Краснофлотец. 1946 год. Август.
С боевых учений / КАТЕР АТАКУЕТ ПОДВОДНУЮ ЛОДКУ Катер-охотник получил приказ выйти в квадрат «Н», обнаружить п атаковать оперировавшую ' там подводную лодку «противника». Ранним утром корабль был в море. С мостика вел усиленное наблю дение сигнальщик краснофлотец Арбузов. Серая поверхность моря была пустынна. Подводная лодка где-то скрывалась на 'глубине. Командир отдал необходимое приказание акустикам. Теперь | успех выполнения задачи всецело зависел от их мастерства и уме ния. Небольшая, тесная рубка акустиков стала центром внима ния всего экипажа. Командир от деления старшина 2 статьи Сла- стия внимательно наблюдал за своим подчиненным Фроловым, производившим поиск. Он впервые доверил краснофлотцу вахту у приборов в такое ответственное время. Фролов служит па флоте всего полтора года, а на катере совсем недавно, благодаря настойчивости он добился в учебе больших успе хов. И вот теперь молодой аку стик как бы держал экзамен. Он понимал, какую ответственность па него возложили, и старался оп равдать доверие командира. Сосре доточившись, он вел поиск. Море рождает сотни различных звуков — попробуй разберись в них! Вновь и вновь перебирал Фролов мысленно эти звуки, как часто делал это со старшиной на трени ровках, сравнивал «книжные» звуки с шумами винтов транспор тов, миноносцев,' лодок, торпед. Вдруг акустик насторожился, плотнее приник к наушникам. Че рез минуту уверенным голосом он доложил: — Эхо, пеленг... курсовой... Командир резко увеличил ход я повел катер в атаку. Сигнальщик старший краснофлотец Арбузов поднял на фалах сигнал-" «Атакую подводную лодку». Катер стремительно несся в ата. ку. Широкий пенистый бурун оставался за его кормой. Рулевой Кузнецов точно выполнял коман ды, мгновенно перекладывая руль. — Бомбы товсь! — приказал командир. Минеры быстро произвели уста новку глубины у взрывателей, приготовили бомбы в боевое поло жение. Им также предстояло по казать сво^ умение и выучку. С особым волнением ожидал бомбежки молодой командир отде ления минеров старший красно флотец Дьяконов. Это былч его « первая самостоятельная атака. Еще перед выходом в море он по нескольку раз повторил с каждым подчиненным все, что надо знать при атаке. Сейчас будет видно, в пользу ли пошла учеба. — Начать бомбометание! За борт полетела первая серия «бомб». За кормой то и де ло вырастали водяные столбы. За работой минеров наблюдал старши на группы Белоусов. Опытный ми нер, бывалый моряк, он десятки раз бомбил немецкие лодки во вре мя войны. Старшина был доволен действиями молодых краснофлот цев. Упорная учеба, в которую он вложил немало труда, дала свои результаты. Бон как быстро и умело разворачивается Колосухик. каждое его движение расчетливо и Молодой сигнальщик линкора «Архангельск* краснофлотец А, Провоторов хорошо справ ляется с самостоятельным не сением вахты. Фото Р. Диамент. правильно. А ведь он еще только ученик! Катер круто развернулся, лег на новый галс и снова атаковал лодку. Опять гремят взрывы «бомб». Так повторялось восемь раз. Подводная лодка была «унич тожена». Задача сдана с оценкой «отлично». ‘ , Катер возвращался в базу. Сиг нальщик старшина 2 статьи Ко ролев обнаружил в воздухе на большой высоте самолет. Это был бомбардировщик «противника». Он буксировал едва заметный ко нус. Орудийный расчет старшего краснофлотца Маджар, эрликон- щики Булпй и Григорьев изгото вились к стрельбе. Прозвучала команда. Катер содрогнулся—все его огневые точки дружно ударили но конусу. Наводчики орудия Коз лов и Краюхин умело визировали цель. Огненная нить трассы про тянулась от ствола к конусу. За ряжающий старший краснофлотец Заревин обеспечил максимальную скорострельность автомата. Орудие вело огонь без пропу сков и задержек. У командира Мад жар так бывает всегда! Его орудие никогда не имело неисправностей. О том, насколько метко стреляет расчет, говорит t i t факт, что им расстреляно 16 плавающих мин, причем большинство из них уни чтожено с одного-двух выстрелов. Стрельба окончена. Самолет ушел. Авиационное командование передало морякам: «Благодарил за отличную стрельбу». На разбор* учения командир подводной лодки г.аявил, что всё «бомбы» рвались точно над лод кой. При выполнении задачи хо рошо и слаженно действовал весь экипаж катера. Отличились и минеры, которыми умело и внимательно руководил молодой командир Дьяконов. Мо лодежь доказала делом, что на пряженная боевая учеба не про шла для них даром. Весь приобре тенный опыт и знания они умело использовали в этом походе. Б . Н А У М О В . О ДИСЦИПЛИНЕ ОГНЯ 7..логда самолет подошел на дистанцию огня, корабль вздрогнул от мощного залпа орудий. Все шло как будто хорошо, и управ ляющий огнем был доволен друж ной работой расчетов. Но уже в самом конце стрельбы произошел случай, снизивший общую оценку. В числе других по самолету вел огонь и расчет старшего крас нофлотца Фролова. Старшина 2 статьи Кот забыл нажать курок пистолета. Гальваническая цепь не замкнулась. Выстрела не произошло. Замочный краснофло тец Бурьянов подумал, что произошла осечка, и произ вел спуск стреляющего при способления вручную, как это предусматривала инструкция. Но залпа не последовало. В таких случаях боевой инструкцией пре дусмотрено произвести вторичный спуск и, если выстрела снова не произойдет, отсчитать шестьде сят секуад. Только после этого можно разряжать орудие. Но Бу рьянов пренебрег этим правилом. Стреляющее приспособление он вторично не опустил, отсчета времени пе произвел, а также не доложил командиру о том, что на орудии произошла задержка. Как раз в тот момент, когда замоч ный произвел первый спуск стре ляющего приспособления, с ко мандного мостика последовала команда — «дробь». Не задумы ваясь над последствиями, Бурья нов стал разряжать орудие... Хорошо, что командир орудия Фролов во-время заметил грубое нарушение дисциплины огня под чиненным. Надо сказать, что Бурьянов па флоте не новичок. Он служит I уже свыше пяти лет. Этого врй- ’ меви вполне достаточно не только ДЛЯ ТОГО, чтобы ХОР-1ПМ познако-; миться с правилами стрельб, с бое выми инструкциями, но и назубок знать их. Да. Бурьянов и энал, но не выполнил. Как отнесся к этому поступку командир орудия Фролов? «Рас пек» краснофлотца и решил, что этого вполне достаточно. А сле довало бы собрать весь расчет и обсудить поступок Бурьянова, рас сказать краснофлотцам, к каким последствиям это могло привести, детально растолковать, как нужно поступать, когда на орудии проис ходит задержка. Это было бы полезным напоминанием старослу жащим и наукой молодым. По гу- ществу Фролов ничего не сделал,- чюбы предотвратить в дальней шем нарушение инструкции и дисциплины огня. Халатность допустил и старши на 2 статьи Кот. Вместо того, что бы служить образцом для своих подчиненных в исполнении команд, он показывает плохой пример. Этот случай не единичен в БЧ-П корабля. Дисциплина огня здесь частенько нарушается. Как выяснилось позже, во время этой же стрельбы наводчик краснофло тец Братухин потерял цель, но ко мандиру отделения старшипе 2 статьи Качалову об этом пе доло жил. Качалов продолжал вести огонь и пять снарядов дал впу стую. Можно смело сказать, что не добьются успеха зенитчики и в последующих стрельбах, если не будут строго соблюдать дисципли ну огня. С . Б ЕЛ Г О Р О Д С К И Й . Много говорят* Подразделение младшею лей тенанта Манашкина в скором временя будет проводить стрель бы. Здесь много говорят об изуче нии краснофлотцами материаль ной части. К сожалению, разговорами дело и ограничивается. Так, например, командиры отделений Усачев и Федоров до сих пор не знают точ но своих заведываний. - м а л о д е л аю т « Усачев и Федоров ничего не сделали и для того, чтобы повы сить знания материальной частя подчиненными. Они устранились от краснофлотцев и не ведут с ними никакой воспитательной ра боты. Какого же можно ожидать ре зультата от стрельбы! Краснофлотец И . А Н Н Е Н К О В . Письма с аэродрома Дружный экипаж Распластав могучие крыли, стоят на воде самолеты-разведчи ки. Звонко гудят моторы. Звук их чист, ни одного фальшивого хлопка. И на стоянках и у спусков боль шое оживление. Завтра предстоят полеты. Техники, мотористы еще и еще раз осматривают, проверяют ответственные агрегаты самолета. Пристроившись на стремянках, они заливают моторы, смазывают управление. Подготовка к полету! В это ответственное дело большую долю своего труда вкладывают младшие авиаспециалисты. Ови справедли во гордятся тем, что успехи полета во многом зависят от их сноровки, ог их знаний. Но труд младших авиаспециа листов будет эффективен лишь в том случае, если командир экипа жа, бортмеханик, инженер учат своих людей, передают свой опыт, прививают нрактичоские навыки. Это хорошо усвоили в своей ра боте комавдир экипажа лейтенаА Хотулев и старший техник-лейте нант Марков. Их экипаж считает ся в подразделении самым елетан- ным, передовым. Дважды ор деноносец лейтенант Хотулев — опытный летчик, участник Отече ственной войны. Он заботливо вос питывает свой экипаж, оценивая каждого специалиста по его дело вым качествам. Еще в тяжелых условиях войны лейтенант Хотулев постоянно учил подчиненных. За свою летную ра боту он вырастил много опытных летчиков, которые сейчас летают первыми пилотами, командирами экипажей. Так, старший лейте нант Степанов не так давно был в составе его экипажа и летал вто рым пилотом. Комавдир подготовил из него отличного летчика. Сейчас он летает самостоятельно. *То же самоа можно сказать ж о младшем лейтенанте Гордяенко j Борттехник Марков также любовно выращивает младших авиаспециалистов. Он в 1940 году окончил -нормальное техническое училище, а до этого долгое время работал механиком. У Маркова богатый опыт, и он охотно делится им. Его помощники — ме ханик старший сержант Пуч ков, мотористы старший сер жант Иоффе и младший сер жант Кузмичев пришли в эки паж со школьной скамьи. У них были лишь теоретические зна ния, но не было опыта эксплоата- циц материальной части большого самолета. Марков сначала давал им малоответственную работу, а затем постепенно усложнял зада ния. На спуске к воде мы видим сосредоточенно работающего меха ника Пучкова. Инструмент разло жен по порядку, как у опытного хирурга перед операцией. Пучков берет нужный инструмент не гля дя. Он монтирует ответственную деталь мотора. В каждом движении чувствуется уверенность, видна техническая культура. А ведь со всем недавно Пучков лишь стирал I брызги масла с мотора, чистил самолет. Каждую работу Пучков выполняет с особой прилежностью и любовью. Однажды ему поручили осмотреть машину после полета и доложить о дефектах, которые он обнаружит. Он горячо принялся за дело. Механик проникал во все щели, осматривая детально все агрегаты мотора. Вот он заметил течь бензина у всасывающих пат рубков. В полете этот дефект мог бы отрицательно повлиять на ра боту моторов. Пучков быстро под тянул гайки всасывающих пат рубков, и течь прекратилась. После механика самолет осмотрел борт техник. Он остался доволен под готовкой самолета. Этому э&шажу в войну да и в мирное время приходилось выпол нять одно задание сложнее друго го, он совершал большие перелеты в тяжелых условиях Севера Выле ты зачастую проходили в дожди и снегопады, и штурман Сергеев всегда точно вел самолет по марш руту. Как-то морской разведчик, со вершая перелет, попал в тяжелые метеорологические условия. Через несколько минут полета на боевой машине отказала цент ральная радиостанция, прекрати лась связь с базой и радиостанци ями «большой земли». Но радист Радианов не потерял самооблада ния. Он проявил большую сообра зительность. Доложив командиру о выходе из строя центральной радиостанции, Радионов мгновенно отключил ее и начал работать че рез командную радиостанцию Ни и эта рация не могла держать связь на дальнем расстоянии. Тог да, приспособив выпускную антен ну, радист-оператор добился все же своего. Когда была восстановлена связь, Радионов разобрал повреж денную радиостанцию, быстро отыскал и исправил дефект. Говно через 15 мивут он доложил коман диру о готовности центральной ра диостанции. Дружно берется экипаж лейте нанта Хотулева за любую работу, отлично выполняя в условиях мир ной учебы одну сложную задачу боовой подготовки за другой. Капитан В. ЯАГОШНЫЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz