Краснофлотец. 1946 год. Август.
Италия и установление мира Речь В . М. Молотова на Парижской конференции 13 августа Мы заслушали речь г-на де Гаспери о проекте мирного до говора с Италией. Если эта речь правильно отражает политику новой Италии, то она заслужи вает внимания и тем, что в ней сказано, я тем, что обойдено в этой речи. Во всяком случае, нельзя оставить без ответа эту речь, направленную против проек та мирного договора и могущую посеять немалые недоумения I Наше отношение к Италии Взгляды Советского Союза на Италию можно' изложить весьма кратко. Надеюсь, что эти взгля ды совпадут со взглядами многих из присутствующих здесь делега тов. Исторические заслуги Италии всем известны. Как в истории далекого прошлого, так и в новой истории Италия занимала выда ющееся место. Ее культура, на ционально-освободительное дви жение и высокие творческие спо собности итальянского народа всегда пользовались всеобщим признанием. Мы, советские люди, уверены в будущем Италии, как великой страны. Мы не сомнева емся в том, что великий италь янский народ выйдет из тепереш них трудностей и по-настоящему встанет на широкую дорогу свое го национального под’ема и воз рождения, достойного великой и Свободной Италии. Здесь, и а Мирной конференции, нас, прежде всего, интересует положение Италии среди других народов Европы, особенно важно, насколько Италия сможет играть роль существенного фактора в деле установления дружбы с другими народами и в обеспече нии мира в Европе. Известно, что после первой мировой войны Италия пошла по другому пути. Италия Муссолини провозгласила программу империалистической экспансии и увлеклась захватом чужих территорий, удовлетворяя свои аппетиты за счет малых на родов — Албании, Эфиопии. Фа шистская Италия стала опорой гитлеровской оси в Европе, а за тем^ вместе с Германией и Япо нией под фальшивым флагом ан- тикоминтерновского пакта дви нулась по пути авантюристиче ских планов германских и япон ских империалистов, стремящихся к мировому господству. На фа шистской Италии лежит тяжелая ответственность за захватническую войну в союзе с гитлеровской Германией, ответственность за хищническую агрессию в отноше нии Албании и Эфиопии, а также за кровавое нападение на Юго славию и Грецию и за бесславное вторжение 50 Францию и в Со ветский Союз. Только после разгрома немцев под Сталингра дом и успешного наступления англо-американских войск в Се верной Африке и на юге Италии рухнул фашистский режим, и Италия стала перестраиваться на демократических основах. С этого времени стало возможным, чтобы Италия из очага агрессии превра тилась в важный фактор устой чивого мира в Европе. В результате разгрома Гермянии и ее фашистских союзников Европа сильно преобразилась. В руках союзных государств имеет ся теперь возможность направить развитие Германии по демократи ческому пути и не допустить воз рождения Германии в качестве новой агрессивной силы. Тем бо лее это можно сказать об Ита лии. Это не значит, что итальян ская республика должна стать слабым, второстепенным европей ским государством. Это не значит также, что Италия должна поте рять значение важного политиче ского фактора в Средиземном мо ре. Теперь имеется стремление отдельных великих держав занять монопольное положение в Среди земном море, оттеснив на второй план не только Италию, но и Францию — эти важнейшие сре диземноморские державы. Такое положение не может соответство вать развитию дружественных отношений между европейскими государствами и не может соот ветствовать интересам прочного мира в Европе. Не только Фран ция, но и Италия должны иметь уверенность в своем положении средиземноморских государств. Фашистская Италия, строящая свое благополучие на экспансии и захвате малых государств, дис кредитировала себя в глазах народов и лришла к краху. Новая Италия, поскольку она будет стремиться к своему национально му под’ему на основе всесторон него развития своих внутренних сил и к установлению дружест венных отношений со своими сосег дями и со всеми миролюбивыми странами, должна встретить ак тивную поддержку со стороны всех демократических государств. И можно ли сомневаться, что тогда итальянская республика окрепнет, как мощный фактор мира и прогресса в Европе? Новой Италии нелегко встать на крепкие ноги сразу же после свержения фашизма. Для этого она должна провести коренные преобразования во всей политиче ской жизни, чтобы стать пере довой демократической республи кой; она должна преодолеть су ществующий в экономической области саботаж, который прово дится враждебными демократиче ской Италии силами; необходимо поставить по-новому воспитатель ную работу в широких массах народа, где реакционные силы в союзе с остатками фашизма упор но отстаивают свои позиции, пе рекрашиваясь и приспособляясь к новой обстановке. Италия не мо жет стать демократической рес публикой, не выкорчевав до конца, остатки фашизма и фашистской идеологии. Эта задача далеко еще не выполнена, если помнить о том, что фашизм свыше двух де сятилетий отравлял сознание итальянского народа и использо вал для этого все средства мате риального и духовного воздей ствия. п Заявление де Гаспери и старые захватнические претензии Речь г-на де Гаспери ни в ка ком случае не является достаточ ным ответом на вопросы, которые возникают в связи с мирным договором для Италии. Эта речь является попыткой пройти мимо коренных вопросов возрождения Италии, как демократического государства, и отнюдь не выра жает желание отмежеваться и осудить агрессивную политику фашистского империализма. Глава итальянской делегации не нашел слов для осуждения фпщизма, приведшего Италию к тягчайшему положению. Можно подумать, что Италия уже покон чила со всеми остатками фашизма и может забыть об антидемокра тическом наследстве, оставленном фашизмом. В его словах также не было ни слова осуждения авантюристической внешней по литики правительства Муссоли ни, причинившей огромные бед ствия соседям и другим народам^, что возложило бремя тяжелой ответственности на Италию. Здесь нет нужды останавли ваться на деталях выступления главы итальянской делегации. Но мы не можем пройти мимо того факта, что речь главы итальян ской делегации была в значитель ной мере направлена не на за щиту действительных националь ных интересов и жизненных нужд своего народа, а на отстаивание захватнических претензий старой Италии. Вы слышали, что г-н де Гаспери сосредоточился в своем высту плении на отстаивании - претензий Италии насчет западной части Юлийской Крайны вместе с горо дом Триест. Разжигая страсти вокруг этого вопроса, он показал, как еще далеки внешнеполи тические устремления теперешних руководителей Италии от дей ствительно демократической внеш ней политики. Если фашистская Италия зубами держалась за захваченную ею славянскую тер риторию Юлийской Крайны и стремилась развить свою экспан сию дальше на восток, то глава итальянской делегации на этой конференции не мог не понимать, что эти захватнические тенденции слишком уж не вяжутся с реаль ными возможностями настоящего момента. Этим можно об’яснить, что Он направил свои претензии не на всю Юлийскую Крайну, а’ на ее западную часть, включая все западное побережье Истрии, где находятся главные города и пор ты Истринского полуострова. Выступая от имени новой Италии, глава делегации снова отстаивал претензии старой, империалисти ческой Италии, доказав этим, что правительству Италии на деле нелегко встать на путь действительно j новой, действи тельно демократической внешней политики. Полуостров Истрия и город Триест вплоть до конца первой мировой войны никогда не при надлежали Италии. В порядке дележа добычи после краха австро-венгерской империи Ита лия получила полуостров Истрии, хотя население полуострова в пре обладающем количестве всегда состояло из словенов и хорватов. Этим была совершена тяжелая ошибка в отношении Югославии, от которой были отделены тер ритории с исконным славянским населением, переданным без вся ких оснований Италии. Если до первой мировой войны Истрия с ее словенским и хорватским на селением находилась под гнетом австро-венгерской империи, то после первой мировой войны сла вянская Истрия попала под иго фашистской Италии. При этом итальянские власти всяческими мерами стремились увеличить итальянскую часть населения го рода Тпнеста, чтобы использовать главный город Истрии, как и дру гие города, для устяновления гг#сподства над всем полуостровом Истрия с его славянским населе нием. В этой политике не было чего-либо существенно отличного от германской политики «дранг нах остен», от германской полити ки захвата славянских территорий. Из истории известно, как Герма ния стремилась расширяться на восток, захватывая славянские земли и онемечивая славянское население. Эту же политику за хвата славянских земель прово дила австро-венгерская империя. Не хотела в этом отношении от ставать и фашистская Италия. Мы знаем и о последствиях этого. Овладев Истрией, фашистская Италия вместе с Германией ис пользовали эту территорию во время последней войны для на падения на Югославию. Таково фактическое положение. Глава итальянской делегации не нашел ничего лучшего, как выступить здесь со своими пре тензиями, если не на всю Истрию, то, по крайней мере, на главную ее часть — на все западное по бережье Истрии. Его ссылки на этнический момент и на то, что в тех или иных прибрежных го родах Истрии преобладает италь янское население, конечно, со вершенно не дают оснований для того, чтобы отрезать часть сла вянской Истрии от Югославии и отдать ее Италии. Глава итальян ской делегации сделал централь ным вопросом в своем выступле нии свои претензии на Западную Истрию и на Триест. Но мы не можем признать, что эти претен зии являются голосом новой, де мократической Италии. Нет, как раз напротив. Это всего лишь повторение старых, захватниче ских претензий Италии на чужие земли, на искони славянские зем ли. Твердить зады и отстаивать империалистические традиции — это не значит итти в ногу с но вым временем. Прошло то время, когда славянские земли служили предметом дележа между держа вами Европы, когда славянские народы стонали под гнетом за падных и восточных захватчиков. Теперь, как известно, славянские народы, нашли свое место в ря дах союзных государств, и во всех славянских странах государ ственная жизнь строится на про грессивных, демократических на чалах. Среди других славянских и неславянских государств Юго славия занимает славное место героического борца в рядах ан тигитлеровской коалиции, причем ш известно, что именно Югославия вынесла на себе исключительную тяжесть германской и итальянской оккупации и принесла огромные жертвы в борьбе с нашим общим врагом. В этих условиях не мо жет быть сомнений, что насколь ко основательны претензии Юго славии на Истрию с ее словен ским и хорватским населением, настолько же неосновательны претензии на Истрию или на часть’ ее со стороны Италии- Если этого до сих пор не поняли неко торые итальянские деятели, то это свидетельствует лишь о том, как живучи старые, захватниче ские традиции там, где мы хоте ли бы видеть действительно но вую, действительно демократи ческую внешнюю политику италь янской республики. Ясно также, что, если бы и новая Италия пошла по этому пути, по пути насильственного присоединения некоторых славянских или дру гих чужих земель, то нельзя бы ло бы рассчитывать на то, что между Италией и всеми другими демократическими странами уста новились бы прочные дружествен ные отношения. Между тем, как сама Италия, так и все другие миролюбивые государства Европы заинтересованы в том, чтобы итальянская республика, наконец^ действительно покончила со своей старой политикой экспансии и чтобы Италия установила нор мальные дружественные отноше ния с другими странами и, прежде всего, со своими соседями. Толь ко тогда Италия на деле станет важным фактором упрочения ми ра в Европе, чего мы все так желаем. Мы приветствуем новую Ита лию в ее стремлении к нацио нальному возрождению. Но мы отказываемся признать, что какие- либо попытки Италии захватить чужие территории отвечают под линным национальным интересам Италии. Известно, что такого рода попытки в отношении других народов свидетельствуют о захват нических тенденциях определен ных узких кругов и отнюдь не выражают подлинных националь ных интересов народа, которые, прежде всего, заключаются в эко номическом возрождении на осно ве развития внутренних сил стра ны и в установлении хороших, дружественных отношений с дру гими народами Договор и национальные интересы Италии Г-н / е Гаспери почти не кос нулся экономических статей мир ного договора, хотя именно эти статьи могут затронуть положение каждого рабочего, каждого крестьянина, каждого гражданина итальянской республики и отра зиться на всем дальнейшем суще ствовании итальянского государ ства. Как можно понять, он отнес экономические статьи договора к второстепенным вопросам, подле жащим рассмотрению в комис сиях, а не на самой конференции. Между тем, ослабленная в войне Италия, быть может, больше, чем другие страны Европы, отстает в восстановлении своей экономиче ской жизни. Достаточно сказать, что из-за имеющихся затруднений в восстановлении промышленности два миллиона итальянских рабо чих все еще остаются без работы. Оккупационные расходы Италии достигли огромных размеров и приведут к весьма тяжелым пос ледствиям в случае удлиннения их срока. Даже небольшого сокра щения этих расходов было бы достаточно, чтобы полностью по крыть репарации, которые должна взять на себя Италия, хотя бы для частичного возмещения ущерба, нанесенного Советскому Союзу и другим союзным стра нам. Глава итальянской делегации, видимо, не придает значения тем частям мирного договора, которые могут отразиться на всем эконо мическом быте итальянского на рода и на всем дальнейшем госу дарственном развитии Италии. В конце концов, народ, конечно, поймет свое положение, если да же те или иные руководители Италии слишком увлекутся внеш неполитическими планами и пре тензиями на чужие земли, поза будут об обязанности обеспечить каждому итальянцу необходимый кусок хлеба и позаботиться о других его жизненных нуждах. Но не надо закрывать глаза на последствия этого. Со стороны Советского Союза проявляется большая осторож ность, например, к таким требо ваниям, как предоставление граж данам любого иностранного госу дарства из Объединенных наций равных с итальянцами прав во всех вопросах, касающихся торговли, промышленности, мореплавания и других видов торговой деятель ности в Италии. Как известно, сс стороны Советского Союза внесены предложения ограничить эти чрезмерно широкие претензии иностранных держав и вообще иностранцев в Италии. Мы обра щаем внимание на опасность того, что сильные иностранные госу дарства, обладающие большими капиталами и имеющие большие средства давления, могут исполь зовать эти фактически •неограни ченные права в ущерб националь ным интересам итальянской рес публики, ссылаясь при этом на «равноправие» Об’единенных на ций и на недопустимость так на зываемой «дискриминации». Мы не можем присоединиться к та ким чрезмерным претензиям в от ношении демократической Италии со стороны иностранного капи тала, которые могут повести к экономическому закабалению Ита лии иностранными трестами и кар телями, как это нередко делается с временно ослабевшими страна ми и с малыми государствами, на что, однако, закрывают глаза не которые деятели, выдающие себя за патентованных защитников малых народов. Мы думаем, что без Западной Истрии Италия мо жет прекрасно прожить, т. к. это не задевает подлинных интересов итальянского народа. Но если промышленность или торговля или судоходство Италии будут задавлены конкуренцией сильных и еще более разбогатевших во время войны иностранных госу дарств, то это тяжко почувствует на своей спине весь итальянский народ, и эту опасность надо пред видеть теперь, чтобы ее предупре дить своевременно. Защита италь янской промышленности и сель ского хозяйства, а также италь янской торговли и судоходства от нажима сильных иностранных держав под флагом равноправия и недопустимости дискриминации, поскольку такой нажим может привести к закабалению итальян ской экономики, является, бес спорно, важнейшим национальным интересом Италии, как и всякого другого ослабленного войной го сударства, не говоря уже о малых Окончание речи В М, Молотова на 4 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz