что же получилось при стрельбе? Обычно после откиды вания курка курковым зацепом торпедного аппарата срабатывает зажигательнее приспособление. В подогревателыгом аппарате заго рается зажигательный патрон. Ой горит несколько секунд. В тече ние этого времени для образова ния ларо-газовой смеси должен подойти керосин, движений кото рого сопровождается вытеснением воды. Но, так как керосина в тор педе было недостаточно, оставше еся пространство в баллоне запол нялось водой. Керосин не вытес нялся в подогревательный аппа рат, и воспламенения не произо шло. Торпеда была «холодной», машина ее работала только на воздухе. Это сказалось .на ско рости движения торпеды и прой денном ею расстоянии. И хотя расчеты, произведенные коман диром лодки, были точны, торпеда к цели не пришла. Вот что значит невнимательно приготовить тор педу! Основное для подводной лодки во время атаки — это скрыт ность. Для этой цели торпедные аппараты снабжаются специаль ными приборами, которые при вы ходе торпеды из аппарата не дают возможности воздушному пузырю выскочить на поверхность и вы дать таким образом местонахожде ние погруженной лодки. Эти при боры бывают различных систем. Каждая система имеет свои кон структивные особенности в уст ройстве, которые необходимо учи тывать. Бывает, что прибор включен, а пузырь все же появляется. При поминается такой эпизод. Торпе дисты просмотрели регуляторы выдержки времени и нашли их в порядке. Однако, когда произвели торпедный залп, один из регуля торов торпедного аппарата сра ботал раньше времени, и получил ся залп с пузырем. Почему? Потому,' что торпедисты не знали глубоко техники, не освоили как следует сложные приборы. Техни ку надо не только знать, но, как говорится, чувствовать ее. А это дается лишь отличным специалистам. Был и такой случай, когда при выстреле торпеда утонула. Это го ворит о тем, что во время зарядки аппарата не были полностью соб людены требования инструкции, к о ^ а я требует сверять положе ние куркового зацепа с положе нием курка торпеды. Когда торпе ду выпустили, курок ие откинул ся, и главная машина с приборами не заработала. Дорогостоящая торпеда утонула. Вахта у торпедных аппаратов сложна и ответственна. Чтобы ее умело править, надо знать свое дело безупречно. Старшина 2 статьи В. ВЕСЕЛОВ. ОНЕДОСТАТКАХ В ПОДГОТОВКЕ МОЛОДЫХ ЭЛЕКТРИКОВ Мне, как командиру отделения окончившие Учебный отряд, не торпедных электриков, неодню- знают, как применить свои знания кратно приходилось руководить на практике, видимо, в школах молодыми специалистами, пршпед- отряда обучение ведется одностс пшмн из Учебного отряда иди шко- ранне,- без учета действительней рты юнг. И несколько раз я стал- обстановки, в которой краснофлот- живалея с такими случаями, когда цам придется работать, молодые специалисты, проучив- Есть и еще один серьезный ЯС: шиёся несколько месяцев, ие мог- достаток в подготовке молодых ли на практике применить свои I специалистов. Торпедному элек- зиаяия. I трику да и любому корабельному Знакомясь с теоретическими по-1 электрику часто приходится иметь знаниями таких матросов, я уста-1 дело с аккумуляторами. Казалось' навливал, что они прошли обшир -1 бы, при подготовке электриков ный материал, получили вполне I изучению аккумуляторов должно солидные знания по электротехни-1 уделяться большое внимание. Нол ке, по спецапааратуре и т. д. Но I к сожалению, это не так. Зарядка когда знания нужно было приме -1 аккумуляторов и их эксплоатация нить на практике, эти товарищи I в школах изучается вскользь, а терялись, становились беспомощ -1 на практике краснофлотцев почте ными. I не учат, как обращаться с акку- Был у меня такой случаи. Дал I муляторами. я матробу контрольную лампу и I это создает на кораблях приказал йраверить: не перегорели I 5олыпие трудности. Вместо того, ли предохранители. Вместо того, I чтобы совершенствовать знания чтобы подсоединить концы провод -1 молодых краснофлотцев, старпга- ника к противоположным концам I нам приходится переучивать их за- предохранителя, ои стал прикла-1 НОво. Это в известной степени тор- дывать к клеммам ие концы про -1 мознТ боевую учебу в отделении, водника, а... лампочку Естествен -1 ]^нв) например, почти заново при- но, она не загорелась. I шлось обучать торпедных электри - '^ Этот выпускник Учебного отря-1 Мотачева и Кулатина. да не имел элементарных практи-1 Хотелось бы высказать п ож е л ц ^ ^ ческих навыков. А по теории он I ние прекрасно знал, что в любой элек -1 ‘ тг „ трической цепи есть «плюс» и I Преподавателям школ Учеопого «минус», был знаком со сложными I 01^>^ а' яухн0 поддерживать се формулами. специалистами кораблей саму» Оказалось также, что молодой! тесную связь> бывать электрик не умеет читать простей -1 с<’1!',им на кораблях я детально зна- Обычно в каждой сое- К0МИТЬСя с работой тех специа* листов, которые ими подготовлены^ Только при таком условии можне правильно построить обучение ко* рабельных специалистов, способ ных сразу же по приходу на ко рабль приступить к исполнение служебных обязанностей. Старшина 2 статьи Я . Ш ВЫ Д К О В , шие схемы, дшштельной коробке есть схема, которая призвана помочь специа листу быстро разобраться в клем мах, установить, какой проводник куда идет. Для него же схема бы ла совершенно незнакомым делом. Можно было бы привести еще несколько фактов, показывающих, что некоторые краснофлотцы, Старшины ушли на совещание Как было сорвано расписание занятий • • • Когда будет оборудована кают-компания? В береговой базе подплава до сих пор нет кают-компании для мичманов и главных старшин. Устроить кают-компанию не так уж трудно, но никто не хочет каняться этим делом. Мнчмаяы и главные старшины питаются в общей столовой вместе со стар шинами. В связи с этим, во время обеда и ужина в столовой со здаются очереди, мест нехватает. Не лучше и жилищные условия мичманов и главстаршин. В пред. назначенные для них каюты все ляются также старшгны и матро- В каютах теснота. Они пре вращены в общие кубрики. Мичман П. КАРКОикИЯ. Наступили часы занятий по специальности. Ввиду того, что все командиры отделений и стар шины групп ушли на совещание, в этот день руководить занятиями было поручено опытным старо служащим. Котельные машинисты под ру ководством старшего краснофлот ца Жилинс&ого тщательно разби рали по чертежам устройство предохранительного клапана глав ной котельной установки. Жи- линский — знаток своего дела. Он обстоятельно рассказал моло дым матросам Абрамову, Савину, Бабкину об особенностях этого механизма, ответил па вопросы. Потом стал спрашивать. Опросу, наряду с молодыми, подвергались и старослужащие краснофлотцы Хоменжо, Ншштин-ский, Греблюк. Занятие шло строго по плану. Но так было только у котель ных машинистов. В других груп пах формально отнеслись к учёбе, и это привело к срыву занятпй во многих отделениях. Со специалистами БЧ-Н зани- мался старший краснофлотец Жу ков. Здесь не было ни чертежей, ни описаний орудия, оптических или электрических приборов. Чи тали вслух «Памятку краснофлот ца». Это, конечно, полезное и нужное дело, но не! в этом был смысл занятия. Еще хуже обстояло у электри ков. Из всего отделепия за сто лом сидел только матрос Кучеров^^ который с большим вниманием чи тал... художественную литературу.- Остальные — каждый занимался своим делом, но отнюдь ив учебой.- На занятиях рулевых молодые матросы Стариков и Гусев, забив шись в угол, сочиняли письмо. Время от времени Стариков, не давно вернувшийся из отпуска,- рассказывал забавные истории. У турбинистов вообще занятий не было, хотя в списках нарядов дежурной службы н на работах ни кто из тптт яе числился. В поме щении был один старший крас нофлотец Чумаченко, да и тот занимался починкой обмундиро вания. •— А почему вы не занимае тесь? — спросил в перерыве кто-то из группы котельных ма шинистов проходящего мимо трюм-- ного машиниста. — Мы сами себе хозяева,- — развязно ответил тот. Необходимо отмстить, что все это происходим) как раз в те время,- когда весь старшинский состав был в Ленинской комнате; где говорили об укреплении дисциплины. Сказано было мно го хороших слов. Но о том, что па корабле нередко срываются за нятия, никто не вспомнил. А надо было бы... П. ПЕТРУХИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz