Краснофлотец.1946 год. Апрель.
2 К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 24 апреля 1946 г.. #6 96 (2482) г Благодаря настойчивости в <5о?вой учебе и постоянным тре нировкам, орудийный расчет старшины 2 статьи Н. Гри шаева является передовым на эсминце «Доблестный». НА СНИМ КЕ: старшина 2 статьи Н. Гришаев принимает зачеты у своих подчиненных. Фото Л . Огурцом. КОРАБЛЬ СТАНОВИТСЯ В ДОК Аврал! По всем палубам и помещени ям корабля звучат звонки гром кого боя. Личный состав — на евоих боевых постах. Командиры аварийных партий старшины 1 статьи Сурядов и Алексеев док ладывают, что иллюминаторы, люки, горловины и двери водо непроницаемых переборок зад- уаены. ч Буксиры осторожно втягива ют корабль в док и ставят над клетками килевой дорожки и кильблоками, которые отлично приготовлены бригадой красно флотцев под руководством стар шины 1 статьи Сергеева и рабо чими дока. После тщательного обтягивания квартовых па корабле буксиры выходят из дока. Закрываются батопорты. Мощные насосы начи нают откачивать воду. Наступил ответственный момент: оцеитров- ка корабля, чтобы он точно встал ^ на приготовленное ложе, иоложе- 1 Ле которого показывают вис я щие высоко над палубой отвесы. Наконец днище приблизилось к клеткам. Доковый водолаз т. Ма- лашенко спускается в воду, про веряет осадку корабля. Корабль садится точно на ложе. Вода выкачена: устанавливается трап, по которому моряки спуска ются посмотреть на подводную часть своего корабля. От форштев ня до ахтерпгтевпя она покрыта плотным грязно-рыжим слоем от ложений морской воды. Молодые краснофлотцы впервые видят ог ромные винты, руль, гребные ва лы, кронштейны. В дншце видны кингстоны, отливные отверстия. После осмотра краснофлотцы вооружаются скребками, железны мищетками и начинают счищать с корпуса наросты. Под <звуки передаваемой по ра дио музыка машинисты, кочега ры, рулевые, комендоры быстдо и ловко орудуют скребками и щетка ми. В перекурках старослужащие вспоминают, как на корабль, когда он стоял в этом же дот*, налетели однажды немецкие самолеты. Ко мендоры без, опоздания открыли с палубы неподвижного корабля огонь. Атака самолетов была от бита, одии из стервятников рухнул в сопюи. Рабочие дока тут же, как толь ко закончилась очистка, присту пили к ремонту. Немного дней пройдет до того момента, как ко рабль снова вступит в строй. Б. НАУМОВ. Мелочная опека—неметод воспитания Однажды среда старшин пэдраз деления капитана Даииленко за шел разговор о том, как правильпо обучать и воспитывать подчинен ных. Вспомнили, к слову, стар шего сержанта Старосельского, переведенного недавно в другую часть. — Замечательный был коман дир! Вот кто действительно забо тился о краснофлотце! — сказал старшина Клочков. — Как сказать, — отозвался ссржант Галиновский. — Я ни когда не соглашусь с тем, что забота, какую Старосельский цроявлял о краснофлотцах, может принести пользу. Разве полезно для воспитания подменять во всем краснофлотца? А Отаросельский именно так и делал. Это привело к тому, что некоторые красно флотцы не решаются, например, сами сделать даже мелкий ремонт. — Вот, например, Ефимов. Он имеет 8 классов образования, до прихода на флот былчиемивго зна ком с техникой. У Старосельского Ефимов пробыл около года я вот уже несколько месяцев, как закон- гчил изучение программы. Но са мостоятельно обслуживать мате риальную часть он не может. Вот до чего довела «забота» Старосель ского. Некоторые поддержали сержан та Галиновского, кое-кто с мим не согласился. Разгорелся спор. Разговор о каманднре отделе ния Старосельском не случайно задел за .живое старшин этого подразделения. Дело * том, что не все они правильно понимают, в чем должна состоять подлинная забота о краснофлотцах. Отдельные млад шие командиры, подчас сами того не замечая, занимаются мелочной опекой своих подчиненных. Взять, к примеру, командира отделения старшего краснофлотца Елина. Как-то краснофлотец Гре бнев попросил его рассказать об электрооборудовании. Командир отделения ответил на интересую щий краснофлотца вопрос, причем. его не удявнло то обстоятельство, что вопрос был элементарный, и знать его Гребнев был обязан. Начав с этого, командир отделения Из опыта старшин одного подразделения впоследствии еще более усугубил свою ошибку. Гребнев во многих вопросах уже разбирался сам и в помощи командира не нуждался, но Елин все же на каждом шагу продолжал опекать Гребнева, вме сто того, чтобы приучать к само стоятельным действиям. И красно флотец привык к этому. Встре тившись с каким - пибудь бо лее или менее трудным вопрос, зм, над которым следует подумать, он п не старался разрешить его, не заглядывал в учебник или чертеж, не шел к машине, а отправлялся за «помощью» к командиру отде ления. Что же получилось? Греб нув так и не научился до сих пор работать на материальной части и сейчас считается отстающим. Бывают в практике старшин и иного порядка ошибки. Старшина Клочков обратился к помощнику командира иодразделения с прось бой заменить фланелевки не которым краснофлотцам. Просьба, казалось бы, вполне законная. Но возникает вопрос: ночему у крас нофлотцев других отделении чис тое, крепкое, хорошее обмундиро вание, а у подчиненных Клочкова фланелевки порваны, тельняшки и особенно, рабочее платье гряз- иые? Ведь сроки носки и качество материала одинаковы у всех. Причина в том, что краснофлот цы отделения Клочкова небрежно относятся к обмундированию, бы стро приводят его в негодность, а потом ждут, пока командир выхло почет им новое. А ведь подлинная забота о подчиненном в данном случае заключается в том, чтобы привить всем краснофлотцам на выки самообслуживания и береж ного отношения к обмундирова нию. Подлинную заботу о подчинен ных легко отличить от мелкой оне- ки. Вот какой случай произошел в отделении сержанта Галинов ского. Один из его подчиненных, краснофлотец Чепиков, слабо знал материальную часть. Командир отделения помог ему разобраться в сложных вопросах, а затем предложил краснофлотцу деталь но изучить устройство отдельных механизмов. Оа всходил из того, что будет полезнее, если Чепиков продолжит учебу самостоятельно. Однако краснофлотец в свобод ное время ни разу не заглянул в конспект, не просмотрел черте жей и схен. Галиновский погово рил с ним на эту тему, строго предупредил. Как-то Ченикову поручили проверить работу отремонтирован ного мотора. Краснофлотец долго трудился, но никак яе мог заве сти двигателя. Он несколько раз просматривал его, нажимал на стартер, но все попытки были тщетны. Вдруг мотор неожиданно загудел и стал работать с пере боями и стуком. Подошел командир отделения. — Что у вас? — спросил он. — В ноторе неисправность, но я ее еще не обнаружил. Галиновский осмотрел мотор сразу же обнаружил неполадку, которая так смущала краснофлот ца. Она была простейшей, п ее легко можно было заметить. Командир отделения не сказал сразу, какой дефект в моторе, а решил, чтобы краснофлотец сам обнаружил его. — Подумайте, от чего может перегреваться дзигатель, и устра ните неисправность, — сказал командир, уходя от машины. Краснофлотец долго еще во зился у двигателя и только спустя три часа исправил непо ладку. Урок не ирошел даром. Чепиков после этого случая кс- ренным образом изменил свое от ношение к учебе. Каждый младший командир дол жен постоянно заботиться о своих подчиненных. Но не следует за боту превращать в мелочную опе ку, как это практикуют некото рые старшины. Подлинная забота состоит в том, чтобы, помогав краснофлотцу, в то ж>* время пре доставлять ему больше самостоя тельности, воспитывать его уве ренным в свои силы я знания, способным преодолевать трудно сти. Лейтенант И. ВЛАСОВ. Советы молодым радистам КАК УВЕЛИЧИТЬ ДОЛГОВЕЧНОСТЬ РАДИОЛАМПЫ На многих кораблях нашего флота кахту у сложной радио аппаратуры несут молодые кра- с нофлотц ы. Они теоретически изучили технику, неплохо ра ботают .на ключе, правильно и ри нимают радиоттраммы. По этого для радиста мало. Р а дист, как известно, обслуживает сложную, дорогостоящую аппа ратуру. Вполне понятно, что продлить долговечность радио аппаратуры — значит сэконо мить государству большие средства. Мне довелось ознакомиться с работой некоторых молодых ра дистов. Работают бойко, а вот сохранять технику еще но на учились. Особенно острой проб- л емой является удл инейие срока службы радиолами. Нуж но прямо сказать, что радио лампы задают много хлгшот молодому радисту. Чуть закап ризничала одна из лами, как ра дист уже считает, что она «по теряла эмиссию» и к работе непригодна. Это неверно. Как известно, эмиссией при нято на-швэть способность на- каленной нити излучать электро иы. Ток. протекающий через ра диолампу, называется «током. эмиссии». Если говорят, что лодипа потеряла эмиссию — ото значит, что нить накаливания но излучает то количество электронов, которое нужно для того, чтобы радиолампа работа ла в нормальном режиме. Однако если радиолампа потеряла ча«сть эмиссии, это не значит, •что она «вышла из строя. Такая лампа вполне может действо вать. Надо только повысить на пряжение на нить накаливания. При повышенном напряжении неизбежно повышается и излу чение ничью накала электронов и, следовательно, эмиссия будет восстановлена. Так как лампы питает один источник электроэнергии, то вполне понятно, что 'повысить напряжение только одной лам пы, не затрагивая других, нельзя. Повышая же напряже ние во всей цепи, радист не вольно повышает излучение электронов всеми лампами, в том числе и теми, которые эмиссию еще сохранили. Ясно, что дол говечность этих ламп намного сократится. Может быть и хуже, — произойдет закупорка электронов, и лампы выйдут из строя через несколько часов «осле начала работы на новом режиме. К ак же поступить, когда одна из ламп приемника «потеряла эмиссию»? Опыт показал, что лучш е все го такую лампу заменить но вой, а лампу, «потерявшую эмиссию», оставить в запасе. Когда таких ладан наберется полный комплект, радист впол не может, да и обязан, исполь зовать его для работы. Тогда можно смело повышать напря жение. не опасаясь, что в лам пах произойдет закупорка электронов. Следует отметить, что изго товление радиоламп — сложный технический процесс. Произ водство высококачественных многосеточных л а м , таких, как «пентод, пентагрид, диод, октод двойной диодлннтод, ко торый может выполнять функ ции оразу трех радиоламп. — сопряжено с большими трудно стями. Помимо того, что эти радио лампы очень ценны, оян еще и чрезвычайно сложны яо кон струкции и поэтому нуждаются в особенно тщательном уходе. Одним из важнейших условий, способствующих увеличению срока службы лаат. является поддержание радистом стро жайшего режима питагсяя. А не. которые молодые ■специалисты считаю т нормальным такое яв- двние, когда одну недолю на лампы дается нормальное пита ние, а потом его повышают. Ясно, что в таких случаях мо жет произойти закупорка ламн, а значит и потеря ими эмиссии. Правда, совершенно предо хранить лампу от потери эмис сионного тока нельзя, но ча стично можно. Как известно, прием и пере дача радиограмм не -всегда ве дется на одном и том же рас стоянии. Иногда это расстояние довольно велико, иногда же из меряется десятками километров. Зная мощность и диапазон своего передатчика, радист на дальних расстояниях может ра ботать, подавая на анод и накал полное напряжение. И. наоборот, нет никакой необходимости по давать на анод и накал норма тивное напряжение, когда 'прием или передача идут на близкое расстояние. В таких случаях лучш е работать на пониженной мощности. Слышимость от это го не ухудшается, зато нагруз-/ ка на радиолампы намного уменьшится и эмиссионность сохранится на более продолжи тельное время. Многие радисты, заменив вы шедший из строя комплект ламп новым, продолжают работать на прежнем напряжении. Опытный радист так не сделает. Когда в радиоприемник поставлен но вый комплект ламп, работать рекомендуется на пониженном напряжении. Если, скажем, на накал ламп полажено подавать 1 вольта, а на анод 160. то луч ше всего первоначально пода вать на анод 140 — 150 вольт, а также несколько не доводить до ограничителя ручки реостата накала. Это увеличивает долго вечность радиоламп, улучш ает режим их работы. Частенько У молодых ради стов бывает еще такой промах в работе. Оставят приемник иод питанием и начинают ставить лампы. Все как будто бы нор мально. Лампы поставлены, пи тание есть, а приемник не дей ствует. Начинает радист искать причину и обнаруживает, что сгорели только что поставлен ные лампы. Почему? Да потому, что они получили полную на грузку сра-зу. А, может быть, радист, вставляя лампы, пере путал отверстия в гнездах и ножки ламл. В результате про изошло замыкание, и «лампы сгорели». Вывод из сказанного прост. Если приемник под питанием, ламгпы вставлять нельзя. Надо •выключить питание и потом уже производить замену ламп. •Старослужащие радисты, име ющие богатый практический опыт экоплоатоции радиоаппа ратуры, должны всемерно помо гать молодым, учить их не только тому, как быстро и точ но принять или «передать радио грамму, но и как сберегать до рогостоящую технику, не допу скать оплошностей в ее якспло- атации. Лейтенант Ь. ГУЛЯЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz