Краснофлотец. 1946 год. Август.

С боевых учений / КАТЕР АТАКУЕТ ПОДВОДНУЮ ЛОДКУ Катер-охотник получил приказ выйти в квадрат «Н», обнаружить п атаковать оперировавшую ' там подводную лодку «противника». Ранним утром корабль был в море. С мостика вел усиленное наблю­ дение сигнальщик краснофлотец Арбузов. Серая поверхность моря была пустынна. Подводная лодка где-то скрывалась на 'глубине. Командир отдал необходимое приказание акустикам. Теперь | успех выполнения задачи всецело зависел от их мастерства и уме­ ния. Небольшая, тесная рубка акустиков стала центром внима­ ния всего экипажа. Командир от­ деления старшина 2 статьи Сла- стия внимательно наблюдал за своим подчиненным Фроловым, производившим поиск. Он впервые доверил краснофлотцу вахту у приборов в такое ответственное время. Фролов служит па флоте всего полтора года, а на катере совсем недавно, благодаря настойчивости он добился в учебе больших успе­ хов. И вот теперь молодой аку­ стик как бы держал экзамен. Он понимал, какую ответственность па него возложили, и старался оп­ равдать доверие командира. Сосре­ доточившись, он вел поиск. Море рождает сотни различных звуков — попробуй разберись в них! Вновь и вновь перебирал Фролов мысленно эти звуки, как часто делал это со старшиной на трени­ ровках, сравнивал «книжные» звуки с шумами винтов транспор­ тов, миноносцев,' лодок, торпед. Вдруг акустик насторожился, плотнее приник к наушникам. Че­ рез минуту уверенным голосом он доложил: — Эхо, пеленг... курсовой... Командир резко увеличил ход я повел катер в атаку. Сигнальщик старший краснофлотец Арбузов поднял на фалах сигнал-" «Атакую подводную лодку». Катер стремительно несся в ата. ку. Широкий пенистый бурун оставался за его кормой. Рулевой Кузнецов точно выполнял коман­ ды, мгновенно перекладывая руль. — Бомбы товсь! — приказал командир. Минеры быстро произвели уста­ новку глубины у взрывателей, приготовили бомбы в боевое поло­ жение. Им также предстояло по­ казать сво^ умение и выучку. С особым волнением ожидал бомбежки молодой командир отде­ ления минеров старший красно­ флотец Дьяконов. Это былч его « первая самостоятельная атака. Еще перед выходом в море он по нескольку раз повторил с каждым подчиненным все, что надо знать при атаке. Сейчас будет видно, в пользу ли пошла учеба. — Начать бомбометание! За борт полетела первая серия «бомб». За кормой то и де­ ло вырастали водяные столбы. За работой минеров наблюдал старши­ на группы Белоусов. Опытный ми­ нер, бывалый моряк, он десятки раз бомбил немецкие лодки во вре­ мя войны. Старшина был доволен действиями молодых краснофлот­ цев. Упорная учеба, в которую он вложил немало труда, дала свои результаты. Бон как быстро и умело разворачивается Колосухик. каждое его движение расчетливо и Молодой сигнальщик линкора «Архангельск* краснофлотец А, Провоторов хорошо справ­ ляется с самостоятельным не­ сением вахты. Фото Р. Диамент. правильно. А ведь он еще только ученик! Катер круто развернулся, лег на новый галс и снова атаковал лодку. Опять гремят взрывы «бомб». Так повторялось восемь раз. Подводная лодка была «унич­ тожена». Задача сдана с оценкой «отлично». ‘ , Катер возвращался в базу. Сиг­ нальщик старшина 2 статьи Ко­ ролев обнаружил в воздухе на большой высоте самолет. Это был бомбардировщик «противника». Он буксировал едва заметный ко­ нус. Орудийный расчет старшего краснофлотца Маджар, эрликон- щики Булпй и Григорьев изгото­ вились к стрельбе. Прозвучала команда. Катер содрогнулся—все его огневые точки дружно ударили но конусу. Наводчики орудия Коз­ лов и Краюхин умело визировали цель. Огненная нить трассы про­ тянулась от ствола к конусу. За­ ряжающий старший краснофлотец Заревин обеспечил максимальную скорострельность автомата. Орудие вело огонь без пропу­ сков и задержек. У командира Мад­ жар так бывает всегда! Его орудие никогда не имело неисправностей. О том, насколько метко стреляет расчет, говорит t i t факт, что им расстреляно 16 плавающих мин, причем большинство из них уни­ чтожено с одного-двух выстрелов. Стрельба окончена. Самолет ушел. Авиационное командование передало морякам: «Благодарил за отличную стрельбу». На разбор* учения командир подводной лодки г.аявил, что всё «бомбы» рвались точно над лод­ кой. При выполнении задачи хо­ рошо и слаженно действовал весь экипаж катера. Отличились и минеры, которыми умело и внимательно руководил молодой командир Дьяконов. Мо­ лодежь доказала делом, что на­ пряженная боевая учеба не про­ шла для них даром. Весь приобре­ тенный опыт и знания они умело использовали в этом походе. Б . Н А У М О В . О ДИСЦИПЛИНЕ ОГНЯ 7..логда самолет подошел на дистанцию огня, корабль вздрогнул от мощного залпа орудий. Все шло как будто хорошо, и управ­ ляющий огнем был доволен друж­ ной работой расчетов. Но уже в самом конце стрельбы произошел случай, снизивший общую оценку. В числе других по самолету вел огонь и расчет старшего крас­ нофлотца Фролова. Старшина 2 статьи Кот забыл нажать курок пистолета. Гальваническая цепь не замкнулась. Выстрела не произошло. Замочный краснофло­ тец Бурьянов подумал, что произошла осечка, и произ­ вел спуск стреляющего при­ способления вручную, как это предусматривала инструкция. Но залпа не последовало. В таких случаях боевой инструкцией пре­ дусмотрено произвести вторичный спуск и, если выстрела снова не произойдет, отсчитать шестьде­ сят секуад. Только после этого можно разряжать орудие. Но Бу­ рьянов пренебрег этим правилом. Стреляющее приспособление он вторично не опустил, отсчета времени пе произвел, а также не доложил командиру о том, что на орудии произошла задержка. Как раз в тот момент, когда замоч­ ный произвел первый спуск стре­ ляющего приспособления, с ко­ мандного мостика последовала команда — «дробь». Не задумы­ ваясь над последствиями, Бурья­ нов стал разряжать орудие... Хорошо, что командир орудия Фролов во-время заметил грубое нарушение дисциплины огня под­ чиненным. Надо сказать, что Бурьянов па флоте не новичок. Он служит I уже свыше пяти лет. Этого врй- ’ меви вполне достаточно не только ДЛЯ ТОГО, чтобы ХОР-1ПМ познако-; миться с правилами стрельб, с бое­ выми инструкциями, но и назубок знать их. Да. Бурьянов и энал, но не выполнил. Как отнесся к этому поступку командир орудия Фролов? «Рас­ пек» краснофлотца и решил, что этого вполне достаточно. А сле­ довало бы собрать весь расчет и обсудить поступок Бурьянова, рас­ сказать краснофлотцам, к каким последствиям это могло привести, детально растолковать, как нужно поступать, когда на орудии проис­ ходит задержка. Это было бы полезным напоминанием старослу­ жащим и наукой молодым. По гу- ществу Фролов ничего не сделал,- чюбы предотвратить в дальней­ шем нарушение инструкции и дисциплины огня. Халатность допустил и старши­ на 2 статьи Кот. Вместо того, что­ бы служить образцом для своих подчиненных в исполнении команд, он показывает плохой пример. Этот случай не единичен в БЧ-П корабля. Дисциплина огня здесь частенько нарушается. Как выяснилось позже, во время этой же стрельбы наводчик краснофло­ тец Братухин потерял цель, но ко­ мандиру отделения старшипе 2 статьи Качалову об этом пе доло­ жил. Качалов продолжал вести огонь и пять снарядов дал впу­ стую. Можно смело сказать, что не добьются успеха зенитчики и в последующих стрельбах, если не будут строго соблюдать дисципли ну огня. С . Б ЕЛ Г О Р О Д С К И Й . Много говорят* Подразделение младшею лей­ тенанта Манашкина в скором временя будет проводить стрель­ бы. Здесь много говорят об изуче­ нии краснофлотцами материаль­ ной части. К сожалению, разговорами дело и ограничивается. Так, например, командиры отделений Усачев и Федоров до сих пор не знают точ­ но своих заведываний. - м а л о д е л аю т « Усачев и Федоров ничего не сделали и для того, чтобы повы­ сить знания материальной частя подчиненными. Они устранились от краснофлотцев и не ведут с ними никакой воспитательной ра­ боты. Какого же можно ожидать ре­ зультата от стрельбы! Краснофлотец И . А Н Н Е Н К О В . Письма с аэродрома Дружный экипаж Распластав могучие крыли, стоят на воде самолеты-разведчи­ ки. Звонко гудят моторы. Звук их чист, ни одного фальшивого хлопка. И на стоянках и у спусков боль­ шое оживление. Завтра предстоят полеты. Техники, мотористы еще и еще раз осматривают, проверяют ответственные агрегаты самолета. Пристроившись на стремянках, они заливают моторы, смазывают управление. Подготовка к полету! В это ответственное дело большую долю своего труда вкладывают младшие авиаспециалисты. Ови справедли­ во гордятся тем, что успехи полета во многом зависят от их сноровки, ог их знаний. Но труд младших авиаспециа­ листов будет эффективен лишь в том случае, если командир экипа­ жа, бортмеханик, инженер учат своих людей, передают свой опыт, прививают нрактичоские навыки. Это хорошо усвоили в своей ра­ боте комавдир экипажа лейтенаА Хотулев и старший техник-лейте­ нант Марков. Их экипаж считает­ ся в подразделении самым елетан- ным, передовым. Дважды ор­ деноносец лейтенант Хотулев — опытный летчик, участник Отече­ ственной войны. Он заботливо вос­ питывает свой экипаж, оценивая каждого специалиста по его дело­ вым качествам. Еще в тяжелых условиях войны лейтенант Хотулев постоянно учил подчиненных. За свою летную ра­ боту он вырастил много опытных летчиков, которые сейчас летают первыми пилотами, командирами экипажей. Так, старший лейте­ нант Степанов не так давно был в составе его экипажа и летал вто­ рым пилотом. Комавдир подготовил из него отличного летчика. Сейчас он летает самостоятельно. *То же самоа можно сказать ж о младшем лейтенанте Гордяенко j Борттехник Марков также любовно выращивает младших авиаспециалистов. Он в 1940 году окончил -нормальное техническое училище, а до этого долгое время работал механиком. У Маркова богатый опыт, и он охотно делится им. Его помощники — ме­ ханик старший сержант Пуч­ ков, мотористы старший сер­ жант Иоффе и младший сер­ жант Кузмичев пришли в эки­ паж со школьной скамьи. У них были лишь теоретические зна­ ния, но не было опыта эксплоата- циц материальной части большого самолета. Марков сначала давал им малоответственную работу, а затем постепенно усложнял зада­ ния. На спуске к воде мы видим сосредоточенно работающего меха­ ника Пучкова. Инструмент разло­ жен по порядку, как у опытного хирурга перед операцией. Пучков берет нужный инструмент не гля­ дя. Он монтирует ответственную деталь мотора. В каждом движении чувствуется уверенность, видна техническая культура. А ведь со­ всем недавно Пучков лишь стирал I брызги масла с мотора, чистил самолет. Каждую работу Пучков выполняет с особой прилежностью и любовью. Однажды ему поручили осмотреть машину после полета и доложить о дефектах, которые он обнаружит. Он горячо принялся за дело. Механик проникал во все щели, осматривая детально все агрегаты мотора. Вот он заметил течь бензина у всасывающих пат­ рубков. В полете этот дефект мог бы отрицательно повлиять на ра­ боту моторов. Пучков быстро под­ тянул гайки всасывающих пат­ рубков, и течь прекратилась. После механика самолет осмотрел борт­ техник. Он остался доволен под­ готовкой самолета. Этому э&шажу в войну да и в мирное время приходилось выпол­ нять одно задание сложнее друго­ го, он совершал большие перелеты в тяжелых условиях Севера Выле­ ты зачастую проходили в дожди и снегопады, и штурман Сергеев всегда точно вел самолет по марш­ руту. Как-то морской разведчик, со­ вершая перелет, попал в тяжелые метеорологические условия. Через несколько минут полета на боевой машине отказала цент­ ральная радиостанция, прекрати­ лась связь с базой и радиостанци­ ями «большой земли». Но радист Радианов не потерял самооблада­ ния. Он проявил большую сообра­ зительность. Доложив командиру о выходе из строя центральной радиостанции, Радионов мгновенно отключил ее и начал работать че­ рез командную радиостанцию Ни и эта рация не могла держать связь на дальнем расстоянии. Тог­ да, приспособив выпускную антен­ ну, радист-оператор добился все же своего. Когда была восстановлена связь, Радионов разобрал повреж­ денную радиостанцию, быстро отыскал и исправил дефект. Говно через 15 мивут он доложил коман­ диру о готовности центральной ра­ диостанции. Дружно берется экипаж лейте­ нанта Хотулева за любую работу, отлично выполняя в условиях мир­ ной учебы одну сложную задачу боовой подготовки за другой. Капитан В. ЯАГОШНЫЙ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz