Краснофлотец. 1946 год. Август.
Из боевого опыта ВЗАИМОДЕИСТВИЕ ТОРПЕДНЫХ КАТЕРОВ С АВИАЦИЕЙ В СВЕТЛОЕ ВРЕМЯ СУТОК Самойоятельжые действия тор педных ватеров на коммуникациях фошотика в светлой время суток сопряжены е большими трудно стям . Если учесть особенности Северного театра, где в летнее рремя соляцё ае заходит круглые сутки, станет понятным, как усложнялась здесь боевая деятель1 вость торпедных катеров. Североморские катерники, пре красно пойнмая, какое значение имеют их удары иа коммуника циях врага, не могли допускать юёрерывов в боевой деятельности. Они настойчиво искали способы, чтобы преодолеть эта затрудне ния. И нашли. Торпедные катера стали действовать необособленио, а в тесном взаимодействии с авиа цией. Для сопровождения катеров в боевых операциях и совместно* го уничтожения конвоев против* ника были выделены подразделе ния истребителей. Они базирова лись на оперативном аэродроме, в Непосредственной близости к стоянке торпедных катеров, что позволяло быстро устанавливать контакт*. Однако первые операции, про веденные совместно, не дали же лаемых результатов. Они показа ли, что без соответствующей под готовки летчиков и командиров торпедных катеров, бее личного об щения невозможно наладить тес ное взаимодействие. Командиры катеров не пошшали действий летчиков в воздухе, а летчики не нанимали, что от них чребуют ка терника* Два Ярпедных катера были вызваны самолетом в район, где находилась подводная ледка про тивника. Самолет-разведчик всЗ время оставался в этом районе. Он должен был навести торпедные катера на цель. Когда они при шли в указанный квадрат, им. естественно, потребовалось узнать лелей , курс и скорость подвод ной лодки. Но л его к молчал. Он продолжая кружиться над морем, не предполагая, что катера, не имея элементов движения подвод ной лодки, ие могут ее атаковать. Летчик не сумел навести катера па цель. Бак ни старались катер ники получить от разведчика не обходимые для атаки данные, летчик их не давал. Катерам не удалось обнаружить подводную лодку врага, и они вернулись в базу. Нечто похожее подучилось и во второй боевой операции. Катера обнаружили крупный конвой про тивника. Один из катеров удачно поставил дымзавесу. Условия для удара по конвою были налицо, я комавднр группы решил про рваться через дымзавесу на сере дине и атаковать врага. Он не знал,- что именно в этом месте про тивник сосредоточил весь огонь. Летчик же, барражировавший над катерами иа разных высотах и хо рошо видевший, что враг ведет усиленный огонь по центру дым- завесы, не предупредил об этом катерников. Лишь стремитель ность атаки спасла катера от по ражения. Они прорвались к кон вою и потопили несколько кораб лей. Но могло быть иначе. После этой операции уже не оставалось сомнений, что для до стижения тесного взаимодействия катеров с авиацией необходимо выработать единую тактику и способы взаимопонимания. С этой цель» в короткий промежуток времени было проведено четыре групповых упражнения, в кото рых участвовали как летчики, так и катерники Летчики изучили тактико-технические данные ка теров, а катерники — тактико- технические данные самолетов. На этих встречах возникла дру жеская деловая связь Это не за медлило сказаться в последующих совместных боевых операциях. Летчики уже больше (не повторяли ошибок. Очень много значило и то, что летчики убедились в силе оружия своих боевых товарищ^, а й , в свою очередь, ознакоми лись с самолетами, стали дове рять летчикам, нашли « «м и , как говорится, общий язык. Ряд операций, проведенных сов местна с авиацией в светлое время суток, увенчался полным успехом. Как показал опыт, наиболее опасный противником для тор педных катеров является штур мовая и истребительная авиация, которая чаще всего для борьбы с катерами применяет топмачтовое бомбометание я пушечно-пулемет ный обстрел. Вполне понятно, что для боргД>ы о вражескими штурмовиками и истребителями группа авиационного прикрытия торпедных катеров должна иметь в своем составе такие самолеты, которые могли бы успешно про тивостоять врагу и срывать его замыслы. Вторая мировая война породила много новых боевых средств. По явилось такое «мощное оружие, как радиолокация, которая резко сни зила элемент внезапности на падения. Это внесло соответству ющие коррективы и в тактику взаимодействия торпедных катеров с авиацией. Тактического преимущества можно 'достигнуть продуманным взаимодействием катеров с разве дывательной, истребительной, штурмовой, бомбардировочной и торпедоносной авиацией. Первый удар W) конвою при таком взаимо действии должна производить ударная группа авиации. Задача торпедных катеров, обеспечивае мых прикрытием с воздуха груп пой истребителей, — разить успех, достигнутый ударной груп пой. Причел очень важно, чтобы время между ударами — авиаци онный и торпедным — было как можно наименьшим,- тогда про тивник не успеет оправиться от первого удара и организовать ог невые средства для отражения ^второго. Авиационное обеспечение тор педных катеров должно состоять кз самолетов — разведчик», ист ребителей, штурмовиков и спе циального прикрытия. Истреби теля, штурмовики и груши прик рытия должны обеспечивать тор педным катерам прорыв враже ского охранения и отрыв от про тивника после атаки. Самолеты до разведки могут быть одновременно использованы как дьивавесчикн Нельзя также упускать из виду того обстоятельства, что против ник попытается стянуть свою авиацию в району атаки, .чтобы добиться преимущества. Для успешного противодействия ави ации противника нужно на близ лежащих в району боя оператив ных аэродромах иметь достаточный резерв истребительной авиации прикрытия (не считая смены), которую можно было бы неиед- ленно поднять в воздух. Такой способ взаимодействия между торпедными катерами и авиацией при атаках в дневное время полностью себя оправдал в годы войны. В результате этой тактики, вринененной северомор скими катерниками и летчиками, немцы, по существу, вынуждены были отказаться от основной се верной коммуникации. Это во многом способствовал» операциям по разгрому немцев в Заполярья. Хотя в основном тактика взаи модействия между торпедными катерами к авиацией уже разра ботана, тем не менее есть еще много элементов, которые надо уточнять. Задача летчиков и катерников заключается в том, чтобы продолжать совместную учебу по разработке четкого взаи модействия. Нужно сделать так, чтобы достижения в боевой под готовке, относящиеся к взаимо действию, сразу же становились известными обеим сторонам, А это возможно лишь тогда, когда ка терники н летчики будут чаще проводить совместные учения, производить тщательный их раз бор. Эти учения надо строить так,- чтобы они были максииально при ближены к обстановке действи тельного боя. Каштан И. ЬАЛРАД. Корабли на учениях. Фото Я. Данилкина. Требовательность— залог успеха Учеба и поведение каждого матроса во многом зависят от того, насколько правильно был организован в подразделении пер воначальный период обучения и воспитания. Бели с первых дней службы молодой краснофлотец воспитывался в условиях строгой требовательности и впитал в себя дисциплинированность, исполни тельность, прилежание к службе, то он всегда будет примерным мо ряком. В Н-ском подразделении уста новлено твёрдое правило — как только прибывает молодое попол нение, >командиры отделений стре мятся привить новичкам любовь в своей специальности, приучить их к флотскому порядку, при котором матрос всегда был бы подтянут, дисциплинирован, в совершенстве знал вверенную боевую технику. Когда в группу старшины 1 статьи Фомина прнбыло молодое пополнение, его воспитание нача лось с первого же дня. Ком сомольцы рассказали нм о тради циях часта, о технике, которую им придется обслуживать, об уме ния хранить и правильно исполь зовать ое в сложных условиях Се вера. После ветераны подразделе ния рассказали новичкам о луч ших специалистах, о методах их безупречной работы. Регулярные занятая молодых бойцов по изучению материаль ной части сочетаются с товари-' щескими беседами. Бывалые ко ряки в свободное время расска зывали об устройстве отдельных, наиболее сложных деталей, прин ципе их работы, а после шли и показывали им действие на приборах. Это иомогаво нович кам быстро и твердо осваивать специальность, перенимать опыт от бывалых моряков. Так, крас- - нофлотец Стариков уже самостоя- тельно несет вахту, а матрос Бертяов получил благодар ность командира за отличное со держание материальной части. Когда краснофлотцы допускаю* нарушения дисциплины или не внимательно относятся к обслу живанию техники, младшие командиры не проходят мимо э т о фактов, а строго и властно тре буют от матросов соблюдать установленный порядок. Так, матрос. Димитриев нерадив* относился к изучению своей спе циальности, ва вахте вел лишние разговоры. Командир побеседовав с ним, предупредил, а поело, ког да Димитриев не исправился, на ложил взыскание. Командир так же наказал и матроса Ша- лина за халатность в сохранении материальной части. Вот эта повседневная требова тельность дисциплинирует матро сов, воспитывает у них ис полнительность, уважение к при казу, любовь к службе. П. ПЕТРУХИН. Спасибо за внимание и заботу! мичман Соло- Группа курсантов Военно- Морского Политического учили ща окончила практический курс учебы на кораблях Северного флота. Курсанты ознакомились с бое выми средствами корабля, его Oi низацией, приобрели разно сторонние морские навыки. В этом нам большую помощь ока зали лучшие специалисты ко- рпПля — главный старшина Де мидов, старшина 2 статьи Гах, главный боцман минчук и другие. Повседневное внимание нам уделяло и командование корабля. Помощник командира корабля каиитан-лейтенаит Лившиц пос ле ознакомления с нашей иР®- граммой тщательно контролиро вал ее выполнение, оказывал разнообразную помощь. Командир Корабля систематически интере совался прохождением нашей практики* Все это дало возможность на шей группе наиболее эффектив но провести свою месячную практику. Поэтому мы гердечпо благодарим командование к весь личный состав корабля за вни мание и заботу. Старшина группы практикан тов ВМПУ главный старшина В . ТКАЧ У К . Курсанты миронов , аясмонт. Здесь учатся будущие боцмана Чисто н опрятно в классе, где обучаются будущие боцмана. Здесь есть все необходимое — такелажные инструменты, тали, стальные и растительные тросы, кранцы, корабельные швабры и щетки, маты, спасательные поя са, концы тросов, заделанные редькой. Все это изготовлено са мими молодыми матросами под ру ководством старшины 1 статьи Перевознивова — их учителя. Инструктор Перевознкков, прежде чем начать занятия, про веряв* внешний вид матросов, следя, чтобы вей были одеты строго <по форме, как и полагается будущим боцманам. Начинается урок по такелаж ным работам. Краснофлотцы, во оружившись стальной свайкой, делают короткий сплесень на стальном тросе. Перевозников на блюдает за работой, иногда даст совет, сделает замечание. Работа спорится дружно. Уже ввдпы пер вые навыки, воспитанные опыт ным старшиной. Сразу заметно, что матросы Виноградов н Жари- нов закончат работу’ быстрее дру гих. Так оно я оказалось. Доволь ные, что быстрее и лучше! осталь ных справились с работой, они докладывают об этом старшине. Следующий урок посвящен якорному устройству. Ученики с* вниманием слушают интересный рассказ преподавателя Лешенко. Вот он закончил об’яснёние. Ма тросы задают различные вопросы. Им мало объяснений, данных за урок, они интересуются деталями. И в каждом из них — пытливая любознательность молодого bohhv желание знать изучаемый предав# досконально, запастись обширны ми знаниями. После обеденного перерыва матросы занимались на шлюпке. Старшины 1 статьи Троицкий И Фокин терпеливо и хорош* учат будущих боцманов хождени» на шлюпке на веслах и под пару сами, показывают, как надо си-' деть, держать в руках весло, де лать правильный гребок. Учеба идет успешно. Скор* флот подучит новый отряд боц манов. А . ЯШ К И Н . Учебный отряд.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz