Краснофлотец.1946 год. Апрель.
2 К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 5 апреля 1946 г.. № 80 (2466) Советы -старшине 1. Ознакомление с кораблем Молодому краснофлотцу, впервые ступившему на палубу боевого корабля; все здесь кажется в ди- ковянку. Он не знает, на чем прежде всего надо сосредоточить свое вни мание, что тут главное. Обилие сложных меха низмов, незнакомые наи менования предметов ста- _____ вят порой новичка вту- пик. А ведь первые впечатления играют большую роль. От них в значительной степени зависит весь дальнейший рост молодого моряка. Жадно прислушивающийся и приглядывающийся ко всему, но предоставленный самому себе, он может сделать неверные выводы из своих первых впечатлений и растеряться. Вот почему очень важно сразу же, с начальных его шагов, помочь ему разобраться в сложном корабельном хозяйстве, ознакомить его с кораблем. I Как же это сделать? Если краснофлотец прибыл пз Учебного отряда, то он, конечно, уже имеет некоторые представле ния о том, что такое современный военный корабль, какие, классы кораблей существуют на флотах и для каких целей каждый из них предназначается. Он уже слышал об основных свойствах всякого ко рабля — пловучести, остойчи вости, непотопляемости, ходкости, поворотливости. Но даже и в этом случае полезно будет, беседуя с молодым краснофлотцем, повто рить все эти сведения,- связывая их с конкретными тактико-техни- ческимп данными своего корабля — его водоизмещением, скоро стью, дальностью плавания и т. д. Мы бы порекомендовали для начала провести новичка по все му кораблю и показать, где и в кзкпх условиях проходит жизнь, работа и боевая подготовка эки пажа от побудки до отбоя. На до свести молодого краснофлотца и в машинное отделение, и в ру левую рубку подняться, и к ради стам заглянуть, и пост управле ния огнем показать. Ясно, что краснофлотцу сразу все не охва тить, не запомнить, не усвоить, но общее преставление о корабле он, несомненно, получит, я это по может ему в дальнейшем, более глубоком его изучения. Как ознакомить молодого краснофлотца с но- раблем? С чего начать обучение по специальности? Нан наладить правильные взаинеотноикнин с подчиненными? Эти и другие вмцмсы волнуют многих старшин Сегодня мы начинаем печатать советы офице ров старшинам в том, нан лучше организовать учебную и воспитательную работу с молодыми краснофлотцами. Когда старшина сделал об щий обзор, дал новичку первые необходимые сведения, провел по кораблю, нужно ознакомить его с тем помещением, где 01 ? будет жить, а затем с местом, где он будет работать. Кажется, нет ни чего проще ознакомления с куб риком. Но и тут для новичка мно го нового,- с чем ему раньше не приходилось сталкиваться. Он должен узнать, где и как хранить личные вещи, как производить приборку, как заправлять койку. Сложнее, конечно, знакомство с боевым постом. Оно неразрывно связано с обучением по специаль ности. Постепенно, осваивая езои] обязанности, новичок изучает и боевой ноет, расположение и уст ройство боевых механизмов, с ко торыми он будет иметь дело. Тут важно иметь в виду следующее обстоятельство: новичок должен понять, что его боевой ноет не обособлен от всего корабля, что он входит в общую систему всей корабельной боевой организации. Если, скажем, молодого красно флотца обучают на зенитчика, ему надо об’яснить, что его пост вхо дит в БЧ-П, а БЧ-И в боевой прак тике имеет постоянную взаимо связь с другими боевыми частя ми корабля. Это позволит но вичку твердо усвоить, какое место занимает его пост, его БЧ, да и сам он в общекорабельной боевой организации. Это придаст ему уве ренность в своих действиях, вос питает чувство неразрывной спайки со всем экипажем. После того,- как молодой крас нофлотец ознакомится со схемой боевой организации я боевого уп равления корабля, можно начать более детальное об’ясненне ему отдельных устройств и механиз мов, расположения отсеков я па луб. Вот тут-то и пригодятся та экскурсия по кораблю, которую он совершит под руководством старшины в первые дни своей служ бы. Это отнюдь не озна чает, что краснофлотец должен также хорошо знать все боевые посты и боевые части корабля, как и свои. У каждого краснофлотца есть оп ределенный круг обязанностей, которые он выполняет, и меха низмы, которые он обслуживает. Но есть вещи на корабле, которые обязан знать каждый. Пусть краснофлотец служит котельным машинистом. Ясно, что от него в первую очередь нужно требовать знание котельной установки, но было бы по меньшей мере смеш но, если бы он не знал, для чего, к примеру, служит гирокомпас, что такое гафель, где находятся погреба для боезапаса и т. д. Это же относятся и к некото рым корабельным работам. Разве может считать себя настоящим моряком тот машинист или ар тиллерист, который не умеет вя зать морские узлы, швабрить палубу, красить борт и т. д.? Ну, а уж умение управлять шлюп кой, грести должно считаться элементарным требованием. В этой связи надо сказать, что тот стар шина, который, ознакамливая мо лодых краснофлотцев с кораблем, не обучает их одновременно мор ской практике, допускает боль шую ошибку. В море всякое бывает! И как будет благодарен молодой красно флотец своему старшине, если тот не только ознакомят его с кораб лем, но и приучит выполнять са мые необходимые корабельные ра боты. Таковы некоторые очень крат кие замечания, которые бы хоте лось сделать в помощь старшине, приступающему к ознакомлению молодого краснофлотца с кораблем. Трудно, конечно, дать советы на все случая, с которыми может столкнуться старшина, обучая молодежь. Хочется только сделать еще одно общее замечание: учить надо так, чтобы молодой красно флотец крепко полюбим море, ко рабль, чтобы он гордился своей морской профессией. Лейтенант С. ФЕДОРОВ. Г Мвшинжт-турбтдаст эсминце «Жаркий» А. Федоров — от личный специалист своего дола. Он является ^передовиком боевой подготовки и безукоризненно несет вахту. Фото Л. Огурцова. Дежурная служба отдыхает. • • Н-СКАЯ БАЗА. (От наш. корр.) Поверяющий штаба пришел на батарею за полчаса до побудки личного состава. Только в ко ридоре встретился дежурный по команде сержант Богданов. Он по спешно отрапортовал и почти тельно уступил дорогу. — Почему нет дневального? — спросил поверяющий у Богданова. — Отдыхает. . — Как отдыхает, ведь инструк цией это не разрешено? Оказывается, в подразделении, вопреки инструкция, дневальному разрешено отдыхать в неположен ное время. Не лишне напомнить, что инструкция утверждена командиром батареи и подписана его помощником. В ней четко оп ределены функции дневального. Однако на батарее написали ин струкцию и забыли, что ее надо выполнять. По инструкции дежурный я дневальный отвечают за чистоту помещений, за порядок в них. На деле же они не выполняют это требование. Сушилка подразделе ния находится в самом непригляд ном гаиде. Бачки не наполнены во дой. Обмундирование не заправле но. Поверяющий приказал вызвать дежурного по батарее. — Он отдыхает, — невозмути мо ответил Богданов. — Разве по инструкции он должен отдыхать в это время? — Нет, но ему сейчас делать нечего, он и отдыхает... Дальнейшая проверка показала, что распорядок дня на батарее со вершенно не соблюдается. ...7 часов утра. Дежурный пв команде дает сигнал побудки, а дежурный по батарее сержант Ерехинский соизволит еще отды хать. Ему нет дела до того, как в подразделении начался трудовой день. Хуже того, Ерехинский расположился на отдых не в де журной комнате, а подальше от нее — в комнате, где нет теле фона. Видимо, для того, чтобы его сон не нарушали телефонные звонки! Неорганизованность в несения дежурной службы, невыполнение инструкций, отсутствие всякого контроля за дежурной службой со стороны помощника командира батареи капитана Павлова сказа лись в первые же минуты после под’ема личного состава. На физи ческую зарядку вышли не все краснофлотцы, проходила она не организованно. Много еще и других недостат ков вскрыла проверка. Так, на пример, дежурный по батарее сержант Ерехинский не мог до ложить. сколько краснофлотцев направляется на занятий. Он не знал, где я чея заняты люди. Раньше батарея, где помощни ком командира капитан Павлов, была на хорошем счету. Но, види мо, достягиутые успехи вскру- жилн головы. Только этим яожно об’яснить, что на батарее так ос лабла воинская дисциплина. И. МАНТУЛИН. Школа подводников К 40 летмю со дня организации Учебною Отряда подводного плавания € Исполнилось 40 лет со дня организации Учебного Отряда подводного плавания — славной кузницы кадров, подготовившей немало специалистов: офице ров. старшин, краснофлотцев для подводного флота и проти володочной обороны. Подводные лодки в Роосии появились еще до русско-япон- ской войны. Первая лодка назы валась «Дельфин». Затем было еще шесть лодок типа «Касат ка», построенных на Балтийском заводе ло проекту инженера Бубнова. Подводные лодки не были по чти использованы в войне с Японией из-за технических не поладок и слабого освоения их личным составом. Лодки ком плектовались добровольцами из надводников. Хотя эти моряки и имели практический стаж пла вания, но технику -подводных лодок им пришлось осваивать заново. После войны с Японией раз горелась дискуссия о строи тельстве подводного флота. Пе редовые подводники отстояли строительство лодок. Начали строиться лодки большого тон нажа (до 480 тонн). На «Касат ке». «Миноге», «Акуло» были установлены дизеля. А в 1907 году была построена лодка с единым двигателем по проекту Джевецкого. Рос подводный флот. Нужны были кадры (подводников. За дачу под-готовки кадров и дол жен был разрешить Учебный От ряд подплава, организованный в 1906 году. Первым командиром Отряда был назначен контр-адмирал Шенснович — участник войны с Японией, бывший командир броненосца «Ретвизан». Сначала Отряд комплектовался из добро вольцев, но в 1907 году был про изведен первый набор новобран цев. Учебников не было, занима лись -практическим путем на подводных лодках. Но вскоре был ввещен новый м^тод; учеба была поделена на две части: теоретическую — в классах и Практическую — на лодках. Бы ла расшарена материально-тех ническая база, созданы специ альные кабинеты, построен Элиот для под’ема лодок с воды на зимний ремонт и т. д. Когда напилась война 1914 го да, Отряд выделил из своего со става кадры йа подводные лод ки Черного н Балтийского мо рей. Февральская революция за стала Отряд в Ревэле. Личный состав принимал активное уча стие в свержении самодержавия, а в октябре 1917 года подводни ки были в первых рядах борцов за яролзтарскую революцию. В годы «гражданской войны воспитанники Отряда находи лись яа фронтах. В 1919 году подводники были в ударной группе в районе Капорье—Гор буша, участвовали в боях про тив банд Юденича. После гражданской войны От ряд усиленно готовил надвод ников. В 1935 году ему было присвоено имя великого трибу на революции С. М. Кирова. Количество выпускников с каждым (годом все увеличива лось. Отряд бесперебойно обес- яв 1 чивал отличными кадрами но вые подводные корабли. В 1939 году он за боевые заслуги в годы гражданской войны и успехи в подготовке кадров был награжден орденом «Красное Знамя». Награждены были и лучшие командиры- воопитатэли и среди них стар шие подводники — офицеры тт. Лошмаиов, Ждан-Пушкин, Шиш кин, Лежнев и др. К началу Отечественной вой ны Отряд представлял из себя мощный, хорошо слаженный коллектив, способный воспиты вать, обучать и беспедзбойно снабжать кадрами подводников все флоты нашей Родины. В начале войны Отряд готовил кадры в Ленинграде. Был про изведен ускоренный выпуск, а из оставшихся учеников, не за кончивших учебу, были сфор мированы четыре батальона, ко торые вошли в состав морских бригад, воевавших против нем цев ка сухопутном фронте в районе Ленинграда. В 1914 году эвакуированный на время блокады та Ленингра да Отряд снова вернулся в род ной город. Многие его воспитанники прославили нашу Родину свои ми боевыми подвигами. Среди них Герои Совэтокого Союза Колыщин. Лунин, Калинин; Травкин, Богорад. Наши подводники, воспитан ники Отряда, дотопили несколь ко сотен вражеских корабле* общим водоизмещением около 3 млн. тона. За 40 лет своего существова ния Отряд выпустил из своих стен около двух тысяч специа листом офицэровлюдводннков. больше 20 тысяч рядовых ж старшин. Сейчас мы имеем ыощяую учебную организацию. У нас более 60 кабинетов и лаборато рий. Силами преподавателей на писано много учебников. Среда лучших наших воспитателей надо отчцзтить таких, как капи тан 2 ранга Микутенок, подпол ковник Подсосениый, капитан 5 ранга Пушков, кайтитан 3 ранг* Прохоров; ииструкторов-мичма- нов Ланкина, Калинина, Батуро. Бабурина; главстаршин Конец, Спиридонова, Кринина и многих других, которых знают яа фло тах многие подводники. Они от дают все свок знания и умение подготовке подводному флоту отличных кадров. Подг~чковник Л. ВОЛКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz