Краснофлотец. 1946 год. Август.
СТАРШИНЫ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МАТРОСОВ - * Тема политзанятий была живо трепещущей и интересной. При умелом изложении материала по- литгруийювод т . Петерсон мог аы развернуть живую, увлекательную беседу. Однако беседы не получи- "V лось. Почти полтора часа он читал лекцию. Затем ему задали не сколько вопросов, на которые он дал поверхностные ответы, так как времени оставалось, в обрез, а нужно было еще проверить, иак слушатели усвоили материал. Петерсон задал несколько вопросов слушателям. Первым отвечал старший (краснофлотец Скоробога- тав. Чувствовалось, что материал он знает, ио сделать правильные выводы не может. То же показали ответы слушателей Сергеева и Ковалева. Систематизировать ма териал, сделать глубокие выводы и тем самым помочь матросам разобраться в теме подит- групповод уже не мог: вышло от веденное на занятие время. Так н ушли с занятий многие слушатели, не осмыслив от- дельные вопросй. щ Нельзя сказать, что Петерсон плохой политгругтповод. Замести тель командира 'корабля но по литчасти Зуев отзывается о нем, как о добросовестном, хорошо го товящемся к занятиям групповоде. Ни все же не удается ему вызвать слушателей на широкое обсужде ние темы. Почему? Па это есть две существенные причины. Не известно, по каким соображений* на корабле укоре нилась вредная практика: подме нять беседы сухими полуторача совыми лекциями. Эту практику поддерживает и заместитель командира по политчасти Зуев. — Все групповоды на корабле опытные, со стажем. 8 если вме сто бесед они читают лекции — значит иначе поступить нельзя. » Есть темы, по -лоторыи беседу не раэвернешь, нужна лекция, — говорит Зуев. Стоит ли юворить об ошибочно сти такою взгляда. Зуев явно неправильно ориентировал полит- групловодов, буквально навязал нм лекционный метод проведения политзакятий. Но го, только поэтому не полу чилось 'беседы у политгрупповода Петерсона. Помешало и другое, белее важное обстоятельство, — слабая подготовка большинства слушателей к теме, матросов . мощь. Взять, к примеру, хотя бы к политзанятиям никто ие гото вил, не помог им заблаговременно разобраться в ряде вопросов. А чем же занимались старшины, какое о®и приняли участие в подготовке своих подчиненных к политзанятиям? Да, собственно, никакого. На корабле считают да же неуместным говорить об этом. Здесь придерживаются такого мнения, что заниматься полити ческим воспитанием подчиненных не дело старшин. Они, дескать, отвечают за 'боевую подготовку и дисциплину. Такие рассуждения наносят непоправимый вред важному и ответственному делу — идейно- лолитячоекому воспитанию крас нофлотцев. В подготовке к поли тическим беседам старшинам долж на -принадлежать большая роль. Известно, что младший коман дир — непосредственный началь ник и воспитатель матросов, первый их учитель, прививаю щий им вкус к службе и воин ским порядкам. Старшина учит подчиненных самоотверженно вы полнять свой воинский долг перед Родиной. Понятно, что и действен ность политических занятий зна чительно повышается, когда про водимая офицерами агитационно- пропагандистская работа допол няется повседневной воспитатель ной работой старшин. % Серьезную ошибку допускают на корабле, когда не развивают у старшин чувства ответственности за политическое воспитание матросов, не привлекают их к подготовке подчиненных к поли тическим занятиям. Какую же помощь должен ока зывать старшина руководителю политзанятий? Эта помощь может выражаться в самых (различных формах: най ти интересную статью на тему, прочитать и раз’яснить ее подчи ненным, проверить, все ли матро сы прочитали рекомендованную литературу, ответить на непо нятные вопросы. Неплохо подо брать и прочитать подчиненным некоторые художественные произ ведении, соответствующие теме политзанятий, проводить отдель ные беседы с отстающими. На корабле пока нет таких старшин, яооторые оказывали бы полятгрупиоводу подобную по- , старшину 1 статьи Паникоров- ского. Он не только не готовит своих подчиненных к занятиям, но даже не знает, кто и как усваивает темы, как ориентирует ся в текущих международных событиях. Как-то у матросов возник вопрос: Почему в Англии и Аме рике ие пресекаются действия реакционных элементов, разжи гающих новую войну, клевещущих па Советский Союз. Разгорелся опор, в котором приняли участие почти все присутствующие. При таком положении остаться в сто роне Паникоровский не мог. Он попытался раз’яснить матросам существо вопроса. Но доводы его были настолько необоснован ными и неубедительными, что мо ряки не приняли их в расчет. Старшина в политическом (разви тии оказался на одном уровне с подчиненными. Как же ему после такого конфуза готовить их к по литзанятиям? Старший (краснофлотец Прасо лов, который занимается в группе Петерсона, находится в подчине нии у старшины 2 статья Ту- больцева. Он пытается вспом нить, когда бы старшина интере совался его предварительной под готовкой к политзанятиям, но не может привести такого случая. Старшина 2 статьи Григорьев тоже не оказывает никакой ио- ^мощи в подготовке к политзаня тиям своим подчиненным Пусто- валову, Мягчилову и Саботаж. Виноваты в таком серьезном упущении не только старшины,- но, прежде всего, заместитель командира корабля по политчасти т Зуев, (который в течение многих месяцев вовсе не интересовался этим вопросом. Поэтому матро сы и приходят на занятия почти неподготовленными. Заместители командиров по по литчасти, руководители полит- бесед должны смелее привлекать старшин к подготовке своих под чиненных к политическим беседам. А чтобы старшины были на вы соте положения, с ними нужно усилить воспитательную работу, помогать им стать подлинными воспитателями подчиненных. Старший лейтенант Г . Б У Т И К О В . Еще о репарациях Речь В. М. Молотова на заседании комиссии по экономическим вопросам проекта мирного договора с Италией 27 августа Когда обсуждались вопросы процедуры, австралийская делега ция проявляла исключительную заинтересованность. Теперь видно, как австралийская делегация стремится использовать права, предоставленные процедурой кон ференции. Она проявляет особую активность в вопросе - о репара циях. Мы видим, что по вопросу о репарациях австралийская де легация выступает со своими пред ложениями, опрокидывающими принятые решения, уже не в пер. вой этой комиссии. I. Тенденциозность австралийских поправок ■У'/У<-У?У- ШШШшШс , :v'Щ рШ р , у . Ж V ' н На учениях. Корабли меняют курс. Фото Я. Данилкина. Что бросается в глаза в этих предложениях австралийской де легации? Прежде всего то, что они все сделаны по одному шаб лону. В отношении всех стран, для которых мы сейчас рассмат риваем мирные договоры, австра лийская делегация выступает с одним и тем же стандартным предложением. Некоторые отли чия в деталях не меняют их шаб лонного характера. Она предлага ет не устанавливать размера репа, раций ни для Румынии, ни для Италии, ни для Венгрии, ни для Финляндии, ни для Болгарии. Хотя это совершенно различные государства, у австралийской де легации для всех этих стран — один шаблон по вопросу о репа рациях. Другой вопрос. Она везде предлагает, чтобы репарации про изводились не натурой, не това рами той страны, которая должна уплачивать репарации, а иностран ной валютой, долларами или фун. тами стерлингов или другой иност ранной валютой. И здесь _ од на мерка для всех пяти стран. Она предлагает дальше вопрос о репарациях по существу не ре шать на этой конференции, а пе репоручат» решение этого вопро са комиссии из представителей семи членов. Она даже предлага. ет направить в эту комиссию и вопросы репараций, касающиеся Германии и Австрии, хотя эти вопросы вовсе не касаются дан ной конференции. Тот факт, что нам предлагается принять шаблон ное решение по репарационному вопросу для пяти и даже для се ми стран, сам этот факт уже го ворит за то, что предложения австралийской делегации не отно сятся к конструктивным предло жениям. Эти предложения имеют, однако, свой определенный харак тер в том смысле, что они не при емлемы для пострадавших от аг рессии государств, но в странах ответственных за агрессию, они встретят сочувствие у тех, кто стремится уклониться от репара ций. Между тем, неправильность упрощенного подхода по шаблону к разным странам совершенно оче видна. Нельзя же в самом деле считать, что в вопросе о репара циях с Германии — с одной сто роны, и, скажем, с Болгарии — с другой стороны, допустима одна и тл же мерка, один и тот же стан- дарт. В таких случаях шаблон может очень повредить делу. По и в шаблоне австралийской делегации нетрудно заметить оп ределенную тенденцию, когда де ло идет о ее отношении, напри мер, к СССР. Прошел всего лишь год после окончания войны, а уже есть такие люди, даже в союзных государствах, которые забыли и начинают забывать о том, какую роль сыграл Советский Союз в разгроме нашего общего врага и в достижении победы союзников, и при этом слишком легко забы вают о тех жертвах, которые при, нес Советский Союз во имя сво боды и независимости своей стра ны и во имя общего дела союзни ков. Посмотрите, что происходит на наших глазах. Известно, что Советски*? Союз совместно с дру гими союзными государствами ус тановил репарации для Румынии, Венгрии и Финляндии. Эти госу дарства уже второй год выплачи вают репарации, причем никаких недоразумений между Советским Союзом и этими государствами не было. Несмотря на это, австра лийская делегация предлагает прекратить выплату репараций Советскому Союзу Румынией, Венгрией и Финляндией и пере дать весь вопрос о репарация! в придуманную ею комиссию, разрушив тем самым действу ющие соглашения. Совет Мини стров Иностранных Дел устано вил репарации для Советского Союза только в 100 миллионов долларов с уплатой этой г у м м ы в течение семи лет. Решение приня то после очень больших обсуж дений, после очень внимательно го рассмотрения этого . вопроса. Несмотря на это, является ав стралийская делегация и говорит, что она предлагает и это решение ликвидировать. При этом ная очень вежливо говорят: мы не против того, чтобы вы получали репарация, но мы н не за то, что бы вы получали репарации. Мо жет быть, мы должны благода рить за такое отношение к Совет скому Союзу? Но, спрашивается, на каком же основании? При этой не приводится никаких оснований, никаких фактов, ничего сколько- нибудь заслуживающего внимания. Просто - иапросто австралийская делегация решила, что она долж на проявить особую энергию в тех вопросах, которые касаются Совет ского Союза, н во все проекты мирных договоров она стала вно сить свои трафаретные предложе ния, направленные против интере сов Советского Союза. Австра лийская делегация написала столько поправок на этой конфе ренции, что некоторые уже выра жают удивление, как только хва тает для всего этого бумаги. Тен денциозность этих поправок в от ношении СССР бросается в гла за. Что касается Советского Союза, то австралийская делегация взяла определенную линию, которая идет вразрез с интересами Совет ского Союза. Все ее предложения по репарационным вопросам не совместимы с интересами Совет ского Союза. Нет такого действу ющего уже решения по этому во просу __хотя бы одного? — с ко торым была бы согласна австра лийская делегация. Но в проекте мирного договора с Италией имеется не только статья 64 _ о репарациях, но есть и статья 69. Вот текст этой последней ста тьи: «Каждая из союзных и соеди ненных держав будет иметь пра~ во взять, удержать, ликвидировать или предпринять любое другое действие в отношении всей собст венности, прав и интересов в пре делах ее территории, которые к моменту вступления в силу на стоящего договора будут принад лежать Италии или итальянский гражданам, а также использовать1 такое имущество яли доход от него для таких целей, какие эта держава сочтет желательными ш пределах требований этой держа вы и ее граждан к Италии или к ее гражданам, — включая дол ги, — иных, чем претензии, пол ностью удовлетворенные другими статьями настоящего договора. Все итальянское имущество ил* доход от него, которые превыша ют сумму таких претензий, долж- ны быть возвращены». Советское правительство счита ет, что это — тяжелая статья для Италии, но по настоянию Сое диненных Штатов, Англии и Фраи, ции, с которыми мы сотрудничаем по многим вопросам, оно должно было голосовать и за нее. Однако, когда нам предлагают эту же статью распространить на все ма лые страны, несущие свою долю ..... * (Окончание см. ш 4 стр.),
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz