Краснофлотец. 1946 год. Август.

К Р А С Н О Ф Т Г О Т E l f 13 августа 1946 г., Jfs 188 (2574) Старший краснофлотец Н. Лю- тов — мастер по вооружению Н-ской эскадрильи морских раз­ ведчиков, отличник боевой подго­ товки. к чему приводит нарушение наставлений Накануне учебно-тренировочных полетов на боевых самолетах с летным составом была проведена соответствующая подготовка. Пн- доты подробно ознакомились с те­ ми задачами,' которые им пред­ стояло решить в этот летный день. На второй день а точно назна­ ченное время начались полеты. Быстрокрылые ястребки уходили б воздух группами. На линии ис­ полнительного старта стоялк машины. Ведущим первой па­ ры шел лейтенант Шевченко. Другую группу возглавлял лей­ тенант Швидкой. Вот стартер взмахивает флажком, и два истре­ бителя дружно взлетают. Очередь за Швидким Старт дан. Истреби­ тели,- медленно набирая скорость, побежали по зеленому пол». Но вот, пробежав несколько метров, ведущий начал заметно отклонять­ ся влево. Все летчики, наблюдавшие за взлетом, были поражены грубым нарушением летной дисципли­ ны Швидким. Каждый из нас думал, что он прекра­ тит взлет. Но самолет про­ должал скользить по зеленому по­ лю. Истребитель с огромной ско­ ростью приближался к границе аэродрома. За несколько сот мет­ ров до холма машина на мгновение оторвалась от земли, но затем вновь коснулась ее и продолжала' бежать. Оказывается, Швидкой пробо­ вал взлететь дважды. И только котда увидел перед своими глаза­ ми овраг и кусты, убрал газ, от­ крыл пожарный кран и начал резко тормозить. Но было уже поздно. Самолет, наткнувшись ":а овраг, снес шасси, прогнул винт. Только случайно остался жав и сам летчик. Причина аварии вполне очевид­ на. Летчик Швидкой явно прене­ брег наставлением по производству полетов, в котором говорится., что летчик, уклонившийся при взлете на 15 градусов, должен немедлен­ но убрать газ и прекратить взлет. На разборе ошибки летчика Шввдкого мы подробно проанали­ зировали каждый метр пробега его самолета при взлете. Всем молодым летчикам было ясно, что если бы Швидкой во-время прекратил взлет, боевая машина была бы сохранена. Этот пример лишний раз пока­ зывает, к чему приводит разгиль­ дяйство, нарушение наставле­ ния но полетам. Д . Г О Н Ч А Р О В . С боевых учений КАТЕРА ВЫШЛИ В МОРЕ Группа торпедных катеров вышла на учения. Предстояла отработна задач боевой подготовки. Упорно и настойчиво готовились к этому походу старшины и краснофлвиш катеров. Пополнялись запасы горючего, проверялись исправность меха* низкое и оружия , знания яюдей. Учитывалась * * * Н А М А Н Е В Р И Р О В А Н И И Отработка маневрирования в строго требует от командира грамотных и быстрых действий. Но правильного и грамотного решения маневров командир добьется лишь в том случае, если весь экипаж катера хорошо знает технику, умело ее эксплуатирует; если (наблюдение за порем и воз­ духом и за действиями флагмана поставлено об­ разцово и каждый сигнал принимается и дубли­ руется катером безошибочно. Командир катера старший лейтенант Малы­ шев долго подбирал себе боцмана из числа опыт­ ных «старослужащих моряков. Свой выбор он оста­ новил на опытном моряке — старшине 2 статья Шакула, который около пяти лет плавал па ко­ раблях сипналыциком. ... В *том походе стояла свежая погода. Низко над морем ползла густая пелена молочного тума­ на. Видимость упала до предела. Командир при­ казал боцману усилить наблюдение за горизон­ том и за *%*лвным катером. С флагмана один за другим поступали сиг­ налы. Катера то стрелой неслись вперед, высоко взметая водяные брызги, то все вдруг поворьчи- г-аля в сторону, зарываясь в волнах. Боцман Ша­ кула вел «еослабное наблюдение, обо всем заме­ ченном докладывая командиру. У боцмана все было под руками, на своем месте. Каждый сигнал, который принимался им,- в ту же минуту знал командир: будь сигнал пе­ редан семафором, ратьером или же флагами. Это облегчало работу командира, не вызывало из­ лишней суеты, задержек. Густой туман и дождь заставляли катера при­ жиматься к берегу, чтобы не потерять его из ви­ ду. Боцману и здесь приходилось внимательно смотреть за горизонтом и предупреждать коман­ дира о всех опасностях. Шакула не обманул на­ дежд командира. В первом же походе он показал себя отлнчпым специалистом, расторопный моря­ ком. Внимательно несли наблюдательную службу комендор ПГелппов, пулеметчик Гусятов, торпе­ дист Веселовский. Все они помогали старшему лейтенанту Малышеву точно выполнять прика­ зания флагмана, безошибочно маневрировать в строю. В М АШ И Н Н О М О Т С Е К Е Пока катер отрабатывал маневрирование,- личный состав БЧ-V обеспечивал катеру нужный ход. Вей время в машину поступали приказания каждая деталь. По опыту иатерники знали, как дорого обходится каждое упущение или оплош­ ность в походе. После всесторонней подготовки торпедные ка­ тера покинули базу и вышли в открытое море. дать то самый полный ход, то сбавить его до малого. Мотористы успешно делали и то и другое. Моторы работали безотказно. В этом большая за­ слуга старшины 1 статьи Кодыка, опытного спе­ циалиста, прошедшего школу Великой Отечест­ венной войны. Нашивной группе пришлась выполнять п другие задачи. Как только в машинном отсеке появился механик подразделения старший тех­ ник-лейтенант Харпиков, поступила вводная: — Заделать пробоину в днище катера в рай­ оне радиорубки! Старшины 2 статьи *Юматов и Бурмистров, краснофлотец Шелипов наложилиподушки, закре­ пили их клиньями и распорками, fice это было сделано быстро и добротно. — Пробоина в детище в районе машинного отсека! — поступила новая вводная. Аварийная группа под руководством старши­ ны Кодыка отлично справилась и с этой задачей. Командир отделения мотористов Скитев, мотори­ сты Воробьев, Ильин и Урицкий действовали уве­ ренно и четко. В АТАКУ В ходе учения катеру старшего лейтенанта Малышева часто приходилось ставить дымовые завесы, прикрывая ими выход в атаку других ка­ теров или ослепляя огневые точки «противника». И тут боцман показал свои знания и умение. Что­ бы ускорить подачу дыма, Шакула прокалывал в стоящих по-походноасу дымшашках дырки, брал­ ся за кольцо и, как только следовад сигнал «дым»,- моментально вьиергивал чеку. Густая пелена дыма скрывала катер от «противника». Таким образом, находчивость боцмана помогала командиру быстро выполнять приказания. В один из таких моментов, когда катер ставил дымзавесу, с головного катера поступил сигнал: — Вижу подводную лодку «противника». Наблюдатели напрягли зрение и вскоре в просветах между водой и дымом им уда­ лось обнаружить вешку, указывавшую на место погружения лодки. Катер стремительно рванулся к лодке и сбросид серию глубинных бомб. Атака оказалась удачной: глубинные бомбы взорвались как раз там, где стояла вешка. Поход прошел успешно. Катерники возврати­ лись в базу, приобретя новые крупицы опыта по использованию техники и оружия, наблюдению за морем. Младший лейтенант И . Г Е Л Е В Е Р Я . (Мастер своего дела Большим уважением в пашей подразделении пользуется старший техник-лейтенант Иванов. Сконм честным трудом и безупречным знанием дела он снискал себе среди личного состава непререкае­ мый авторитет. Вооружение, под­ готовленное его руками, не отка­ зывает в работе. Это результат глубокого и все­ стороннего знания боевого ору­ жия и добросовестного отношения к служебным обязанностям. Ивапов не только хороший cne'V. циалист, он также и заботливый воспитатель. Недавно к нам в подразделение пришли молодые краснофлотцы. Техник по воору­ жению собрал своих специалистов н провел с ними беседу: «Оружие торледопосца». После беседы на­ чалось детальное изучетгие мате­ риальной части пулеметов и пу­ шек. Иванов рассказывал красно­ флотцам о деталях оружия, о взаи­ модействии частей и встречающих­ ся в практике задержках. Когда краснофлотцы стали разбираться 2 этих вопросах, Иванов стал их приучать к самостоятельным дей­ ствиям Бойцы учились заряжать пушки и пулеметы, пратшлья* эксплоатировать вооружение. Благодаря умелой и кропотли­ вой работе Иванова с молодыми краснофлотцами, многие из них, как, папрпмер, Демидков, у: сейчас отлично справляются своими обязанностями. Успешно изучает вооружение я обслужи­ вает материальную часть красно­ флотец Солдатов. За свою службу Иванов сделал очень много усовершенствований. Однажды перед подразделением встала -задача: научиться буксн- ровать конус на скоростной маши­ не Первые полеты не дали жела­ тельных результатов. Тогда Ива­ нов решил сделать кольца конуса более массивными, чтобы они не лопались от сильной нагрузки. Эксперимент удался. Теперь бук­ сировка конусов скоростными ма­ шинами проходит без всяких за­ труднений. Заслуга в этом техника по вооружению Иванова, который стал настоящим помощником лет- Л М . К О С ТЮ Н И Н . чиков В борьбе за выполнение заданий пятилетки ПОСЛЕДОВАТЕЛИ ХАСАНОЩЕВ Когда на Балтике прозвучал клич экипажа парохода «Хасан» о комплексном соревновании меж- j y портовиками и моряками, на су­ дах Архангельского пароходства гьрччо поддержали этот благород­ ный почин Многие экипажи су- дов Севера последовали примеру Езсг аовцев я оказывают портови­ кам помощь в обработке судов. Хасановское движение, разлив­ шееся бурным потоком на морском транспорте,—это трудовой поход моряков торгового флота за выпол­ нение и перевыполнение плана первого года четвертой сталинской пятилетки. Инициаторами его яв­ ляются комсомольцы парохода «Хасан», первыми протянувшие руку помощи портовикам в раз­ грузке и погрузке судов. Моряки этого судна до прихода в порт со­ общают грузчикам о количестве груза, имеющегося на борту, про­ гревают лебедки, вооружают стре­ лы, готовят трапы. Все это уско­ ряет процесс разгрузки и погруз­ ки. В социалистическом соревно­ вании не отстают и северяне. Лидером является пароход, где капитаном тов. Поляков. Вот что рассказывает матрос 1-го класса этого парохода тов. Петраков: — Перед выходом в рейс капи­ тан рассказал лам о почине хаса- новцев и призвал помочь грузчи­ кам. Мы поддержали капитана, пришли в порт и включились в разгрузку. По ходу дела я заметал, что грузчики тяжелый груз брали тонким стропом и он обрывался, или брали груз длинным стропом и стрела не могла вынести его за борт, приходилось груз опускать и перестрапливать. Все эти ошиб­ ки малоопытных грузчиков я не­ медленно устранил сам, об’яснил производственные процессы, и работа пошла лучше. Широко применяет стаханов­ ские методы пароход «Революцио­ нер». Возглавляет это судно из­ вестный на Севере и многим севе­ роморцам знатный капитан Пан­ филов, отмеченный тремя прави­ тельственными наградами. Не­ давно, возвращаясь в Архангель­ ский порт, капитан по радио, по поручению экипажа вызвал на социалистическое соревнование портовиков. Портовики, получив подробную информацию о грузах, имеющихся на борту парохода, за­ ранее подготовились к его обра­ ботке. Был составлен план рас­ становки бригад и использования механизмов. Труд спорился ^ мо­ ряков и грузчиков — нормы в среднем выполнялись на 363 про­ центов. Славно трудится экипаж паро­ хода «Профсоюз». Он первым от­ крыл навигацию на Севере. Па­ роход обслуживает становища Бе­ лого моря. Как правило, выгрузка и погрузка в этих местах произ­ водится на рейде, в тому же, па берегу отсутствуют погрузо-раз- грузочные механизмы. Но «Проф­ союз» не имеет простоев на сто­ янках благодаря тому, что моряки обрабатывают судно своими сила­ ми Изыскание новых резервов и источников улучшения эксплуата­ ции флота характерно для плава­ ющего состава торгового флота. Перевезти больше трузов для на­ родного хозяйства в наиболее ко­ роткие сроки — стало девизом экипажей. Замечательный почни проявили моряки парохода, где капитаном тов. Беркуль. За счет сокращения запасов воды я бун­ кера они перевезли несколько сот тонн груза сверх плана. Подобная операция поплечу только зрел*™, стойким морякам, не бсящимся стихии, умеющим ее покорять. Иа Севере много таких людей. Севе­ роморцы хорошо знают и помпят подвиги экипажей Северного паро­ ходства в годы Великой Отечест­ венной войны. В их лице Север­ ный Флот имел надежного, боево­ го помощника. Накопленный опыт в годы войны северяне широке используют в дни мира. В океане, на Баренцевом я Белом морях, под всеми ши­ ротами мира плавают суда Се­ верного пароходства. Они перево­ зят руду, уголь, рыбу, лес. Нави­ гация 1946 года первого года четвертой сталинской пятплепиг^*4» в полном разгаре. Я . Г Е Л Ь Ф Е Р .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz