Краснофлотец. 1946 год. Август.

СТАРШИНЫ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МАТРОСОВ - * Тема политзанятий была живо­ трепещущей и интересной. При умелом изложении материала по- литгруийювод т . Петерсон мог аы развернуть живую, увлекательную беседу. Однако беседы не получи- "V лось. Почти полтора часа он читал лекцию. Затем ему задали не­ сколько вопросов, на которые он дал поверхностные ответы, так как времени оставалось, в обрез, а нужно было еще проверить, иак слушатели усвоили материал. Петерсон задал несколько вопросов слушателям. Первым отвечал старший (краснофлотец Скоробога- тав. Чувствовалось, что материал он знает, ио сделать правильные выводы не может. То же показали ответы слушателей Сергеева и Ковалева. Систематизировать ма­ териал, сделать глубокие выводы и тем самым помочь матросам разобраться в теме подит- групповод уже не мог: вышло от­ веденное на занятие время. Так н ушли с занятий многие слушатели, не осмыслив от- дельные вопросй. щ Нельзя сказать, что Петерсон плохой политгругтповод. Замести­ тель командира 'корабля но по­ литчасти Зуев отзывается о нем, как о добросовестном, хорошо го­ товящемся к занятиям групповоде. Ни все же не удается ему вызвать слушателей на широкое обсужде­ ние темы. Почему? Па это есть две существенные причины. Не известно, по каким соображений* на корабле укоре­ нилась вредная практика: подме­ нять беседы сухими полуторача­ совыми лекциями. Эту практику поддерживает и заместитель командира по политчасти Зуев. — Все групповоды на корабле опытные, со стажем. 8 если вме­ сто бесед они читают лекции — значит иначе поступить нельзя. » Есть темы, по -лоторыи беседу не раэвернешь, нужна лекция, — говорит Зуев. Стоит ли юворить об ошибочно­ сти такою взгляда. Зуев явно неправильно ориентировал полит- групловодов, буквально навязал нм лекционный метод проведения политзакятий. Но го, только поэтому не полу­ чилось 'беседы у политгрупповода Петерсона. Помешало и другое, белее важное обстоятельство, — слабая подготовка большинства слушателей к теме, матросов . мощь. Взять, к примеру, хотя бы к политзанятиям никто ие гото­ вил, не помог им заблаговременно разобраться в ряде вопросов. А чем же занимались старшины, какое о®и приняли участие в подготовке своих подчиненных к политзанятиям? Да, собственно, никакого. На корабле считают да­ же неуместным говорить об этом. Здесь придерживаются такого мнения, что заниматься полити­ ческим воспитанием подчиненных не дело старшин. Они, дескать, отвечают за 'боевую подготовку и дисциплину. Такие рассуждения наносят непоправимый вред важному и ответственному делу — идейно- лолитячоекому воспитанию крас­ нофлотцев. В подготовке к поли­ тическим беседам старшинам долж­ на -принадлежать большая роль. Известно, что младший коман­ дир — непосредственный началь­ ник и воспитатель матросов, первый их учитель, прививаю­ щий им вкус к службе и воин­ ским порядкам. Старшина учит подчиненных самоотверженно вы­ полнять свой воинский долг перед Родиной. Понятно, что и действен­ ность политических занятий зна­ чительно повышается, когда про­ водимая офицерами агитационно- пропагандистская работа допол­ няется повседневной воспитатель­ ной работой старшин. % Серьезную ошибку допускают на корабле, когда не развивают у старшин чувства ответственности за политическое воспитание матросов, не привлекают их к подготовке подчиненных к поли­ тическим занятиям. Какую же помощь должен ока­ зывать старшина руководителю политзанятий? Эта помощь может выражаться в самых (различных формах: най­ ти интересную статью на тему, прочитать и раз’яснить ее подчи­ ненным, проверить, все ли матро­ сы прочитали рекомендованную литературу, ответить на непо­ нятные вопросы. Неплохо подо­ брать и прочитать подчиненным некоторые художественные произ­ ведении, соответствующие теме политзанятий, проводить отдель­ ные беседы с отстающими. На корабле пока нет таких старшин, яооторые оказывали бы полятгрупиоводу подобную по- , старшину 1 статьи Паникоров- ского. Он не только не готовит своих подчиненных к занятиям, но даже не знает, кто и как усваивает темы, как ориентирует­ ся в текущих международных событиях. Как-то у матросов возник вопрос: Почему в Англии и Аме­ рике ие пресекаются действия реакционных элементов, разжи­ гающих новую войну, клевещущих па Советский Союз. Разгорелся опор, в котором приняли участие почти все присутствующие. При таком положении остаться в сто­ роне Паникоровский не мог. Он попытался раз’яснить матросам существо вопроса. Но доводы его были настолько необоснован­ ными и неубедительными, что мо­ ряки не приняли их в расчет. Старшина в политическом (разви­ тии оказался на одном уровне с подчиненными. Как же ему после такого конфуза готовить их к по­ литзанятиям? Старший (краснофлотец Прасо­ лов, который занимается в группе Петерсона, находится в подчине­ нии у старшины 2 статья Ту- больцева. Он пытается вспом­ нить, когда бы старшина интере­ совался его предварительной под­ готовкой к политзанятиям, но не может привести такого случая. Старшина 2 статьи Григорьев тоже не оказывает никакой ио- ^мощи в подготовке к политзаня­ тиям своим подчиненным Пусто- валову, Мягчилову и Саботаж. Виноваты в таком серьезном упущении не только старшины,- но, прежде всего, заместитель командира корабля по политчасти т Зуев, (который в течение многих месяцев вовсе не интересовался этим вопросом. Поэтому матро­ сы и приходят на занятия почти неподготовленными. Заместители командиров по по­ литчасти, руководители полит- бесед должны смелее привлекать старшин к подготовке своих под­ чиненных к политическим беседам. А чтобы старшины были на вы­ соте положения, с ними нужно усилить воспитательную работу, помогать им стать подлинными воспитателями подчиненных. Старший лейтенант Г . Б У Т И К О В . Еще о репарациях Речь В. М. Молотова на заседании комиссии по экономическим вопросам проекта мирного договора с Италией 27 августа Когда обсуждались вопросы процедуры, австралийская делега­ ция проявляла исключительную заинтересованность. Теперь видно, как австралийская делегация стремится использовать права, предоставленные процедурой кон­ ференции. Она проявляет особую активность в вопросе - о репара­ циях. Мы видим, что по вопросу о репарациях австралийская де­ легация выступает со своими пред­ ложениями, опрокидывающими принятые решения, уже не в пер. вой этой комиссии. I. Тенденциозность австралийских поправок ■У'/У<-У?У- ШШШшШс , :v'Щ рШ р , у . Ж V ' н На учениях. Корабли меняют курс. Фото Я. Данилкина. Что бросается в глаза в этих предложениях австралийской де­ легации? Прежде всего то, что они все сделаны по одному шаб­ лону. В отношении всех стран, для которых мы сейчас рассмат­ риваем мирные договоры, австра­ лийская делегация выступает с одним и тем же стандартным предложением. Некоторые отли­ чия в деталях не меняют их шаб­ лонного характера. Она предлага­ ет не устанавливать размера репа, раций ни для Румынии, ни для Италии, ни для Венгрии, ни для Финляндии, ни для Болгарии. Хотя это совершенно различные государства, у австралийской де­ легации для всех этих стран — один шаблон по вопросу о репа­ рациях. Другой вопрос. Она везде предлагает, чтобы репарации про­ изводились не натурой, не това­ рами той страны, которая должна уплачивать репарации, а иностран­ ной валютой, долларами или фун. тами стерлингов или другой иност­ ранной валютой. И здесь _ од­ на мерка для всех пяти стран. Она предлагает дальше вопрос о репарациях по существу не ре­ шать на этой конференции, а пе­ репоручат» решение этого вопро­ са комиссии из представителей семи членов. Она даже предлага. ет направить в эту комиссию и вопросы репараций, касающиеся Германии и Австрии, хотя эти вопросы вовсе не касаются дан­ ной конференции. Тот факт, что нам предлагается принять шаблон­ ное решение по репарационному вопросу для пяти и даже для се­ ми стран, сам этот факт уже го­ ворит за то, что предложения австралийской делегации не отно­ сятся к конструктивным предло­ жениям. Эти предложения имеют, однако, свой определенный харак­ тер в том смысле, что они не при­ емлемы для пострадавших от аг­ рессии государств, но в странах ответственных за агрессию, они встретят сочувствие у тех, кто стремится уклониться от репара­ ций. Между тем, неправильность упрощенного подхода по шаблону к разным странам совершенно оче­ видна. Нельзя же в самом деле считать, что в вопросе о репара­ циях с Германии — с одной сто­ роны, и, скажем, с Болгарии — с другой стороны, допустима одна и тл же мерка, один и тот же стан- дарт. В таких случаях шаблон может очень повредить делу. По и в шаблоне австралийской делегации нетрудно заметить оп­ ределенную тенденцию, когда де­ ло идет о ее отношении, напри­ мер, к СССР. Прошел всего лишь год после окончания войны, а уже есть такие люди, даже в союзных государствах, которые забыли и начинают забывать о том, какую роль сыграл Советский Союз в разгроме нашего общего врага и в достижении победы союзников, и при этом слишком легко забы­ вают о тех жертвах, которые при, нес Советский Союз во имя сво­ боды и независимости своей стра­ ны и во имя общего дела союзни­ ков. Посмотрите, что происходит на наших глазах. Известно, что Советски*? Союз совместно с дру­ гими союзными государствами ус­ тановил репарации для Румынии, Венгрии и Финляндии. Эти госу­ дарства уже второй год выплачи­ вают репарации, причем никаких недоразумений между Советским Союзом и этими государствами не было. Несмотря на это, австра­ лийская делегация предлагает прекратить выплату репараций Советскому Союзу Румынией, Венгрией и Финляндией и пере­ дать весь вопрос о репарация! в придуманную ею комиссию, разрушив тем самым действу­ ющие соглашения. Совет Мини­ стров Иностранных Дел устано­ вил репарации для Советского Союза только в 100 миллионов долларов с уплатой этой г у м м ы в течение семи лет. Решение приня­ то после очень больших обсуж­ дений, после очень внимательно­ го рассмотрения этого . вопроса. Несмотря на это, является ав­ стралийская делегация и говорит, что она предлагает и это решение ликвидировать. При этом ная очень вежливо говорят: мы не против того, чтобы вы получали репарация, но мы н не за то, что­ бы вы получали репарации. Мо­ жет быть, мы должны благода­ рить за такое отношение к Совет­ скому Союзу? Но, спрашивается, на каком же основании? При этой не приводится никаких оснований, никаких фактов, ничего сколько- нибудь заслуживающего внимания. Просто - иапросто австралийская делегация решила, что она долж­ на проявить особую энергию в тех вопросах, которые касаются Совет­ ского Союза, н во все проекты мирных договоров она стала вно­ сить свои трафаретные предложе­ ния, направленные против интере­ сов Советского Союза. Австра­ лийская делегация написала столько поправок на этой конфе­ ренции, что некоторые уже выра­ жают удивление, как только хва­ тает для всего этого бумаги. Тен­ денциозность этих поправок в от­ ношении СССР бросается в гла­ за. Что касается Советского Союза, то австралийская делегация взяла определенную линию, которая идет вразрез с интересами Совет­ ского Союза. Все ее предложения по репарационным вопросам не совместимы с интересами Совет­ ского Союза. Нет такого действу­ ющего уже решения по этому во­ просу __хотя бы одного? — с ко­ торым была бы согласна австра­ лийская делегация. Но в проекте мирного договора с Италией имеется не только статья 64 _ о репарациях, но есть и статья 69. Вот текст этой последней ста­ тьи: «Каждая из союзных и соеди­ ненных держав будет иметь пра~ во взять, удержать, ликвидировать или предпринять любое другое действие в отношении всей собст­ венности, прав и интересов в пре­ делах ее территории, которые к моменту вступления в силу на­ стоящего договора будут принад­ лежать Италии или итальянский гражданам, а также использовать1 такое имущество яли доход от него для таких целей, какие эта держава сочтет желательными ш пределах требований этой держа­ вы и ее граждан к Италии или к ее гражданам, — включая дол­ ги, — иных, чем претензии, пол­ ностью удовлетворенные другими статьями настоящего договора. Все итальянское имущество ил* доход от него, которые превыша­ ют сумму таких претензий, долж- ны быть возвращены». Советское правительство счита­ ет, что это — тяжелая статья для Италии, но по настоянию Сое­ диненных Штатов, Англии и Фраи, ции, с которыми мы сотрудничаем по многим вопросам, оно должно было голосовать и за нее. Однако, когда нам предлагают эту же статью распространить на все ма­ лые страны, несущие свою долю ..... * (Окончание см. ш 4 стр.),

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz