Краснофлотец.1946 год. Апрель.

2 К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 24 апреля 1946 г.. #6 96 (2482) г Благодаря настойчивости в <5о?вой учебе и постоянным тре­ нировкам, орудийный расчет старшины 2 статьи Н. Гри­ шаева является передовым на эсминце «Доблестный». НА СНИМ КЕ: старшина 2 статьи Н. Гришаев принимает зачеты у своих подчиненных. Фото Л . Огурцом. КОРАБЛЬ СТАНОВИТСЯ В ДОК Аврал! По всем палубам и помещени­ ям корабля звучат звонки гром­ кого боя. Личный состав — на евоих боевых постах. Командиры аварийных партий старшины 1 статьи Сурядов и Алексеев док­ ладывают, что иллюминаторы, люки, горловины и двери водо­ непроницаемых переборок зад- уаены. ч Буксиры осторожно втягива­ ют корабль в док и ставят над клетками килевой дорожки и кильблоками, которые отлично приготовлены бригадой красно­ флотцев под руководством стар­ шины 1 статьи Сергеева и рабо­ чими дока. После тщательного обтягивания квартовых па корабле буксиры выходят из дока. Закрываются батопорты. Мощные насосы начи­ нают откачивать воду. Наступил ответственный момент: оцеитров- ка корабля, чтобы он точно встал ^ на приготовленное ложе, иоложе- 1 Ле которого показывают вис я ­ щие высоко над палубой отвесы. Наконец днище приблизилось к клеткам. Доковый водолаз т. Ма- лашенко спускается в воду, про­ веряет осадку корабля. Корабль садится точно на ложе. Вода выкачена: устанавливается трап, по которому моряки спуска­ ются посмотреть на подводную часть своего корабля. От форштев­ ня до ахтерпгтевпя она покрыта плотным грязно-рыжим слоем от­ ложений морской воды. Молодые краснофлотцы впервые видят ог­ ромные винты, руль, гребные ва­ лы, кронштейны. В дншце видны кингстоны, отливные отверстия. После осмотра краснофлотцы вооружаются скребками, железны­ мищетками и начинают счищать с корпуса наросты. Под <звуки передаваемой по ра­ дио музыка машинисты, кочега­ ры, рулевые, комендоры быстдо и ловко орудуют скребками и щетка­ ми. В перекурках старослужащие вспоминают, как на корабль, когда он стоял в этом же дот*, налетели однажды немецкие самолеты. Ко­ мендоры без, опоздания открыли с палубы неподвижного корабля огонь. Атака самолетов была от­ бита, одии из стервятников рухнул в сопюи. Рабочие дока тут же, как толь­ ко закончилась очистка, присту­ пили к ремонту. Немного дней пройдет до того момента, как ко­ рабль снова вступит в строй. Б. НАУМОВ. Мелочная опека—неметод воспитания Однажды среда старшин пэдраз деления капитана Даииленко за­ шел разговор о том, как правильпо обучать и воспитывать подчинен­ ных. Вспомнили, к слову, стар­ шего сержанта Старосельского, переведенного недавно в другую часть. — Замечательный был коман­ дир! Вот кто действительно забо­ тился о краснофлотце! — сказал старшина Клочков. — Как сказать, — отозвался ссржант Галиновский. — Я ни­ когда не соглашусь с тем, что забота, какую Старосельский цроявлял о краснофлотцах, может принести пользу. Разве полезно для воспитания подменять во всем краснофлотца? А Отаросельский именно так и делал. Это привело к тому, что некоторые красно­ флотцы не решаются, например, сами сделать даже мелкий ремонт. — Вот, например, Ефимов. Он имеет 8 классов образования, до прихода на флот былчиемивго зна­ ком с техникой. У Старосельского Ефимов пробыл около года я вот уже несколько месяцев, как закон- гчил изучение программы. Но са­ мостоятельно обслуживать мате­ риальную часть он не может. Вот до чего довела «забота» Старосель­ ского. Некоторые поддержали сержан­ та Галиновского, кое-кто с мим не согласился. Разгорелся спор. Разговор о каманднре отделе­ ния Старосельском не случайно задел за .живое старшин этого подразделения. Дело * том, что не все они правильно понимают, в чем должна состоять подлинная забота о краснофлотцах. Отдельные млад­ шие командиры, подчас сами того не замечая, занимаются мелочной опекой своих подчиненных. Взять, к примеру, командира отделения старшего краснофлотца Елина. Как-то краснофлотец Гре­ бнев попросил его рассказать об электрооборудовании. Командир отделения ответил на интересую­ щий краснофлотца вопрос, причем. его не удявнло то обстоятельство, что вопрос был элементарный, и знать его Гребнев был обязан. Начав с этого, командир отделения Из опыта старшин одного подразделения впоследствии еще более усугубил свою ошибку. Гребнев во многих вопросах уже разбирался сам и в помощи командира не нуждался, но Елин все же на каждом шагу продолжал опекать Гребнева, вме­ сто того, чтобы приучать к само­ стоятельным действиям. И красно­ флотец привык к этому. Встре­ тившись с каким - пибудь бо­ лее или менее трудным вопрос, зм, над которым следует подумать, он п не старался разрешить его, не заглядывал в учебник или чертеж, не шел к машине, а отправлялся за «помощью» к командиру отде­ ления. Что же получилось? Греб­ нув так и не научился до сих пор работать на материальной части и сейчас считается отстающим. Бывают в практике старшин и иного порядка ошибки. Старшина Клочков обратился к помощнику командира иодразделения с прось­ бой заменить фланелевки не­ которым краснофлотцам. Просьба, казалось бы, вполне законная. Но возникает вопрос: ночему у крас­ нофлотцев других отделении чис­ тое, крепкое, хорошее обмундиро­ вание, а у подчиненных Клочкова фланелевки порваны, тельняшки и особенно, рабочее платье гряз- иые? Ведь сроки носки и качество материала одинаковы у всех. Причина в том, что краснофлот­ цы отделения Клочкова небрежно относятся к обмундированию, бы­ стро приводят его в негодность, а потом ждут, пока командир выхло­ почет им новое. А ведь подлинная забота о подчиненном в данном случае заключается в том, чтобы привить всем краснофлотцам на­ выки самообслуживания и береж­ ного отношения к обмундирова­ нию. Подлинную заботу о подчинен­ ных легко отличить от мелкой оне- ки. Вот какой случай произошел в отделении сержанта Галинов­ ского. Один из его подчиненных, краснофлотец Чепиков, слабо знал материальную часть. Командир отделения помог ему разобраться в сложных вопросах, а затем предложил краснофлотцу деталь­ но изучить устройство отдельных механизмов. Оа всходил из того, что будет полезнее, если Чепиков продолжит учебу самостоятельно. Однако краснофлотец в свобод­ ное время ни разу не заглянул в конспект, не просмотрел черте­ жей и схен. Галиновский погово­ рил с ним на эту тему, строго предупредил. Как-то Ченикову поручили проверить работу отремонтирован­ ного мотора. Краснофлотец долго трудился, но никак яе мог заве­ сти двигателя. Он несколько раз просматривал его, нажимал на стартер, но все попытки были тщетны. Вдруг мотор неожиданно загудел и стал работать с пере­ боями и стуком. Подошел командир отделения. — Что у вас? — спросил он. — В ноторе неисправность, но я ее еще не обнаружил. Галиновский осмотрел мотор сразу же обнаружил неполадку, которая так смущала краснофлот­ ца. Она была простейшей, п ее легко можно было заметить. Командир отделения не сказал сразу, какой дефект в моторе, а решил, чтобы краснофлотец сам обнаружил его. — Подумайте, от чего может перегреваться дзигатель, и устра­ ните неисправность, — сказал командир, уходя от машины. Краснофлотец долго еще во­ зился у двигателя и только спустя три часа исправил непо­ ладку. Урок не ирошел даром. Чепиков после этого случая кс- ренным образом изменил свое от­ ношение к учебе. Каждый младший командир дол­ жен постоянно заботиться о своих подчиненных. Но не следует за­ боту превращать в мелочную опе­ ку, как это практикуют некото­ рые старшины. Подлинная забота состоит в том, чтобы, помогав краснофлотцу, в то ж>* время пре­ доставлять ему больше самостоя­ тельности, воспитывать его уве­ ренным в свои силы я знания, способным преодолевать трудно­ сти. Лейтенант И. ВЛАСОВ. Советы молодым радистам КАК УВЕЛИЧИТЬ ДОЛГОВЕЧНОСТЬ РАДИОЛАМПЫ На многих кораблях нашего флота кахту у сложной радио­ аппаратуры несут молодые кра- с нофлотц ы. Они теоретически изучили технику, неплохо ра­ ботают .на ключе, правильно и ри нимают радиоттраммы. По этого для радиста мало. Р а ­ дист, как известно, обслуживает сложную, дорогостоящую аппа­ ратуру. Вполне понятно, что продлить долговечность радио­ аппаратуры — значит сэконо­ мить государству большие средства. Мне довелось ознакомиться с работой некоторых молодых ра­ дистов. Работают бойко, а вот сохранять технику еще но на­ учились. Особенно острой проб- л емой является удл инейие срока службы радиолами. Нуж­ но прямо сказать, что радио­ лампы задают много хлгшот молодому радисту. Чуть закап­ ризничала одна из лами, как ра­ дист уже считает, что она «по­ теряла эмиссию» и к работе непригодна. Это неверно. Как известно, эмиссией при­ нято на-швэть способность на- каленной нити излучать электро иы. Ток. протекающий через ра­ диолампу, называется «током. эмиссии». Если говорят, что лодипа потеряла эмиссию — ото значит, что нить накаливания но излучает то количество электронов, которое нужно для того, чтобы радиолампа работа­ ла в нормальном режиме. Однако если радиолампа потеряла ча«сть эмиссии, это не значит, •что она «вышла из строя. Такая лампа вполне может действо­ вать. Надо только повысить на­ пряжение на нить накаливания. При повышенном напряжении неизбежно повышается и излу­ чение ничью накала электронов и, следовательно, эмиссия будет восстановлена. Так как лампы питает один источник электроэнергии, то вполне понятно, что 'повысить напряжение только одной лам­ пы, не затрагивая других, нельзя. Повышая же напряже­ ние во всей цепи, радист не­ вольно повышает излучение электронов всеми лампами, в том числе и теми, которые эмиссию еще сохранили. Ясно, что дол­ говечность этих ламп намного сократится. Может быть и хуже, — произойдет закупорка электронов, и лампы выйдут из строя через несколько часов «осле начала работы на новом режиме. К ак же поступить, когда одна из ламп приемника «потеряла эмиссию»? Опыт показал, что лучш е все­ го такую лампу заменить но­ вой, а лампу, «потерявшую эмиссию», оставить в запасе. Когда таких ладан наберется полный комплект, радист впол­ не может, да и обязан, исполь­ зовать его для работы. Тогда можно смело повышать напря­ жение. не опасаясь, что в лам­ пах произойдет закупорка электронов. Следует отметить, что изго­ товление радиоламп — сложный технический процесс. Произ­ водство высококачественных многосеточных л а м , таких, как «пентод, пентагрид, диод, октод двойной диодлннтод, ко­ торый может выполнять функ­ ции оразу трех радиоламп. — сопряжено с большими трудно­ стями. Помимо того, что эти радио­ лампы очень ценны, оян еще и чрезвычайно сложны яо кон­ струкции и поэтому нуждаются в особенно тщательном уходе. Одним из важнейших условий, способствующих увеличению срока службы лаат. является поддержание радистом стро­ жайшего режима питагсяя. А не. которые молодые ■специалисты считаю т нормальным такое яв- двние, когда одну недолю на лампы дается нормальное пита­ ние, а потом его повышают. Ясно, что в таких случаях мо­ жет произойти закупорка ламн, а значит и потеря ими эмиссии. Правда, совершенно предо­ хранить лампу от потери эмис­ сионного тока нельзя, но ча ­ стично можно. Как известно, прием и пере­ дача радиограмм не -всегда ве­ дется на одном и том же рас­ стоянии. Иногда это расстояние довольно велико, иногда же из­ меряется десятками километров. Зная мощность и диапазон своего передатчика, радист на дальних расстояниях может ра­ ботать, подавая на анод и накал полное напряжение. И. наоборот, нет никакой необходимости по­ давать на анод и накал норма­ тивное напряжение, когда 'прием или передача идут на близкое расстояние. В таких случаях лучш е работать на пониженной мощности. Слышимость от это­ го не ухудшается, зато нагруз-/ ка на радиолампы намного уменьшится и эмиссионность сохранится на более продолжи­ тельное время. Многие радисты, заменив вы­ шедший из строя комплект ламп новым, продолжают работать на прежнем напряжении. Опытный радист так не сделает. Когда в радиоприемник поставлен но­ вый комплект ламп, работать рекомендуется на пониженном напряжении. Если, скажем, на накал ламп полажено подавать 1 вольта, а на анод 160. то луч­ ше всего первоначально пода­ вать на анод 140 — 150 вольт, а также несколько не доводить до ограничителя ручки реостата накала. Это увеличивает долго­ вечность радиоламп, улучш ает режим их работы. Частенько У молодых ради­ стов бывает еще такой промах в работе. Оставят приемник иод питанием и начинают ставить лампы. Все как будто бы нор­ мально. Лампы поставлены, пи­ тание есть, а приемник не дей­ ствует. Начинает радист искать причину и обнаруживает, что сгорели только что поставлен­ ные лампы. Почему? Да потому, что они получили полную на­ грузку сра-зу. А, может быть, радист, вставляя лампы, пере­ путал отверстия в гнездах и ножки ламл. В результате про­ изошло замыкание, и «лампы сгорели». Вывод из сказанного прост. Если приемник под питанием, ламгпы вставлять нельзя. Надо •выключить питание и потом уже производить замену ламп. •Старослужащие радисты, име­ ющие богатый практический опыт экоплоатоции радиоаппа­ ратуры, должны всемерно помо­ гать молодым, учить их не только тому, как быстро и точ­ но принять или «передать радио­ грамму, но и как сберегать до­ рогостоящую технику, не допу­ скать оплошностей в ее якспло- атации. Лейтенант Ь. ГУЛЯЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz