Краснофлотец. 1946 год. Август.
Авиационный праздник на Тушинском аэродроме Величайшей любовью всего со ветского народа пользуется слав ная Сталинская авиация. Совет ские летчики вписали яркие страницы в историю Отечествен ной войны, ноклзав себя достой ными сынами своей великой Ро дины, заслужив признание и уважение! всего передового, про грессивного человечества. В памяти каждого советского человека свежи воспоминания о тех днях, когда остервенелые гитлеровские орды внезапно вторглись в пределы нашей стра ны. К этому времеш фашистская Германия располагала огромными воздушными силами. На вооруже нии ее армий находилось около 19.500 оамолето». Из пяти воз душных флотов, имевшихся у гитлеровского командования, на советско-германском фронте было сосредоточено четыре флота. Про шв ССОР была брошена также авиация Румынии, Финляндии, Венгрии, Италии. ’ Враг превосходил нас в коли честве самолетов. Но, несмотря на это, советская авиация мужест венно вступила с ним в упорную борьбу. Советские летчики, вос питанные Сталиным, громили коммуникации противника, его живую силу и технику, смело за вязывали воздушные бои, броса ясь на врага даже при явно не выгодном для них соотношении сил. В тяжёлые годы войны совет ский народ сумел в короткий срок наладить в широком масштабе производство боевых самолетов. На далеких уральских заводах сходили с 'конвейеров новые бое вые машины и поступали на во оружение действующей армии. Уже в первые месяцы войны на ши летчики получвди прославлен ный штурмовик «Ильюпшн-2». Появление самолетов Яковлева, а затем Лавочкина, скоростного бомбардировщика Туполева внесло существенные изменения в соотно шение сил. Удары по врагу стали один сокрушительнее другого. Первую крупную победу над гитлеровской авиацией советская авиация одержала в исторических битвах под Москвой. Здесь в осен ние дни 1941 (года наши летчики разбили мйф о «непобедимости» германской авиации и вытеснили вражеских летчиков с поля боя. В самые тяжелый дни блокады наши пилоты создали хороший заслон в небе Ленинграда и тем самым спасли город от дневных ударов с воздуха. Величайшим испытанием мо ральных качеств советских лет чиков, их воинского умения, мастерства явилась Сталинград* окая эпопея. Здесь, на берегах Волги, в воздушных боях с июля по ноябрь 1942 года было уничто жено около тысячи немецких са молетов. В боях под Сталинградом прославились советские ассы Шестаков, Лавриненков; Алелю- хин, Баранов. В марте 1943 года разверну лось грандиозное воздушное сра жений на Кубани. Ежедневно про исходило до 100 <в более боев с участием многих сотен истреби телей. Это сражение завершилось сокрушительным поражением не мецкой авиации. В многодневных боях бы.то доказано преимущест во советских истребителей, вопло тивших наступательный дух со* ветской армии в тактику воздуш ного боя. Тут родилась слава на ших лучших истрёоителей — от важных соколов Покрышкина и Речкалова, Гулаева и братьев Глинка. В летнем сражении 1943 года на Курской дуте германско му воздушному флоту были на несены еще более тяжелые поте ри, после которых он уже’ не мог оправиться. Советские армии двигались вперед... Ломая сопротивление врата, прорывая его укрешенные полосы, разрезая на куски и унич тожая его части и соединения, советские воины вырвались к вражескому логову — Берлину. Удар советских войск но Берлину сопровождался, (наращивался уда ром тысяч советских самолетов. В дни штурма Берлина советские летчики провели около тысячи воздушных боев и сбили несколь ко сот немецких самолетов. Всего в период наступления на Берлин было произведено до 70 тысяч самолетовылетов. Пал Берлин. Безоговорочно ка питулировала Германия. Через три месяца советские военно-воздуш ные силы вместе с наземными армиями провели операции по разгрому главного союзника Гер мании — империалистической Японии. ...Отгремели военные годы. Страна вернулась к мирному тру ду. Герои недавних битв — совет ские летчики — совершенствуют овое воинское мастерство, овладе вают новыми высотами летного искусства. Советские конструкто ра идут по пути дальнейшего по вышения скорости и окоропод’ем- ностп самолетов, увеличения дальности и высоты полетов. 18 августа вся страна отмечала День Сталинской авиации, ее за слуги в годы Великой Отечествен ной войны. Впервые после войны на Тушинском аэродроме, под Москвой, состоялся большой праздник. ' ★ ★ ★ Задолго до начала праздника зеленые скаты дамб канала Моск ва — Волга, откосы железнодорож ного полоша и зеленое поле, обрамляющее Тушинский аэрод ром, были заполнены москвичами. На многочисленных флагшто ках высятся разноцветные флаги. Аэродром, трибуны, балконы и ложи Центрального аэроклуба СССР имени В. П. Чкалова укра шены живыми цветами,' зеленью. На фронтоне главного здания клуба—портреты членов Полит бюро ЦК ВКП(б). В центре — красочный портрет творца военно- воздушных сил Советского госу дарства товарища И. В. Сталина. Вокруг аэродрома развеваются ф.таги и знамена военно-воздуш ных сил, гражданского воздушно го флота и Осоавиахима. За несколько минут до начала праздника в центральной 'ложе по являются, встреченные громом аплодисментов, товарищ И. В. Сталин, товарищи К. Е. Ворошилов, Л. П. Берия, А. А. Жданов, А И. Микоян; А. А. Андреев, Л. М. Каганович, Г. М. Маленков, Н. М. Шверник, Н. А. Вознесенский, А. Н. Косыгин, Н. А. Булганин, А А. Кузнецов, Г. М. Понов, И. С. Конев, К. А. Вершинин, А. И. Аптонов. Ровно в 13 часов 00 минут фанфаристы возвещают о начало праздника. Па мгновение все стихает. В небо взлетают 3.000 цветных шаров-пилотов, тысячи разноцветных ракет. Поднимаясь высоко в нёбо, ракеты тарлянда* мн рассыпаются над полем. ...С каждой секундой нарастает гул авиационных моторов. Появ ляется несколько десятков «ПО-2». Они летят строем, обра зующим гигантскую пятиконеч ную звезду. Флагманский корабль ведет один из ветеранов русской авиации—Федор Родин. За годы Великой Отечественной войны часть, которой он командовал, подготовим для фронта несколь ко тысяч я етчик os -истребнтелей, мастеров воздушного боя. Сейчас в полете строем ттефы участву ют его лучшие питомцы — герои второй мировой вобвы. В воздухе летчики Осоавиахима — Захудалив, Недошвовскяй и Петров. Они на спортввых само летах «УТ-2» выполняют слож ный фигуры высшего пилотажа. Их полет безукоризнен даже тог да, когда машины летяг вверх колесами. Затем выпохаяют груп повой полёт летчики - осоавиа- химовцы во главе с Павловым. В течение нескольких минут они ходят над аэродромом спиралью.. Развернутым строем плавно про шла пятерка «ПО-2», связанных лентой, украшенной флажками. На смену летчикам-споргсме- пам появляется -новейший тип самолета «Утка». Его ведет лет чик-испытатель Чернобуров. Этот самолет необычного типа. Его не сущее крыло расположено нй впе реди фюзеляжа, а сзади. В первый момент создается впечатление, что самолет летит хвостом вперед. Вслед за «Уткой» в воздух поднимается лётательный аппарат новой конструкции — геликоп тер. Его создал Иван Братухин. Эта машина имеет два мотора и два воздушных винта, лопасти которых расположены горизон тально. Винты заставляют подни маться геликоптер вверх верти кально и по вертикали же опус каться на землю. Кроме того, ге ликоптер Братухина, обладаю щий значительной скоростью, имёет возможность легко повора чиваться вокруг своей оси и дви гаться вперед и назад, повинуясь воле летчика. ...Геликоптер, управляемый летчиком Пономаренко, взмыл вверх на высоту примерно 600 метров. Потом он с минуту не подвижно впссл в воздухе, сде лал поворот на высоте, совершил полет по кругу и почти вёрти- кально опустился на аэродром, на то жб самое место, откуда поднял ся в воздух. Одновременно демон стрировался полет второго гели коптера под управлением летчика Байкалова. Когда этот геликоптер был примерно метрах в 10 от зем ли, с него был снущен трап, по которому спустился на аэродром один из пассажиров. Вновь над аэродромом — Заху- далин и Недошковокин 0 ян вы полняют пцяет «голова к голове». Одна машина летит в нормальном положении, другая на несколько метров выше вверх колесами. Второе отделение праздника открылось массовым показом истребительной авиации, сыграв шей в годы Великой Отечествен ной войны решающую роль в борьбе за господство в воздухе. Самолеты пад аэродромом сме нялись один за другим: за пятер кой истребителей следовали вось мерка, девятка... Чертя в воздухе ревороты, 1 петли, равенсмаиы, «бочки», военные авиаторы в то же время демонстрировали голо вокружительные петли Шевиора, двух-трехярусные «иммельманы», «свечи» и боковые развороты. О захватывающим вниманием зри тели следили за самолетами, вы ходившими из 1 пётли и в тот же миг входившими в пике. Девятка «ЯК-3», командование которой производилось с земли по радио, продемонстрировала пи лотаж цепочкой: петли, «бочки» и т. д. Не успела эта девятка скрыться за насыпью железной дороги, как над аэродромом про мчался краснокрылый ястребок подполковника Полунина — од ного из старейших летчиков Сталинской авиации. Он более 8.500 раз поднимался в воздух на самолётах различных конструк ций, не раз участвовал в боях н в общей сложности провел в возду хе почти 200 суток. Полунин телей. Эту группу скоростных самолетов возглавлял Герой Со ветского Союза подполковник Ткаченко. С одной стороны от не го летел Герой Советского Союза майор Середа, с другой — майор Пахомов. Самолеты, ведомые подполков- ником Ткаченко, с необычайной ловкостью проделывали в возду хе головокружительные номера. Осью и центром всех построений являлся средний самолет Ткачен ко. Вокруг него, почти касаясь его своими крыльями, вращались два других. Вот они строем верти кально взмыли вверх. Высоко над облаками они перевалились через крыло, перешли в пике и на ог ромной скорости вновь «свечой» взлетели над аэродромом, чертя в небе двойные, тройные петли. В самых замысловатых поворотах и фигурах их крылья все время образовывали единую линию. Ког да они выходили из последней подготовил и воспитал тысячи | петли — это было у самой земли летчиков. ЗриТели восторженно приветствовали отважного пилота В его руках машина то с ревом взлетала к небесам, то в стреми тельном пике приближалась к земле и снова взмывала вверх. Громом аплодисментов встрети ла публика выступление старшего лейтенанта Михалина — коман дира одного из лучших звеньев высшей офицерской школы воз душного боя. Послушный его ру: ке самолет «Лавочкин-7» выпол нял самые сложные фигуры пи лотажа: он то стрелой проносился над аэродромом, то сваливался в штопор и с огромной скоростью несся к земле... Затем вновь «свечой* взмывал ввысь и шел над летным полем вверх колесами. Михалина сменила тройка истребителей во главе с генерал- лейтенантом Героем Советского Союза Георгием Ивановым. Вес ной прошлого года летчики, воз главляемые тов. Ивановым, со вершали смелые валеты на вра жеские аэродромы в районе Ке нигсберга. Над Тушинским аэрод ромом сегодня справа от Иванова самолет вел гвардеец Храмов, слева — Соловьев. Сотни тысяч людей любова лись летным мастерством генерал- лейтенанта Иванова и его това рищей. Их ястребки, появившись над аэродромом,' сразу же вошли в петлю В верхней точке фигу ры, когда самолеты оказывались вверх колёсами, пилоты резко поворачивали свои машины через крыло и ставили в нормальное положение. Петля — переворот, петля — переворот, еще одна петля и ёще один переворот... Эту фигуру (в среде летчиков на зывают тройным «иммельманом». Раньше ее выполняли только оди ночки на спортивных самолетах. Чрезвычайно интересным было выступление пилотажных пятё рок на самолетах Яковлева и Ла вочкина. Они кружились над аэ родромом, как искусные акробаты на цирковой арене, летали вверх колесами так слаженно, как буд то они были созданы для этих фигур. Их сменила девятка сереб ристых самолетов, управляемых гвардейцами — участниками под московного воздушного сражения 1941 года. За годы войны эта девятка сбила около 30 вражеских бомбардировщиков Одним из самых интересных номеров высшего пилотажа был — ветер от их винтов расчесы вал зеленый покров аэродрома. В небе начииаётся учебный ^ «бой». Эта воздушная демонст рация воскрешает в нашей памяти дни подмосковных сражений 1941г. W ...Группа «Яковлев-3» патру лирует над аэродромом. По радив командование извещает их о по* явлении вражеских бомбардиров щиков — «Хейнпселей». Зловещий,- прерывистый рев чужих агторо* нарастает с каждой секундой.' «Хейнкели» подходят к аэродрому, их прикрывают два истребителя «Фокке-Вульф-190». Одна группа ястребков идет наперерез: враже ским истребителям и с хода ата кует пх, другая группа атакует вражеские бомбардировщики. Сту чат очереди пуугеметов и скоро стрельных пушек. Непрерывные вспышки снарядов свидетельст вуют о жарком воздушном «бое*. Вот один из «Фокке-Вульфов- 190», пе выдержав огня наши истребителей, начинает уходить. Второй «Фокке-Вульф-190» пы тается атаковать наши патрули, но попадает под пулеметную струю, дымится и падает камнем вниз. Одновременно четверка дру гих наших истребителей пресле дует «Хейнкелей», демонстрируя высокую боевую выучку, чкалов- скую школу высшего пилотажа. Ведущий «Хейнкель*, лишенный прикрытия, пытается снизиться и уйти от атакующих, но в этот мо мент одна из метких очередей пробивает его бензиновые баки, и он, об’ятый густым дымом, падает окало Мосюва-реки. Вслед за ним горит и падает второй «Хейн- кель». От него отделяется черная точка. Это летчик пытается спас тись на парашюте^ Начинается демонстрация раз -5 личных типов боевых самолетов. Пад аэродромом в парадном строю проходят машины, создан ные советскими конструктора -2 ми в годы войны. Армады воз душных кораблей возглавляет быстроходный бомбардировщик «ТУ-2» конструкции лауреата Сталинской премии Героя Социа листического Труда А. П. Тупо лева. За ним следует колонна пи кирующих бомбардировщиков са"- молетов прицельного бомбомета ния — «ПЕ-2» конструкции лау реата Сталинской прёмпи В М. Петлякова. На небольшой высоте
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz