Краснофлотец. 1946 год. Август.
На Парижс к ой Мирной конференции ПАРИЖ, 20 августа, (Спец. корр. ТАСС). Сегодня, как и вче*- ра, работали комиссии, образо ванные Мирной конференцией для рассмотрения проектов мир ных договоров. Представители советской делегации во всех ко- З иссиях настаивали на том, что. ы без дальнейшего промедления было начато рассмотрение проек. тов договоров статья за статьей, Ъункт за пунктом. В то же время некоторые другие делегаты были непрочь оттянуть рассмотре- -^ние этих проектов по существу. Они непрерывно выдвигали раз личные процедурные аргументы против деловой работы, требуя, в частности чтобы комиссии де тально распланировали свою ра боту. Вчера, как известно, в во. енной комиссии дело дошло до того, что там некоторые делега ты пытались заранее определить, какие разногласия могут возник нуть в комиссия, и немедленно создать подкомиссии для урегу лирования этих будущих разно гласий. Эти особенности деятельности комиссий, в частности, отмечены сегодня газетой «Нью-Йорк ге ральд трибюн», которая указы вает, что наиболее характерной стороной вчерашних заседаний были «попытки представителей Советской России приступить к детальному и немедленному рас смотрению проектов договоров. Этим попыткам в течение всего дня успешно противились главным образом английская и австралий ская делегации». Та же картина Повторилась се. годня на заседании комиссия ,по политическим и территориальным вопросам для Италии и комиссии по политическим ч территорий альным вопросам для Румынии. между этими государствами и итальянский фашизм. Де Гаспери В комиссии по политическая и территориальным вопросам дАя Италии Не успело начаться заседание комиссии по политическим и тер риториальным вопросам для Ита лии, как представитель Австралии Эватт предложил отложить это заседание на завтра под тем пред. логом, что еще не истек срок для внесения поправок к проектам мирных договоров в письменном виде. «Мы собираемся внести од ну поправку, — сказал он, — но в письменном виде она еще не ^ г о т о в а » . Когда же председатель комиссии собрался поставить это • предложение на голосование, Эватт несколько изменил свою тактику, заявив, что не настаивает на откладывании заседания, но предлагает начать предвари тельно общую дискуссию, не при ступая к постатейному рассмот рению 'проекта мирного договора с Италией. Точка зрения Эватта была поддержана председателем Эглаидом (Южно-Африканский Союз), который также высказался за «генеральную дискуссию» пре* амбулы (вступительной части к договору). Такая постановка вопроса вы. звала решительное возражение со стороны советской делегации. Представитель советской делегат ции Вышинский заявил: «Мы уже достаточно много го ворили общих фраз, достаточно много говорили общих слов; каждая делегация совершенно ясно 5 изложила свои принци пиальные позиции, и теперь надо (^приступить к практической ра- ^боте , а «е заниматься снова об щей дискуссией». Вышинский напомнил, что итальянская делегация, которой /Г было предложено высказать в письменном виде свои замечания относительно проекта мирного договора, представила меморан дум по вопросу преамбулы этого договора. Этот меморандум ко миссия может и должна рассмот реть. «Советская делегация счи тает плохим предложение обсуж дать вопрос, ничего не решая, — продолжал Вышинский. — Это плохой совет — говорить, но не решать. Я предлагаю поменьше говорить _ побольше рёшать». Вышинский предложил немед ленно приступить к рассмотрению поправок итальянской делегации. Против аргументации предста вителя советской делегации не чего было возразить, и делегаты, противящиеся началу практиче ской работы, изменили тактику. Эватт, а за ним и представитель Южно-Африканского Союза зая вили, что они поддерживают предложение советского делегата, южноафриканский этому предложению, сводящему его на-нет. Он эая&Цл вдруг, что предложения, содержащиеся в меморандуме итальянской делега ции, комиссия вправе обсуждать только тогда, когда эти пред ложения будут формально вне сены каюшМибо членом комис сии и затем поддержаны другим членам, это Предложение дало новый повод к продолжительной и нудной дискуссии по процедур ному вопросу. В ходе этой дискуссии представитель Вели кобритании, поднимая предложе ние южно-африканского делегата «на принципиальную высоту», заявил, что в других комиссиях, возможно, встретятся такие же процедурные затруднения, и nd- тому, де, лучше всего обратиться за разделениями в секретариат конференции, а пока что занять ся общей дискуссией относитель- 6о преамбулу. Взявший слово вторично пред ставитель советской делегации Вышинский сказал: «Я начинаю терять надежду на то, что мы приступим К обсуждению проекта мирного договора. Здесь каждую минуту возникает какая-нибудь новая проблема, новая проблема рождает новые [ предложения, а эти предложения рождают новые проблемы. Мы попадаем, таким образом, в какой-то заколдован ный круг. Я обращаюсь к деле гатам с просьбой — приступимте, наконец, к работе. Мы не можем заранее расписать, что мы будем делать в следующее четверть часа. Если надо будет прини мать решения, мы будем их при нимать, если в этом не будет надобности _ принимать 'решений не будем. Здесь нет никаких проблем, никаких трудностей». Вышинский напомнил элемен тарное демократическое правило: если вносится предложение, — его надо обсудить независимо от того, поддерживает его кто- либо или нет. 16 августа итальян ской делегации было предложено представить меморандум с изло жением ее соображений отдельно по каждому разделу договора. Этот меморандум был представ лен 17 августа. Теперь его надо обсуждать. «Не надо ждать, по ка кто-нибудь поддержит этот меморандум, — сказал Вьнпин- ский, — надо обсудить предло женные поправки, так как недо пустимо предложить представить поправки, а затем отказываться от их обсуждения. Это — демо1 кратия наизнанку!» Вышинский предложил прекра тить обсуждение процедуры, пе рейти к существу дела и начать рассмотрение итальянского мемо- Италией, что граждане этйх го сударств не рассматривались в Италии, как подданные враже ских государств, а их имущество или деятельность никогда не яв лялась предметом каких - либо мероприятий или ограничений со стороны итальянского правитель^ ства. Эти утверждения вызвали ре* шительные возражения со сторо ны членов комиссии. В частности, представитель Польши напомнил, чтхк Польша находилась в со стоянии войны с Италией, что польские граждане рассматрива лись в Италии как граждане враждебной страны, что их иму щество было ликвидировано, что польские войска участвовали в боях против итальянских войск в Северной* Африке и в Италии, что польский флот потерял в Среди земном море один из лучших своих кораблей. Как же после всего этого можно говорить, что Италия якобы не воевала с Поль шей? Делегат Белоруссии Киселев напомнил о выступлении руково'- дителя итальянской делегации де Гаспери на пленуме конференции, в котором он пытался обелить. В комиссии по политическим и территориальным вопросам для Румынии Комиссия по политическим не осудил фашизм, не подчеркнул всей глубины военных преступле ний, совершенных итальянским фашизмом во главе с Муссолини. Поправки и предложения италь янской делегации — практическое преломление тезисов, изложенных де Гаспери на конференции. Они представляют собой попытки ог раничить ответственность Италии и ее фашистских заправил за аг рессию. Белорусская делегация считает, что предложенная итальянской делегацией поправка о том, что Италия якобы об’явила агрессив ную войну лишь некоторым со юзным и соединенным державам, не соответствует действительно сти. «Всем известно, что войны теперь не об’являкггся, войны просто Начинаются», — сказал Киселев. Пропп* поправок, наложенных в первом разделе итальянского мемо рандума, высказались также; пред ставители Югославии, Чехослова кии, Бельгии и других стран. Ни один голос не раздался в защиту этих поправок. Дальнейшее обсуждение италь,- янского меморандума было пер& несено на вечернее заседание. V. и территориальным вопросам, соб равшаяся утром 20 августа, долж на была решить два вопроса . — выборы докладчика и установле ние порядка работы комиссии. По предложению английского делегата выборы докладчика бы ли отложены до следующего за седания. Председатель комиссии Ману- ильский предложил затем начать обсуждение проекта мирного договора с Румынией статья за статьей, начиная с преамбулы (вступительной части). Он указал, что можно немедленно приступить к постатейному рассмотрению* проекта с тем, чтобы позже вер нуться к тем статьям, к которым поступят поправки. Представи тель французской делегации Кат- ру сказал, что французская деле1- гация готова приступить к об суждению проекта мирного до говора статья за статьей. Однако такому рассмотрению проекта договора воспротивился делегат Великобритании, сославшись на нечный срок внесения поправок еще не наступил. Он предложил начать предварительное обсуж дение договора, но не принимать никаких решений по его статьям. Французский делегат Катру поднял вопрос о порядке выслу шивания представителей бывших вражеских стран. Он предложил дождаться решения генерального секретариата по этому вопросу. Представитель кюветской делега ции Богомолов возразил на это, что, согласно правилам процеду ры, комиссии могут заслушивать представителей бывших вражеских стран, когда захотят. Не следовало бы отказываться от этого права. Ввиду возражений некоторых членов комиссии против постатей ного рассмотрения проекта мир ного договора с Румынией, пред седатель, отметив, что он не ви- дит смысла в обсуждении статей договора без принятия оконча тельных решений, предложил за крыть заседание. Это предложе- тот формальный довод, что ко- ние было принято. Вечернее заседание комиссии по политическим и территориальным вопросам для Италии 20 августа но оА-афретканск и делегат тут же выдвинул «поправку» к рандума пункт за пунктом. Обсуждение преамбулы мирного договора с Италией После этого энергичного вы ступления охотников продолжать процедурную дискуссию не на шлось, и председатель комиссии поставил на обсуждение первый пункт итальянского меморанду ма, в котором итальянская деле гация настаивает на смягчении формулировок, говорящих об уча стии Италии в агрессии. В италь янском меморандуме говорится, что Италия никогда не объявляла войну Бельгии, Голландии, Поль ше, Чехословакии и не получала со стороны этих последних уве домлений об объявлении войны, что никакие фактические воен ные действия не имели , места ПАРИЖ, 20 августа. (Спец. корр. ТАСС). Сегодня на вечернем заседании комиссии по политиче ским и территориальным вопросам для Италии продолжалось обсуж дение предложений, изложенных в меморандуме, представленном итальянской делегацией. Как и на утреннем заседании, члены комис сии единодушно высказывали свое отрицательное отношение к пред ложениям итальянской делегации, направленным на то, чтобы обе лить фашистскую Италию и преуменьшить ее роль в агрессии держав оси. Эти предложения не встретили никакой поддержки. Следовало ожидать, что комис сия, приняв соответствующее ре шение по итальянским поправкам к преамбуле, перейдет к даль нейшему рассмотрению проекта мирного договора с Италией. Однако по окончании прений председатель комиссии Эгланд (Южно - Африканский Союз) не ожиданно заявил, что комиссии не следует решать вопроса о— при нятии или отклонении итальянских поправок, поскольку она якобы может принимать решения лишь в отношении поправок, внесенных членами комиссии. Английский представитель Джебб тут же предложил не принимать никаких решений до тех пор, пока секре тариат* конференции не выработает процедуру рассмотрения поправок, предлагаемых делегациями бывших вражеских стран. Такая постановка вопроса встре тила возражения представителей н Советского Союза, Югославия ряда других государств. «Мы закончили обсуждение итальянского меморандума, сказал представитель советской делегации Вышинский, — теперь надо принять решение. Если мы не зафиксируем своего отношения к предложенным поправкам, то получится, что мы хорошо пого ворили, покритиковали, но неиз вестно, согласны мы с итальян скими поправками или нет?» Вы шинский предложил, чтобы в про токоле был зафиксирован факт обсуждения итальянского мемо рандума, а также было указано, что итальянские поправки к преамбуле я е встретили поддержки со стороны комиссии. Не обошлось без довольно странных выступлений. Так, но возеландский делегат утверждал, что поправки, предложенные итальянской делегацией, якобы не ярляю тся поправками, а пред ставляют собой лишь ...«сообра жения» итальянского правитель ства, представленные комиссии. Представитель Канады заявлял, что комиссия якобы должна при нимать только решения положи тельного характера и не должна принимать, как он сказал, отри цательных решений. Отклонение предложений, по его мнению, может поставить в затруднитель ное положение всех делегатов, которые потом захотят в какой- либо новой форме повторить предложения, уже отвергнутые комиссией. да Мюрвилль пытался предста вить имевшее место детальное рассмотрение итальянского мемо рандума, как очередную «пред. варительную» дискуссию. Он так< же предлагал никаких решений по данному вопросу не пркин. мать. После длительной дискуссии комиссия все же приняла решение по предложению польской и со- . ветской делегаций, отметив 4 протоколе, что поправки, внесен ные итальянской делегацией, со стороны комиссии не получила поддержки. . ' г ’ Утреннее пленарное заседание 21 августа ПАРИЖ, Я августа, (Спец* корр. ТАСС). Сегодняшние пле* нарные заседания были посвяще ны выступлениям делегатов ряда стран, приглашенных на конфе ренцию. Председательствовал Бе- вин (Великобритания), впервые появившийся сегодн^ на кояфе. ренцви. Первым выступил глава албан ской делегации генерал-полков ник Энвер Ходжа, Выступление представителя Албании Энвер Ходжа Парижская конференция, ска зал Энвер Ходжа, собралась дли того, чтобы принять решения в отношении мирных договоров с союзниками Германии и ее сател литами с тем, чтобы установить справедливый н длительный мир, осудив агрессии и обеспечив прочные взаимоотношения между миролюбивыми народами. С этой же целью приглашена и Албанш^ но лишь для того, чтобы изло жить свою точку зрения на мир. ный договор с Италией. Однако албанский народ счи тает это несправедливым, так как он вел героическую борьбу за общее дело союзников вплоть де окончательной победы, не отсту пая ни перед какими жертвам*. Он внес значительный вклад в борьбу против фашистских агрес соров и приобрел тем самым, полное право заседать на Па рижской Мирной конференщя наравне с* другой 21 победоносной нацией. Албания—первая жертва итальянской агрессии в Европе Албания была первой жертвой агрессии фашистской Италии в Европе. Она подверглась нападе нию 7 апреля 1939 г. Этим агрес сивным актом Италия завершила свою грабительскую, захватниче скую политику, проводившуюся по отношению к нашей стране ■ течение полувека. Итальянские агрессоры бросил* в атаку 173 корабля, 600 самоле тов, более 50 тысяч солдат. Ал банский народ один перед лицом превосходящего его по силе же стокого врага, без всякой по. сторонней помощи сопротивлялся агрессору. Только после крово- . пролитных боев, в которых уча* ствовало около 15 тысяч албан ских добровольцев, сопротив лявшихся итальянцам, фашистам удалось оккупировать Албанию и установить там режим угнетения, грабежа и бандитизма. Однако Ш в этих условиях албанский народ продолжал бороться против итальянскАс и немецких захват* чнков и их албанских лакеев»- Организованный в национальный освободительный фронт, он вея неравную, но решительную’ . борьбу. %Мы были уверены в » победе, потому что наше делй , правое. Когда Италия атаковала Гре*> цию, албанский народ помогал! греческому народу в борьбе против оккупантов. Наши парти заны уничтожали итальянский транспорты, направлявшиеся к линии фронта. После капитуля ции Греции немецкие части всту* пили на территорию Албании.* * Сразу же наши вооруженные! - силы атаковали их и завязали
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz