Краснофлотец.1946 год. Апрель.

К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 16 апреля 1946 г., № 89 (2475) О воспитании воинской дисциплины «СЛУЖБА НАЧАЛАСЬ...* Старшего краснофлотца Смоля- кова задержал патруль за то, что он не приветствовал старших по званию. — Не заметил, — оправдывал­ ся Смоляков. Закадычный друг Смолякова краснофлотец Бекетов стоял тут же. Несколько раз он пытался вступиться за своего приятеля, но начальник патруля обрывал его. Да. откровенно говоря, Бекетов и побаивался. Он тоже не при­ ветствовал старших. Фамилию Смолякова занесли в список нарушителей дисциплины и отпустили. Приятели молча на­ правились к Дому Военно-Морско­ го Флота. По их лицам нельзя рыло судпть. что инцидент с пат­ рулем явился ддя них чем-то до­ садным и неожиданным. Они от­ неслись к этому к ж к случайному явлению. — Видишь, война кончилась, служба снова началась, — глу­ бокомысленно заключил Смоля- ков. — Да. в город теперь хоть не показывайся. Чуть что не в по­ рядке, задерживают, — поддер­ жал Бекетов. Нетрудно понять, что так мо­ гут говорить только краснофлот­ цы, не осознавшие до конца свой воинский долг, не понявшие не­ обходимости на флоте железной воинской дисциплины. Таких, как Смоляков и Беке­ тов, конечно, единицы. В годы войны они находились у второ­ степенных дел. На них мало об­ ращали внимания, не требовали строго соблюдать уставы. Они жили в стороне от больших на­ пряженных военных трудов, ко­ торыми были заняты их товари­ щи. А теперь, когда самым важ­ ным делом на флоте стало укреп­ ление воинской дисциплины, и Смоляков с Бекетовым попали в ноле зрения своих начальников, для них служба действительно «началась заново». Рассказанный случай — лишь небольшой эпизод. Но он убеди­ тельно показывает, к чему может привести невнимательность к ггодс чиненным со сторопьг младших командиров и офицеров. СЛУЧАЙ С КРАСНОФЛОТЦЕМ СУХИХ струкшш дневального: играл в шахматы. — Я, конечно, не ног пройти мимо таких проступков подчинен­ ного,— говорит Иволгин.— Вызвав Сухих, долго с ним беседовал, вы­ яснил, что молодой краснофлотец не ознакомлен с порядками на ко­ рабле, ему не рассказали, как на­ до править службу. Это упу­ щение командира отделения. Я раз'яснил Сухих значение дис­ циплины на корабле. За просту­ пок наложил на него взыскание. Но па этом дело не кончилось. На вечерней пове,рке я об’явнл перед строем о наложенном взыскании. Хотелось дать ему понять, что за свои поступки он отвечает перед товарищами, перед экипажем ко­ рабля. Сухих дал слово, что испра­ вятся. Свое обещание он выпол­ нил. Сейчас его не узнать. Рабо­ тает и служит на-совесть. Хорошо у старшины Иволгина то, что он пристально следит за поступками своих подчиненных, что для него на службе нет мело­ чей. Он сумел найти наиболее действенный метод воздействия на молодого краснофлотца — при­ с т ы д и его перед всем экипажем, который завоевывал кораблю сла- су. А мнение коллектива вовсе не безразлично любому краснофлот­ цу. Это — сильное средство вос­ питания дисциплины. ТРЕБОВАТЬ' ПО-УСТАВНОМУ Как-то довелось беседовать со старшиной 2 статьи Виктором И Волгиным — старшиной группы мотористов тральщика капитан- лейтенанта Сатунина. Иволгин рассказал много интересных слу­ ч а л из практики воспитания дис­ циплины у своих подчиненных. В группу Иволгина недавно пришел из Учебного отряда крас­ нофлотец Сухих. Буквально через несколько дней, будучи дневаль­ ным по кубрику, он уснул, а не­ много позже снова нарушал ин- Воспитание дисциплины— дело труднее, но Иволгин справляется с ним успешно. Он имеет хоро­ шую теоретическую подготовку, обладает опытом воспитательной работы. Иволгин тактично и уме­ ло пользуется своей властью и прежде всего сам является образ­ цом для подчиненных. А это са­ мое важное. Но на том же тральщике есть младшие командиры и другого склада. Вот старшина 1 статьи Кондратьев. Хороший специалист, но требовать от подчиненных не­ уставному не умеет. Краснофло­ тец его отделения Мошечков ча­ сто обращается не по команде, но побудке во-врсмя не встает, на ав­ ральные работы опаздывает. Стар­ шина же «не может» сладить с недисциплинированным красно­ флотцем. Почему? Только потому, что либеральничает, не стремится найти правильный путь, чтобы привить подчиненному привычку к дисциплине, к службе. Старшина Иволгин поступает по-иному. Его подчиненный крас­ нофлотец Фатеев кичился тем, что у него образование выше других, что он хороший специалист. Ивол­ г и видел, что это не так, но по­ нимал. что разубедить Фатеева в частной беседе не удастся. И он нашел такой момент, когда Фа­ тееву и самому стало ясно, как он был неправ. А произошло это во время сда­ чи зачетов по одной из задач. На вопросы флагманского специали­ ста все краснофлотцы, в том чи­ сле и молодые, отвечали толково и вдумчиво. Когда же очередь до­ шла до Фатеева, он не смог даже сказать, сколько переборок и шпангоутов на корабле. Послз этого случая у Иволгина с Фа­ теевым произошел разговор, ко­ торый краснофлотец воспринял очень близко к сердцу. Фатеев осознал, что старшина законно с&внпял его в недисциплиниро­ ванности и зазнайстве. ЧЕГО ДОЛЖЕН ДОБИВАТЬСЯ СТАРШИНА Старшина должен требователь­ но относиться к себе, быть взыс­ кательным к подчиненным. Если старшина не вдумывается в сущ­ ность поступка бойца, не изучает его поведения, наклонностей, ха­ рактера, а ограничивается лишь формальным наложением взыска­ ния, это не воспитывает подчи­ ненного. Поговорите с опытными стар­ шинами, и все скажут, что не­ возможно укрепить дисциплину, если подходить к оценке красно­ флотцев огульно, не разбираться в индивидуальных способностях каждого. И это правильно. Требо­ вать,. но «не разносить», умно пользоваться властью, а не зло­ употреблять ею — вот что дол­ жно стать законом для каждого старшины. — Наказывать мы часто не умеем, — говорит Иволгин. — Некоторые старшины прибегают к мерам дисциплинарного воздейст­ вия лишь затем, чтобы внуиипь краснофлотцу страх перед нака­ занием. По-моему же, любое взы­ скание должно преследовать дру­ гую цель: дать краснофлотцу воз­ можность осознать позорность проступка. Иволгин, бесспорно, прав. На­ казание — не самоцель. Наказы­ вать нужно так, чтобы красно­ флотец переживал взыскание, чтобы оно оставило в его созна­ нии глубокий след. Надо сказать, что многие стар­ шины понимают это, но не знают, как практически пользоваться своими правами. А учат их недо­ статочно. Об этом говорит хотя бы тот факт, что за последние три | месяца на корабле не было про­ ведено со старшинами ни одного совещания по вопросам дисцип­ лины и воспитательной работы с краснофлотцами. И получается, что и опытные старшины, такие как Кондратьев, и молодые коман­ диры отделений, как Хованский, работают наугад. Старшине доверено многое. Ему надо повседневно помогать в боль­ шом и серьезном деле воспитания людей. Старший яейгензнт Г. БУТИКОВ. НА КО РА БЛ ЯХ УЧИТЬ ФЛОТСКОМУ ПОРЯДКУ У М Е Л Ы Е Р У К И ’ Старпшна Кожухов — артил­ лерист, иронлававший всю войну на кораблях — в начале э т о г о юда получил новое назначение: его послали в судоремонтную брига­ ду. Когда-то, в мирное время, он бил зпаком с работой котельщи­ ка, теперь это пригодилось. К новому назначению он отнес­ ся по-партийному — раз послали, значат надо. В первый же месяц работы он стал выполнять нормы на 150— 200% и вскоре был выд­ винут на должность бригадира котельщиков. Бригада Кожухова! известна сейчас всем судоремонтникам, как одна из лучших. Поэтому слож­ ное и срочное задание но уста­ новке котла на боевой корабль по­ ручили именно этой бригаде. Срок ремонта командование установило жесткий. Кожухов дад слово, что котел будет поставлен *з срок, но в самый разгар ремонта старшина заболел. Несмотря на болезнь он выходил на работу, руководил бри­ гадой и сам выполнял но полторы- две нормы задания. За досрочное вынояиепие зада­ ния вся бригада получила благо­ дарность командования. А. НАУМОВ. Какая может быть культура у котельного машиниста? На вахте у котлов не приходится думать о своей наружности. Там ие до это­ го! Так рассуждал раньше крас­ нофлотец Афанасьев, котельный машинист эсминца «Дружный». И товарищи по кубрику редко ви­ дели его онрятно одетым, умытым. — Опять Афанасьев всю сажу на себя собрал! — посмеивались над ним краснофлотцы. — Я ведь не у руля стою, — отвечал Афанасьев. Командир отделения старший краснофлотец Осипов вскоре вы­ яснил, что Афанасьев имеет до­ статочное образование п до служ­ бы прочел немало художественной литературы. Книги Жюль-Верна, Станюковича, Новикова-Прибоя вызвали у него мечту о службе на флоте. Казалось бы, станет он отличным моряком. За короткий срок Афанасьев освоил специаль­ ность котельного машиниста. Но вот настоящей морской культуры приобрести не мог. Бывали слу­ чаи, что он даже в увольнение на берег не желал уходить, чтобы не чиститься да не умываться лиш­ ний раз. Однажды командир отделения заметил, что в заведывании Афа­ насьева остались разбросанными инструменты. — Надо прибрать! — сказал он. — Ладно, тхриберем, — не спе­ ша ответил Афанасьев. Осипов не успокоился и, про­ верив, обнаружил, что его требо­ вание не выполнено. — Приберите инструменты и всем котельном отделении я через 15 минут доложите мне! Афанасьев почувствовал, что с ним не шутят. Выполнив прика­ зание, он доложил об этом Осип»- ву. После этого случая командир отделения внимательно следил за Афанасьевым, не упуская из виду ни одной мелочи в его новедении. Он вовлек Афанасьева в беседы, которые часто устраивались в кубрике. Афанасьев умело разби­ рался во многих^ вопросах и раз­ решал многие споры. Так молодой краснофлотец по­ степенно стал завоевывать уваже­ ние своих товарищей по кубрику. А командир отделения продолжая требовать от Афанасьева быть пер­ вым но всем и прежде всего — * своем деле. Когда котельные машинисты занимались баненпем котлов, кото­ рое нужно было провести в самые слсатые сроки, Афанасьев работая по нескольку смен без отдыха, ка­ чество его работы было признано отличным. ' Направляя в первый же выход­ ной Афанасьева на увольнение, Осииов обратил внимание стояв­ ших рядом краснофлотцев » подтянутый вид Афанасьева, ко­ торый стал приучаться к флот­ скому порядку. Л. НЕПОГОДИЙ. Учебу организовали и самотеку предоставили В парторганизации, где партор­ гом старший сержант Чирков, про­ явили хорошую инициативу — организовали два кружка по изу­ чению «Краткого курса истории БКП(б)». Но из-за плохой посе­ щаемости запятия часто срывают­ ся. В результате, более чем за год в одном кружке прослушано лишь девять глав краткого курса. Не лучше положение и в другом кружке. Марксистско-ленинская учеба предоставлена самотеку. Комму­ нисты приходят на учебу непод - ' готовленными. На занятиях царят скука. Парторг Чирков в кружкак бывает редко и не знает их недо­ статков. Не налажена и самостоятельная учеба коммунистов. На возникаю­ щие вопросы коммунистам негде получить ответ. Отсутствуют кон­ сультации, товарищеские собесе­ дования. Партийное бюро не ру­ ководит учебой и ни разу не об­ суждало вопрос о состоянии идей­ но-политического роста членов партии. А. ВАСИЛЬЕВ. Техническая конференция радистов По инициатив© партийной н ■комсомольской: организации в подразделении проводилась техническая 'когафзревция « а тему о материальной части ра­ диостанций. Старший красно­ флотец Четырин рассказал об устройства, тактико - техниче­ ских- данных и источникам пи­ тания радиостанций. Вопрос о принципиальней схем© приемо­ передатчика осветил сэржант 'Широкий. Выступавшие красно­ флотцы дополнили докладчиков. В заключение командир подраз­ деления старший лейтенант Вв- рисов дал практические указа­ ния об овладении техникой свя ­ зи. Техническая конференция п о ­ могла радистам глубже щучить радиоаппаратуру. С. ЕРАСОв. На бытовые темы Городок без воды В Корабельном городке нет ■питьевой воды. Единственная колонка не работает. Можно брать воду в коче-гарке, но дают ее только по ночам, когда все жители спят. Комендант город­ ка тов. Коржев никаких мер к обеспечению жителей водой но принимает. О плохой работе коменданта, можно судить и по той антиса­ нитарии, которая процвзгавт возле жилых помещений. Так, например, в доме № 8, где жи­ вут семэйные офицеры, в кори­ доре можно сломать ногу. Здесь полно разного мусора. Возя? дома кучи грязи и мусора. Не мешало бы представитзлям санинспекции города Полярный заглянуть в Корабельный горо­ док. Б. БАЙБАКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz