Краснофлотец. 1946 год. Август.
С Т АЛИН— С О З Д А Т Е Л Ь С О В Е Т С К О Й АВИАЦИИ Богатырский народ .русский из давна мечтал летать по воздуху. Им создана красивая сказка о ковре-самолёте. Но только мудрая партия большевиков и ее вождь любимый Сталин дали нашему на роду настоящие крылья, сказку сделали былью. Могучая авиация нашей Роди ны — детище великого Сталина. Его гением и трудом создана она, ■воспитана. По праву народ наш называет авиацию Сталинской. С первых дней Советской вла сти Ленин и Сталин заботились о создании и укреплении нашего воздушного флота. Ленину и Сталину при ходилось лично заниматься ор ганизацией воздушных опера ций. Так, В. И. Ленин лич но занимался в 1918 тоду орга низацией перелета советских са молетов по специальному заданию правительства. На фронтах граж данской войны самолетов у Крас ной Армии было очень мало, на личные самолеты были мало со вершенны. Вожди партии и наро да Леппп и Сталин уже тогда поставили перед советским наро дом задачу созданпя сильного воздушного флота. Летом 1918 г., находясь на передовых позициях Южного фрон та, товарищ Сталин, наблюдая полет орла, сказал: «Когда-нибудь научимся строить такие самоле ты. Совершенный полет, совер шенное владение спламп. А лю ди могут летать лучше... мы бу дем летать лучше». Позднее товарищ Сталин говорил, что «...нам нужен воздушный флот, мы должны создать воздушный флот!». Советская авиация росла и крепла в борьбе. Когда белогвар дейская конница Мамонтова уг рожала Туле, Владимир Ильич Ленин послал на борьбу с ней самолеты п определил, что они должны действовать с очень ма лых высот против вражеской кон ницы. Так Лениным была дана идея штурмовых действий совет ской авиации, подхваченная и блестяще осуществленная совет скими летчиками в период Вели кой Отечественной войны. К концу гражданской войны советская авиация имела 752 са молета, из которых только 28 бы ли исправны. Перед большевист ской партией и советским наро дом стояла большая задала соз дания мощной авиационной про мышленности и на ее базе силь ного воздушного флота, соответст вующего государственным интере сам великого Советского Союза. Большевистская партия и лич но товарищ Сталин обеспечили нашим инженерам и конструкто рам благоприятные условия для создания новых авиационных кон струкций, обеспечили советским летчикам условия для выращцад- пяя и совершечстзозаяия летных кадров Был создан огромный на учно-исследовательский комбинат — Центральный аэрогидродина- мический институт (ЦАГИ). В упориой борьбе создавалась авиа ционная промышленность, давшая нашим летчикам новые отечест-' венные машинь». В 1926 году летчик Громов, ставший затем Героем Советского Союза, за 64 летных часа иобыкал на советском самолете в Берлине, £ ; ;яже, Риме, Вене, Праге и I Варшаве. В следующем году лет чик Шестаков совершил перелет из Москвы в Токио. В 1929 году на самолете «Крылья Советов» Громов снова пролетел над круп нейшими столицами Европы, а летчик Шестаков на самолете «Страна Советов» пролетел из Москвы в Америку и провел свою машину над Нью-Йорком. Эти перелеты были показателями роста нашей авиапромышленности и высокого мастерства наших лет чиков. Первая сталинская пятилетка дала гигантский рост советской авиапромышленности. В 1933 го ду на Об’единенном пленуме ДК и ЦБК ©КП(б) товарищ Сталин говорил: «У нас не было авиа ционной промышленности. У нас она есть теперь». В 1934 тоду советские летчики Молоков, Ляпидевский, Леванев ский, Доронин, Слеинев, Камании и Водопьянов спасли челюскинцев со льдины и открыли первыми список летчиков Героев Советско го Союза. На воздушном перво майском параде в атом году над Москвой, Ленинградом, Харько вом, Киевом,- Ташкентом, Мин ском, Тбилиси, Иркутском, Хаба ровском пролетели мощные эс кадрильи советских самолетов. - В 1936 году Чкалов, Беляков и Байдуков совершили перелет по Сталпнскюму маршруту из Моск вы на остров Удд. 1937 год озна меновался полетом на Северный полюс целой эскадрильи тяжелых советских самолетов под командо ванием Водопьянова. Самолеты Чкалова, Громова летят через Арк тику в Америку. Советские лет чики устанавливают множество мировых авиационных рекордов. Вели рост авиационной про мышленности свидетельствовал о победе сталинской политики ин дустриализации, то рост авиаци онных кадров свидетельствовал об отцовской сталинской заботе о советских авиаторах. В истории нет таких примеров чуткости и внимательности к людям, какие проявил товарищ Сталин к со ветским летчикам. 2 мая 1935 го да на Московском аэродроме товарищ Сталин сказал Чкалову: «Ваша жизнь дороже нам любой машины» Великая Отечественная война была боевой проверкой силы и выучки советской авиации. Ста линская авиация с честью выдер жала испытания Великой Оте чественной войны и показала се бя достойной своего почетного названия — Сталинской. Как и в годы мирной боевой учебы, так и в годы войны товарищ Сталин был руководителем, учителем и воспитателем советских летчиков и всей Красной Армии. Благодаря сталинской заботе, была сохране на и расширена авиационная про мышленность. Авиационные за* воды Москвы,- Ленинграда, Суй* бышева, Горького, Казани и других городов давали в массовой количестве первоклассные само леты для авиации. Советская авиационная техника превзошла авиационную технику врана и по качеству производства. В течение' последних трех лет войны совет ская авиационная промышлен ность произвоцмя. «-дуи’дрц в среднем до 40 тысяч самолетов. Товарищ Сталин является соз дателем советского авиационного искусства. Им была определена роль и значение авиации в сов ременной войне. Сталинская авиа ционная наука победы преду сматривает прежде всего отличное взаимодействие авиации с назем* нымп войсками. Этому принципу товарищ Сталин подчинил орга низационное построение, техниче ское оснащение и оперативно-так тическое использование авиации. 20 августа 1944 года в своем приказе № 152 товарищ Сталин отмечал: «В воздушных битвах е врагом паши летчики показали беспри мерную доблесть, героизм и му жество, а командиры и началь ники — умение п военное мастер ство в руководстве воздушными операциями. В итоге наша боевая авиация имеет теперь полпое гос подство в воздухе над авиацией врага». Более 100 тысяч орденов и ме далей получили советские авиа торы за свои ратные труды и под виги. Соединения и части авиа ции, отличившиеся в боях, много кратно отмечались в приказах товарища Сталина. Морские лет чики Балтики законно гордятся тем, что они первыми нанесли удар по столице фашистской Гер мании ненавистному Берлину, чем заслужили личную благодарность товарища Сталина. Летчики мор ской авиации решали не только задачи борьбы на море с флотом противника, но п взаимодейство вали с наземными войсками. Мор ская авиащя оказала большую помощь Карельскому, Ленинград скому, Прибалтийским, Белорус ским и Украинским фронтам, действия которых были связаны с операциями на море. Морские летчики приняли ак тивное участие в обороне Севасто поля и Ленинграда, в защите Мурманска, Новороссийска, в Та манской и Керчепс.кой операциях, в прорыве блокады Ленинграда, в очищении Крымского полуострова, в разгроме немцев под Либавой, в очищении побережья Бал тики; в освобождении Пе- ченгн я других операциях. Сталинская авиация Советского Союза достойно выполнила свой долг перед Родиной в Великой Отечественной войне, она доби лась блестящих побед. В после военных условиях советская авиа ция продолжает повседневное со вершенствование! на основе ста линской военной науки, на ос нове новейшего боевого опыта современной войны. Товарищ Сталин учит советских летчиков не зазнаваться, не предаваться забвению и самоуспокоению. Авиа ционная техника быстро и не прерывно совершенствуется. Ави ация претерпела большие изме нения в ходе войны В после военный период она будет изме няться на основе крупных техни ческих новшеств. Это требует от наших авиаторов дерзновенных мыслей; смелого новаторства, не прерывного технического про гресса. Советские авиаторы овла девают вовейлдаш достижениями науки и техники, вершинами J авиационной культуры. Непрерывному совершенствова нию я росту учит советских ави аторов товарищ Сталии. Майор Г. ЗОТОВ. ★ ★ ★ Перед учебво. 1 боевьш полетом. Старшша т. Са. 1 сильев усматри вает нотор СРЭСЙ - машины. Блжт>£ 3 - Ря BHHJiaTCj*»HCBfy уходу я отличному знанию Тегагки, самолет Васильева всегда в полков исправности и го тов в любое время ; дня и ночи под няться в воздух. ; (Подразделение J манора Калашна- I кова). • Фото В. Лукинчук. ★ ★ ★ Люди авиации Питомец торпедоносного полка Гвардии старший серж;шт Дмитрий Гавраченко — скромный человек. Быть может, таким его сделала скромная должность воздушного стрелка. В самом деле, на торпедоносце воздушный стре лок но пилотирует машину, как летчик, не прокладывает ей курс, как штурман, не держпт связь с аэродромом, как стрелок-радист. Он только вздет огонь по указан-, пой цели. Но каждый командир самолета скажет вам, что воздушный стрелок способствует обще му боевому успеху. С благо дарностью п дружеской теплотой вспомнит он тех стрелков, кото рые к годы войны летами с ним па боевые операции. В Н-ском гвардейском полку больше всего таких отзывов можно услышать по адресу Дмитрия Гавриченко. Пожалуй, наиболее характер ная его особенность — это силь- по развитое чувство коллективно сти, живое ощущение единства, связывающего его, Дмитрия Гав- ричепко, со всеми остальными людьми полка. Когда он говорит: «наш полк», в его голосе слышат ся те нотки, с которыми люди произносят слова: «дом», «семья», «дружба». Тут — и гордость, и уважение, и нежность. Гавриченко знает во всех де талях историю своей части. Он расскажет вам о том, что за годы войны полк уничтожил 160 ко раблей и транспортов противника, в том числе свыше 60 крупных единиц, сбил немало немецких самолетов, расскажет о «в?тера- не» полка — об одном из заслу женных боевых самолетов, на бор ту которого виднеется не только цифра «2», но и следы былых осколочных и пулевых пробоин. Гавриченко более четырех лет провел на Севере, куда прщетсл с Дальнего Востока весной 1942 года. Ему довелось воевать в экипажах под начальством Героев Советского Союза Поповича, Ба лашова, ПГкарубы, совместно со штурманами Героями Советского Союза Кочелаевским и Скнаревым и стрелком-радистом Героем Со ветского Союза Бадюком. Экипа жи, с которыми летал Гаврпчен- ко. потопили 13 вражеских тран спортов, уничтожили бомбежкой па з^лс 11 самолетов противтиг- ка. Сан Гавриченко совершил за время воины 90 боевых вылетов, провел r воздухе на выполнении операций около 350 часов. Когда самолет-торпедоносец не сется на нредельпой скорости в атацу на вражеский караван, на него направлен ураганный огонь пушек и пулеметов всех кораблей ц транспортов этого каравана. Нужна огромная выдержка, не преклонная воля к победе, чтобы прорваться через огневой вал, как можно ближе подойти к це ли и нанести удар наверняка, е гвардейской дистанции. Гавриченко в боях приобрел нужное мужество, постоянное хладнокровие, которое стоит не меньше самой пылкой отваги. Это он доказал в памятные ок тябрьские дни 1944 г. Когда шли сражения за освобождение Печенги, развернулись воздуш ные бои над Кпркенесом и Ли- инахамари. Немцы пытались вы вести из-под ударов советски войск хоть часть своей живой силы, вооружения, снаряжение. Караваны под сильным эскортом уходили в море. Но в результате торпедных атак детчиков-северо- морцвд немногие из них остава лись невредимыми. И в каждой операции воздушный стрелок. — он летал тогда с гвардии под полковником Волошиным, — де лал свою обычную скромную ра боту. Он делал ее хорошо. Об этом свидетельствуют четыре ордеяа на его груди: Красного Знамени, Отечественной войны первой и второй степени, Красной Звеоды. Полк сдеяал крестьянского па ренька Диму Гавриченко быва лым, зрелым вояном-гвардейцем В полку он стал коммунистом, за местителем комсорга часта. И теперь, когда гвардии старший ссржаит, 'кавалер четырех орденов, делится своим боевым опытом с молодыми бойцами-ториедистамш Трейкиным, Куприяновым, Рю миным, воздушными стрелками Прониным, Воробьевым и други ми, — он говорят им: — Любите, горячо любите наш гвардейский полк, товарищ*. Гордитесь высокой честью слу жить в нем. Старайтесь трудиться так, чтобы еще повысить его боеготовность, увеличить мощ' пашой победоносной СталйпскоЬ авиации! Н. ГЕОРГИЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz