Краснофлотец.1946 год. Апрель.
2 К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 21 апрзля 1946 г., № 94 (2480) О НЕКОТОРЫХ НЕДОСТАТКАХ В ОБУЧЕНИИ СИГНАЛЬЩИКОВ Каждому сигнальщику известно,- что в ночное время связь с други ми кораблями лучше всего поддер живать светосигнальным фонарем, а днем — семафорными флажка ми или сигнальными флагами. Но это ’з мирное время. В боевых ус ловиях дело обстояло несколько иначе. Светосигнальная свя: 1 ь при менялась редко, да и то только в базе при тщательно замаскиро ванном фонаре.. Не рекомендовалось работать в боевых походах и прожектором: его луч мог легко обнаружить противник. Опыт использования визуальной связи в войне на море наглядно показал, что сигвалыцику недос таточно быстро и точно передать сигнал на другой корабль. Ему нужно еще соблюсти маскировку, что 'в боевом походе особенно важ- , но. Война внесла и ряд других су щественных поправок в работу сигнальщиков. Однако на некоторых кораблях старшины не всегда считаются с уроками войны и продолжают ра ботать по-старинке. Можно наблю дать такие случаи, когда в свет лое время суток, как на якоре, так и на ходу, на близком расстоянии сигнальщики применяют для свя зи прожектор, луч которого ослеп ляет и не дает возможности разо браться в потоке различных сиг налов. Бывает и так. Стоят ночью в базе два корабля. Вдруг на одном из них начинают сигналить про жектором. А ведь инструкцией предусмотрено, что прожектор при меняется лишь в исключительных случаях, — при передачах на рас стояние свыше трех миль, во вре мя тумана, дождя или снежного заряда. Работать светосигнальным фо нарем направленного действия на до тоже с толком. Этот вид связи можно использовать лишь в ночное время, причем фонарь всегда на до тщательно затемнять, так чтобы сигналы читались только в небольшом секторе. В море, на сильной качке, сиг налы прожектора или фонаря мож но не заметить, если сигнальщик не позаботится правильно наве сти луч на передаваемый об’ект. Для этой цели опытные сигналь щики, прежде чем приступать в передаче, регулируют равновесие прожектора, если у него ослаблен ные стопора, прикрепляя допол нительные грузы. Фонарь реко мендуется держать на руках. Это подтверждает и следующий при мер. Группа миноносцев зып-лннла боевую операцию. Флагман нахо дился на лидере «Баку». Все рас поряжения исходили оттуда. В мо мент торпедной атаки командир приказал передать на миноносцы, идущие сзади, важный сигнал. Сигнальщики укрепили фонарь на штыре правого крыла мостика и стали передавать приказ. Но, так как фонарь был закреплен, а корабль сильно качало, то сигналы на одном из кораблей не приняли, и он в атаку не вышел... Наиболее распространенным ви дом визуальной связи является се мафор. Практика показала, что семафор не только самое простое и падежное средство свя^и на близком расстоянии, но и самое быстрое и четкое. Однако, это воз- се не значит, что таким простым средством связи можно пользовать ся без особого навыка и сноровки. Приступая к передаче семафором, сигнальщик прежде всего обязап правильно выбрать себе место, учитывая при этом фон, который способствовал бы лучше видеть флажки, учитывая расстояние до принимающего об’екта и т. д. Говоря о семафорной связи, не обходимо отметить некоторые не достатки в тренировке сигнальщи ков, которые еще до сих пор мож но наблюдать на многих кораблях. Кое-где тренируют сигнальщи ков в приеме семафора только от одного определенного человека. Это вредная практика. Если сиг нальщик натренирован по этому способу, то он может принимать установленное нормативное число сигналов только от того красно флотца, е которым постоянно рабо тает. А стоит лишь переменить партнера, как прием резко снизи тся, некоторые знаки такой сиг нальщик совсем не разберет. Флажная сигнализация в бо евых условиях была нередко единственным средством связи между кораблями. Война кончи лась, и про многофлажную сигна лизацию некоторые начали забы вать. Бытует лишь сигнализация по однофлажке. Некоторые стар шины говорят, что флажное сиг- налопроизводство— дело слишком сложное и медлительное. Опыт го ворит о другой: этот вид связи н удобен и необходим, а медлителен он только там, где недостаточно обучены и натренированы сиг нальщики. Причины плохой натренирован ности сигнальщиков установить не сложно. Дело в том, что отдельные сиг нальщики обучаются и трениру ются не на боевом посту, где об становка во многом соответствует походной, а в кубриках. На этот недостаток мне однажды резопио указал контр-адмирал Фокин. — Как вы тренируете своих сигнальщиков? — спросил меня контр-адмирал. Я ответил, что занятия провожу регулярно. В передаче семафора тренирую на верхней палубе, а остальные виды связи отрабаты ваю на занятиях в кубрике. — Вот поэтому ваши сигналь щики и работают на фалах не удовлетворительно. Вы попробуй те проводить занятия не в кубри ке, а на боевом посту. Ирезульта ты будут совсем другие. Совет коитр-адмирала помог мне вывести отделение на одно из первых мест в соединении. Серьезным недостатком являет ся то, что иные старшины учат подчиненных в облегченных усло виях. Понятно, что от тренировок по добного рода мало проку. Набор сигналов должен состоять не из одного сочетания флагов, а из двух-трех и больше. Н сигналы надо давать не из книги, а но па мяти. Если командир отделепия сам хорошо освоит такое енгнало- нроизводетво, то успешно будет учить и подчиненных. Надо настойчивей и кропотли вей работать с подчиненными, вдумчивее их обучать, ибо по тому, как обучены сигнальщики, как они работают во время ходовых и якорных вахт, судят и о самом старшине. И стыдно будет тому старшине, подчиненные которого а походе будут плохо нести вахту. Старшина 1 статьи А, МАЛЫШЕНКО. •;? г ; Ж . Щ Щ . :>■: лрини- Торлэднст корабля *Н» краснофлотец Н. Хромов кает вахту у краснофлотца А. Низовцева. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Фото Л. Огурцова. Караульная служба- это боевая служба Караульная служба приучает бойца действовать строго по уста ву, вырабатывает в нем чувство ответственности, развивает цен нейшие качества — выносливость и бдительность. < Караульная служба, организо ванная в подразделении строго по уставу, — это школа воинской запалки, которую должен пройти весь рядовой и сержантский сос тав. К сожалению, кое-где этого не понимают и не уделяют кара ульной службе серьезного внима ния. Как правило, караулам предо ставляется транспорт, если рас стояние до места развода караулов или об'екта свыше 5 километров. Но, когда расстояние меньше 5 километров, караул должен пройти его пешком. Ведь караульная служба — боевая служба. Она должна сочетаться с переходами, которые начальник караула обя зан совершать, соблюдая предус мотренный уставом строй. Это приучает краснофлотцев к вынос ливости, к преодолению тягот бое вой жизни. — Пройдут нять километров, устанут, плохо службу будут не- 'сти, — говорят некоторые. Такое утверждение неправиль но. Если краснофлотцы, назначен ные в караул, своевременно осво бождаются дли подготовки к служ бе и им отведено время для пере хода, они не устанут. Да и что :»то за воин, который, пройдя пять километров, выдохнется и плохо будет править службу! Несколько слов о форме одежды. Почему-то в некоторых частях за ведено так: раз краснофлотцы и сержанты отправляются в караул, значит имможно одеть обмундиро вание похуже. Плохая привычка! Она противоречит уставам. От правляясь в караул, краснофлотцы и сержанты должны быть опрятно одеты, побриты и подстрижены. Готовить караул нужно тща тельно и всесторонне. Заниматься этим обязан старшина подразделе ния, у которого и глаз острый и опыт есть. Хорошие старшины поступают правильно, когда, гото вя краснофлотцев в караул, по дают команду: — Побриться, подстричься, по чистить одежду и обувь! За этой командой следует вто рая: — Одеться в положенную фор му, а затем построиться! Краснофлотцы в строю. Стар шина осматривает их внешний вид вплоть до ногтей, проверяет зна ние обязанностей и, когда убеж дается, что все в порядке, прика зывает караульному начальнику: — Примите краснофлотцев, на значенных в караул. Так и нужно относиться к под готовке караулов всем нашим стар шинам, а офицерам следует не ослабно контролировать старшин, помогать им. Тогда караульная служба будет соответствовать тре бованиям уставов. Полковник Н. УШАНОВ. С ОПОЗДАНИЕМ НА МЕСЯЦ... Важное место ь пропаганде пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства СССР должны занять клубы, центры культурно-политической работы. Но загляните в клуб Н-ской плавбазы. Даже внешнее оформление клуба говорит о пол ной его оторванности от задач се годняшнего дня. Напрасно здесь искать лозунги, плакаты или диаграммы, в которых изобра жались бы пифры нового пяти летнего плана. Их нет. Ху дожник краснофлотец Плаксин го ворит: — Приступаю к выполнению задания, буду писать плакаты м диаграммы о пятилетием плане. — Да, да, — подтвердил на чальник клуба младший лейтенант Алешин, — к Первому мая наш клуб не узнаете. Будут и плакаты и диаграммы... Поздновато взялись за дело — одно только можно сказать. За месяц, прошедший со дня опубликования Закона о пятилет ием плане, в клубе не сделано ни- Iчего для пропаганды плана вели ких работ. Лекций, посвященных четвертой сталинской пятилетке, также не проводилось. — У пас был период перестрой ки, — в один голос заявляют ра ботник политотдела капитан-лей тенант Вьлпкинд и начальник клуба младший лейтенант Алешин. Но даже ■ перестройка, на ко торую ссылаются работники клуба и политотдела, давно закончена и. конечно, уже можно было раз вернуть работу клуба в соответ ствии с теми задачами, которые перед ним стоят. В. НЕКРАСОВ. ---- о — По следам наших выступлений О работе школы партийного актива Начальник школы партийного актива главной базы капитан Михайлов сообщил, что факты, приведенные в заметке, нале- чате шюй в «Краснофлотце» за 9 апрзля с- г.. правильны. Итоги первого дня учебы партийного актива и качество лекций об суждались на организационно- методическом совещании пре подавателей, где разобраны ошибки, допущенные отдельны ми лекторами. Приняты меры к улучшению «одержания лекций и обеспечению стопроцентной посещаемости занятий. С П О Р Т С М Е Н Старший краснофлотец Гераси мов начал флотскую службу на Ка спийском море. С первых же дней он понял, что моряк должен быть сильным и выносливым, а для этого надо усиленно заниматься физической культурой. Герасимов увлекся легкой атле тикой. Каждый свободный час он проводил на спортивной площадке и скоро в соревнованиях по бегу с препятствиями и гранатометанию занял первое место на флотилии. Первенство так и осталось за ним, когда его перевели на Балтику. Эсминец «Строгий», на котором служил Герасимов, непрерывно от ражал атаки немецкой авиации. Отдыхать было некогда — все время у пушки или нуле.мета, на боевой вахте. Вот здесь и помогли Герасииову выносливость я физическая за калка, приобретенные нм благо даря аостояиаым цреиировкам. Зиму на Балтике Герасимов встретил, как желанную гостью. Любитель лыжного спорта он, го товясь к зимним соревнованиям, прошел на лыжах не одну сотню километров. Нто была тренировка. В день соревнований много лыжников соперничало с Гераси мовым, но обогнать его никому не удалось. Герасимов не сложил спортивно го оружия и летом. На шлюпочных гонках эскадры он доказал, что может работать веслами не хуже, чем лыжными палками. Шлюпоч ная команда Герасимова на гонках заняла первое место. Когда Герасимов стал северо морцем, он увидел, что Баренцево море пред’являет к моряку боль ше требований, чем всякое другое. Тяжелые холодные накаты штор ма, буйные метели и непрогляд ные туманы— все это преодолеть могут сильные н ловкие люди. И поэтому здесь, па Севере, он стал еще больше заниматься фк:*иче ской культурой. Герасимов не только отличный лыжник, но и хороший пловец, и бегун, и футболист, и конькобе жец. Любовь к спорту он старается привить и своим товарищам по ко раблю. Летом 1945 года он органи зовал волейбольную команду, до бился устройства спортивной пл<- щадкн на берегу, а с наступлени ем зимы стал проводить трениров ки лыжников. Немалая заслуга Герасимова в том, что команда подразделена* эсминцев этой зимой заняла перс!* место в лыжных соревнованиях эскадры. Личное первенство в со ревнованиях завоевал сам Гераси мов. — Пора подумать о летнем спорте, — говорит сейчас Гераси мов, — летом обязательно подыщу озеро, где можио будет готозить пловцов, Л НЕПОГОДИН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz