Краснофлотец.1946 год. Апрель.

2 К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 20 алргпя 1946 г., № 93 (2479) Стрельбы по береговым целям В годы Отечественной войны корабли Северного флота неодно­ кратно производили артиллерий­ ский обстрел берегов, занятых про­ тивником, а также огнен своей артиллерии содействовали нашим сухопутным войскам, взламыва­ ли укрепленные районы врага. Стрельбы при этом проводились как , на ходу, так и на якоре, в дневное и ночное время, по види­ мым и невидимым целям. Стрельба по невидимым целям требует не только высокой подго­ товки управляющего огнем, но и всесторонней обученности и хоро­ шей натренированности личного Состава артиллерийского коррек­ тировочного поста, а также ору­ дийных расчетов. В большинстве случаев стрельбе по невидимым береговым целям проводилась с помощью панорамных прицелов и вспомогательных точек наводки. Естественно, что основная ответ­ ственность при этом ложится на наводчиков и установщиков при­ цела и угломера. Командир орудия должен быть отлично подготовлен к таким стрельбам. Особенно важ­ но, чтобы командир орудия во время централизованной стрельбы не забывал контролировать дей­ ствия наводчиков и установщика прицела и угломера. Однажды миноносец «Уриц­ кий», на котором я служил коман­ диром БЧ-Н, должен был участ­ вовать в тактическом учении. В целях приближения учений к боевой обстановке корабль дол­ жен был проводить но полевой ба­ тарее «противника» практиче­ скую стрельбу боевыми снаряда- пи, а после высадки десанта под­ держивать его «немой» стрельбой. В условленный срок миноносец открыл огонь по батарее «против­ ника», расположенной на высоте 181.2. Стрельба корректировалась с наблюдательного пункта, нахо­ дившегося на высоте 185,2. Там же находились управляющий ог­ нем и наблюдатели. Связь с ко­ раблем и со вторым наблюдатель­ ным пунктом, располагавшимся на одном из катеров, поддерживалась по радио на одной волне, — две других были запасными. После того, как блокирующая батарея была «уничтожена», про­ рвавшиеся в губу катера вместе с первым броском десанта высадили второй корректировочный пост. Управление огнем перешло к не­ му, потому что только он мог обеспечить безопасную для десант­ ников стрельбу на сопровождение. Огневой вал должен был прохо­ дить впереди наступающих. Командир второго корректиро­ вочного поста лейтенант Жгилев, находясь в непосредственной бли- еооти ог командира десантной Заметки корабельного артиллериста группы, умело корректива» огонь миноносца. Продвигаясь вместе' с наступающей пехотой, он вызывал огонь корабельной ар­ тиллерии на вновь обнаруженные или ожившие огневые точки «про­ тивника»* Первый корректировочный пост, выполнив свои функции, продол­ жал находиться на прежнем ме­ сте и вел наблюдение. Если бы обстановка потребовала перенести огонь в глубь обороны «против­ ника», он быстро бы ззял управ­ ление огнем на себя. Для этой це­ ли таблицей условных сигналов предусматривался специальный сигнал, по которому второй кор­ ректировочный поет прекращал работу. Учения прошли удачно. На раз­ боре руководитель дал хорошую оценку действиям всего экипажа корабля, отметав при этом четкую работу личного состава второго корректировочного поста. В начале июня 1945 года ар­ тиллеристы главного калибра, хо­ рошо сдав дневную стрельбу по морской цели, сразу же стали готовиться к практической стрель­ бе по невидимей цели. После не­ скольких учений и подготови­ тельной стрельбы расчеты глав­ ного калибра были вполне подго­ товлены к сдаче стрельбы. Благодаря тщательной предва­ рительной подготовке и расчетам на карте штурмана лейтенанта Федорова и управляющего огнем старшего лейтенанта Перец пер­ вый пристрелочный залп лег с небольшим боковым отклонением. Когда управляющий огнем внес поправки, второй залп дал прямое попадание. Радист корректировочного пос­ та Романовский, четко и раздель­ но повторив команду, передал се на корабль. Личный состав кор­ ректировочного поста имел вЪе ос­ нования надеяться, что не пройдет и минуты, как от цели останутся одни обломки. Но прошла минута, вторая... Залпов не было, хотя кому-то послышался глухой взрыв где-то далеко за сопкой. Но этому не придали значения. Управляющий огнем, потеряв всякое терпение, запросил по ра­ дио о причине задержки. Не про­ шло и нескольких секунд, как в районе цели разорвались два сна­ ряда. Высоко вверх взлетели об­ ломки макетов иушск. Затем грох­ нул еще один залп, и все утихло. Во время стрельбы снаряды ложи­ лись исключительно точно. Цель была поражена двумя прямыми попаданиями. В* арен , отведен­ ное на стрельбу, быяв затянут», и,- следовательно, стрельба не мог­ ла быть признана удовлетвори­ тельней. Что же случилось? Оказалось, то» халатность двух человек свела на-нет старания всех краснофлотцев ■ старшин боевой части. Началась с того, что однотипная с рацией коррек­ тировочного поста рация корабля к началу стрельбы оказалась не­ исправной, н радисты по приказа­ нию командира БЧ-1Т перши на прнем команд управляющего ог­ нем и его корректур стащшнарнон радиостанцией, что уже затянуло время. 1» это еще не асе. ■•ходей ра­ дист краснофлотец Марочиин, при­ няв с корректировочного поста команду «лево 0—03» ранил, что это то же самое, что и «лево—3», и, не задумываясь, передал такую команду на стреляющее орудие. Установщик угломера старший краснофлотец Лебеге, нолучнв коианду «лево — 3», устано­ вил на прицеле «лево 3—00», то- есть у величия ошибку в сто раз. Еоиандир орудия старшина 2-й статьи Абраиов и офицер-контро­ лер установки угломера не удосу­ жились проверить эти данные. По команде управлявшего огнем орудие дало контрольный выстрел боевым снарядом, падение кото­ рого управляющий огнем не ви­ дел. Да и не мог видеть, потому что снаряд взорвался далеко от цели. Только иое вмешательство, тщательная проверка угломера и прицела позволили сравнительно быстро восстановить исходную установку угломера н открыть огонь на поражение. Сделаем три существенных вы­ вода. Во-первых, орудийные расчеты и особенно установщики прицела и угломера, а также наводчики для стрельбы по береговыи целям должны быть достаточно натре­ нированы и обучены. Во-вторых, командиры орудий обязаны строго контролировать действия номеров расчета, прове­ рять, правильно ли они выполня­ ют команды и корректуру, давае­ мые управляющим огней. I , наконец, третье — связь с корректировочный постои должна быть простой, надежной н быст­ рой, а радисты, обслуживающие рации корректировочного поста и корабля,—специально обучены и натренированы в передаче коррек­ туры и команд управляющего огнем, а также должны понимать эти команды. Старший лейтенант Е. МИХАЙЛОВ. В дружной семье иатериинов Молодого краснофлотца Бориса Ерешина экипаж катера встретил радушно. Новичок сразу почув­ ствовал, что он попал в дружную, спаянную семью. Экипаж состоял из опытных, знающих свое дело моряков. У них было чему по­ учиться. . и Ерешнн понял, что стать таким же умелым, расто­ ропным и находчивым моряком, как его новые боевые друзья, мо­ жно, перенимая их опыт и знания. Комсомольская организация по­ ручила опытному боцману стар­ шему краснофлотцу Барабанову помочь повичку овладеть специ­ альностью торпедиста. Началась напряженная учеба. Барабанов просто и ясно, на яр­ ких примерах об’яснял Ерешину устройство торпедного аппарата. Перед молодым краснофлотцем не раз возникали трудности, но он порой не решался говорить об этом старшине. Барабанов сам заметил зто. — Так далеко не уйдешь. Луч­ ше спроси, если не понимаешь. Сейчас надо много трудиться, что­ бы освоить технику. 1 Ерешин не забыл этого совета. Когда он приступил к изучению боевого кланана торпедного ап­ парата и не сразу разобрался в нем, спросил у боцмана. Тот под­ робно рассказал- иолодому красно­ флотцу устройство механизма, на практике показал, как он дей­ ствует. Значительную помощь в учебе Ерешниу оказывал также и минер капитан-лейтенант Чириков. Теоретические занятия, как правило, чередовались с практи­ ческими. Это помогало Ерешшу хорошо усваивать пройденное. _ За последние месяцы Ерешин не раз выходи в море, участвовал в учебных атаках. Он получил несколько благодарностей от командира за хорошее знание тех­ ники и принерпую дисциплину. И. ГЕЯЕВЕРЯ. , Торпедисты старшины 2 статьи Н. Пионсяого пользуются на своем корабле заслуженным уважением. Вверенное им ору­ жие н боевая техника содержатся в образцовом состоянии, а в учзбе торпедисты занимают передовую роль. НА СНИМКЕ: старшина 2 статьи Н. Пионсмии, краснофло­ тец А. Кузнецов, старший краснофлотец Г. Зуоа и красно­ флотец В. Филиппов на занятиях. Фото Л. Огурцова. Строевая выправка — признак культуры моряка В кубрике шли последние при­ готовления к строевым занятиям. Краснофлотцы, не успевшие с ве­ чера «нодраить» пуговицы н бля­ хи, сейчас старательно наводили блеск, усердно орудуя щетками. Послышались шаги по трапу, и в кубрик спустился иичман Смирнов. — На строевые занятия! — подал он команду. Краснофлотцы быстро оделись и выбежали на палубу. Там нахо­ дился помощник командира ко­ рабля капитан-лейтенант Боро­ дулин. Он внимательно осмотрел краснофлотцев н остался доволен: брюки у всех были отутюжены, пуговицы и бляхи блестели, под­ воротнички сверкали чистотой. ...Краснофлотцы выстроились на пирсе. — Тема наших занятий сегод­ ня — «Повороты в движении),— сказал мичман. По как только краснофлотцы но команде «марш» начали дви­ жение, Смирнов увидел, что они еще недостаточно твердо усвоили исполнение команды «шагом марш». Некоторые преждевремен­ но посылали корпус вперед, быст­ ро переходили на носки, теряли равновесие и начинали пересту­ пать. При таком положении по команде «марш» они не могли четко оторвать левую ногу и сде­ лать нормальный строевой шаг. Мичман остановил строй. — Надо твердо усвоить, — сказал он, — что по предвари­ тельной команде сшагом» центр тяжести переносится на правую ногу, корпус несколько подается вперед. Стоять надо на всей по­ дошве правой ноги. Только яз этого положения молено сделать полный шаг левой ногой. Мичман вызвал краснофлотца Хренкова и приказал ему раздель­ но выполнить команду «шагом марш». Нотой это же несколько раз проделал весь строй. Вначале немного не ладилось, но после нескольких тренировок красно­ флотцы стали четко выполнят! команду. Приступили к поворо­ там. Мичман толково об’яснял каждое движение, каждый прнем. Он не только об’яснял, но и пока­ зывал. Значительно хуже прошли за­ нятия в группе, которой руково­ ди.! старшина 1 статьи Круглов. Многие краснофлотцы допускали здесь грубые ошибки, но Круглов не замечал их и не исправлял. Так. краснофлотцы Дорофее? и Славин каждый раз по команде «равняйсь» топтались на месте, то выходили вперед, то снова от­ ступали назад, «ломали» строй. А Круглов так ничего пм и не сказал. Ни разу не поправил он и краснофлотца Голикова, хотя тот неправильно стоял в строю. Старшина Круглов плохо под­ готовился к строевым занятиям, и они не принесли краснофлотцам пользы. Строевые занятия — важней­ шее звено боевой подготовки лич­ ного состава корабля, и им нужно уделять самое серьезное вниманий. Надо помнить, что строевая вы­ правка — один из признаков флотской культуры военного моря­ ка. И. ПЕТРОВ. Выше стрелковую подготовку На-днях в подразделении капи­ тана Пономарева проводились за­ четные стрельбы из винтовок. На- илучших результатов добились краснофлотцы Хуторный и Горня- ковский. Они выполнили все уп- ражнепия отлично. Однако стрельбы показали и слабую стрелковую подготовку некоторых бойцов. В числе таиих молодые краснофлотцы Галкин и Петров, которые даже не сдали нормы. Младший сержант А. СЕРЕГИН. Молодые токари В мастерских, где начальником старший лейтенант Лебедев, моло­ дые краснофлотцыуспешно овла­ девают производственными специ­ альностями. Так, тт. Макаров и Кузнецов недавно еще были учениками, пм поручались лишь подсобные рабо­ ты. к сейчас они встали к токар­ ным станкам, заменив ушедших по демобилизации специалистов, и выполняют серьезные заказы. Хорошо работают также тт. Боб­ ров. Стахсов, Мартынов и др. Все молодые краснофлотцы стараются как можно лучше овла­ деть своими новыми специально­ стями. Сержант КАШИНЦЕВ^

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz