Краснофлотец.1946 год. Апрель.
2 И ° А С Н З Ф Г З Т Е 1 1 17 апреля 1346 г.. К: 30 (2475) Из боевого опыта АРТИЛЛЕРИСТЫ КОРАБЛИ В Б О Р Ь Б Е С А В И А Ц И Е Й В дни войны нашему кораблю неоднократно араходвлось отви вать атаки одиночных, групповых и даже звездных налетев немецких бомбардировщиков. Естественно, что делать это в базе было значи тельно легче: там помогают стоя щие рядом кораблн и береговая зе нитная артиллерия. Труднее доста валась в море, на переходе, когда корабль одни. Но все же; как по казал опыт, одиночный корабль может успешно вести борьбу даже с многочисленной группой самоле тов. в аж н о е услови е ПОБЕДЫ Щ ВРДГВИ Первый бой с немецкой авиа цией произошел у нас в самом начале войны. Корабль поддержи вал огнем высадившийся на по бережье отряд морских пехо тинцев. Условия т были таковы, что мы вынуждены были стоять почти на одном месте. Это созда вало дополнительную опасность: трасса была оживленной, н каж дый, даже случайна пролетавший мимо немецкий разведчик, йог вы звать по радио самолеты н указать наше место. Сигнальщики и .зенитчики на ходились в полной боевой готов ности. Они настороженно просмат ривали горпзонт, чутко ловили каждый подозрительный звук, хотя бы отдаленно напоминавший шум мотора. Вдруг командир орудий ного расчета старшннл 2 статьи Папанов крикнул: — Прямо по носу шум мотора «Юнкерс-88». Мы насторожились и через не сколько секунд явственно услыша ли глухой, подвывающий звук. Сомнений не было: шел немецкий бомбардировщик. Летел он на боль шой высоте, за облаками. На его пути как раз находилось широкое, даже без легкой дымки «окно», проходя которое он должен был заметить нас. Мы были уверены, что немец пойдет в атаку именио с кормы, ибо «окно» паходилось у нас по корме и создавало наиболее выгодное положение для пикирова ния или горизонтального бомбо метания. Артиллеристы сразу же развернули пушки в кормовую по лусферу и выбрали наиболее веро ятную точку появления немец кого бомбардировщика. Все произошло так, как мы и ожидали: «Юнкере» зашел в ата ку с кормы. Нам не пришлось дол го возиться с прицеливанием. Не успел еще «Юнкерсл лечь на бое вой курс, как мы открыли огонь. Снаряды первых двух залпов лег ли вблизи бомбардировщика, а третьего— чуть-чуть его не накры ли. Немец не выдержал и резко от кинул в сторону. После этого он еще несколько раз пытался вый ти в атаку, но мы не дали ему лечь на боевой курс, и он вынуж ден был сбросить бомбы без прице ла. В этом бою мы поняли, насколь- к • важно первым обнаружить про тивника, чтобы хорошо подгото виться к отражению атак. Поэтому артиллеристы и сигнальщики с ; е?ым старанием наблюдши все- .'13 за воздухом. Только один раз >• всю войну немцам удалось пер- I; ги обнаружить нас в пр и;в^етя п. .-.-'данный . налет. В БОЮ ДОРОГА КАЖДАЯ СЕКУНДА Произошло это так. Паш ко рабль только что выполнил боевое задание и возвращался в базу. Артиллеристы I сигнальщики ос лабили бдительность, и этим воспо льзовался враг. 5 «Юнкерсов», маскируясь ослепительными луча- ни летнего нолярного солнца, при близились к кораблю на высоте 4.000 метров. Мы обнаружили их уже в начальный момент пикиро вания. Ва определение данных дальномером, их передачу, поимку цели и установку прицела были потрачены считанные секунды. Если учесть, что скорост|>ельность наших орудий в то время равня лась 25 выстрелам в минуту, а скорость пикировавших самолетов была около 600 километров в час, то выходит, что мы могли дать только три выстрела. Снаряды последнего залпа наверняка пошли впустую, ибо точку упреждения для пикирующих самолетов мы брали наиболее вероятную— ниже 1000 метров. А оказалось, что бомбардировщики, не дойдя этой дистанции, вышли из пике, пере менив направление. Поэтому наши снаряды уже не могли достичь це ли. Таким образом, два залпа были недостаточны для поражения бы стро летящей цели.' тем более, что корабль двигался и раскачивался на волнах, а самолеты шли с воз растающей скоростью. СТРЕЛЯТЬ ПО НАИБОЛЕЕ Если корабль атакую* самоле ты, идущие разными курсами, не обходимо разделить огонь на опре деленные сектора. Мы делали это , таким образом: огнезые точки, расположенные на носу корабля, при звездных налетах защищали носовой сектор, а остальные— кор мовой. Такое распределение помо гало не распылять огня, не пере кидываться с самолета на самолет, а вести сосредоточенную стрельбу но наиболее опасной цели. НЕ РАСПЫЛЯТЬ В П О Х О Д Е / Снрылся берег... Снова на просторе. Рпер^ди тяжелый переход. Встретило неласково нас море Предштормовой зыбью темных вод. Ветер вымпел на флагштоке треплет. Не летают чайки за нормой. Наше мужество сильнее крепнет, Ноль крепчает ветер штормовой. Бьет воина. Корабль сильней качает, Пенится соленая вода... Море нас неласково встречает, Не матросы стойкм, май всегда. М. КУЧИН. УПОРСТВО В УЧЕБЕ ОПАСНОМ Ц Е П Опыт войны показал, что нем цы в основном применяли три вядд воздушного нападения на ко рабли: атаки со средних высот, с бреющего полета и с пикирования. Против воздушного противника, атакующего со средней высоты, корабль должен, главным образом, обороняться своей артиллерией. Задача состоит в тон, чтобы при цельный огней поразить самолет еще до выхода на боевой курс. Если это не удалось, ко рабль, чтобы сбить прицельные расчеты самолета, будет укло няться маневрированием, а ар тиллеристы должны не ослаблять интенсивности своего огня. Следует учесть, что корабль представляет собой очень малую мишень для бомбометания. Это об стоятельство заставляет самолет снижаться для атаки до неболь шой высоты, а тут уже можно пу стить в ход и пулеметы. Наиболее опасна для корабля атака самолета с бреющего тл е т а и с пике. Но, с другой стороны, положение самолета в этих слу чаях дает зенитчикам корабля воз можность обороняться всеми огне выми средствами, причем пуле меты и мелкие автоматические пу шки, благодаря своей скорострель ности, приобретают особое значе ние. Комплексом всех огневых средств зенитчики должны стре миться не только поставить огне вую завесу; чтобы сбить самолет с боевого курса, но и прицельным огнем уничтожить противника еще на подходе. Никогда не следует упускать возможности продолжать огонь по самолету, уходящему от корабля. В этот момент он наиболее уязвим. СВОЕГО ВНИМАНИЯ Однажды на наш корабль напа ло 9 немецких самолетов. Это прои зошло в ясный, безоблачный день. Только вдали вырисовывалась мутиая желтоватая дымка. Немцы, как и предполагали, появились со стороны солнца. Шли они со снижением и приглушенными мо торами. Еше вдали от цели они на высоте 40(10 метров разошлись в стороны, намереваясь выйти в атаку на разных курсах. С главного командного пункта поступил приказ: — Атаку отражать самостоя тельно по своим секторам! Наш орудийный расчет защи щал кормовой сектор. Мы отбива лись от пяти самолетов, шедших двумя группами на различных курсах. С правого борта «Юнкер- сы» находились ближе к кораблю и подходили к боевому курсу. Ес тественно, что они представляли для корабля наибольшую опас ность. По ним мы и открыли огонь. Первые же наши снаряды легли вблизи бомбардировщиков. Один «Юнкере» был подбит, а другие сразу же отвернули в сторону. За тем мы перенесли огонь на группу самолетов, шедших с левого борта. В это время кто-то крикнул: — Самолет с правого борта! Я быстро оглянулся и увидел, что один из бомбардировщиков идет к кораблю на средней высо те. Он был еще далеко н пока не представлял угрозы для корабля. Пока я оглядывался, бомбардиров щики, шедшие слева, уже вплот ную приблизились к кораблю и ложились на боевой курс. Только сработанность и высокое боевое мастерство орудийных рас четов помогли нам сбить их с кур са и обратить в бегство. Отсюда вывод: в бою не распы лять своего внимания. Успех зенитной стрельбы во многом зависит от слаженности и натренированности орудийных расчетов. Поэтому во время войны мы использовали каждую минуту для дальнейшего повышения бое вого мастерства. На тренировках мы всемерно усложняли условия, добивались быстроты и четкости в работе расчета, сокращения нормативов' но открытию огня. Подобные тренировки мы прово дим и сейчас, максимально при ближая их к боевым условиям. Так, мы специально тренируемся в стрельбах на волне. Ведь для на шего корабля, а также н других, обладающих сравнительно неболь шим водоизмещением, стрельба на волне имеет особое значение, ибо эти корабли подвержены сильной качке, которая сказывается на меткости огня. Старшина 1 статьи Г. СУВОРОВ. В сентябре 1941 года в Кли- мовскои неполной средней школе были прекращены занятия. Уче ники старших классов доброволь но ушли под Москву возводить оборонительные сооружения. Сре ди них был и Сергей Осетров — ученик шестого класса. С оборонительных рубежей Сер гей попал в ремесленное училище. Он обучался токарному ремеслу. Фронт с каждым днем приближал ся к Климовску. Училище эваку ировалось в Нижний Тагил. На Урале подросток встал к станку и в первый же день вы полнил норму. На заводе развер тывалось рационализаторское дви жение. Сергей обратился к масте ру с предложением заменить на (•танке де|>евянную упорку резцом. Это обеспечивало подвижность Фланца на 180 градусов, а значит и сокращало время обработки де тали. В первый же день работы с но вым резцом Сергей выточил 16 шаровых установок, — три нор мы за смену. Это была большая победа! Вскоре Сергей Осетров ушел добровольцем в школу юигов учиться на радиста. Основы элек- тротехппки и радиотехники, тео ретический монтаж аппаратуры юнга Осетров осваивал легко и быстро. Трудней давалась техни ка приема. Непривычный к рез ким, коротким звукам слух не воспринимал потока сигналов. Но желание стать хорошим специа листом, скорее попасть на корабль помогало преодолевать трудности. Через несколько месяцев учебы Осетров уже принимал сигналы- азбуки Морзе. Но это было в клас се, где помехи отсутствовали. А нужно было научиться легко при нимать эти сигналы из эфира, на полненного бесчисленным множе ством почти однородных сигналов. Сергей часами просиживал за при емником,' учился разгадывать не понятные звуки. Н вот наступил радостный день — учеба оконче на, Сергея посылают на корабль! Еще в пути он думал, что сразу же сядет за приемник и без немо щи инструкторов будет принимать и передавать сигналы. Но вышло не так. Перед молодым радистом возникла новая трудность — со вершенно незнакомая аппарату ра. Прежде чем сесть за приемник, нужно было научиться управлять им. Изучение техники осложня лось еще и тем, что на корабле не' было ни одного описания. Только неиые схемы с множеством ли ний, точек, кружочков... Осетров не спасовал. С помо щью старослужащих', старшин. 1 статьи Плужник|, Закаблукова, старшин 2 статьи Шмуловича, Демченко, ои начал учебу. И вско ре смог стать на самостоятель ную боевую радиовахту. Сейчас Сергей Осетров — луч ший радист крейсера «Мурманск», примерный во всех отношениях краснофлотец. Каждый день служ бы наполнен у него неустанный трудои, учебой. Он стремится стать подлинный мастером своего дела. Старший мраснсфлотец К. МОРОЗОВ. Старшина Худолев учит молодых В отделении старшины 2 статьи Худолесва семь человек. Четверо из них участвовали в нескольких походах. Старшие краснофлотцы Калачев, Ивлев, Мищенко несут вахту самостоятельно. Манников и Касаткин пришли на корабль недавно, они числятся учениками. Им больше всего и уделяет внимания старшина Худо леев. Он обстоятельно познакомил их с устройством корабля, провел по кораблю, об’яснил цель и на значение каждого отсека и меха низма. Только после детального озна комления молодых краснофлотцев с кораблем он приступил к обуче нию по специальности. Старшина об’яснил Манникову и Касаткину устройство дизеля, трубопроводов и клапанов, рассказал, как нужно ухаживать за ними. Несколько за нятий посвятил он опросу красно флотцев и, когда убедился, что те хорошо разбираются в механиз- иах, дал задание краснофлотцу Касаткину приготовить дизель в пуску. Касаткин приготовил ди зель я доложил командиру. Про верка показала, что Касаткин не чего не забыл, все сделал пра вильно. Командир отделения продол жал обучение молодых красно флотцев, знакомя их не только е режимои работы механизмов, но и с устранением возникающих де фектов. Когда Худолеев убедился, что краснофлотцы уверенно чув ствуют себя у дизеля, он стал до пускать их к несению вахты иа стоянке корабля. Сейчас старшина уже не сом невается в готовности молодых краснофлотцев к несению само стоятельной ходовой вахты. Его труд и забота не прошли даром. С. ПАРФЕНОВ. ОТЛИЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личный состав подразделе ния старшего лейтенанта Коч- н-ова недавно сдавал одну из стрелковых задач по курсу ог невой подготовки. Хорошо готовили ж стрельб? своих ‘подчиненных командиры отделений старший краснофло тец Ксенофонтов и старшин» 1 статьи Каликин. Когда пришло вр’ мя выйти «а линию огня и практически выполнять задачу, молодые краснофлотцы Шипл ев. Дубовиков, Данилин и Алек сандров показали отличныо ре зультаты. Все пули попали в цель. И. ГЕЛЕВЕРЯ. ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz