Краснофлотец.1946 год. Апрель.

2 К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 21 апрзля 1946 г., № 94 (2480) О НЕКОТОРЫХ НЕДОСТАТКАХ В ОБУЧЕНИИ СИГНАЛЬЩИКОВ Каждому сигнальщику известно,- что в ночное время связь с други­ ми кораблями лучше всего поддер­ живать светосигнальным фонарем, а днем — семафорными флажка­ ми или сигнальными флагами. Но это ’з мирное время. В боевых ус­ ловиях дело обстояло несколько иначе. Светосигнальная свя: 1 ь при­ менялась редко, да и то только в базе при тщательно замаскиро­ ванном фонаре.. Не рекомендовалось работать в боевых походах и прожектором: его луч мог легко обнаружить противник. Опыт использования визуальной связи в войне на море наглядно показал, что сигвалыцику недос­ таточно быстро и точно передать сигнал на другой корабль. Ему нужно еще соблюсти маскировку, что 'в боевом походе особенно важ- , но. Война внесла и ряд других су­ щественных поправок в работу сигнальщиков. Однако на некоторых кораблях старшины не всегда считаются с уроками войны и продолжают ра­ ботать по-старинке. Можно наблю­ дать такие случаи, когда в свет­ лое время суток, как на якоре, так и на ходу, на близком расстоянии сигнальщики применяют для свя­ зи прожектор, луч которого ослеп­ ляет и не дает возможности разо­ браться в потоке различных сиг­ налов. Бывает и так. Стоят ночью в базе два корабля. Вдруг на одном из них начинают сигналить про­ жектором. А ведь инструкцией предусмотрено, что прожектор при­ меняется лишь в исключительных случаях, — при передачах на рас­ стояние свыше трех миль, во вре­ мя тумана, дождя или снежного заряда. Работать светосигнальным фо­ нарем направленного действия на­ до тоже с толком. Этот вид связи можно использовать лишь в ночное время, причем фонарь всегда на­ до тщательно затемнять, так чтобы сигналы читались только в небольшом секторе. В море, на сильной качке, сиг­ налы прожектора или фонаря мож­ но не заметить, если сигнальщик не позаботится правильно наве­ сти луч на передаваемый об’ект. Для этой цели опытные сигналь­ щики, прежде чем приступать в передаче, регулируют равновесие прожектора, если у него ослаблен­ ные стопора, прикрепляя допол­ нительные грузы. Фонарь реко­ мендуется держать на руках. Это подтверждает и следующий при­ мер. Группа миноносцев зып-лннла боевую операцию. Флагман нахо­ дился на лидере «Баку». Все рас­ поряжения исходили оттуда. В мо­ мент торпедной атаки командир приказал передать на миноносцы, идущие сзади, важный сигнал. Сигнальщики укрепили фонарь на штыре правого крыла мостика и стали передавать приказ. Но, так как фонарь был закреплен, а корабль сильно качало, то сигналы на одном из кораблей не приняли, и он в атаку не вышел... Наиболее распространенным ви­ дом визуальной связи является се­ мафор. Практика показала, что семафор не только самое простое и падежное средство свя^и на близком расстоянии, но и самое быстрое и четкое. Однако, это воз- се не значит, что таким простым средством связи можно пользовать­ ся без особого навыка и сноровки. Приступая к передаче семафором, сигнальщик прежде всего обязап правильно выбрать себе место, учитывая при этом фон, который способствовал бы лучше видеть флажки, учитывая расстояние до принимающего об’екта и т. д. Говоря о семафорной связи, не­ обходимо отметить некоторые не­ достатки в тренировке сигнальщи­ ков, которые еще до сих пор мож­ но наблюдать на многих кораблях. Кое-где тренируют сигнальщи­ ков в приеме семафора только от одного определенного человека. Это вредная практика. Если сиг­ нальщик натренирован по этому способу, то он может принимать установленное нормативное число сигналов только от того красно­ флотца, е которым постоянно рабо­ тает. А стоит лишь переменить партнера, как прием резко снизи­ тся, некоторые знаки такой сиг­ нальщик совсем не разберет. Флажная сигнализация в бо­ евых условиях была нередко единственным средством связи между кораблями. Война кончи­ лась, и про многофлажную сигна­ лизацию некоторые начали забы­ вать. Бытует лишь сигнализация по однофлажке. Некоторые стар­ шины говорят, что флажное сиг- налопроизводство— дело слишком сложное и медлительное. Опыт го­ ворит о другой: этот вид связи н удобен и необходим, а медлителен он только там, где недостаточно обучены и натренированы сиг­ нальщики. Причины плохой натренирован­ ности сигнальщиков установить не сложно. Дело в том, что отдельные сиг­ нальщики обучаются и трениру­ ются не на боевом посту, где об­ становка во многом соответствует походной, а в кубриках. На этот недостаток мне однажды резопио указал контр-адмирал Фокин. — Как вы тренируете своих сигнальщиков? — спросил меня контр-адмирал. Я ответил, что занятия провожу регулярно. В передаче семафора тренирую на верхней палубе, а остальные виды связи отрабаты­ ваю на занятиях в кубрике. — Вот поэтому ваши сигналь­ щики и работают на фалах не­ удовлетворительно. Вы попробуй­ те проводить занятия не в кубри­ ке, а на боевом посту. Ирезульта­ ты будут совсем другие. Совет коитр-адмирала помог мне вывести отделение на одно из первых мест в соединении. Серьезным недостатком являет­ ся то, что иные старшины учат подчиненных в облегченных усло­ виях. Понятно, что от тренировок по­ добного рода мало проку. Набор сигналов должен состоять не из одного сочетания флагов, а из двух-трех и больше. Н сигналы надо давать не из книги, а но па­ мяти. Если командир отделепия сам хорошо освоит такое енгнало- нроизводетво, то успешно будет учить и подчиненных. Надо настойчивей и кропотли­ вей работать с подчиненными, вдумчивее их обучать, ибо по тому, как обучены сигнальщики, как они работают во время ходовых и якорных вахт, судят и о самом старшине. И стыдно будет тому старшине, подчиненные которого а походе будут плохо нести вахту. Старшина 1 статьи А, МАЛЫШЕНКО. •;? г ; Ж . Щ Щ . :>■: лрини- Торлэднст корабля *Н» краснофлотец Н. Хромов кает вахту у краснофлотца А. Низовцева. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Фото Л. Огурцова. Караульная служба- это боевая служба Караульная служба приучает бойца действовать строго по уста­ ву, вырабатывает в нем чувство ответственности, развивает цен­ нейшие качества — выносливость и бдительность. < Караульная служба, организо­ ванная в подразделении строго по уставу, — это школа воинской запалки, которую должен пройти весь рядовой и сержантский сос­ тав. К сожалению, кое-где этого не понимают и не уделяют кара­ ульной службе серьезного внима­ ния. Как правило, караулам предо­ ставляется транспорт, если рас­ стояние до места развода караулов или об'екта свыше 5 километров. Но, когда расстояние меньше 5 километров, караул должен пройти его пешком. Ведь караульная служба — боевая служба. Она должна сочетаться с переходами, которые начальник караула обя­ зан совершать, соблюдая предус­ мотренный уставом строй. Это приучает краснофлотцев к вынос­ ливости, к преодолению тягот бое­ вой жизни. — Пройдут нять километров, устанут, плохо службу будут не- 'сти, — говорят некоторые. Такое утверждение неправиль­ но. Если краснофлотцы, назначен­ ные в караул, своевременно осво­ бождаются дли подготовки к служ­ бе и им отведено время для пере­ хода, они не устанут. Да и что :»то за воин, который, пройдя пять километров, выдохнется и плохо будет править службу! Несколько слов о форме одежды. Почему-то в некоторых частях за­ ведено так: раз краснофлотцы и сержанты отправляются в караул, значит имможно одеть обмундиро­ вание похуже. Плохая привычка! Она противоречит уставам. От­ правляясь в караул, краснофлотцы и сержанты должны быть опрятно одеты, побриты и подстрижены. Готовить караул нужно тща­ тельно и всесторонне. Заниматься этим обязан старшина подразделе­ ния, у которого и глаз острый и опыт есть. Хорошие старшины поступают правильно, когда, гото­ вя краснофлотцев в караул, по­ дают команду: — Побриться, подстричься, по­ чистить одежду и обувь! За этой командой следует вто­ рая: — Одеться в положенную фор­ му, а затем построиться! Краснофлотцы в строю. Стар­ шина осматривает их внешний вид вплоть до ногтей, проверяет зна­ ние обязанностей и, когда убеж­ дается, что все в порядке, прика­ зывает караульному начальнику: — Примите краснофлотцев, на­ значенных в караул. Так и нужно относиться к под­ готовке караулов всем нашим стар­ шинам, а офицерам следует не­ ослабно контролировать старшин, помогать им. Тогда караульная служба будет соответствовать тре­ бованиям уставов. Полковник Н. УШАНОВ. С ОПОЗДАНИЕМ НА МЕСЯЦ... Важное место ь пропаганде пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства СССР должны занять клубы, центры культурно-политической работы. Но загляните в клуб Н-ской плавбазы. Даже внешнее оформление клуба говорит о пол­ ной его оторванности от задач се­ годняшнего дня. Напрасно здесь искать лозунги, плакаты или диаграммы, в которых изобра­ жались бы пифры нового пяти­ летнего плана. Их нет. Ху­ дожник краснофлотец Плаксин го­ ворит: — Приступаю к выполнению задания, буду писать плакаты м диаграммы о пятилетием плане. — Да, да, — подтвердил на­ чальник клуба младший лейтенант Алешин, — к Первому мая наш клуб не узнаете. Будут и плакаты и диаграммы... Поздновато взялись за дело — одно только можно сказать. За месяц, прошедший со дня опубликования Закона о пятилет­ ием плане, в клубе не сделано ни- Iчего для пропаганды плана вели­ ких работ. Лекций, посвященных четвертой сталинской пятилетке, также не проводилось. — У пас был период перестрой­ ки, — в один голос заявляют ра­ ботник политотдела капитан-лей­ тенант Вьлпкинд и начальник клуба младший лейтенант Алешин. Но даже ■ перестройка, на ко­ торую ссылаются работники клуба и политотдела, давно закончена и. конечно, уже можно было раз­ вернуть работу клуба в соответ­ ствии с теми задачами, которые перед ним стоят. В. НЕКРАСОВ. ---- о — По следам наших выступлений О работе школы партийного актива Начальник школы партийного актива главной базы капитан Михайлов сообщил, что факты, приведенные в заметке, нале- чате шюй в «Краснофлотце» за 9 апрзля с- г.. правильны. Итоги первого дня учебы партийного актива и качество лекций об­ суждались на организационно- методическом совещании пре­ подавателей, где разобраны ошибки, допущенные отдельны­ ми лекторами. Приняты меры к улучшению «одержания лекций и обеспечению стопроцентной посещаемости занятий. С П О Р Т С М Е Н Старший краснофлотец Гераси­ мов начал флотскую службу на Ка­ спийском море. С первых же дней он понял, что моряк должен быть сильным и выносливым, а для этого надо усиленно заниматься физической культурой. Герасимов увлекся легкой атле­ тикой. Каждый свободный час он проводил на спортивной площадке и скоро в соревнованиях по бегу с препятствиями и гранатометанию занял первое место на флотилии. Первенство так и осталось за ним, когда его перевели на Балтику. Эсминец «Строгий», на котором служил Герасимов, непрерывно от­ ражал атаки немецкой авиации. Отдыхать было некогда — все время у пушки или нуле.мета, на боевой вахте. Вот здесь и помогли Герасииову выносливость я физическая за­ калка, приобретенные нм благо­ даря аостояиаым цреиировкам. Зиму на Балтике Герасимов встретил, как желанную гостью. Любитель лыжного спорта он, го­ товясь к зимним соревнованиям, прошел на лыжах не одну сотню километров. Нто была тренировка. В день соревнований много лыжников соперничало с Гераси­ мовым, но обогнать его никому не удалось. Герасимов не сложил спортивно­ го оружия и летом. На шлюпочных гонках эскадры он доказал, что может работать веслами не хуже, чем лыжными палками. Шлюпоч­ ная команда Герасимова на гонках заняла первое место. Когда Герасимов стал северо­ морцем, он увидел, что Баренцево море пред’являет к моряку боль­ ше требований, чем всякое другое. Тяжелые холодные накаты штор­ ма, буйные метели и непрогляд­ ные туманы— все это преодолеть могут сильные н ловкие люди. И поэтому здесь, па Севере, он стал еще больше заниматься фк:*иче­ ской культурой. Герасимов не только отличный лыжник, но и хороший пловец, и бегун, и футболист, и конькобе­ жец. Любовь к спорту он старается привить и своим товарищам по ко­ раблю. Летом 1945 года он органи­ зовал волейбольную команду, до­ бился устройства спортивной пл<- щадкн на берегу, а с наступлени­ ем зимы стал проводить трениров­ ки лыжников. Немалая заслуга Герасимова в том, что команда подразделена* эсминцев этой зимой заняла перс!* место в лыжных соревнованиях эскадры. Личное первенство в со­ ревнованиях завоевал сам Гераси­ мов. — Пора подумать о летнем спорте, — говорит сейчас Гераси­ мов, — летом обязательно подыщу озеро, где можио будет готозить пловцов, Л НЕПОГОДИН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz