Краснофлотец. 1946 год. Август.
Ч-У Ещ е о р е п а р а ц и я х Речь В. М. Молотова на заседании комиссии по экономическим вопросам проекта мирного договора с Италией 27 августа ( О к о н ч а н и е ) ответственности за агрессию, мы — говорим, что это недопустимо — ло шаблону решать нельзя. Одно дело _ Италия — большое госу дарство, другое дело, скажем; Венгрия — малое государство, нельзя допустить, чтобы каждая нз союзных и соединенных дер жав забрала себе и отняла у той же Венгрии все ее заграничные активы, всю и всякую венгерскую собственность, находящуюся на ее территории, хотя бы Венгрия не причинила данной стране какого- либо ущерба. Мы считаем это не допустимым. Но в данном случае не слышно голоса австралийской делегации в защиту малых наций, тут она Не возражает и не вносит никаких Поправок, чтобы хоть не. много умереть аппетиты. Даже не ицтается узнать, что это за за граничные активы, сколько их, кому они принадлежат, — в та ких вопросах австралийская деле гация никого стеснять не предла гает. Такова другая тенденция, которая обнаруживается у этой делегации, которая не всем будет симпатична. Получается следующее. Австра лийская делегация выступает про тив предложений, которые хоть в какой-нибудь минимальной мере < твердо защищают интересы Со ветского Союза в вопросе репара ций. Но там, где дело идет об ин тересах других больших стран, там австралийская делегация не предлагает каких-либо ограниче ний даже таких требований и та ких аппетитов, которые могут не справедливо ущемить права малых государств нз числа бывших са теллитов Германии. Разве это об’- ективная политика? Разве это не тенденциозность? У нее разные мерки: одна мерка для Советского Союза и другая мерка для тех государств, которые ей больше нравятся. После всего сказанно го это, я думаю, стало вполне ясным. Одна русская пословица гласит: «Шила ^ мешке не утаишь».. Нельзя не согласиться с этим. и. Размер репараций Остановлюсь на отдельных во просах. Еще 4в сентябре прошлого года на лондонской сессии Совета Ми нистров Иностранных Дел совет ская делегация предлагала устано вить общий размер репарации с Италии в 300 миллионов долла ров. При этом указывалась для Советского Союза цифра в 100 миллионов долларов и, кроме то го, для Югославии, Греции и Ал бании — 200 миллионов долларов. « Мы знаем, что теперь перед нами ставят такие вопросы* о репара циях для Франции н, наконец, во прос о репарациях для . Эфиопии, что мы также считаем нужным обсудить. Нельзя, впрочем, прой ти мимо того факта, что, хотя ука занное мною советское предложе ние о репарациях с Италии было опубликовано и никогда не меня лось, некоторые газеты, специали зировавшиеся на дезинформации, напечатали сообщения, будто СССР требует с Италии репара ций в сумме 750 миллионов фун тов стерлингов, т. е. 3 миллиарда долларов. Потребовалось специ альное опровержение этой печат ной лжи о СССР, в отношении которого всякие реакционеры, как известно, готовы пойти на любые мерзости и на любую ложь из желания нанести ущерб Совет скому государству. Но правда все равно восторжествует. Совет ское предложение о репарациях с Италии теперь широко известна и его не удастся извратить. О чем оно говорит? Разве не ясно, что, когда мы говорим об обязанности Италии заплатить Советскому Союзу репараций только в сумме 100 миллионов долларов, то мы требуем не боль-. ше, чем одну двадцатую или од ну двадцать пятую часть того прямого ущерба, который фашист ские войска Италия причинили Советскому Союзу, и что, напри мер, в отношении Германии, ко торая несет главную ответствен ность, мы не можем ограничиться подобной ничтожной, суммой воз мещений. Но мы знаем, что Ита лия в последние годы войны выступила на стороне союзников и помогала нам в победе над Германией, и поэтому мы счи таем, что надо пойти, навстречу Италии и ограничиться самыми минимальными/ ' самыми скром ными репарациями* ■- Однако и -. с Австралийская >делегация : снова добивается, чтобы . репарации всеми странами выплачивались не в натуре, не товарами данного государства, / а долларами или фунтами стерлингов. Австралий ский делегат сегодня милостиво раз’яснял, что можно выплачи вать репарации не только долла рами и фунтами стерлингов,* хотя он- никакой другой иностранной валюты так и не называет. . Он, как видно, с уважением.относит ся только к доллару и к фунту стерлингов и это, конечно, его пра во и его собственное дело. Когда, однако, он хочет за ставить и Италию, и Румынию, и Болгарию, и Венгрию» и Финлян дию платить репарации доллара ми и фунтами стерлингов, а не товарами, которые производятся на собственную валюту данной страны, он оказывает плохую услугу этим странам. Вопрос за ключается именно в том, застав лять ли платить репарации ино странной валютой, которой у этих государств очень мало, или разрешить им платить репарации своими товарами, которые произ водятся внутри страны на мест-' ную валюту. Для того, чтобы платить иностранной валютой, надо продавать товары на загра ничном рынке. Кстати, на помощь австралий цам приходит южно-африканская делегация с ее скандальной, по правкой насчет так называемых «справедливых цен». Если принять эту поправку, то побежденное государство не будет иметь права продавать за границей свои това ры так, как это делают все дру гие, а должно продавать их по ценам, которые нравятся иност ранным купцам - экспортерам, причем этим купцам предостав ляется возможность требовать в специальном арбитражном порядке установления таких цен, которые будут для них удобны. Таким образом, хотят поставить Италию и другие побежденные государства в такое положение, при котором они не только долж ны платить репарации, но они должны платить репарации обя- ‘J много долларов или много фун- этим не согласна австралийская делегация. Мы думаем, что цифра репараций в 20(i миллионов дол ларов для Греции, Албании и Югославии — это крайне; недо статочная цифра. Она совершенно не удовлетворяет ни Югославию, ни Албанию, а может быть и Грецию, хотя греческий делегат в другой комиссии настойчиво при зывал не : налагать * на бывших сателлитов Германии - тяжелых репараций. .. Во всяком случае, никто не может отрицать, что Советский Союз предлагает про явить максимальное * великодушие в отношении Италии. И тем не- менее австралийская делегация 111 - Исполнение репараций 4 . i f * : *! * хочешь должны продавать свои товары на иностранном рынке, то в отношении цен на эти товары связать их по рукам и по ногам, назвав такие насильственно на вязанные цены ни больше и ни меньше, как «справедливыми». Если это называется справедли востью, то советская делегация должна сказать, что она имеет совсем другое понятие о справед ливости. Внося свое предложение об уплате репараций долларами или фунтами стерлингов, австра лийская делегация не потруди лась узнать мнение об этом у представителей Италии, Румынии, Финляндии, Болгарии или Венг рии» могут ли они на это пойти или нет. Австралийская делега ция, не спрашивай никого, хочет заставить всех платить долларами и фунтами стерлингов, иначе го воря, заставить эти страны по дешевке продавать свои товары за границей на доллары и фунты стерлингов в Соединенных Шта тах Америки, в Великобритании, в доминионах и в зависящих о¥ них странах. И все это преподается как справедливое решение вопро са о репарациях! На деле это означает, что куп цы, которым хотят гарантировать в мирных договорах такие удоб ные условия покупки итальян ских, румынских, болгарских, венгерских и финляндских това ров, будут иметь возможность скупать эти товары по дешевке и таким способом загребать гро мадные прибыли на этих опера циях. При таком порядке уплаты репараций они фактически прев ратятся в главных получателей репарации. Вот, собственно, куда ведет предложение австралий ской делегации и как хотят это предложить в качестве справед ливого решения вопроса о репа рациях? Тут нет справедливости ни в отношении пострадавших от агрессии государств, ни в отноше нии государств, которые должны нести ответственность за агрес сию. На деле такое решение бу дет в пользу купцов и именно таких купцов, которые имеют добивается того, чтобы не только не принимать на конференции этих предложений, но чтобы на конференции * вообще не было принято никаких решений о репа рациях с Италии и чтобы этот вопрос был законсервирован и сдзн на шестимесячное обсужде ние какой-то никому не нуж ной комиссии. На деле это озна чает — похоронить репарации и оставить без возмещения колос сальный ущерб, нанесенный аг рессором некоторым союзным странам. Ясно, что это предложе ние не соответствует интересам дела. зательно в иностранной валюте, а I тов стерлингов и которые полу- так как для этого они хочешь не чат от принятия нами австралий ского предложения громадные ба рыши. Мы, разумеется, против такого решения. Наконец, еще об одном вопро се. Нам все время навязывают ко миссию, которая должна, видете ли, после конференции наблюдать за репарациями в каждой стра не. для которой они устанавли ваются. Кому нужна такая комис сия? Например, к тому же, Совет ский Союз весьма заинтересован в репарациях, но он возражает против подобной комиссии, ибо такая комиссия будет вмешивать ся во внутренние дела этих стран, будет задевать своим вме шательством национальное до стоинство и суверенитет этих государств. Советский Союз установил дружественные отношения со всеми этим» государствами и надеется на их дальнейшее по ложительное развитие. Советский Союз никому не навязывает своей дружбы, но охотно устанавливает хорошие отношения с теми госу дарствами, которые действитель но стремятся к установлению дружественных отношений с Со ветским Союзом. Создавать такого рода комиссии — это значит до биваться постоянного вмешатель ства во внутренние дела Италии, постоянного вмешательства в де ла Румынии и других государств. Советский Союз решительно возражает против этого, не желая вмешиваться во внутренние дела других государств и не желая ко му-либо другому облегчать такое вмешательство. Советский Союз отказывается участвовать в таких комиссиях. Принятие решения о создании таких комиссий будет только дискредитировать конфе ренцию. На основании всего этого мы говорим, что предложения ав стралийской делегации неприем лемы для Мирной конференции. Из уважения к конференции мы выражаем уверенность, что кон ференция отклонит эти неправиль ные н несправедливые предло жения. Заседание Совета Министров Иностранных Дел ПАРИЖ, 29 августа. (Спец. корр. ТАСС). Сегодня во второй половине дня состоялось заседа ние Совета Министров Иностран ных Дел СССР, Великобритании, Соединенных Штатов Америки и Франции. • На заседании Совета принято следующее решение: «1. Совет Министров Ино странных Дел должен поручить заместителям рассмотреть различ ные поправки и новые предложе ния, представленные членами кон ференции, а также союзными и бывшими вражескими государ ствами, с тем. чтобы установить, какие из них могут получить общую поддержку членов Сове та. Совет Министров Иностран ных Дел должен собираться на неофициальные заседания для того, чтобы по указанным выше поправкам и новым предложениям устранять расхождения во мне ниях и одобрять рекомендации заместителей. 2. Если между членами Совета Министров все еще останутся разногласия по поправкам, то чле ны Совета должны тем не менее поддерживать согласованные статьи проектов мирных догово ров, но одновременно оставить за собой право голосовать по своему усмотрению по вопросам, которые не охвачены согласованными статьями». ЗАЯВЛЕНИЕ ЮГОСЛАВСКОГО ПОСЛАННИКА В АФИНАХ БЕЛГРАД, 29 августа. (ТАСС). В белградских газетах опублико вано заявление, сделанное юго славским посланником в Афинах Цанкаром сотруднику греческой газеты «Элефтерия» о причинах его от’езда из Греции. Цанкар указал, что «с известного времени в Греции ведется систематическая кампания клеветы и грубых оскорблений Югославии», причем в этой кампании участвует и ми нистерство информации. Цанкар далее заметил, что попытки юго славского правительства норма лизовать отношения остались бесплодными. На вопрос корреспондента, вернется ли он обратно, Цанкар ответил: «Это зависит от развития наших отношений и решения моего правительства». „ Процесс главных немецких 7 военных преступников в Нюрнберге Утреннее заседание 28 августа НЮРНБЕРГ, 28 августа. (ТАСС). На утреннем заседании Трибунала защитник преступной организации — имперское прави тельство — адвокат Кубушек начал свою речь в защиту этой организации. Вечернее заседание 28 августа НЮРНБЕРГ, 28 августа. (ТАСС). Вечернее заседание Трибунала 28 августа началось речью защитника преступной ор ганизации — СА адвоката Бем. В самом конце вечернего^ засе дания к произнесению своей речи по делу преступных организаций приступил представитель англий ского обвинения Дэвид Мак- суэлл-Файф. Продолжение речи представите ля английского обвинения пере носится на утреннее заседание 29 августа. Утреннее заседание 29 августа НЮРНБЕРГ, 29 августа. (ТАСС> Сегодня утреннее заседание Три- бунала начинается продолжением обвинительной речи английскою обвинения Дэвида Максуэлл - Файфа по делу преступных орга низаций.’ — Мы знаем теперь. — говори*® обвинитель, — каким образом и для каких целей нацистская пар тия мобилизовала и организовала германский народ. Это делалось для господства над миром посред ством войн и убийств. Этим целям верно служили преступные орга низации. Податливый и уступчи вый имперский кабинет быстро издавал нужные законы и декре ты; свободы мысли и всякие при знаки оппозиции безжалостно по давляла служба шпионажа и по лиция в лице СД («служба без опасности») и гестапо; полный контроль над общественным мне нием и давление на него непре рывно осуществлял фанатиче ский корпус гитлеровских поли тических руководителей; затем на сцене появляются СС и СА, осу ществлявшие террор внутри стра ны и заграницей; и, наконец, ору дием использования наличных во оруженных сил в преступных це лях были верховное командование вооруженных сил (ОКВ) и гене ральный штаб. С помощью этих преступных организаций подсу димые и их сотрудники сумели организовать Германию для осу ществления своего преступного заговора. Обращаясь к рассмотрение действий трех преступных орга низаций — руководящего состава гитлеровской партии. СА и СС,— обвинитель устанавливает на ос нове документов и свидетельские показаний, что члены первой из этих организаций были связаны единой преступной . целью от низшего до самого высшего звена Они ежегодно клялись в верносту Гитлеру и брали на себя o6ei безусловного повиновения ему i назначенным им людям. Осу ществление надзора над герман ским народом являлось в такой же степени задачей политических руководителей, как СД и гестапо Цитируя различные документы ; обвинитель раскрывает перед Трибуналом картину преступлений руководящего состава гитлероэ- ской партии на подвергавшихся оккупации территориях. Переходя к анализу преступле ний, совершенных СА. обвинитель напоминает Трибуналу, что, как уже доказано, СА была создана гитлеровскими заговорщиками де захвата ими власти и превращен?, в громадную армию' террора v уничтожения противников гитле ровского режима. Ответственный редактор А. ДИВАВИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz