Краснофлотец.1946 год. Апрель.
2 4 К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 6 апреля 1946 г., № 81 (2467) Из боевого опыта Краснознаменный эсминец «В. Куйбышев». Как зеницу ока, режет свое оружие краснофлотец А. Швнтяков. Благодаря любовному уходу, пушка у неопо всегда в отличном состоянии и в полной йсправгности . Фото Л. Огурцова. О д н а с е к у н д а — И правильно постуг командир, что не принял задачу, — резким голосом прервал спо рящих комендор Иван Логинов. —- Надо до седьмого пота трениро ваться, пока не научитесь дей ствовать по-настоящему. — А как же это действовать по-настоящему? — спросил моло дой электрик Юров, по-озорному ззглянув на Логинова. — Вот, если бы ты умел запус кать движок так же ловко, как с е й а с споришь, да другие были бы поразворотливее, не сказал бы командир, что мы вяло работали, и уж наверняка принял бы зада чу. — Ну. уж и вяло, — возрази э.*ектрик. — Подумаешь, на секунду поздней или раньше. За этот срок ничего не случится, — поддер жали Юрова другие молодые крас нофлотцы. — Секунда! — загорелся Ло гинов. — Да знаете ли вы, что подчас она решает исход боя... Кто из вас слышал о том, как погиб один «малый охотник»? Было это во время войны. Ка тер погиб от прямого попадания вражеской бомбы. — У нас, у катерников, — продолжал Логинов, — кроме ар тиллерии я пулеметов, есть еще одно замечательное средство защи ты. Это — своевременный маневр. Одно мгновение, упущенное руле вым, стоит гибели корабля, а по рой и гибели всего экипажа. Осо бенно важно это мгновение, когда корабль отбивает атаки штурмови ков. За те несколько секунд, пока бомба летит вниз, рулевой должен успеть вывести корабль из-под удара. Опоздаешь на секунду — значит гибель. — Но это же один случай, — попробовал было возразить кто-то. — Нет не один, — послышался голос и на середину кубрика вы шел сигнальщик Петр Мотов. — Был на нашем катере такой эпи зод. Шли мы встречать караван. Туман — непроглядный. На баке ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ШТУРМАНСКОМУ ЭЛЕКТРИКУ вперед смотрящим стоял строевой т \ Л _ _ _ _ 1 |Л Г ” и< *ихп « щ ш п и м л - - - - - -- гаков. Из тумана неожиданно по -; ПоэтчЛсу очень важно, чтобы все В галете сКрвснофлотец» № 256 за 1945 год была напе чатана статья старшины 2 статьи С. Чеконова: «Служ ба штурманского электрика». Она вызвала оживленное об суждение затронутых авто ром вопросов среди штурман ских электриков-гаодводников. Основные особенности элект- ро-навитационных Приборов, от личающие их от других меха низмов на корабле, заключают ся в том, что они должны ра ботать в любых условиях: будь то обычный переход корабля, боевой поход или выход в море на боевую подготовку. В любом из них точность движения ко рабля по заданному курсу, без опасность плавания среди мин ных полей, отмелей, банок за висит от точной работы элек- тро-навигационных приборов. казался острый форштевень ми ноносца. Парень полсекунды за мешкался, а когда крикнул: «Пря мо но носу корабль», до минонос ца уже оставалось не больше трех метров. Рулевой сразу же перело жил руль на борт. Но время было упущено, м катер, не успев раз вернуться, врезался в «скулу* миноносца. — А вот еще пример,— продол жал Мотов.— Во время атаки штур мовиков опытные пулеметчики очень дорожат одним моментом, когда самолет бывает в определен ной точке над кораблем. В это мгновение одной меткой очередью из пулемета можно распороть брюхо любому «Фокке-Вульфу». Но поймать этот момент нелегко... Когда Мотов смолк, снова за говорил Логинов. — Вам еще ни разу не при ходилось выходить в море в. све жую погоду, — сказал он, — тог да бы вы оценили цену секунды. Вспоминается мне такой случай. Дело было в шторм. Нужно было мне пробраться от мостика до но сового люка в кубрик. Расстоя ние, кажется,- небольшое. Если выбрать момент от наката до на ката волны, 'з два удачных прыж ка можно оказаться в кубрике. Но я тогда не рассчитал, немного помедлил и, когда сделал прыжок, было уже поздно. Волна накрыла меня на полпути. Не успел я и моргнуть,- как оказался втисну-» тьгм между пулеметной площад кой и тумбой пулемета. — Но это уже относятся к ловкости, — робко проговорил электрик Юров. — Согласен, но ловкость моря ка заключается в быстроте и со образительности. Здесь опять-таки все решает секунда! Рассказы бывалых моряков за ставили молодых краснофлотцев серьезно призадуматься. Секунды в военном деле — большое дело! В. РУССОВ. Больше внимания учебе офицеров Первые занятия по плану офи церской учебы были организова ны в нашей части продуманно и вполне удовлетворяли офицеров. Но затем дело погало хуже. Если раньше задания давались офицерам за 10— 20 дней до груп повых занятий, то сейчас их дают за 3— 4 дня. Не только подгото виться как следует, но даже про читать и законспектировать ли тературу не успеешь. Это резко снизило качество подготовленных офицерами докладов. приборы работали безукориз ненно. Старшина 2 статьи Чеконов в своей статье дает но совсем ясные и точные формулировки. Так он пишет: «...Рулевой те ряет ориентировку и в узких проходах может посадить ко- абль на банку или на мель...», то утверждение неточно. Ведь известно, что управляет кораб лем командир или вахтенный офицер при непрерывном ^обес печении безопасности плавания штурманом корабля. Рулевой может обнаружить неисправ ность прйбора, и от того, на сколько быстро и четко доложит о неисправности вахтенному офицеру, зависит, насколько быстро можно применить дру гой метод управления кораблем или исправить прибор. Далее т. Чеконов пишет, что «...на сильной волне компенса ционные грузики гирокомпаса ударялись о кожух и выгаодили гирокомпас т меридиана... Я з«*вернул покрепче домфера, ко- тооьге при бортовой и килевой качке удерживают гирокомпас. Репитеры сразу же стали пока зывать одинаковый курс...». Такое утверждение непра вильно. Если репиторы показы вают разные курсы, то неис правность не в компасе, а в са мих рекгиторах и в их линиях питания. А если гирокомпас №ы- шел из меридиана, то через две-три минуты, которые по требовались Чеконову на под кручивание домферов, рулевой не мог перейти снова на управ ление по гирокомпасу, так как гирокомшас за это время притти в меридиан не может. «...Во время боевых походов эхолот часто выходит из строя: перегорают радиолампы, сопро тивления утечки...», — говорит ся в статье. Такое утверждение также неправильно. Усилитель ные лаипы (радиолампы)-редко перегорают, а сопротивление ' утечйи еще реже. Очевидно эхолот у т. Чеконова выходил по другим причинам. Вот те замечания, которые мне хотелось высказать по статье старшины 2 статьи Чеконова. В то же время мне хочется поде литься своим опытом по эксплоатации элеотронавигаци. онных приборов. Прежде всего— о гирокомпасе. В гирокомпасе особое вни мание следует обращать на работу следящей системы. На одной из подводных лодок од нажды в боевом походе произо шел интересный случай. От сильной вибрации корпуса и длительной работы вендомотора Сместились подпгапники. Вендо- мотор и следящая система остановились. Штурманский электрик, не останавливая гяроюоьйпаса, ра зобрал вендомотор, тщательно прочистил подшипники, устра нил неисправность и запустил мотор снова. Следящая система заработала нормально. Пристально надо следить за контактами на соединительных панелях. Был у нас случай, когда из-«а плохого контакта на соединительной панели вы шел из строя прибор телеуста новки поста корректора. Немало хлопот доставляет система охлаждения. Штурман ский электрик должен как мож но чаще менять дистиллщххван- ную воду в магистрали охлаж дения, чтобы предохранить от разрушения змеевик. Разъеда ние змеевика приводит к выхо ду из строя всего гирокомпаса, а поэтому рекомендуется в похо да иметь запасный змеэвше. В этом деле штурманский электрик обязан проявлять свою инициативу. Когда корабль уходит в плавание, необходимо запастись глицерином и соли- циловой кислотой. Если змеевик выйдет и? строя, его нужно немедленно запаять или обмо тать раз’еденное место изоля ционной лентой и только потом заменить поддерживающую жидкость. Не менее капризен в работе и эхолот. Роль эхолота на кораб ле исключительно велика. Нам часто приходилось определять местонахождение подводной лодки на позиции Но эхолоту. Поэтому, отправляясь в любой поход, штурманский электрик обязан тщательно подготовить эхолот. Прежде всего нужно проверить контакты в гнездах ламп. Если контакты будут плохие, то при ввбрации корпу са трудно определить глубину. Нельзя добиться точного по казания глубин указателем, когда искрят щетки укформера и мотора указателя глубин. Из бежать это можно при условии. когда щетки будут заботливо протираться, а коллектор чи ститься. Нельзя упускать из поля зре ния реле посылки импульсов. Если -контакты реле сильно под горели, их нужно немедленно заменить. А чтобы вибратор- приемник хорошо принимал имиуль’сы, его надо системати чески подмагничивать. Для бесперебойной работы эхолота рекомендуется иметь не одну, а две аккумуляторные батареи. При скисании или истощении одной из них легко можно подсоединить другую. А ту, которая вьппла из строя, поставить на зарядку. Несколько слов об эксплоата ции лага. Лаг по устройству довольно прост. Но его подвод ный механизм причиняет штур манскому электрику немало беспокойства. Чтобы избежать ненормальностей в работе под водного механизма лага, нужно чаще менять масло и правильно его заливать. Полезно также иметь в запасе два-три испы таем х на мерной миле п о д водных механизма. Своевммон- но заменить отказавший в рабо те подводный механизм — зна чит обеспечить бесперебойное действие всегу) лага. Сделать это нетрудно. У штурманских электриков подводных лодок находится в яаведывании еще и перископ. Он Требует за собой ваи^л- тельного ухода. Особенно надо обращать внимание на смазку и осушку (перископа. Во время стоянки в базе трубы периско пов нельзя смазывать тавотом. Тавот обычно замерзает, и тогла очень трудно поднимать пери скоп, а подчас это ведпт к поры ву подвешенных тросов. Чтобы этого избежать, трубы пеоис- копов нужно смазывать смосыо тавота с соляром. А чтобы обеспечить хорошую видимость в перископ, штурманский элек трик должен за несколько дне* . до похода ежедневно произво дить 20—30-минутную осуш«су перископа. Если стоит солнеч ная погода, то перископ лучше всего просушивать на солнне но не злоупотребляя при этом вре менем, ибо чрезмерная ппо*,ут ка уменьшает видимость в оку ляр. Молодому штурманскому элетсттрику трудно сразу дойт* до всех тонкостей ухода за сложной и капризной электро на вигационной аппаратурой. Мой совет молодым — чаще об ращаться за советом к бывалым морякам, перенимать у них опыт эксплоатации приборов. Старшина 2 статьи А. ХАРИТОНОВ. Вместо фельетона „ЗАНЯТАЯ" ДЕВУШКА Однажды начальник вручил [ звонить своему нютальнипсу — \ И о^пюрылдверь. И тут ясз при- 10 пакет за пятью сургучны- так, мол, я таяс, некому сдать. И , сел от возмущения. Лежат на другие дела не успел справить, столе (различные бумаги, а Ни- Так я в этот день и не дождал- почки нет...' ся «занятой» девушки. __ Берегите, товарищи, дверь. На другой день я снова Не пускайте никого сюда и близ- мне ми печатями, срочный. Я принял 014) и быстрей на катер, потому что меня предупредили: — Дело серьезное, мчись без остановки. Срок доставки—16-00. Наше флотекоз дело извест ное — сделать так, капе прика зали. В 14-00 я, ка® лист перед травой, стоял перед завзтным окопнучком отдела тыла Н-окого Да и сами занятия стали на чинаться с большим опозданием и затягиваться на полтора-два •-соединения. Ловко, думаю, упра- часа сверх положенного по рас писанию времени. Перестали уст раивать консультации и подбирать литературу. Все это об’ясняется тем, что ведающий офицерской учебой капитан 3 ранга т. Вы- релкин не уделяет достаточного внимания ее подготовке и орга низации. Инженер-капитан 2 ранга Г. АЛХИМОВ. вился, досрочно. Но тут — ра зочарование. «Занятой» девуш ки, Ниночки Чокмар<*вой. кате ее тут йсо называют, нет. Ушла и эа'ииски не оставила. Жду полчаса, час... Да, думаю, зря торопился. Хоть бы к сроку сдать. А время течет помалень ку. В 16-00 я чувствовал себя уж# скверно, а в 16-30 и вовсе грусть капала — испортила мне Ни- припгел к заветному окну, те перь уже в 9.00. Сдам, думаю, быстренько и за другие дела примусь. 10-00, 11-00,12-00. Часы бьют, а Ниночки и в помине нет. Пришлось обедать с пактом в ругюах. Вернулся в 13.00. Тут подобра лись я другие посыльные с разными бумагами, шумят, про сят показать, что это за Ни- иочтеа такая, где она. 14-00. 14-30. А Ниночка да с к а з ы вается. Пошли к оперативному дежурному капитану Муковось — Принимайте срочные паке ты! Капитал повел нас в ниноч- киеоу обиргель. Чело ж вы шум поднимаете. кочка эы йастр^ние. Пошел 'Все на своем месте. ко, а я эту Ниночку нейду... И ушел. Нам понятно, что оз начает такое отношение к своим служебным обязанностям. Но и отделе тыла свои порядки. Тут вскоре и Ниночка появ ляется. Ничуть пе смущаясь, она проходит в комнату, при нимает пакеты и говорит: — Все, можете итти. И хоть бы тень беспокойства появилась у нее на лице. Ну и ну. думаю я. вот так порядочки. И кто бы это «занятую» Ниноч ку заставил работать, кв/к пола гается в воинокой части. Старший краснофлотец Н. РЯБОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz