Краснофлотец. 1946 год. Август.

Из боевого опыта ВЗАИМОДЕИСТВИЕ ТОРПЕДНЫХ КАТЕРОВ С АВИАЦИЕЙ В СВЕТЛОЕ ВРЕМЯ СУТОК Самойоятельжые действия тор­ педных ватеров на коммуникациях фошотика в светлой время суток сопряжены е большими трудно­ стям . Если учесть особенности Северного театра, где в летнее рремя соляцё ае заходит круглые сутки, станет понятным, как усложнялась здесь боевая деятель1 вость торпедных катеров. Североморские катерники, пре­ красно пойнмая, какое значение имеют их удары иа коммуника­ циях врага, не могли допускать юёрерывов в боевой деятельности. Они настойчиво искали способы, чтобы преодолеть эта затрудне­ ния. И нашли. Торпедные катера стали действовать необособленио, а в тесном взаимодействии с авиа­ цией. Для сопровождения катеров в боевых операциях и совместно* го уничтожения конвоев против* ника были выделены подразделе­ ния истребителей. Они базирова­ лись на оперативном аэродроме, в Непосредственной близости к стоянке торпедных катеров, что позволяло быстро устанавливать контакт*. Однако первые операции, про­ веденные совместно, не дали же­ лаемых результатов. Они показа­ ли, что без соответствующей под­ готовки летчиков и командиров торпедных катеров, бее личного об­ щения невозможно наладить тес­ ное взаимодействие. Командиры катеров не пошшали действий летчиков в воздухе, а летчики не нанимали, что от них чребуют ка ­ терника* Два Ярпедных катера были вызваны самолетом в район, где находилась подводная ледка про­ тивника. Самолет-разведчик всЗ время оставался в этом районе. Он должен был навести торпедные катера на цель. Когда они при­ шли в указанный квадрат, им. естественно, потребовалось узнать лелей , курс и скорость подвод­ ной лодки. Но л его к молчал. Он продолжая кружиться над морем, не предполагая, что катера, не имея элементов движения подвод­ ной лодки, ие могут ее атаковать. Летчик не сумел навести катера па цель. Бак ни старались катер­ ники получить от разведчика не­ обходимые для атаки данные, летчик их не давал. Катерам не удалось обнаружить подводную лодку врага, и они вернулись в базу. Нечто похожее подучилось и во второй боевой операции. Катера обнаружили крупный конвой про­ тивника. Один из катеров удачно поставил дымзавесу. Условия для удара по конвою были налицо, я комавднр группы решил про­ рваться через дымзавесу на сере­ дине и атаковать врага. Он не знал,- что именно в этом месте про­ тивник сосредоточил весь огонь. Летчик же, барражировавший над катерами иа разных высотах и хо­ рошо видевший, что враг ведет усиленный огонь по центру дым- завесы, не предупредил об этом катерников. Лишь стремитель­ ность атаки спасла катера от по­ ражения. Они прорвались к кон­ вою и потопили несколько кораб­ лей. Но могло быть иначе. После этой операции уже не оставалось сомнений, что для до­ стижения тесного взаимодействия катеров с авиацией необходимо выработать единую тактику и способы взаимопонимания. С этой цель» в короткий промежуток времени было проведено четыре групповых упражнения, в кото­ рых участвовали как летчики, так и катерники Летчики изучили тактико-технические данные ка­ теров, а катерники — тактико- технические данные самолетов. На этих встречах возникла дру­ жеская деловая связь Это не за­ медлило сказаться в последующих совместных боевых операциях. Летчики уже больше (не повторяли ошибок. Очень много значило и то, что летчики убедились в силе оружия своих боевых товарищ^, а й , в свою очередь, ознакоми­ лись с самолетами, стали дове­ рять летчикам, нашли « «м и , как говорится, общий язык. Ряд операций, проведенных сов­ местна с авиацией в светлое время суток, увенчался полным успехом. Как показал опыт, наиболее опасный противником для тор­ педных катеров является штур­ мовая и истребительная авиация, которая чаще всего для борьбы с катерами применяет топмачтовое бомбометание я пушечно-пулемет­ ный обстрел. Вполне понятно, что для боргД>ы о вражескими штурмовиками и истребителями группа авиационного прикрытия торпедных катеров должна иметь в своем составе такие самолеты, которые могли бы успешно про­ тивостоять врагу и срывать его замыслы. Вторая мировая война породила много новых боевых средств. По­ явилось такое «мощное оружие, как радиолокация, которая резко сни­ зила элемент внезапности на­ падения. Это внесло соответству­ ющие коррективы и в тактику взаимодействия торпедных катеров с авиацией. Тактического преимущества можно 'достигнуть продуманным взаимодействием катеров с разве­ дывательной, истребительной, штурмовой, бомбардировочной и торпедоносной авиацией. Первый удар W) конвою при таком взаимо­ действии должна производить ударная группа авиации. Задача торпедных катеров, обеспечивае­ мых прикрытием с воздуха груп­ пой истребителей, — разить успех, достигнутый ударной груп­ пой. Причел очень важно, чтобы время между ударами — авиаци­ онный и торпедным — было как можно наименьшим,- тогда про­ тивник не успеет оправиться от первого удара и организовать ог­ невые средства для отражения ^второго. Авиационное обеспечение тор­ педных катеров должно состоять кз самолетов — разведчик», ист­ ребителей, штурмовиков и спе­ циального прикрытия. Истреби­ теля, штурмовики и груши прик­ рытия должны обеспечивать тор­ педным катерам прорыв враже­ ского охранения и отрыв от про­ тивника после атаки. Самолеты до разведки могут быть одновременно использованы как дьивавесчикн Нельзя также упускать из виду того обстоятельства, что против­ ник попытается стянуть свою авиацию в району атаки, .чтобы добиться преимущества. Для успешного противодействия ави­ ации противника нужно на близ­ лежащих в району боя оператив­ ных аэродромах иметь достаточный резерв истребительной авиации прикрытия (не считая смены), которую можно было бы неиед- ленно поднять в воздух. Такой способ взаимодействия между торпедными катерами и авиацией при атаках в дневное время полностью себя оправдал в годы войны. В результате этой тактики, вринененной северомор­ скими катерниками и летчиками, немцы, по существу, вынуждены были отказаться от основной се­ верной коммуникации. Это во многом способствовал» операциям по разгрому немцев в Заполярья. Хотя в основном тактика взаи­ модействия между торпедными катерами к авиацией уже разра­ ботана, тем не менее есть еще много элементов, которые надо уточнять. Задача летчиков и катерников заключается в том, чтобы продолжать совместную учебу по разработке четкого взаи­ модействия. Нужно сделать так, чтобы достижения в боевой под­ готовке, относящиеся к взаимо­ действию, сразу же становились известными обеим сторонам, А это возможно лишь тогда, когда ка­ терники н летчики будут чаще проводить совместные учения, производить тщательный их раз­ бор. Эти учения надо строить так,- чтобы они были максииально при­ ближены к обстановке действи­ тельного боя. Каштан И. ЬАЛРАД. Корабли на учениях. Фото Я. Данилкина. Требовательность— залог успеха Учеба и поведение каждого матроса во многом зависят от того, насколько правильно был организован в подразделении пер­ воначальный период обучения и воспитания. Бели с первых дней службы молодой краснофлотец воспитывался в условиях строгой требовательности и впитал в себя дисциплинированность, исполни­ тельность, прилежание к службе, то он всегда будет примерным мо­ ряком. В Н-ском подразделении уста­ новлено твёрдое правило — как только прибывает молодое попол­ нение, >командиры отделений стре­ мятся привить новичкам любовь в своей специальности, приучить их к флотскому порядку, при котором матрос всегда был бы подтянут, дисциплинирован, в совершенстве знал вверенную боевую технику. Когда в группу старшины 1 статьи Фомина прнбыло молодое пополнение, его воспитание нача­ лось с первого же дня. Ком­ сомольцы рассказали нм о тради­ циях часта, о технике, которую им придется обслуживать, об уме­ ния хранить и правильно исполь­ зовать ое в сложных условиях Се­ вера. После ветераны подразделе­ ния рассказали новичкам о луч­ ших специалистах, о методах их безупречной работы. Регулярные занятая молодых бойцов по изучению материаль­ ной части сочетаются с товари-' щескими беседами. Бывалые ко­ ряки в свободное время расска­ зывали об устройстве отдельных, наиболее сложных деталей, прин­ ципе их работы, а после шли и показывали им действие на приборах. Это иомогаво нович­ кам быстро и твердо осваивать специальность, перенимать опыт от бывалых моряков. Так, крас- - нофлотец Стариков уже самостоя- тельно несет вахту, а матрос Бертяов получил благодар­ ность командира за отличное со­ держание материальной части. Когда краснофлотцы допускаю* нарушения дисциплины или не­ внимательно относятся к обслу­ живанию техники, младшие командиры не проходят мимо э т о фактов, а строго и властно тре­ буют от матросов соблюдать установленный порядок. Так, матрос. Димитриев нерадив* относился к изучению своей спе­ циальности, ва вахте вел лишние разговоры. Командир побеседовав с ним, предупредил, а поело, ког­ да Димитриев не исправился, на­ ложил взыскание. Командир так­ же наказал и матроса Ша- лина за халатность в сохранении материальной части. Вот эта повседневная требова­ тельность дисциплинирует матро­ сов, воспитывает у них ис­ полнительность, уважение к при­ казу, любовь к службе. П. ПЕТРУХИН. Спасибо за внимание и заботу! мичман Соло- Группа курсантов Военно- Морского Политического учили­ ща окончила практический курс учебы на кораблях Северного флота. Курсанты ознакомились с бое­ выми средствами корабля, его Oi низацией, приобрели разно­ сторонние морские навыки. В этом нам большую помощь ока­ зали лучшие специалисты ко- рпПля — главный старшина Де­ мидов, старшина 2 статьи Гах, главный боцман минчук и другие. Повседневное внимание нам уделяло и командование корабля. Помощник командира корабля каиитан-лейтенаит Лившиц пос­ ле ознакомления с нашей иР®- граммой тщательно контролиро­ вал ее выполнение, оказывал разнообразную помощь. Командир Корабля систематически интере­ совался прохождением нашей практики* Все это дало возможность на­ шей группе наиболее эффектив­ но провести свою месячную практику. Поэтому мы гердечпо благодарим командование к весь личный состав корабля за вни­ мание и заботу. Старшина группы практикан­ тов ВМПУ главный старшина В . ТКАЧ У К . Курсанты миронов , аясмонт. Здесь учатся будущие боцмана Чисто н опрятно в классе, где обучаются будущие боцмана. Здесь есть все необходимое — такелажные инструменты, тали, стальные и растительные тросы, кранцы, корабельные швабры и щетки, маты, спасательные поя­ са, концы тросов, заделанные редькой. Все это изготовлено са­ мими молодыми матросами под ру­ ководством старшины 1 статьи Перевознивова — их учителя. Инструктор Перевознкков, прежде чем начать занятия, про­ веряв* внешний вид матросов, следя, чтобы вей были одеты строго <по форме, как и полагается будущим боцманам. Начинается урок по такелаж­ ным работам. Краснофлотцы, во­ оружившись стальной свайкой, делают короткий сплесень на стальном тросе. Перевозников на­ блюдает за работой, иногда даст совет, сделает замечание. Работа спорится дружно. Уже ввдпы пер­ вые навыки, воспитанные опыт­ ным старшиной. Сразу заметно, что матросы Виноградов н Жари- нов закончат работу’ быстрее дру­ гих. Так оно я оказалось. Доволь­ ные, что быстрее и лучше! осталь­ ных справились с работой, они докладывают об этом старшине. Следующий урок посвящен якорному устройству. Ученики с* вниманием слушают интересный рассказ преподавателя Лешенко. Вот он закончил об’яснёние. Ма­ тросы задают различные вопросы. Им мало объяснений, данных за урок, они интересуются деталями. И в каждом из них — пытливая любознательность молодого bohhv желание знать изучаемый предав# досконально, запастись обширны­ ми знаниями. После обеденного перерыва матросы занимались на шлюпке. Старшины 1 статьи Троицкий И Фокин терпеливо и хорош* учат будущих боцманов хождени» на шлюпке на веслах и под пару­ сами, показывают, как надо си-' деть, держать в руках весло, де­ лать правильный гребок. Учеба идет успешно. Скор* флот подучит новый отряд боц­ манов. А . ЯШ К И Н . Учебный отряд.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz