Краснофлотец.1946 год. Апрель.
К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 13 эпрзпя 1946 г.. № 87 (2473) условш действительного боя Подготовка наводчиков к стрельбам Г Личный состав БЧ-Н готовился к комендорским стрельбам. На совещании командиров орудий старший краснофлотец Михайлов сказал: — С такими наводчиками, как у нас, мы не сдадим задачу. Михайлова поддержал старший краснофлотец Емельянов: — Особенно плохо знают дело вторые наводчики.— и он показал командиру боевой части листок с наколками после первой трени ровки наводчиков на приборе .Крылова. — Совсем не умеют на водить! — Унывать нечего! — сказал в конце совещания командир бое вой части. — Наводчики молодые, неопытные. Пока есть время, на до пх больше тренировать, и все будет в порядке. На другой день каждому коман диру орудия был вручен план за нятий и тренировок наводчиков. В основу этого плана была поло жена новая методика подготовки орудийных расчетов, подсказан ная опытом войны. « Началась усиленная подготовка К стрельбе. Старший краснофло тец Михайлов тренировал навод чика Фомина. — Нельзя наводить рывками,— говорил он. — наводка должна быть плавной. В момент выстре ла перекрести^ нитей прицела должно точно совмещаться с целью. И тут же становился на место наводчика и показывал ему, как правильно управлять механизма ми наводки, как визировать цель. Потом Михайлов подхотил ко вто рой прицельной трубе и следил за действиями Фомина. После того, как все наводчики отработали и усвоили приемы на водки орудия, началась трени ровка на приборе Крылова. Глав ное внимание уделялось обуче нию вторых наводчиков, которые были приписаны на время стрельб из других боевых частей. Командир орудия, об’яснив на водчикам задачу, устанавливает на приборе заданную скорость и качку, подает команду: «Начать наводку!» и пускает прибор. На водчики, совместив перекрестие нитей прицела с целью, доклады вают: «Ноль!». Включается се кундомер и в соответствии с за данной скорострельностью даются ревуны. Вначале темп стрельбы был невысоким, а затем, от тре нировки к тренировке, он все по вышался и повышался и был до веден до максимального. Для того, чтобы приблизить тренировку к условиям действи тельного бея, на приборе Крылова вместо обычных рисунков с чер ным перекрестием наклеивались изображения щита или корабля на фоне моря и облаков, сделанных в масштабе средних дистанций стрельбы. Вся эта кропотливая работа не пропала даром. На проведенных недавно пульных стрельбах на водчики главного калибра старшие краснофлотцы Тишин, Солодухин, Гончаров, а также молодые крас нофлотцы Фомин, Соколов, Фролов иолучили отличную оценку. Подготовка к сложным комен дорским стрельбам продолжается. Старший лейтенант Е. МИХАЙЛОВ. На смену демобилизованным С миноносца «Грозный» ушла по демобилизации группа быва лых, опытных специалистов— ко мандиров отделений и старшин групп. На их место пришли но вые кадры. Были созданы стар шине ~Лучшие Красно- флотцы Крюков, Кропышев, Егов- цев и другие, окончив курсы, по лучили звание старшин 2 статьи и стали командовать отделениями. Трое молодых старшин — турби- нист Родионов, моторист Аникеев, трюмный Сурядов — выдвинуты командирами групп и успешно справляются с порученной им работой. На освободившиеся должности штатных специалистов назначены молодые краснофлотцы — передо вики боевой подготовки. Около двадцати недавно прибывших на корабль моряков отличио сдали экзамен я допущены к несению самостоятельных вахт. Б. НАУМОВ. ПОД БЕЛЫМ КУПОЛОМ Ясный солнечный день. У вы ложенного из черных полотнищ знака «Т», где приземляются и взлетают самолеты, стоят встрою летчики-гвардейцы. Инструктор парашютного дела гвардии млад ший лейтенант Шелкопляс дает последние указания. В инструкторскую кабину са дится командир подразделения, во второй кабине — гвардии лей тенант Пилюс, опоясанный лямка ми парашютов. Самолет идет на взлет. Датчик определяет место сбра сывания парашютиста. Нужно точно учесть силу и направление ветра, чтобы парашютист призем лился в границах аэродрома. — Приготовиться к прыжку! Лейтенант Пилюс вылезает из кабины. Сигнал — и он, оторвав шись от самолета, стремительно летит вниз. Через мгновение над ним раскрывается белый купол парашюта. ЯГ вот он уже призем лился. Друзья - поздравляют Пи- люса с очередным удачным пара шютным прыжком. Самолет снова уходит в воздух. Один за другим гвардейцы повто ряют прыжки с различных высот. В этот день гвардии младший лейтенант Карнекин совершил сложный затяжной прыжок. С от носительно небольшой высоты он 5 секунд падал, не раскрывая парашюта... Особое хладнокровие и муже ство проявил гвардии лейтенант Ушков. Прыгая с высоты 600 метров, он вошел в штопорное по ложение. Тело летчика стало стремительно вращаться. В таком п о л о ж е н и я парашюта раскрывать нельзя. тГ к. можно запутаться в стропах и куполе парашюта, и тогда катастрофа неминуема. Пом ня наставление инструктора, Уш ков отвел в еторону левые руку и погу. Через мгновение тело при няло обычное положение. Ушков рванул кольцо, но парашют не раскрылся. Самообладание не по кинуло молодого летчика. Он вы тянул руками запасной парашют, который с громким хлопком рас крылся над его головой. Произо шел динамический удар. Парашю тисту показалось, что он под прыгнул вверх, но земля прибли жалась невероятно быстро. Ушков искусно приземлился. А. ТИПАНОВ. УМЕТЬ ХОДИТЬ НА ШЛЮПКЕ Долгая заполярная 'зима на исходе. Скоро начнется летний спортивный сезон, в котором видное место займут гребно- парусные гонки на шлюпках. Предстоящие соревнования я их результаты покажут, насколь ко хорошо владеют этим видом спорта моряки надводных ко раблей, подплава и других сое динений флота. Каждый сомг*тс к ий во гн.ш.тй моряк должен уметь ходить на шлюпка. Где понимают и ценят значение тренировок на шлюп ках, там систематически прово дится обучение личного состава этому необходимому для моряка мастерству. Почти всю зиму настойчиво и упорно трени руется .на шлюпках команда ко рабля, где командиром капитан 2 раита Климов. С 1 апреля на чались систематические трени ровки на кораблях, где коман дирами капитан 2 ранга Гончар л капитан-лейтз на нт Богданов. Пора взяться за это дело и на других кораблях. Перед началом летнего сезо на хотелось бы сказать о недо статках прошлого года, чтобы не повторять их впредь. Летний спортивный сезон 1.015» года за кончился в сентябре гребно- парусными гонками на первен ство флота. В гонжах участво вало 28 шлЮпочпьгх шестерок. Команды боролись за первенст во из в одиночку, а в соетачве четырех, что давало возмож ность судить о морокой выучке и выносливости личного •соста ва целого соединения. Каковы же были недостатки прошлогодних соревнований? Во-нзр.в } их. ()б на руж и лось сла бое сшани» участниками элемен тарных правил шлюпочных го нок. Это привело к нарушению порядка. Во-Вторых, в гонке на 10 «кабельтовых участвовали сразу все шлюпки. Это не дало возможности елздить -за шлюп ками ка старте. В-третьих, тес ная, закрытая Екатерининская гавань во время гонок под па русами приучазт людей к шаб лону — «хода «а<к можно круче от берега до берега — скорей цридешь». Так делали многие участники гонок. Нам кажется, что было бы гораздо лучше и полезнее проводить гонад в Кольском вал иве. йроме того, малые брандеаяты я «катзра ВО и МО не годятся для ислусст- ВГМТОЫХ препятствий в пути, т. к. их очень просто н лэпко обхватить. Для этой дели .нужно использовать большие корабли. Имелись недостатки и в ком плексных гонках. Так. нантример, в программу 1 Гонок не было включено о давание. Все это сказалось на резуль татах четвертых общефлогских гребно-парусных гонок в Сева стополе. в который участвую щие впервыз североморцы заня ли всего лишь пятое место. Кстати сказать. во время этих соревнований выяснилось, что многие из участников не умели плавать. В Севастополе севе роморцы встретились со слож ными ветрами Северной бухты, не умзли огибать большие брандвахты, не знали и нару шали правила гонок. Лучшая из четыоех шлюпок получила са мое бачыпое число нулей. Все яти «недостатки надо учесть теперь. Скоро гонки. Снова начнет ся борьба «за юервеюство. Успех легко т е дается. Его надо за воевать, а для этого надо повсе дневно, упорно тренироваться. А. СЕРОВ. О катушках самоиндукции Пять вопросов старшины Гавриш Изучая радиодело, я встретился с иеяотерымм а ответа иа них не мог найти я имеющейся в моем распо ряжении специальной литературе. Прошу ответить мне на следующие 5 вопросов: 1. Какие катушки самоиндуяции многослойной намотки обладают наилучшими параметрами? 2. Какие диаметр провода и тип изоляции для намотки ка тушки считаются наилучшими? 3. Наков наилучший средний диаметр наметки катушки т примерное отношение длины катушки к диаметру ее? 4. В литературе говорится, что галетные яатушки обладают наилучшей добротностью. Почему же они очень редко встреча, ются в приемной аппаратуре? 5. Имеются ли преемники, у которых при увеличении силы приходящего сигнала действует АРГ (автоматический регуля тор громкости), а при уменьшении сигнала действует обратная связь? Старшина 1 статьи М. ГАВРИШ. ОТВЕТЫ: 1. Наилучшими параметрами из всех катушек (многослойной намотки) обладают катушки са моиндукции с намоткой «Уни версалы». Эти катушки имеют небольшую междувитковую ем кость и малые габариты, по сравнению с аналогичными ка тушками другой намотки. Добротность катушки зависит от соотношения длины намотки и диаметра ее. Чем больше от ношение диаметра к длине, тем яеатугака самоиндукции лучше. 2. Вообще говоря, чем больше диамэтр провода, тем лучше катушка. Однако на практике всегда приходится считаться с назначением катушки. Если ка тушка предназначена для при емника и габариты *зе ограниче ны кострукцией приемника, то (приходится отказываться от некоторых улучшений ее каче ства. Во-первых, от толщины про вода зависит увеличение раз мера катушки, что не всегда приемлемо. Во-вторых, если в приемнике имеется хотя бы один каскад усиления высокой частоты, то катушки, изготов ленные из толстого провода, имея хорошую добротность, об разуют контура с узкой поло сой пропускания частот, и при нимаемый сигнал (на длинных волнах) будзт искажен. Исходя из этих соображений, не счита ясь с некоторыми потерями, «а- эти способы намотки могут тушки в приемниках делались из тонких проводов. На длин новолновом и средневолновом диапазонах приемника катуш ки самоиндукции делались из провода диаметром 0,1—055 мм. С другой стороны, желание улучшить 'качество катушки приводило к увеличению диа метра провода, а это в свою оче редь увеличивало междувитко- <вую емкость и снижало качест во катушки. Решением этой за дали явилось широкое приме нение в (качестве материала для намотки катушек литцендрата (провода, состоящего из боль шого числа тонких изолирован ных доуг от друга проводни ков). При намотке катушек этим проводом контура, согта<влен- ньте из них, имеют достаточную ширину полосы пропускания частот и небольшую -междувит- яговую емкость. На коротковолновом диапазо не частот полоса пропускания приемника будет достаточна даже при двух-трвхкастсадтгом усилении по высокой частоте. Мг.яедувитковая емкость го бу дет незначительной, т. к. витков на катушке немного и они на мотаны в один слой с .некото рым шагом по «аркасу. В о тн о шении изоляции проводов «мож но сказать, что всякая изоля ция «при высоких чагтотах соз дает потери энергии в катушке и тем больше, чем выше часто та колебаний. Поэтому иа<ко- оотких волнах, а особенно на У К В . лучше вс*го л ел ат г . ка тушки однослойными с -прово дом б»ез ИЙОЛЯ 1 ГИИ. На длинных волнах обычно применяют изо ляцию — эмаль с шелком. Я. Как общий закон, чем боль ше диаметр катушки, тзм она лучше. Чем больше отношение среднего диаметра намотки ка тушки к длине ее. тем лучше (катупгка. Одиаяо в реальных условиям нельзя увеличивать до бесконечности лизиметр ка тушки. Приводится считаться с другими факторами, ограни чивающими габариты катушки. Обычно при расчете катушки один или несколько элементов могут быть заданы. Н ап рим ер , вы ограничены слишком боль шим диаметром и длиной ка тушки из-за ев габаритов. Наи более распространенные диа метры наших катушек 3—5 см- в немецких широковещатель ных приемниках от 1 до 3 сч. или 5 ом. В общем, диаметр ка тушки может быть выбран в пределах от 1 до 5 см. и больше. Длина намотки катушки колеб лется от 2 до в мм. реже бывает 10 мм. Отсюда легко определить отношение диаметра катушки к ее длине. Иа практике обычно бывает задан диаметр катуш ки , а длину ее делают как можно меньше. 4. Этот вопрос, очевидно, свя зан с недоразумением. Дело в том, что вы, вероятно, считаете галетные «атушен одним из способов намотки. Это не сов сем так. В практике существуют следующие сшособы намотки: а) намотка внавал, б) намотка рядами, в) сотовая намотке, г) корзиночная намотка, д) на мотка сУииверсаль» я др. Все быть выполнены в виде длин ных катушек или в виде тсорот- ких (узких) катушек с большим диаметром по сравнению с дли ной их. Последнее конструктив ное выполнение и есть не что иное, как галетные катушки. Таким образом, любой способ намотки может быть выполнен в виде галетных катушек. Поч ти во всех современных прием- никах применяются катушки исключительно галетной кои- струкции. 5. Во всех современных су- пергетеродидиых приемника* усиление вы’сокой и промежу точной частоты производится лампами «гваримю», а детектор ные каскады имеют автомати ческие регуляторы громкости (А Р Г ). Совместное действие этик элементов сводится к усилению слабых сигналов и ослаблению сильных. Т а к т * образом, сила сигнала на выходе приемника остается все время почти по стоянной (*в опроделениьехпр*- л ’ лах). независимо от силы его на выходе. Обратная связь (для усиления слабых сигналов) в су нергет° гюд нн н ы х приемника к из-за неустойчивости приме няется редко. Значительно ча ще применяется переменная связь между контурами в м г- тсадах усиления (Промежуточной частоты, которую часто по ошибке принимают за обратную связь. Переменная связь между контурами промежуточной ча стоты применяется для измене ния ширины полосы пропуска ния частот, т. е. попользуется как регулятор тона. Старший гехния-лентенант П. КИРЕЙКа
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz