Краснофлотец. 1945, январь.
НА ЗАНЯТИЯХ С КАНДИДАТАМИ И з Было над чт призадуматься, когда парторг сообщил мне, что я утвержден руководителем заня тий с кандидатами партии «о истории партии. Мшо пред ставилась вся ответствкйяость этого дела. Справлюсь ли? Когда- то до войны я был политгрушю- водом, ;ta последние годы изредка проводил бе^еш, выступал с до кладами. Теперь задача была неиаме- римо сложнее. Занятия с канди датами партии — это ведь не ггросто учеба, а одна из важней ших форм партийного воспитания и идр ^ ' ои ;й!кал,кн кандида тов партии. На этих занятиях я должен помочь в формировании большевистских качеств, помочь товарищам за сравнительно не большой срок овладеть огромным идейным богатством нашей пар тии, чтобы выковать в гебе под линную партийность. На первом занятии Вспоминаю свое первое заня тие. Кубрик был подготовлен за ранее. Вывешена карта. Расстав лены столы. Все собрались во время. Интерес к занятиям у кандидатов партия велик. Я начал излагать тему. Внима ние слушателей переносится в глубь истории нашей Родины, почти на полвека назад. Волга. Р. небольшом городке Симбирске растет вождь двух величайших революций В. И. Ленин. Стараюсь говорить как можно проще и вижу, что внимание слушателей не ослабевает. Но вот перехожу к изложению на чала революционной деятель ности Ленина. Рассказываю о на родниках. «экономистах». И тут происходит непонятное для меня. Речь идет об интереснейшем пе риоде революционной борьбы, а «внимание слушателей явно рас сеянное: Коптев рассматривает книгу, Короткий смотрит куда-то в пространство, Шумихин смотрит на меня, но в его взгляде недоу мение. Я теряюсь в догадках. По чему меня не слушают? После занятий подозвал Корот кого. Он ответил так: — Вы говорили хорошо, да куда мне попять, что такое эко номизм». Выясняется, что у Короткого образование всего лишь один класс начал],ной школы. Мне стало все понятно. Я не учел со става своих слушателей, не при способился к их подготовке и за нятия вел, если можно так выра зиться, по шаблону. Значит, надо перестраиваться. Прежде чем эб’яснять сложные вопросы, надо раз’яснить простые. От чалого переходить к большему. А. для этого надо хорошо узнать каж дого, с кем имею дело. Г ример руководителя Готовясь к занятию но второй теме, я этот урок учел. Па этам занятии мы должны изучать пер вую главу «Краткого курса исто рии ШШ(б);>. Прочел «Что такое «друзья парода» и как они воюют иротив социал-демократов?»,- от рывки из книги «Развитие капи тализма в Россия». Кроне ленин ских работ, прочел произведение Плеханова «К вопросу о монисти ческом взгляде на историю*. Ма териала привлек очень мпого. Все свободное время уходгг па подготовку. -‘-!-.Ч1‘чаю. 'v> ьп ■ усидчивость имеет и о пыт а р у к о в о д и т Iсмысл. Начинают тянуться к по- литичеокой литературе « мои слушатели. Подолгу сидят над «Кратким курсом» коммунисты Хабаров, Масунов, Токарев имно гие другие. F Балашова появился том Ленина. Заводчиков читает избранные произведения Маркса. Оказывается, сам факт моей энер гичной подготовки к занятиям имеет организующее значение. Так мы подошли ко второму занятию. Готовились к нему все: и руководитель и слуша тели. Но вот беда! Многие стес няются выступать. Кандидат партии Шумихин заявил мне: «Не умею я красиво говорить». Надо разбить это ложное мнение. Долго раз’яснял ПГумихину, что дело не в красноречии, а в глу боком понимании вопроса. Попробовал задавать вопросы всем присутствующим по оче реди. 'Всеми силами стараюсь подбодрить тех, кто выступает впервые. Это помогает. Люди по степенно преодолевают робость. Появились желающие ответить на вопрос. Получается оживлен ная беседа. Но тут я не учелдру гого — времени. Увлекшись бе седой-опросом. забыл о регла менте. Явно нехватает времени на полное освещение темы. Тут тоже есть над чем поразмыслить. Снижать качество занятий за счет времени я не имею права. Неожиданный вопрос После беседы о народниках Загайнов вдруг задал мне во прос: «Что такое террор?» Зна чит, все мои старания прошли даром. Человек, не понимающий слова «террор», не в состоянии уяснить себе сущности народни чества. А кто виноват? Конечно, я — руководитель. Не предуга дал такой возможности. Выход нахожу в следующем; каждому слушателю предлагая» обзавестись записной книжкой, куда записывать все непонятные слова. Па следующем занятии меня буквально забросали вопро сами: кто такие «лейбористы», «консерваторы», «жирондисты», «нигилисты». Это хорошо. Теперь я гаранти рован от таких недоразумений, какое у меня произошла со ело вом «террор». Сгушатели ведут конспект Моя группа неуклонно растет. Па нервом занятии был» меньше 15 человек, теперь число слуша телей перевалило за 20. Многие присутствуют на занятиях но своему желаний). Но я, как руководитель, свои ми занятиями все еще не дово лен. Во-первых, никак не могу уложиться в программное время и, вонвторых, слишком небольшая часть материала по-настоящему усваивается слушателями. Как быть? Решил нр;»вести специаль ное занятие на тему: :Как рабо тать с книгой». Помочь запоминанию может только конспект. Л подавляющее большинство моих слушателей никогда по вело конспектов. Надо научить. Для примера я взял статью товарища Сталина «Леиин, как организатор PJMI». На примере этой статьи я хотел ! научить людей вести конспект. ' В то же время она служила до- 1^мнительным материалом к тре- .. чу разделу второй главы ел я «'Краткого курса». Что же у меня получилось? Я составил план, план-конспект, текстуальный конспект, тезисы. Но полностью об’яшшть все виды краткой за писи содержания мне не удалкь. Ввиду того, что материал был незнакомый, я вынужден был об'яснять больше содержание са мой статыи, чем ее конспект. Но все же мне кое-что удалось. Рас сказал, как составляются план, план-конспект и тезисы. На следующем занятии все слушатели сдалимне написанные ими конспекты. Ойи были самые разнообразные. Среди них встре чались и такие, где тема была переписана целиком из учебника. Побеседовал с каждым слушате лем, подробно рассказал о недо статках конспектов. Неоценимую рода, на снятиях играют наглядны© пособия. Их нужно искать всюду, гдо только возможно. Для того, чтобы об’яс- шгть соотношение сил па г.тором с’езде РСДРП, я начертил диа грамму. которая приводится в книге Ленина «Шаг вперед, два шага назад». С помощью этой диаграммы мне удалось об’яспить более наглядно борьбу Ленина с оппортунистическим крылом е'ез- да. Некоторые выводы Занятия с кандидатами партии идут уже третий месяц. Что хоте лось бы сказать? Прежде всего то, что эти занятия показали всю жизненность и необходимость та кой формы политического воспи тания кандидатов. Стремление иовышать свой идейно-политиче ский уровень у людей огромное. Все это требует серьезного внимания и к нам, руководителям групп. Однако я вот, например, скоро начну работать пад IV гла вой «Краткого курса истории ВКП(б)», а инструктаж получил яишь по первой. Инструктор по литотдела капитан т. Козлов, про водивший его, много внимания уделил материалу, который надо изучать. А. вот как изучать — об этом инструктор сказал ничтожно мало. Разве нельзя устраивать ди- ференцироваяные инструктажи, с учетом подготовки самих руко водителей, инструктажи по мето дике занятий? От этого дело только бы выиграло. И, наконец, несколько слов о работе партийной организации. Мне кажется, что у некоторых парторгов появилась явно непра вильная тенденция переложить всю заботу о воспитании канди датов партии на руководителя группы. Но ведь главное не « том, чтобы усвоить теоретически историю нашей партии, а в том, чтобы воспитать кандидатов пар тии в духе настоящей партий ности, научить их пользоваться марксистско-ленинской теорией, как оружием в нашей повседнев ной борьбе. А эго. надо прямо сказать, целиком зависит от пар тийной организации. Руководитель занятий группы кандидатов ВКП(б) Г. СУЧКИН. От редакция: печатая статью т, Г, Сучкша об опыте занятий с кадаидатамк партии, редакция «Краснофлотец* Приглашает дру, гих руководителей обменяться па стра*пицах газеты соомм опытом работы. Совещание корабельных редакторов стенных газет На-„днях состоялось совеща ние редакторов стенных газет соединения кораблей. С докладом об «тогах работы стенных гаэет в прошедшем году и о задачах на 1945 год высту пил заместитель начальника по литотдела капитал 2-го ранта т. Любович. После доклада развернулись оживленные прения. Выступив* шие редакторы тт. Волгин, Си доренко н другие поделились опытом своей работы. Тов. Ли>- боиич. подводя итоги совеща ния. сделал оценку каждой га зеты в отдельности. Как лучшие газеты соединения, *гасовещания были отмечены «Залп* ((редак тор т. Волгин) и «Волнорез» (редактор т. Ромкин). И* СИБИРСКИЙ. НА СНИМКЕ : редактор стен ной газеты -хЗал)п* старший кра снофлотец А. Волгин за вы пуском очередного номера. Фото стамшшы 1-й статья Ф . Шамычкова-, „Беда от нежного сердца" Коллектив краснофлот ской художе ственной само деятельности нашей части после долгой и упорной подготовки по ставил водевиль Оолотуба «Беда от нежного сердца». Творческая инициатива коллек тива и его руководителя старше го краснофлотца Трухпва косыма показательна и может служить примером для многих коллекти вов краснофлотской самодеятель ности частей исоединений флота. В ходе подготовки, да и в момент постановки коллективу пришлось встретить рядтрудностей чисто технического характера. Коллек тив не имелподходящего кубрика для репетиций, не было ни пари ков, ни костюмов для актеров. Несмотря на’ аде это. коллектив все же сумел дать для красно флотцев интересный спектакль. Постановщик Трухов, подо брав персонаж для водевиля, правильно распределилролимеж ду исполнителями. Пам он отлич но показал тин откупщика Бо лотникова. Замечательно испол нила р*>ль барыни Дарьи Семе- Водевяль Сологуба на краснофлотской сцепе новны Бояр киной красно флотец Буту зова. Успешно оправился с роль» Але&сандра (сына Золотников») ставший кракшофлотец Пурец- кий. Своей отличной игрой на сц^- не Пуреадкий проявил большие способности. Неплохо играли■ другие участники самодеятельно го театра — краснофлотец Ход нем в роли племянницы Бояр киной — Настасьи Петровны» краснофлотец Лобовпкова в рол* Мантеннки, краснофлотец Про кофьев в роли француза-пармь- махера. Хорошее исполнение своих ро лей участниками самодеятельно сти принесло нашему коллектив} большой успех. Зрители сопро вождали выступление участников спектакли бурными аплодисмен тами. Паше пожелание кол лективу — не останавливаться ■надостигнутых успехах, продел айгь творческую работу. В. АЛЕКСАНДРОВСКИЙ. НА БЫТОВЫЕ ТЕМЫ а Беспорядок на камбузе Помещение, где находится наш камбув и столовая, — просторное. Здесь можно поддерживать образ цовый порядок. Однако ов не со блюдается. Стены столовой когда- то быян выкрашены голубой крас кой, а сейчас от поязн имеют чер ный цвет. Многие краснофлотцы приходят обедать и ужичгать в грязтгых ра бочих костюмах, Пикто да это не обращает внимания, даже сани тарная служба и ее н&чалыпве т. Старк. Старший ссржанг Г. 6АДРАК . Вместо гирь—замни и мыло Старший клаловтцик нашей ча сти т, Клишин плохо заботится а той. чтобы кладовые были обес печены всем необходимым, Кла довщик одного из подразделений крагаюфлотец т. Бармин, не имею щий десятичных весов, вымуждев отвешивать сотни килограммов продуктов десятшсилогрдммовым* порциями и применять вместо гирь зашей, куоки мыла и даже бухан ки хлеба. Продукты отпускаются медленно, да и вес их вызывает сомнение. Это подрывает и авто ритет кладовщика Бармзша. Младший сержант А. БАТАЛОВ- «
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz