Краснофлотец. 1945, январь.

НА ЗАНЯТИЯХ С КАНДИДАТАМИ И з Было над чт призадуматься, когда парторг сообщил мне, что я утвержден руководителем заня­ тий с кандидатами партии «о истории партии. Мшо пред­ ставилась вся ответствкйяость этого дела. Справлюсь ли? Когда- то до войны я был политгрушю- водом, ;ta последние годы изредка проводил бе^еш, выступал с до­ кладами. Теперь задача была неиаме- римо сложнее. Занятия с канди­ датами партии — это ведь не ггросто учеба, а одна из важней­ ших форм партийного воспитания и идр ^ ' ои ;й!кал,кн кандида­ тов партии. На этих занятиях я должен помочь в формировании большевистских качеств, помочь товарищам за сравнительно не­ большой срок овладеть огромным идейным богатством нашей пар­ тии, чтобы выковать в гебе под­ линную партийность. На первом занятии Вспоминаю свое первое заня­ тие. Кубрик был подготовлен за­ ранее. Вывешена карта. Расстав­ лены столы. Все собрались во­ время. Интерес к занятиям у кандидатов партия велик. Я начал излагать тему. Внима­ ние слушателей переносится в глубь истории нашей Родины, почти на полвека назад. Волга. Р. небольшом городке Симбирске растет вождь двух величайших революций В. И. Ленин. Стараюсь говорить как можно проще и вижу, что внимание слушателей не ослабевает. Но вот перехожу к изложению на­ чала революционной деятель­ ности Ленина. Рассказываю о на­ родниках. «экономистах». И тут происходит непонятное для меня. Речь идет об интереснейшем пе­ риоде революционной борьбы, а «внимание слушателей явно рас­ сеянное: Коптев рассматривает книгу, Короткий смотрит куда-то в пространство, Шумихин смотрит на меня, но в его взгляде недоу­ мение. Я теряюсь в догадках. По­ чему меня не слушают? После занятий подозвал Корот­ кого. Он ответил так: — Вы говорили хорошо, да куда мне попять, что такое эко­ номизм». Выясняется, что у Короткого образование всего лишь один класс начал],ной школы. Мне стало все понятно. Я не учел со­ става своих слушателей, не при­ способился к их подготовке и за­ нятия вел, если можно так выра­ зиться, по шаблону. Значит, надо перестраиваться. Прежде чем эб’яснять сложные вопросы, надо раз’яснить простые. От чалого переходить к большему. А. для этого надо хорошо узнать каж­ дого, с кем имею дело. Г ример руководителя Готовясь к занятию но второй теме, я этот урок учел. Па этам занятии мы должны изучать пер­ вую главу «Краткого курса исто­ рии ШШ(б);>. Прочел «Что такое «друзья парода» и как они воюют иротив социал-демократов?»,- от­ рывки из книги «Развитие капи­ тализма в Россия». Кроне ленин­ ских работ, прочел произведение Плеханова «К вопросу о монисти­ ческом взгляде на историю*. Ма­ териала привлек очень мпого. Все свободное время уходгг па подготовку. -‘-!-.Ч1‘чаю. 'v> ьп ■ усидчивость имеет и о пыт а р у к о в о д и т Iсмысл. Начинают тянуться к по- литичеокой литературе « мои слушатели. Подолгу сидят над «Кратким курсом» коммунисты Хабаров, Масунов, Токарев имно­ гие другие. F Балашова появился том Ленина. Заводчиков читает избранные произведения Маркса. Оказывается, сам факт моей энер­ гичной подготовки к занятиям имеет организующее значение. Так мы подошли ко второму занятию. Готовились к нему все: и руководитель и слуша­ тели. Но вот беда! Многие стес­ няются выступать. Кандидат партии Шумихин заявил мне: «Не умею я красиво говорить». Надо разбить это ложное мнение. Долго раз’яснял ПГумихину, что дело не в красноречии, а в глу­ боком понимании вопроса. Попробовал задавать вопросы всем присутствующим по оче­ реди. 'Всеми силами стараюсь подбодрить тех, кто выступает впервые. Это помогает. Люди по­ степенно преодолевают робость. Появились желающие ответить на вопрос. Получается оживлен­ ная беседа. Но тут я не учелдру­ гого — времени. Увлекшись бе­ седой-опросом. забыл о регла­ менте. Явно нехватает времени на полное освещение темы. Тут тоже есть над чем поразмыслить. Снижать качество занятий за счет времени я не имею права. Неожиданный вопрос После беседы о народниках Загайнов вдруг задал мне во­ прос: «Что такое террор?» Зна­ чит, все мои старания прошли даром. Человек, не понимающий слова «террор», не в состоянии уяснить себе сущности народни­ чества. А кто виноват? Конечно, я — руководитель. Не предуга­ дал такой возможности. Выход нахожу в следующем; каждому слушателю предлагая» обзавестись записной книжкой, куда записывать все непонятные слова. Па следующем занятии меня буквально забросали вопро­ сами: кто такие «лейбористы», «консерваторы», «жирондисты», «нигилисты». Это хорошо. Теперь я гаранти­ рован от таких недоразумений, какое у меня произошла со ело­ вом «террор». Сгушатели ведут конспект Моя группа неуклонно растет. Па нервом занятии был» меньше 15 человек, теперь число слуша­ телей перевалило за 20. Многие присутствуют на занятиях но своему желаний). Но я, как руководитель, свои­ ми занятиями все еще не дово­ лен. Во-первых, никак не могу уложиться в программное время и, вонвторых, слишком небольшая часть материала по-настоящему усваивается слушателями. Как быть? Решил нр;»вести специаль­ ное занятие на тему: :Как рабо­ тать с книгой». Помочь запоминанию может только конспект. Л подавляющее большинство моих слушателей никогда по вело конспектов. Надо научить. Для примера я взял статью товарища Сталина «Леиин, как организатор PJMI». На примере этой статьи я хотел ! научить людей вести конспект. ' В то же время она служила до- 1^мнительным материалом к тре- .. чу разделу второй главы ел я «'Краткого курса». Что же у меня получилось? Я составил план, план-конспект, текстуальный конспект, тезисы. Но полностью об’яшшть все виды краткой за­ писи содержания мне не удалкь. Ввиду того, что материал был незнакомый, я вынужден был об'яснять больше содержание са­ мой статыи, чем ее конспект. Но все же мне кое-что удалось. Рас­ сказал, как составляются план, план-конспект и тезисы. На следующем занятии все слушатели сдалимне написанные ими конспекты. Ойи были самые разнообразные. Среди них встре­ чались и такие, где тема была переписана целиком из учебника. Побеседовал с каждым слушате­ лем, подробно рассказал о недо­ статках конспектов. Неоценимую рода, на снятиях играют наглядны© пособия. Их нужно искать всюду, гдо только возможно. Для того, чтобы об’яс- шгть соотношение сил па г.тором с’езде РСДРП, я начертил диа­ грамму. которая приводится в книге Ленина «Шаг вперед, два шага назад». С помощью этой диаграммы мне удалось об’яспить более наглядно борьбу Ленина с оппортунистическим крылом е'ез- да. Некоторые выводы Занятия с кандидатами партии идут уже третий месяц. Что хоте­ лось бы сказать? Прежде всего то, что эти занятия показали всю жизненность и необходимость та­ кой формы политического воспи­ тания кандидатов. Стремление иовышать свой идейно-политиче­ ский уровень у людей огромное. Все это требует серьезного внимания и к нам, руководителям групп. Однако я вот, например, скоро начну работать пад IV гла­ вой «Краткого курса истории ВКП(б)», а инструктаж получил яишь по первой. Инструктор по­ литотдела капитан т. Козлов, про­ водивший его, много внимания уделил материалу, который надо изучать. А. вот как изучать — об этом инструктор сказал ничтожно мало. Разве нельзя устраивать ди- ференцироваяные инструктажи, с учетом подготовки самих руко­ водителей, инструктажи по мето­ дике занятий? От этого дело только бы выиграло. И, наконец, несколько слов о работе партийной организации. Мне кажется, что у некоторых парторгов появилась явно непра­ вильная тенденция переложить всю заботу о воспитании канди­ датов партии на руководителя группы. Но ведь главное не « том, чтобы усвоить теоретически историю нашей партии, а в том, чтобы воспитать кандидатов пар­ тии в духе настоящей партий­ ности, научить их пользоваться марксистско-ленинской теорией, как оружием в нашей повседнев­ ной борьбе. А эго. надо прямо сказать, целиком зависит от пар­ тийной организации. Руководитель занятий группы кандидатов ВКП(б) Г. СУЧКИН. От редакция: печатая статью т, Г, Сучкша об опыте занятий с кадаидатамк партии, редакция «Краснофлотец* Приглашает дру, гих руководителей обменяться па стра*пицах газеты соомм опытом работы. Совещание корабельных редакторов стенных газет На-„днях состоялось совеща­ ние редакторов стенных газет соединения кораблей. С докладом об «тогах работы стенных гаэет в прошедшем году и о задачах на 1945 год высту ­ пил заместитель начальника по­ литотдела капитал 2-го ранта т. Любович. После доклада развернулись оживленные прения. Выступив* шие редакторы тт. Волгин, Си­ доренко н другие поделились опытом своей работы. Тов. Ли>- боиич. подводя итоги совеща­ ния. сделал оценку каждой га­ зеты в отдельности. Как лучшие газеты соединения, *гасовещания были отмечены «Залп* ((редак­ тор т. Волгин) и «Волнорез» (редактор т. Ромкин). И* СИБИРСКИЙ. НА СНИМКЕ : редактор стен­ ной газеты -хЗал)п* старший кра­ снофлотец А. Волгин за вы­ пуском очередного номера. Фото стамшшы 1-й статья Ф . Шамычкова-, „Беда от нежного сердца" Коллектив краснофлот­ ской художе­ ственной само­ деятельности нашей части после долгой и упорной подготовки по­ ставил водевиль Оолотуба «Беда от нежного сердца». Творческая инициатива коллек­ тива и его руководителя старше­ го краснофлотца Трухпва косыма показательна и может служить примером для многих коллекти­ вов краснофлотской самодеятель­ ности частей исоединений флота. В ходе подготовки, да и в момент постановки коллективу пришлось встретить рядтрудностей чисто технического характера. Коллек­ тив не имелподходящего кубрика для репетиций, не было ни пари­ ков, ни костюмов для актеров. Несмотря на’ аде это. коллектив все же сумел дать для красно­ флотцев интересный спектакль. Постановщик Трухов, подо­ брав персонаж для водевиля, правильно распределилролимеж­ ду исполнителями. Пам он отлич­ но показал тин откупщика Бо­ лотникова. Замечательно испол­ нила р*>ль барыни Дарьи Семе- Водевяль Сологуба на краснофлотской сцепе новны Бояр­ киной красно­ флотец Буту­ зова. Успешно оправился с роль» Але&сандра (сына Золотников») ставший кракшофлотец Пурец- кий. Своей отличной игрой на сц^- не Пуреадкий проявил большие способности. Неплохо играли■ другие участники самодеятельно­ го театра — краснофлотец Ход­ нем в роли племянницы Бояр­ киной — Настасьи Петровны» краснофлотец Лобовпкова в рол* Мантеннки, краснофлотец Про­ кофьев в роли француза-пармь- махера. Хорошее исполнение своих ро­ лей участниками самодеятельно­ сти принесло нашему коллектив} большой успех. Зрители сопро­ вождали выступление участников спектакли бурными аплодисмен­ тами. Паше пожелание кол­ лективу — не останавливаться ■надостигнутых успехах, продел­ айгь творческую работу. В. АЛЕКСАНДРОВСКИЙ. НА БЫТОВЫЕ ТЕМЫ а Беспорядок на камбузе Помещение, где находится наш камбув и столовая, — просторное. Здесь можно поддерживать образ­ цовый порядок. Однако ов не со­ блюдается. Стены столовой когда- то быян выкрашены голубой крас­ кой, а сейчас от поязн имеют чер­ ный цвет. Многие краснофлотцы приходят обедать и ужичгать в грязтгых ра­ бочих костюмах, Пикто да это не обращает внимания, даже сани­ тарная служба и ее н&чалыпве т. Старк. Старший ссржанг Г. 6АДРАК . Вместо гирь—замни и мыло Старший клаловтцик нашей ча­ сти т, Клишин плохо заботится а той. чтобы кладовые были обес­ печены всем необходимым, Кла­ довщик одного из подразделений крагаюфлотец т. Бармин, не имею­ щий десятичных весов, вымуждев отвешивать сотни килограммов продуктов десятшсилогрдммовым* порциями и применять вместо гирь зашей, куоки мыла и даже бухан­ ки хлеба. Продукты отпускаются медленно, да и вес их вызывает сомнение. Это подрывает и авто­ ритет кладовщика Бармзша. Младший сержант А. БАТАЛОВ- «

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz