Краснофлотец.1946 год. Апрель.

К Р А С Н ОФ Л О Т Е Ц __________________ 2 _________ М апреля 1946 г., № 100 (2486) ■■■■' --....... ——I Д Д Из опыта боевой подготовки Обучение и тренировки наводчиков ПРИМЕР, КОТОРЫЙ МНОГОМУ УЧИТ 22 апреля 1945 года миноно­ сец «Карл Либкнехт» обнаружил в море вражескую подводную лод­ ку. После сильной бомбежки лод­ ка стала всплывать. Показалась исковерканная рубка. Старши­ на 1 статьи Валлеулпй мгновенно открыл огонь из орудия. В считан­ ные секунды наводчик старший краснофлотец Лрмош поймал цель, и пока лодка находилась в секторе носового орудия, артиллеристы тремя ныряющими снарядами уго­ дили ей в борт. Дружно ударили орудия кормо­ вой батареи. Только на одну мину- _ту появилась рубка лодки над во­ дой, но ■ этого бремени хватало артиллеристам, чтобы добить лод­ ку. В потоплении подводной лод­ ки главную роль сьпрали наводчи­ ки Ярмош, Михайлов, Аксенов, Сергеев и Петрушин, сумевшие мгновенно поймать цель и обеспе­ чить меткую стрельбу. Этот пример показывает, как велнка роль наводчиков, особенно в скоротечном артиллерийском бою. I От того, насколько быстро и пра­ вильно будут они наводить на цель, зависит меткость огня. Это показал опыт войны. Вот почему в мирных условиях при подготовке орудийных расчетов особое внима­ ние нужно уделять обучению и тренировкам наводчиков. ОТ ПРОСТОГО ПЕРЕХОДИМ К СЛОЖНОМУ Большинство наводчиков мино­ носца «Карл Либкнехт» — моло­ дые краснофлотцы. Понятно, что их обучение сопряжено с больши­ ми трудностями. Если, скажем, бы­ валого заряжающего можно сразу же тредировать в наводке, то с мо­ лодым краснофлотцем прежде надо изучить материальную часть ору­ дия, а потом уже знакомить с пра­ вилами наводки. Так мы и сделали. Лишь после того, как краснофлотцы изучили материальную часть, твердо усво- /•или обязанности по приготовлению механизмов к бою, командиры ору­ дии под контролем старшины груп­ пы комендоров Хохлова присту­ пили к обучению краснофлотцев наводке. Когда краснофлотцы хорошо это усвоили, началось обучение непосредственно на боевых постах, у орудий. Старшина подавал со­ ответствующую команду и прика­ зывал начать наводку. Первичная тренировка проводилась по непод­ вижным целям. Наводчики, совместив перекре­ стие нитей прицела с целью, док­ ладывали о результатах. Вполне понятно, что на тренировках дей­ ствия молодых наводчиков надо жестко контролировать. Команди­ рыорудий так и поступали. Вынув стреляющее приспособление, они через отверстие в боевой плите в Ппнокль наблюдали точность на­ водки на нулевых установках при­ цела и целика. Постепенно тренировки в про­ стейших условиях заменялись бо­ лее сложными. Старшины приуча­ ли наводчиков к скупым, проду­ манным движениям. Не допуска­ лось ни одного лишнего движения. Это сокращало время наводки, приближая его к нормативным по­ казателям. Чтобы отработать заданную скорострельность, мы применяли -ревуны и свистки. По проценту пропуска, а также по количеству несовмещений креста нитей с целью в момент залпа наводчикам давалась - оценка. Одновременно командиры орудий производили подробный разбор ошибок. ОТРАБОТКА АВТОМАТИЗМА В ДЕЙСТВИЯХ Вторым этапом тренировки на­ водчиков палубной артиллерии яв­ ляется обучение на приборе Кры- ) лова, когда начисто отрабатывают­ ся четкость в движениях, автома­ тизм. Это очень ответственный пе­ риод в подготовке расторопных, знающих свое дело наводчиков. В организации и проведении таких тренировок большая роль принад­ лежит старшине группы палубных конендоров. Старшина группы палубных ко­ мендоров Хохлов правильно руко­ водит командирами орудий. Каж­ дому ив них он дает определенное задание, рассказывает, как лучше его выполнить. Он заботится отом, чтобы тренировки на приборе Кры­ лова проводились Не только днем, но и ночью. После каждой тренировки лист­ ки с результатами наводки по каж­ дому упражнению в отдельности представляются командиру БЧ-П. В присутствии наводчиков он про­ изводит разбор тренировок, дает оценки, указывает на недостатки. Ночным тренировкам уделяется особое внимание. Они часто прово­ дятся в противогазах. Причем, во всех случаях наводчики трениру­ ются в наводке не просто по чер­ ному перекрестию прибора Крыло-/ ва, а в основном по миниатюрному рисунку корабля. РЕЗУЛЬТАТ УПОРНОЙ УЧЕБЫ Боцманская команда эсминца «Жгучий» 'под руководством боцмана П. Нуиот» готовит шл юпку к «пуску на воду. Фото Л. Огурцова В результате такого метода обу­ чения и тренировок наводчиков мы сумели в короткий срок добиться хороших результатов. Наводчики, дававшие раньше на приборе Кры­ лова балл 0,60, через некоторое время резко увеличили показатели и стали давать балл 0,85—0,90. А такие наводчики, как красно­ флотцы Гончаров, Соколов, Ти­ шин, Фролов — 1,0. На комендорских стрельбах, проведенных несколько дней назад, эти наводчики получили отличные и хорошие оценки. Даже вторые наводчики из числа строевых краснофлотцы Лунев и Щеголь, имевшие на пульных стрельбах удовлетворительные результаты, благодаря тренировкам на приборе Крылова с макетом сдали задачу с хорошей оценкой. К тому же, стрельба проводилась при сильном ветре и непрерывных снежных зарядах. На достигнутых успехах мы не останавливаемся. Командиры ору­ дий еще более целеустремленно тренируют наводчиков, глубоко изучают с ники материальную часть орудий, учат наводчиков уп­ равлять огнем орудий в простей­ ших условиях. Мыстремимся под­ готовить таких наводчиков, кото­ рые бы не уступали в мастерстве бывалым артиллеристам. Старший лейтенант Е. МИХАЙЛОВ. ШЛЮПЕИ НА ВОДУ! Гребцы готовятся к соревнованиям Старшина 2 статьи Громов,1раз рассказывает устройство шлюпки, заботясь о том, чтобы гребцы твердо запомнили все де­ тали, вооружения, чтобына сорев­ нованиях они могли блеснуть не только своей ловкостью и вынос­ ливостью, но и уверенными отве­ тами по устройству шлюпки. —А ну-ка, где находятся«ры- бины»?— спрашивает боцнан мо­ лодого краснофлотца Соколова. Соколов не теряя зря времени на ремонте шлюпки, старался уз­ нать от старослужащих как мож­ но больше об ее устройстве, и на вопрос боцмана отвечает уверенно. — Хорошо!—одобряет бЪцман. —Готовьтесь старательнее. Ско­ ро услышим команду: «Шлюпки на воду!» Вот тогда постарайтесь не уронить честь нашего корабля. Вся эскадра на вас будет смотреть! Четверка гребцов не только уси­ ленно ремонтирует свою шлюпку, но и вспоминает прошлогодние гонки, допущенные тогда ошибки, чтобы не повторить их в этом ГО­ ДУ- Правда, «старики» беспокои­ лись — как покажет себя нови- старпше краснофлотцы Антрушин н Белоус давно известны на эскад­ ренном миноносце «Карл Либк­ нехт» как умелые гоночные греб­ цы. Они неоднократно участвова­ ли в шлюпочных соревнованиях. Сейчас Громов, Антрушин и Белоус под руководством бывало­ го моряка боцмана глазстарпшны Стукай готовят шлюпку к пред­ стоящим соревнованиям. Сильным гребцом показал себя молодой краснофлотец Соколов. Он также включен в число гоночных греб­ цов. Все четверо вместе со строевы­ ми краснофлотцами из боцманской группы усиленно ремонтируют на пирсе корабельную шлюпку. Ак­ куратно сделанные весла, банки, прямые, очищенные для шпаклев­ ки пазы радуют глаз чистотой работы. Боцман виимательно осматри­ вает шлюпку и не находит в ре­ монте никаких недостатков. Вид­ но, что реионт сделан руками на­ стоящих любителей иорского спор­ та- Тут же боцман вспоминает и рассказывает будущий гребцам олгучан из своей богатой морской [ практики, учит не упускать из внимания ремонт' мелких деталей оборудования шлюпки: в море и пустяк подвести может. Он еще ПШЕНЕ УДАЧНО ПРОВЕДЕНЫХСТРЕЛЬБ На прошедших недавно комен­ дорских стрельбах артиллеристы эсминца «В. Куйбышев» показали высокое мастерство. НаводчикиКа­ нюков, Калинин, Соколов и Ваня- ев быстро ловилицель, точно наво­ дили. Хорошо действовали и ос­ тальные ноиера орудийных расче­ тов. Успех стрельб об’ясняется тем. что в БЧ-П за последние месяцы резко улучшилась организация за­ нятий по специальности и трени­ ровок на боевых постах. Коман­ диры орудий старшина 2 статьи Горохов, старшие краснофлотцы Молчанов, Цветков, краснофлотец Козин сумели не только обучить подчиненных управлять техникой, но и систематически передавали им свой боевой опыт, учили эко номить время, устранять задерж­ ки и заедания. В целях обобщения и более глу­ бокого изучения опыта войны а передачи его нолодыи красно­ флотцам по инициативе лм- тенанта Потапова артиллеристы корабля на-днях соберутся на тех­ ническую конференцию. Доклад об опыте экеплоатации орудий главного калибра в бою сделает бывалый артиллерист старший краснофлотец Молчанов, прослу­ живший на корабле 5 лет и неод­ нократно участвовавший в стрель­ бах по укреплениям и живой силе врага:. Молчанов расскажет о той, как нужно готовить орудие к откры­ тию огня, какие бывают характер­ ные задержки и заедания во вре­ мя стрельбы и способы их устра­ нения. В * технической конференция примут участие все краснофлотцы группы палубных комендоров. Ко­ мандиры орудий Горохов, Козип, Цветков расскажут об эксплоата- цнн орудий, основываясь на своем опыте, который они приобрели за время войны. Лейтенант Потапов уделяет серьезное внимание предстоящей технической конференции. Недавно „ „ п * он провел с командирами орудии чок Соколов. Но Соколов работает !беседу, рассказав им о целях кон- напористо, подстать «старикам». На-днях гребцы доложат боцману: — К соревнованиям готовы! И. КУВШИНОВ. ференции, о том, как они должны подготовиться к ней сами, а так­ же подготовить своих подчинен­ ных. Г. МАТРОСОВ. МУЗЕЙ СЕВЕРОМОРСКОЙ СЛАВЫ У под’езда'Устоаовлены мощ­ ные советские орудия с красны­ ми звездами «а стволах. Немно­ го поодаль и» земле леяснт вра­ жеская техника: помятые пуш­ ки, танки, обитые самолеты. Это — вход в военный музей Северного флота. Музей еще только создается, “во то. что^иве сделаио, позволяет судить о значении, «второе! он будет иметь для моряков, с любовью научающих историю своего фло­ та. ...Огромно» полотно, украша­ ющее стену, изображает карти­ ну приезда на север товарища Сталина в сопровождении това­ рищей Кирова и Ворошилова в 1933 году. В самом большом за­ ле расположены реликвии Ве­ ликой Отечественной войны — оружие героев-североморцев. На стенах — схемы боевых опера­ ций «а море я суше, далее скулылтуры. портреты Героев Советского Союза. Рядом—бое­ вые знамена. Радостное впе­ чатление у зрителя оставляет зал. посвященный .изгнанию врага из пределов Советского Заполярья. Называется он «Зал Победы». Торжественно выгля­ дит огромное панно: «Победный та». Реликвии, доставленные с боевых кораблей, донесения с фронтов хранят память о слав­ ных победах североморского оружия. Таков экспозиционный план музея, разработанный ху­ дожниками Успенским и Свеш­ никовым. Сейчас идет кропотливая ра­ бота по организации музея. Уже отремонтированы просторные светлы© залы, подбираются экс­ понаты, заказываютсяи пишут­ ся картины. Успешно идет обор и коллекционирование важней­ ших исторических материалов. Большая заслуга в этой работе принадлежит начальнику музея капитану Драчкову. В одном из эало<в пишут свои картины художники - северо­ морцы Успенский, Свешников, Игнатьев, Макаров, Евдокимов. Они были свидетелями и уча­ стниками героической обороны Заполярья. Сейчас они вклады­ вают в работу вое свое мастер­ ство, стараясь правдиво изо­ бразить отдельные боевые эпи­ зоды из жизни Северного флота. Нельзя без волнения смотреть на картину художника Игнать­ ева, изображающую бой зенит­ ной батареи с немецкими само­ летами. В картиие хорошо перо- салют кораблей Северного фло- дано суровое напряжение лиц и фигур зенитчиков, их непрек­ лонное стремление победить. На другой картине Игнатьева, изображающей бой разведотря^ да капитана Варченко с гарни­ зоном немецкой батареи, прив­ лекает внимание разведчик - североморец, который под огвем врага проделывает проход для товарищей в проволочном за­ граждении. Следует отметить представ­ ленные в музей интересные картины художников - сев^тю- морцев: Свешникова — «Алое знамя нал Лиинахамари», Мака­ рова — «Бой катера с немецки­ ми самолетами». Успенского — «Подвиг краснофлотца Ники­ тина» и «Севеоаморцы под Ста­ линградом». В этих картинах многие североморцы, посетив­ ши© музей, увидят себя, вспом­ нят славггые этапы пройденно­ го флотом пути. Создание военного музея — радостное событие в культурной жизни флота. Экспонаты музея будут наглядно рассказывать морякам о зарождении Север­ ного флота, о славных подвигах североморцев в дни Великой Отечественной войны и о том. как несут свою боовую вахту моряки Северного флота на мор­ ских рубежах любимой Родины. Е. ЛЕЛНРЯ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz