Краснофлотец. 1946 год. Август.
К Р А С Н О Ф Т Г О Т E l f 13 августа 1946 г., Jfs 188 (2574) Старший краснофлотец Н. Лю- тов — мастер по вооружению Н-ской эскадрильи морских раз ведчиков, отличник боевой подго товки. к чему приводит нарушение наставлений Накануне учебно-тренировочных полетов на боевых самолетах с летным составом была проведена соответствующая подготовка. Пн- доты подробно ознакомились с те ми задачами,' которые им пред стояло решить в этот летный день. На второй день а точно назна ченное время начались полеты. Быстрокрылые ястребки уходили б воздух группами. На линии ис полнительного старта стоялк машины. Ведущим первой па ры шел лейтенант Шевченко. Другую группу возглавлял лей тенант Швидкой. Вот стартер взмахивает флажком, и два истре бителя дружно взлетают. Очередь за Швидким Старт дан. Истреби тели,- медленно набирая скорость, побежали по зеленому пол». Но вот, пробежав несколько метров, ведущий начал заметно отклонять ся влево. Все летчики, наблюдавшие за взлетом, были поражены грубым нарушением летной дисципли ны Швидким. Каждый из нас думал, что он прекра тит взлет. Но самолет про должал скользить по зеленому по лю. Истребитель с огромной ско ростью приближался к границе аэродрома. За несколько сот мет ров до холма машина на мгновение оторвалась от земли, но затем вновь коснулась ее и продолжала' бежать. Оказывается, Швидкой пробо вал взлететь дважды. И только котда увидел перед своими глаза ми овраг и кусты, убрал газ, от крыл пожарный кран и начал резко тормозить. Но было уже поздно. Самолет, наткнувшись ":а овраг, снес шасси, прогнул винт. Только случайно остался жав и сам летчик. Причина аварии вполне очевид на. Летчик Швидкой явно прене брег наставлением по производству полетов, в котором говорится., что летчик, уклонившийся при взлете на 15 градусов, должен немедлен но убрать газ и прекратить взлет. На разборе ошибки летчика Шввдкого мы подробно проанали зировали каждый метр пробега его самолета при взлете. Всем молодым летчикам было ясно, что если бы Швидкой во-время прекратил взлет, боевая машина была бы сохранена. Этот пример лишний раз пока зывает, к чему приводит разгиль дяйство, нарушение наставле ния но полетам. Д . Г О Н Ч А Р О В . С боевых учений КАТЕРА ВЫШЛИ В МОРЕ Группа торпедных катеров вышла на учения. Предстояла отработна задач боевой подготовки. Упорно и настойчиво готовились к этому походу старшины и краснофлвиш катеров. Пополнялись запасы горючего, проверялись исправность меха* низкое и оружия , знания яюдей. Учитывалась * * * Н А М А Н Е В Р И Р О В А Н И И Отработка маневрирования в строго требует от командира грамотных и быстрых действий. Но правильного и грамотного решения маневров командир добьется лишь в том случае, если весь экипаж катера хорошо знает технику, умело ее эксплуатирует; если (наблюдение за порем и воз духом и за действиями флагмана поставлено об разцово и каждый сигнал принимается и дубли руется катером безошибочно. Командир катера старший лейтенант Малы шев долго подбирал себе боцмана из числа опыт ных «старослужащих моряков. Свой выбор он оста новил на опытном моряке — старшине 2 статья Шакула, который около пяти лет плавал па ко раблях сипналыциком. ... В *том походе стояла свежая погода. Низко над морем ползла густая пелена молочного тума на. Видимость упала до предела. Командир при казал боцману усилить наблюдение за горизон том и за *%*лвным катером. С флагмана один за другим поступали сиг налы. Катера то стрелой неслись вперед, высоко взметая водяные брызги, то все вдруг поворьчи- г-аля в сторону, зарываясь в волнах. Боцман Ша кула вел «еослабное наблюдение, обо всем заме ченном докладывая командиру. У боцмана все было под руками, на своем месте. Каждый сигнал, который принимался им,- в ту же минуту знал командир: будь сигнал пе редан семафором, ратьером или же флагами. Это облегчало работу командира, не вызывало из лишней суеты, задержек. Густой туман и дождь заставляли катера при жиматься к берегу, чтобы не потерять его из ви ду. Боцману и здесь приходилось внимательно смотреть за горизонтом и предупреждать коман дира о всех опасностях. Шакула не обманул на дежд командира. В первом же походе он показал себя отлнчпым специалистом, расторопный моря ком. Внимательно несли наблюдательную службу комендор ПГелппов, пулеметчик Гусятов, торпе дист Веселовский. Все они помогали старшему лейтенанту Малышеву точно выполнять прика зания флагмана, безошибочно маневрировать в строю. В М АШ И Н Н О М О Т С Е К Е Пока катер отрабатывал маневрирование,- личный состав БЧ-V обеспечивал катеру нужный ход. Вей время в машину поступали приказания каждая деталь. По опыту иатерники знали, как дорого обходится каждое упущение или оплош ность в походе. После всесторонней подготовки торпедные ка тера покинули базу и вышли в открытое море. дать то самый полный ход, то сбавить его до малого. Мотористы успешно делали и то и другое. Моторы работали безотказно. В этом большая за слуга старшины 1 статьи Кодыка, опытного спе циалиста, прошедшего школу Великой Отечест венной войны. Нашивной группе пришлась выполнять п другие задачи. Как только в машинном отсеке появился механик подразделения старший тех ник-лейтенант Харпиков, поступила вводная: — Заделать пробоину в днище катера в рай оне радиорубки! Старшины 2 статьи *Юматов и Бурмистров, краснофлотец Шелипов наложилиподушки, закре пили их клиньями и распорками, fice это было сделано быстро и добротно. — Пробоина в детище в районе машинного отсека! — поступила новая вводная. Аварийная группа под руководством старши ны Кодыка отлично справилась и с этой задачей. Командир отделения мотористов Скитев, мотори сты Воробьев, Ильин и Урицкий действовали уве ренно и четко. В АТАКУ В ходе учения катеру старшего лейтенанта Малышева часто приходилось ставить дымовые завесы, прикрывая ими выход в атаку других ка теров или ослепляя огневые точки «противника». И тут боцман показал свои знания и умение. Что бы ускорить подачу дыма, Шакула прокалывал в стоящих по-походноасу дымшашках дырки, брал ся за кольцо и, как только следовад сигнал «дым»,- моментально вьиергивал чеку. Густая пелена дыма скрывала катер от «противника». Таким образом, находчивость боцмана помогала командиру быстро выполнять приказания. В один из таких моментов, когда катер ставил дымзавесу, с головного катера поступил сигнал: — Вижу подводную лодку «противника». Наблюдатели напрягли зрение и вскоре в просветах между водой и дымом им уда лось обнаружить вешку, указывавшую на место погружения лодки. Катер стремительно рванулся к лодке и сбросид серию глубинных бомб. Атака оказалась удачной: глубинные бомбы взорвались как раз там, где стояла вешка. Поход прошел успешно. Катерники возврати лись в базу, приобретя новые крупицы опыта по использованию техники и оружия, наблюдению за морем. Младший лейтенант И . Г Е Л Е В Е Р Я . (Мастер своего дела Большим уважением в пашей подразделении пользуется старший техник-лейтенант Иванов. Сконм честным трудом и безупречным знанием дела он снискал себе среди личного состава непререкае мый авторитет. Вооружение, под готовленное его руками, не отка зывает в работе. Это результат глубокого и все стороннего знания боевого ору жия и добросовестного отношения к служебным обязанностям. Ивапов не только хороший cne'V. циалист, он также и заботливый воспитатель. Недавно к нам в подразделение пришли молодые краснофлотцы. Техник по воору жению собрал своих специалистов н провел с ними беседу: «Оружие торледопосца». После беседы на чалось детальное изучетгие мате риальной части пулеметов и пу шек. Иванов рассказывал красно флотцам о деталях оружия, о взаи модействии частей и встречающих ся в практике задержках. Когда краснофлотцы стали разбираться 2 этих вопросах, Иванов стал их приучать к самостоятельным дей ствиям Бойцы учились заряжать пушки и пулеметы, пратшлья* эксплоатировать вооружение. Благодаря умелой и кропотли вой работе Иванова с молодыми краснофлотцами, многие из них, как, папрпмер, Демидков, у: сейчас отлично справляются своими обязанностями. Успешно изучает вооружение я обслужи вает материальную часть красно флотец Солдатов. За свою службу Иванов сделал очень много усовершенствований. Однажды перед подразделением встала -задача: научиться буксн- ровать конус на скоростной маши не Первые полеты не дали жела тельных результатов. Тогда Ива нов решил сделать кольца конуса более массивными, чтобы они не лопались от сильной нагрузки. Эксперимент удался. Теперь бук сировка конусов скоростными ма шинами проходит без всяких за труднений. Заслуга в этом техника по вооружению Иванова, который стал настоящим помощником лет- Л М . К О С ТЮ Н И Н . чиков В борьбе за выполнение заданий пятилетки ПОСЛЕДОВАТЕЛИ ХАСАНОЩЕВ Когда на Балтике прозвучал клич экипажа парохода «Хасан» о комплексном соревновании меж- j y портовиками и моряками, на су дах Архангельского пароходства гьрччо поддержали этот благород ный почин Многие экипажи су- дов Севера последовали примеру Езсг аовцев я оказывают портови кам помощь в обработке судов. Хасановское движение, разлив шееся бурным потоком на морском транспорте,—это трудовой поход моряков торгового флота за выпол нение и перевыполнение плана первого года четвертой сталинской пятилетки. Инициаторами его яв ляются комсомольцы парохода «Хасан», первыми протянувшие руку помощи портовикам в раз грузке и погрузке судов. Моряки этого судна до прихода в порт со общают грузчикам о количестве груза, имеющегося на борту, про гревают лебедки, вооружают стре лы, готовят трапы. Все это уско ряет процесс разгрузки и погруз ки. В социалистическом соревно вании не отстают и северяне. Лидером является пароход, где капитаном тов. Поляков. Вот что рассказывает матрос 1-го класса этого парохода тов. Петраков: — Перед выходом в рейс капи тан рассказал лам о почине хаса- новцев и призвал помочь грузчи кам. Мы поддержали капитана, пришли в порт и включились в разгрузку. По ходу дела я заметал, что грузчики тяжелый груз брали тонким стропом и он обрывался, или брали груз длинным стропом и стрела не могла вынести его за борт, приходилось груз опускать и перестрапливать. Все эти ошиб ки малоопытных грузчиков я не медленно устранил сам, об’яснил производственные процессы, и работа пошла лучше. Широко применяет стаханов ские методы пароход «Революцио нер». Возглавляет это судно из вестный на Севере и многим севе роморцам знатный капитан Пан филов, отмеченный тремя прави тельственными наградами. Не давно, возвращаясь в Архангель ский порт, капитан по радио, по поручению экипажа вызвал на социалистическое соревнование портовиков. Портовики, получив подробную информацию о грузах, имеющихся на борту парохода, за ранее подготовились к его обра ботке. Был составлен план рас становки бригад и использования механизмов. Труд спорился ^ мо ряков и грузчиков — нормы в среднем выполнялись на 363 про центов. Славно трудится экипаж паро хода «Профсоюз». Он первым от крыл навигацию на Севере. Па роход обслуживает становища Бе лого моря. Как правило, выгрузка и погрузка в этих местах произ водится на рейде, в тому же, па берегу отсутствуют погрузо-раз- грузочные механизмы. Но «Проф союз» не имеет простоев на сто янках благодаря тому, что моряки обрабатывают судно своими сила ми Изыскание новых резервов и источников улучшения эксплуата ции флота характерно для плава ющего состава торгового флота. Перевезти больше трузов для на родного хозяйства в наиболее ко роткие сроки — стало девизом экипажей. Замечательный почни проявили моряки парохода, где капитаном тов. Беркуль. За счет сокращения запасов воды я бун кера они перевезли несколько сот тонн груза сверх плана. Подобная операция поплечу только зрел*™, стойким морякам, не бсящимся стихии, умеющим ее покорять. Иа Севере много таких людей. Севе роморцы хорошо знают и помпят подвиги экипажей Северного паро ходства в годы Великой Отечест венной войны. В их лице Север ный Флот имел надежного, боево го помощника. Накопленный опыт в годы войны северяне широке используют в дни мира. В океане, на Баренцевом я Белом морях, под всеми ши ротами мира плавают суда Се верного пароходства. Они перево зят руду, уголь, рыбу, лес. Нави гация 1946 года первого года четвертой сталинской пятплепиг^*4» в полном разгаре. Я . Г Е Л Ь Ф Е Р .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz