Краснофлотец. 1946 год. Август.
Р е ч ь В. о л о т о в а на Парижской конференции 15 августа Господин председатель1 * гос пода делегаты! Мы закончили обсуждение во просов, поставленных представи телями бывших вражеских госу дарств. Некоторые говорили здесь, что они не хотели выступать, так как .они предпочитали выска заться в комиссиях. Спрашивает ся, почему бы не выступить, если есть о чем сказать, поскольку те предложения, которые выработаны в Совете четырех министров на шими общими усилиями, встре чают необоснованные возра жения, значит, требуют раз’яс- яёвий. Почему уклоняться от этого? Советская делегация дер жится другого мнения. Она счи тает нужным защищать те пред ложения, которые приняты при ее участии и были внесены на рас смотрение конференции. . Были другого рода выступления. Приписывали, например, совет ской делегации то. чего она не говорила. Видимо, делалось это для того, чтобы удобнее было возражать.. Но ! делегаты ведь знают, о чем говорила советская делегация, так как все это опу бликовано.- i - I : 1 .0 мирном договоре с Финляндией Теперь я перехожу к вопросу 6 мирном договор© с Финляндией.. Финляндская делегация высту пила со своими замечаниями ; й предложениями, направленными на изменение условий перемирия. Она имела на это. конечно, фор мальное право. Я только отмечу, что на протяжении многих меся цев, когда мы обсуждали мирный договор в Совете Министров Иностранных Дел, со стороны Финляндии никаких замечаний или поправок не поступило. Мы только сегодня узнали о такого рода пожеланиях. Со своей сто роны советская делегация дер жится того мнения, что хорошей базой для мирного 'договора - с Финляндией являются . условия перемирия, подписанные не только Советским Союзом и Великобри танией, но и самой Финляндией. Они и положены в основу проекта мирного договора, который пред ставлен конференции. Теперь несколько слов по . су ществу мирного договора с Фин ляндией. Финская делегация по ставила вопрос о возможности территориальных изменений по сравнению с условиями переми рия. Советская делегация не ви дит к этому оснований. Советский Союз немало сделал для . того, чтобы Финляндия имела возмож ность жить так, как она хочет, чего она безнадёжно* добивалась от царского правительства Рос сии. Из рук Советского государ ства Финляндия : получила - свою самостоятельность', независи мость и свободу, тОднако в » пе риод 1918 — 1922 гг./ когда - Со ветское государство было * еще слабым, неокрепшим государ ством, границы Советского Союза со стороны Финляндия - нередко оказывались необеспеченными,' так как не прекращались вторжения белофиннов на территорию - нашей страны. Конечно, *в данном *слу чае агрессивные элементы Фин ляндии обыкновенно . были члишь орудием в руках внешних сил, в руках враждебных^ советскому государству больших империали стических держав, которые хоте ли всяческими средствами осла бить Советское государство и не брезговали для этого никакими средствами. Но вот началась война, навя занная Европе и всему миру гит леровской Германией. В этот пе риод для советского правитель ства особенно большое значение имело, чтобы границы Советского Союза, в частности — границы в районе Ленинграда, были спокой ными и были бы обеспечены от вражеских вторжений. _ Поэтому, как известно?-в течение 1939 года велись длительные переговоры между советским и финским пра. вительствами о том/ чтобы не сколько изменить границу в рай оне Ленинграда, где финская граница находилась только в 30 километрах от Ленинграда, то- есть только на расстоянии ар тиллерийского выстрела. Со сто- ронй СоЬетского Союза предлага лось хотя бы на два-три десятка километров отодвинуть финскую границу и компенсировать Фин ляндии соответствующий кусок территории территорией в районе Восточной Карелии в размере вдвое большем, чем уступаемый кусок около Ленинграда. Нам не удалось этого добиться в пере говорах. Навязанная нам Фин- ляндиеи война зимой 1939—40 гг. —была тяжелая война и для Со ветского! Союза и для Финляндии, но этим дело не кончилось. ; В 1941 году вместе с Германией на Советский Союз напала Фин ляндия в числе других сателли тов Германии. В результате этого Ленинград пережил ужасы мно гомесячной блокады, каких не пе реживал1ни один большой город за время войны. В течение двух с половиной л е т , Ленинград, на считывавший три с лишним мил лиона жителей, был под осадой немцев, которым помогали фин ские войска. Почти два с поло виной года славный Ленинград, город-герой, гордость нашей стра ны, обстреливался из тяжелых орудий, изо дня в день вынося исключительные 1 трудности, при нося .огромные, жертвы. Эта бло када Ленинграда стала возможной благодаря тому, что Финляндия была на стороне немцев. Вот почему теперь, когда дело идет о границе в районе Ленин града, никто в Советском- Союзе не поймет такого положения, при котором .-финляндская граница осталась бы в расстоянии 30 ки- ломе.тров от Ленинграда. В Со ветском Союзе никто больше не согласиться - рисковать - Ленин градом. Так обстоит дело с глав ным территориальным вопросом по условиям перемирия .и по проекту мирного договора с Фин ляндией. Я не буду останавли ваться. на других территориаль ных вопросах.................. Финская делегация ставит даль ше вопрос- об уменьшении репа раций. Я должен сказать, что в вопросе о репарациях Советский Союз пошел в максимально воз можной мере навстречу Финлян дии. Все было сделано, чтобы так проводить решения о репарациях, чтобы содействовать восстановле нию и дальнейшему росту финской промышленности и чтобы сроки и характер соответствующих эконо мических условий были бы воз можно более приемлемыми для Финляндии. Соответствующего соглашения мы и достигли. Кро ме того, нельзя забывать о том, что из всех пяти бывших союзни ков Германии единственно Фин ляндия была той страной, которая не подверглась - - оккупации ино странных войск. Конечно, у Со ветского Союза было достаточно сил для того, чтобы после пора жения фашистского режима в Финляндии оккупировать эту страну, занять ее своими войска ми и поступить так, как это есте ственно для победителя. Несмот ря на то, что мы имели для этого все материальные возможности — военные и другие, а также все политические и моральные осно вания. Финляндия была освобож дена от оккупации иностранных войск. Она была освобождена также тем самым от всех боль ших оккупационных расходов, которые неизбежны при режиме оккупации. Из этого видно, что Советское правительство всяче ски считалось с положением этой маленькой страны, несмотря на тяжкие преступления, которые она совершила в этой войне. По скольку Финляндия выбросила из правительства гитлеровских лакеев и встала на демократиче ский путь. Советский Союз стре мился всячески облегчить ее обя зательства. Советский Союз отка зался от оккупации Финляндии и освободил эту маленькую страну от больших оккупационных рас ходов. что во многом облегчило бремя репарационных условий, ко торые были установлены для Финляндии и которые ею честно выполнялись. Исходя из желания проводить благожелательную - политику в отношении демократической Фин ляндии и понимая, что старая царская Россия имела много гре хов перед маленькой Финлян дией, Советское правительство ограничилось тем, что на нее был возложен минимум обязательств по репарации, которые могут ком пенсировать лишь небольшую часть причиненного ею огромного ущерба. Советский Союз прово дил и . будет проводить в отноше нии Финляндии эту добрососед скую политику, поскольку сама Финляндия будет проводить та кую же политику в отношении Советского Союза и поскольку Финляндия снова не окажется : орудием в руках кого бы то ни было против Советского Союза. Могут найтись и такие, которые захотят поспекулировать на рас хождениях по отдельным пунк там между большими державами. Мы не посоветовали бы нашему соседу — Финляндии увлекаться такого рода странами и не посо ветовали бы поддаваться нажиму в этом роде. Опыт использования Финляндии, как орудия в руках сильных держав, был очень пе чальным для Финляндии. Об этом нельзя забывать. На основании всего этого со ветская делегация приходит к заключению, что те условия пе ремирия, которые подписаны Советским Союзом и Вели кобританией, под которыми нахо дится также подпись самой Фин ляндии и которые показали свою обоснованность — эти условия и должны найти свое отражение в мирном договоре. 1 2. О вопросах, затронутых в дискуссии Теперь я хочу коснуться тех выступлений, которые имели здесь место по другим темам. Здесь опять был поднят вопрос о принципе так называемых «рав ных возможностей». Американский делегат выступил на этот раз с возражением против тех замеча- нийв которые мною были сделаны по этому вопросу 13 августа. Тем не менее, я должен сказать, что замечания, высказанные тогда, советской делегации представ ляются и в настоящее время полностью* справедливыми, а воз ражения, которые были на этот счет сделаны, оказались весьма необоснованными. Получилось та кое впечатление, как бывает в тех случаях, когда слишком много доказывают. В самом деле, нам доказывали,"что дело идет о ра венстве в экономической области между, с одной стороны, сильными державами, а с другой стороны, с малыми или ослабленными вой ной государствами, то тут наибо лее подходит принцип «равных возможностей». Утверждают так же, что лучшего принципа в та ких случаях найти невозможно. Тогда позвольте вас спросить: почему же вы предлагаете прове сти этот замечательный принцип только в течение 18 месяцев пос ле заключения мирного договора? Уж если так *он хорош, то, мо жет быть, его следует устано вить на неограниченно длитель ный срок? Нет, этого не предла гают, и мы понимаем, почему это го не предлагают. Потому, что с этим не согласны те государ ства, которых это* касается, те малые и ослабленные войной го-у сударства, которых хотят заста вить применять этот принцип. Если этот принцип хорош, то не следует ли признать, что его надо осуществлять не в порядке навязывания другим государ ствам, а в порядке их доброволь ного согласия. Тогда не следует просить государства, о которых идет речь, каково их мнение об этом принципе. Почему же на осуществлении этого принципа «равных возможностей» настаи вает не Исландия, а Соединенные Штаты Америки? Ведь* это не случайно. Нам предлагают при нять этот принцип для побеж денных стран, и притом, с боль шим упорством, Соединенные Штаты Америки, а также Велико британия, хотя последнее вряд ли одобрит полностью примене ние принципа «равных возможно стей», скажем в Индии. Но никто не может сказать, что неограни ченное проведение принципа «рав ных возможностей» является оди наково удобным и для сильных, и для слабых государств, и для больших, и для малых держав. Никто этого не может доказать. Вот почему против этого возра жают и Италия, и Румыния, и Болгария, и Венгрия, и Финлян дия, а если вы не думаете.этого, то спросите их, согласятся ли они с неограниченным примене нием принципа «равных возмож ностей». Ясно, что неограничен ное применение этого принципа удобно проводить для тех, кото рые имеют силу и богатство, для тех, которые своим капиталом стремятся подчинить тех, кто послабее. Если же считаться с интересами народов этих стран, то надо быть поскромнее в таких делах и не навязывать силой то го, что может задушить экономи ку менее сильных государств. Белее демократичным будет та кой подход к этому вопросу, когда мы предоставим малым го сударствам возможность самим высказать свое мнение по этому поводу, не навязывая им таких обязательств, которые для них чрезмерно тяжелы и неприемлемы. Здесь неправильно говорилось, что будто бы советская делегация, настаивая на репарациях, возра жает против необходимости ком пенсации собственности союзных государств, которой нанесен ущерб на территории того или иного бывшего вражеского госу дарства. Это — неправильно. Мы — за компенсацию собственникам союзных стран того ущерба, ко торый им причинен на территории бывшей вражеской страны, но за компенсацию частичную, как это сделано и по репарациям, где принцип частичной компенсации применен еще более строго. Тогда справедливость будет соблюдена, да и будут учтены реальные воз можности у побежденных госу дарств. Но выступавший здесь делегат Соединенных Штатов, с одной стороны, увлекался защитой необ ходимости компенсации соб ственников. пострадавших на тер ритории бывших воажеских госу дарств, а с другой стороны, вы ступает против репараций, вся чески подчеркивая их - тяжесть для побежденных государств. Между тем, ведь имеется подпись . Соединенных Штатов Америки под репарациями в про ектах мирных договоров для Ру мынии, Венгрии, Болгарии и Ита лии. Получается противоречие и ' притом совершенно . очевидное. С таким положением не может согласиться советская делегация. Здесь не раз говорили насчет Греции. Много говорили о том4 как велики заслуги Греции в за щите нашего общего дела И это — совершенно правильно. Грече ский народ героически дрался за наше общее дело против наших общих врагов. Почему бы в это* момент не вспомнить о тех лю дях, о тех героях - участникам национально - освободительной движения Греции, так называемы! эамовцах. которые были героями этой славной борьбы -в Греции. (Аплодисменты). Отметить заслу. ги Греции в нашей общей освобо дительной борьбе против Герма нии и ее сателлитов и забыть об этих настоящих героях, которые, принесли наибольшие жертвы и прославили Грецию в борьбе про тив фашизма — забыть об этом нельзя, — нельзя забыть об этиэ? важных и неоспоримых фактах. С другой стороны, когда выступает представитель Греции со своими захватническими планами: npni режьте ему территорию от Бол гарии, прирежьте ему территорию от Албании и чуть ли не предла-, гает раздел Албании, — почему бы нам не покритиковать эти вы ступления представителя Греции? Что тут плохого, когда такие за хватнические планы критикуются со стороны тех или других деле гатов? Но хвалить Грецию и про ходить мимо этих речей захват нического характера со стороны нынешних официальных греческих представителей, — не означает ли поощрение такого рода речей? Вот почему мы должны помнить о ге роических заслугах греческого народа, но там, где со стороны официальных греческих предста вителей делаются неправильные# антидемократические выводы, мы должны их критиковать, чтобы во время предупредить авантюристов от их опасной авантюристической политики. (Аплодисменты). Наконец, насчет Мирной кон ференции. Советская делегация не может не реагировать на то, что в последнее время в печати появи лись сообщения о планах насчет • откладывания работы Мирной конференции, о перерыве в рабо те Мирной конференции и т. п.# Советская делегация тем более не может пройти мимо этого, что кое-где выдают эти неправильные сообщения за мнение советской делегации. Советская делегация держится того мнения, что на этой Мирной конференции мы дол жны стремиться вести дружную и вместе упорную работу по ско рейшему окончанию того дела, за которое мы взялись. Мы держим ся того мнения, что лучше отло жить что - либо другое, чем от кладывать Мирную конференцию. Мы также за то, чтобы не огра ничиваться временным миром, как это было высказано одним из вы ступавших на нашей конферен ции. Мы за то, чтобы наша рабо та действительно содействовала установлению прочного и длитель ного мира — мира, которого ждут малые и большие1народы, к кото рому стремятся все миролюбивые нации. (Аплодисменты). Сегодня в главной базе: ■1 СТАДИОН Открытие летней общефлотской спартакиады. Начало в 14 часов, ДОМ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА Кинофильм «КАЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ» Начало в 11 часов. Вход сво бодный. Концерт краснофлотской ху. дожественной самодеятельно, сти. Начало в 14 час, 30 мин. Вход по пригласительным би летам. Спектакль театра Северного флота: Н. Рыбак и И, Савчен. жо — «САМОЛЕТ ОПАЗДЫВАЕ1 НА СУТКИ». Начало в 21час. В большом фойе — танцы. Начало в 20 часов. Билеты в кассе с 15 часов по заявкам частей. ОФИЦЕРСКИЙ КЛУБ Вечер отдыха офицерского состава. Кинофильм «ВЕСЕННИЙ ВАЛЬС», танцы. Работает буфет. Начало в 21 час. Ответственный редактор А . Д И В А В И Н . Заказ № 440.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz