Краснофлотец.1946 год. Апрель.

К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 13 эпрзпя 1946 г.. № 87 (2473) условш действительного боя Подготовка наводчиков к стрельбам Г Личный состав БЧ-Н готовился к комендорским стрельбам. На совещании командиров орудий старший краснофлотец Михайлов сказал: — С такими наводчиками, как у нас, мы не сдадим задачу. Михайлова поддержал старший краснофлотец Емельянов: — Особенно плохо знают дело вторые наводчики.— и он показал командиру боевой части листок с наколками после первой трени­ ровки наводчиков на приборе .Крылова. — Совсем не умеют на­ водить! — Унывать нечего! — сказал в конце совещания командир бое­ вой части. — Наводчики молодые, неопытные. Пока есть время, на­ до пх больше тренировать, и все будет в порядке. На другой день каждому коман­ диру орудия был вручен план за­ нятий и тренировок наводчиков. В основу этого плана была поло­ жена новая методика подготовки орудийных расчетов, подсказан­ ная опытом войны. « Началась усиленная подготовка К стрельбе. Старший краснофло­ тец Михайлов тренировал навод­ чика Фомина. — Нельзя наводить рывками,— говорил он. — наводка должна быть плавной. В момент выстре­ ла перекрести^ нитей прицела должно точно совмещаться с целью. И тут же становился на место наводчика и показывал ему, как правильно управлять механизма­ ми наводки, как визировать цель. Потом Михайлов подхотил ко вто­ рой прицельной трубе и следил за действиями Фомина. После того, как все наводчики отработали и усвоили приемы на­ водки орудия, началась трени­ ровка на приборе Крылова. Глав­ ное внимание уделялось обуче­ нию вторых наводчиков, которые были приписаны на время стрельб из других боевых частей. Командир орудия, об’яснив на­ водчикам задачу, устанавливает на приборе заданную скорость и качку, подает команду: «Начать наводку!» и пускает прибор. На­ водчики, совместив перекрестие нитей прицела с целью, доклады­ вают: «Ноль!». Включается се­ кундомер и в соответствии с за­ данной скорострельностью даются ревуны. Вначале темп стрельбы был невысоким, а затем, от тре­ нировки к тренировке, он все по­ вышался и повышался и был до­ веден до максимального. Для того, чтобы приблизить тренировку к условиям действи­ тельного бея, на приборе Крылова вместо обычных рисунков с чер­ ным перекрестием наклеивались изображения щита или корабля на фоне моря и облаков, сделанных в масштабе средних дистанций стрельбы. Вся эта кропотливая работа не пропала даром. На проведенных недавно пульных стрельбах на­ водчики главного калибра старшие краснофлотцы Тишин, Солодухин, Гончаров, а также молодые крас­ нофлотцы Фомин, Соколов, Фролов иолучили отличную оценку. Подготовка к сложным комен­ дорским стрельбам продолжается. Старший лейтенант Е. МИХАЙЛОВ. На смену демобилизованным С миноносца «Грозный» ушла по демобилизации группа быва­ лых, опытных специалистов— ко­ мандиров отделений и старшин групп. На их место пришли но­ вые кадры. Были созданы стар­ шине ~Лучшие Красно- флотцы Крюков, Кропышев, Егов- цев и другие, окончив курсы, по­ лучили звание старшин 2 статьи и стали командовать отделениями. Трое молодых старшин — турби- нист Родионов, моторист Аникеев, трюмный Сурядов — выдвинуты командирами групп и успешно справляются с порученной им работой. На освободившиеся должности штатных специалистов назначены молодые краснофлотцы — передо­ вики боевой подготовки. Около двадцати недавно прибывших на корабль моряков отличио сдали экзамен я допущены к несению самостоятельных вахт. Б. НАУМОВ. ПОД БЕЛЫМ КУПОЛОМ Ясный солнечный день. У вы­ ложенного из черных полотнищ знака «Т», где приземляются и взлетают самолеты, стоят встрою летчики-гвардейцы. Инструктор парашютного дела гвардии млад­ ший лейтенант Шелкопляс дает последние указания. В инструкторскую кабину са­ дится командир подразделения, во второй кабине — гвардии лей­ тенант Пилюс, опоясанный лямка­ ми парашютов. Самолет идет на взлет. Датчик определяет место сбра­ сывания парашютиста. Нужно точно учесть силу и направление ветра, чтобы парашютист призем­ лился в границах аэродрома. — Приготовиться к прыжку! Лейтенант Пилюс вылезает из кабины. Сигнал — и он, оторвав­ шись от самолета, стремительно летит вниз. Через мгновение над ним раскрывается белый купол парашюта. ЯГ вот он уже призем­ лился. Друзья - поздравляют Пи- люса с очередным удачным пара­ шютным прыжком. Самолет снова уходит в воздух. Один за другим гвардейцы повто­ ряют прыжки с различных высот. В этот день гвардии младший лейтенант Карнекин совершил сложный затяжной прыжок. С от­ носительно небольшой высоты он 5 секунд падал, не раскрывая парашюта... Особое хладнокровие и муже­ ство проявил гвардии лейтенант Ушков. Прыгая с высоты 600 метров, он вошел в штопорное по­ ложение. Тело летчика стало стремительно вращаться. В таком п о л о ж е н и я парашюта раскрывать нельзя. тГ к. можно запутаться в стропах и куполе парашюта, и тогда катастрофа неминуема. Пом­ ня наставление инструктора, Уш­ ков отвел в еторону левые руку и погу. Через мгновение тело при­ няло обычное положение. Ушков рванул кольцо, но парашют не раскрылся. Самообладание не по­ кинуло молодого летчика. Он вы­ тянул руками запасной парашют, который с громким хлопком рас­ крылся над его головой. Произо­ шел динамический удар. Парашю­ тисту показалось, что он под­ прыгнул вверх, но земля прибли­ жалась невероятно быстро. Ушков искусно приземлился. А. ТИПАНОВ. УМЕТЬ ХОДИТЬ НА ШЛЮПКЕ Долгая заполярная 'зима на исходе. Скоро начнется летний спортивный сезон, в котором видное место займут гребно- парусные гонки на шлюпках. Предстоящие соревнования я их результаты покажут, насколь­ ко хорошо владеют этим видом спорта моряки надводных ко­ раблей, подплава и других сое­ динений флота. Каждый сомг*тс к ий во гн.ш.тй моряк должен уметь ходить на шлюпка. Где понимают и ценят значение тренировок на шлюп­ ках, там систематически прово­ дится обучение личного состава этому необходимому для моряка мастерству. Почти всю зиму настойчиво и упорно трени­ руется .на шлюпках команда ко­ рабля, где командиром капитан 2 раита Климов. С 1 апреля на­ чались систематические трени­ ровки на кораблях, где коман­ дирами капитан 2 ранга Гончар л капитан-лейтз на нт Богданов. Пора взяться за это дело и на других кораблях. Перед началом летнего сезо­ на хотелось бы сказать о недо­ статках прошлого года, чтобы не повторять их впредь. Летний спортивный сезон 1.015» года за­ кончился в сентябре гребно- парусными гонками на первен­ ство флота. В гонжах участво­ вало 28 шлЮпочпьгх шестерок. Команды боролись за первенст­ во из в одиночку, а в соетачве четырех, что давало возмож­ ность судить о морокой выучке и выносливости личного •соста­ ва целого соединения. Каковы же были недостатки прошлогодних соревнований? Во-нзр.в } их. ()б на руж и лось сла­ бое сшани» участниками элемен­ тарных правил шлюпочных го­ нок. Это привело к нарушению порядка. Во-Вторых, в гонке на 10 «кабельтовых участвовали сразу все шлюпки. Это не дало возможности елздить -за шлюп­ ками ка старте. В-третьих, тес­ ная, закрытая Екатерининская гавань во время гонок под па­ русами приучазт людей к шаб­ лону — «хода «а<к можно круче от берега до берега — скорей цридешь». Так делали многие участники гонок. Нам кажется, что было бы гораздо лучше и полезнее проводить гонад в Кольском вал иве. йроме того, малые брандеаяты я «катзра ВО и МО не годятся для ислусст- ВГМТОЫХ препятствий в пути, т. к. их очень просто н лэпко обхватить. Для этой дели .нужно использовать большие корабли. Имелись недостатки и в ком­ плексных гонках. Так. нантример, в программу 1 Гонок не было включено о давание. Все это сказалось на резуль­ татах четвертых общефлогских гребно-парусных гонок в Сева­ стополе. в который участвую­ щие впервыз североморцы заня­ ли всего лишь пятое место. Кстати сказать. во время этих соревнований выяснилось, что многие из участников не умели плавать. В Севастополе севе­ роморцы встретились со слож­ ными ветрами Северной бухты, не умзли огибать большие брандвахты, не знали и нару­ шали правила гонок. Лучшая из четыоех шлюпок получила са­ мое бачыпое число нулей. Все яти «недостатки надо учесть теперь. Скоро гонки. Снова начнет­ ся борьба «за юервеюство. Успех легко т е дается. Его надо за­ воевать, а для этого надо повсе­ дневно, упорно тренироваться. А. СЕРОВ. О катушках самоиндукции Пять вопросов старшины Гавриш Изучая радиодело, я встретился с иеяотерымм а ответа иа них не мог найти я имеющейся в моем распо­ ряжении специальной литературе. Прошу ответить мне на следующие 5 вопросов: 1. Какие катушки самоиндуяции многослойной намотки обладают наилучшими параметрами? 2. Какие диаметр провода и тип изоляции для намотки ка­ тушки считаются наилучшими? 3. Наков наилучший средний диаметр наметки катушки т примерное отношение длины катушки к диаметру ее? 4. В литературе говорится, что галетные яатушки обладают наилучшей добротностью. Почему же они очень редко встреча, ются в приемной аппаратуре? 5. Имеются ли преемники, у которых при увеличении силы приходящего сигнала действует АРГ (автоматический регуля­ тор громкости), а при уменьшении сигнала действует обратная связь? Старшина 1 статьи М. ГАВРИШ. ОТВЕТЫ: 1. Наилучшими параметрами из всех катушек (многослойной намотки) обладают катушки са­ моиндукции с намоткой «Уни­ версалы». Эти катушки имеют небольшую междувитковую ем­ кость и малые габариты, по сравнению с аналогичными ка­ тушками другой намотки. Добротность катушки зависит от соотношения длины намотки и диаметра ее. Чем больше от­ ношение диаметра к длине, тем яеатугака самоиндукции лучше. 2. Вообще говоря, чем больше диамэтр провода, тем лучше катушка. Однако на практике всегда приходится считаться с назначением катушки. Если ка­ тушка предназначена для при­ емника и габариты *зе ограниче­ ны кострукцией приемника, то (приходится отказываться от некоторых улучшений ее каче­ ства. Во-первых, от толщины про­ вода зависит увеличение раз­ мера катушки, что не всегда приемлемо. Во-вторых, если в приемнике имеется хотя бы один каскад усиления высокой частоты, то катушки, изготов­ ленные из толстого провода, имея хорошую добротность, об­ разуют контура с узкой поло­ сой пропускания частот, и при­ нимаемый сигнал (на длинных волнах) будзт искажен. Исходя из этих соображений, не счита­ ясь с некоторыми потерями, «а- эти способы намотки могут тушки в приемниках делались из тонких проводов. На длин­ новолновом и средневолновом диапазонах приемника катуш­ ки самоиндукции делались из провода диаметром 0,1—055 мм. С другой стороны, желание улучшить 'качество катушки приводило к увеличению диа­ метра провода, а это в свою оче­ редь увеличивало междувитко- <вую емкость и снижало качест­ во катушки. Решением этой за­ дали явилось широкое приме­ нение в (качестве материала для намотки катушек литцендрата (провода, состоящего из боль­ шого числа тонких изолирован­ ных доуг от друга проводни­ ков). При намотке катушек этим проводом контура, согта<влен- ньте из них, имеют достаточную ширину полосы пропускания частот и небольшую -междувит- яговую емкость. На коротковолновом диапазо­ не частот полоса пропускания приемника будет достаточна даже при двух-трвхкастсадтгом усилении по высокой частоте. Мг.яедувитковая емкость го бу­ дет незначительной, т. к. витков на катушке немного и они на­ мотаны в один слой с .некото­ рым шагом по «аркасу. В о тн о ­ шении изоляции проводов «мож­ но сказать, что всякая изоля­ ция «при высоких чагтотах соз­ дает потери энергии в катушке и тем больше, чем выше часто­ та колебаний. Поэтому иа<ко- оотких волнах, а особенно на У К В . лучше вс*го л ел ат г . ка­ тушки однослойными с -прово­ дом б»ез ИЙОЛЯ 1 ГИИ. На длинных волнах обычно применяют изо­ ляцию — эмаль с шелком. Я. Как общий закон, чем боль­ ше диаметр катушки, тзм она лучше. Чем больше отношение среднего диаметра намотки ка­ тушки к длине ее. тем лучше (катупгка. Одиаяо в реальных условиям нельзя увеличивать до бесконечности лизиметр ка­ тушки. Приводится считаться с другими факторами, ограни­ чивающими габариты катушки. Обычно при расчете катушки один или несколько элементов могут быть заданы. Н ап рим ер , вы ограничены слишком боль­ шим диаметром и длиной ка­ тушки из-за ев габаритов. Наи­ более распространенные диа­ метры наших катушек 3—5 см- в немецких широковещатель­ ных приемниках от 1 до 3 сч. или 5 ом. В общем, диаметр ка­ тушки может быть выбран в пределах от 1 до 5 см. и больше. Длина намотки катушки колеб­ лется от 2 до в мм. реже бывает 10 мм. Отсюда легко определить отношение диаметра катушки к ее длине. Иа практике обычно бывает задан диаметр катуш ки , а длину ее делают как можно меньше. 4. Этот вопрос, очевидно, свя­ зан с недоразумением. Дело в том, что вы, вероятно, считаете галетные «атушен одним из способов намотки. Это не сов­ сем так. В практике существуют следующие сшособы намотки: а) намотка внавал, б) намотка рядами, в) сотовая намотке, г) корзиночная намотка, д) на­ мотка сУииверсаль» я др. Все быть выполнены в виде длин­ ных катушек или в виде тсорот- ких (узких) катушек с большим диаметром по сравнению с дли­ ной их. Последнее конструктив­ ное выполнение и есть не что иное, как галетные катушки. Таким образом, любой способ намотки может быть выполнен в виде галетных катушек. Поч­ ти во всех современных прием- никах применяются катушки исключительно галетной кои- струкции. 5. Во всех современных су- пергетеродидиых приемника* усиление вы’сокой и промежу­ точной частоты производится лампами «гваримю», а детектор­ ные каскады имеют автомати­ ческие регуляторы громкости (А Р Г ). Совместное действие этик элементов сводится к усилению слабых сигналов и ослаблению сильных. Т а к т * образом, сила сигнала на выходе приемника остается все время почти по­ стоянной (*в опроделениьехпр*- л ’ лах). независимо от силы его на выходе. Обратная связь (для усиления слабых сигналов) в су нергет° гюд нн н ы х приемника к из-за неустойчивости приме­ няется редко. Значительно ча­ ще применяется переменная связь между контурами в м г- тсадах усиления (Промежуточной частоты, которую часто по ошибке принимают за обратную связь. Переменная связь между контурами промежуточной ча­ стоты применяется для измене­ ния ширины полосы пропуска­ ния частот, т. е. попользуется как регулятор тона. Старший гехния-лентенант П. КИРЕЙКа

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz