Краснофлотец. 1946 год. Август.

С Т АЛИН— С О З Д А Т Е Л Ь С О В Е Т С К О Й АВИАЦИИ Богатырский народ .русский из­ давна мечтал летать по воздуху. Им создана красивая сказка о ковре-самолёте. Но только мудрая партия большевиков и ее вождь любимый Сталин дали нашему на­ роду настоящие крылья, сказку сделали былью. Могучая авиация нашей Роди­ ны — детище великого Сталина. Его гением и трудом создана она, ■воспитана. По праву народ наш называет авиацию Сталинской. С первых дней Советской вла­ сти Ленин и Сталин заботились о создании и укреплении нашего воздушного флота. Ленину и Сталину при­ ходилось лично заниматься ор­ ганизацией воздушных опера­ ций. Так, В. И. Ленин лич­ но занимался в 1918 тоду орга­ низацией перелета советских са­ молетов по специальному заданию правительства. На фронтах граж­ данской войны самолетов у Крас­ ной Армии было очень мало, на­ личные самолеты были мало со­ вершенны. Вожди партии и наро­ да Леппп и Сталин уже тогда поставили перед советским наро­ дом задачу созданпя сильного воздушного флота. Летом 1918 г., находясь на передовых позициях Южного фрон­ та, товарищ Сталин, наблюдая полет орла, сказал: «Когда-нибудь научимся строить такие самоле­ ты. Совершенный полет, совер­ шенное владение спламп. А лю­ ди могут летать лучше... мы бу­ дем летать лучше». Позднее товарищ Сталин говорил, что «...нам нужен воздушный флот, мы должны создать воздушный флот!». Советская авиация росла и крепла в борьбе. Когда белогвар­ дейская конница Мамонтова уг­ рожала Туле, Владимир Ильич Ленин послал на борьбу с ней самолеты п определил, что они должны действовать с очень ма­ лых высот против вражеской кон­ ницы. Так Лениным была дана идея штурмовых действий совет­ ской авиации, подхваченная и блестяще осуществленная совет­ скими летчиками в период Вели­ кой Отечественной войны. К концу гражданской войны советская авиация имела 752 са­ молета, из которых только 28 бы­ ли исправны. Перед большевист­ ской партией и советским наро­ дом стояла большая задала соз­ дания мощной авиационной про­ мышленности и на ее базе силь­ ного воздушного флота, соответст­ вующего государственным интере­ сам великого Советского Союза. Большевистская партия и лич­ но товарищ Сталин обеспечили нашим инженерам и конструкто­ рам благоприятные условия для создания новых авиационных кон­ струкций, обеспечили советским летчикам условия для выращцад- пяя и совершечстзозаяия летных кадров Был создан огромный на­ учно-исследовательский комбинат — Центральный аэрогидродина- мический институт (ЦАГИ). В упориой борьбе создавалась авиа­ ционная промышленность, давшая нашим летчикам новые отечест-' венные машинь». В 1926 году летчик Громов, ставший затем Героем Советского Союза, за 64 летных часа иобыкал на советском самолете в Берлине, £ ; ;яже, Риме, Вене, Праге и I Варшаве. В следующем году лет­ чик Шестаков совершил перелет из Москвы в Токио. В 1929 году на самолете «Крылья Советов» Громов снова пролетел над круп­ нейшими столицами Европы, а летчик Шестаков на самолете «Страна Советов» пролетел из Москвы в Америку и провел свою машину над Нью-Йорком. Эти перелеты были показателями роста нашей авиапромышленности и высокого мастерства наших лет­ чиков. Первая сталинская пятилетка дала гигантский рост советской авиапромышленности. В 1933 го­ ду на Об’единенном пленуме ДК и ЦБК ©КП(б) товарищ Сталин говорил: «У нас не было авиа­ ционной промышленности. У нас она есть теперь». В 1934 тоду советские летчики Молоков, Ляпидевский, Леванев­ ский, Доронин, Слеинев, Камании и Водопьянов спасли челюскинцев со льдины и открыли первыми список летчиков Героев Советско­ го Союза. На воздушном перво­ майском параде в атом году над Москвой, Ленинградом, Харько­ вом, Киевом,- Ташкентом, Мин­ ском, Тбилиси, Иркутском, Хаба­ ровском пролетели мощные эс­ кадрильи советских самолетов. - В 1936 году Чкалов, Беляков и Байдуков совершили перелет по Сталпнскюму маршруту из Моск­ вы на остров Удд. 1937 год озна­ меновался полетом на Северный полюс целой эскадрильи тяжелых советских самолетов под командо­ ванием Водопьянова. Самолеты Чкалова, Громова летят через Арк­ тику в Америку. Советские лет­ чики устанавливают множество мировых авиационных рекордов. Вели рост авиационной про­ мышленности свидетельствовал о победе сталинской политики ин­ дустриализации, то рост авиаци­ онных кадров свидетельствовал об отцовской сталинской заботе о советских авиаторах. В истории нет таких примеров чуткости и внимательности к людям, какие проявил товарищ Сталин к со­ ветским летчикам. 2 мая 1935 го­ да на Московском аэродроме товарищ Сталин сказал Чкалову: «Ваша жизнь дороже нам любой машины» Великая Отечественная война была боевой проверкой силы и выучки советской авиации. Ста­ линская авиация с честью выдер­ жала испытания Великой Оте­ чественной войны и показала се­ бя достойной своего почетного названия — Сталинской. Как и в годы мирной боевой учебы, так и в годы войны товарищ Сталин был руководителем, учителем и воспитателем советских летчиков и всей Красной Армии. Благодаря сталинской заботе, была сохране­ на и расширена авиационная про­ мышленность. Авиационные за* воды Москвы,- Ленинграда, Суй* бышева, Горького, Казани и других городов давали в массовой количестве первоклассные само­ леты для авиации. Советская авиационная техника превзошла авиационную технику врана и по качеству производства. В течение' последних трех лет войны совет­ ская авиационная промышлен­ ность произвоцмя. «-дуи’дрц в среднем до 40 тысяч самолетов. Товарищ Сталин является соз­ дателем советского авиационного искусства. Им была определена роль и значение авиации в сов­ ременной войне. Сталинская авиа­ ционная наука победы преду­ сматривает прежде всего отличное взаимодействие авиации с назем* нымп войсками. Этому принципу товарищ Сталин подчинил орга­ низационное построение, техниче­ ское оснащение и оперативно-так­ тическое использование авиации. 20 августа 1944 года в своем приказе № 152 товарищ Сталин отмечал: «В воздушных битвах е врагом паши летчики показали беспри­ мерную доблесть, героизм и му­ жество, а командиры и началь­ ники — умение п военное мастер­ ство в руководстве воздушными операциями. В итоге наша боевая авиация имеет теперь полпое гос­ подство в воздухе над авиацией врага». Более 100 тысяч орденов и ме­ далей получили советские авиа­ торы за свои ратные труды и под­ виги. Соединения и части авиа­ ции, отличившиеся в боях, много­ кратно отмечались в приказах товарища Сталина. Морские лет­ чики Балтики законно гордятся тем, что они первыми нанесли удар по столице фашистской Гер­ мании ненавистному Берлину, чем заслужили личную благодарность товарища Сталина. Летчики мор­ ской авиации решали не только задачи борьбы на море с флотом противника, но п взаимодейство­ вали с наземными войсками. Мор­ ская авиащя оказала большую помощь Карельскому, Ленинград­ скому, Прибалтийским, Белорус­ ским и Украинским фронтам, действия которых были связаны с операциями на море. Морские летчики приняли ак­ тивное участие в обороне Севасто­ поля и Ленинграда, в защите Мурманска, Новороссийска, в Та­ манской и Керчепс.кой операциях, в прорыве блокады Ленинграда, в очищении Крымского полуострова, в разгроме немцев под Либавой, в очищении побережья Бал­ тики; в освобождении Пе- ченгн я других операциях. Сталинская авиация Советского Союза достойно выполнила свой долг перед Родиной в Великой Отечественной войне, она доби­ лась блестящих побед. В после­ военных условиях советская авиа­ ция продолжает повседневное со­ вершенствование! на основе ста­ линской военной науки, на ос­ нове новейшего боевого опыта современной войны. Товарищ Сталин учит советских летчиков не зазнаваться, не предаваться забвению и самоуспокоению. Авиа­ ционная техника быстро и не­ прерывно совершенствуется. Ави­ ация претерпела большие изме­ нения в ходе войны В после­ военный период она будет изме­ няться на основе крупных техни­ ческих новшеств. Это требует от наших авиаторов дерзновенных мыслей; смелого новаторства, не­ прерывного технического про­ гресса. Советские авиаторы овла­ девают вовейлдаш достижениями науки и техники, вершинами J авиационной культуры. Непрерывному совершенствова­ нию я росту учит советских ави­ аторов товарищ Сталии. Майор Г. ЗОТОВ. ★ ★ ★ Перед учебво. 1 боевьш полетом. Старшша т. Са. 1 сильев усматри­ вает нотор СРЭСЙ - машины. Блжт>£ 3 - Ря BHHJiaTCj*»HCBfy уходу я отличному знанию Тегагки, самолет Васильева всегда в полков исправности и го­ тов в любое время ; дня и ночи под­ няться в воздух. ; (Подразделение J манора Калашна- I кова). • Фото В. Лукинчук. ★ ★ ★ Люди авиации Питомец торпедоносного полка Гвардии старший серж;шт Дмитрий Гавраченко — скромный человек. Быть может, таким его сделала скромная должность воздушного стрелка. В самом деле, на торпедоносце воздушный стре­ лок но пилотирует машину, как летчик, не прокладывает ей курс, как штурман, не держпт связь с аэродромом, как стрелок-радист. Он только вздет огонь по указан-, пой цели. Но каждый командир самолета скажет вам, что воздушный стрелок способствует обще­ му боевому успеху. С благо­ дарностью п дружеской теплотой вспомнит он тех стрелков, кото­ рые к годы войны летами с ним па боевые операции. В Н-ском гвардейском полку больше всего таких отзывов можно услышать по адресу Дмитрия Гавриченко. Пожалуй, наиболее характер­ ная его особенность — это силь- по развитое чувство коллективно­ сти, живое ощущение единства, связывающего его, Дмитрия Гав- ричепко, со всеми остальными людьми полка. Когда он говорит: «наш полк», в его голосе слышат­ ся те нотки, с которыми люди произносят слова: «дом», «семья», «дружба». Тут — и гордость, и уважение, и нежность. Гавриченко знает во всех де­ талях историю своей части. Он расскажет вам о том, что за годы войны полк уничтожил 160 ко­ раблей и транспортов противника, в том числе свыше 60 крупных единиц, сбил немало немецких самолетов, расскажет о «в?тера- не» полка — об одном из заслу­ женных боевых самолетов, на бор­ ту которого виднеется не только цифра «2», но и следы былых осколочных и пулевых пробоин. Гавриченко более четырех лет провел на Севере, куда прщетсл с Дальнего Востока весной 1942 года. Ему довелось воевать в экипажах под начальством Героев Советского Союза Поповича, Ба­ лашова, ПГкарубы, совместно со штурманами Героями Советского Союза Кочелаевским и Скнаревым и стрелком-радистом Героем Со­ ветского Союза Бадюком. Экипа­ жи, с которыми летал Гаврпчен- ко. потопили 13 вражеских тран­ спортов, уничтожили бомбежкой па з^лс 11 самолетов противтиг- ка. Сан Гавриченко совершил за время воины 90 боевых вылетов, провел r воздухе на выполнении операций около 350 часов. Когда самолет-торпедоносец не­ сется на нредельпой скорости в атацу на вражеский караван, на него направлен ураганный огонь пушек и пулеметов всех кораблей ц транспортов этого каравана. Нужна огромная выдержка, не­ преклонная воля к победе, чтобы прорваться через огневой вал, как можно ближе подойти к це­ ли и нанести удар наверняка, е гвардейской дистанции. Гавриченко в боях приобрел нужное мужество, постоянное хладнокровие, которое стоит не меньше самой пылкой отваги. Это он доказал в памятные ок­ тябрьские дни 1944 г. Когда шли сражения за освобождение Печенги, развернулись воздуш­ ные бои над Кпркенесом и Ли- инахамари. Немцы пытались вы­ вести из-под ударов советски войск хоть часть своей живой силы, вооружения, снаряжение. Караваны под сильным эскортом уходили в море. Но в результате торпедных атак детчиков-северо- морцвд немногие из них остава­ лись невредимыми. И в каждой операции воздушный стрелок. — он летал тогда с гвардии под­ полковником Волошиным, — де­ лал свою обычную скромную ра­ боту. Он делал ее хорошо. Об этом свидетельствуют четыре ордеяа на его груди: Красного Знамени, Отечественной войны первой и второй степени, Красной Звеоды. Полк сдеяал крестьянского па­ ренька Диму Гавриченко быва­ лым, зрелым вояном-гвардейцем В полку он стал коммунистом, за­ местителем комсорга часта. И теперь, когда гвардии старший ссржаит, 'кавалер четырех орденов, делится своим боевым опытом с молодыми бойцами-ториедистамш Трейкиным, Куприяновым, Рю­ миным, воздушными стрелками Прониным, Воробьевым и други­ ми, — он говорят им: — Любите, горячо любите наш гвардейский полк, товарищ*. Гордитесь высокой честью слу­ жить в нем. Старайтесь трудиться так, чтобы еще повысить его боеготовность, увеличить мощ' пашой победоносной СталйпскоЬ авиации! Н. ГЕОРГИЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz