Краснофлотец.1946 год. Апрель.
2 К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 9 апреля 1946 г., № 83 (2469) Советы старшине 2. Обучение специальности Когда молодые краснофлотцы ознакомились с устройством и ос новными тактико-техническими данными корабля, они присту пают к изучению своей основной специальности. Обучение краснофлотца спе циальности строится на основе имеющихся расписаний и планов боевой подготовки. Но оно ни в ко ем случае не должно быть одно сторонним. Поэтому время, отве денное на боевую подготовку, не обходимо распределять таким обра зом, чтобы краснофлотец, наряду с изучением своего заведывания, хорошо освоил и механизмы, кото- ' рые он обслуживает на походе, и свои обязанности по боевой и 1аварийной тревогам. Лучше всего, если командир отделения или стар- шина.группы в первую очередь бу дет знакомить молодого красно флотца с его обязанностями по по ходной вахте и по тревогам, а за тем уже по заведыванию. Такой метод поможет краснофлотцу пра вильно выполнить и свои обязан ности и быстро изучить специаль ность. Старшина котельной группы нашего корабля старшина 1 статьи Макаров на основавши программы обучения специальностям разрабо тал общий план боевой подготовки своей группы. Потом он помог командирам отделений составить личные планы на неделю, которые уточнялись на каждый день. Так, например, в одну из недель стар шина 1-го котельного отделения должен был изучить со своими краснофлотцами устройство турбо- нитательного насоса. В ходе заня тий он обнаружил, что отдельные агрегаты подчиненные усваивают легко, но работу ротора, статора и предельного регулятора они не мо гут быстро понять. Тогда командир отделения в оставшиеся дни неде ли особое внимание обратил на от работку этих вопросов, чтобы они были так же хорошо усвоены, как и все остальные. > Р» процессе обучения каждый старшина группы, невзирая на сроки своей службы и командир ской деятельности, обязан тща тельно готовиться к проведению запятип п, в частности, состав лять подробный конспект. К сожа- лепию. на некоторых кораблях это го не делают. Бывают случаи, когда старшина считает, что он может обходиться без кон спектов. Эта грубая ошибка при водит к тому, что отдельные, ино гда даже узловые вопросы освеща ются недостаточно подробно. Составлением плана не закан чивается подготовка старшины к занятиям. Надо еще просмотреть свои записи и все материалы, от носящиеся к предстоящей теме, чтобы отлично представить ее со держание, позаботиться о матери альном обеспечении занятий, до стать чертежи, схемы, отдельные детали и т. д. Как показал опыт, каждое за нятие лучше всего разделять на две части: теоретическую и прак тическую. Сначала командир от деления, пользуясь чертежом, и другими пособиями, рассказывает краснофлотцам об устройстве ме ханизма и отдельных его деталей. Слушатели записывают основные технические данные агрегата (чис ло оборотов* мощность, произво дительность), зарисовывают прин ципиальные схемы всего механиз ма и отдельных его узлов. Затем, с помощью контрольных вопросов.; .командир отделения должен убе диться, что каждый из присут ствующих краснофлотцев правиль но понял об’яснение и разобрался в чертежах. Эта часть занятия, хотя и весь ма важная в общей системе обуче ния, все же не является решаю щей. Главнейшую роль играет дру гая — практическая сторона за нятий, которая проходит непосред ственно у механизмов. По суще ству только здесь краснофлотец закрепляет и полностью усваивает пройденную тему. Занятия у меха низмов начинаются с их внешнего осмотра, знакомства с расположе нием арматуры и подходящих трубопроводов. Когда есть возмож ность, краснофлотцы осматривают вскрытые части механизма, затем переходят к изучению инструкции по эксплоатации — пуск агрега та, обслуживание на ходу, оста новки. Все это должно сопровож даться практическим показом всех деталей установки. Дальше командир отделения рассказывает о возможных непо ладках и аварийных случаях, которые могут произойти с дан ным механизмом, и переходит к пояснению таких моментов, как прекращение подачи масла или охлаждающей воды, чрезмерное увеличение оборотов, повышение давления, встречающиеся в прак тической работе. Одновременно он указывает краснофлотцам на при чины этих неполадок, на послед ствия, к которым они могут при вести, а также меры по их преду преждению и устранению. Когда краснофлотцы ознакомят ся со способами разборки и ремон та механизмов, с характером их периодического осмотра,- отделение переходит к заключительной части занятий — фактическим пускам и остановкам агрегата. Здесь со сто роны командира отделения тре буется исключительная бдитель ность. Наблюдая за краснофлот цем, старшина дает ему возмож ность самостоятельно запустить и остановить агрегат. После этого краснофлотец должен отстоять не сколько вахт дублером, тогда толь ко можно считать законченной подготовку его к несению само стоятельной вахты. Весьма важно, чтобы на про тяжении всей учебы каждый ко мандир отделения постоянно вед строгий учет успеваемости своих подчиненных. Большое значение имеют регу лярные учения и тренировки на боевых постах. Для проведения учений или тре нировок командир отделения каж дый раз составляет план, в кото ром указывает цель учения, состав обучаемых, место и порядок прове дения, строгий расчет времени. Цель тренировки или учения — привить краснофлотцам практи ческие навыки по обслуживанию механизмов, предупреждению и ликвидации поломок и аварий. Порядок учений и тренировок дол жен предусматривать определен ную последовательность в дейст виях. Так, например, сначала краснофлотец должен научиться подготавливать механизм к пуску, затем обслуживать его на ходу и уже после этого останавливать. В процессе учений и тренировок отдельные краснофлотцы могут до пускать ошибки. Как показывает опыт, лучше всего их исправлять немедленно, но одновременно сле дует об’яснить, к чему эти ошибки могут привести и как их избежать. Это поможет краснофлотцам тверже усвоить тему. В конце учении или практи ческих занятий, как правило, сле дует провести опрос и дать оценку усвоения каждым краснофлотцем пройденной темы. Инженер-лейтенанг А. ЗАСОРИН. Командир орудия старшина 1 статьи Г. Паламарчуи— уча стник многих боевых походов своего корабля. Накопленный за годы войны опыт ои умело передает молодым краснофлот цам. НА СНИМКЕ: тов. Паламарчук тренирует своих подчи ненных ва быстроту наводка орудия. ' Фото Л. Огурцова. Первые дни занятий в школах партийного актива У подводников 2 а»пргля началась занятия в школе партийного актива крас нознаменного ордена Ушакове •соединения подводных лодок. На учебу пришли молодые парт орги и комсорги, ях з а м е с т и ли. члены партийных и комсо мольских бюро. Для партийной школы отве дены лучшие помещения, кото рые хорошо оборудованы на глядными пособиями. Для само стоятельной работы слушателей отведен агитпункт. Здесь уста навливается постоянное дежур ство работников политотдела, которые будут проводить кон сультации. Лекторами выделены лучшие пропагандисты соединения. Курс истории ВКП(*б) ведет капитан 2 ранга то©. Петров, лекции по книге товарища ГСталина «О Великой Отечест венной войне Советского Союза» читают капитан 3 ранга Некра сов и калтитан-лейтешшт Кирил лов. по политической «карте ми ра—калитан 3 ранга Богачев, па ртиюл^пработз в Вовюто- Мороком Флоте — «капитан 3 ранга Парамонов. ГЬэрвые занятия прошли орга низованно при стопроцентной явке слушателей. Однако и в первый день учя- бы партийного актива выявлены Д|3достатки. В первой груш» слушатели были рассажены те сно, что м»эшало вести записи лекции, в четвертой гругшэ двое слушателей опоздали на заня тия. Капитан-лейтенант Я. ИВАНОВ. В управлении тыла Организованно начались за нятия в школе партийного акти ва при управлении тыла. За 15 минут до начала занятий слу шатели уже были на своих ме стах. В классах развешаны кар ты, на столах разложены тетра ди, ручки, поставлены чернила. Перед началом лекции при сутствующим были розданы учебные пособия: «Краткий курс истории ВКП(б)». КН 1 ИЛИ товарища Сталина «О Великой Отечественной войне Совеггаас»- го Союза» и «Вопросы лешг-нш- •ма». Пер’вую лекцию по 1 глав* «Краткого курса история ВКП(б)» прочел начальник шко лы майор Железное. Лекцию * Великой Отечественной войн** СССР читал капитан тов. Муку- сев. Лекции штлюстригровались наглядными пособиями. С. ЕРАСОВ. Наш. календарь ГОДОВЩИНА ВЗЯТИЯ КЕНИГСБЕРГА 9 апреля 1945 года войска Злч> Белорусского фронта под коман дованием Маршала Советского Союза Василевского завершили ■разгром кешггобергекой группи ровки немцев и штурмам овла дели крепостью и главным го- полом Восточной Пруссии — Кенигсбергом. Борьба за Кенигсберг была долгой и жестокой. Этот город являлся стратегически важным узлом обороны немцев на Бал тийском море- В нем находились многочисленные судостроитзль- - кые и судоремонтные заводы. , Кенигсберг обладает хороню оборудованным портом и яв ляется узлом многих железных и шоссейных дорог. Красная Армия наголову раз- ' била немецко-фашистские вой ска, защищавшие Кенигсберг, и вновь блестяще продемонст рировала основной прин цип русского военного искус ства. Город оборонялся крупной группировкой отборных немец - ) кик войск, укрепившихся за мно гочисленными фортами, соору женными по последнему слову техники, в сотнях железобетон ных дотов, в бесчисленных ук реплениях вокруг города и не- поородств^нно на улицах Кениг сберга. О мощности оборонительных сооружений можно судить по, следующему примеру. Перед гз- неральным штурмом пехотинцы и саперы одной нашей части взяли форт. Это было огромное сооружение из бетона, с двой ными трехметравымй стенами, в ■которых помзщалйсь боевые ка зематы с тяжелой артиллерией. Наши штурмювые группы захва тили в нем шесть 280-миллимет ровых и чэтыре 210-миллимет ровых орудий. Два месяца огнем нашей ар тиллерии :и ударами с воздуха разрушалась крепостная оборо на Кенигсберга. Немецкий гар низон, находившийся в желез ном кольце блокады, наматы вался и уничтожался день за днем. 8 аир зля войска 3-го Бе лорусского фронте начали штурм, который по замыслам нашего командования произво дился одновременно с восьми сторон. Долговременная оборо на противника была взломана в первые же несколько часов. Уже на следующее утро город был рассечен надвое, а в полдзнь разгорелся бой за центр города. Вечером 9 апреля остатки раз битого гарнизона прекратили сопротивление н сломили ору жие. Нашими войсжамн взято в плен 92.000 немецких солдат и офицеров, в том числе 4 пэнера- ла. В числе трофеев было 2.023 полевых орудия, 89 танков и са моходок и много другой техни ки. Противник потерял убитыми до 42.000 солдат и офицеров. Битва за Кешгтсберг — одна из крупнейших юиера’цпй в Оте чественной войне. В главной базе Партийный и комсомольский актив главной базы Северного флота приступил к учебе. В первый же день занятий в пар тийной школе выявились суще ственные недостатки как в ме тодика «преподавания, так и в организации учебного процесса. Например, лектор капитан Жи ло, читавший лекцию «Полити ческая карта мира перед первой мировой войной», часто допу скал оговорки, неправильно на зывал д а т ы событий. Не совсем удачно прошла и лекция капита на Лялина по первой главе «Краткого курса истории ВКП(б)». Низкое качество лек ций, очевидно, объясняется тем, что преподаватели озрьезтго не' поработали над материалов!. Слушателям негде было раз деться, и они в течение пятнад цати минут ходили по Дому флота в поисках раздевалки. На столах отсутствовали чернила и ручки, не были вывзшены я наглядные пособия. Плохо дело обстояло и с посе щаемостью. На занятия из яви лось семь комсоргов подраз делений, которые были задеряа" тгы на семинаре, а слушатель Ермолин пропустил учебу бее уважительных причин. Цзобходимо устранить вое эти недостатки и проводить учо- бу партийного и юол^сомольскот актива более организован®». А. АЛЕНСАНДРва На бытовые темы Находчивый Сутырин Хорошее настроение, с кото рым мы отправились на кон церт в клуб, начальником кото рого капитан Сутырин, было ис порчено с самого начала. Купив в кассе два билета, мы просле довали в зрительный зал и стали отыскивать свои места. Эдесь-то и начались злоключе ния. Ока*залось, что места заня ты двумя женщинами, который, хотя н не имели билетов, но встать со стульев отказались. Естественно, что мы решили восстановить справедливость и разыскали начальника клуба тов. Сутырииа, который, взяв наши билеты, направился с месту инцидента, чтобы наве сти надлежащий порядок. Здесь он увидел на наших ме стах своих знакомых. Но Суты- рин не растерялся: — Я не разрешал кассирш* продавать билеты на 2-й я 5-* |ряды, — заявил он и разорвал наши билеты. Одну четверть концерта мы к тому вромени уже пропусти ли, а три четверти досматрива ли стоя у стенки. Капитана Су- тьгрина мы больше не видели. Старшина 2 статьи КОЧНЕВ. Краснофлотец ФИЛИППОВ*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz