Краснофлотец. 1946 год. Август.
На Парижской Мирно! конференция'. Председатель Советской делегации В. М. Молотов выступает € ре«>ю на пленарном ЯсеДании. Фото специального корреспондента ТАСС Е. Халдея. На Парижс к ой Мирной конференции ПАРИЖ, 8 августа. (Спец. корр. ТАСС). Сегодня на пле нарном заседании Парижской Мирной конференции началось рассмотрение правил процедуры. Первым выступил глава делега ции Советского .Союза В. М. Молотов. Речь В . М. Молотова Господин Председатель, госпо да Делегаты! Советская делегация согласна с представленным комиссией проек том правил процедуры, за исклю чением одного пункта. Советская делегация не согласна с решением комиссии, чтобы конференция принимала свои рекомендации простым большинством голосов, а не большинством в % голосов, как это предлагал Совет Минист ров Иностранных Дел. Советская делегация не может согласиться, чтобы на конференции принима лись какие-либо рекомендации большинством одного голоса, что бы одиннадцать делегаций навя зывали свои предложения десяти другим делегациям. Такое реше ние советская делегация считает ошибочным и настаивает на пере смотре этого ошибочного решения комиссии. 1. НАРУШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРАВИЛ Порядок голосования на меж дународной конференции — весь ма важный вопрос. Конференция должна будет высказать свое мнение по многим серьезным во просам. Нельзя допустить, чтобы эти вопросы решались большин ством в один голос. Надо быть либо очень наивным, либо очень неопытным в международных во просах, чтобы защищать такой порядок голосования на Мирной конференции. Советская делегация вынужде на напомнить о некоторых эле ментарных вещах. Известно, что на международных конференциях и совещаниях руководящим прин ципом считается стремление к достижению единодушия между всеми их участниками. Иначе и не может быть, когда дело идет о выработке общего мнения не скольких или многих суверенных гос 5 'дарств. Конечно, это не так просто — достичь взаимопонима ния и согласовать мнение 21 госу дарства, представленного на Мир ной конференции. Но, если мы собрались на Мирной конферен ции, мы должны стремиться к единодушию, к достижению вза имопонимания, к разумным уступ кам друг другу и должны знать, что иначе нельзя достичь хоро ших результатов в разрешении ( международных дел. Здесь гредставлены большие и малые государства. Чтобы выработать согласованные между «ими реко мендации, надо посчитаться с мне нием каждого из них — и боль шого и малого. Особенно заинте ресованы в этом малые государ ства, которым нередко навязыва ют свою волю большие державы, вплоть до того, что держат на их территории свои войска, чтобы давить на переговоры и диктовать свою волю малым странам. Но этот метод ведь неприменим на Парижской конференции. Следо вательно, йадо искать нормальных путей для достижения единоду шия на нашей конференции и не увлекаться политикой давления или приемами майоризировання голосов со стороны одной части делегаций в отношении другой части делегаций. Нормальные правила между народных конференций известны. Принято стремиться к тому, что бы на таких конференциях дости галось1 единодушие, хотя бы для этого и требовалось немало уси лий, чтобы убедить друг друга и приттн к приемлемому для участ ников конференции согласованно му мнению. Известно, что неред ко в международных организа циях применялся и применяется принцип единогласия принятии всех решений. Мы знаем также, что в Уставе организации Об’е- диненных наций сказано, что для принятия важных решений тре буется % голосов Ассамблеи, а в Совете Безопасности требуется, кроме того, единогласие пяти ве ликих держав. На всех совеща ниях великих держав во время войны, всемирное значение кото рых известно, принималось не мало решений, и все эти решения принимались только с взаимного согласия. В Совете Министров Ипостранных Дел, который создан на Берлинской конференции и который призван служить делу установления прочного мира, так же вся работа проводится на основе полного единодушия. Только совсем недалекие люди могут думать, что в международ ных делах можно добиться по лезных результатов, пренебрегая стремлением к единодушию между заинтересованными странами. Со ветская делегация вынуждена напомнить эти элементарные ве щи. Она и впредь не отказывает ся от чести защищать необходи мость достижения единодушия в урегулировании международных вопросов и считает недопустимым уклонение от этого и малых государств, интересы тех миллионов простых людей, как о них говорят, которые своим ге роизмом и ценой крови привели нас к победе и которые теперь терпеливо ждут, способны ли мы бороться за установление прочно го мира. 2. ОШИБКИ КОМИССИИ ПО ПРОЦЕДУРЕ Совет Министров Иностран ных Дел представил на Мирную конференцию свое предложение о порядке голосования на плену ме конференции и в комиссиях. Что касается голосования на пленуме конференции, то это предложение заключалось в сле дующем: «Решения конференции по во просам процедуры будут прини-, маться большинством голосов. Решения по всем другим вопро сам и рекомендации будут при ниматься большинством в % голосов». Потребовалось немало времени на Совете Министров Иностранных Дел, чтобы притти к атому согласованному мнению, на чем, не скрою, особенно на стаивала советская делегация. Из приведенного текста вы видите, что Совет четырех министров предложил конференции придер живаться принципа % голосов при голосовании всех существен ных вопросов и рекомендаций на пленуме конференции. Несмотря на это, британская делегация внесла на процедурную комиссию новое предложение по вопросу о порядке голосования на пленуме конференции. Это предложение, встретившее возра жения ряда. делегаций, было принято комиссией. Вот текст принятого комиссией решения: «Рекомендации пленума конфе ренции бывают двоякого рода: 1. Те, которые приняты боль шинством в % голосов; 2. Те, которые получили боль шинство, превышающее половину, но менее двух третей голосов членов конференции. Оба вида рекомендаций будут предлагаться на рассмотрение Со вета . Министров . Иностранных Дел». Таким образом,, комиссия пред лагает считать рекомендациями конференции и то, что будет при нято не двумя третями голосов, а только простым большинством. Этим 1аннулируется предложение Совета четырех министров о том, чтобы конференция принимала свои рекомендации, принимала свои решения простым большин- мы понимаем интересы демократи- 21 делегаций 11 высказались за . лосовать за такое предложение ческих стран, интересы больших то или иное предложение, и оно процедурной комиссии. превращается в рекомендацию Почему процедурная комиссия конференции, хотя бы против это- допустила эту ошибку. Как мог- го возражали 10 других делега- ло случиться, что такое явно ций. Таким образом, одна делега- ошибочное предложение Было ция из ^присутствующих здесь 21 принято процедурной комиссиеи, может придать тем или иным несмотря на все предупреждения, предложениям характер рекомен- которые делались со стороны дации всей конференции. И буд- РяДа делегации? то бы такого рода рекомендации Ответственность за такое по могут иметь серьезный вес на са- ложение лежит на британской мой конференции или в глазах делегации, которая внесла это общественного мнения демократи- предложение, и на американско ческих стран. Советская делега- делегации, которая так активно ция думает что те, которые будут поддерживала принятие этого смотреть на* дело таким образом, решения в процедурной комиссии, испытают большое разочарова- Британская и американская деле ние j . , . • гации об’единились в этом вопро се для того, чтобы провести это Мы все знаем, что рекоменда-1 решение в процедурной комиссии, ция конференции не имеет обя- Они, видимо, думали обеспечить зательного характера для Со- себе принятие на конференции вета Министров Иностранных желательных для них рекоменда- Дел. С другой стороны, мы ций, но слишком увлеклись тако- все признаем полезным, что- го рода соображениями. Они да бы конференция высказалась же не посчитались с тем, что на за те или иные рекомендации и | Совете Министров они дали со- тем самым помогла окончатель- I гласие на принятие рекомендаций ной выработке мирных догово- большинством в % голосов. Они # ров. Каждому понятно, что те ссылаются на всякие оговорки/ рекомендации, которые будут которые они делали при принятии приняты конференцией единодуш- этого решения в Совете Мини но, будут иметь большой вес для стров. Но какое значение могут каждого из нас и для всего меж- иметь какие-то оговорки, когда дународного общественного мне- на рассмотрение конференции бы- ния. Настаивая на том, чтобы ре- ло представлено согласованное комендации принимались, по край- между четырьмя министрами ней мере, двумя третями голосов, предложение о порядке голосо советская делегация интересова- вания. Оговорки могли относить- лась не столько количеством ся только к тем вопросам, кото- поданных голосов, сколько стремлением к тому, чтобы сам метод голосования помогал выра ботке единодушных рекомендаций конференции. В этом политический смысл предложения Совета четырех министров, рекомендовав шего установить голосование по существенным вопросам и ре комендациям большинством в % голосов. . Принятое процедурной комиссией решение опрокинуло это предложение. Оно игнори рует необходимость добиваться единодушных решений. Оно по могает тем, которые не стремятся добиться единодушия и, следова тельно, авторитетных решений. Процедурная комиссия сделала грубую ошибку, высказавшись за то, чтобы предложить конферен ции принимать рекомендации да же большинством одного голоса. Такие рекомендации не могут иметь авторитета и могут только запутать всю работу конференции. Если конференция одобрит это ошибочное предложение процедур ной комиссии, она подорвет авторитет тех рекомендаций, ко- ___ торые будут ею приняты. Те, ко недопустимым ством голосов. Теперь достаточно му дорог авторитет конференции принципа, Так 1 того, чтобы из присутствующих * и ее рекомендаций, не могут го- рые не были согласованы или не обсуждались на Совете четырех • министров. Иначе получается, что правая рука не знает, что делает » левая. Британская и американская делегации могли не давать согла сия в Совете четырех министров на те или иные предложения о порядке голосования на конферен- » ции. Они, действительно, дали согласие не сразу. Однако после долгих обсуждений в Совете че- ! тырех министров было принято согласованное решение, и тем не менее на конференции и та, и другая делегация отказались от . этого согласованного решения и * снова вернулись к своему перво- j начальному предложению о голо- . совании рекомендаций конферен ции простым большинством. 3. НЕОБХОДИМО ИСПРАВИТЬ ОШИБКУ Но в конце концов дело не в • том, что британская или амери канская делегации попали в двой ственное положение. Сейчас дело обстоит еще хуже: ошибка бри- ' танской и американской делега- | ций привела к ошибочному реше-» нию процедурной комиссии, а эта - - - ~ - j
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz