Краснофлотец.1946 год. Апрель.

2 К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 5 апреля 1946 г.. № 80 (2466) Советы -старшине 1. Ознакомление с кораблем Молодому краснофлотцу, впервые ступившему на палубу боевого корабля; все здесь кажется в ди- ковянку. Он не знает, на чем прежде всего надо сосредоточить свое вни­ мание, что тут главное. Обилие сложных меха­ низмов, незнакомые наи­ менования предметов ста- _____ вят порой новичка вту- пик. А ведь первые впечатления играют большую роль. От них в значительной степени зависит весь дальнейший рост молодого моряка. Жадно прислушивающийся и приглядывающийся ко всему, но предоставленный самому себе, он может сделать неверные выводы из своих первых впечатлений и растеряться. Вот почему очень важно сразу же, с начальных его шагов, помочь ему разобраться в сложном корабельном хозяйстве, ознакомить его с кораблем. I Как же это сделать? Если краснофлотец прибыл пз Учебного отряда, то он, конечно, уже имеет некоторые представле­ ния о том, что такое современный военный корабль, какие, классы кораблей существуют на флотах и для каких целей каждый из них предназначается. Он уже слышал об основных свойствах всякого ко­ рабля — пловучести, остойчи­ вости, непотопляемости, ходкости, поворотливости. Но даже и в этом случае полезно будет, беседуя с молодым краснофлотцем, повто­ рить все эти сведения,- связывая их с конкретными тактико-техни- ческимп данными своего корабля — его водоизмещением, скоро­ стью, дальностью плавания и т. д. Мы бы порекомендовали для начала провести новичка по все­ му кораблю и показать, где и в кзкпх условиях проходит жизнь, работа и боевая подготовка эки­ пажа от побудки до отбоя. На­ до свести молодого краснофлотца и в машинное отделение, и в ру­ левую рубку подняться, и к ради­ стам заглянуть, и пост управле­ ния огнем показать. Ясно, что краснофлотцу сразу все не охва­ тить, не запомнить, не усвоить, но общее преставление о корабле он, несомненно, получит, я это по­ может ему в дальнейшем, более глубоком его изучения. Как ознакомить молодого краснофлотца с но- раблем? С чего начать обучение по специальности? Нан наладить правильные взаинеотноикнин с подчиненными? Эти и другие вмцмсы волнуют многих старшин Сегодня мы начинаем печатать советы офице­ ров старшинам в том, нан лучше организовать учебную и воспитательную работу с молодыми краснофлотцами. Когда старшина сделал об­ щий обзор, дал новичку первые необходимые сведения, провел по кораблю, нужно ознакомить его с тем помещением, где 01 ? будет жить, а затем с местом, где он будет работать. Кажется, нет ни­ чего проще ознакомления с куб­ риком. Но и тут для новичка мно­ го нового,- с чем ему раньше не приходилось сталкиваться. Он должен узнать, где и как хранить личные вещи, как производить приборку, как заправлять койку. Сложнее, конечно, знакомство с боевым постом. Оно неразрывно связано с обучением по специаль­ ности. Постепенно, осваивая езои] обязанности, новичок изучает и боевой ноет, расположение и уст­ ройство боевых механизмов, с ко­ торыми он будет иметь дело. Тут важно иметь в виду следующее обстоятельство: новичок должен понять, что его боевой ноет не обособлен от всего корабля, что он входит в общую систему всей корабельной боевой организации. Если, скажем, молодого красно­ флотца обучают на зенитчика, ему надо об’яснить, что его пост вхо­ дит в БЧ-П, а БЧ-И в боевой прак­ тике имеет постоянную взаимо­ связь с другими боевыми частя­ ми корабля. Это позволит но­ вичку твердо усвоить, какое место занимает его пост, его БЧ, да и сам он в общекорабельной боевой организации. Это придаст ему уве­ ренность в своих действиях, вос­ питает чувство неразрывной спайки со всем экипажем. После того,- как молодой крас­ нофлотец ознакомится со схемой боевой организации я боевого уп­ равления корабля, можно начать более детальное об’ясненне ему отдельных устройств и механиз­ мов, расположения отсеков я па­ луб. Вот тут-то и пригодятся та экскурсия по кораблю, которую он совершит под руководством старшины в первые дни своей служ­ бы. Это отнюдь не озна­ чает, что краснофлотец должен также хорошо знать все боевые посты и боевые части корабля, как и свои. У каждого краснофлотца есть оп­ ределенный круг обязанностей, которые он выполняет, и меха­ низмы, которые он обслуживает. Но есть вещи на корабле, которые обязан знать каждый. Пусть краснофлотец служит котельным машинистом. Ясно, что от него в первую очередь нужно требовать знание котельной установки, но было бы по меньшей мере смеш­ но, если бы он не знал, для чего, к примеру, служит гирокомпас, что такое гафель, где находятся погреба для боезапаса и т. д. Это же относятся и к некото­ рым корабельным работам. Разве может считать себя настоящим моряком тот машинист или ар­ тиллерист, который не умеет вя­ зать морские узлы, швабрить палубу, красить борт и т. д.? Ну, а уж умение управлять шлюп­ кой, грести должно считаться элементарным требованием. В этой связи надо сказать, что тот стар­ шина, который, ознакамливая мо­ лодых краснофлотцев с кораблем, не обучает их одновременно мор­ ской практике, допускает боль­ шую ошибку. В море всякое бывает! И как будет благодарен молодой красно­ флотец своему старшине, если тот не только ознакомят его с кораб­ лем, но и приучит выполнять са­ мые необходимые корабельные ра­ боты. Таковы некоторые очень крат­ кие замечания, которые бы хоте­ лось сделать в помощь старшине, приступающему к ознакомлению молодого краснофлотца с кораблем. Трудно, конечно, дать советы на все случая, с которыми может столкнуться старшина, обучая молодежь. Хочется только сделать еще одно общее замечание: учить надо так, чтобы молодой красно­ флотец крепко полюбим море, ко­ рабль, чтобы он гордился своей морской профессией. Лейтенант С. ФЕДОРОВ. Г Мвшинжт-турбтдаст эсминце «Жаркий» А. Федоров — от­ личный специалист своего дола. Он является ^передовиком боевой подготовки и безукоризненно несет вахту. Фото Л. Огурцова. Дежурная служба отдыхает. • • Н-СКАЯ БАЗА. (От наш. корр.) Поверяющий штаба пришел на батарею за полчаса до побудки личного состава. Только в ко­ ридоре встретился дежурный по команде сержант Богданов. Он по­ спешно отрапортовал и почти­ тельно уступил дорогу. — Почему нет дневального? — спросил поверяющий у Богданова. — Отдыхает. . — Как отдыхает, ведь инструк­ цией это не разрешено? Оказывается, в подразделении, вопреки инструкция, дневальному разрешено отдыхать в неположен­ ное время. Не лишне напомнить, что инструкция утверждена командиром батареи и подписана его помощником. В ней четко оп­ ределены функции дневального. Однако на батарее написали ин­ струкцию и забыли, что ее надо выполнять. По инструкции дежурный я дневальный отвечают за чистоту помещений, за порядок в них. На деле же они не выполняют это требование. Сушилка подразделе­ ния находится в самом непригляд­ ном гаиде. Бачки не наполнены во­ дой. Обмундирование не заправле­ но. Поверяющий приказал вызвать дежурного по батарее. — Он отдыхает, — невозмути­ мо ответил Богданов. — Разве по инструкции он должен отдыхать в это время? — Нет, но ему сейчас делать нечего, он и отдыхает... Дальнейшая проверка показала, что распорядок дня на батарее со­ вершенно не соблюдается. ...7 часов утра. Дежурный пв команде дает сигнал побудки, а дежурный по батарее сержант Ерехинский соизволит еще отды­ хать. Ему нет дела до того, как в подразделении начался трудовой день. Хуже того, Ерехинский расположился на отдых не в де­ журной комнате, а подальше от нее — в комнате, где нет теле­ фона. Видимо, для того, чтобы его сон не нарушали телефонные звонки! Неорганизованность в несения дежурной службы, невыполнение инструкций, отсутствие всякого контроля за дежурной службой со стороны помощника командира батареи капитана Павлова сказа­ лись в первые же минуты после под’ема личного состава. На физи­ ческую зарядку вышли не все краснофлотцы, проходила она не­ организованно. Много еще и других недостат­ ков вскрыла проверка. Так, на­ пример, дежурный по батарее сержант Ерехинский не мог до­ ложить. сколько краснофлотцев направляется на занятий. Он не знал, где я чея заняты люди. Раньше батарея, где помощни­ ком командира капитан Павлов, была на хорошем счету. Но, види­ мо, достягиутые успехи вскру- жилн головы. Только этим яожно об’яснить, что на батарее так ос­ лабла воинская дисциплина. И. МАНТУЛИН. Школа подводников К 40 летмю со дня организации Учебною Отряда подводного плавания € Исполнилось 40 лет со дня организации Учебного Отряда подводного плавания — славной кузницы кадров, подготовившей немало специалистов: офице­ ров. старшин, краснофлотцев для подводного флота и проти­ володочной обороны. Подводные лодки в Роосии появились еще до русско-япон- ской войны. Первая лодка назы­ валась «Дельфин». Затем было еще шесть лодок типа «Касат­ ка», построенных на Балтийском заводе ло проекту инженера Бубнова. Подводные лодки не были по­ чти использованы в войне с Японией из-за технических не­ поладок и слабого освоения их личным составом. Лодки ком­ плектовались добровольцами из надводников. Хотя эти моряки и имели практический стаж пла­ вания, но технику -подводных лодок им пришлось осваивать заново. После войны с Японией раз­ горелась дискуссия о строи­ тельстве подводного флота. Пе­ редовые подводники отстояли строительство лодок. Начали строиться лодки большого тон­ нажа (до 480 тонн). На «Касат­ ке». «Миноге», «Акуло» были установлены дизеля. А в 1907 году была построена лодка с единым двигателем по проекту Джевецкого. Рос подводный флот. Нужны были кадры (подводников. За­ дачу под-готовки кадров и дол­ жен был разрешить Учебный От­ ряд подплава, организованный в 1906 году. Первым командиром Отряда был назначен контр-адмирал Шенснович — участник войны с Японией, бывший командир броненосца «Ретвизан». Сначала Отряд комплектовался из добро­ вольцев, но в 1907 году был про­ изведен первый набор новобран­ цев. Учебников не было, занима­ лись -практическим путем на подводных лодках. Но вскоре был ввещен новый м^тод; учеба была поделена на две части: теоретическую — в классах и Практическую — на лодках. Бы­ ла расшарена материально-тех­ ническая база, созданы специ­ альные кабинеты, построен Элиот для под’ема лодок с воды на зимний ремонт и т. д. Когда напилась война 1914 го­ да, Отряд выделил из своего со­ става кадры йа подводные лод­ ки Черного н Балтийского мо­ рей. Февральская революция за­ стала Отряд в Ревэле. Личный состав принимал активное уча­ стие в свержении самодержавия, а в октябре 1917 года подводни­ ки были в первых рядах борцов за яролзтарскую революцию. В годы «гражданской войны воспитанники Отряда находи­ лись яа фронтах. В 1919 году подводники были в ударной группе в районе Капорье—Гор­ буша, участвовали в боях про­ тив банд Юденича. После гражданской войны От­ ряд усиленно готовил надвод­ ников. В 1935 году ему было присвоено имя великого трибу­ на революции С. М. Кирова. Количество выпускников с каждым (годом все увеличива­ лось. Отряд бесперебойно обес- яв 1 чивал отличными кадрами но­ вые подводные корабли. В 1939 году он за боевые заслуги в годы гражданской войны и успехи в подготовке кадров был награжден орденом «Красное Знамя». Награждены были и лучшие командиры- воопитатэли и среди них стар­ шие подводники — офицеры тт. Лошмаиов, Ждан-Пушкин, Шиш­ кин, Лежнев и др. К началу Отечественной вой­ ны Отряд представлял из себя мощный, хорошо слаженный коллектив, способный воспиты­ вать, обучать и беспедзбойно снабжать кадрами подводников все флоты нашей Родины. В начале войны Отряд готовил кадры в Ленинграде. Был про­ изведен ускоренный выпуск, а из оставшихся учеников, не за­ кончивших учебу, были сфор­ мированы четыре батальона, ко­ торые вошли в состав морских бригад, воевавших против нем­ цев ка сухопутном фронте в районе Ленинграда. В 1914 году эвакуированный на время блокады та Ленингра­ да Отряд снова вернулся в род­ ной город. Многие его воспитанники прославили нашу Родину свои­ ми боевыми подвигами. Среди них Герои Совэтокого Союза Колыщин. Лунин, Калинин; Травкин, Богорад. Наши подводники, воспитан­ ники Отряда, дотопили несколь­ ко сотен вражеских корабле* общим водоизмещением около 3 млн. тона. За 40 лет своего существова­ ния Отряд выпустил из своих стен около двух тысяч специа­ листом офицэровлюдводннков. больше 20 тысяч рядовых ж старшин. Сейчас мы имеем ыощяую учебную организацию. У нас более 60 кабинетов и лаборато­ рий. Силами преподавателей на­ писано много учебников. Среда лучших наших воспитателей надо отчцзтить таких, как капи­ тан 2 ранга Микутенок, подпол­ ковник Подсосениый, капитан 5 ранга Пушков, кайтитан 3 ранг* Прохоров; ииструкторов-мичма- нов Ланкина, Калинина, Батуро. Бабурина; главстаршин Конец, Спиридонова, Кринина и многих других, которых знают яа фло­ тах многие подводники. Они от­ дают все свок знания и умение подготовке подводному флоту отличных кадров. Подг~чковник Л. ВОЛКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz