Краснофлотец.1946 год. Апрель.

2 К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 9 апреля 1946 г., № 83 (2469) Советы старшине 2. Обучение специальности Когда молодые краснофлотцы ознакомились с устройством и ос­ новными тактико-техническими данными корабля, они присту­ пают к изучению своей основной специальности. Обучение краснофлотца спе­ циальности строится на основе имеющихся расписаний и планов боевой подготовки. Но оно ни в ко­ ем случае не должно быть одно­ сторонним. Поэтому время, отве­ денное на боевую подготовку, не­ обходимо распределять таким обра­ зом, чтобы краснофлотец, наряду с изучением своего заведывания, хорошо освоил и механизмы, кото- ' рые он обслуживает на походе, и свои обязанности по боевой и 1аварийной тревогам. Лучше всего, если командир отделения или стар- шина.группы в первую очередь бу­ дет знакомить молодого красно­ флотца с его обязанностями по по­ ходной вахте и по тревогам, а за­ тем уже по заведыванию. Такой метод поможет краснофлотцу пра­ вильно выполнить и свои обязан­ ности и быстро изучить специаль­ ность. Старшина котельной группы нашего корабля старшина 1 статьи Макаров на основавши программы обучения специальностям разрабо­ тал общий план боевой подготовки своей группы. Потом он помог командирам отделений составить личные планы на неделю, которые уточнялись на каждый день. Так, например, в одну из недель стар­ шина 1-го котельного отделения должен был изучить со своими краснофлотцами устройство турбо- нитательного насоса. В ходе заня­ тий он обнаружил, что отдельные агрегаты подчиненные усваивают легко, но работу ротора, статора и предельного регулятора они не мо­ гут быстро понять. Тогда командир отделения в оставшиеся дни неде­ ли особое внимание обратил на от­ работку этих вопросов, чтобы они были так же хорошо усвоены, как и все остальные. > Р» процессе обучения каждый старшина группы, невзирая на сроки своей службы и командир­ ской деятельности, обязан тща­ тельно готовиться к проведению запятип п, в частности, состав­ лять подробный конспект. К сожа- лепию. на некоторых кораблях это­ го не делают. Бывают случаи, когда старшина считает, что он может обходиться без кон­ спектов. Эта грубая ошибка при­ водит к тому, что отдельные, ино­ гда даже узловые вопросы освеща­ ются недостаточно подробно. Составлением плана не закан­ чивается подготовка старшины к занятиям. Надо еще просмотреть свои записи и все материалы, от­ носящиеся к предстоящей теме, чтобы отлично представить ее со­ держание, позаботиться о матери­ альном обеспечении занятий, до­ стать чертежи, схемы, отдельные детали и т. д. Как показал опыт, каждое за­ нятие лучше всего разделять на две части: теоретическую и прак­ тическую. Сначала командир от­ деления, пользуясь чертежом, и другими пособиями, рассказывает краснофлотцам об устройстве ме­ ханизма и отдельных его деталей. Слушатели записывают основные технические данные агрегата (чис­ ло оборотов* мощность, произво­ дительность), зарисовывают прин­ ципиальные схемы всего механиз­ ма и отдельных его узлов. Затем, с помощью контрольных вопросов.; .командир отделения должен убе­ диться, что каждый из присут­ ствующих краснофлотцев правиль­ но понял об’яснение и разобрался в чертежах. Эта часть занятия, хотя и весь­ ма важная в общей системе обуче­ ния, все же не является решаю­ щей. Главнейшую роль играет дру­ гая — практическая сторона за­ нятий, которая проходит непосред­ ственно у механизмов. По суще­ ству только здесь краснофлотец закрепляет и полностью усваивает пройденную тему. Занятия у меха­ низмов начинаются с их внешнего осмотра, знакомства с расположе­ нием арматуры и подходящих трубопроводов. Когда есть возмож­ ность, краснофлотцы осматривают вскрытые части механизма, затем переходят к изучению инструкции по эксплоатации — пуск агрега­ та, обслуживание на ходу, оста­ новки. Все это должно сопровож­ даться практическим показом всех деталей установки. Дальше командир отделения рассказывает о возможных непо­ ладках и аварийных случаях, которые могут произойти с дан­ ным механизмом, и переходит к пояснению таких моментов, как прекращение подачи масла или охлаждающей воды, чрезмерное увеличение оборотов, повышение давления, встречающиеся в прак­ тической работе. Одновременно он указывает краснофлотцам на при­ чины этих неполадок, на послед­ ствия, к которым они могут при­ вести, а также меры по их преду­ преждению и устранению. Когда краснофлотцы ознакомят­ ся со способами разборки и ремон­ та механизмов, с характером их периодического осмотра,- отделение переходит к заключительной части занятий — фактическим пускам и остановкам агрегата. Здесь со сто­ роны командира отделения тре­ буется исключительная бдитель­ ность. Наблюдая за краснофлот­ цем, старшина дает ему возмож­ ность самостоятельно запустить и остановить агрегат. После этого краснофлотец должен отстоять не­ сколько вахт дублером, тогда толь­ ко можно считать законченной подготовку его к несению само­ стоятельной вахты. Весьма важно, чтобы на про­ тяжении всей учебы каждый ко­ мандир отделения постоянно вед строгий учет успеваемости своих подчиненных. Большое значение имеют регу­ лярные учения и тренировки на боевых постах. Для проведения учений или тре­ нировок командир отделения каж­ дый раз составляет план, в кото­ ром указывает цель учения, состав обучаемых, место и порядок прове­ дения, строгий расчет времени. Цель тренировки или учения — привить краснофлотцам практи­ ческие навыки по обслуживанию механизмов, предупреждению и ликвидации поломок и аварий. Порядок учений и тренировок дол­ жен предусматривать определен­ ную последовательность в дейст­ виях. Так, например, сначала краснофлотец должен научиться подготавливать механизм к пуску, затем обслуживать его на ходу и уже после этого останавливать. В процессе учений и тренировок отдельные краснофлотцы могут до­ пускать ошибки. Как показывает опыт, лучше всего их исправлять немедленно, но одновременно сле­ дует об’яснить, к чему эти ошибки могут привести и как их избежать. Это поможет краснофлотцам тверже усвоить тему. В конце учении или практи­ ческих занятий, как правило, сле­ дует провести опрос и дать оценку усвоения каждым краснофлотцем пройденной темы. Инженер-лейтенанг А. ЗАСОРИН. Командир орудия старшина 1 статьи Г. Паламарчуи— уча­ стник многих боевых походов своего корабля. Накопленный за годы войны опыт ои умело передает молодым краснофлот­ цам. НА СНИМКЕ: тов. Паламарчук тренирует своих подчи­ ненных ва быстроту наводка орудия. ' Фото Л. Огурцова. Первые дни занятий в школах партийного актива У подводников 2 а»пргля началась занятия в школе партийного актива крас­ нознаменного ордена Ушакове •соединения подводных лодок. На учебу пришли молодые парт­ орги и комсорги, ях з а м е с т и ­ ли. члены партийных и комсо­ мольских бюро. Для партийной школы отве­ дены лучшие помещения, кото­ рые хорошо оборудованы на­ глядными пособиями. Для само­ стоятельной работы слушателей отведен агитпункт. Здесь уста­ навливается постоянное дежур­ ство работников политотдела, которые будут проводить кон­ сультации. Лекторами выделены лучшие пропагандисты соединения. Курс истории ВКП(*б) ведет капитан 2 ранга то©. Петров, лекции по книге товарища ГСталина «О Великой Отечест­ венной войне Советского Союза» читают капитан 3 ранга Некра­ сов и калтитан-лейтешшт Кирил­ лов. по политической «карте ми­ ра—калитан 3 ранга Богачев, па ртиюл^пработз в Вовюто- Мороком Флоте — «капитан 3 ранга Парамонов. ГЬэрвые занятия прошли орга­ низованно при стопроцентной явке слушателей. Однако и в первый день учя- бы партийного актива выявлены Д|3достатки. В первой груш» слушатели были рассажены те­ сно, что м»эшало вести записи лекции, в четвертой гругшэ двое слушателей опоздали на заня­ тия. Капитан-лейтенант Я. ИВАНОВ. В управлении тыла Организованно начались за­ нятия в школе партийного акти­ ва при управлении тыла. За 15 минут до начала занятий слу­ шатели уже были на своих ме­ стах. В классах развешаны кар­ ты, на столах разложены тетра­ ди, ручки, поставлены чернила. Перед началом лекции при­ сутствующим были розданы учебные пособия: «Краткий курс истории ВКП(б)». КН 1 ИЛИ товарища Сталина «О Великой Отечественной войне Совеггаас»- го Союза» и «Вопросы лешг-нш- •ма». Пер’вую лекцию по 1 глав* «Краткого курса история ВКП(б)» прочел начальник шко­ лы майор Железное. Лекцию * Великой Отечественной войн** СССР читал капитан тов. Муку- сев. Лекции штлюстригровались наглядными пособиями. С. ЕРАСОВ. Наш. календарь ГОДОВЩИНА ВЗЯТИЯ КЕНИГСБЕРГА 9 апреля 1945 года войска Злч> Белорусского фронта под коман­ дованием Маршала Советского Союза Василевского завершили ■разгром кешггобергекой группи­ ровки немцев и штурмам овла­ дели крепостью и главным го- полом Восточной Пруссии — Кенигсбергом. Борьба за Кенигсберг была долгой и жестокой. Этот город являлся стратегически важным узлом обороны немцев на Бал­ тийском море- В нем находились многочисленные судостроитзль- - кые и судоремонтные заводы. , Кенигсберг обладает хороню оборудованным портом и яв­ ляется узлом многих железных и шоссейных дорог. Красная Армия наголову раз- ' била немецко-фашистские вой­ ска, защищавшие Кенигсберг, и вновь блестяще продемонст­ рировала основной прин­ цип русского военного искус­ ства. Город оборонялся крупной группировкой отборных немец - ) кик войск, укрепившихся за мно­ гочисленными фортами, соору­ женными по последнему слову техники, в сотнях железобетон­ ных дотов, в бесчисленных ук­ реплениях вокруг города и не- поородств^нно на улицах Кениг­ сберга. О мощности оборонительных сооружений можно судить по, следующему примеру. Перед гз- неральным штурмом пехотинцы и саперы одной нашей части взяли форт. Это было огромное сооружение из бетона, с двой­ ными трехметравымй стенами, в ■которых помзщалйсь боевые ка­ зематы с тяжелой артиллерией. Наши штурмювые группы захва­ тили в нем шесть 280-миллимет­ ровых и чэтыре 210-миллимет­ ровых орудий. Два месяца огнем нашей ар­ тиллерии :и ударами с воздуха разрушалась крепостная оборо­ на Кенигсберга. Немецкий гар­ низон, находившийся в желез­ ном кольце блокады, наматы­ вался и уничтожался день за днем. 8 аир зля войска 3-го Бе­ лорусского фронте начали штурм, который по замыслам нашего командования произво­ дился одновременно с восьми сторон. Долговременная оборо­ на противника была взломана в первые же несколько часов. Уже на следующее утро город был рассечен надвое, а в полдзнь разгорелся бой за центр города. Вечером 9 апреля остатки раз­ битого гарнизона прекратили сопротивление н сломили ору­ жие. Нашими войсжамн взято в плен 92.000 немецких солдат и офицеров, в том числе 4 пэнера- ла. В числе трофеев было 2.023 полевых орудия, 89 танков и са­ моходок и много другой техни­ ки. Противник потерял убитыми до 42.000 солдат и офицеров. Битва за Кешгтсберг — одна из крупнейших юиера’цпй в Оте­ чественной войне. В главной базе Партийный и комсомольский актив главной базы Северного флота приступил к учебе. В первый же день занятий в пар­ тийной школе выявились суще­ ственные недостатки как в ме­ тодика «преподавания, так и в организации учебного процесса. Например, лектор капитан Жи­ ло, читавший лекцию «Полити­ ческая карта мира перед первой мировой войной», часто допу­ скал оговорки, неправильно на­ зывал д а т ы событий. Не совсем удачно прошла и лекция капита­ на Лялина по первой главе «Краткого курса истории ВКП(б)». Низкое качество лек­ ций, очевидно, объясняется тем, что преподаватели озрьезтго не' поработали над материалов!. Слушателям негде было раз­ деться, и они в течение пятнад­ цати минут ходили по Дому флота в поисках раздевалки. На столах отсутствовали чернила и ручки, не были вывзшены я наглядные пособия. Плохо дело обстояло и с посе­ щаемостью. На занятия из яви­ лось семь комсоргов подраз­ делений, которые были задеряа" тгы на семинаре, а слушатель Ермолин пропустил учебу бее уважительных причин. Цзобходимо устранить вое эти недостатки и проводить учо- бу партийного и юол^сомольскот актива более организован®». А. АЛЕНСАНДРва На бытовые темы Находчивый Сутырин Хорошее настроение, с кото­ рым мы отправились на кон­ церт в клуб, начальником кото­ рого капитан Сутырин, было ис­ порчено с самого начала. Купив в кассе два билета, мы просле­ довали в зрительный зал и стали отыскивать свои места. Эдесь-то и начались злоключе­ ния. Ока*залось, что места заня­ ты двумя женщинами, который, хотя н не имели билетов, но встать со стульев отказались. Естественно, что мы решили восстановить справедливость и разыскали начальника клуба тов. Сутырииа, который, взяв наши билеты, направился с месту инцидента, чтобы наве­ сти надлежащий порядок. Здесь он увидел на наших ме­ стах своих знакомых. Но Суты- рин не растерялся: — Я не разрешал кассирш* продавать билеты на 2-й я 5-* |ряды, — заявил он и разорвал наши билеты. Одну четверть концерта мы к тому вромени уже пропусти­ ли, а три четверти досматрива­ ли стоя у стенки. Капитана Су- тьгрина мы больше не видели. Старшина 2 статьи КОЧНЕВ. Краснофлотец ФИЛИППОВ*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz