Краснофлотец. 1946 год. Август.

Авиационный праздник на Тушинском аэродроме Величайшей любовью всего со­ ветского народа пользуется слав­ ная Сталинская авиация. Совет­ ские летчики вписали яркие страницы в историю Отечествен­ ной войны, ноклзав себя достой­ ными сынами своей великой Ро­ дины, заслужив признание и уважение! всего передового, про­ грессивного человечества. В памяти каждого советского человека свежи воспоминания о тех днях, когда остервенелые гитлеровские орды внезапно вторглись в пределы нашей стра­ ны. К этому времеш фашистская Германия располагала огромными воздушными силами. На вооруже­ нии ее армий находилось около 19.500 оамолето». Из пяти воз­ душных флотов, имевшихся у гитлеровского командования, на советско-германском фронте было сосредоточено четыре флота. Про­ шв ССОР была брошена также авиация Румынии, Финляндии, Венгрии, Италии. ’ Враг превосходил нас в коли­ честве самолетов. Но, несмотря на это, советская авиация мужест­ венно вступила с ним в упорную борьбу. Советские летчики, вос­ питанные Сталиным, громили коммуникации противника, его живую силу и технику, смело за­ вязывали воздушные бои, броса­ ясь на врага даже при явно не­ выгодном для них соотношении сил. В тяжёлые годы войны совет­ ский народ сумел в короткий срок наладить в широком масштабе производство боевых самолетов. На далеких уральских заводах сходили с 'конвейеров новые бое­ вые машины и поступали на во­ оружение действующей армии. Уже в первые месяцы войны на­ ши летчики получвди прославлен­ ный штурмовик «Ильюпшн-2». Появление самолетов Яковлева, а затем Лавочкина, скоростного бомбардировщика Туполева внесло существенные изменения в соотно­ шение сил. Удары по врагу стали один сокрушительнее другого. Первую крупную победу над гитлеровской авиацией советская авиация одержала в исторических битвах под Москвой. Здесь в осен­ ние дни 1941 (года наши летчики разбили мйф о «непобедимости» германской авиации и вытеснили вражеских летчиков с поля боя. В самые тяжелый дни блокады наши пилоты создали хороший заслон в небе Ленинграда и тем самым спасли город от дневных ударов с воздуха. Величайшим испытанием мо­ ральных качеств советских лет­ чиков, их воинского умения, мастерства явилась Сталинград* окая эпопея. Здесь, на берегах Волги, в воздушных боях с июля по ноябрь 1942 года было уничто­ жено около тысячи немецких са­ молетов. В боях под Сталинградом прославились советские ассы Шестаков, Лавриненков; Алелю- хин, Баранов. В марте 1943 года разверну­ лось грандиозное воздушное сра­ жений на Кубани. Ежедневно про­ исходило до 100 <в более боев с участием многих сотен истреби­ телей. Это сражение завершилось сокрушительным поражением не­ мецкой авиации. В многодневных боях бы.то доказано преимущест­ во советских истребителей, вопло­ тивших наступательный дух со* ветской армии в тактику воздуш­ ного боя. Тут родилась слава на­ ших лучших истрёоителей — от­ важных соколов Покрышкина и Речкалова, Гулаева и братьев Глинка. В летнем сражении 1943 года на Курской дуте германско­ му воздушному флоту были на­ несены еще более тяжелые поте­ ри, после которых он уже’ не мог оправиться. Советские армии двигались вперед... Ломая сопротивление врата, прорывая его укрешенные полосы, разрезая на куски и унич­ тожая его части и соединения, советские воины вырвались к вражескому логову — Берлину. Удар советских войск но Берлину сопровождался, (наращивался уда­ ром тысяч советских самолетов. В дни штурма Берлина советские летчики провели около тысячи воздушных боев и сбили несколь­ ко сот немецких самолетов. Всего в период наступления на Берлин было произведено до 70 тысяч самолетовылетов. Пал Берлин. Безоговорочно ка­ питулировала Германия. Через три месяца советские военно-воздуш­ ные силы вместе с наземными армиями провели операции по разгрому главного союзника Гер­ мании — империалистической Японии. ...Отгремели военные годы. Страна вернулась к мирному тру­ ду. Герои недавних битв — совет­ ские летчики — совершенствуют овое воинское мастерство, овладе­ вают новыми высотами летного искусства. Советские конструкто­ ра идут по пути дальнейшего по­ вышения скорости и окоропод’ем- ностп самолетов, увеличения дальности и высоты полетов. 18 августа вся страна отмечала День Сталинской авиации, ее за­ слуги в годы Великой Отечествен­ ной войны. Впервые после войны на Тушинском аэродроме, под Москвой, состоялся большой праздник. ' ★ ★ ★ Задолго до начала праздника зеленые скаты дамб канала Моск­ ва — Волга, откосы железнодорож­ ного полоша и зеленое поле, обрамляющее Тушинский аэрод­ ром, были заполнены москвичами. На многочисленных флагшто­ ках высятся разноцветные флаги. Аэродром, трибуны, балконы и ложи Центрального аэроклуба СССР имени В. П. Чкалова укра­ шены живыми цветами,' зеленью. На фронтоне главного здания клуба—портреты членов Полит­ бюро ЦК ВКП(б). В центре — красочный портрет творца военно- воздушных сил Советского госу­ дарства товарища И. В. Сталина. Вокруг аэродрома развеваются ф.таги и знамена военно-воздуш­ ных сил, гражданского воздушно­ го флота и Осоавиахима. За несколько минут до начала праздника в центральной 'ложе по­ являются, встреченные громом аплодисментов, товарищ И. В. Сталин, товарищи К. Е. Ворошилов, Л. П. Берия, А. А. Жданов, А И. Микоян; А. А. Андреев, Л. М. Каганович, Г. М. Маленков, Н. М. Шверник, Н. А. Вознесенский, А. Н. Косыгин, Н. А. Булганин, А А. Кузнецов, Г. М. Понов, И. С. Конев, К. А. Вершинин, А. И. Аптонов. Ровно в 13 часов 00 минут фанфаристы возвещают о начало праздника. Па мгновение все стихает. В небо взлетают 3.000 цветных шаров-пилотов, тысячи разноцветных ракет. Поднимаясь высоко в нёбо, ракеты тарлянда* мн рассыпаются над полем. ...С каждой секундой нарастает гул авиационных моторов. Появ­ ляется несколько десятков «ПО-2». Они летят строем, обра­ зующим гигантскую пятиконеч­ ную звезду. Флагманский корабль ведет один из ветеранов русской авиации—Федор Родин. За годы Великой Отечественной войны часть, которой он командовал, подготовим для фронта несколь­ ко тысяч я етчик os -истребнтелей, мастеров воздушного боя. Сейчас в полете строем ттефы участву­ ют его лучшие питомцы — герои второй мировой вобвы. В воздухе летчики Осоавиахима — Захудалив, Недошвовскяй и Петров. Они на спортввых само­ летах «УТ-2» выполняют слож­ ный фигуры высшего пилотажа. Их полет безукоризнен даже тог­ да, когда машины летяг вверх колесами. Затем выпохаяют груп­ повой полёт летчики - осоавиа- химовцы во главе с Павловым. В течение нескольких минут они ходят над аэродромом спиралью.. Развернутым строем плавно про­ шла пятерка «ПО-2», связанных лентой, украшенной флажками. На смену летчикам-споргсме- пам появляется -новейший тип самолета «Утка». Его ведет лет­ чик-испытатель Чернобуров. Этот самолет необычного типа. Его не­ сущее крыло расположено нй впе­ реди фюзеляжа, а сзади. В первый момент создается впечатление, что самолет летит хвостом вперед. Вслед за «Уткой» в воздух поднимается лётательный аппарат новой конструкции — геликоп­ тер. Его создал Иван Братухин. Эта машина имеет два мотора и два воздушных винта, лопасти которых расположены горизон­ тально. Винты заставляют подни­ маться геликоптер вверх верти­ кально и по вертикали же опус­ каться на землю. Кроме того, ге­ ликоптер Братухина, обладаю­ щий значительной скоростью, имёет возможность легко повора­ чиваться вокруг своей оси и дви­ гаться вперед и назад, повинуясь воле летчика. ...Геликоптер, управляемый летчиком Пономаренко, взмыл вверх на высоту примерно 600 метров. Потом он с минуту не­ подвижно впссл в воздухе, сде­ лал поворот на высоте, совершил полет по кругу и почти вёрти- кально опустился на аэродром, на то жб самое место, откуда поднял­ ся в воздух. Одновременно демон­ стрировался полет второго гели­ коптера под управлением летчика Байкалова. Когда этот геликоптер был примерно метрах в 10 от зем­ ли, с него был снущен трап, по которому спустился на аэродром один из пассажиров. Вновь над аэродромом — Заху- далин и Недошковокин 0 ян вы­ полняют пцяет «голова к голове». Одна машина летит в нормальном положении, другая на несколько метров выше вверх колесами. Второе отделение праздника открылось массовым показом истребительной авиации, сыграв­ шей в годы Великой Отечествен­ ной войны решающую роль в борьбе за господство в воздухе. Самолеты пад аэродромом сме­ нялись один за другим: за пятер­ кой истребителей следовали вось­ мерка, девятка... Чертя в воздухе ревороты, 1 петли, равенсмаиы, «бочки», военные авиаторы в то же время демонстрировали голо­ вокружительные петли Шевиора, двух-трехярусные «иммельманы», «свечи» и боковые развороты. О захватывающим вниманием зри­ тели следили за самолетами, вы­ ходившими из 1 пётли и в тот же миг входившими в пике. Девятка «ЯК-3», командование которой производилось с земли по радио, продемонстрировала пи­ лотаж цепочкой: петли, «бочки» и т. д. Не успела эта девятка скрыться за насыпью железной дороги, как над аэродромом про­ мчался краснокрылый ястребок подполковника Полунина — од­ ного из старейших летчиков Сталинской авиации. Он более 8.500 раз поднимался в воздух на самолётах различных конструк­ ций, не раз участвовал в боях н в общей сложности провел в возду­ хе почти 200 суток. Полунин телей. Эту группу скоростных самолетов возглавлял Герой Со­ ветского Союза подполковник Ткаченко. С одной стороны от не­ го летел Герой Советского Союза майор Середа, с другой — майор Пахомов. Самолеты, ведомые подполков- ником Ткаченко, с необычайной ловкостью проделывали в возду­ хе головокружительные номера. Осью и центром всех построений являлся средний самолет Ткачен­ ко. Вокруг него, почти касаясь его своими крыльями, вращались два других. Вот они строем верти­ кально взмыли вверх. Высоко над облаками они перевалились через крыло, перешли в пике и на ог­ ромной скорости вновь «свечой» взлетели над аэродромом, чертя в небе двойные, тройные петли. В самых замысловатых поворотах и фигурах их крылья все время образовывали единую линию. Ког­ да они выходили из последней подготовил и воспитал тысячи | петли — это было у самой земли летчиков. ЗриТели восторженно приветствовали отважного пилота В его руках машина то с ревом взлетала к небесам, то в стреми­ тельном пике приближалась к земле и снова взмывала вверх. Громом аплодисментов встрети­ ла публика выступление старшего лейтенанта Михалина — коман­ дира одного из лучших звеньев высшей офицерской школы воз­ душного боя. Послушный его ру: ке самолет «Лавочкин-7» выпол­ нял самые сложные фигуры пи­ лотажа: он то стрелой проносился над аэродромом, то сваливался в штопор и с огромной скоростью несся к земле... Затем вновь «свечой* взмывал ввысь и шел над летным полем вверх колесами. Михалина сменила тройка истребителей во главе с генерал- лейтенантом Героем Советского Союза Георгием Ивановым. Вес­ ной прошлого года летчики, воз­ главляемые тов. Ивановым, со­ вершали смелые валеты на вра­ жеские аэродромы в районе Ке­ нигсберга. Над Тушинским аэрод­ ромом сегодня справа от Иванова самолет вел гвардеец Храмов, слева — Соловьев. Сотни тысяч людей любова­ лись летным мастерством генерал- лейтенанта Иванова и его това­ рищей. Их ястребки, появившись над аэродромом,' сразу же вошли в петлю В верхней точке фигу­ ры, когда самолеты оказывались вверх колёсами, пилоты резко поворачивали свои машины через крыло и ставили в нормальное положение. Петля — переворот, петля — переворот, еще одна петля и ёще один переворот... Эту фигуру (в среде летчиков на­ зывают тройным «иммельманом». Раньше ее выполняли только оди­ ночки на спортивных самолетах. Чрезвычайно интересным было выступление пилотажных пятё­ рок на самолетах Яковлева и Ла­ вочкина. Они кружились над аэ­ родромом, как искусные акробаты на цирковой арене, летали вверх колесами так слаженно, как буд­ то они были созданы для этих фигур. Их сменила девятка сереб­ ристых самолетов, управляемых гвардейцами — участниками под­ московного воздушного сражения 1941 года. За годы войны эта девятка сбила около 30 вражеских бомбардировщиков Одним из самых интересных номеров высшего пилотажа был — ветер от их винтов расчесы­ вал зеленый покров аэродрома. В небе начииаётся учебный ^ «бой». Эта воздушная демонст­ рация воскрешает в нашей памяти дни подмосковных сражений 1941г. W ...Группа «Яковлев-3» патру­ лирует над аэродромом. По радив командование извещает их о по* явлении вражеских бомбардиров­ щиков — «Хейнпселей». Зловещий,- прерывистый рев чужих агторо* нарастает с каждой секундой.' «Хейнкели» подходят к аэродрому, их прикрывают два истребителя «Фокке-Вульф-190». Одна группа ястребков идет наперерез: враже­ ским истребителям и с хода ата­ кует пх, другая группа атакует вражеские бомбардировщики. Сту­ чат очереди пуугеметов и скоро­ стрельных пушек. Непрерывные вспышки снарядов свидетельст­ вуют о жарком воздушном «бое*. Вот один из «Фокке-Вульфов- 190», пе выдержав огня наши истребителей, начинает уходить. Второй «Фокке-Вульф-190» пы­ тается атаковать наши патрули, но попадает под пулеметную струю, дымится и падает камнем вниз. Одновременно четверка дру­ гих наших истребителей пресле­ дует «Хейнкелей», демонстрируя высокую боевую выучку, чкалов- скую школу высшего пилотажа. Ведущий «Хейнкель*, лишенный прикрытия, пытается снизиться и уйти от атакующих, но в этот мо­ мент одна из метких очередей пробивает его бензиновые баки, и он, об’ятый густым дымом, падает окало Мосюва-реки. Вслед за ним горит и падает второй «Хейн- кель». От него отделяется черная точка. Это летчик пытается спас­ тись на парашюте^ Начинается демонстрация раз -5 личных типов боевых самолетов. Пад аэродромом в парадном строю проходят машины, создан­ ные советскими конструктора -2 ми в годы войны. Армады воз­ душных кораблей возглавляет быстроходный бомбардировщик «ТУ-2» конструкции лауреата Сталинской премии Героя Социа­ листического Труда А. П. Тупо­ лева. За ним следует колонна пи­ кирующих бомбардировщиков са"- молетов прицельного бомбомета­ ния — «ПЕ-2» конструкции лау­ реата Сталинской прёмпи В М. Петлякова. На небольшой высоте

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz