Краснофлотец.1946 год. Апрель.

2 4 К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 6 апреля 1946 г., № 81 (2467) Из боевого опыта Краснознаменный эсминец «В. Куйбышев». Как зеницу ока, режет свое оружие краснофлотец А. Швнтяков. Благодаря любовному уходу, пушка у неопо всегда в отличном состоянии и в полной йсправгности . Фото Л. Огурцова. О д н а с е к у н д а — И правильно постуг командир, что не принял задачу, — резким голосом прервал спо­ рящих комендор Иван Логинов. —- Надо до седьмого пота трениро­ ваться, пока не научитесь дей­ ствовать по-настоящему. — А как же это действовать по-настоящему? — спросил моло­ дой электрик Юров, по-озорному ззглянув на Логинова. — Вот, если бы ты умел запус­ кать движок так же ловко, как с е й а с споришь, да другие были бы поразворотливее, не сказал бы командир, что мы вяло работали, и уж наверняка принял бы зада­ чу. — Ну. уж и вяло, — возрази э.*ектрик. — Подумаешь, на секунду поздней или раньше. За этот срок ничего не случится, — поддер­ жали Юрова другие молодые крас­ нофлотцы. — Секунда! — загорелся Ло­ гинов. — Да знаете ли вы, что подчас она решает исход боя... Кто из вас слышал о том, как погиб один «малый охотник»? Было это во время войны. Ка­ тер погиб от прямого попадания вражеской бомбы. — У нас, у катерников, — продолжал Логинов, — кроме ар­ тиллерии я пулеметов, есть еще одно замечательное средство защи­ ты. Это — своевременный маневр. Одно мгновение, упущенное руле­ вым, стоит гибели корабля, а по­ рой и гибели всего экипажа. Осо­ бенно важно это мгновение, когда корабль отбивает атаки штурмови­ ков. За те несколько секунд, пока бомба летит вниз, рулевой должен успеть вывести корабль из-под удара. Опоздаешь на секунду — значит гибель. — Но это же один случай, — попробовал было возразить кто-то. — Нет не один, — послышался голос и на середину кубрика вы­ шел сигнальщик Петр Мотов. — Был на нашем катере такой эпи­ зод. Шли мы встречать караван. Туман — непроглядный. На баке ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ШТУРМАНСКОМУ ЭЛЕКТРИКУ вперед смотрящим стоял строевой т \ Л _ _ _ _ 1 |Л Г ” и< *ихп « щ ш п и м л - - - - - -- гаков. Из тумана неожиданно по -; ПоэтчЛсу очень важно, чтобы все В галете сКрвснофлотец» № 256 за 1945 год была напе­ чатана статья старшины 2 статьи С. Чеконова: «Служ­ ба штурманского электрика». Она вызвала оживленное об­ суждение затронутых авто­ ром вопросов среди штурман­ ских электриков-гаодводников. Основные особенности элект- ро-навитационных Приборов, от­ личающие их от других меха­ низмов на корабле, заключают­ ся в том, что они должны ра­ ботать в любых условиях: будь то обычный переход корабля, боевой поход или выход в море на боевую подготовку. В любом из них точность движения ко­ рабля по заданному курсу, без­ опасность плавания среди мин­ ных полей, отмелей, банок за­ висит от точной работы элек- тро-навигационных приборов. казался острый форштевень ми­ ноносца. Парень полсекунды за­ мешкался, а когда крикнул: «Пря­ мо но носу корабль», до минонос­ ца уже оставалось не больше трех метров. Рулевой сразу же перело­ жил руль на борт. Но время было упущено, м катер, не успев раз­ вернуться, врезался в «скулу* миноносца. — А вот еще пример,— продол­ жал Мотов.— Во время атаки штур­ мовиков опытные пулеметчики очень дорожат одним моментом, когда самолет бывает в определен­ ной точке над кораблем. В это мгновение одной меткой очередью из пулемета можно распороть брюхо любому «Фокке-Вульфу». Но поймать этот момент нелегко... Когда Мотов смолк, снова за­ говорил Логинов. — Вам еще ни разу не при­ ходилось выходить в море в. све­ жую погоду, — сказал он, — тог­ да бы вы оценили цену секунды. Вспоминается мне такой случай. Дело было в шторм. Нужно было мне пробраться от мостика до но­ сового люка в кубрик. Расстоя­ ние, кажется,- небольшое. Если выбрать момент от наката до на­ ката волны, 'з два удачных прыж­ ка можно оказаться в кубрике. Но я тогда не рассчитал, немного помедлил и, когда сделал прыжок, было уже поздно. Волна накрыла меня на полпути. Не успел я и моргнуть,- как оказался втисну-» тьгм между пулеметной площад­ кой и тумбой пулемета. — Но это уже относятся к ловкости, — робко проговорил электрик Юров. — Согласен, но ловкость моря­ ка заключается в быстроте и со­ образительности. Здесь опять-таки все решает секунда! Рассказы бывалых моряков за­ ставили молодых краснофлотцев серьезно призадуматься. Секунды в военном деле — большое дело! В. РУССОВ. Больше внимания учебе офицеров Первые занятия по плану офи­ церской учебы были организова­ ны в нашей части продуманно и вполне удовлетворяли офицеров. Но затем дело погало хуже. Если раньше задания давались офицерам за 10— 20 дней до груп­ повых занятий, то сейчас их дают за 3— 4 дня. Не только подгото­ виться как следует, но даже про­ читать и законспектировать ли­ тературу не успеешь. Это резко снизило качество подготовленных офицерами докладов. приборы работали безукориз­ ненно. Старшина 2 статьи Чеконов в своей статье дает но совсем ясные и точные формулировки. Так он пишет: «...Рулевой те­ ряет ориентировку и в узких проходах может посадить ко- абль на банку или на мель...», то утверждение неточно. Ведь известно, что управляет кораб­ лем командир или вахтенный офицер при непрерывном ^обес­ печении безопасности плавания штурманом корабля. Рулевой может обнаружить неисправ­ ность прйбора, и от того, на­ сколько быстро и четко доложит о неисправности вахтенному офицеру, зависит, насколько быстро можно применить дру­ гой метод управления кораблем или исправить прибор. Далее т. Чеконов пишет, что «...на сильной волне компенса­ ционные грузики гирокомпаса ударялись о кожух и выгаодили гирокомпас т меридиана... Я з«*вернул покрепче домфера, ко- тооьге при бортовой и килевой качке удерживают гирокомпас. Репитеры сразу же стали пока­ зывать одинаковый курс...». Такое утверждение непра­ вильно. Если репиторы показы­ вают разные курсы, то неис­ правность не в компасе, а в са­ мих рекгиторах и в их линиях питания. А если гирокомпас №ы- шел из меридиана, то через две-три минуты, которые по­ требовались Чеконову на под­ кручивание домферов, рулевой не мог перейти снова на управ­ ление по гирокомпасу, так как гирокомшас за это время притти в меридиан не может. «...Во время боевых походов эхолот часто выходит из строя: перегорают радиолампы, сопро­ тивления утечки...», — говорит­ ся в статье. Такое утверждение также неправильно. Усилитель­ ные лаипы (радиолампы)-редко перегорают, а сопротивление ' утечйи еще реже. Очевидно эхолот у т. Чеконова выходил по другим причинам. Вот те замечания, которые мне хотелось высказать по статье старшины 2 статьи Чеконова. В то же время мне хочется поде­ литься своим опытом по эксплоатации элеотронавигаци. онных приборов. Прежде всего— о гирокомпасе. В гирокомпасе особое вни­ мание следует обращать на работу следящей системы. На одной из подводных лодок од­ нажды в боевом походе произо­ шел интересный случай. От сильной вибрации корпуса и длительной работы вендомотора Сместились подпгапники. Вендо- мотор и следящая система остановились. Штурманский электрик, не останавливая гяроюоьйпаса, ра­ зобрал вендомотор, тщательно прочистил подшипники, устра­ нил неисправность и запустил мотор снова. Следящая система заработала нормально. Пристально надо следить за контактами на соединительных панелях. Был у нас случай, когда из-«а плохого контакта на соединительной панели вы­ шел из строя прибор телеуста­ новки поста корректора. Немало хлопот доставляет система охлаждения. Штурман­ ский электрик должен как мож­ но чаще менять дистиллщххван- ную воду в магистрали охлаж­ дения, чтобы предохранить от разрушения змеевик. Разъеда­ ние змеевика приводит к выхо­ ду из строя всего гирокомпаса, а поэтому рекомендуется в похо­ да иметь запасный змеэвше. В этом деле штурманский электрик обязан проявлять свою инициативу. Когда корабль уходит в плавание, необходимо запастись глицерином и соли- циловой кислотой. Если змеевик выйдет и? строя, его нужно немедленно запаять или обмо­ тать раз’еденное место изоля­ ционной лентой и только потом заменить поддерживающую жидкость. Не менее капризен в работе и эхолот. Роль эхолота на кораб­ ле исключительно велика. Нам часто приходилось определять местонахождение подводной лодки на позиции Но эхолоту. Поэтому, отправляясь в любой поход, штурманский электрик обязан тщательно подготовить эхолот. Прежде всего нужно проверить контакты в гнездах ламп. Если контакты будут плохие, то при ввбрации корпу­ са трудно определить глубину. Нельзя добиться точного по­ казания глубин указателем, когда искрят щетки укформера и мотора указателя глубин. Из­ бежать это можно при условии. когда щетки будут заботливо протираться, а коллектор чи­ ститься. Нельзя упускать из поля зре­ ния реле посылки импульсов. Если -контакты реле сильно под­ горели, их нужно немедленно заменить. А чтобы вибратор- приемник хорошо принимал имиуль’сы, его надо системати­ чески подмагничивать. Для бесперебойной работы эхолота рекомендуется иметь не одну, а две аккумуляторные батареи. При скисании или истощении одной из них легко можно подсоединить другую. А ту, которая вьппла из строя, поставить на зарядку. Несколько слов об эксплоата­ ции лага. Лаг по устройству довольно прост. Но его подвод­ ный механизм причиняет штур­ манскому электрику немало беспокойства. Чтобы избежать ненормальностей в работе под­ водного механизма лага, нужно чаще менять масло и правильно его заливать. Полезно также иметь в запасе два-три испы­ таем х на мерной миле п о д ­ водных механизма. Своевммон- но заменить отказавший в рабо­ те подводный механизм — зна­ чит обеспечить бесперебойное действие всегу) лага. Сделать это нетрудно. У штурманских электриков подводных лодок находится в яаведывании еще и перископ. Он Требует за собой ваи^л- тельного ухода. Особенно надо обращать внимание на смазку и осушку (перископа. Во время стоянки в базе трубы периско­ пов нельзя смазывать тавотом. Тавот обычно замерзает, и тогла очень трудно поднимать пери­ скоп, а подчас это ведпт к поры­ ву подвешенных тросов. Чтобы этого избежать, трубы пеоис- копов нужно смазывать смосыо тавота с соляром. А чтобы обеспечить хорошую видимость в перископ, штурманский элек­ трик должен за несколько дне* . до похода ежедневно произво­ дить 20—30-минутную осуш«су перископа. Если стоит солнеч­ ная погода, то перископ лучше всего просушивать на солнне но не злоупотребляя при этом вре­ менем, ибо чрезмерная ппо*,ут­ ка уменьшает видимость в оку­ ляр. Молодому штурманскому элетсттрику трудно сразу дойт* до всех тонкостей ухода за сложной и капризной электро­ на вигационной аппаратурой. Мой совет молодым — чаще об­ ращаться за советом к бывалым морякам, перенимать у них опыт эксплоатации приборов. Старшина 2 статьи А. ХАРИТОНОВ. Вместо фельетона „ЗАНЯТАЯ" ДЕВУШКА Однажды начальник вручил [ звонить своему нютальнипсу — \ И о^пюрылдверь. И тут ясз при- 10 пакет за пятью сургучны- так, мол, я таяс, некому сдать. И , сел от возмущения. Лежат на другие дела не успел справить, столе (различные бумаги, а Ни- Так я в этот день и не дождал- почки нет...' ся «занятой» девушки. __ Берегите, товарищи, дверь. На другой день я снова Не пускайте никого сюда и близ- мне ми печатями, срочный. Я принял 014) и быстрей на катер, потому что меня предупредили: — Дело серьезное, мчись без остановки. Срок доставки—16-00. Наше флотекоз дело извест­ ное — сделать так, капе прика­ зали. В 14-00 я, ка® лист перед травой, стоял перед завзтным окопнучком отдела тыла Н-окого Да и сами занятия стали на­ чинаться с большим опозданием и затягиваться на полтора-два •-соединения. Ловко, думаю, упра- часа сверх положенного по рас­ писанию времени. Перестали уст­ раивать консультации и подбирать литературу. Все это об’ясняется тем, что ведающий офицерской учебой капитан 3 ранга т. Вы- релкин не уделяет достаточного внимания ее подготовке и орга­ низации. Инженер-капитан 2 ранга Г. АЛХИМОВ. вился, досрочно. Но тут — ра­ зочарование. «Занятой» девуш­ ки, Ниночки Чокмар<*вой. кате ее тут йсо называют, нет. Ушла и эа'ииски не оставила. Жду полчаса, час... Да, думаю, зря торопился. Хоть бы к сроку сдать. А время течет помалень­ ку. В 16-00 я чувствовал себя уж# скверно, а в 16-30 и вовсе грусть капала — испортила мне Ни- припгел к заветному окну, те­ перь уже в 9.00. Сдам, думаю, быстренько и за другие дела примусь. 10-00, 11-00,12-00. Часы бьют, а Ниночки и в помине нет. Пришлось обедать с пактом в ругюах. Вернулся в 13.00. Тут подобра­ лись я другие посыльные с разными бумагами, шумят, про­ сят показать, что это за Ни- иочтеа такая, где она. 14-00. 14-30. А Ниночка да с к а з ы ­ вается. Пошли к оперативному дежурному капитану Муковось — Принимайте срочные паке­ ты! Капитал повел нас в ниноч- киеоу обиргель. Чело ж вы шум поднимаете. кочка эы йастр^ние. Пошел 'Все на своем месте. ко, а я эту Ниночку нейду... И ушел. Нам понятно, что оз­ начает такое отношение к своим служебным обязанностям. Но и отделе тыла свои порядки. Тут вскоре и Ниночка появ­ ляется. Ничуть пе смущаясь, она проходит в комнату, при­ нимает пакеты и говорит: — Все, можете итти. И хоть бы тень беспокойства появилась у нее на лице. Ну и ну. думаю я. вот так порядочки. И кто бы это «занятую» Ниноч­ ку заставил работать, кв/к пола­ гается в воинокой части. Старший краснофлотец Н. РЯБОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz