Краснофлотец. 1946 год. Август.
ч 4 т 3. ВОТ И МОСКВА! (Окончание. Начал# см. в ММ 177, I7P) ...Ветер стих, и шлюпку снова среди комсомольцев и молодежи. Команда шлюпки линкора «Архангельск», участвовавшая в звездном походе от Архангельска до Москвы — (слева направо): краснофлотец А. Качанов, красно флотеи А. Наумов, старшина 2 статьи П. Шитов и краснофлотец Г. Гоголев. Подводники на учении Лодка медленно входит в гавань,; ее на заданной глубнне. Катера охранения обнаружили подводную лодку и начала преследовать ее. Гремят подводные взрывы. Моло дые акустики краснофлотцы Бар- поз и Федулов быстро и четко док ладывают командиру о движении катеров «противника». Лодка ук лоняется от преследования, но од на из бомб рвется очень близко. Раздается доклад: — Пробоина в первом отсеке. Поступает вода. рассекая зеленоватую воду острым форштевнем. • Окончен длительный поход. Много дней подряд находи лись подводники в море, про водили погружения, атаки, подвер гались преследованию катеров «противника»... К<*гда пришли в район учения, раздалась команда: — Изготовить лодку к погруже нию! Зорко всматривались в горизонт сигнальщики. — Справа 40, самолет, — до ложил краснофлотец Смоленков. — Всем вниз,- срочнее погру жение! Мостик мгновенно пустеет. За драивается люк. Стопорятся дизе ля. Щелкают машинки клапанов вентиляции. «Отваливаются» ру ли. Лодка быстро уходит на пери скопную глубину. Командир видит в перископ, как идут два тран спорта «противника» в охранении катеров и самолета-разведчйка. Лодка маневрирует и ложится па боевой курс. Наступает самый ответственный момент. На горизон тальных рулях стоит бывалый подводник, участник мношх побед ных атак — боцман старшина 1 статьи Фомагин. У торпедных ап паратов застыли торпедисты стар ший краснофлотец Литвинский, молодой краснофлотец Мацуль- ский. ... Легкии толчок встряхивает лодку. Она получила отрицатель ную пловучесть, но быстрые и умелые руки боцмана удерживают] стоять самостоятельную вахту на вертикальном руле. Несмотря на сложное маневрирование, они прек расно справились со своими обя занностями. Была дана вводная: — «Вышла из строя гидравличе ская система управления рулей». Краснофлотец Веретин сразу пере* шел на ручное управление по кур су, который давали из централь ного поста. пришлось тянуть по-бурлацки би чевон, посменно выходя на берег. В последние дни похода перед Вологдой экипаж затратил много сил на преодоление вброд и вплавь многочисленных мелких ручье» и рек, впадающих в уз- кую Сухону, но никто не жало, вался на. тяжелый труд, все ра ботали много, помогали друг ДРУГУ. И вот, наконец, Вологда! Команду очень обрадовали полу, ченные здесь две телеграммы. Командир соединения писал: «Следим за вашим походом, же лаем больших успехов». Капитан 3 paera Стрельцов телеграфиро вал: «Радуемся вашим успехам, сделайте невозможное». Послед нее пожелание Стрельцова было правильно понято всеми — надо нажать и не опоздать к финишу. 24 июля шлюпка под парусом вошла в Кубенское озеро. Как приятно было вырваться из узко го лесного коридора Сухоны и снова оказаться на широком вод ном просторе... Три часа утра. Встает солнце, желающих попасть на службу во флот. Три дня в Рыбинском «юре бу* шевал настоящий шторм. На ли нию не выпускались даже пасса жирские пароходы. Шесть часов подряд дул встречный ветер. Нос шлюпки все время заливало вол ной. Гребли и гребли, было тяже ло, болели руки, но привычка все время преодолевать трудности, сознание того, что цель уже близка, придавало всем силы. Рыбинское море позади! Попут, ный ветер быстро двигал шлюику вперед. После многочасовой гребли ребята немного отдохнули. Почти всю Волгу прошли под парусами, без особенных затруд нений. Все члены экипажа были обра дованы, узнав, что 8 июля шлюп ка подошла к деревне Иваньково. Это был вхоя в канал Москва — Волга. Весь канал прошли в те. чение трех дней на веслах, В районе Дмитрова северомор ская шлюпка встретилась со шлюпками балтийцев и москвичей. Первый шлюз прошли борт о Преследование лодки прекрати- , све£лес" — а' Г ' а м'атросьГТсе I борт. Со шлюпок раздавались uw ijm ac i и е .лось, она всплывает и идет под гребут и гребут без отдыха. Ку- приветственные возгласы: «Привет Эта вводная была умело иммити-1 ДН^ ЛЯАГИ- бенское озеро пройдено за 14 отважным североморцам!». «Слав- пована В йшгыплй « т н и р г к и й Учение продолжается. В мотор* I часов. 27 июня шлюпка после ным балтийцам наш привет:*, па рована В ОолыпоИ металлическим незаметно чажгли ™ полудня вошла в Шексну 80 шлюпке балтийцев кто-то развер- ящик была подведена с помощью ® Невамегно километров от Аристове до Чере- «ул баян, стихийно возникла магистрали забортная вода. На ^ шашку. Едкии, удушливын I П0ВЦа прошлн ^ полсуток. песня. Звуки песни мошио раз- ящике имелись пробоины г» неров- 1 наполнил отсек. В централь-! Увидев Рыбинское водохрани- ливались по водной гладк Лей- яниж, р в м ш я краяга. ХолодJ вы1 « « ^ в о т д о и м : лице, осе был» приятно удиоле. I — Пожав в мотогтом гутллкр ны: какое оно широкое, да ведь боевым друзьям тремя кг^ас вода иод давлением хлынула 113 принима^ ^ ^ по ^ н е я и Т ^ 9То же Много затопленных: ракетами. Балтийцы ответил* пробоин, заливая отсек. Старшина и^ иимаем меры по тушению. ^ лесных участков, торфяных бо- дружным ружейным салютом, группы торпедистов старшина 1 1 Нахтеяныи моторист старший I лот, плавающих бревен. Первые Настроение было нсключителыю статьи Спиридонов, мгновенно оце- кР^нофлотец Мирошниченко, одев два дня хода по водохранилищу бодрым. Куда только девалась "«« “ “ “ У. прпнгаает « е р ы в д т а * м б “ у “ « Г т й ' г ' к Г ' ^ о л ь к о эяееь пояоитв для создания герметичности отсе- прекратил раооту дизелей. ряко^ ^ перерыва Все вы* шлюпки североморцев и балтнй- ка. Он задраивает горловину пере- ®®биенем второй краснофлотец, I мокли, замерзли. Горячую пищу цев* на гранитные берега канала борки, закрывает клинкеты венти-1 Глушовский, с помощью противо-1 приготовить нельзя, отдохнуть высыпали рабочие н служащие _______________ _____ ,_____ ____I пожавных г.питгг.тл негде. «На шестеоке гооза стпант. канала. С цветами оип радостно пожарны х средств ликвидировал I негде. «На шестерке гроза страш новата даже в Рыбинском мо ре»,—записал себе в дневник командир. Недалеко от Рыбинска разы грался настоящий сильный приветствовали моряков, бросали в шлюпки цветы. На К лязьч ^ р - ском водохранилище шдюпочл*- ков встречали яхты добровольных спортивных обществ Москвы. яхт окружили ляции сжатым воздухом создает, ж противодавление Своим подчинен-1 очаг пожаРа- действия мотори- ным он приказывает заделать про-1 стов были столь быстры и иянциа- боины и прекратить поступление I тшшы> когда в отсек прибыл ВОдЫ мичман Коркоцкий, пожар был уже потушен. ной водой краснофлотцы Литвин-1n ^ ^Шо максимальн0| все время, воды R ней—по коле- j сопровождали их к славной сто- сКИЙ и Мацульский коченеющими Р Ы И УСЛ0ВИЯМ’ но. У мыса Нарожного шлюпка лице. Г1***ы на* али- ДРУ*Н0 кии Н ацул скни коченеющими насыщено тренировками п самы-| шла в «аллеях» затопленных при работая веслами. С каждым мет- от холода РУЕШШ конопатят ра=о- „ „ № „M6pi)OTm(t в в№ ы ш о б р а з у я » « ж о х р Т Х то Г ро» осо б л ,* е „ бя»*о_ прябоя- шадшиеся ШВЫ. I задачами I ревьев, сильная волна била жались к своси ззветаои цели. Пробоина заделана, поступление Командование отметило умрнир шлюпкУ со всех румбов, она ла- И вот настал тот момент ко- аа,ы ппркпятггтгпг.р. ад(*В<”ш е . °™ етИЛ0 уменне вировала между кустами. Шлюп- торого с нетерпением ожидали I личного состава бороться за живу-1 ку бросало из стороны в сторону, I североморцы — на шпиле Хим- р * ---- --- —----« I no ciufAJni Ьолмную выдержку и умение I честь своего корабля, быстро н I грозя перевернуть ее. проявили молодые рулевые крас-1 уверенно действовать в сложных нофлотцы Иванов и Веретин. В I условиях, этом доходе им впервые пришлось / Н А У М О В . Как корректировать огонь по трассам Нуж 1 Но сказать, что отклонение Самолет с конусом появился яад кораблем и па обратном заходе лег на боевой курс. Эрликонщики кра снофлотцы Знвия, Ахмадулин, Хо мяков поймали его в прицелы и вы жядалп, когда он подойдет на дис танцию ошя. Стволы автоматиче ских тушек медленно шли вслв 1 за самолетом. Вот настал решающий момент: конус как раз на нужном расстоянии,’ можно открывать огонь. Эрликонщики нажимают на спусковые крючки. Красные трас сы устремляются к конусу, скре щиваются вблизи конуса.1 По это длится только минуту. Затем трассы начинают отставать,’ некоторые идут слишком низко, другие высоко. Меткость огня яв но понизилась В чем дело? Ответить на этот вопрос не трудно. Дело в том, что эрликон щики еще недостаточно хорошо освоили свое оружие. Им удалось метко выпустить первую очередь потому, что они имели время тща тельно навести на цель. К уже в ходе стрельбы они не смогли уг-, наться за целью, правильно из бирать ракурс на кольцах прице ла, корректировать огонь по трас сам. В стрельбах по самолету уме ние оценивать отклонение трасс от цели и корректировать по ним огонь имеет первостепенное зна чение. Научиться этому не так-то легко. Хорошо, когда стреляет только один автомат. В таких слу чаях артиллерист отчетливо видит, куда идет трасса. Если же огонь ведут (несколько пушек, то не опытный зенитчик среди других трасс легко теряет свою. Как же корректировать по трас сам? Каждый артиллерист-эрликон щик перед открытием огня, как стра/вило,1определяет ракурс целя, его изменение и, давая упреждение на скорость, выбирает точку при целивания на скоростных кольцах прицела. Но в ходе стрельбы ра курс целга непрерывно меняется. И яавоегчик обязан в это время ус певать' менять точку визяровалгая.' — Гребцам в воду, шлюпку за борта!—приказал Поршнев. Гребцы спрыгнули в воду, которая ока залась почти по шею. С трудом шлюпку ввели в затопленные кусты, хотя и там волнение было очень большое. Все вымокли ло нитки, нет сухого места на одеж де, продукты промокли. С трудом | ппивязалн шлюпку к кустам, р CC неизбежно, но его надо уметь Поршнева и Качанова едва не определить. Обычно при прохож дении трассирующей очереди через картинную плоскость цели трасса резко изгибается к хвосту цели. В таком случае величину отклонения нужно брать в середине «изгиба» трассы. Определив указашшм способом величину отклонения в миллимет рах по крестовине скоростных ко лец, наводчик должен сдвинуть на эту величину центр кольца относи тельно перекрестия диоптра от трассы к цели и в дальнейшем учитывать эту корректуру. Неумение эрликонщиков коррек тировать огонь по трассам об’яс- няется недостаточной трениров кой. Опытные старпшны исполь зуют для тренировки эрликощця- ков все пролетающие самолеты. Этот вид тренировки полностью оправдал себя. С т а д о м лейтенант Н . С Е Р Е Д Н Е В . прибило плавающими бревнами во время наката волн. Гоголев и Качанов вычерпали из шлюпки около 70 ведер воды. На берегу нашли железнодо рожную будку узкоколейки. Спа ли на полу в такой тесноте, что д?же ногу нельзя было повер нут-,. Кратко и выразительно об этом записям в croom дневнике командир* «Клацали зубами и му. чились». Больше вгех досталось Балалаеву—он всю ночь провел в шлюпке под дождем. Партийные и комсомольские организации Рыбинска тепло встретили севеоомоочет вечером состоялась встречи с молодежью, присутствовало 300 человек. Лей тенант Бллалаев потро^ио рас сказал о боевых действиях Се верного флота в Отечественной nnfftre Члены экипажа посетили местный военно-морской клу6 . Отрадное явление: клуб в попяг*- v e допризывной потготопки o ^ v . чил 200 будущих моряков. Они уже совершили переход на шлюп ках из Углича в Рыбинск. На чальник клуба сказал, что при бытие шлюпки рр^етмлрцев в город вызвало большой под’ем кинского вокзала в лучах солнца заблистала звезда. Москва! Сколько радостных чувств испы тали моряки, придя в столицу после стольких тяжелых испьгга' шей. встретившихся на пути! Переход успешно закончен. За дание Военного совета выполне но. Путь от Архангельска до Москвы пройден за 43 ходовых дня. Всего шлюпка линкора «Ар хангельск» прошла на веслах я под парусами 2.223 километ ра. Шлюпка прошла через пять областей, 18 городов, 7 рнс, 9 озер, форсировала пять каналов и 24 шлюза. За время похода проведено свыше десяти встреч с населением и прочитаны доклады в 23 селах. Оказана помощь про пагандистской литературой, пла катами, фотоснимками героев-се- веооморцев. Всюду посланцам Северного флота население оказывало теп лый, радушный прием. Несмотря на то. что поход протекал в тя желых метеорологических и на вигационных условиях, никто из членов экипажа ни разу не забо лел, все прибыли к финишу здо ровыми, закаленными. Поход на шлюпке офицеров, старшин и краснофлотцев линко ра «Архангельск» показал, что моряки Северного флота, успешно преодолев все трудности тяже лого маршрута, готовы и в даль нейшем выполнить любое задание командования. Привет всем читателям «Крас нофлотца» от участников шлюпоч ного похода? Л. ШАХНОВСКИЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz