Краснофлотец. 1946 год. Август.

На Парижской Мирно! конференция'. Председатель Советской делегации В. М. Молотов выступает € ре«>ю на пленарном ЯсеДании. Фото специального корреспондента ТАСС Е. Халдея. На Парижс к ой Мирной конференции ПАРИЖ, 8 августа. (Спец. корр. ТАСС). Сегодня на пле­ нарном заседании Парижской Мирной конференции началось рассмотрение правил процедуры. Первым выступил глава делега­ ции Советского .Союза В. М. Молотов. Речь В . М. Молотова Господин Председатель, госпо­ да Делегаты! Советская делегация согласна с представленным комиссией проек­ том правил процедуры, за исклю­ чением одного пункта. Советская делегация не согласна с решением комиссии, чтобы конференция принимала свои рекомендации простым большинством голосов, а не большинством в % голосов, как это предлагал Совет Минист­ ров Иностранных Дел. Советская делегация не может согласиться, чтобы на конференции принима­ лись какие-либо рекомендации большинством одного голоса, что­ бы одиннадцать делегаций навя­ зывали свои предложения десяти другим делегациям. Такое реше­ ние советская делегация считает ошибочным и настаивает на пере­ смотре этого ошибочного решения комиссии. 1. НАРУШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРАВИЛ Порядок голосования на меж­ дународной конференции — весь­ ма важный вопрос. Конференция должна будет высказать свое мнение по многим серьезным во­ просам. Нельзя допустить, чтобы эти вопросы решались большин­ ством в один голос. Надо быть либо очень наивным, либо очень неопытным в международных во­ просах, чтобы защищать такой порядок голосования на Мирной конференции. Советская делегация вынужде­ на напомнить о некоторых эле­ ментарных вещах. Известно, что на международных конференциях и совещаниях руководящим прин­ ципом считается стремление к достижению единодушия между всеми их участниками. Иначе и не может быть, когда дело идет о выработке общего мнения не­ скольких или многих суверенных гос 5 'дарств. Конечно, это не так просто — достичь взаимопонима­ ния и согласовать мнение 21 госу­ дарства, представленного на Мир­ ной конференции. Но, если мы собрались на Мирной конферен­ ции, мы должны стремиться к единодушию, к достижению вза­ имопонимания, к разумным уступ­ кам друг другу и должны знать, что иначе нельзя достичь хоро­ ших результатов в разрешении ( международных дел. Здесь гредставлены большие и малые государства. Чтобы выработать согласованные между «ими реко­ мендации, надо посчитаться с мне­ нием каждого из них — и боль­ шого и малого. Особенно заинте­ ресованы в этом малые государ­ ства, которым нередко навязыва­ ют свою волю большие державы, вплоть до того, что держат на их территории свои войска, чтобы давить на переговоры и диктовать свою волю малым странам. Но этот метод ведь неприменим на Парижской конференции. Следо­ вательно, йадо искать нормальных путей для достижения единоду­ шия на нашей конференции и не увлекаться политикой давления или приемами майоризировання голосов со стороны одной части делегаций в отношении другой части делегаций. Нормальные правила между­ народных конференций известны. Принято стремиться к тому, что­ бы на таких конференциях дости­ галось1 единодушие, хотя бы для этого и требовалось немало уси­ лий, чтобы убедить друг друга и приттн к приемлемому для участ­ ников конференции согласованно­ му мнению. Известно, что неред­ ко в международных организа­ циях применялся и применяется принцип единогласия принятии всех решений. Мы знаем также, что в Уставе организации Об’е- диненных наций сказано, что для принятия важных решений тре­ буется % голосов Ассамблеи, а в Совете Безопасности требуется, кроме того, единогласие пяти ве­ ликих держав. На всех совеща­ ниях великих держав во время войны, всемирное значение кото­ рых известно, принималось не­ мало решений, и все эти решения принимались только с взаимного согласия. В Совете Министров Ипостранных Дел, который создан на Берлинской конференции и который призван служить делу установления прочного мира, так­ же вся работа проводится на основе полного единодушия. Только совсем недалекие люди могут думать, что в международ­ ных делах можно добиться по­ лезных результатов, пренебрегая стремлением к единодушию между заинтересованными странами. Со­ ветская делегация вынуждена напомнить эти элементарные ве­ щи. Она и впредь не отказывает­ ся от чести защищать необходи­ мость достижения единодушия в урегулировании международных вопросов и считает недопустимым уклонение от этого и малых государств, интересы тех миллионов простых людей, как о них говорят, которые своим ге­ роизмом и ценой крови привели нас к победе и которые теперь терпеливо ждут, способны ли мы бороться за установление прочно­ го мира. 2. ОШИБКИ КОМИССИИ ПО ПРОЦЕДУРЕ Совет Министров Иностран­ ных Дел представил на Мирную конференцию свое предложение о порядке голосования на плену­ ме конференции и в комиссиях. Что касается голосования на пленуме конференции, то это предложение заключалось в сле­ дующем: «Решения конференции по во­ просам процедуры будут прини-, маться большинством голосов. Решения по всем другим вопро­ сам и рекомендации будут при­ ниматься большинством в % голосов». Потребовалось немало времени на Совете Министров Иностранных Дел, чтобы притти к атому согласованному мнению, на чем, не скрою, особенно на­ стаивала советская делегация. Из приведенного текста вы видите, что Совет четырех министров предложил конференции придер­ живаться принципа % голосов при голосовании всех существен­ ных вопросов и рекомендаций на пленуме конференции. Несмотря на это, британская делегация внесла на процедурную комиссию новое предложение по вопросу о порядке голосования на пленуме конференции. Это предложение, встретившее возра­ жения ряда. делегаций, было принято комиссией. Вот текст принятого комиссией решения: «Рекомендации пленума конфе­ ренции бывают двоякого рода: 1. Те, которые приняты боль­ шинством в % голосов; 2. Те, которые получили боль­ шинство, превышающее половину, но менее двух третей голосов членов конференции. Оба вида рекомендаций будут предлагаться на рассмотрение Со­ вета . Министров . Иностранных Дел». Таким образом,, комиссия пред­ лагает считать рекомендациями конференции и то, что будет при­ нято не двумя третями голосов, а только простым большинством. Этим 1аннулируется предложение Совета четырех министров о том, чтобы конференция принимала свои рекомендации, принимала свои решения простым большин- мы понимаем интересы демократи- 21 делегаций 11 высказались за . лосовать за такое предложение ческих стран, интересы больших то или иное предложение, и оно процедурной комиссии. превращается в рекомендацию Почему процедурная комиссия конференции, хотя бы против это- допустила эту ошибку. Как мог- го возражали 10 других делега- ло случиться, что такое явно ций. Таким образом, одна делега- ошибочное предложение Было ция из ^присутствующих здесь 21 принято процедурной комиссиеи, может придать тем или иным несмотря на все предупреждения, предложениям характер рекомен- которые делались со стороны дации всей конференции. И буд- РяДа делегации? то бы такого рода рекомендации Ответственность за такое по­ могут иметь серьезный вес на са- ложение лежит на британской мой конференции или в глазах делегации, которая внесла это общественного мнения демократи- предложение, и на американско ческих стран. Советская делега- делегации, которая так активно ция думает что те, которые будут поддерживала принятие этого смотреть на* дело таким образом, решения в процедурной комиссии, испытают большое разочарова- Британская и американская деле­ ние j . , . • гации об’единились в этом вопро­ се для того, чтобы провести это Мы все знаем, что рекоменда-1 решение в процедурной комиссии, ция конференции не имеет обя- Они, видимо, думали обеспечить зательного характера для Со- себе принятие на конференции вета Министров Иностранных желательных для них рекоменда- Дел. С другой стороны, мы ций, но слишком увлеклись тако- все признаем полезным, что- го рода соображениями. Они да­ бы конференция высказалась же не посчитались с тем, что на за те или иные рекомендации и | Совете Министров они дали со- тем самым помогла окончатель- I гласие на принятие рекомендаций ной выработке мирных догово- большинством в % голосов. Они # ров. Каждому понятно, что те ссылаются на всякие оговорки/ рекомендации, которые будут которые они делали при принятии приняты конференцией единодуш- этого решения в Совете Мини­ но, будут иметь большой вес для стров. Но какое значение могут каждого из нас и для всего меж- иметь какие-то оговорки, когда дународного общественного мне- на рассмотрение конференции бы- ния. Настаивая на том, чтобы ре- ло представлено согласованное комендации принимались, по край- между четырьмя министрами ней мере, двумя третями голосов, предложение о порядке голосо­ советская делегация интересова- вания. Оговорки могли относить- лась не столько количеством ся только к тем вопросам, кото- поданных голосов, сколько стремлением к тому, чтобы сам метод голосования помогал выра­ ботке единодушных рекомендаций конференции. В этом политический смысл предложения Совета четырех министров, рекомендовав­ шего установить голосование по существенным вопросам и ре­ комендациям большинством в % голосов. . Принятое процедурной комиссией решение опрокинуло это предложение. Оно игнори­ рует необходимость добиваться единодушных решений. Оно по­ могает тем, которые не стремятся добиться единодушия и, следова­ тельно, авторитетных решений. Процедурная комиссия сделала грубую ошибку, высказавшись за то, чтобы предложить конферен­ ции принимать рекомендации да­ же большинством одного голоса. Такие рекомендации не могут иметь авторитета и могут только запутать всю работу конференции. Если конференция одобрит это ошибочное предложение процедур­ ной комиссии, она подорвет авторитет тех рекомендаций, ко- ___ торые будут ею приняты. Те, ко­ недопустимым ством голосов. Теперь достаточно му дорог авторитет конференции принципа, Так 1 того, чтобы из присутствующих * и ее рекомендаций, не могут го- рые не были согласованы или не обсуждались на Совете четырех • министров. Иначе получается, что правая рука не знает, что делает » левая. Британская и американская делегации могли не давать согла­ сия в Совете четырех министров на те или иные предложения о порядке голосования на конферен- » ции. Они, действительно, дали согласие не сразу. Однако после долгих обсуждений в Совете че- ! тырех министров было принято согласованное решение, и тем не менее на конференции и та, и другая делегация отказались от . этого согласованного решения и * снова вернулись к своему перво- j начальному предложению о голо- . совании рекомендаций конферен­ ции простым большинством. 3. НЕОБХОДИМО ИСПРАВИТЬ ОШИБКУ Но в конце концов дело не в • том, что британская или амери­ канская делегации попали в двой­ ственное положение. Сейчас дело обстоит еще хуже: ошибка бри- ' танской и американской делега- | ций привела к ошибочному реше-» нию процедурной комиссии, а эта - - - ~ - j

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz